Наинская вдова проповедь

Наинская вдова проповедь

Митрополит Антоний Сурожский
Воскрешение сына наинской вдовы
Неделя 20-я по Пятидесятнице


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие представляет нам два образа предельного человеческого горя: вдовства и лишения единственного сына. Женщина, которую встретил Христос во вратах города, потеряла человека, которого в юные годы она так возлюбила, что оставила отца и мать, и все, чтобы быть с ним. И от их любви родился сын, в которого они вложили, верно, всю свою надежду, всю свою ласку, который, как им думалось, успокоит их последние дни, поддержит их старость, утешит их во всяком горе.

И вот, умер муж, первая любовь этой женщины, и теперь она хоронит своего сына. И во вратах города встречается ей Христос; и Он пронзен жалостью и состраданием, и обращается Он к ней со словами, которые как бы сразу уже говорят о том, что пришел конец горю: Не плачь!.. Он не говорит: «Утешься, твой сын воскреснет в последний день». Он не говорит ей о том, что это общая судьба людей и что ей выпала особенно горькая доля, но что Господь не оставит ее. Он говорит «Не плачь!» — и она останавливается вместе с шествием, и Христос Своим державным словом возвращает к жизни последнюю ее надежду, все, что у нее оставалось, и не только на земле, а то, что соединяет ее с вечностью, ибо любовь срывает преграды и смерти, и расстояния, и времени, и переносит нас в вечность.

Многим за последние десятилетия, теперь полстолетия, пришлось пережить горе подобное горю этой матери. Сколько, сколько погибло мужей на поле брани, в болезни, сколько детей погибло преждевременно, и сколько слез материнских пролито. И каждой матери говорит Господь: Не плачь, поверь! Не ищи своего сына, своего мужа, свою любовь где-то в прошлом; в прошлом только прошедшее; но любовь не умирает, любовь крепче смерти, любовь уже соединяет нас и на земле, и в вечности.

Но и те, которые не пострадали таким образом, ктоне претерпел вдовство, не схоронил сына, ребенка своего, и те, порой, оказываются перед крушением всей жизни. Бывает, что человек жил надеждой, жил близостью Бога, жил чувством, что жизнь победоносно, ликующе несется — и вдруг эта жизнь, эта надежда, эта радость пришли к концу.

Бывает, что человек в течение целой жизни носил в своем сердце, как мать под сердцем, мечту, любовь, надежду — и приходит время, когда вдруг, каким-то непонятным образом, все сокрушается, все умирает, и человек остается, как эта вдова наинская, как эта мать, хоронящая своего сына: все прошло, все умерло, ничего не осталось.

И говорит и нам тогда Христос в Своем великом сострадании: Не плачь, остановись, Я тут!… И державным словом может Он восстановить в наших сердцах, в наших душах и жизни все, что пропало как будто бесследно.

Поэтому научимся и мы от Христа, с каким состраданием относиться к горю человеческому. С какой любовью Он сказал эти слова: «Не плачь» — чтобы эта женщина не была оскорблена, унижена, возмущена такими словами. Нам надо научиться так говорить, чтобы слова наши о надежде, о вере, о жизни, о Боге были не оскорблением, не унижением, не причиной гнева, а утешением и радостью; и через нас должно часто, часто приходить человеку и утешение в горе земном, и возрождение вечной надежды и силы жить.

Дай нам Господь такое сострадание, такую любовь, чтобы те, кому мы скажем слово веры, надежды и утешения, ожили, — ожили вечной надеждой, все побеждающей верой и уверились бы, что все до конца побеждается любовью, и Божией, и человеческой. Аминь.

ПРОТОИЕРЕЙ ВИТАЛИЙ ТКАЧЕВ: Воскресная проповедь на тему Евангельского чтения о воскрешении сына наинской вдовы

С воскресным днем!

Сегодня мы с Вами слышали Евангельское чтение о том, как Господь пошёл в город, называемый Наин. С Иисусом Христом было множество учеников Его, множество народа. Когда Господь приблизился к городским воротам, то в этот момент выносили умершего сына вдовы. Увидев бедную женщину, Спаситель сжалился над ней: «Не плачь!». И, подойдя, прикоснулся к одру и сказал: «Юноша, тебе говорю: встань!» И мёртвый поднялся, сел и стал говорить. Всех объял страх, и славили Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Как мы видим, братия и сестры, это Евангелие описывает трагическое событие, когда мать хоронит единственного сына. Люди её любят, множество народа соболезнует, скорбит вместе с ней. Но Господь не говорит ей слов утешения, не говорит ей о воскресении из мёртвых, а просто обращается к глубине её веры. Он произносит только два слова: «Не плачь!». И в этих словах есть призыв для женщины, чтобы она вышла из состояния своего горя. Нашла в себе опору в надежде на будущее, не жила переживанием скорби, переживанием боли, а жила той надеждой, к которой призывает Господь. И Бог, видя сердце её, как Всемогущий Бог, понимает, что Он может положиться на её веру и, прикоснувшись к одру, говорит: «Юноша, Тебе говорю: встань!» И юноша воскресает из мёртвых.

Для нас это Евангелие — наставление в том, как следует относиться к скорбям нашей жизни.

Не все мы, конечно, испытали горе наинской вдовы, похоронившей сначала своего мужа, а потом и единственного сына, единственную надежду. Но многие из нас испытывают скорби, когда что-то случается, кто-то заболевает или, может, из наших любимых, сродников, знакомых, друзей умирает, отходит ко Господу, и наше сердце наполняется тоской. А, может быть, мы сами в чём-то разочаровываемся, в нашей жизни что-то не получается, какие-то планы не сбываются. Много разных причин бывает в жизни и огорчений. И Господь в этот момент ждёт, как мы проявим свою веру в Него. Он обращается к нам с теми же словами, с которыми обратился к женщине, хоронящей единственного сына, он говорит нам: «Не плачь» или «Не скорби, не беспокойся, не унывай, не печалься!»

Подобные призывы мы часто слышим в сердце. Но как мы на них отвечаем? Не всегда готовы отбросить от себя эту скорбь, отбросить через то, чтобы перестать жалеть себя, чтобы перестать быть замкнутыми, перестать быть обиженными на кого-то. Если мы находим в себе силы, если мы обращаемся с молитвой к Господу, то Всевышний непременно разгоняет над нами тучи скорби. Непременно даёт нам силы, чтобы мы встали и дальше жили с надеждой и верой. Ибо и смерть, как говорит апостол Павел, может быть приобретением, потому что мы имеем Господа Иисуса Христа, Защитника и Покровителя и Спасителя нашего.

Который и в земной жизни нам помогает во многом, когда мы обращаемся к нему с искренней верой и стараемся видеть Его всем своим сердцем. Но и по переходе из временной в жизнь вечную Господь также от этой любви не оставляет нас. Поэтому, братия и сестры, нам надо искать той веры и той любви, которая будет связующим звеном между жизнью временной и жизнью вечной. Это нелегко найти. Но, найдя, ещё труднее не потерять.

Мы приходим к Богу часто с полным желанием Ему служить. Но встречаясь с временными трудностями, с какими-то искушениями, проблемами, мы уже забываем, что надежду трудно возлагать на Господа и только на Него. Мы становимся сами решителями своих проблем, своих забот, внутренне как бы говоря Господу: «Господи, я сам всё сделаю, я сам всё улажу!» И вот это «я сам» становится причиной многих и многих ошибок, многих и многих неприятностей, многих и многих разочарований. Надобно это помнить, и помнить, что Господь сказал: «По вере вашей да будет вам». И в этих словах заключается великая истина: от человека нужна вера, чтобы Господь дал бы то, что ему необходимо на потребу для спасения его души.

АМИНЬ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *