Мы будущие первоклассники

Мы будущие первоклассники

«Городские вести» продолжают свою традицию брать интервью у самых маленьких школьников. Может быть, и читателям это напомнит первое в их жизни 1 сентября.

Олеся Василец пошла в школу, потому что там нет сон-часа

Олесю мы застали накануне праздника в приятных хлопотах — она складывала свои новые школьные принадлежности в маленький розовый рюкзачок.

— Ух ты, какой у тебя портфель модный! Ты его сама выбирала?

— Конечно! Я хотела розовый с котенком. Мы его из Таиланда привезли. Вот тут написано — «Хеллоу, Китти». Это переводится как «Привет, котенок».

— А в школу­то не страшно идти?

— Неа, я хочу от садика отдохнуть — там спать надо было.

— А в школе не будешь спать?

— Нууу…, если только на переменках.

— А ты не боишься в школу 1 сентября проспать?

— Боюсь. Но будильник не умею заводить. В садик вот я плохо вставала.

— А знаешь, в какую школу пойдешь?

— В девятую. Это недалеко, меня сестренка отводить будет. Хотя, я сама могу, я только дверь закрывать не совсем умею, и ключи боюсь потерять.

— У тебя форма в школе будет?

— Да, платьишко черное. Оно специальное, я в нем всегда буду ходить. Я бы розовое хотела, но в школе так не принято. Зато я пойду вот на таких каблуках —2 см. Но это не новые туфли. Новенькие у меня вот эти — красненькие.

— А что еще принято в школе, знаешь?

— Учиться всему.

— А что ты еще не знаешь?

— Я не знаю, сколько будет 20 плюс 20, но знаю, сколько будет 100 плюс 100. Двести!

— А какой ты урок больше всего ждешь?

— Лепение и рисование. Я хочу слепить дерево с цветами и с белочками.

— А ты писать уже умеешь?

— По­письменному только «му». Я и читать умею!

— Алфавит­то помнишь?

— Не совсем. А, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, ыыы! забыла, в общем!

— А ты с какой прической будешь в школу ходить?

— С хвостиками и белыми бантиками. У меня короткие волосы, и их не получается завивать. Вообще, я буду их ростить, если не буду подстригать.

— А цветы ты уже приготовила учительнице?

— Нам надо приносить шарики! Так сказали. И я подумала, что мне надо 100 шариков, потому что я хочу летать. Я хочу летать и отдыхать от садика.

— А ты знаешь, сколько лет будешь учиться?

— Одиннадцать. Хочу быть умной.

— А кем станешь, когда выучишься?

— Поваром, потому что кушать люблю.

— А в школе вкусно кормят, как думаешь?

— Эвелина (сестра — ред.) говорит, что сосиски с пюре. А я люблю с лапшой и с подливом.

— А с кем дружить будешь?

— С Вероникой и Кристиной. Только они из другого класса.

— А с мальчиками?

— Не буду дружить. Я только хулигана знаю одного.

— А сколько в классе учеников у вас?

— 97, вроде.

В этом году в Первоуральске более 1600 первоклассников.

14462 ученика пришли 1 сентября на торжественные линейки в городские школы. 52 школьника на линейки не подошли. 37 — по причине болезни, 15 — по неизвестным причинам.

25 вопросов ребенку о школе, на которые он не сможет ответить одним словом

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток

Первое сентября позади, у школьников начинаются учебные будни. Взрослым хочется знать, как дела в школе у их чада, но проблема в том, что на стандартный вопрос «Как сегодня прошел день в школе?» дети часто отвечают «нормально» или «все хорошо». Психологи знают, что такое случается не столько из-за нарушения коммуникации между родителем и ребенком, сколько из-за неправильно задаваемых вопросов.

Если вам знакома эта ситуация, то ниже мы публикуем 25 креативных вопросов от изобретательных родителей. Эти вопросы помогут «разговорить» ребенка-младшего школьника и дадут вам возможность узнать, как на самом деле у него обстоят дела.

  1. Что тебе сегодня больше всего понравилось в школе? Что не понравилось?

  2. Расскажи мне о том, что заставило тебя сегодня улыбнуться.

  3. Если бы ты мог выбирать, с кем сидеть, кто бы это был? А с кем тебе сидеть категорически не хочется? Почему?

  1. Где в школе тебе нравится больше всего?

  2. Скажи мне какое-нибудь странное слово, которое ты сегодня узнал.

  3. Если я сегодня позвоню учительнице и спрошу о тебе, что она мне расскажет?

  4. Как ты сегодня помогал(а) одноклассникам?

  5. А тебе сегодня кто-то помогал?

  6. Расскажи мне, о чем ты сегодня узнал(а).

  7. Чувствовал(а) ли ты себя сегодня счастливым(ой)? Когда?

  8. Было ли в школе сегодня что-то скучное?

  9. Если бы вдруг в ваш класс прилетел космический корабль с инопланетянами и захотел бы кого-то из учеников забрать, кого бы ты им отдал(а)?

  10. С кем из ребят, с кем ты еще не играл(а), хотел(а) бы поиграть на перемене?

  11. Расскажи мне, что хорошего было сегодня в школе.

  12. Какое слово сегодня учитель повторял чаще других?

  13. О чем еще ты хотел(а) бы узнать?

  14. Как ты думаешь, что в школе есть лишнего? Чем бы тебе хотелось заниматься меньше?

  15. Есть ли в классе мальчик или девочка, с кем ты бы мог(ла) вести себя лучше?

  16. Где ты играешь на переменах чаще всего?

  17. Кто самый смешной в твоем классе? Как он умеет всех рассмешить?

  18. Какое блюдо в школьной столовой самое вкусное?

  19. Если бы завтра тебе нужно было стать учителем, что бы ты сделал(а)?

  20. Как тебе кажется, стоит ли кому-то из учеников в вашем классе оттуда уйти? Почему?

  21. Если бы ты мог(ла) поменяться местами с другим учеником в классе, кто бы это был и почему?

  22. Когда ты сегодня в школе брал(а) ручку и зачем?

Ответы на некоторые вопросы могут вас удивить. Например, вы вдруг выясните, что ребенок не хочет сидеть рядом с лучшим другом, чтобы иметь возможность больше играть и общаться с другими детьми.

Подойдите к процессу творчески: не бойтесь придумывать новые вопросы про космические корабли и супергероев. Обещаем, что результат в виде увлекательных школьных историй не заставит себя долго ждать!

Хорошо ли ребенку живется в школе, поможет понять тест от Я – Родителя.
УЗНАЙТЕ!

Подготовлено по материалам

Тем, кто отвел ребенка в первый класс, придется привыкать не только к статусу родителей школьника. Теперь у них начнут просить деньги на школьные нужды, детям будут ставить оценки, предъявлять требования к внешнему виду и задавать домашнее задание. А родители будут соглашаться: тратить деньги, покупать форму, ругать детей за двойки и часами сидеть над прописями. Хотя всего этого можно не делать — потому что у родителей первоклашек есть права.

Екатерина Мирошкина мама первоклассника

Вот что можно требовать от школы, чтобы добиться справедливости, облегчить нагрузку на детей и сэкономить.

Не задавать домашнее задание

В первом классе детям не должны задавать домашку: после трех-четырех уроков они вправе идти домой и отдыхать. Учитель может порекомендовать почитать интересный рассказ, написать пару строчек в прописях или повторить цифры. Но это именно рекомендация, а не требование.

Если ребенок в первом классе не выполнил домашнее задание, ему не могут сделать замечание. Требовать выполнения тоже нельзя. Если родители считают, что лишняя нагрузка ребенку не нужна, можно напомнить учителю о требованиях Минобразования: никаких домашних заданий. Контрольных работ в течение первого полугодия тоже быть не должно.

Сколько стоит собрать ребенка в первый класс

Отменить оценки в любой форме

В первом классе детям не могут ставить оценки. Причем запрещено ставить не только цифрами — пятерки или двойки. Нельзя применять любую оценочную систему. Например, некоторые учителя начинают ставить детям в тетрадях штампики, по которым понятно, кто написал лучше, а кто хуже. Или выдают треугольники и кружки, комментируя, что кружок — это «отлично», а треугольник — «удовлетворительно», то есть тройка.

Как меньше тратить и больше зарабатывать Рассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

Потом дети расстраиваются и даже плачут. Родителям тоже бывает неприятно: ребенок второй день ходит в школу, а его уже наградили треугольником троечника. Причем не за знания, а за разговоры на уроках или бег по коридору на переменах. Если учитель придумал свою систему оценок в первом классе, а вы против — так и скажите.

На чем можно сэкономить при подготовке к школе

Перевести ребенка на семейное обучение

Ребенок может числиться в школе, а учиться дома. Родители имеют право перевести первоклассника на семейное обучение. Даже если ребенок абсолютно здоров: просто родители так решили.

Это не то же самое, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом. Школьник на семейном обучении сам осваивает предметы, а потом сдает экзамены в школе. При этом он может участвовать в олимпиадах, конкурсах, посещать школьные мероприятия и соревнования. За обучение ребенка при этом отвечают родители, а школа — только за аттестацию.

Если семейное обучение не понравится или родители передумают, можно вернуться в школу в любое время.

Какие права есть у родителей в школе

Присматривать за ребенком после уроков

Если в школе есть группа продленного дня, первоклассник может после уроков оставаться там на несколько часов. Его накормят обедом, развлекут и присмотрят за ним до прихода родителей.

Школа имеет право, но не обязана создавать группы продленного дня и сама решает, сколько детей туда набирать. Обычно в большинстве школ такие группы есть. Этот вопрос можно уточнить у классного руководителя или социального педагога. В продленку записывают в начале года: мест может хватить не всем.

Если родители работают и ребенка некому забрать после уроков, узнайте о стоимости питания и других условиях в группе продленного дня и запишите туда первоклашку. Даже если скажут, что мест нет, через пару недель они могут появиться: кто-то из детей откажется, и будет дополнительный набор.

Кроме продленки в школе могут быть дополнительные занятия: танцы, футбольная секция, рисование. Ребенок может ходить туда во время продленки или отдельно — после уроков.

Сколько стоит отдать ребенка на бальные танцы

Отменить поборы

Детей в школе учат бесплатно — то есть за счет бюджета. Родители могут вообще ни за что не платить. Даже за питание: первокласснику все равно дадут чай с булочкой.

Расходы на школьные нужды, подарки учителям, жалюзи, краску, принтер в класс и новые парты — только по желанию. Никаких обязательных сборов быть не может. Родители первоклассников сами решают, сколько сдавать на клеенки для урока технологии и нужно ли дарить детям подарки на дни рождения. Если кто-то против, с этой семьи нельзя требовать деньги или как-то ущемлять ребенка. Сдавать деньги или нет, решает не родительский комитет и школьные активисты, а каждый родитель сам за себя.

Олимпиады, платные дополнительные занятия, полное питание — это тоже добровольные расходы. Можно ничего не платить: ребенок будет обедать дома и обойдется без конкурсов.

Нужно ли сдавать деньги на нужды школы

Возмещать вред имуществу и ребенку

Школа несет ответственность за здоровье и безопасность детей. Если во время уроков, на перемене или сразу после занятий ребенку был причинен вред — он упал, ударился или подрался, родители имеют право требовать от школы возмещения материального и морального вреда.

Если выяснится, что виновата не школа, а другой ребенок-хулиган, платить будут его родители. Например, если ребенок разбил чужой телефон — можно требовать компенсацию от его родителей. Если два первоклашки подрались на стадионе через 10 минут после уроков — за травмы заплатит школа.

Кто заплатит за вред ребенку: родители или школа

Разрешить присутствие на уроках

Если родителям кажется, что ребенка неправильно учат, учитель странно себя ведет или есть претензии к самому первоклашке, можно понаблюдать за учебным процессом. Маме или папе разрешат посидеть на занятиях — но только если сам учитель и руководство школы не против.

Нельзя просто прийти в класс, сесть на заднюю парту и поставить всех перед фактом, что теперь вы будете наблюдать за работой учителей. Вмешиваться в процесс, поправлять педагога или делать замечания детям тоже нельзя. Все претензии — после уроков лично учителю или администрации школы. Если не отреагируют — в департамент образования или прокуратуру.

Как работает родительский комитет

Отдать документы, если ребенок не готов к учебе

Некоторых первоклашек зачисляют в школу до семи лет. По закону так можно: если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 8 месяцев и родители считают, что он уже готов учиться, то ему необязательно ходить в садик еще год.

В октябре выясняется, что ребенок к школе не готов: не может выдержать полчаса на уроке, сильно устает, начинаются нервные тики, нарушается сон, а учителя жалуются на поведение. Иногда доходит до психиатра: до школы был здоровый ребенок, а к Новому году появилось несколько неврологических диагнозов. Учителя злятся, школьный психолог ничего не может сделать, врачи прописывают успокоительные — и маме тоже.

Если родители поняли, что ребенок не готов к школе и нужно подождать еще год, они имеют право забрать его из первого класса. Для этого нужно написать заявление и расторгнуть договор на обучение. Скорее всего, школа будет против: могут потребовать справку, что ребенок переводится в другую школу, или заключение специальной комиссии, что первоклассник пока не готов к учебе. Получить такие документы не сложно, но можно забрать ребенка и без них. Отказ школы отдать документы — повод для жалобы в прокуратуру и департамент образования.

В следующем сентябре можно еще раз пойти в первый класс. Родители при этом ничего не нарушают: отправить ребенка в начальную школу нужно до того, как ему исполнится 8 лет. Первоклассник в возрасте 7 лет и 10 месяцев — это нормально. Если ребенку в первом классе уже исполнилось 8 лет, забрать документы просто по желанию родителей не получится: придется доказывать, что есть противопоказания по состоянию здоровья, а одной неусидчивости и усталости не хватит.

На всякий случай можно запастись справками от невролога, заключением психолога и характеристикой от учителя. Если кто-то из слишком заботливых работников образования решит пожаловаться в опеку, документы не помешают.

Что делают органы опеки

Первоклассные родители

Здравствуйте, дорогие родители! Я приветствую Вас в эти теплые, стремительно улетающие дни августа, которые оставляют нам совсем немного времени, чтобы поговорить, подумать, повспоминать и подготовиться к новой поре, новому этапу в жизни наших детей – учебному году.

Вероятно, особым значением День знаний наполнен для родителей первоклассников: их дети стоят на пороге, за которым начинается путь к открытиям, достижениям, познанию окружающего мира и определению своего места в нём. Как и любой другой путь, он связан со встречами и расставаниями, трудностями, неожиданностями, удачами и промахами. Однако, как мы знаем, путешествие начинается задолго до момента отправления: накопленный багаж и опыт пройденных дорог будет отзываться эхом в событиях, которые только должны произойти.

Вопросами о том, каким будет процесс обучения и нахождения ребенка в школе, задаётся большинство родителей, ведь у нас есть наш собственный опыт учебы и общения в школьном коллективе. Опираясь на свои воспоминания о том времени, о полученных уроках и выставленных оценках, мы готовимся вновь пережить события прошлого, повторно оживающие в опыте наших детей, идущих в школу. Мы помогаем им в ситуациях, будь то учеба или отношения с одноклассниками и учителями, в которых сами когда-то нуждались в поддержке. Мы уделяем внимание успеваемости или поведению, в зависимости от того, что нам представляется более значимым, задаём вопросы о том, что некогда волновало нас самих. Мы воскрешаем наши тревоги и страхи, сомнения и переживания, чтобы предупредить ребёнка и подсказать ему, как вести себя, если он окажется в подобных обстоятельствах.

Волнения родителям добавляет еще и тот факт, что отдавая ребенка в первый класс, они и сами сдают экзамен, результат которого будет говорить о том, насколько качественно и полно они подготовили сына или дочь к школе. Родительская зона ответственности разрастается, что усиливает беспокойство, с которым родителям бывает сложно справляться. Требовательность к себе оборачивается повышением требовательности к детям – отныне ребенок становится показателем не только своих знаний, но и знаний своих родителей, их осведомленности, компетентности, грамотности. Звездочки, которые получает первоклассник за работу на уроке и в тетрадке, словно оценки родителям. Поэтому дети зарабатывают их для нас, приносят домой и отдают маме и папе, уверяя взрослых, что всё идёт по плану и им не о чем волноваться.

А что, если звёздочек нет? Что, если на первом родительском собрании учитель заговорит об ужасном почерке, неопрятности, отсутствии внимания и желания учиться? Что почувствует родитель, когда в присутствии других его ребенок и он сам будут представлены как неуспевающие, неуспешные? Каково будет ребенку от того, что он не самый-самый в классе?

Во всем этом круговороте чувств, мыслей, подготовительных забот, то тут, то там мелькает будущий первоклассник. Самый частый вопрос, который ему задают: «Хочешь ли ты в школу?» звучит для него как приглашение на аттракцион, обещающий необыкновенное приключение. Конечно, он хочет в школу, он отвечает: «Да!». Это именно тот ответ, который от него ждут, но это оказывается не единственное, что он мог бы сказать нам.

Должно быть, вы замечали, что в преддверии каждого знаменательного события, нас зачастую охватывают непонятно откуда пришедшие тревога и напряжение. Стараясь справиться с неприятными ощущениями, мы находим выход, окунаясь в бесконечное осуществление каких-либо дел. Немудрено, что, загрузив себя, найти время и силы для задушевных разговоров уже не получается. Тем не менее, именно неспешная беседа может привести мысли и чувства в порядок, избавить от внутренней суеты.

Собирая ребёнка в школу, покупая тетради и прочее необходимое для учёбы, найдите время поговорить с ним о предстоящем событии. Удивительно, но когда я поинтересовалась у знакомых, друзей, близких, что помнится им о первом звонке, не все смогли поделиться впечатлениями, связанными с этим днем. Обнаружилось, что многое забыто, стерто, вытеснено из памяти, возможно потому, что некоторые переживания того дня оказались не самыми легкими для детского восприятия. А откровения собственного сына, который сказал, что его «бросили у школы», заставили задуматься, как далеки были мои представления от того, что на самом деле происходило во внутреннем мире ребёнка.

Между тем, мы знаем, насколько важно для детей и как им интересно быть в курсе того, что происходило с ними в детстве. Они любят, когда им рассказывают о младенчестве, о том, как они произносили свои первые слова. Им нравится рассматривать свои фотографии, узнавать себя на видео, вспоминать, как они создавали рисунки, которые сохранила для них мама.

Разговаривая с ребенком о жизни, мы погружаем его в прошлое, возвращаем ему оставленное, обращаем внимание на детали, которые он успел позабыть. Подобное обращение к минувшим временам позволяет маленькому человеку ощущать себя более целостно, объемно, прочно. Он как бы обретает почву, устойчивое основание, которое служит для него опорой для проживания предстоящих событий.

Важным моментом в таком разговоре может стать родительский рассказ о том дне, когда они пошли в школу. Поделитесь с детьми своими воспоминаниями, покажите им себя маленькими, приоткройте дверь в свои чувства, которые испытывали тогда. Расскажите, кто отвёл Вас в школу, понравилась ли Вам учительница, опишите одноклассников и кто оказался с Вами за одной партой. Это не только сблизит Вас, но будет способствовать тому, что Ваш опыт и переживания станут доступны ребенку, будут переработаны детской психикой, а значит, приняты и поняты. В свою очередь, для взрослого также полезно осознать свои чувства по поводу того, что сын или дочь идут в школу, отделив от чувств, переживаемых ребёнком.

Необходимость подобной дифференциации в том, что мы склонны приписывать свои чувства другим людям. Например, детям. Не уточняя у ребёнка, с какими эмоциями он имеет дело в данный момент, мы наделяем собственным смыслом детское поведение и высказывания, оставляя без внимания нюансы его переживаний. Наблюдения показывают, что недостаток в понимании эмоционального состояния ребёнка, его чувств, приводит к тому, что невысказанное находит иные способы проявиться. Например, в форме болезни или получения травмы накануне какого-либо мероприятия. Так, психика ребёнка бессознательно находит тропинку, чтобы свернуть с намеченного пути, желая остаться дома, в безопасной и знакомой обстановке. Нередко случается, что таким образом ребенок реагирует на родительскую тревогу и свидетельствует о психологической неготовности семьи к такому знаменательному событию, как начало обучения.

Подводя итог нашего разговора, замечу, что быть чуткими и понимающими родителями, не просто. Однако желание учиться слушать и слышать, говорить с ребёнком, иметь мужество признавать своё несовершенство – больше, чем знания, почерпнутые из книг, статей. Если же найти ответы на интересующие вопросы самостоятельно не получается, всегда можно обратиться к специалисту, который поможет справиться с той или иной ситуацией.

А мне хотелось бы пожелать Вам запомнить первый день в школе, войти с ребенком в школьный мир с улыбкой и цветами, которые станут символами предстоящей учёбы. Пусть кроме знаний первоклассник приобретет новых друзей, опыт отношений со старшими людьми, научится понимать себя, других и радоваться дням, проведенным в школе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *