Небесный огонь читать

Небесный огонь читать

Повелитель Дождя

Радим

Начну с небольшого отступления. Язычество не было религией глупых и неразвитых людей, как думают сейчас многие, просто одни и те же сущности нашего Творца, имя которому Альфа и Омега, в разные эпохи имели различные имена. Человечество никогда не приспосабливалось к ангелам и демонам, наоборот – все Они приспосабливались к жизням людей, поэтому и существует на Земле многие различия в религиях и верованиях, которые, в принципе, и не являются различиями вовсе…
Место действия – вся Земля.
Чисун-Цзы. Именно так называли Повелителя Дождя в древнем Китае. Сначала он был человеком, но затем превратился в духа, потому что ему стали известны тайны бытия, и он нашел способ общения с Богом. Именно с тех пор, как Чисун-Цзы стал покровителем дождя, жизнь людей изменилась в лучшую сторону, потому что раньше никто не мог покорить ветер и дождь, а теперь эти стихии служили во благо всем на Земле. Никто не мог увидеть Повелителя дождя, так как больше он не имел человеческого тела и новой плотью своей он был больше, чем все возможности зрения людей. Так же никто не понимал истинного назначения свершившегося превращения человека в духа, но заключалось оно в тайном омовении, как людей, так и окружающей природы. Это скрытое таинство продолжается и по сей день.
Раздались оглушающие раскаты грома. Земля задрожала под ногами и даже самые высокие деревья, казалось, пригнулись от ударной волны небесного духа.

Это был голос Чисун-цзы. И эти звуки наводили на некоторых ужас, а некоторых заставляли трепетать перед силой в прошлом обычного человека. Гром служил предупреждением того, что вскоре свершится таинство природы…
Начался дождь очень быстро. Воздух разорвался на части от капель воды, стремительно падающих откуда-то с высоты. Пространство сию минуту прижалось к земле, которая терпеливо держала на себе миллионы точечных ударов. Шум дождя неожиданно овладел сознанием молодой женщины и ее дочки, застигнутых врасплох на опушке леса.
Чисун-Цзы улыбнулся людям – и тут же на небе сверкнула молния, а затем послышалось рокотание грома. Небесный дух хотел сказать испугавшимся людям, что те не должны бояться. Он хотел, чтобы они вышли из-под дерева и насладились всем великолепием стихии дождя и его таинством, однако люди не понимали его и не видели, хотя он сейчас был среди туч.
— Мама, мне кажется, что кто-то смотрит на нас, — неожиданно произнесла маленькая девочка.
— Ты что, дочка, не может здесь быть никого, тем более в такую погоду.
— Нет, это не человек, и смотрит он на нас сверху.
Чисун-Цзы улыбнулся еще шире – небо рассекла еще одна молния, которую сопроводил еще более могущественный рокот.

Повелитель Дождя радовался, что его смогли почувствовать. Это бывает крайне редко, но когда это происходит, небеса просто начинают сходить с ума.
— Он хочет, чтобы мы присоединились к нему… — девочка выбежала на поле.
— Стой! – испугалась мать.
— Не бойтесь, — прошептал сам Чисун-Цзы и обнял влажными руками двух милых людей.
Человеческие тела намокли моментально и вода маленькими ручейками начала стекать по ним вниз. Повелитель Дождя омывал грехи и боли этих людей, чтобы после этого таинства они смогли начать новую жизнь. Но это понимал только сам Чисун-Цзы, а ощущения людей представлялись немного другими.
Девочка бегала вокруг матери и смеялась, а сама мать только мило улыбалась безудержной радости своего ребенка. Они чувствовали себя прекрасно и больше не хотели прятаться под кроной дерева, потому что ощущения наслаждения жизнью заглушали здравый смысл и всякую неприятную человеческую мысль…

Небо должно измениться

Салюты, фейерверки и фаер-шоу. Красивое и захватывающее зрелище, без которого не обходится сегодня ни один праздник. Под Новый год и 1-го Мая, 23-го Февраля и в День Победы или просто на чей-то день рождения в ночном небе расцветают пушистые хризантемы, благородные розы, необъятные шары или россыпи разноцветных огней.

Прадедушки сегодняшних фейерверков появились еще у первобытных племен, праздники которых обязательно украшались одним исполинским костром или множеством небольших.

Была среди предков нынешней пиротехники и так называемая иллюминация. Ее, например, устраивали греки и римляне в честь праздника Лампадарио, сжигая множество светильников, посвященных богине Минерве и богу Вулкану.

Огнем чествовали Прометея, принесшего людям этот великий дар. А у древних египтян был даже праздник с говорящим названием «Светильники».

Еще во времена Александра Македонского индейские племена украшали свои праздники различными огненно-световыми эффектами. А у древних славян все религиозные обряды, особенно в честь бога-громовержца Перуна, были связаны с огнем. Огонь олицетворял солнце, ведь это величайший дар небесного светила.

Как видим, традиция отмечать праздники огненно-яркими зрелищами зародилась много веков назад у многих народов мира.

И всё-таки в истории фейерверков есть несколько ключевых моментов.

В 668 г. Каллиник Гелиопольский изобрел «греческий огонь». Секрет его состава греки хранили как зеницу ока 400 лет, а сам «огонь» использовали только для войны и салютов. «Греческий огонь» был двух видов – палящий и метательный. Метательный обладал всеми свойствами пороха и служил, чтобы выбрасывать каменные ядра из металлических труб. Палящий, в свою очередь, обладал очень ярким пламенем. Греки выдували из длинных труб огненные шары, опалявшие вражеских воинов. И эту же разновидность «огня» использовали для украшения праздненств и торжеств.

Поворотным моментом в истории фейерверков стало изобретение пороха. Именно благодаря ему стало возможно регулировать скорость и силу горения составов. Задолго до того, как порох появился в Европе, он уже вовсю использовался в Индии и Китае. Еще в IX веке китайцы отгоняли злых духов бамбуковыми хлопушками. Существуют свидетельства, что чудо пиротехники – фейерверки – появилось в Китае еще 9 столетий назад. И совершенно точно, что к XIII веку порох получил широкое распространение в китайской артиллерии. В начале XIV века этот вид войск появляется и в Италии, а к его концу – в России. И, как и «греческий огонь», параллельно с артиллерией порох стал применяться и в фейерверочном искусстве. Любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. И праздничные салюты и фейерверки – хороший тому пример, ведь они – всего лишь оборотная сторона медали под названием «война».

Лучшими мастерами фейерверков в то время заслуженно считались итальянцы. Они устраивали целые представления на деревянных помостах, украшенных статуями и декорациями. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна подсвечивались огнем.

Настоящие большие фейерверочные представления устраивались в особо торжественных случаях, таких, как коронации, дни рождения царствующих особ или главные религиозные праздники.

Словом, в XV веке фейерверк становится самостоятельным видом искусства.

Но вернемся к России. Доподлинно известно, что первые «потешные огни» взвились в небо тогда еще Руси в 1389 году, во времена правления князя Дмитрия Донского.

И всё-таки расцвет этого искусства начался почти два столетия спустя – во время правления Ивана Грозного, когда в стрелецком полку была введена должность порохового заведующего. Такой заведующий, помимо военных нужд, занимался изготовлением и запуском фейерверков.

При царе Михаиле Федоровиче учреждается «потешная палата», занимающаяся организацией различных развлечений, в том числе и «огненных потех».

В некоторых летописях есть упоминание о том, как Лжедмитрий I в честь своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке напротив царских палат.

В начале XVII в. был составлен «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», в котором приведены данные об изготовлении различных пиротехнических составов.

К концу XVII в. фейерверки становятся популярными среди дворянского сословия. Этим искусством всерьез увлеклись князь Ф. Ю. Ромодановский, князь В. В. Голицын, боярин П. В. Шереметев и многие другие.

Следующий важный этап в развитии фейерверков начинается в России в конце XVII века и связан с именем Петра I. Немного можно было найти в мире людей, знавших и любивших «огневое искусство» больше молодого царя. Еще в 17-летнем возрасте Петр не просто интересовался фейерверками, но и лично изготавливал фейерверочные фигуры. Впоследствии царь следил за заграничными новинками в области пиротехники, выписывал книги и привлекал иностранных специалистов. Именно он сделал фейерверки непременным атрибутом празднования Рождества, Масленицы, Пасхи, Нового года, воинских побед и придворных торжеств.

Петр I использовал фейерверки и как средство пропаганды воинской службы. Вкупе с триумфальными шествиями они оказывали колоссальное влияние на массовое сознание, и, судя по записям, количество желающих уклониться от несения воинской службы резко сокращалось. Сам Петр объяснял это тем, что стремится приучить своих подданных «к славе и воинским подвигам».

В 1680 году в Москве открылось специальное ракетное заведение, что позволило существенно улучшить качество и увеличить разнообразие огненных шоу. Именно тогда для изготовления фейерверков впервые стали применяться искристые, искристо-форсовые, серные и селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей.

К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготавливали все виды фейерверков, известных в Европе. «Верховыми» фигурами часто были различные типы ракет и шутих. «Срединными» – римские свечи и бураки. «Низовыми» – фонтаны, форсы, шлаги и марсов огонь. Были и фейерверки, горевшие на воде, – дукеры и квакари.

Особая роль огненно-световым представлениям отводилась на новогодних празднествах. Был даже издан указ, гласивший, что все знатные люди, дворяне, служилые и купцы должны выпустить «несколько ракетов, сколько у кого случится».

Кроме традиционных праздников проводились и специальные фейерверочные представления с использованием декораций. Программа этих праздников нередко составлялась видными учеными того времени, такими как М. В. Ломоносов и И. П. Кулибин.

В 1730 г. в Петербурге, на стрелке Васильевского острова, был построен специальный открытый театр для показа фейерверков.

В 1809 г. под руководством графа А. А. Аракчеева было разработано «Положение о фейерверках», систематизирующее и ставящее под контроль государства производство и проведение фейерверков.

В начале XIX века фейерверочное искусство в России находится на пике расцвета. Тогда же появляются и два новшества, использующиеся и по сей день, – ракеты с парашютом и боевые ракеты. Первые позволили увеличить время горения в воздухе цветных огней, вторые дали возможность увеличить вес «начинки» ракет.

Основой для создания ярких цветных огней послужило открытое французским химиком К. Бертолле химическое соединение хлората калия, которое позже назовут «бертолетовой солью». Это открытие стало переворотом в фейерверочном искусстве. Новые составы, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей.

И именно с этого момента фейерверки перестают быть атрибутом государственных праздников и становятся доступными частным лицам и небольшим общественным организациям. А с начала XX века фейерверочные представления начинают проводиться на дачах, в парках и скверах, на свадьбах и днях рождения.

После октябрьского переворота и вплоть до 1934 года изготовлением и проведением фейерверков занимаются в основном мастера-пиротехники, работающие в парках культуры и отдыха, а также на киностудиях. Сами представления остаются такими же, как и в начале века, небольшими по масштабу, без пышных декораций, но в производстве фейерверков используются всё новые химические составы.

5 августа 1943 г. в ознаменование освобождения Красной Армией городов Орла и Белгорода от немецко-фашистских захватчиков был дан первый в истории России военный салют. Он был произведен из 96-ти орудий войск противовоздушной обороны и 24-х орудий гарнизона Московского Кремля. С тех пор отмечать салютными залпами победы Красной Армии стало традицией. И по сей день 9 мая гремят пушки по всей России.

Самый большой в истории салют был дан 9 мая 1945 года в Москве в День Победы.

Грандиознейшие фейерверочные представления были устроены в 1967 г. – к 50-летию Советской власти, в 1970 г. – к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, и в 1972 г. – к 50-летию образования СССР.

Последний качественный скачок в развитии фейерверочного искусства произошел уже в 90-е годы, когда начался активный импорт пиротехнических изделий из КНР.

И если раньше можно было только издали восхищаться этим потрясающим зрелищем, то сегодня стать мастером-пиротехником вполне реально. Для желающих постичь все тонкости этого искусства работают различные курсы, например, при ФГУП ФНПЦ НИИПХ в г. Сергиевом Посаде.

О безопасности

Фейерверк – непременный атрибут праздника, радости, восторга.

Но и праздник может стать бедой. Ведь несмотря на то что фейерверки давно и прочно вошли в нашу жизнь, это всё-таки огонь. А огонь может стать разрушительным. И тогда на смену смеху и веселью придут травмы и пожары. Чтобы избежать этого, достаточно соблюдать нехитрые правила безопасности.

Итак.

1. На любую пиротехническую продукцию должен быть сертификат соответствия той организации, которая ведет реализацию этих изделий. Упаковка должна быть яркой и красочной. На ней обязательно должен быть указан срок годности и номер ГОСТа 51270-99. Все знаки маркировки на любом пиротехническом изделии должны быть очень хорошо и ясно прорисованы.
2. При использовании пиротехнических изделий необходимо четко соблюдать прилагаемую инструкцию по применению. Обычно она содержит следующие сведения:
а) наименование пиротехнических изделий;
б) условия применения;
в) ограничения при обращении;
г) способы безопасной подготовки, пуска и утилизации (при необходимости);
д) правила хранения в быту;
е) гарантийный срок и дату изготовления (или срок годности);
ж) предупреждение об опасности пиротехнических изделий;
з) действия в случае отказа и возникновения нештатных ситуаций;
и) реквизиты изготовителя;
к) информацию по сертификации и другие сведения, обусловленные спецификой пиротехнических изделий.
Инструкция должна быть на русском языке, текст должен быть четким и хорошо различимым.
3. Лучше избегать создания запасов пиротехнических изделий.
4. Использовать пиротехнику лучше в присутствии взрослых.
5. Зрителям лучше находиться на безопасном расстоянии, с наветренной стороны, чтобы ветер не сносил на них дым и несгоревшие части изделий.
6. Не наклоняйтесь над пиротехническим изделием. Если фитиль не загорелся сразу, не пытайтесь проверить или поджечь его еще раз.
7. Выбирая пиротехнику, обратите внимание на внешний вид. Нельзя использовать имеющую явные дефекты: измятую, подмоченную, с трещинами и другими повреждениями корпуса или фитиля.
8. Категорически запрещается использовать пиротехнические изделия рядом с жилыми домами и другими постройками: они могут попасть в окно или форточку, залететь на чердак или на крышу и стать причиной пожара.

9. На сегодняшний день законодательно запрещено:

• продавать пиротехнические изделия детям до 14 лет;
• носить пиротехнические изделия в карманах;
• кидать пиротехнические изделия в направлении другого человека и направлять их на него;
• изготавливать самодельные фейерверки;
• сжигать их в костре;
• разбирать изделия и подвергать их механическим воздействиям;
• запускать пиротехнические изделия в нетрезвом состоянии.

10. Необходимо хранить пиротехнические изделия в недоступном для детей месте, вдали от нагревательных приборов и применять только по назначению. Важно помнить, что пиротехнические изделия боятся сырости, и это может отразиться на их работе.

Небесные фонарики

Небесные огни – это отнюдь не только салюты и фейерверки. И с каждым годом в ночное небо всё чаще взлетают небесные фонарики.

Они появились в Китае много столетий назад. Первый воздушный фонарик изобрел генерал Чжугэ Ляну, и был тот фонарик вовсе не атрибутом праздника или символом радости, а сигнальным средством. Впрочем, атрибутом войны летающие фонарики оставались недолго. Очень скоро их переняли местные жители, и фонарики стали «относить послания» Богу.

Из Китая они попали в Северный Тайланд, где до сих пор известны как «Хум Лой». И вот уже много столетий тайцы запускают их в небо во время религиозных праздников и ежегодных фестивалей Лой Кратонг и Йипенг Лантерн. Традиционно в эти дни влюбленные пары запускают в тайское небо сделанный вместе фонарик, а в реку – икебану.

Из стран Азии фонарики быстро распространились по миру. Не стала исключением и Россия. И сегодня по всем городам ежемесячно проводятся флешмобы по запуску воздушных фонариков.

Фаер-шоу

Фаер-шоу – это уже не просто огни в ночном небе, это одна из разновидностей циркового представления. Это разнообразные трюки с огнем, это танцы и акробатика, это отбивающая ритм движений музыка…

Фаер-шоу впервые появилось в Новой Зеландии на побережье Тихого океана, в племени индейцев маори. Вращение пои – небольшого камешка, обернутого в ткань и привязанного на веревку, – имело у маори не только развлекательное, но и культовое значение.

Часто вместо камешка использовался более мягкий наполнитель – шерсть или корни растений. Впрочем, и сейчас будущие мастера огня учатся крутить теннисные шарики на цепочках, а вовсе не уже горящие железные снаряды.

Мужчины упражнялись с пои ради развития силы и ловкости, женщины – для развлечения.

В XX веке пои переняли у маори артисты бродячих австралийских цирков. И к 1960–1970 годам танцы с огнем под аккомпанемент бубнов и барабанов распространились по Европе и Америке.

А в середине XX века искусство фаер-шоу переняли хиппи. И к концу века огненное искусство приобрело новый, философский смысл – единения со стихией.

Не будем врать, что все «крутящие огонь» видят в этом глубокий философский смысл. Для многих артистов это просто вид искусства, средство самовыражения, танец, наполненный пластикой, красотой и опасностью.

Сегодня фаер-шоу – это популярное развлечение, атрибут почти всех праздников, в том числе свадеб и дней рождения.

Ну а если вам интересно не только посмотреть, но и самим покрутить пои, шесты, веера или «подышать» огнем, то в любой день вы можете прийти на Болотную площадь, где собираются любители огненных танцев.

Алёна КАЛАБУХОВА

Про что книга

Олеся Николаева — известная российская поэтесса, прозаик, эссеист, член Союза писателей, преподаватель творческого семинара поэзии в Литературном институте, ведущая программы «Основы православной культуры» на телеканале «Спас».

Получила известность благодаря таким романам и повестям, как «Инвалид детства», «Августин. Роман в стихах», «Мене, текел, фарес», «Корфу», обладатель множества литературных премий.
Именно Олесю Николаеву считают автором, первым в современной литературе художественно изобразившим представителей русского духовенства, явив их героями нашего времени.
Большинство читателей, наверно, уже догадались, что книга «Небесный огонь» и другие рассказы» продолжает собой тему, начатую книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы», ставшей открытием в литературной жизни ушедшего года и абсолютным бестселлером в жанре художественной литературы.
Главная тема новой книги — Промысел Божий в жизни человека, в издание вошли как новые произведения автора, так уже успевшие полюбиться читателю сюжеты.
Вот как сама Олеся Николаева описывает смысл своих рассказов: «Всякие истории, свидетельствующие о действии Промысла в мире и душе человека, о милости нашего Спасителя и Бога, о том, что «творит Бог елико хощет» и тогда «превышается естества чин», — утешительны, радостны, духоподъемны».
Популярность книги «Несвятые святые» и другие рассказы» у светской аудитории наглядно продемонстрировала интерес читателей к книгам духовного содержания, у общества есть потребность в доброй и светлой литературе, которая поддержала бы их в их чаяниях и надеждах. Новая книга Олеси Николаевой станет именно тем «эликсиром», которого так ждут читатели.
Вот что говорит о новой книге Архимандрит Тихон, автор «Несвятые святые» и другие рассказы»: «Олеся Николаева смогла как никто другой — с открытым сердцем, сильно, живо, интересно и близко — начать повествование о современных православных людях, о Промысле Божьем, о чудесных историях, научила нас любоваться нашими замечательными братьями и сестрами. За это Олесе огромное спасибо!»

Не знаю, как Антон истолковал этот жест, но явно как-то неправильно. Он откинулся на спинку сиденья и сказал, сухо и без всякого выражения:

— Поехали.

Подумал, небось, что господь бог ниспослал ему испытание. Испытание, чтобы выбраться из рая — оригинально, не правда ли? Бог — большой оригинал, не Бомж, а истинный Бог с большой буквы, создатель и владелец всех существующих во вселенной миров. Если, конечно, такой субъект существует. Впрочем, Бомж тоже большой оригинал.

При виде Лены Антон немного оттаял. Он, конечно, не поверил, что она святая, он подумал, что она просто милая и обаятельная девушка, но этого вполне достаточно. Когда я во второй раз выезжал со двора, Антон бодро катил в баню тележку, на тележке стояла фляга с водой из ручья, а по пятам за Антоном следовали волчата. Чуть в стороне шел Акела и потявкивал на волчат дабы они не кусали монаха за ноги. Волчата папу тихо игнорировали. Антон переносил укусы стоически, благо зубки у волчат еще маленькие.

Когда я вернулся из бренного мира, выстиранная ряса Антона сушилась на веревке, натянутой поперек двора. Волчата играли в интересную игру — достать рясу зубами и повиснуть на ней. Ничего у них не получалось — ряса висела высоко. Судя по нескольким свежим надрывам, поначалу у них кое-что получалось. А может, они тут ни при чем, может, Антон ее где-то раньше порвал. Рядом с рясой висели синие семейные трусы армейского образца.

Антон сидел за столом, замотанный в банную простыню, перед ним стояла тарелка с пельменями, рядом — рюмка водки. Выше пояса Антон был голый, если не считать скромного золотого крестика, ниже пояса — замотан в банную простыню. Лена вопреки обычной домашней традиции была облачена в купальник. Антон с Леной были увлечены беседой, которая при моем появлении сразу стихла.

— Вот я и вернулся! — бодро провозгласил я. — Лена, разбирай продукты, а я пойду солярку в бак залью.

— Я вам помогу, — заявил Антон, поднимаясь из-за стола.

Мда, ну и мышцы. Хорошо живут монахи. Или это у них сублимация так проявляется, как в фильме «Укрощение строптивого»? Только с учетом современных тенденций — не дрова колоть, а штангу в спортзале тягать.

— Я и сам справлюсь, — сказал я. — А то запачкаешься еще.

— Ничего, — махнул рукой Антон. — Должен же я как-то отблагодарить вас.

Я пожал плечами и пошел к выходу. Антон последовал за мной.

Работал Антон сноровисто и очень аккуратно, за все время он пролил на землю от силы граммов сто солярки. А на себя вообще не пролил ни капли.

Мы составили пустые канистры в угол сарая, вышли на улицу, я достал сигареты и предложил одну Антону. Тот немного помялся и взял.

— С Леной поговорил? — спросил я.

Антон кивнул. В его глазах появился какой-то тревожный огонек.

— Она так и не рассказала, кто вы такой, — сказал он. — Говорит, вы сами расскажете, если захотите.

— А ты уверен, что хочешь знать это? — спросил я.

Антон немного поколебался и кивнул. Я пожал плечами.

— Как знаешь, — сказал я. — Я — антихрист.

На лице Антона появилось обиженное выражение.

— Я не шучу, — сказал я. — Я действительно антихрист. Конец света был запланирован на весну. Вероятно, Бом… гм… бог собирался приурочить его ко дню весеннего солнцестояния. За несколько недель до дня Д в мир явился антихрист, а еще через некоторое время — новое воплощение Христа. А потом процесс пошел вразнос. Знаешь, почему?

Антон недоверчиво хмыкнул с вопросительной интонацией.

— Потому что мы полюбили друг друга, — сказал я. — Бог заставлял ее убить меня, а она не смогла. Она отреклась от бога, бог отрекся от нее, пророчества нарушились и мир продолжает существовать после отмеренного срока. Из этой истории могла бы получиться замечательная священная книга. О том, как любовь побеждает добро и зло.

— Издеваетесь, — печально сказал Антон.

— Лена! — крикнул я. — Ты воду в вино превращала?

— Да иди ты! — отозвалась Лена из дома. — Я тебе не фокусник.

Я взмахнул рукой, откуда ни возьмись появился белый голубь с оливковой ветвью в клюве, сел на протянутую руку, выплюнул ветвь и начал чиститься.

— Не убеждает?

— спросил я.

Антон издал нечленораздельный горловой звук.

Я указал рукой на холм у горизонта, земля вздрогнула и из вершины холма в небо ударил столб дыма.

— Хочешь, сейчас лава потечет? — спросил я.

Антон испуганно помотал головой.

Столб оторвался от земли, клубы дыма сформировали облако, которое вдруг из черного стало белым. Я обернулся и увидел, что на пороге стоит Лена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *