Неблагополучная семья

Неблагополучная семья

Содержание

Похожие главы из других работ:

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

1.1.Проблема семейного неблагополучия. Виды и типы неблагополучных семей.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответ-ственность семьи (родителей) за воспитание детей. Под семьей понимается основанная на браке малая группа…

Организация социальной работы с многодетными семьями

1.3 Виды неблагополучных семей

Деструктивная семья — отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости. Распадающаяся семья — характеризуется острым конфликтом между родителями…

Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

1.3 Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

В рамках микросоциума школьник получает весьма многообразный и противоречивый опыт жизни, становится свидетелем и участником отношений и событий, имеющих зачастую асоциальный и антисоциальный характер…

Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей

Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

2.1 Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

На этапе диагностики социальным педагогом школы был изучен уровень социальной адаптации подростков. Опросник — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросов, называемых анкетами…

Работа социального работника с неблагополучной семьей

1.2 Классификация неблагополучных семей

Кратко выделим виды неблагополучных семей. Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер…

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Глава 3. Профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей

Практика отклоняющегося поведения — это заранее спланированная, продуманная система предупредительных мер, направленных на создание условий, препятствующих возникновению тех или иных форм социальных отклонений, а также их распространению…

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

3.1 Результаты исследований причин девиантного поведения подростков из неблагополучных семей

Для того чтобы построить профилактическую работу детей, склонных к отклонениям в поведении, необходимо знать как вид девиации, так и причины, являющиеся основополагающими в формировании девиантного поведения подростков…

Социальная поддержка детей из неблагополучных семей в условиях образовательных учреждений на примере МБОУ «СОШ №32» г. Хабаровска

1. Теоретические и правовые основы социальной ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ из неблагополучных семей

Социальная поддержка детей из неблагополучных семей в условиях образовательных учреждений на примере МБОУ «СОШ №32» г.

Хабаровска

1.3 Формы и методы социальной поддержки несовершеннолетних детей из неблагополучных семей

социальный поддержка несовершеннолетний неблагополучный Социальная работа с подростками из неблагополучных семей применительно к различным субъектам деятельности включает в себя различные направления…

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

2.2 Виды неблагополучных семей

Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному…

Социальная работа с неблагополучными семьями

1.1 Типология неблагополучных семей

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные…

Социальная работа с неблагополучными семьями

Типология неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: — деструктивная семья; — дисфункциональная семья; — семьи группы риска; — негармоничная семья. Проблемы…

Техгологии помощи детям из неблагополучных семей

2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей

Социальная помощь семье и детям в настоящее время — это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации…

Техгологии помощи детям из неблагополучных семей

2.2. Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей…

Психологическое благополучие и неблагополучие

12Следующая ⇒

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный «комфорт».

Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря на морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярною аппарата: двигательные и временные. Все эти рефлексы очень медленно формируются, они чрезвычайно нежны и легко тормозятся, что, видимо, связано с незрелостью корковых клеток и резким преобладанием процессов возбуждения над тормозными и их широкой иррадиацией.

Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова («мама», «папа», «деда», «тетя», «дядя» и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно.

Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.

Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Первая сигнальная система — анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих

Вторая сигнальная система — (только у человека) связь между словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении).

На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас (250—300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные раздражители образуются в 8-12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.

Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальной системы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая социальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательство решающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа. Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном уровне. При этом возраст с двух до пяти является «критическим» в овладении речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет не в состоянии произнести уже ни одного слова.

Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. «При этом,— пишет М. М. Кольцова,— сущность ориентировочного рефлекса ребенка этого возраста правильнее может быть охарактеризована не вопросом «что это такое?», а вопросом «что с этим можно сделать?». Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.».

Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1—2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.

Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенеза значительно замедляет психическое и физическое развитие.

Период до трех лет характеризуется также необычайной легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов. Павлов считал эти виды условных рефлексов прообразами понятий, развиваемых без слов («группированное отражение явлений внешнего мира в мозгу»).

Примечательной особенностью двух — трехлетнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов. Интересно, что каждый новый стереотип вырабатывается легче. М. М. Кольцова пишет: «Теперь для ребенка становятся важными не только режим дня: часы сна, бодрствования, питания и прогулок,— но и последовательность в надевании или снимании одежды или порядок слов в знакомой сказке и песенке — все получает значение. Очевидно, что при недостаточно сильных и подвижных еще нервных процессах дети нуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к окружающей среде».

Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех лет отличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегда событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.

Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так же легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указанными выше функциональными изменениями. Ориентировочный рефлекс на посторонние раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста, что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредных привычек и навыков.

Таким образом, перед творческой инициативой воспитателя в этот период открываются поистине неисчерпаемые возможности. Многие выдающиеся педагоги (Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) эмпирически считали возраст от двух до пяти особенно ответственным за гармоничное формирование всех физических и психических возможностей человека. Физиологически это основывается на том, что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это время, отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю его жизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут быть длительное время заторможенными, но в определенных условиях легко восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи.

К пяти — семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. «Слово в этом возрасте уже имеет значение «сигнала сигналов», т. е. получает обобщающее значение, близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека».

Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы. В связи с этим для воспитателей особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образования условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях.

У детей раннего и дошкольного возраста психическая деятельность находится в стадии активного становления. Если нет оптимальных условий для формирования психики ребенка, начиная с самого раннего детства, могут возникнуть функциональные нарушения высшей нервной деятельности, отражающиеся в первую очередь в многообразных формах неадекватного поведения.

При неправильном подходе взрослых формы неадекватного поведения закрепляются, приобретают более стойкий характер, возникают неврозы. Тогда требуется уже соответствующее лечение, определяемое психоневрологом или психиатром. В ряде случаев, если не лечить ребенка, неврозы приводят в дальнейшем к неблагоприятному развитию личности.

Нарушения высшей нервной деятельности

Установлено, что легкость, с которой возникают нарушения работы коры больших полушарий, а также характер и интенсивность этих нарушений зависят от типа высшей нервной деятельности. Нарушения чаще появляются, и тяжелей протекают при слабом и сильном неуравновешенном типе высшей нервной деятельности: при слабом типе кора больших полушарий находится почти непрерывно в состоянии заторможенности; при сильном неуравновешенном типе, наоборот, в состоянии сильного возбуждения, которое может временно сменяться резким падением возбудимости.

12Следующая ⇒

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Введение

Глава 1. Семья основной объект социальной работы

1.1 Семья: понятие, виды, функции

1.2 Историческое развитие социальной помощи семье

Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями

2.1 Ребенок в неблагополучной семье

2.2 Виды неблагополучных семей

2.3 Правовые основы социальной работы с семьей

2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций

Заключение

Список литературы

Введение

Семья это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.

Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его.

Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет.

Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых семей социального риска, приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в группу риска постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

Таким образом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, а благополучие общества, в свою очередь, от благополучия семьи.

В современном обществе, в эпоху прогресса и компьютеризации, когда время пролетает с огромной скоростью, а люди живут быстро, когда многие ценности потеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным, как и сотни лет тому назад. До сегодняшнего дня для многих людей, состоящих в браке или ещё пока не вступивших в семейные отношения, высшей ценностью является семья, а сохранение ее благополучия одной из главных задач.

Поэтому многие привыкли рассматривать семью как особое место, где тебя любят, в тебя верят, понимают и ждут. Но при более детальном и глубоком рассмотрении семейных отношений и их тщательном изучение с точки зрения психологии, социологии и социальной работы, это не всегда так.

Все большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.

Бытует мнение о том, что выметать сор из избы, по крайней мере, неприлично, а все возникающие проблемы нужно решать внутри семьи. Так же не очень хорошо вмешиваться в чужую семейную жизнь, все это дела деликатные, внутрисемейные. Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы. Но семья очень часто не может сама, без помощи специалистов, распутать клубок образовавшихся проблем, а этот клубок превращается в петлю на шее семейного благополучия, семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы. Но, обращаясь в центры социальной помощи, семьи это делают иногда слишком поздно, когда исправить их положение бывает очень трудно, когда профилактическими методами им уже не помочь, а проблема, как злокачественная опухоль, требует операционного вмешательства. Специалист по социальной работе в таких вопросах должен быть особенно осторожен, деликатен и компетентен.

Глава 1. Семья основной объект социальной работы

1.1 Семья: понятие, виды, функции

Существует множество определений семьи. Экономика, социология, психология, философия, культурология, а также многие другие общественные науки дают свое определение для этого понятия, выделяя в качестве семьеобразующих факторов различные стороны жизнедеятельности общества.

В работе Социология семьи ее авторы отмечают наиболее удачное и точное определение понятия семьи, данное А.Г. Харчевым, которое учитывает, по их мнению, критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственност

Понятие семейного неблагополучия в педагогических и психологических науках

Введение

Семья – это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.

Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

Таким образом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, а благополучие общества, в свою очередь, – от благополучия семьи.

В современном обществе, в эпоху прогресса и компьютеризации, когда время пролетает с огромной скоростью, а люди живут быстро, когда многие ценности потеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным, как и сотни лет, тому назад. До сегодняшнего дня для многих людей, состоящих в браке или ещё пока не вступивших в семейные отношения, высшей ценностью является семья, а сохранение ее благополучия – одной из главных задач.


Поэтому многие привыкли рассматривать семью как особое место, где тебя любят, в тебя верят, понимают и ждут. Но при более детальном и глубоком рассмотрении семейных отношений и их тщательном изучение с точки зрения психологии, социологии и социальной работы, это не всегда так.

Все большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.

Очень часто семья не может сама, без помощи специалистов, распутать клубок образовавшихся проблем, а этот клубок превращается в петлю на шее семейного благополучия. Семья из «семьи риска» превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы.

Темой данной работы является характеристика неблагополучных семей, описание данной категории семьи как объекта социальной работы, их классификация и теоретическое изложение социальной работы по решению проблемы семейного неблагополучия.

Цель исследования – изучить теоретические основы исследуемой проблемы.

Объект исследования — неблагополучные семьи.

Предмет исследования – неблагополучная семья, как объект социальной работы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Понятие семейного неблагополучия в педагогических и психологических науках

На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм и другие. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. .

Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально — психическое состояние. «Для одного ребенка» — подчеркивает М. И. Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания».

Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как «благополучная» или «неблагополучная».

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания» — считает М. И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, мало результативно.

Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.

Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьёй по степени её воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. С учётом образа жизни, состава и функции семьи определяются вопросы демографической политики государства, проблемы развития производства и потребления производственных товаров, строительство промышленных предприятий и архитектурного планирования жилых кварталов и домов, развитие системы образования и учреждений социально-культурного назначения. Естественно без учёта семейного фактора нельзя решать и многие социальные вопросы, связанные с воспитание подрастающего поколения и устранений таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Тем более что последнее зависит от семьи, которая, по общему признанию большинства специалистов, не справляется со своими социальными функциями. Всё чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение её педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа её развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьёзные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

В научной литературе нет чёткого определения понятия семейное благополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья» — отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости;

«дисфункциональная семья»- это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены или отсутствуют;

«семьи группы риска» — это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых;

«негармоничная семья» — характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимое положение. и др.

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются, социальной, правовой, материально, медицинской, психологической, педагогической и других сторон её жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку они все взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проблему неблагополучных семей и детей, живущих в таких семьях, рассматривает в своих работах В.М. Целуйко. Под неблагополучной семьей автор понимает такую семью, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети» .

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становиться неблагополучной. Большинство семей успешно преодолевают невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает её членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной её особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребёнка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. .

Душевное состояние и поведение ребёнка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»- категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.

Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

Например, Е И. Холостова (крупнейший российский учёный в области социальной политики и социальной работы.

Доктор исторических и философских наук, профессор. Академик Международной Академии Информатизации) предлагает нам своё определение данной семьи. Неблагополучная семья – это категория семей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества .

Так же обращает на себя внимание понятие неблагополучной семьи П. Д. Павленок (доктор философских наук, профессор, специалист в области социальной философии, социологии, социальной работы). Неблагополучная семья — это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху.

Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.

Под неблагополучной семьей понимают семью, с низким социальным статусом, не справляющуюся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер изнедеятельности или нескольких одновременно. .

7). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, созда-ние кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.

8). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.

9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.

10). Записывайте каждый день, сколько раз вы обраща- лись к потерянному ребенку и сколько раз вы произно-сили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок. «Москаленко»

Воспитание по типу «кумир семьи» часто возни-кает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцент-ризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Помощь «кумиру семьи»:

1). Уделите ему как можно больше внимания, постарай-тесь лучше узнать его, общаясь один на один.

2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.

3). Помогите ребенку понять, что не надо скрывать их, что испытывать такие чувства — нормально. Сочините рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь невиди-мые миру слезы. Это может быть и своего рода посла-ние к ребенку.

4). Возьмите куклу-клоуна; объясните, что может чувствовать клоун, что у него внутри (грусть), когда он смешит окружающих.

А потом пусть кукла сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.

5). Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой деятельности — в рисовании, в музыке.

6). Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными, когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам плохо. Если ребенок смеется когда кому-то плохо, побудите его задуматься над этой ситуацией и обычным голосом — ни в коем случае не раздражаясь! — произнесите: «Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было очень больно».

7). Старшим детям предложите вести дневник с записями — ежедневными и еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он может говорить с вами обо всем на что его волнует, в любое время — или с глазу на глаз, или через этот дневник. «Москаленко»

Непоследовательный стиль — когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самооблада-ния для осуществления последовательной воспита-тельной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми — от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляе-мым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога. «Беличева»

Перечисленными примерами далеко не исчер-

пываются типичные шибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда педагога, психолога эти ошибки не представляют трудности в различении. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспита-ния чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим послед-ствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношение.

К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же, как и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый «труд ду-ши» для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных отношений, становится необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка атмосферу.

Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существен-ным образом определяет характер и судьбу уже взрос-лых детей.

Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоя-щее время нередко проявляется у многих женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение деприви-рует психическое развитие детей и чревато разными неприятностями. В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяж-ким преступлениям.

Вообще педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством можно считать тот психолого-педагогичес- кий ликбез, который проводится для родителей.

Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и скорректировать свою пози-цию, провести социально-психологические тренинги, формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологичес-кую коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и неблагополучными семьями. «Беличева»

Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную помощь в работе с криминально-аморальными семьями, где степень моральной деградации родителей такова, что увещания и меры психологического воздействия оказываются безуспеш-ными в плане избавления людей от их пороков: пьянства, развратного образа жизни, жестокости и прочего. В данном случае требуется решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домаш-ней обстановки и оказанию социально-правовой помощи.

Биография:

1). Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».

2). Беличева С.А. «Основы превентивной психологии».

3). «Природа ребенка в зеркале автобиографии»

под ред. Бим-Бада.

4). Воспитание школьника 1999г. №1. Москаленко В.

«Ребенок из семьи алкоголика».

5). Вопросы психологии 1991г. №4.

6). Дошкольное воспитание 1998г. №12.

7). Семья 1998г. №47.

8). Семья и школа 1992г. №2, №7, №8, №9.

9). Семья и школа 1994г. №3.

10). Семья и школа 1995г. №1, №3.

11). Семья и школа 1996г. №7.

12). Семья и школа 1998г. №2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *