Музей васа в стокгольме

Музей васа в стокгольме

Хронология гибели «Васа»

Корабль получил своё название в честь шведской династии Ваза, правившей страной в тот период. После окончания строительных работ его долго комплектовали парусиной. В Швеции парусину не шили, поэтому пришлось заказывать её во Франции, Нидерландах и Германии. Сделаны паруса были из конопли и частично из льна. Сам же корпус собрали из дубовых досок.

В январе 1628 года король посетил судно, которое должно было стать гордостью шведского флота. После этого плавучую громаду отбуксировали из верфи и поставили вблизи королевского дворца в Стокгольме. Его укомплектовали балластом, а также оружием и боеприпасами. Лишь к началу августа судно полностью подготовили к плаванию. Первый выход в открытое море наметили на 10 августа.

Это был воскресный день, и его решили сделать праздничным. На борт поднялись не только члены экипажа, но также и члены их семей – жёны и дети. На корме разместили оркестр, который должен был играть торжественные мелодии. Погода благоприятствовала плаванию: день был ясным, а ветер слабым. В своё первое плавание судно должно было дойти до морской базы, находящейся южнее Стокгольма.

На пристани собралась огромная толпа народа. Горожане пришли поглазеть на огромный линейный корабль, который по своим размерам превосходил все военные корабли мира. Гигантского красавца отбуксировали к южной стороне гавани, где тот расправил паруса. Корабельные пушки отсалютовали публике на пирсе громовым залпом, а та ответила восторженным рёвом тысяч глоток. После этого «Васа» гордо поплыл в открытое море.

Но ещё на открытом участке бухты началось непонятное. Сильный порыв ветра наполнил паруса, и корабль сильно накренился. Однако порыв ослаб, и судно выровнялось. Оно благополучно дошло до выхода из бухты, но тут ещё более сильный порыв ветра вновь накренил огромный корабль. Он лёг на левый борт и к ужасу зевак начал тонуть.

К месту катастрофы направились лодки с кораблей, пришвартованных в бухте. Но когда они подплыли, судно уже почти полностью ушло под воду. Спасатели начали подбирать людей, бултыхающихся в тёмной воде. Большая часть женщин, детей, моряков была спасена. Погибло от 30 до 50 человек. Трагедия произошла на глазах у тысяч людей, столпившихся на берегу. Среди горожан находились и иностранные послы, и шпионы враждующих государств. Все они стали свидетелями страшного позора шведской династии и самого короля Густава Адольфа.

Причины гибели «Васа»

Сам король в это время находился в Пруссии, поэтому узнал о трагедии лишь через 2 недели. Он тут же отправил в Стокгольм депешу, в которой потребовал тщательнейшего расследования и наказания виновных.

В соответствии с этим были допрошены все оставшиеся в живых члены экипажа. Следователей интересовало: был ли экипаж трезв в момент трагедии, был ли правильно уложен балласт, были ли надёжно закреплены орудия? Каждый из допрашиваемых клялся, что чётко выполнял свои обязанности. В конце концов, ответы моряков были признаны удовлетворительными и никаких улик найдено не было.

После этого начали допрашивать тех, кто строил корабль. Ситуация усугубилась тем, что ответственный за проект и строительство Хенрик Хубертссон скончался ещё в 1627 году. После этого проект возглавил кораблестроитель Хейн Якобссон. Именно из его показаний и стали ясны подлинные причины гибели корабля «Васа».

Оказывается, у судна слишком высоко расположили центр тяжести, а ширина плавучего средства оказалась недостаточно большой. Всё, что смог сделать Якобссон в этой ситуации, получив полномочия начальника строительства, это увеличить ширину корпуса судна на 42 см. Больше не получилось, так как корпус был уже практически собран. Что же касается Хенрика Хубертссона, то он руководствовался теми расчётами, которые утвердил лично король.

Ошибки в расчётах и стали причиной неустойчивости огромного парусника. Исправить их не мог и балласт. Его было слишком мало, а положить больше не давала узкая конструкция. Одним словом, получалось, что в трагедии виноват лично король, так как он доверился недобросовестным проектантам и утвердил заведомо неверные расчёты. Но привлекать к ответственности царствующую особу следствие не решилось. В результате всего этого дело спустили на тормозах и никто не был наказан.

Дальнейшая судьба утонувшего судна

Корабль лежал на глубине 32 метров, а его мачты торчали над водой. Поэтому в XVII веке предпринимались попытки поднять судно. Особый интерес вызывали мощные орудия, которых насчитывалось 64. Утонувшее судно цепляли якорями и пытались волоком вытащить на берег, до которого было всего 120 метров. Но ничего не получилось.

Поэтому от затеи поднимать весь корабль отказались и решили ограничиться лишь бронзовыми пушками, представлявшими наибольшую ценность. Но каждое орудие весило тонну и было намертво прикреплено к лафету. К тому же пушку нужно было вытащить через пушечное отверстие и умудриться поднять на поверхность.

В 1658 году была создан специальная команда водолазов под руководством шведа Альбрехта фон Трейлебена. Задействовав водолазный колокол, эти люде в 1664-1665 годах подняли с затонувшего парусника 54 пушки. Но на этом все спасательные работы закончились.

Потянулись годы, и о корабле благополучно забыли. Но самое примечательное то, что забыли и координаты его местоположения. Никто уже не мог сказать, где на морском дне покоится огромный красавец, набитый балластом и мокрым порохом.

Лишь в начале 50-х годов XX века утонувшим плавучим средством заинтересовался археолог Андерс Францен. Он был убеждён, что за прошедшие 300 с небольшим лет корабль хорошо сохранился, так как в Балтике нет корабельных червей. Начались упорные поиски покоящегося на морском дне гигантского парусника. На это ушло несколько лет, пока в августе 1956 года «Васа» не был найден. К подъёму корабля подключили шведский флот, и в апреле 1961 года хорошо сохранившийся корпус появился из воды.

Музей Васа

Судно получило статус исторического памятника. В конце 1961 года его разместили в здании и стали показывать туристам. Но помещение было узким, а максимальная дистанция до парусника составляла всего лишь 5 метров. Поэтому невозможно было увидеть его целиком.

В 1988 году решили открыть новый, более просторный музей. И 16 августа 1990 года на стокгольмском острове Юргорден открыли музей Васа, который функционирует по сей день. В новом здании хороший обзор со всех сторон и на разных уровнях. Туристы валом валят, чтобы полюбоваться на парусник, которому более 300 лет. В мире нет больше ничего подобного. А поток людей с 1961 года исчисляется 29 млн. человек.

Корабль «Васа» не смог послужить своему народу в далёком XVII столетии. Но зато в XXI веке он добросовестно служит Швеции, принося её казне ощутимый доход. Это наглядный пример связи времён и уважения к древним традициям. Именно они и стали причиной второго рождения корабля, казалось бы канувшего в вечность безвозвратно.

Сергей Губанов

Галеон «Ваза»

16 ноября 1627 г. командовавший небольшим польским флотом голландец А. Дикманн сумел преподнести блокирующей Данциг (ныне – Гданьск) шведской эскадре неприятный сюрприз. Его корабли внезапно атаковали стоявшие на якоре «Сулен» и «Тигерн», на котором держал свой флаг командир шведского отряда адмирал Н. Стьерншёльд. Поляки быстро сблизились с противником и взяли обоих «шведов» на абордаж. В бою шведские экипажи, измотанные тяжелой блокадной службой и ослабленные плохим питанием, не смогли на равных сражаться со здоровыми и отдохнувшими на берегу польскими воинами. После того как погибли капитан «Тигерна» и многие члены команды, смертельно раненый Стьерншёльд приказал взорвать корабль, но попытавшийся выполнить этот приказ моряк погиб. Подошедшие на помощь шведские корабли отбить своего флагмана не смогли, хотя один из выстрелов сразил Дикманна. «Сулен» же во избежание захвата был взорван собственным шкипером.

В 1628 г. поляки передали шведам гроб с телом погибшего Стьерншёльда, и, когда 5 июля галера со скорбным грузом проходила мимо замка Тре Крунор, павшему герою салютовали орудия новейшего и мощнейшего корабля «Ваза». Этот 64 пушечный галеон вскоре должен был присоединиться к блокирующей Данциг эскадре.

История галеона «Ваза» началась с того, что в 1625 г. король Швеции Густав II Адольф пригласил для строительства кораблей для своего флота известного голландского корабела Хенрика Хибертссона. В числе единиц, на постройку которых с мастером заключили контракт, значился и будущий флагман шведского флота, получивший название в честь правящей династии (Ваза, швед. Vasa).

Голландские кораблестроители пользовались хорошей репутацией вполне заслуженно и, вероятнее всего, Хибертссон сумел бы построить большой, хорошо вооруженный и вполне надежный корабль. Но в дело вмешался король…

Он не только внимательно следил за ходом работ, но и регулярно давал строителям различные указания. Хибертссон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королевским инструкциям. А монарх желал получить не только очень мощную боевую единицу, но и сделать свой флагман символом величия династии и страны.

«Ваза»

Работы по постройке галеона начались весной 1626 г. на верфи недалеко от Стокгольма. Густав II Адольф лично утвердил размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. Поскольку «Ваза» получил звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус, то его корпус богато украшался позолоченными и ярко раскрашенными резными скульптурами. На постройке галеона трудились более 400 человек, причем привлекались самые лучшие и опытные работники – плотники, пильщики, кузнецы, столяры, такелажники, маляры. Тогда же началось изготовление для «Вазы» бронзовых пушек. Кстати, соседи (и вероятные противники) Швеции внимательно следили за ходом работ на «суперкорабле». Например, подробную информацию о его будущем вооружении отправил на родину датский дипломат Эрик Крабе.

В 1627 г. Хенрик Хибертссон умер. Его преемником в работе над «Вазой» стал шведский корабел Хайн Якобссон. Именно он руководил спуском корабля на воду, состоявшимся осенью того же года. В январе 1628 г. король посетил достраивающийся флагман, осмотрел его и остался доволен увиденным.

К началу 1628 г. «Ваза» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и выказал свое удовольствие. К лету 1628 г. «Ваза» был отбуксирован к королевскому дворцу, пришвартован там и готовился отправиться в свой первый поход. Он имел следующие характеристики: водоизмещение – 1200 т, длина – 69 м, ширина – 11,7 м, осадка – 4,8 м. Экипаж – 145 моряков, 300 солдат. Вооружение состояло из 64 орудий, в том числе 24 фунтовых – 48, 3 фунтовых – 8, 1 фунтовых – 2 (не учитывались в общем подсчете), гаубиц – 6.

К 10 августа приготовления завершились. Погода была ясной, ветер слабым, но порывистым. На борту находилось порядка 100 членов экипажа, а также их семьи – женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому морякам разрешили взять с собой родных и близких). Целью этого плавания являлся переход в базу флота Эльвснаббен, к юго-западу от Стокгольма.

В гавани собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Однако из-за неблагоприятного ветра первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан «Вазы» С. Ханссон приказал поднять четыре паруса – фок, фор-марсель, грот-марсель и бизань. После постановки парусов «Ваза» отсалютовал собравшимся из орудий.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Ваза» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошел еще порядка 1300 м, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее, через пушечные порты вода хлынула внутрь корпуса. По словам очевидца, корабль «…полностью лег на борт… и медленно стал тонуть, с поднятыми парусами, развевающимися флагами и всем остальным».

На место катастрофы достаточно быстро прибыла помощь – матросы других кораблей на парусных и гребных лодках. Им удалось подобрать многих спасшихся, но все же вместе с «Вазой» погибло около 50 человек, включая женщин и детей.

Немедленно началось расследование обстоятельств катастрофы. Вскоре выяснилось, что реформатор шведской артиллерии Густав Адольф явно просчитался. Он принял решение установить на новый корабль слишком тяжелое вооружение– первоначально он потребовал разместить на палубах 72 весьма мощных для того времени 24 фунтовых орудия (кстати, к вооружению кораблей артиллерией одного калибра моряки и кораблестроители приступили только в XIX в.). Правда, потом требования снизились до 48 таких орудий, к которым добавились более легкие, но все равно они имели очень большой вес.

Спасшийся во время катастрофы офицер заявил, что халатности допущено не было и, судя по всему, причина катастрофы крылась в излишней высоте надстроек. Принять же дополнительный балласт для лучшей остойчивости не представлялось возможным, поскольку орудийные порты возвышались над водой всего на три с половиной фута (чуть более метра). А отведенное для балласта пространство было заполнено камнями доверху. Также стало известно, что о недостаточной остойчивости нового корабля знал и командующий флотом – адмирал Флеминг. Таким образом, получалось, что в числе виновных в катастрофе значатся король и адмирал. Но их обвинить было просто немыслимо; поиском же «стрелочников» заниматься не стали…

Однако о «Вазе» не забыли.

Много лет продолжались безуспешные попытки поднять если не сам корабль, то хотя бы его артиллерию. Успеха удалось добиться только в 1663 г., когда с помощью водолазного колокола на поверхность извлекли более 50 пушек. Еще одну пушку подняли 20 лет спустя, после чего все работы на погибшем галеоне прекратились.

Возобновились они уже в 1950 е годы. Быстро удалось выяснить, что корабль весьма хорошо сохранился, однако стало ясно и другое: судоподъемные работы будут стоить немало. И действительно, их финансирование приобрело буквально общенациональный масштаб.

К августу 1959 г. под корпусом галеона были проделаны тоннели, в них завели специальные стропы, которые крепились к понтонам. Корпус старого корабля удалось благополучно вытянуть из ила и глины, а затем, не поднимая на поверхность, переместить на значительно меньшую глубину. Там подготовку к подъему продолжили, одновременно велись приготовления к изучению и консервации всего найденного археологического богатства.

Когда весной 1961 г. корабль поднимали на поверхность, посмотреть на столь необычное событие собралось очень много людей. Под марши флотского оркестра отнятую у моря добычу завели в специально подготовленный док. Исследователи, занявшиеся изучением несостоявшегося флагмана, констатировали: никогда еще не выпадало возможности столь детально и обстоятельно восстановить подробности жизни моряков XVII в. Ведь в распоряжении археологов оказались самые разнообразные предметы – оружие, посуда, инструменты, монеты, даже части одежды.

Подъем галеона «Ваза» стал важнейшим, но далеко не последним этапом превращения этого неудачливого корабля в музей. Еще почти 20 лет пришлось заниматься его консервацией. Продолжались и подводные работы – со дна поднимались многочисленные детали конструкций и украшения. Причем часть работ продолжается и поныне. Впрочем, они не препятствуют многочисленным туристам, которые не оставляют без внимания корабль, который с 1990 г. находится в специально построенном музейном здании. По состоянию на конец 2007 г. музей посетили более 25 миллионов человек!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *