Научись повиноваться прежде чем

Научись повиноваться прежде чем

Принципы управления Суворова: опыт военачальника для начальника

Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поровняйся, обгони – слава тебе! Суворов А.В.

Необычайная эффективность, неисчерпаемый оптимизм и способность быстро учиться на полученном опыте позволили Александру Суворову стать великим русским полководцем, не потерпевшим ни одного поражения за 40 лет военной карьеры.

И по части управления и развития подчиненных современному менеджеру есть чему учиться у легендарного военачальника.

Принципы управления Суворова

Главным принципом в управлении для Суворова был принцип глазомера. Под ним военачальник подразумевал адекватную оценку ситуации. Полководец не жалел ни времени, ни сил для развития у подчиненных навыков глазомера. А после любого мало-мальски значимого события Суворов проводил разбор полетов, на котором: 1) все получали по заслугам; 2) учились на опыте.

Суворов отличался сценарным мышлением и рисовал в воображении будущие события в нескольких вариантах, затем детализировал их, останавливался на одном, еще более детально его продумывал, а затем быстро воплощал в жизнь. Решительность – еще один ключевой принцип гениального полководца.

“Одна минута решает исход баталии, – говорил он, – один час – успех кампании, один день – судьбы Империй”. Вспоминается и суворовское “решаться скоро, хотя бы выбирая не лучшее из средств”.

Принцип “каждый солдат должен знать свой маневр” у Суворова означал понимание военным не только своей задачи, но и роты, батальона и цели всей кампании. Он всегда стремился сделать смысл выполняемых действий понятным каждому солдату и требовал этого от своих офицеров.

Принцип завершенности также способствовал эффективности полководца. “Тот не сделал ничего, кто не закончил дела полностью”, – повторял Суворов, ссылаясь на Юлия Цезаря, которого считал своим учителем.

“Недорубленный лес всегда вырастает” – еще одна любимая поговорка генералиссимуса. Он всегда старался полностью уничтожать силы противника и развивать успех.

Схематично принципы управления А. В. Суворова можно представить так

Система обучения и развития подчиненных

Помимо собственной системы управления у Суворова была своя многоуровневая система обучения подчиненных. Наряду с профессиональной подготовкой полководец формировал и поддерживал в войсках высокий моральный дух.

В те времена, когда к солдату относились как к неодушевленному предмету, он с гордостью называл себя солдатом и говорил о том, что солдат для отечества превыше всего.

Все разговоры Суворова сводились к победе и инструкциям, что и как делать после разгрома врага. Такие слова, как поражение и отступление, вообще отсутствовали в его словаре. Ежедневный развод у него всегда заканчивался словами “бодрость, смелость, храбрость, победа, слава”.

Местному всегда виднее

Несмотря на то, что большинство решений Суворов принимал сам, он всегда, когда позволяла ситуация, интересовался мнением своих подчиненных, вовлекая их в процесс обсуждения. Кроме того, он всегда поощрял инициативу и любил повторять:

“Если я сказал – налево, а ты видишь направо, меня не слушать! Местному всегда виднее”.

При обнаружении бунтовщиков Суворов категорически запрещал спрашивать разрешения старших, а наносить удар немедленно, чтобы неприятелю нигде и никогда не было покоя.

В ходе Польской кампании один из офицеров, возглавлявших разведгруппу, ошибся с численностью поляков и напал на них, в результате чего его группа была разбита. Суворов не только не наказал его, а наоборот, похвалил при всех: “Где бы ни увидел врага, всегда атакуй! Пусть боятся”.

По части похвалы и высказывания признания подчиненным Суворову не было равных. Он умел делать это искренне и воодушевленно. “Чудо-богатыри, герои, слава вам!”, “Богатыри, неприятель от нас дрожит!”, “Хват, орел!”, “Господа офицеры, какой восторг!”.

Дух здорового соревнования

Суворов всячески развивал и поддерживал дух здорового соревнования как между подразделениями, так и среди отдельных солдат и офицеров. А чтобы повысить честолюбие своих солдат, он вводил целую систему статусных отличий.

Суворовский капрал (начальник команды, воинское звание младшего командного состава) имел своего ординарца для выполнения его поручений и екзирцмейстера (человека, отвечающего за обучение), чего не было в войсках других военачальников.

Управление на всех уровнях

По мнению Суворова, обязанность каждого руководителя заключается в том, чтобы постоянно взаимодействовать со всеми уровнями служебной иерархии. Будучи главнокомандующим, он воздействовал напрямую на все уровни ниже: генеральские, офицерские, унтер-офицерские и непосредственно на солдата.

Этот принцип управления Суворов иллюстрировал метафорой “панцирной чешуи благой брони Духа сердячнаго”.

На рис. Б и В показано кастовое взаимодействие и взаимодействие, ограничивающееся обращением только к нижестоящему уровню. Кастовое взаимодействие дает слабину на стыках, а взаимодействие с одним лишь нижестоящим уровнем слабо само по себе. Когда же все уровни иерархии работают слажено, взаимодействуя между собой, броня становится непробиваемой и крепкой – рис. А.

Законы лидерства от Суворова

  • Деятельность есть величайшее из всех достоинств.
  • Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.
  • Ученье свет, а неученье – тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения.
  • Ближайшая к действию цель лучше дальней.
  • Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут.
  • Смотри на дело в целом.
  • Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие.

По материалам статьи Вячеслава Летуновского “Опыт полководца, или Управленческая система Суворова”

>Так говорил Суворов

Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог.

style=»text-align: center;»>* * *

Бог наш генерал. Он нас водит, от Него и победа.

style=»text-align: center;»>* * *

Я не люблю соперничества, демонстраций, контр-маршей. Вместо этих ребячеств – глазомер, быстрота, натиск – вот мои руководители.

style=»text-align: center;»>* * *

Честь моя мне всего дороже. Покровитель ей Бог.

style=»text-align: center;»>* * *

Ученье свет, а неученье – тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть – хлеб не родится.

style=»text-align: center;»>* * *

Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать из искусства.

style=»text-align: center;»>* * *

Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

style=»text-align: center;»>* * *

Жалок тот полководец, который по газетам ведет войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.

style=»text-align: center;»>* * *

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

style=»text-align: center;»>* * *

Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.

style=»text-align: center;»>* * *

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.

style=»text-align: center;»>* * *

Праздность есть мать скуки и многих пороков.

style=»text-align: center;»>* * *

Кто храбр – тот жив. Кто смел – тот цел.

style=»text-align: center;»>* * *

Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

style=»text-align: center;»>* * *

Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, всё равно пройдет русский солдат.

style=»text-align: center;»>* * *

У меня нет быстрых или медленных маршей. Вперед! И орлы полетели!

style=»text-align: center;»>* * *

О матушке Екатерине может говорить Репнин – всегда, Суворов – иногда, а Каменский – не должен говорить никогда.

style=»text-align: center;»>* * *

Титулы мне не для меня, но для публики потребны.

style=»text-align: center;»>* * *

Я лучше прусского покойного короля. Я милостью Божией баталий не проигрывал.

style=»text-align: center;»>* * *

Я тот же, дух не потерял. Обманет меня всякий в своем интересе, надобна кому моя последняя рубашка, ему ее отдам, останусь нагой. Чрез то я еще не мал.

style=»text-align: center;»>* * *

Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони его – слава тебе!

Фортуна имеет глаза на затылке, власы короткие, полет ее молниеносен: упустишь раз – не поймаешь.

style=»text-align: center;»>* * *

Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру.

* * *

Моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение…

Доброе имя должно быть у каждого честного человека, лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие.

style=»text-align: center;»>* * *

Каждый солдат должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог, больше вредный, чем полезный. Болтун и без того будет наказан.

style=»text-align: center;»>* * *

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

style=»text-align: center;»>* * *

Не таскайте за собой больших обозов, главное – быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и ранцах врагов.

style=»text-align: center;»>* * *

Бдение начальника – лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного побеждает нечаянности.

style=»text-align: center;»>* * *

Не употребляйте команды «стой». А в сражении: «нападай», «руби», «коли», «ура», «барабаны», «музыка».

style=»text-align: center;»>* * *

Не меньше оружия поражать противника человеколюбием.

Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, его образ действовать и сражаться. Знай, в чем его сила и в чем слабость врага.

Оттеснен враг – неудача. Отрезан, окружен, рассеян – удача.

style=»text-align: center;»>* * *

Великие приключения происходят от малых причин.

Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны. Но внутреннее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего. Во всю жизнь мою никого не сделал несчастным. Ни одного приговора на смертную казнь не подписал. Ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик.

style=»text-align: center;»>* * *

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний погибший на ней солдат.

style=»text-align: center;»>* * *

Легкие победы не льстят сердцу русскому.

style=»text-align: center;»>* * *

Крепость сильна, гарнизон – целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия – мы сильны и уверены в себе.

style=»text-align: center;»>* * *

Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное).

Ученые мужи своим бессмертием больше, чем кто-либо, уподобляются богам: это они увлекают нас к вершинам добродетели. Их гений указует нам, сколь сладостно посвятить жизнь общественному благу. Они наставляют нас не пещись о собственной нашей персоне, презирать превратности фортуны и жертвовать собой для блага Отечества и человечества.

style=»text-align: center;»>* * *

Невинность не терпит оправданий.

style=»text-align: center;»>* * *

Кто испуган, тот побежден наполовину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется.

style=»text-align: center;»>* * *

С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства.

Истинное правило военного искусства – прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением.

style=»text-align: center;»>* * *

Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.

Военные добродетели: для солдата – отважность, для офицера – храбрость, для генерала – мужество, руководствуемые началами порядка и дисциплины, управляемые бдительностью и предусмотрительностью.

style=»text-align: center;»>* * *

Тот не велик еще, кого таковым почитают.

Тот не тонок, кто слывет тонким.

Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитер.

style=»text-align: center;»>* * *

В кабинете врут, а в поле бьют.

style=»text-align: center;»>* * *

Полная мочь избранному полководцу!

style=»text-align: center;»>* * *

Зри в роте – семью, в начальнике – отца, в товарище – родного брата.

style=»text-align: center;»>* * *

Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми. От детей ему и деньги.

Лесть похожа на пирог: надобно умеючи испечь, всем нужно начинить в меру, не пересолить и не переперчить.

style=»text-align: center;»>* * *

Нет земли на свете, которая так была бы усеяна крепостями, как Италия. И нет также земли, которая бы была так часто завоевана.

style=»text-align: center;»>* * *

Победа – враг войны.

Смерть на постели – не солдатская смерть.

Научись повиноваться, прежде, чем повелевать. | Школа Эффективных Коммуникаций

Научись повиноваться, прежде, чем повелевать.

Не так давно я провела тренинг по “Ситуативному менеджменту”, один из моих любимых тренингов. 13 руководителей два дня учились руководить, делились своими опасениями, ошибками, достижениями и надеждами на будущее.

Каждый из нас за эти два дня учился друг у друга, подслушивая как не нужно, искренне удивляясь тому, как оказывается нужно и почему. 2 дня = 14 человек вместе с тренером = 14 картин управления и 14 характеров.

Сколько из этого количества имеют в “анамнезе” одни и те же ошибки управления людьми? Могу уверенно сказать, что все. Сколько из нас имеют один и тот же стиль руководства? Ни одного. Все мы разные, у каждого есть свои сильные стороны, свои “фишки”, свои рычаги управления и свои тактические приемы.

Не зря говорят — ошибаются все одинаково, а умнеют по-разному. Тренинги дают возможность отлично, без иллюзий и надежд, увидеть анатомию управления изнутри. Как для тренера, так и для участников.

И если бы в институте управления компаниями был обязательным курс ” Ситуационного менеджмента”, то уверена — большинства ошибок в управлении персонала можно было бы избежать.

У меня за 15 лет работы в найме было достаточное количество руководителей для того, чтоб выборка стала репрезентативной, объективной для дальнейшего анализа. И вот что я могу отметить — хорошие руководители имеют в арсенале разные достоинства и недостатки, но у каждого из них есть общее — это любознательность и открытость новым знаниям.

У тех моих руководителей, кого я уважала и уважаю по сей день, с кем поддерживаю отношения и с кем советуюсь по различным вопросам — у них классический “джентельменский набор” качеств и особенностей:

  • Высокий интеллект.
  • Увлечения и хобби.
  • Лидерские качества на уровне “подсознательного доверия” к ним.
  • Умение и желание найти выход в любой ситуации, и не 2, как принято — а ещё минимум один к этому.
  • Готовность выслушать, слышать и слушать собеседников-не только руководителей, партнёров, но и подчинённых.
  • Умение в сложных стрессовых ситуациях отстраниться от эмоций и вести конструктивный диалог, построенный на фактах и цифрах.
  • И последнее — хороший руководитель, как и хороший врач, не боится выразить сомнение и признать свою неуверенность в ситуации. Отличие хорошего от плохого в том, что плохой сомневается, но виду не подаёт, а хороший — сомневается, признает сомнение и сразу же предлагает несколько вариантов решения ситуации, в зависимости от дальнейшего развития её.
  • И самое последнее — хороший руководитель был хорошим подчинённым. Потому, что умение управлять имеет под собой умение подчиняться, что в переводе на язык HR означает — управляемость, ассертивность и здоровые амбиции.

Безусловно, это мой опыт и моё видение, синтезированные на имеющемся опыте подчинения, руководства и конечно же, опыт тренера помогли мне на 360 градусов нарисовать картинку “Идеального руководителя”. Повторюсь — мою картинку.

Не зря, на собеседованиях кандидатам любого уровня задают вопрос: “А какой руководитель для Вас — хороший руководитель?”, ответ на этот вопрос является 100% трафаретом восприятия себя в этой должности. Если я ценю в руководителях умение учить — значит и я этому буду уделять внимание.

Видимое — вижу, услышанное-смогу произнести, приобретённое — смогу передать дальше.

И да, на мой взгляд, желание учиться и развиваться — это неотъемлемая составляющая руководителя, будущего, или настоящего.

Читать далее: Научись повиноваться, прежде, чем повелевать. Статья. Все Тренинги .ру http://vsetreningi.ru/articles/nauchis_povinovatsya_prezhde_chem_povelevat/#ixzz3tpti0GRA

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *