Мудрость соломона читать

Мудрость соломона читать

2

Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

3

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой.

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.

Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

Сын мой!

не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

Тогда безопасно пойдешь по пути твоему и нога твоя не споткнется.

Когда ляжешь спать – не будешь бояться; и когда уснешь – сон твой приятен будет.

Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет, потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

Не говори другу твоему: «Пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.

Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его, потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать.

Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.

4

Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.

Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои и живи.

Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

Слушай, сын мой, и прими слова мои – и умножатся тебе лета жизни.

Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.

Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.

Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения, ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

Книга Премудрости Соломона, второканоническаябиблейская книга Ветхого Завета.

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

В еврейском каноне отсутствует, в славянскую и русскую Библию она перешла из греческой Библии семидесяти толковников.

По своему содержанию эта книга — восторженный гимн в прославление «софии», «мудрости», которая, по описанию автора, некогда восседала на престоле с Богом и затем сошла на Землю, где и утвердилась, сделавшись источником всякого блага и порядка. «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; она есть отблеск вечного света; она прекраснее Солнца и превосходнее сонма звезд; она выше самого света, ибо свет сменяется ночью, а премудрость не превозмогает и злобы и Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» (Прем 7 и др.).

Вся книга написана в духе позднейших александрийских философов вроде Филона и направлена против сенсуализма и неразлучного с ним эвдемонизма, характеристике которого посвящена вся 2-я глава. Опровергая воззрение, что вся наша жизнь случайна, дыхание наше — дым и нет возврата от смерти, вследствие чего остается только наслаждаться временным коротким бытием и не отягощать и без того тягостную жизнь стремлением к исполнению нравственных обязанностей, — автор книги выдвигает религиозно-нравственный принцип, признание которого одно лишь дает истинный смысл самой жизни. Некоторые главы книги высокопоэтичны и отличаются такой глубиной мысли, что недаром предание связало эту книгу с именем Соломона.

Вместе с другими творениями этого рода книга Премудрости Соломона сделалась любимым чтением народов по мере распространения среди них христианства; сама «Премудрость» получила олицетворение в виде св. Софии (Σοφία — премудрость), в честь которой сначала в Царьграде, а затем и у нас в России воздвигались храмы (в Киеве, Новгороде).

Высота учения, заключающегося в книге Премудрости Соломона, и наставительный характер ее были причиной того, что эта книга с самой глубокой древности пользовалась в церкви христианской величайшим уважением. Отцы I и II вв., например Климент Александрийский, Иустин Философ, Тертуллиан, приводят места из книги Премудрости Соломона.

На Западе со времени Триентского собора она признана боговдохновенной, девтероканонической. В Православной Церкви из книги Премудрости Соломона заимствуются для церковного богослужения шесть паремий в дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей ввиду того, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости Соломона торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием.

Оздоровительные доктрины мира

Курс, 1 семестр

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Определение понятия «здоровье»

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают поразному. Здоровье — одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств):»Здоровье человека — это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать,улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка».

В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как»состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм — система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. Со времени основания ВОЗ эта концепция не подвергалась пересмотру и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

1) за идеальность цели, которую никогда не достичь;

2) за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;


3) за статичность — здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

4) за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

Основатель валеологии — науки об индивидуальном здоровье человека — И.И.Брехман (1990), определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Также существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению В.П.Казначеева (1991), здоровье индивида — это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Необходимость количественной оценки здоровья подчеркивал Н.М.Амосов (1987): «Здоровье — это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций».

Более детально здоровье — это способность:

1) приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;

2) противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

3) сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

4) расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;

5) увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

6) улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания;

7) производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные и материальные ценности;

8) созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.

Компоненты здоровья

Человек являет собой отражение двух ипостасей — биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическомсмысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

• Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

• Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень — психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоровый дух».

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержанием и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмоций, он может стать источником различных заболеваний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового. Работа может быть источником укрепления здоровья, т.к.

она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, близким, к работе, к отдыху — является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.

Концепции здоровья

Концепция — это набор основных идей, составляющих понятие.

Например, концепция педагогики — кого учить, чему учить и зачем учить. Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

Концепцию баланса здоровья предложил Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, которое поддерживается, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды или поведения). В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенциал здоровья.

Потенциал здоровья — это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Баланс здоровья — выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.

Кроме того, вводится ресурс здоровья — сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья — силы, направленные на улучшение системы баланса.

Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздействия. Только воздействие определяет возможности организма. Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья: способность к адаптации себя и среды.

Адаптация — составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменяющейся среды. Способность к адаптации — одно из свойств и условий развития здорового человека. Как универсальное фундаментальное свойство живых организмов, адаптация является тем «китом», который вместе с саморегуляцией поддерживает постоянство внутренней среды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные (долговременные).

Срочная адаптацияхарактеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптацияотличается изменениями, возникающими в ответ на длительные, повторяющиеся внешние и внутренние воздействия.

Исходы адаптивного поведения могут быть представлены как стадии:

1. Состояние удовлетворительной адаптации.

2. Состояние неполной или частичной адаптации.

3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.

4. Состояние неудовлетворительной адаптации.

5. Состояние полома адаптационных механизмов.

Понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья. Неслучайна поэтому связь, которую проводят многие авторы между этими двумя понятиями.

Формирование жестких механизмов адаптации сопровождается не уменьшением, а возрастанием социально-психологических возмущающих факторов. Поэтому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды. Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адаптации, на развитие дезадаптивных процессов оказывают влияние два фактора: отсутствие тренировки механизмов адаптации естественными факторами и невостребованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями жизнедеятельности. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реализация. С этих позиций, здоровье следует рассматривать как понятие динамическое, характеризующееся индивидуальным, возрастным и историческим аспектами.

Возрастной аспект определяется характерными для каждого этапа возрастного развития человека специфическими особенностями биологической и социальной адаптации. Для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, свойственные этому возрасту, его морфофункциональной организации и социальной роли.

В историческом аспекте развитие производства и производственных отношений, культуры и религии ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, место человека и его роль в социуме. В связи с ростом качества жизни и комфортности для поддержания своей жизни человек все меньше использует свои функциональные резервы и все больше — достижения своего разума, что от поколения к поколению приводит к снижению функционального резерва, резерва адаптации индивида.

Оздоровительные доктрины мира

В эволюции человеческой цивилизации можно выделить 3 доктрины:

Доктрина Соломона. Здоровье — есть мудрость жизни. Около 80% причин всех болезней лежит в нарушении человеком меры жизни (переедание, гиподинамия, вредные привычки, эмоциональные стрессы и пр.).

Доктрина Сократа. В ее основе лежит рационализм в отношении к своему здоровью: «Человек! Познай самого себя», «Здоровье не все, но все без здоровья — ничто». Эта доктрина ориентирована на физическое совершенство человека, она возникла и получила своѐ развитие в Европе.

Доктрина Конфуция (восточная доктрина): «Ты хочешь быть здоровым — сотвори себе здоровье». Эта доктрина подчеркивает духовную силу человека, который силой своей воли может совершенствовать себя.

Объединив все три доктрины можно вывести правило: «Человек познай, сотвори и измени себя». В основе этого правила лежит рационализм, самопознание и совершенствование.

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

>Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов

Издание преемников* А. П. Лопухина**

Том V

1908 г.

Толкование на книгу Премудрости Соломона

Предисловие.

Глава 1. Призыв к праведности которая одна ведет к мудрости и Богу. Неправда, помимо того, что удаляет от Бога, еще не остается безнаказанной. Нечестивые вносят в мир смерть, вопреки изначальному намерению Творца, Который все определил к жизни. Праведность же, напротив, ведет к бессмертию.

Глава 2. Учение современных писателю иудеев-вольнодумцев о судьбе человека по смерти и о высшей цели земной жизни человека. Их отношение к благочестивым истинным израильтянам. Оценка их взглядов писателем. Происхождение смерти.

Глава 3. Блаженство праведных по смерти. Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни. Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами. Совершенно противоположна судьба нечестивых: их надежды на счастье земной жизни тщетны.

Глава 4. Продолжается противопоставление судьбы праведных судьбе нечестивых. Бездетность не лишает праведных возможности оставить после себя благодарную память в потомстве, а нечестивые лишены этой возможности даже при наличности многочисленного потомства. Ранняя смерть праведника — только скорейший переход к лучшей жизни. Для грешника смерть — окончательная гибель.

Глава 5. Нравственные мучения нечестивых по смерти. Окончательное торжество праведных.

Глава 6. Приглашение царей и правителей народов научиться премудрости если они хотят избежать карающего суда Божия. При искреннем желании научиться премудрости легко, а результат этого научения весьма важен: помимо других благ премудрость приводит к блаженному бессмертию. Желающим научиться писатель предлагает от лица Соломона полное учение о премудрости.

Глава 7. Всякий человек по своей природе и происхождению немощен, поэтому он нуждается в помощи Премудрости. Она для человека ценнее всех благ земных, ибо она их виновница. В Премудрости неистощимое сокровище всякого рода знания для людей. По своему существу и происхождению Премудрость божественна.

Глава 8. Писатель от лица царя Соломона говорит, что он еще с юности стремился к мудрости по причине ее внутренней близости к Богу и важного значения вообще для жизни человека и в особенности для царя в его управлении народом. Зная что премудрость — дар Божий, он обращается с молитвой о даровании ее к Богу.

Глава 9. Молитва от лица Соломона о ниспослании мудрости. Исповедание благости, всемогущества и мудрости Божией и высокого назначения человека. Указание личных обстоятельств жизни. Без премудрости человек не может познать волю Божию и исполнить свое назначение.

Глава 10. С самых первых времен существования человека премудрость создавала его благополучие и счастье, а отступления от нее вели к погибели: примеры — Адама, Каина, Ноя, Авраама, Лота и содомлян, Иакова, Иосифа, еврейского народа, выводимого из рабства Моисеем, и египтян.

Глава 11. Противоположная судьба израильтян и египтян, обнаружившаяся в событиях освобождения израильтян из рабства. О Божиих наказаниях и Божией любви.

Глава 12. Цель милостивого наказания Богом людей — покаяние и исправление. Пример древних хананеев. Милосердие суда Божия вытекает не из опасения кого-либо, но имеет свое основание во всемогуществе Божием. Чему научает израильтян судьба хананеев. Наказание египтян.

Глава 13. Обоготворение сил и явлений природы. Почитание за богов идолов.

Глава 14. Неразумно обращаться с молитвой к идолам, когда миром управляет Божественный промысл. Суд Божий над идолопоклонством. Происхождение идолопоклонства. Развращающее влияние его на нравственную жизнь.

Глава 15. Значение истинного богопознания. Неразумность идолопоклонства, очевидная из способа приготовления идолов, из их свойств и из почитания животных.

Глава 16. Наказание египтян через животных и облагодетельствование через них евреев.

Второе сопоставление: наказание египтян грозными стихийными явлениями и благодетельное действие их на евреев.

Глава 17. Третье сопоставление: тяжелая страшная ночь над Египтом и свет над Израилем.

Глава 18. Четвертое сопоставление: поражение первенцев египетских и религиозное торжество детей еврейских. «Искушение смерти» в пустыне.

Глава 19. Пятое сопоставление: переход евреев через Чермное море и гибель в нем египтян.

Читать онлайн PDF-версию книги (А.П. Лопухин. Толковая Библия. Том 5. Издание С. Петербург 1908 г.).

*Список сотрудников, составивших комментарий на книги Св. Писания, вошедшие в состав V тома Толковой Библии:

  • Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, Священник Александр Александрович Глаголев.
  • Магистр богословия Профессор Василий Никанорович Мышцын.
  • Профессор Московской Духовной Академии, магистр богословия, Александр Иванович Покровский.
  • Профессор Казанской Духовной Академии, магистр богословия, Василий Иванович Протопопов.
  • Преподаватель Московской Духовной Семинарии, магистр богословия, Николай Петрович Розанов.
  • Преподаватель Петербургской Духовной Семинарии кандидат богословия, Павел Смарагдович Тычинин.

Примечание. В HTML-версии Толковой Библии в качестве источника библейского текста, использован Синодальный перевод Библии.

Купить Толковую Библию под редакцией профессора А. П. Лопухина в интернет-магазинах Лабиринт и Ozon.ru.

Интернет-магазины православной книги

О неработающей ссылке сообщите нам на e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter***

<<< СОДЕРЖАНИЕ>>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *