Музыкальный инструмент псалтирь

Музыкальный инструмент псалтирь

Происхождение духовых музыкальных инструментов:

Что говорит Библия?

В Библии упоминается большое количество музыкальных инструментов, и каждый их них — выразитель определенного состояния человека, у каждого — своя роль в богослужении, на войне, на празднестве и так далее. Музыка сопровождала все самые сильные движения души древнего народа. Об этом свидетельств в Библии множество. «…И веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены, и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно», — так в книге Неемии, так и в других книгах Писания. Но есть одна книга, в которой музыка — сама ее душа.

Это Псалтирь. «Хвалите Бога… со звуком трубным… с тимпаном и ликами (хором)… на струнах и органе… на звучных кимвалах… на кимвалах громогласных», — это 150-й псалом. Толкуя его, Иоанн Златоуст говорил: «Иудеям было заповедано прославлять Бога, пользуясь всеми музыкальными инструментами… Иудеи не просто ударяли в кимвалы и не просто играли на кифаре, но по мере сил своих делали внятным смысл псалмов».

Самое первое упоминание о музыкальных инструментах мы находим в 4-й главе «Бытия», где говорится, что Иувал – «отец всех играющих на гуслях и свирели». С древнейших времен музыкальные орудия использовались вместе с танцами и пением, на праздниках, и в царских дворцах (Быт. 31:27;Исх. 15:20; 2Цар. 19:35). С другой стороны, музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иер. 9:17; Матв. 9:23).

Большинство из названных в Библии музыкальных инструментов читателям русского (синодального) перевода должны казаться хорошо известными. И впрямь, все мы имеем представление о гуслях, свирели, трубе, роге, цитре, цевнице, органе (он упоминается в русском переводе только один раз – в 150-м псалме). Но у подлинных инструментов библейских персонажей мало общего с теми, которые мы подразумеваем под этими терминами.

Приведем лишь один пример – все то же свидетельство об Иувале. В английском переводе (Библия Якова I, XVII в.) он назван «the father of all such as handle the harp and organ», то есть «отцом всех играющих на арфе и органе». В немецком (Лютеровском, XVI в.) – «отцом всех играющих на смычковых (Geider) и дудочников (Pfeifer)» (хотя в Адамовы времена смычок еще не был известен).

На первый взгляд, что может быть яснее и понятнее русскому читателю Библии, чем гусли и свирель? Долгие столетия эти инструменты – струнный и духовой – были самыми распространенными на Руси. В оригинале же здесь названы киннор и угаб. Эти восточные инструменты не были известны у нас, равно как и в Западной Европе. Оставь переводчик эти термины, они ничего бы не говорили русскому читателю. Необходимо было указать хоть на какую-то, пусть отдаленную, аналогию этим инструментам. Так в русском переводе появились «гусли» и «свирель». Иными словами, на всех языках для киннора и угаба выбираются общеизвестные в данной стране струнный и духовой инструменты.

Что касается угаба, то он упоминается в Библии всего несколько раз, однако в русском переводе его эквивалент – «свирель» – мы находим гораздо чаще, из чего даже не филолог может сделать вывод, что в других случаях в оригинальном тексте Библии упоминаются другие инструменты.

К сожалению, нигде в Библии не дается описания угаба – он только назван. Курт Закс, крупнейший немецкий музыковед, высказывает предположение, что если этот термин родственен слову «агаб», в переводе означающему «влюблен», то из духовых инструментов именно флейта (и среди ее разновидностей – свирель) лучше других передает чары любви. Другие полагают, что слово «агаб” (или «угаб, угав») означает волынку, которая и теперь еще встречается в Египте и Аравии, и которая в Италии называется «самбонья”. Это название весьма напоминает название одного из музыкальных инструментов в Даниила (3:5), — халдейского «симфония”.

Итак, есть как минимум, три разновидности флейты:

1) в Дан 3:5,7,10 упоминается тростниковая флейта . Очевидно, имеется в виду так называемая «флейта Пана», широко распространённый пастуший музыкальный инструмент, в виде нескольких соединенных между собой свирелей;

2) наиболее часто в Библии упоминается флейта (Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31; в синодальном переводе—»свирель»; Пс 150:4 в синодальном переводе—»орган»). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент (наподобие волынки), имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, которые играющий открывал или закрывал пальцами;

3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль —разновидность гобоя, известную из египетской живописи и древних памятников. Существовали как одинарные, так и двойные халили (1Цар 10:5; 3Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36; в синодальном переводе—»свирель»), и изготавливались из тростника, дерева или рога. Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнительную трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент— на другой.

Кроме того, слово «нехилот» в Пс. 5:1, вероятно, также обозначает флейту (по-русски «духовой инструмент»).

Порой можно встретить утверждение, что на флейте в библейские времена играли лишь для выражения радости. Да, флейта звучала при событиях радостных, но не только. Ей подвластно было выражать грусть и скорбь: И цитра моя сделалась унылою, и свирель моя – голосом плачевным (Иов. 30, 31). Иными словами, игра на флейтах сопровождала обряд отпевания усопших. А какая выразительная метафора у Иеремии: «…сердце мое стонет о Моаве, как свирель(!)» (Иер. 48, 36)

Вообще, все упоминаемые в Библии музыкальные инструменты можно разделить на три традиционные категории: струнные, духовые, а также ударные. Среди духовых музыкальных инструментов различаются собственно музыкальные и сигнальные. И чаще других упоминается, несомненно, труба.

Инструмент, который называется «хацоцра» – труба, употреблялся исключительно для священных целей. Господь передал Моисею не только свои этические заповеди, но и много конкретных указаний по устройству служения ему. Почти треть 10-й главы книги Чисел разъясняет, как и для чего нужна серебряная труба»хацоцра»: «И сказал Господь Моисею, говоря: Сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов. Когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания. Когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы. Когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку» (Числ. 10, 1-5). Трубные сигналы были разными и соответствовали различным целям. «…А когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу.» (Числ. 10, 7). В военный поход надлежит отправляться – «трубите тревогу трубами», в дни праздников и веселия – тоже «трубите трубами», но, очевидно, другой клич.

Господь, опять-таки через Моисея дал Израилю семь главных праздников, и среди них – Праздник труб: «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание» (Лев.

23, 23-24).

И если вспомнить другие места в Писании, где победоносно трубит труба, например: «И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Ис. 27, 13), то становится ясно, что Праздник труб – это пророчество о будущем восстановлении Израиля.

Почти для тех же целей употреблялся инструмент, называемый «шофаром», который издавал трубный звук, весьма сильный (Исх. 19:16). Иоав затрубил трубою для того, чтобы собрать войско (2 Цар. 2:28); праздник нового года проходил при трубных звуках (Пс. 80:4). Предполагают, что разница между ними состоит в том, что «хацоцра» представляет собой прямую, длинную трубу из серебра, (Числ. 10:2), которая изображена на арке Тита, а «шофар» и «керен» формой напоминают изогнутый рог животного (обычно бараний), который издавал однородные (сигнальные) звуки. В И.Нав. 6:5 юбилейная труба (евр.»керен») – тот же инструмент, который в 4 стихе наз. «шофар». Если сравнить эти стихи с Чис. 10:10, то выходит, что «хацоцра», «шофар» и «керен» могут служить названиями одного и того же инструмента. В псалме же 97:6 два первые различаются, – труба и рог.

Несколько слов об устройстве древних труб. Это были сигнальные трубы, и они могли издавать только один-два звука. Есть свидетельство, что на них играли одной рукой: «И затрубили все три отряда (по 100 человек в каждом) трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили» (Суд. 7, 20).

Они, по-видимому, обладали большой силой звука; в книге Иисуса Навина написано, что от звука семи труб разрушились стены Иерихона (Ис. Нав. 6, 1-15). Каково же было тогда звучание трехсот труб? Вероятно, такое количество было необходимо не только для «громкости», но и для воспроизведения музыкальной ткани произведения. Не был ли этот ансамбль из трехсот трубачей чем-то вроде русского рогового оркестра, в котором каждый инструмент издавал только один звук?

Поскольку в древнее время певцы одновременно являлись и исполнителями аккомпанемента, то духовые инструменты в хороводах употреблялись редко. В пророческих хорах, на пирах употреблялась пастушеская флейта. Большие духовые инструменты—бараний рог и труба—служили только для сигналов. Способы игры на них сводились к трем основным приемам: один долгий протяжный тон, серия коротких прерывистых звуков и несколько непродолжительных звуков, связанных между собой.

Короткий трубный звук служил сигналом к сбору войска, к нападению, к прекращению войны или снятию осады. На сторожевых башнях городов сторожа имели сигнальные рожки. При мирных собраниях народа также трубили в рожок. Трубы металлические употреблялись только священниками. Следует отметить, что во время богослужения трубы обычно применялись попарно, а в большие праздники их количество увеличивалось и могло доходить до 120.

Итак, как мы видим, первые музыкальные инструменты были участниками всех важных событий жизни ветхозаветного Израиля. Не случайно многие из них одновременно использовались и при религиозных церемониях, и во время вполне светских праздников. Каждое человеческое чувство воплощалось в определенных мелодиях и поэтических строках, которые находились между собой в удивительной гармонии.

Примеры употребления слова кимвал в литературе.

Она не даст нам вздохнуть, пока вдруг не взметнется, отозвавшись, как молния, на долгожданный и неожиданный всплеск громозвучных кимвалов!

И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования.

От лязга кимвал и аритмичного рокота барабанов сердце Элиота то и дело сбивалось с такта, энергичное улюлюканье флейт словно вычерчивало осциллограмму его дергающихся нервов.

Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.

Судите всех нас, в чем видите, — оправдываться не стану, а одно скажу, что мой простой Кириак понимал Христа, наверно, не хуже тех наших заезжих проповедников, которые бряцают, как кимвал звенящий, в ваших гостиных и ваших зимних садах.

В колоннадах снова песнь раздалась, Свищут флейты, и гудит труба, Плясуны вновь пляшут по ступеням, Вновь грохочут бубны и кимвал, И вдоль лестниц с кликами и пеньем Лязг оружья зазвучал.

Был он тих, не гремел, как медь звенящая и кимвал бряцающий, но голос его доходил до самых чутких и самых глухих людей равно.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА ГЛАВА 13 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий.

Но очень немногие понимают, что такое одиночество и до чего оно доводит, ибо толпа не есть общество и лица — всего лишь галерея картин, а разговор — только звенящий кимвал, где нет любви.

Раздайтеся, трубы, кимвалы, гремите, Вы в пламени юношу, боги, примите, Примите к себе от последнего сна!

Вдруг кимвалы стихли, смолкли бубны, И застыл кифар и гуслей звук, В отдаленьи замер голос трубный, Все кругом недвижно стало вдруг.

Голоса, струнные инструменты, кимвалы звучат в унисон с непрестанной вибрацией тамбуринов.

У Владимира Солнышка праздник идет, Пированье идет, ликованье, С молодицами гридни ведут хоровод, Гуслей звон и кимвалов бряцанье.

До слуха доносились отдаленные звуки праздника Индры Джатры — возгласы толпы и звон кимвалов, пение флейт и рокот барабанов.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Многие христиане сталкиваются с этим вопросом. Немало светских музыкантов являются чрезвычайно талантливыми. Светская музыка может быть очень интересной. Существует множество светских песен с запоминающимися мелодиями, глубоким смыслом и положительным посылом. При принятии решения о том, слушать светскую музыку или нет, следует обращать внимание на три основных фактора: 1) цель музыки, 2) стиль музыки, 3) содержание песни.

1. Цель музыки. Предназначена ли музыка исключительно для поклонения, или же Бог также создал ее для успокоения и/или развлечения? Самый известный музыкант в Библии, царь Давид, в первую очередь использовал музыку для поклонения Богу (см. Псалом 3:1; 5:1, 54, 55; 60:1; 66:1; 75:1).

Тем не менее, когда царя Саула мучили злые духи, он приглашал Давида играть на арфе, чтобы успокоиться (1 Царств 16:14–23). Израильтяне также использовали музыкальные инструменты, чтобы предупредить об опасности (Неемия 4:20) и удивить своих врагов (Судей 7:16–22). В Новом Завете апостол Павел увещевает христиан поощрять друг друга музыкой: «Беседуйте друг с другом словами псалмов, гимнов и духовных песнопений» (Ефесянам 5:19). Таким образом, в то время как основной целью музыки на самом деле кажется поклонение, Библия определенно допускает использование музыки для других целей.

2. Стиль музыки. К сожалению, вопрос о музыкальных стилях может легко внести раздор среди христиан. Есть христиане, которые категорически настаивают на том, что использование любых музыкальных инструментов запрещено. Другие христиане желают петь лишь «старые-добрые» гимны. Третьи хотят более ритмичной и современной музыки. Четвертые утверждают, что лучше поклоняться в атмосфере, напоминающей «рок-концерт». Вместо того чтобы признать эти различия как личные предпочтения и культурные особенности, некоторые христиане называют стиль музыки, предпочитаемый ими, единственным «библейским» стилем и объявляют все другие формы музыки нездоровыми, нечестивыми или даже сатанинскими.

Библия нигде не осуждает какие-либо конкретные стили музыки. Она нигде не говорит о каких-либо музыкальных инструментах как о нечестивых. Библия упоминает многие виды струнных и духовых инструментов. Хотя в Библии конкретно не говорится о барабанах, она упоминает другие ударные инструменты (Псалом 67:25; Ездра 3:10). Почти все формы современной музыки используют видоизменения и/или комбинации тех самых типов музыкальных инструментов, используемых с разными скоростями и приоритетами. Нет библейского основания объявлять любой конкретный стиль музыки нечестивым или противоречащим воле Божьей.

Поскольку ни цель, ни стиль музыки не определяет, можно ли христианину слушать светскую музыку, следует рассматривать содержание текста песни. Хотя текст в Послании к Филиппийцам 4:8 не относится конкретно к музыке, он является прекрасным руководством относительно музыкальных текстов: «И еще, братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли на то, что истинно, что достойно, что справедливо, что целомудренно, что приятно и восхитительно, что нравственно и достойно похвалы». Если мы должны думать о таких вещах, то, конечно, именно эти вещи нам следует приглашать в свой разум через музыку и песни. Может ли текст светской песни быть правдивым, благородным, правильным, чистым, прекрасным, замечательным, превосходным и похвальным? Если так, то нет ничего плохого в том, что христиане прослушивают светские песни этого рода.

Однако значительная часть светской музыки не соответствуют стандартам Послания к Филиппийцам 4:8. Светская музыка часто способствует безнравственности и насилию, приуменьшая ценность чистоты и целостности. Если песня прославляет то, что выступает против Бога, христианин не должен ее слушать. Однако, есть многие светские песни, не упоминающие о Боге, но поддерживающие такие благочестивые ценности, как честность, чистота или целостность. Если песня о любви способствует святости брака и/или чистоте истинной любви, то даже если в ней не упоминается Бог или Библия, ее все можно слушать и наслаждаться ею.

То, чему человек позволяет занимать свой ум, рано или поздно станет определять его слова и поступки. Это предпосылка, лежащая за текстами в Филиппийцам 4:8 и Колоссянам 3:2, 5 – создание полезной модели мышления. Второе послание к Коринфянам 10:5 говорит нам взять «в плен всякие помышления, покоряя их Христу». Эти писания дают четко понять, какую музыку нам не следует слушать.

Очевидно, что лучшим видом музыки является тот, который восхваляет и прославляет Бога. Талантливые христианские музыканты работают почти в каждом музыкальном жанре, от классики до рока, рэпа или регги. Нет ничего плохого в каком-либо конкретном стиле музыки. Именно тексты определяют, является ли песня «приемлемой» для христианина, или нет. Если что-то заставляет вас думать или заниматься тем, что не прославляет Бога, этого следует избегать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *