Мужской монастырь в фиагдоне

Мужской монастырь в фиагдоне

Самый высокогорный мужской монастырь в РФ

Корреспондент «РГ» побывал в этом высокогорном монастыре, расположившемся на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря. Здесь живут люди необычной судьбы, а гостям и паломникам предлагают попробовать уникальный травяной чай, которому приписывают чудодейственные свойства.

Особый рецепт

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположился в селении Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье. Горы обступают это место со всех сторон. Когда из-за очередного поворота дороги появляются здания монастыря, то они больше напоминают не современные сооружения, а средневековую крепость — с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам. Кажется, что православная обитель существует здесь очень давно… На самом же деле лишь одна из часовен насчитывает больше столетия, а сам монастырь заложен всего лет 15 назад.

В его архитектуре явно видны черты византийского стиля, но послушники говорят, что над «дизайном» никто особенно не работал: возводилось все постепенно, разными мастерами и без всяких изысков. Тем не менее весь комплекс получился довольно гармоничным, а суровые крепостные стены великолепно вписались в окружающий великолепный ландшафт с высокими пиками и ледяными «шапками».

Когда заходишь в монастырь, кажется, будто людей здесь нет вовсе — как ни ищи. И если бы не настоятель отец Стефан, который был предупрежден о приезде гостей и вышел навстречу, пришлось бы, наверное, долго плутать по закоулкам зданий, чтобы найти здешних обитателей.

— У нас постоянно живут десять монахов и примерно столько же паломников и трудников, — поясняет Стефан.

Собеседнику не больше 35-ти или 40 лет, однако он кажется гораздо старше из-за густой черной бороды, отросшей почти до пояса.

— Монастырь — самый высокогорный в России — расположен на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря, — продолжает он свой рассказ. — Но на большие церковные праздники сюда приезжает много людей. Например, на Крещение встречали 15 тысяч человек. Дорога к монастырю была заставлена машинами на три километра.

Еще во Владикавказе мне поведали о необыкновенном чае, который тут делают по собственному рецепту. Постепенно переходим и к этой теме.

— А как выращиваете ваш чай в горах?

— Чем о нем говорить, так лучше попробовать, — отвечает Стефан.

В трапезной монастыря (их здесь, кстати, три, а самая большая — для праздничных торжеств — вмещает 300 человек) мне наливают чашку ароматного напитка. На вкус чай необыкновенно приятный, с оттенками барбариса, мяты и чего-то еще. Как будто обычный черный чай, только с травяными добавками.

Несмотря на уговоры, Стефан очень долго не хотел раскрывать секрет, откуда берется чай, но потом сдался:

— Братья-иноки собирают в горах. Это, по сути, настой из смеси трав: зверобоя, чабреца, боярышника и еще нескольких других. Они все растут здесь, на холмах вокруг монастыря. Когда обитель только начинали строить, обнаружили, что в этих местах очень много лечебных трав. Начали их использовать. Со временем появился рецепт: оптимальная смесь разных трав в определенных пропорциях. Оказалось, помимо вкусного напитка, такой «чай» снимает усталость и расслабляет. Его хорошо пить на ночь — улучшает сон. Начали угощать им прихожан. Некоторые стали брать его в пакетах домой. Теперь это целая традиция — без чая никто не уезжает.

Богословие на практике

Чтобы собирать целебные травы для «чая», в монастыре организовали целые курсы: монахи, которые хорошо разбираются в растениях, учат прибывших новичков — других послушников, трудников или паломников. А потом вместе отправляются в горы для сбора трав. Это оказывается не таким простым делом, как представляется на первый взгляд. Чтобы собрать смесь листьев, монахам приходится сутками ходить по горным склонам.

Пройденные расстояния измеряются десятками километров.

За сезон здесь успевают собрать около 200 килограммов различных трав. Цифра кажется небольшой, но, чтобы уместить все запасы чая, в монастыре выделили целую комнату: высушенная смесь хоть и очень легкая, но занимает чрезвычайно большой объем.

Собранный урожай монахи смешивают в нужных пропорциях и фасуют сами — в небольшие пакетики. Часть заваривают для себя, другую отдают прихожанам. Монастырский чай в Северной Осетии пришелся многим по вкусу, и теперь его знают почти во всех уголках республики. Те, кто приезжает в обитель, обязательно стараются взять с собой хоть немного снадобья и часто приписывают ему целебные свойства: не только из-за состава трав, но и духовной составляющей. Чай, собранный руками монахов, ценится очень высоко.

Однако для послушников сбор и приготовление травяной смеси — не экзотика, а лишь одна из повседневных забот. Обитатели монастыря делают не только свой чай, но и почти полностью обеспечивают себя всеми возможными продуктами. В саду, который разбит возле обители, выращивают фрукты, а собственная небольшая ферма поставляет молоко. Здесь же делают и осетинский сыр, а пасека монастыря обеспечивает медом.

— У нас есть шутка о том, что такое богословие на практике, — улыбаясь, рассказывает один из послушников брат Георгий. — Это когда берешь в руки кирку и лопату и работаешь от восхода солнца и до заката. Вот такая практика. Монашеская жизнь не самая легкая. Зато мы можем жить полностью автономно — никаких продуктов не покупать.

Духовный спецобъект

Аланский монастырь, несмотря на кажущуюся простоту, — огромное и весьма сложное хозяйство, где за мощными крепостными стенами скрывается современная техника. Например, чтобы отапливать здания обители, в одной из башен установлен котел. Топливом для него служит сжиженный газ, который хранится в специально построенном резервуаре-хранилище и подается по сложной системе трубопроводов. А на случай непредвиденных поломок предусмотрены два электрогенератора.

Значительную часть обители занимают кельи послушников и разного рода хозяйственные постройки. Но центром монастыря, конечно, является храм. Он построен недавно, причем с масштабом: видно, что может вместить как минимум человек триста. Внутри пока — лишь белые стены и иконы. Никаких украшений.

— Отделкой еще предстоит заниматься, — рассказывает отец Стефан. — Когда обитель только появилась, нам хватало той небольшой часовни, которая сейчас находится у входа. Со временем монастырь стали посещать все больше прихожан и паломников. Чтобы вместить всех, потребовалось построить новый храм.

Иллюминация по-монастырски

Другой особенностью монастыря является подсветка его фасада. В вечернее время она включается автоматически и помогает в самом выгодном ракурсе увидеть все сооружения обители. Сделать подсветку предложили специалисты-электрики, которые совершали паломничество в монастырь. Монахи долго сомневались, стоит ли организовывать такие изыски, но потом все же согласились и не пожалели: в темное время суток самый высокогорный мужской монастырь России предстает в еще более красивом виде, чем днем.

Мнение

Савва Гаглоев, секретарь Владикавказской Аланской епархии:

— Сегодня на территории нашей епархии существуют два монастыря — Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский. Их появление на Северном Кавказе в XXI веке — это своеобразный уникальный феномен, поскольку мы наблюдаем появление аланских монашеских обителей, которых раньше в Осетии не было. Открытие монастырей не в Средние века, а сейчас, действительно,удивляет многих. Само по себе это большое культурное событие для всего региона. Ведь Северный Кавказ у многих ассоциируется в основном с другой религией, а тут вдруг нашлось место и для двух крупных христианских духовных центров. Причем в обеих обителях монашеские общины очень открытые и приветливые для гостей и паломников. Хотя, казалось бы, жизнь в горах должна накладывать определенный отпечаток суровости. Возможно, именно из-за теплого отношения ко всем приезжающим, на сегодняшний день монастыри — одни из самых посещаемых мест в Осетии.

Святые места Северной Осетии: ранние христианские памятники и монастыри нового столетия

Осетия – одна из колыбелей христианства. И хотя сегодня еще не восстановлены многие древние храмы, а действующие монастыри основаны совсем недавно, святые места Северной Осетии очень интересны для создания паломнических маршрутов.

Древние святыни Северной Осетии

Среди легенд о святых местах Осетии наиболее известно предание о роще Хетага. Как гласят древние сказания, Хетаг был среди первых принявших христианство осетин. Родственники, естественно, воспротивились такому решению и хотели наказать отступника. Спасаясь от преследователей, взмолился Хетаг о защите. И произошло чудо: от находящегося невдалеке леса отделилась роща и спрятала христианина от разгневанных родственников.

По сей день роща – особая святыня осетинского народа. Каждый год в День святого Хетага сюда стекаются тысячи паломников.

Культовым у осетин местом считается и Уастырджи дзуар в Куратинском ущелье. Дзуаром называется то место, где по преданиям святой всегда присутствует незримо. В переводе Уастырджи – святой великий Георгий. Таких святилищ в Осетии много: ведь Георгий Победоносец почитается на Кавказе издавна. В этом старинном храме сохранились два церковных колокола, принесенных в дар грузинскими царями.

Интересующимся историей христианства в Северной Осетии стоит совершить путешествие по Мамисонскому и Алагирскому ущельям. Практически в каждом поселении этих живописных мест есть древние и не очень храмы, часовни и святилища. Среди них:

известная изумительными древними фресками Нузальская часовня, чья дата создания историками так и не установлена достоверно;

храм Божией матери, выстроенный в ныне заброшенном селе Тли в одиннадцатом веке;

еще один Уастырджи дзуар, расположенный близ селения Сатат;

церковь святого Михаила Архангела, возведенная в середине девятнадцатого столетия и ныне являющаяся частью архитектурного комплекса села Тиб;

наиболее поздняя святыня Мамисонского ущелья, датируемая самым началом XX века и считающаяся тем не менее жемчужиной этих мест, – храм Успения Пресвятой Богородицы в Лисри;

храмы Пресвятой Троицы в Наре, святого Георгия в Верхнем Ходдо, Казанской Божьей Матери в Зарамаге.

Монастыри и церкви Северной Осетии

Действующих храмов и часовен в Северной Осетии сегодня около сорока, часть из них находятся на стадии строительства, часть восстанавливается после перенесенных в двадцатом веке тягот. Главный храм республики – Кафедральный собор Святого великомученика Георгия Победоносца. Этот выполненный в русско-византийском стиле собор признается одним из самых красивых архитектурных шедевров современного Владикавказа. Украшением североосетинской столицы стала также и изящная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, памятник девятнадцатого века.

Значимым для православных паломников храмов является заложенный по повелению императора Николая I в 1851 году Свято-Вознесенский собор в Алагире. Важным объектом культурного наследия республики он стал еще и потому, что внутренняя роспись выполнена великим Коста Хетагуровым.

А вот история монастырей Северной Осетии пока исчисляется не веками и даже не десятилетиями. Оба они основаны уже в XXI столетии. Аланский мужской монастырь в Фиагдоне – в 2000 году, а Аланский женский монастырь в Алагирском ущелье еще позже – в 2004.

Аланский Богоявленский женский монастырь

Этот Аланский монастырь, невзирая на короткую историю, знаменит своими праведными делами. Весной 2005 года в стенах обители обосновался реабилитационный центр, оказывающий помощь жертвам теракта в Беслане. Через год после страшной бесланской трагедии, в сентябре 2005, в водах монастырского озера приняли крещение более тысячи человек. А в 2008 Богоявленский Аланский монастырь стал убежищем для множества беженцев из Цхинвала.

Сегодня обитель по праву считается одним из духовных центров Северной Осетии. Паломники могут поклониться мощам святых мучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, в чью память построен и освящен монастырский храм.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь

Не менее популярен среди путешествующих по Северной Осетии мужской монастырь. Он известен в среде паломников как монастырь в Фиагдоне. Расположенный в Куратинском ущелье неподалеку от селения Верхний Фиагдон, Аланский Успенский мужской монастырь – самая высокогорная обитель на территории России.

История Аланского мужского монастыря началась в Беслане. Именно там был основан Аланский Успенский монастырь – в здании, ранее принадлежавшем гостинице для машинистов. Позже монастырь переехал в Фиагдон, в живописное Куратинское ущелье, где был восстановлен храм Жен-Мироносиц. В Беслане осталось подворье обители.

Сегодня в Аланском монастыре в Фиагдоне выстроен храм во имя Иконы Иверской Божией Матери, известной святыни осетинского народа. Чудотворный список иконы когда-то принесен в дар царицей Тамарой. К сожалению, в военные годы икона была утеряна, но здесь верят, что она вернется в святую обитель, на свое законное место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *