Нагорная проповедь толкование

Нагорная проповедь толкование

После отбора апостолов Иисус обратился к собравшимся с проповедью. В

Евангелии от Матфея говорится, что проповедь прозвучала на горе (5), в

Евангелии от Луки — что Иисус говорил «на ровном месте» около горы (6: 17 —

49). Евангелисты излагают проповедь как кодекс христианства, законы царства

божьего по Новому завету.

Иисус провозглашает свои законы в рамках восьми заповедей блаженства.

Он учит, что заповеди Ветхого завета исполнены, пришло время царства

небесного, где нет страданий и нищеты, где царят мир, радость и блаженство.

Он обещает небесное царство «нищим духом», блаженны будут и те, кого Иисус

называет плачущими, ибо они утешатся, а их плач превратится в смех.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю и будут править в мире, как было

обещано в Ветхом завете. Для вступления в царство небесное необходимо быть

справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. И, наконец, Иисус

провозглашает блаженство тех, кто был гоним за правду, как пророки.

Из восьми заповедей блаженства Лука упоминает четыре: блаженство

бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру, но он дополняет их и

строками о наказании божьем: «Горе вам, богатые!.. Горе вам, пресыщенные

ныне!» Именно поэтому Евангелие от Луки называют «благовествованием

бедняков», в отличие от Евангелия от Матфея, в котором подчеркивается

блаженство не бедных, а «нищих духом».

Далее Иисус излагает свое отношение к Ветхому завету. Он не ставит

перед собой задачу «нарушить» законы Моисеевы и учение пророков, нет, он

стремится дополнить их и сделать универсальными: «Доколе не прейдет небо и

земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не

исполнится все». Так, шестая заповедь запрещает убийство. Но Иисус считает,

что наказания заслуживает и тот, кто напрасно гневается на своего ближнего

и возводит на него навет. В седьмой заповеди говорится о прелюбодеянии.

Иисус замечает, что каждый, кто с вожделением смотрит на женщину, «уже

прелюбодействовал с нею в сердце своем». И если в Ветхом завете говорилось

о выполнении клятвы, данной перед богом, то Иисус отвергает клятву вообще.

Таким образом, он требует соблюдения духа Закона, а не его буквы.

Вместо принципа мести «око за око и зуб за зуб» в Нагорной проповеди

провозглашается принцип примирения: «Кто ударит тебя в правую щеку твою,

обрати к нему и другую».

Заповедь любви к ближнему Христос распространяет

на врагов: «Любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас». Он


призывает к раздаче милостыни, причем тайно: «…пусть левая рука твоя не

знает, что делает правая». Посты нужно соблюдать в одиночестве, ибо бог,

видящий все, воздаст по заслугам. В Нагорной проповеди говорится: «Не

судите, да не судимы будете», поскольку у каждого есть свои недостатки и

грехи. Иисус предупреждает: человек должен поступать с ближним так, как он

хотел бы, чтобы поступали с ним. Ждущие царства небесного не должны копить

сокровища на земле, где они «истребляются молью и ржой» или крадутся

ворами. Не нужно заботиться о пище и одежде, отец небесный кормит птиц и

взращивает полевые лилии, он не забудет о человеке: «Не заботьтесь о

завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для

каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34).

В Нагорной проповеди говорится и о молитве. Молиться следует в

одиночестве, затворив двери. Образец молитвы «Отче наш» представлен в

Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки (здесь она не входит в Нагорную

проповедь) . Эта молитва начинается обращением к богу и кончается

прославлением его царства: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя

твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы

прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от

лукавого».

Условием исполнения молитвы «Отче наш» является прощение чужих грехов:

«…а если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит

вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14). Молиться надо от всего сердца: «Просите,

и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам… Итак если вы,

будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более отец ваш

небесный даст блага просящим у него» (Мф. 7:7,11).

В Нагорной проповеди Иисус не только провозглашает законы, но и

становится судьей, призванным карать или миловать. Исполняющие заповеди

Иисуса уподобляются разумному мужу, который построил свой дом на камне, а

не исполняющие — безрассудному человеку, построившему свой дом на песке.

Евангелисты учат, что законы Ветхого завета были даны Моисеем, а

законы Нового завета принадлежат Иисусу. В Евангелии от Матфея

подчеркивается право Иисуса предписывать законы, сила его слова, причем в

качестве доказательства приводятся совершенные им чудеса (в Ветхом завете

Моисею также приходилось доказывать, что он — божий избранник). Когда Иисус

сошел с горы, к нему приблизился прокаженный. Иисус простер руку, коснулся

больного и сказал: «Хочу, очистись», — и больной тотчас «очистился» от

проказы (Мф. 8:1 — 4).

После отбора апостолов Иисус обратился к собравшимся с проповедью. В Евангелии от Матфея говорится, что проповедь прозвучала на горе (5), в Евангелии от Луки — что Иисус говорил «на ровном месте» около горы (6:17-49). Евангелисты излагают проповедь как кодекс христианства, законы царства божьего по Новому завету.

Иисус провозглашает свои законы в рамках восьми заповедей блаженства. Он учит, что заповеди Ветхого завета исполнены, пришло время царства небесного, где нет страданий и нищеты, где царят мир, радость и блаженство. Он обещает небесное царство «нищим духом», блаженны будут и те, кого Иисус называет плачущими, ибо они утешатся, а их плач превратится в смех. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю и будут править в мире, как было обещано в Ветхом завете. Для вступления в царство небесное необходимо быть справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. И, наконец, Иисус провозглашает блаженство тех, кто был гоним за правду, как пророки.

Из восьми заповедей блаженства Лука упоминает четыре: блаженство бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру, но он дополняет их и строками о наказании божьем: «Горе вам, богатые!.. Горе вам, пресыщенные ныне!» Именно поэтому Евангелие от Луки называют «благовествованием бедняков», в отличие от Евангелия от Матфея, в котором подчеркивается блаженство не бедных, а «нищих духом».

Далее Иисус излагает свое отношение к Ветхому завету. Он не ставит перед собой задачу «нарушить» законы Моисеевы и учение пророков, нет, он стремится дополнить их и сделать универсальными: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Так, шестая заповедь запрещает убийство. Но Иисус считает, что наказания заслуживает и тот, кто напрасно гневается на своего ближнего и возводит на него навет. В седьмой заповеди говорится о прелюбодеянии. Иисус замечает, что каждый, кто с вожделением смотрит на женщину, «уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». И если в Ветхом завете говорилось о выполнении клятвы, данной перед богом, то Иисус отвергает клятву вообще. Таким образом, он требует соблюдения духа Закона, а не его буквы.

Вместо принципа мести «око за око и зуб за зуб» в Нагорной проповеди провозглашается принцип примирения: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Заповедь любви к ближнему Христос распространяет на врагов: «Любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас». Он призывает к раздаче милостыни, причем тайно: «…пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Посты нужно соблюдать в одиночестве, ибо бог, видящий все, воздаст по заслугам. В Нагорной проповеди говорится: «Не судите, да не судимы будете», поскольку у каждого есть свои недостатки и грехи. Иисус предупреждает: человек должен поступать с ближним так, как он хотел бы, чтобы поступали с ним.

Ждущие царства небесного не должны копить сокровища на земле, где они «истребляются молью и ржой» или крадутся ворами. Не нужно заботиться о пище и одежде, отец небесный кормит птиц и взращивает полевые лилии, он не забудет о человеке: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

В Нагорной проповеди говорится и о молитве. Молиться следует в одиночестве, затворив двери. Образец молитвы «Отче наш» представлен в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки (здесь она не входит в Нагорную проповедь). Эта молитва начинается обращением к богу и кончается прославлением его царства: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Условием исполнения молитвы «Отче наш» является прощение чужих грехов: «…а если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.

6:14). Молиться надо от всего сердца: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам… Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более отец ваш небесный даст блага просящим у него» (Мф. 7:7, 11).

В Нагорной проповеди Иисус не только провозглашает законы, но и становится судьей, призванным карать или миловать. Исполняющие заповеди Иисуса уподобляются разумному мужу, который построил свой дом на камне, а не исполняющие — безрассудному человеку, построившему свой дом на песке.

Евангелисты учат, что законы Ветхого завета были даны Моисеем, а законы Нового завета принадлежат Иисусу. В Евангелии от Матфея подчеркивается право Иисуса предписывать законы, сила его слова, причем в качестве доказательства приводятся совершенные им чудеса (в Ветхом завете Моисею также приходилось доказывать, что он — божий избранник). Когда Иисус сошел с горы, к нему приблизился прокаженный. Иисус простер руку, коснулся больного и сказал: «Хочу, очистись», — и больной тотчас «очистился» от проказы (Мф. 8:1-4).

Нагорная проповедь

Нагорная проповедь Иисуса Христа
Картина Карла Блоха Нагорная проповедь – серия поучений Иисуса Христа, которые записаны в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея и содержат основные элементы его нравственного учения.
Согласно Евангелию от Матфея, Иисус произнес эти свои поучения на склоне определенной не названной горы и направил их к своим ученикам и к большой толпы народа.
Наиболее известными частями нагорной проповеди является блаженства, молитва «Отче наш», заповеди не противиться злу, не судить других.
Нагорная проповедь внедряет строгие этические принципы, часто обостряя и углубляя нравственные законы, которые существовали раньше. Например, не только «не убивай», но и «не сердись», «помирись с братом» (Мф. 5,21-26), не только «не прелюбодействуй», но и «не смотри с вожделением на женщину ближнего своего» (Мф. 5,27-30).
Те, принимающих давнюю церковную традицию, именно апостол Матфей является автором одноименного Евангелия, считают, что нагорная проповедь действительны словами Иисуса, записанными евангелистом.
Многие современные библеист ставят под сомнение происхождение Евангелия от Матфея и, соответственно, нагорной проповеди как его части. Многие из них считают, что нагорная проповедь не была произнесена так, как представляет ее евангелист Матфей, а есть она композицией из разных высказываний Иисуса, большая часть из которых происходит из так называемого гипотетического источника Q, которым пользовались евангелисты Матфей и Лука. Евангелие от Луки, по мнению этих ученых, достовернее передает контекст и порядок высказываний Иисуса.
Согласно традиции, нагорная проповедь была произнесена около 30 г. н. н.э. на северном побережье Генезаретського озера, недалеко Капернаума, на холме, который сейчас называют горой Блаженств. В 1935 г. в окрестностях горы Блаженств открыта часовня с мозаиками с IV-VI века, свидетельствует о давней традиции этого места.
В христианстве существуют различные способы интерпретации нагорной проповеди:
Православные и католические материалы
Материалы кальвинистов

Харизматическое движение

Харизматическое движение – движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин.

Харизматы – это евангельское движение в христианстве, …

Земная жизнь Христа

Христос проповедует в синагоге в Капернауме, картина украинского еврейского художника Маврикия Готлиба из Дрогобыча Согласно верованиям христиан, …

Евангелие

Древнегреческое Синопская Евангелие, V-то в Евангелие или Благовест, Благовещение (греч. – благая весть) – 1) Раннехристианские произведения, …

Проповедь

Проповедь (греч.) – в узком смысле, христианское церковное наставление, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа; …

Иерусалимский Храм

Модель Иерусалимского Храма Иисус выгоняет торговцев из храма Иерусалимский Храм (ивр. …

Апостол

Апостол (греч., «посланец») – в Новом Завете звание двенадцати ближайших последователей, учеников Иисуса Христа. В раннем христианстве термин …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *