Мясопустная, что значит?

Мясопустная, что значит?

В Церкви третья подготовительная неделя перед Великим Постом является мясопустной, что означает прекращение вкушения мяса, а также неделей о Страшном Суде, потому как в воскресенье на Литургии читают притчу о Страшном Суде. Установление мясопустной недели относится к III – IV векам, времени формирования византийского богослужения. Есть проповедь святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, в неделю мясопустную, в этой проповеди также есть упоминание о том, что на Литургии читалось Евангелие о Страшном Суде. В VIII веке преподобный Феодор Студит написал канон, который читается на богослужении в неделю мясопустную.
Евангельская притча о Страшном Суде (Мф.25: 31 — 46)
Эту притчу Господь Иисус Христос произнес в Иерусалиме за три дня до Своего распятия. В притче о Страшном Суде Господь Иисус Христос повествует о Своем Втором Пришествии и всеобщем воскресении мертвых. Учение о Втором пришествии и воскресении мертвых – одна из самых таинственных тем христианского богословия. В притче говорится о том, что Господь сойдет с небес во славе со святыми ангелами и будет судить все народы, которые предстанут перед Ним. Праведных Он отделит от грешников и каждому воздаст по их делам. Праведников Господь сравнивает с кроткими овцами, а грешников — с козлищами, не имеющими плода в жизни. Представление о Господе как о грозном Судии характерно для первых христианских писателей. В язычестве боги были грозными и даже воинственными, но христианский Бог, сойдя в мир в образе человеческом, показал людям, что Он есть любовь. Возможно ли представить Бога Судией?
По сути, каждый человек своими поступками в земной жизни приближает себя к Богу или отдаляется от Него. Живущий духовной жизнью человек мечтает скорее соединиться с Богом, чтобы почувствовать Его благодать во всей полноте. Грешный же человек становится рабом страстей: постоянно удаляясь от Бога тяжкими грехами, он умирает духовно, поэтому он боится умереть, потому что в загробной жизни он не сможет получить плотских удовольствий, а душа у него мертва. В этом и будет заключаться мучение грешников после смерти: для праведников жизнь с Богом будет вечной жизнью, а для грешников – вечным мучением и смертью. Очень важно то, что в притче Господь, разделяя народы, обращал внимание не на степень духовного совершенства людей, а на милосердие в делах и помышлениях, то есть на то, какой плод принесла духовная жизнь каждого.
Масленица в язычестве
Время сырной седмицы или масленицы, недели, следующей за воскресеньем о Страшном Суде, совпадает с празднованием языческого праздника встречи зимы с весной. Этот праздник, как правило, был приурочен в дню весеннего равноденствия и являлся началом языческого нового года. Во время масленицы совершались ритуалы, благодаря которым, согласно языческим верованиям, земля умирала и вновь возрождалась, становилась плодородной: делали из соломы чучело масленицы, возили его по деревне и в конце недели сжигали, а пепел рассеивали по полям.

Нужно было также обязательно помянуть предков, чтобы они помогли земле произрастить хороший урожай. Традиционным блюдом поминального стола были блины: первый блин пекли за упокой, оставляя его как жертву для умерших. Начиная с четверга, люди проводили игры и гулянья: кулачные бои, катание с горы, прыжки через огонь. Также устраивали пышные трапезы с винопитием и объедением, нескромными играми.
Сырная седмица: духовный смысл
В Православной Церкви древнейшие традиции были наполнены более глубоким духовным содержанием.
Накануне недели о Страшном Суде проходит поминание усопших, особая молитва совершается за тех, кто умер внезапной смертью, и это не случайно. В воскресенье в Евангелии вспоминается притча о Страшном Суде и каждому христианину приходит время задуматься, в каком виде он предстанет перед Господом и Судией: будет ли он выглядеть достойно со всеми своими греховными страстями и поступками? Умершие напрасной (внезапной) смертью уже не смогут ничего исправить, как бы нам не оказаться на их месте, живя беспечно и заботясь лишь об удобстве: о том, чтобы нам никто и ничто не мешало, чтобы получить от жизни все, а не о том, как послужить Господу.
Перейдя в вечность, мы будем как будто наги духовно, потому что все увидят наши помышления, плохие поступки, нашу духовную немощь. Вместе с тем, тело, о красоте и здоровье которого мы так тщательно заботились, будет покоиться во гробе. Святая Церковь, приводя нам на память притчу о Страшном Суде, призывает христиан вспомнить об их главном предназначении и посвятить свою жизнь исправлению от греха и возрастанию в любви, особенно в дни Великого Поста. Будем же следовать за Господом узким путем, остерегаясь искушений и страстей, творя дела милосердия и возрастая в любви.
В течение Сырной седмицы принято печь блины, оладьи и другие скоромные блюда без мяса, приглашать гостей, творить милостыню и устраивать общую трапезу. Между тем, как дань языческой традиции, часто в это время и в наши дни устраивают празднества с обилием еды и вина, выплескивают всю свою энергию в драках и играх, чтобы как следует «заговеться». Такие празднества в Сырную седмицу крайне нежелательны, ведь в Церкви уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», а в среду и пятницу не совершается Литургия. Так Церковь и верующие духовно готовятся к подвигу покаяния и исправления — Великому Посту.

Молитва (Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1):
Егда приидеши, Боже, на землю со славою,/ и трепещут всяческая,/ река же огненная пред судищем влечет,/ книги разгибаются, и тайная являются:/ тогда избави мя от огня неугасимаго// и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

Воскресение 23 февраля

Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Евангелие от Матфея

Глава 4

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Митрополит Иларион (Алфеев)

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА

Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 25:31-46) говорит о той последней, решающей встрече со Христом, которая ждет каждого из нас, когда мы перейдем из жизни настоящей в жизнь будущего века.

Из слов Христа о Страшном Суде мы узнаем, единственным критерием, по которому овцы будут отделены от козлов, является отношение человека к своим ближним. Господь не спросит нас на Суде, соблюдали ли мы посты, совершали ли поклоны, вычитывали ли молитвенное правило — хотя именно в этом многие видят главную цель христианской жизни. Господь спросит, как мы доказали свою веру в Него на деле, то есть как отнеслись к Нему в лице Его меньших братьев — наших ближних: сделали ли мы добро или прошли мимо, не заметив Христа, стоявшего на нашем пути?

О Страшном Суде веками думали как о грандиозном и ужасном событии; рисовали грозного и неумолимого Судию, Который будет подсчитывать грехи и добродетели людей. Человеческая фантазия живописала муки грешников, отсылаемых в огонь проклятия, где они будут нести вечное наказание за совершенные грехи. Но не таково евангельское благовестие: оно говорит нам о том, что Бог есть Любовь. Ветхозаветное представление о Боге-Карателе, «наказывающем беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Числ. 14:18), сменилось в Новом Завете вестью о Боге, Который возлюбил человека, Сам стал Человеком и умер на кресте ради спасения людей. И именно перед лицом любви Божией, любви Христовой, любви крестной мы окажемся на Страшном Суде.

Из Евангелия мы знаем, что Бог хочет не судить людей, но помиловать и спасти. «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну», — свидетельствует Христос об Отце (Ин. 5:22). О Себе же Он говорит: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). Итак, ни Отец, ни Сын не хотят судить человека. Кто же будет судить человека на Страшном Суде?

Судить нас будет тот Человек, Который стучался в нашу дверь, а мы не пустили Его к себе, Который просил у нас пищи, а мы не дали Ему, был болен, а мы не посетили Его. Судить нас будут наши ближние, которых мы не заметили, когда они стояли на нашем пути — голодные, жаждущие, не имеющие одежды или крыши над головой. Судить нас будет сострадательная любовь Божия, которой мы оказались не верны. В конечном итоге, мы сами осудим себя, когда поймем, что нам нет места там, где любви Божией причащаются дети Божии, которые своей любовью и своим милосердием уподобились Христу.

Каждый день мы встречаем Христа, Который взывает к нам о помощи. На улицах, в метро, в подземных переходах, возле дверей храмов — всюду видим мы нищих, в лице которых обращается к нам Христос. Подать нищему — значит послужить самому Христу, поделиться с Ним, нуждающимся в нашем участии. И наоборот, пройти мимо нищего — значит пройти мимо Христа, упустить свой шанс сделать добро Господу. Разумеется, мы не можем подавать милостыню всем встречающимся нам нищим, так как их сегодня слишком много; но хотя бы некоторым помочь необходимо. А о тех, на кого у нас не хватило денег, надо помолиться с состраданием — попросить Господа, чтобы Он Сам помог им. Самое страшное — пройти мимо нищего, не заметив его. Не за то ли и был осужден богач, что, когда выносили его на носилках из дома и вносили обратно, не замечал он нищего Лазаря, лежащего у ворот?

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Кто дал по одному оболу девяноста девяти бедным, а одного бедного оскорбил или ударил или выгнал ни с чем — кому он это сделал, если, конечно, не Тому, Кто сказал и всегда говорит и будет говорить: То, что вы сделали одному из этих меньших, Мне сделали (Мф. 25:40)? Кто дал милостыню сотне бедных, но, имея возможность и другим дать, напоить и накормить их, отказал многим умолявшим его и взывавшим к нему, тот будет осужден как не накормивший Христа, потому что и во всех этих Он есть, и в каждом из «меньших» мы питаем Его. Кто подал сегодня всем все необходимое, но, имея возможность и завтра сделать то же, пренебрежет кем-либо из братьев и оставит его погибать от голода, жажды и холода, тот оставил умирать и презрел Самого сказавшего: То, что вы сделали одному из этих меньших, Мне сделали».

Повторю: мы не можем накормить всех голодных, одеть всех нагих, посетить всех больных и находящихся в заключении. Но мы можем сделать добро хотя бы кому-то, особенно тем нуждающимся, голодным, жаждущим, больным, которых Господь посылает непосредственно к нам. У каждого из нас есть такие люди — в семье, на работе, в храме: мы знаем об их нужде, и мы можем помочь им, или — не помочь. Если твой друг попал в больницу, посети его. Если твой родственник, сосед по дому, сотрудник по работе оказался в нужде, дай ему денег. Не можешь помочь деньгами, поделись пищей, одеждой. «Ничего не имеешь? Утешь слезою», — как говорит святитель Григорий Богослов. Утешь ближнего твоего теплым словом, состраданием и сочувствием, поделись с ним хоть чем-нибудь, только не будь безучастным к его горю, не пройди мимо.

Страшный Суд, на котором овцы отделяются от козлищ, начинается здесь, на земле. Он происходит всякий раз, когда мы остаемся один на один с бедным, нуждающимся, страдающим. И мы бываем осуждены не только когда не откликаемся на просьбу о помощи, но и когда, погруженные в себя и свои заботы, не замечаем человеческого горя и нужды рядом с собой. Не надо ждать, пока нас попросят о помощи. Если поблизости от тебя живет старик, за которым некому ухаживать, зайди сам к нему и предложи помощь. Если ты знаешь, что твой сотрудник в нужде, предложи ему денег, не дожидаясь, пока он попросит. Если ты узнал, что кто-то из знакомых остался без крова, без средств к существованию, приди на помощь прежде чем тебя позовут.

Встреча с человеком, находящимся в нужде или в бедствии — это встреча со Христом, это Страшный Суд, который мы переживаем до того, как он совершится над всем человечеством и над каждым из нас в конце истории. От того, что мы сделаем или не сделаем для нуждающегося, зависит наша судьба в вечности. Если мы здесь пройдем экзамен на сострадание и любовь, нам не страшно будет там предстать перед Христом. Если мы в жизни окажемся верны Христовой любви, суд этой любви не станет для нас катастрофой. Если мы кому-то помогли в земной жизни, этот человек будет стоять рядом с нами на Суде и ходатайствовать о нас перед Богом. Если мы накормили и напитали Христа в лице нуждающихся и страдающих, то, представ на Суд, мы узнаем Его, ибо уже прежде, в земной жизни, многократно Его встречали. Тогда и Он узнает нас и назовет нас Своими: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Аминь.

Седмица Мясопустная

В дни этой седмицы «Аллилуиа не поем,» т. е. не поем «Аллилуиа» на утрене вместо «Бог Господь» (как это «Аллилуиа» поется в Великий пост я в среду и пятницу Сырной седмицы); на утрене стихословятся только две (а не три) кафизмы; не поются междочасия; повечерие положено малое и на нем отменяется канон Богородице.—»Такожде творим и в седмице Сырной» (о среде же и пятнице Сырной седмицы см. ниже).— песнопений для понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы Мясопустной седмицы в Постной Триоди не имеется, и службы в эти дни отправляются по Октоиху и Минее.

На вторник этой седмицы иногда переносится отдание Сретения Господня, о чем см. выше, на описании передвижных праздников. О четверге, если 2 февраля (Сретение Господне) или храмовой праздник случится в Мясопустную субботу, и о пятнице, праздник Трех Святителей (30 января), или Обретение главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля) случится в указанную субботу, см.

ниже, о службе в Мясопустную субботу; см. также на описании богослужений в указанные дни.

В субботу Мясопустную, пред воспоминанием (в воскресеный день недели Мясопустной) о Страшном суде, святая Церковь молится об умерших, дабы купно с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, кои, как говорит Синаксарь, были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных, и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша.» В субботу же, а не в другой день, перед Мясопустной неделей полагается моление об упокоении душ по тому, что день субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиприличнейший для моления — упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших святая Церковь напоминает нам об неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам имеющего наст упить спасительного поста.

Молитвословия дня.

Апостол: 1 Кор. 10:23-28; 146 зач.

Другой за упокой: 1 Фесс. 4:13-17; 270 зач.

Евангелие от Луки. 21:8-9, 25-27, 33-36; 105 зач.

Другое за упокой: Иоан. 5:24-30; 16 зач.

Богослужебные указания.

Служба в Мясопустную субботу совмещает в себе с песнопениями рядового гласа Октоиха и песнопения Триоди; при этом в настоящую субботу служба совершается такая же, как и в субботу перед Пятидесятницей, за немногими исключениями, а также и с тем различием, что в Мясопустную субботу поются песнопения Октоиха из рядового гласа, а в субботу пред Пятидесятницей непременно 6-го гласа (каковые песнопения и помещены в Цветной Триоди).

В эти субботы на вечерне, вместо прокимна, поется «Аллилуиа,» с произнесением иереем стихов: «Блажени, яже избрал,» и проч. (см. Триодь Постная и Цветная).

На утрене, вместо «Бог Господь,» поется «Аллилуиа» со стихами: «Блажени, яже избрал» и проч., 3-жды, потом тропарь: «Глубиною мудрости,» 2-жды, и на «Слава, и ныне,» богородичен, а затем «обычное стихословие,» т. е. 16-я кафизма, после которой поются «Непорочни» (т. е. 17-я кафизма), на две статии, и после каждой из них на «Слава,» вместе «Алдилуиа,» поется конец статии, 3-жды, именно — после первой статии поются слова: «Яко аще бы не закон Твой,» а после второй статии слова: «Жива будет душа моя.»

«Посреди кафизмы (см. Уст., Субб.

2-я постов) совершается при закрытых царских вратах каждение, для чего иерей и диакон исходит северными дверьми» (Уст., 22 гл.).

После второй статии поются с припевом: «Благословен еси Господи,» тропари заупокойные: «Святых лик обрете источник жизни» (причем, во время пения этих тропарей, обыкновенно, совершается каждение всего храма, ликов и народа).

После 6-й песни канона положен кондак: «Со святыми упокой,» и икос. Как после первой статии «Непорочны,» так после пения заупокойных тропарей, а также и после 6-й песни канона, пред пением кондака: «Со святыми упокой,» бывает заупокойная ектения (см. ее в Уставе на ряду я в

Октоихе в последовании о усопших), затем молитва: «Боже духов,» я возглас: «Яко Ты еси воскресение» (см. в Служебнике, в чине Литургии). При этом, обыкновенно, поименно вспоминаются, по особой книжке, усопшие православные благочестивые Императоры, Цари, Великие Князья, и благочестивые Императрицы, Царицы, Княгини и проч.

В иных храмах при этом ставится, пред царскими дверями, стол, на столе — распятие и пред ним свеча, а иногда и кутья. В иных же храмах ставится пред царскими дверями только свеча в большом подсвечнике. При произнесении ектений, иерей или диакон имеют в руке кадило.

Эта служба за умерших совершается и тогда, если в субботу Мясопустную случится праздник Трех Святителей (30 января), или Обретение главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля), или предпразднство Сретения Господня; служба же этих праздников н предпразднства совершается в Мясопустную пятницу. Но если в субботу Мясопустную случится храмовой праздник или праздник Сретения, то в субботу Мясопустную поется служба храма или Сретения, служба же умерших, вечера и утра, поется в субботу мимошедшую или Мясопустный четверг. Если в Мясопустную субботу случится попразднство Сретения Господня, то отправляется заупокойная служба, а «служба попразднства оставляется» (Уст., 2 февр.), т. е. совсем не поется. Когда случится в субботу Мясопустную храмовой праздник, тогда служба за умерших может быть пета только в гробнице, или усыпальнице, в храме же должна быть одна служба храму; а где нет гробницы, служба поется, как сказано выше; впрочем, под гробницей можно понимать и притвор, в котором положено совершать по следование об усопших, после отпуста вечерни (см. Уст., 14 гл.).

Неделя Мясопустная (воскресный день Мясопустной седмицы) или о Страшном суде.

Первое наименование этого воскресного дня объясняется из того, что с ней оканчивается разрешение вкушать мясо (мясопуст — отпуст, или прекращение мяса), а второе — из напоминаемого в эту неделю Евангельским чтением будущего всеобщего Страшного суда живых и мертвых, который изображается во всей церковной службе. Напоминанием Страшного суда святая Церковь представляет сильнейшее побуждение к покаянию для грешников и указывает истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам его; поэтому грешники не должны заблуждаться относительно ответственности за свое нравственное состояние и злоупотреблять долготерпением Божиим. Напоминая о Страшном суде и обращая мысленные наши взоры на «огнь вечный, тму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быти без меры согрешившим,» «трепет неисповедимый и страх,» «неумытное истязание» и «ад душетленный,&qu ot; святая Церковь внушает нам мысль о насущной необходимости покаяния и исправления и заблаговременной слезной молитвы ко Господу, пока есть еще к тому время и возможность, и от лица всех нас восклицает: «днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися.» Особенно святая Церковь призывает нас к подвигам человеколюбия, так как именно этот род подвигов наиболее возможен для каждого и наиболее приличен времени поста и покаяния: «Господни равумевше заповеди, тако поживем: адчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим: да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.»

Кондак, гл. 1.

Егда приидеши Боже на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимого, и cnoдoбu мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший.

Апостол: 1 Кор. 8:8-13; 9:1-2; 140 зач.

Евангелие от Матфея 25:31-46; 106 зач.

Сыропустная неделя (воскресный день) бывает в период времени от 25 января по 29 февраля.

В этот день бывает заговенье на мясо.

С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского

Мясопустная неделя – это третье воскресенье периода подготовки к Великому посту. Это время, когда каждый православный должен стремиться максимально очиститься от грехов и пороков, усмиряя свою плоть. Когда начинается мясопустная неделя и что это такое? Как правильно подготовиться к мясопустной неделе, что можно кушать в этот период, за кого молиться? Обо всем подробнее читайте в данной статье.

Значение термина «мясопуст»

Слово произошло от греческого «апокрэос» и латинского «карни привум», что значит – лишение мяса. Мясопустная неделя наступает на 56 день до празднования Пасхи. За ней следует последняя перед постом седмица – сырная, или как ее называют в народе – «масленица». Те, кто решил соблюдать пост, на этой неделе не вкушают мяса и едят исключительно молочные продукты и яйца.

Подготовка к Пасхе

Важно правильно подготовиться к празднованию самого важного православного праздника — Пасхе. Период подготовки к посту состоит из трех седмиц, каждая из которых, посвящена определенной теме. Начинается он с истории, молившихся в храме фарисея и мытаря. Сыропустная седмица – заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой.

Седмицы во время подготовки и Великого поста посвящены отдельным темам:

  • О фарисее и мытаре;
  • О блудном сыне;
  • Мясопустная;
  • Сыропустная.

Этот период направлен на то, чтобы человеку легче было перейти к аскетичному от привычного образа жизни. Уже более 16 веков практикуется такая подготовка к Великому посту.

Описание мясопустной недели

Третью неделю подготовки к Великому посту называют Мясопустной седмицей. Она направлена на отказ православного христианина от употребления мясных продуктов, чтобы воздержание в дальнейшем проходило легче. Это последние дни перед Постом, когда еще разрешено вкушать мясные продукты.

В этот период завершались ярмарки и свадебные гулянья. Верующие готовились к воспоминаниям о Страданий Христа. Следующая неделя называется Масленицей. В эту седмицу уже отказываются от мяса и вкушают только яйца и молочные продукты.

Священники рекомендуют заблаговременно продумать рацион на среду, так как в этот день мясные продукты уже запрещено кушать.

Вселенская Родительская Мясопустная суббота

На Мясопустную седмицу приходится первая Вселенская родительская суббота. Церковь в этот день поминает всех усопших со времен Адама.

Поминальная МолитваПроповедьВидеоФото: неделя о Страшном суде

Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь

Этот поминальный день напоминает всем христианам о необходимости спасения всех людей, поэтому все живые должны молиться о душах умерших сестер и братьев. Умирает только тело, душа же остается живой, а значит, у нее еще есть время для покаяния. У всех, живых и почивших, есть время до Страшного Суда, чтобы покаяться. Молясь за умерших родственников мы и сами незаметно становимся лучше: начинаем любить ближних и очищаемся от зла.

Христианский ли праздник «Масленица»?

В основе Масленицы лежит совсем не христианство. Это знает каждый образованный человек. Масленица – это древнее языческое празднование встречи весны и проводов зимы. Раньше этот праздник представлял собой своеобразную вакханалию, которая сопровождалась играми, драками, необузданным весельем и обильными хмельными пирами. До принятия христианства такие гуляния были направлены на то, чтобы умилостивить языческих богов. В некоторых случаях они сопровождались человеческими жертвоприношениями, в числе которых были первомученики – киевский варяг Феодор и его сын Иоанн. Поэтому, православная церковь, рассказывая о Страшном Суде, призывает к покаянию и просит с осторожностью относиться к языческим обрядам, которые до сих пор живут в нашем подсознании.

После крещения Руси, люди так и не смогли отказаться от празднования масленицы. Русскому народу трудно отменить праздники, сопровождающиеся бесшабашными гулянками, и богатыми застольями. Православная церковь вынуждена была эту неделю совместить с последней подготовительной седмицей. Таким образом, она могла хоть как-то контролировать то, что происходит и не допустить кощунственного разгула в период Великого поста. Традицию поминать умерших предков блинами переосмыслили как заговенье – праздничная трапеза перед постом. В храмах читают покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. При этом на улицах творили ритуальные языческие заклинания и частушки, которые оскверняют слух верующего человека.

Что разрешено есть в мясопустную неделю

Православных верующих интересует вопрос, что можно вкушать в эту неделю, чтобы правильно подготовить организм к Великому посту.

В воскресенье употребляют привычные мясные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Строгих запретов в этот день нет.

Если есть желание, можете есть жирные колбаски или сало. Однако делать это нужно в меру, так как это все таки, подготовительная неделя, после которой наступит Великий пост. За мясопустной неделей следует Сыропустная. Из рациона исключают мясные продукты.

Стоит отметить, что традиции православной церкви очень мудрые. Ведь, чтобы пост пошел на пользу, нужно к нему правильно подготовить организм.

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, во время богослужения в этот день вспоминают историю о блудном сыне. На ежедневных литургиях вспоминают предстоящий Страшный Суд, который состоится, когда произойдет второе пришествие Христа. На богослужениях в будни читают стихи из Евангелия, где о грядущем Суде говорил сам Иисус.

Православным в этот период времени рекомендуют регулярно посещать службы, читать утренние и вечерние правила, уделяя особенное внимание стихам, читаемым на литургии о Страшном Суде.

Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. В память о них, заказывают панихиды и заупокойные молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст – праздник мяса, перед тем, как полностью отказаться от него. Как правило, это народные ярмарки и гулянья с большим количеством мяса, которое запекают, жарят на грибе и едят вдоволь.

Как подготовиться в мясопустной неделе?

Священнослужители рекомендуют продумать рацион питания на следующий месяц, учитывая, что в нем должны присутствовать постные блюда. Также важно подготовиться психологически, чтобы отказаться от развлекательных и праздничных мероприятий.

По возможности чаще посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. В подготовительный период, как и в сам пост, нужно отказаться от посещения увеселительных мероприятий, сократить до минимума просмотр развлекательных программ.

Стоит помнить, что пост – это не наказание, а время, когда каждый верующий человек может очистить свою душу. Борясь со своими страстями, мы становимся ближе к Богу, исцеляясь физически и духовно.

Мясопустная суббота, или Вселенская родительская суббота отмечается за два дня до Масленицы. В 2019 году она приходится на 18 февраля. Это день особого поминовения усопших. Суббота именуется Мясопустной, поскольку предшествует Мясопустной неделе (воскресенью) – последнему дню перед Великим постом, когда разрешается кушать мясные продукты. «Родительской» ее назвали потому, что христиане в первую очередь вспоминали покойных родителей или благодаря традиции называть покойных «родителями» – отошедшими к отцам.

Название «Вселенская» она получила за то, что в этот день поминаются все крещеные христиане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *