Нехорошо быть человеку одному

Нехорошо быть человеку одному

Нехорошо быть человеку одному

Галина Михеева

— Нехорошо быть человеку одному,-
Сказал Всевышний и в одно мгновенье
Извлек ребро Адама… и тому
Явилось взору новое творенье.
Ее Бог создал из Адамовых костей,
Чтоб рангом чуть была его пониже,
А чтоб была Адаму всех милей:
Он взял ребро, что к сердцу было ближе.
Адам пленился юной красотой —
Такой помощник был ему так нужен!
— Ты будешь называться мне женой,
Ведь плоть твоя взята была от мужа!
— А для потомков впредь закон такой:
Отца и мать оставить должен каждый,
Прилепится к жене своей родной
И будут плоть одна,как сделал я однажды!
И этот брак Господь благословил,
И хоры ангелов ликуя песни пели:
Плодитесь, размножайтесь на земле
И всем, что есть на ней, чтоб вы владели!
Так пусть же будет прочным ваш союз,
Ничто земное брак не нарушает,
Не будет тяжким ваш семейный груз,
В любви пусть ваше сердце возрастает!
И пусть детишек шумный хоровод
Очаг семейный ваш украсит вскоре,
Во всем сопутствует пусть вам Великий Бог,
Вручите жизнь свою благой Господней воле!
******

© Copyright: Галина Михеева, 2012
Свидетельство о публикации №112101507386

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Галина Михеева

Рецензии

Написать рецензию

Одному скорее скучно, чем нехорошо..
Омар Х. заметил как-то, что лучше одному быть, чем не понятно с кем..
Удачи!
Александр Карпекин 21.06.2013 17:54 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Лучше быть голодным,чем есть что попало,лучше жить одному,чем жить с кем попало — это человеческое мнение и оно правдиво.В моем стихе приведено изречение Всевышнего -Бытие 2:18.Речь идет не о ком попало,а о помощнике по жизни и оно верно уже потому,что Бог лгать не может по сути Своей.И действительно — без помощи со стороны человеку нехорошо.Робинзон завел себе Пятницу так как страдал от одиночества,а на старости,когда немощи одолевают,так и вообще худо.Или Вы не согласны?Спасибо за посещение и отзыв.С теплом,
Галина Михеева 21.06.2013 19:19 Заявить о нарушении

! Я за то, чтоб мнений было много, хороших и разных 😉
Александр Карпекин 22.06.2013 00:08 Заявить о нарушении

Спасибо!!!Приятно…,с теплом,
Галина Михеева 22.06.2013 01:11 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Галина Михеева

Не хорошо быть человеку одному (Бытие 2:18)

Категория: Цитаты из Евангелия Создано 20.11.2013 20:42

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:18-24)

Протоиерей Владимир Воробьев, из статьи «Православное учение о браке»:

…Создание мужского и женского пола описывается в книге Бытия как дело особенного Промысла Божия. Каждый день творения заканчивается словами о том, что Господь посмотрел и увидел, что все сотворенное «добро зело». Когда же Господь сотворил первого человека Адама, то через некоторое время сказал: «Не хорошо быть человеку одному.

Сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2: 18). Удивительный контраст: до сих пор все было хорошо, а вот Адам не нашел полноты жизни один. И Господь, увидев это, сотворил ему в помощника жену. Это было необходимостью, без жены бытие человека не было полным, оно не было «добро зело». Таким образом, замысел Божий не осуществился, пока не была сотворена жена. И только вместе мужской пол и женский достигают той гармонии и полноты, которые достойны замысла Божия о человеке.

В Новом Завете апостол Павел свидетельствует: «все вы — сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26-28). По-славянски «Всибо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: Елицыбо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: всибо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3: 26-28). Мужской и женский пол имеют одну природу, то есть онтологически нет существенной разницы между мужчиной и женщиной. Достоинство мужчины и женщины пред Богом одинаково, но они отличаются между собой как две части одного целого. Ни одна из этих частей не может быть полной без другой, пока не достигнуто единство, или без какого-то особенного действия благодати Божией.

Учение о сущности отношений между мужчиной и женщиной только в христианстве достигает той полноты, красоты и совершенства, которых нет больше ни в каком ином учении, ни в какой другой философии. Это учение совершенно естественно выражается в учении о браке.

Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существенно нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие.

К оглавлению книги Н.Лейбович «Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев»

Книга Бытие / Недельный раздел Берешит

О каждом творении, по завершении его создания, сказано: «И увидел Бог, что хорошо». В конце всего процесса Творения дается более пространное и торжественное определение: это как бы наиболее общий взгляд на все созданное: 1:31

И УВИДЕЛ БОГ ВСЕ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ, И ВОТ ХОРОШО ОЧЕНЬ.

Таким образом, не только о каждой из частей, составляющих Творение сказано: «хорошо», но и обо всем Творении в целом, о гармонии частей, говорится «очень хорошо». И только после создания человека не сказано: «И увидел Бог, что хорошо». Как считают некоторые комментаторы, Писание таким образом избегает повторения — иначе в повествовании о дне шестом было бы дважды сказано: » хорошо». Ведь обо всем Творении в целом сказано: «И увидел Бог все что Он сделал и вот очень хорошо» — человек же включен в это целое и потому нет надобности говорить о нем в отдельности. Однако скорее всего та часть этого вселенского целого, которая называется «человек» и о которой не сказано «хорошо», отличается от всех остальных созданий, о которых сказано: » хорошо». Ведь у человека, в отличие от всех остальных созданий, есть свобода воли — свобода выбора между «хорошим» и «плохим». В нашем классическом источнике, трактующем проблему выбора — в «Законах о раскаянии» Рамбама- дается такое определение:

Каждому человеку дана свобода воли: пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает он пойти по пути зла и сделаться злодеем — у него есть и такая возможность… Творец не предопределяет за человека, быть ему праведником или грешником (5:12).1
Таким образом, Писание не говорит о человеке сразу же при его сотворении, что он «хорош». Если так, то нет противоречия между стихом, обозначающим конец процесса сотворения мира, о котором мы говорили выше, и стихом, заключающим рассказ о начальной эпохе человеческой истории и главу «Брейшит».
Сравним разбираемый нами стих: 1:31

И УВИДЕЛ БОГ ВСЕ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ, И ВОТ ХОРОШО ОЧЕНЬ.

и стих в конце главы «Брейшит»:

6:5 И УВИДЕЛ ГОСПОДЬ, ЧТО ВЕЛИКО ЗЛО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НА ЗЕМЛЕ И ВСЕ
ПОБУЖДЕНИЕ ПОМЫСЛОВ СЕРДЦА ЕГО
ЛИШЬ ЗЛО ВЕСЬ ДЕНЬ.

Так противостоят друг другу созидательное творчество Всевышнего и побуждения и помыслы человека. Вот ответ на вопрос: почему не сказано о сотворении человека » хорошо».
Но как же можно сказать о человеческом существовании, еще прежде того, как человек начал действовать, что оно «не хорошо»?
Второе повествование о сотворении человека во второй части главы «Брейшит» дает развернутую картину того, о чем рассказывает первый раздел.
По поводу соотношения первого и второго разделов главы «Брейшит» мы ограничимся только самым общим замечанием. Приведем здесь мнение Кассуто из его книги «От Адама до Ноаха»:
Тот факт, что о сотворении человека рассказано дважды: в первом разделе и во втором, нисколько не противоречит семитскому складу ума. Тора рассказывает о сотворении человека дважды: в первый раз — кратко, в самых общих чертах, как о сотворении одного из многих творений, населяющих материальный мир. Во второй раз о том же самом рассказывается пространно и подробно, как о создании существа, стоящего в центре мира морали. Это повторение рассказа соответствует известному правилу «вначале общее, а затем частное», по которому за общей формулировкой закона следует его детальная формулировка и которое существует не только в Танахе, но и во многих древних ближневосточных литературных источниках.
То, о чем говорит современный исследователь, сформулировали в глубокой древности наши мудрецы в тридцати двух правилах толкования Торы. Вот что пишет об этом Раши:
Если же скажешь, что ведь уже написано: «И сотворил человека…» (1:27), то я видел барайту раби Элиэзера, сына раби Йосей hаглили, с тридцатью двумя правилами толкования Торы. И вот одно из них: если за общим следует описание, то оно является конкретизацией первого. «И сотворил человека» — это общее, где умалчивается о том, из чего Он сотворил его, и умалчивается о действиях. Далее снова возвращаясь , разъясняется: и сформировал Господь Бог человека… и произрастил Он для него сад Эденский,.. и поместил его в саду Эденском,.. и навел сон на него… Тот, кто слышит, может подумать, что перед ним описание другое, на самом же деле это конкретизация предыдущего . Имеется также возвращение : «и сформировал Господь из земли всякого зверя полевого», чтобы разъяснить «и привел Он их к человеку — дать им имя».

Итак, второе повествование о сотворении человека, во второй части главы, дает развернутую картину того, о чем рассказывает первый раздел и подробно останавливается на истории сотворения полов. Но еще до того, как появляется разделение на мужское и женское, сказано:

2:18: НЕ ХОРОШО БЫТЬ
ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ

Кассуто в своей книге «От Адама до Ноаха» говорит:
В иврите есть два способа выражения отрицания: и Слово перед прилагательным сильнее подчеркивает отрицание, чем слово . Когда я говорю, скажем, о какой-то вещи: , употребляя слово , я отрицаю, что эта вещь может быть сочтена «хорошей», но при этом не утверждаю, что она совершенно и окончательно «плохая»: может быть, она какая-нибудь «средняя». Но если я скажу об этой вещи «- я утверждаю, что она представляет собой нечто обратное «хорошему».
Нам нужно понять, что означает это «не хорошо» — применительно к одиночеству первого человека. Наши мудрецы давали на этот счет самые разные разъяснения. Возможен, например, психологический подход к толкованию этого стиха: одиночество «не хорошо», потому что человеку плохо без жены.
О таком человеке говорит Талмуд (трактат Йевамот):
Тот, у кого нет жены, живет без радости, без благословения, без добра. Без радости, ибо сказано в Торе, книга Дварим (14:26): «И радуйся ты и дом твой».2 Без благословения, ибо сказано в книге Йехезкеля (34:30): «Лучшую часть3 теста вашего отдавай коhену, чтобы покоилось благословение на доме твоем». Без добра , ибо сказано: «Не хорошо человеку быть одному.
Есть комментаторы, которые видят в этом «не хорошо» нечто вполне конкретное: тяжесть и неудобство в удовлетворении повседневных человеческих нужд. В трактате Йевамотсказано:
В чем жена помогает мужу? Человек приносит домой зерно — разве зерно едят? Приносит стебли льна — разве в них можно одеться? Разве она не просветляет его глаза и не ставит его на ноги?
Здесь идет речь о том, что удовлетворение материальных потребностей человека требует разделения труда между мужчиной и женщиной, а вместе с тем и сотрудничества. Без разделения труда и сотрудничества невозможна человеческая жизнь.
Иной подход к расшифровке выражения, вынесенного нами в заголовок, предлагает Сфорно:
Невозможно будет достичь искомого совершенства , для которого предназначен, будучи создан «по образу и подобию», если он сам будет заниматься всеми хозяйственными делами.
Удовлетворение материальных потребностей Сфорно увязывает с требованиями, предъявляемыми к человеку как к «образу и подобию». Без разделения труда и без сотрудничества человек не сможет приблизиться к этому идеалу. Таким образом, «не хорошо» здесь истолковано как некая помеха совершенству человека.
Совершенно иное толкование выражения «не хорошо» приводит Раши, со ссылкой на мидраш Пиркей дераби Элиэзер:
Чтобы не сказали, будто есть две власти: Святой, благословен Он, среди высших один, и нет у Него четы, а человек среди низших один, и нет у него четы.
Что это означает? Дело в том, что в человеке с самого его сотворения заложена некая двойственность. Он сотворен из праха земного и из живой души, которую вдохнул в него Всевышний. Как говорит Раши,

«И вдохнул в ноздри ему»: тело — из земного, а душа — из небесного .
Назначение человека — служить своему Творцу, будучи прахом земным, и в то же время образом и подобием Бога. Если бы закон парности, которому подчинен животный мир, не был властен также и над человеком — было бы нарушено некое равновесие, человек возомнил бы себя богом. Для того, чтобы человек отвечал своему назначению и призванию, для того, чтобы осуществилась божественная программа, заложенная в сотворении мира и человека, — человек не должен оставаться один.
Некоторым комментаторам слова Рашиказались загадочными: зачем понадобилось Рашиприводить именно это высказывание мудрецов и толковать, что именно с этой точки зрения «не хорошо», и почему он не пошел вслед за тем толкованием, которое неоднократно предлагали мудрецы, что тому, у кого нет жены, не видать добра?
Что побудило Раши привести этот мидраш и дать выражению ‘ло тов’ не психологическое, не социологическое, но чисто теологическое истолкование? Здесь, как и везде, где Раши приводит мидраши мудрецов, он с исключительной точностью и тщательностью анализирует язык Писания.
В отрывке, который мы разбираем («Не хорошо человеку быть одному»), не сказано:,» , то есть употреблена не обычная форма инфинитива от глагола быть «, , а особая форма «, , которая означает скорее «пребывание», «бытие»: не хорошо пребываниечеловека в одиночестве. Форма ‘hейот’ подчеркивает, что имеется в виду не субъективное чувство одиночества, которое испытывает человек, не то, как выглядит одиночество с точки зрения самого человека, а объективная данность. Положение объективно «нехорошо», оно нехорошо перед Богом, не так оно должно быть по Его замыслу. Вот что хочет разъяснить нам Раши, приводя это речение мудрецов.
Итак, поскольку с самого начала в замыслы Всевышнего не входило оставить человека в одиночестве, здесь, как и в повествовании о сотворении человека в первом разделе, Писание вначале говорит о замысле, а затем об исполнении. Как в первом разделе сказано:

1:26 И СКАЗАЛ БОГ: СОЗДАДИМ
ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ

так и здесь сказано:

2:18 СДЕЛАЮ ЕМУ ПОМОЩНИКА
ПОД СТАТЬ ЕМУ

Выше мы уже приводили отрывок из книги Кассуто, где показана разница между общим направлением первого раздела и общим направлением второго раздела. В соответствии с этим принципом Кассуто полагает:
В предыдущем разделе, целиком посвященном миру физическому, Писание подчеркивает биологический, половой аспект отношений мужчины и женщины: «- мужчину и женщину сотворил он их. Во втором разделе, посвященном миру морали, Писание подчеркивает моральный аспект их отношений: » помощник под стать ему .
Мидраш рассматривает это необычное словосочетание не как некое понятие, складывающееся из сочетания двух слов (как, например, «помощник ему»), а как выражение, в обоих частях которого заложена некая альтернатива.4
Например, в трактате Йевамот:
Сказал раби Элиэзер: «Что сказанное: ‘сделаю ему , помощника против него’? Будет он достоин — помощник, не будет он достоин — противник».

Или, в краткой формулировке Раши:
Достоин — помощник, не достоин — противник.
Глубокий анализ этой формулировки дал Маhарализ Праги в его книге Гур Арье о комментарии Раши к Торе:
В этих словах скрыт глубокий и потаенный смысл. Мужское и женское — это две противоположности. Если будут они того достойны, то поистине соединятся в единую силу. Ибо всякие противоположности объединяются в единую силу, когда они достойны, то есть когда Всевышний, Благословен Он, творит мир между противоположностями, связывает их и соединяет; но когда они не достойны того — то, поскольку они противоположны друг другу — делает их «противниками».
Из этого следует, что то «хорошее», «, что заключено в соединении мужчины и женщины и долженствует превозмочь то «нехорошее», «, которое содержится в пребывании человека в одиночестве, — это «хорошее» также не дано, а задано и обусловлено свободным выбором человека — выбором добра. Как мы видели в начале нашего рассуждения, и о сотворении человека не сказано «ибо хорошо», «, поскольку «хорошее», «добро», «, зависит от его свободного выбора. Если, как говорит Маhараль, мужчина и женщина по своей природе противоположны друг другу, то их соединение автоматически не влечет за собой преодоление того «нехорошего», «, что заключено в их пребывании в одиночестве. Только если они «достойны», если они оба делают добро и чисты перед Богом, две противоположности соединяются и прилепляются друг к другу, и создается гармония. Но если они не достойны, если Всевышний не «творит мир между противоположностями», — встреча двух противоположностей превращается в столкновение и ведет к дисгармонии.5

1Рамбам. Главы из книги «Мишнэ Тора». Пер. М. Шнейдера. Иерусалим.

2 Приведем отрывок из комментария Маhарша к Талмуду, где разъясняется это место: «По смыслу сказанного это могут быть все домочадцы. Но «домом» человека называется его жена. И не следует это понимать так, что заповедано человеку радоваться вместе с его женой, вкушая вторую десятину в Иерусалиме, ибо нет на женщинах обязанности совершать паломничество в Иерусалим на праздник. Но Писание учит нас, что не следует ему веселиться без жены».

3 Приведем еще один отрывок из комментария Маhарша к Талмуду: «Возможно, что, поскольку сказанное у Иехезкеля относится к заповеди о хале, выражение «дом твой» означает «жена твоя», поскольку заповедь о хале относится к женщинам».

4Ицхак hайнеман в своей книге «Пути Агады» формулирует принципы, в соответствии с которыми мидраш разъясняет слова или части предложений. Мидраш не только рассматривает их как составляющие единое высказывание, но порой наделяет их полной самостоятельностью. Так создавалось немало мидрашей, привносящих в толкуемый текст противопоставление, которое в обычном чтении не существует. hайнеман приводит несколько примеров, которые по герменевтическому методу очень напоминают рассматриваемый текст. Например, в Диврей hаямимцарь Давид говорит: «Слушайте меня, братья мои и народ мой!» (28:2). В талмудическом трактате Сота это место получило следующий комментарий: «Если «братья» — то почему «народ»? А если народ — то почему «братья»? Если вы послушаете меня — вы мне братья, если же нет — вы народ мой и я буду властвовать над вами жезлом.»
Другой пример: Авраhам называет себя «пришелец и поселенец» (Брейшит, 23:4), и мидраш толкует это так: «Хотите — жилец, хотите — хозяин в доме» (Брейшит Раба, Ноах, 7). Так мидраш подчеркивает парадокс, заключенный в том, что Авраhам просит о крошечном участке земли, чтобы похоронить там жену, хотя владеет всей этой землей по обещанию Всевышнего. 5 В то время, когда была написана эта глава, я еще не была знакома со статьей р.

Й.Д.Соловейчика «Одинокий верующий человек» (Тhе Lоnеlу Маn оf Fаith. Тrаditiоn, vоl.7, nо. 2, Summеr 1965, рр. 167; в рус. пер.: Соловейчик И. «Одинокий верующий человек», Амана, 1980; см. также сб.: Соловейчик Й. «Катарсис», Амана, 1991), в которой дается глубокий и оригинальный анализ отношений Адама с его женой, как описано в первой и во второй главах «Брейшит» (Прим. пер.).

Продолжение

Нехорошо быть человеку одному

Может ли человек прожить один? Допустим, даже без образования семьи с целью родить детей, получится ли у него прожить без друзей, знакомых, родственников? Допустим, человек весьма самодостаточен, твердо стоит на ногах в материальном плане, не нуждается в поддержке социальных связей… Человек может иметь увлечения, которые радуют исключительно его одного. Почему бы не назвать это идеальной моделью жизни? Полная свобода, нет раздражителей, не приходится делать выбор и выбирать компромиссы. Главное – абсолютное душевное спокойствие.

А сможет ли прожить один человек, который не обладает профессией, чтобы заработать средства к существованию; круглый сирота, у которого нет родственников и близких хотя бы для моральной поддержки? Да! Откуда логика, что надо ждать помощи от близких, становясь им обузой? Одиночество – прекрасный источник времени и сил, которые можно потратить на становление и развитие себя. Имея цель, можно достичь огромных высот, в то время как, не имея ее, можно оставаться одиноким ничтожеством даже в кругу друзей…

Как сложно, не правда ли? А человек сам виноват: не умея планировать собственное время и расставлять приоритеты в жизни, стал винить в бедах свое одиночество. Дескать, если нет семьи, то и нет стимула к жизни; если нет связей среди друзей, то и работа не ладится. Вот уж любимая тактика: искать причины, а не следствия.… Почему нет семьи или друзей – задумываться не приходилось?

Давайте попробуем посмотреть на вопрос вот с какой стороны. Люди боятся одиночества не потому, что это страшно или плохо. Они боятся оставаться наедине. Тут уж будет отличная возможность остаться один на один с собой, со своей совестью, когда отвечать за себя и свою жизнь нужно будет самостоятельно. Когда не за кого будет спрятаться, некем прикрыться и не у кого попросить совета. Тяжело? Да. Вот поэтому слабые люди боятся одиночества. И правильно делают, надо заметить, они должны выживать…

Люди сильные, оказавшись одни, могут понять и оценить все возможности, которые подбросила им судьба: полнейшая свобода и бескрайние возможности создать себя.

Нет времени грустить, копаться глубоко в душе и сетовать на трудности, приходит время действовать! В таком случае не придется возвращаться к мерзавцу-мужу, не придется унижаться перед начальником, не возникнет нужда обращаться за помощью к предательнице-подруге, потому что просто не будет зависимости! Только слабая женщина от страха остаться одной будет согласна терпеть выходки мужа; только неуверенный в себе сотрудник будет бояться потерять рабочее место и «закроет рот» на работе; только глупый и зависимый человек станет вновь иметь дело с другом, который однажды его предал.

Есть такая притча:

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка-помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала всё постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идёт.

– Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка.

Схватила бабушка посох, обрадовалась:

– Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?

– Больше всего я хочу отдохнуть денёк, – ответила девочка.

– Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.

– Это хорошо, – обрадовалась девочка, – но кто меня кормить будет?

– Об этом не беспокойся, – сказала бабушка и взмахнула посохом.

Всё закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду. День прошёл, второй прошёл, заскучала девочка и заплакала:

– Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.

– Если домой вернёшься, до конца жизни работать будешь без отдыха, – прозвучал чей-то голос.

– Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай, – сказала девочка.

В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестрёнки к ней бросились. Один кушать просит, другой – попить, третий – поиграть, а девочка и рада.

Хорошо ли быть одному? Каждому свое в этой жизни.… В конце концов, одиночество бывает разным и причины его тоже разные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *