Можно ли целовать ребенка после причастия

Можно ли целовать ребенка после причастия

Содержание

Таинство причащения. Часть 4. Как часто причащаться Святых Таин? Причащение детей. Причащение болящих

Как часто причащаться святых таин?

В первые века христианства верующие причащались очень часто. Многие каждый день. Традиция частого причащения за каждой Божественной литургией сохранялась и в последующие времена. Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

С XVIII века в России, к сожалению, сложилась практика редкого причащения. Было немало людей, которые причащались только один раз в год. Считалось, что достаточно приступать к причастию по одному разу в течение четырех постов и в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники. Появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Людей, часто приобщающихся, могли заподозрить в ереси и сектантстве.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причащению?.. Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз в год только очищаться? Лепо ли это?

Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да еще говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой. Жестоки они! Они не познали духа Христова».

Очищать душу свою недостаточно один или даже четыре раз в год. Попробовали бы мы не делать уборку в доме целый год, не ставить на место вещи, не протирать пыль, не подметать пол и не выносить мусор – во что превратилось бы наше жилище? Так же абсурдно не следить за порядком и чистотой в доме своей души.

Однако отец Иоанн Кронштадтский предостерегает тех, кто причащается часто, чтобы частое причащение не вошло в привычку, формальность, не произошло охлаждение и пренебрежение к своей духовной жизни. «Именующиеся духовные чада мои, доселе уже несколько лет причащающиеся ежедневно святых таин Христовых, не научились послушанию, беззлобию и любви долготерпящей и предаются озлоблению и непокорности».

Частота причащения должна быть согласована с духовником, и если он видит, что, часто причащаясь, человек теряет благоговение к святыне, то может дать совет причащаться реже. «Я причащаю каждую неделю и чаще. Но только это возбуждает в них (духовных чадах. – о. П.Г.) ревность к друг другу, а потому я иногда и не допускаю», – говорил отец Иоанн. Одна его духовная дочь сказала ему, что причащается раз в две недели, на что он ответил ей: «И превосходно делаешь, чаще и не нужно».

Так что, для каждого человека его духовником или приходским священником должна быть установлена своя мера частоты причащения. Кому-то можно причащаться и еженедельно, для кого-то следует преступать к чаше не так часто. Но каждый православный христианин должен старается причащаться не реже одного раза в месяц, чтобы не отрываться от евхаристической жизни Церкви.

Как подходить в святой чаше

Перед началом причастия причащающиеся подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. Когда царские врата открываются и диакон выходит с чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится сверху).

Священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.

К чаше подходят по очереди, обычно первыми пропускают младенцев, детей и людей немощных. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста. После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют.

Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку (как правило, разведенный теплой водой кагор). После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту. Существует неправильное мнение, что нельзя целовать руку священника, а только святой крест. Это неверно, после того как причастник запил, он может приложиться как ко кресту, так и к благословляющей руке, греха в этом нет.

Как правило, после литургии в храме читаются молитвы по святом причащении. Если их по каким-то причинам не прочли, причастник читает их дома, как только придет из храма. Они изложены в православном молитвослове.

В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклоненных молитв на праздник Троицы.

После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.

О причащении детей и болящих

Крещеные младенцы, как чада святой Православной Церкви, также сподобляются святого причащения «в освящение душ их и в принятие благодати Господни», как сказано в Учительном известии. Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.

В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.

К посту перед причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед причастием.

Часто можно наблюдать, как уже довольно большие младенцы очень беспокойно ведут себя у чаши, плачут, кричат, вырываются. Как правило, это происходит из-за того, что этих детей редко причащают. Родителям нужно настроить, успокоить ребенка заранее, можно показать ему как спокойно причащаются другие дети. И, конечно, почаще причащать чадо.

Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.

Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к святым тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши.

Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

На литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в чаше находится тело Христово, напоенное кровью, и налито вино, не претворенное в кровь Спасителя.

Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью.

Эта боязнь есть неверие в спасительную силу таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.

В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда. Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол. В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. Тела умерших увозили целыми обозами. За два месяца в районе умерло шесть тысяч человек. И вот этот священник не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Священнослужители – диаконы и священники – после причащения верующих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.

Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.

Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.

Ни священники, ни диаконы, которые потребляют святые дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

Детская исповедь

Начиная с отроческого (семилетнего) возраста, ребенок должен причащаться, предварительно поисповедавшись. Маленький христианин (конечно, если захочет) может и раньше приступать к таинству исповеди (например, в 6 лет).

К первой исповеди ребенка нужно должным образом подготовить. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать, объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Нелишне будет сказать, что, совершая грех, человек наносит вред в первую очередь себе самому: то нехорошее, что мы делаем людям, к нам же и вернется. У ребенка может быть страх перед исповедью. Его необходимо развеять, сказав, что батюшка давал присягу, обещание, никогда и никому не рассказывать то, что он слышал на исповеди, и бояться его не нужно, ведь исповедуемся мы Самому Богу, а священник только помогает нам в этом. Очень важно сказать, что, назвав грехи на исповеди, нужно приложить все усилия, чтобы более не повторять их. Очень хорошо, когда родители и дети исповедуются у одного духовника.

Некоторые мамы и папы совершают большую ошибку, сами называя ребенку его грехи или написав их за него на бумажке. Родители могут только мягко и деликатно рассказать о грехах, но не исповедаться за него. И совсем уже недопустимо после исповеди расспрашивать батюшку о содержании детской исповеди.

Причащение немощных и болящих на дому. Напутствие умирающих святыми тайнами

Бывают случаи, когда люди по болезни, немощи и старости не могут сами прийти в храм, исповедаться и причаститься. Тогда для их причащения на дом приглашается священник. Таинство причащения на дому также совершается над умирающими православными христианами.

Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последней минуты. Если человек находится в тяжелой болезни, нужно незамедлительно позвать к нему священника.

Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.

Причащение на дому совершается по чину «Егда вскоре больному дати причастие». Это небольшое последование, во время совершения которого священник читают молитвы об исцелении болящего и прощении его грехов.

О том, как подготовить того или иного больного к причастию, необходимо посоветоваться со священником. Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь находящихся при смерти).

Чтобы пригласить священника к больному на дом, нужно заранее прийти в храм (желательно за несколько дней до предполагаемого визита батюшки, если состояние больного это позволяет) и лично изложить священнику свою просьбу. Договориться с батюшкой о времени и дне посещения, а также оставить свой адрес и телефон. Если встретиться со священником не представляется возможным, следует оставить за свечным ящиком (где принимают записки и продают свечи) свой телефон, адрес, а также написать, в каком состоянии находится больной. Если состояние болящего очень тяжелое и его напутствие не терпит отлагательств, а найти священника в храме по каким-либо причинам не удалось, следует поехать в другую церковь и постараться найти там дежурного священника. Конечно, это возможно сделать, только если в вашем городе не один храм.

Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.

После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Мы причащаемся святых Христовых таин во исцеление души и тела, и во время болезни, немощи причастие особенно необходимо православным христианам. Можно привести немало примеров, когда после исповеди, соборования и причащения тяжело больные люди, которых родственники уже считали умирающими, восставали с одра болезни.

Мне приходилось наблюдать в момент причащения тяжкоболящих какое-то особое просветление их разума и чувств.

Умирала одна моя родственница, и я пришел к ней для исповеди и причащения. Ей было уже 90 лет и в период последней болезни ее сознание было сильно помутненным, она заговаривалась, не всегда узнавала близких. Но во время исповеди, перед причастием, разум вновь вернулся к ней, и исповедовалась она с полным пониманием и сокрушением сердечным, сама называла свои грехи.

В другой раз меня пригласили к одной нашей старой прихожанке. Состояние ее было очень тяжелым. Признаться, я даже не знал, смогу ли ее причастить. Она лежала на спине с закрытыми глазами, ни на что не реагировала, а лишь хрипло дышала. Но как только я поднес к ней чашу с частицей святых даров и начал читать молитву перед причащением, женщина перекрестилась четким крестным знамением и открыла уста для причащения.

(Продолжение следует)

Срыгивание в день причащения

  • Главная
    • О сайте
    • Отзывы
    • Обратная связь
    • Церковная лавка
  • Рубрики сайта
    • Семейная рубрика
      • Жених и Невеста
      • Муж и Жена
      • Папа и Мама
      • Воспитание детей
      • Семейные трудности
      • Совет да любовь
      • Вопросы священнику
        • Новые вопросы-ответы
    • Родительская рубрика
      • Отцовская рубрика
      • Материнская рубрика
      • Воспитание детей
      • Школьная жизнь
    • Детская рубрика
      • Детям в Рождество
      • Миша и Катя
      • Чтение для детей
        • Денискины рассказы
      • Детский патерик
      • Детские беседы
      • Детские вопросы
      • Игры для детей
    • Вопросы священнику
      • О церковной жизни
      • О семейной жизни
      • О воспитанию детей
      • Об интересном и познавательном
      • О телесном и душевном здоровье
      • О светской жизни
      • О духовной жизни
      • О исповеди и причастии
      • О посте и молитве
      • О чтении духовных книг
      • Новые вопросы-ответы
      • Исторические вопросы
    • Аудио рубрика
      • Душевные песни
      • Аудиоальбомы
      • Песни-притчи
      • Аудио для детей
      • Богослужения
    • Видео рубрика
      • Фильмы о святых
      • Художественные фильмы
      • Православная планета
      • Телепередачи
      • Беседы с батюшкой
      • Мульткалендарь
      • Проповеди
      • Церковный календарь
    • Молитвы по соглашению
      • Акафисты по соглашению
      • Домашний сорокоуст
    • Непридуманные истории
      • Истории былых дней
      • Истории наших дней
      • Чудесные исцеления
      • Военные истории
    • Рассказы
      • Художественные рассказы
      • Рассказы о святых
    • Интересная рубрика
      • Интересные факты
      • Любопытная история
      • Прекрасная поэзия
      • Картины художников
      • Православный юмор
      • Русская история
      • Фоны на рабочий стол
    • Советы по здоровью
      • Здоровье взрослым
      • Здоровье детям
      • Лечебное питание
      • Церковь и здоровье
      • Вопросы о здоровье
    • Жизнь вокруг нас
      • Полезные советы
      • Картина и фото дня
      • Поздравления
      • Новогодняя рубрика
    • Церковная жизнь
      • Церковные пояснения
      • Духовная жизнь
    • Авторские рубрики
      • Патриарх Кирилл
      • монах Варнава (Санин)
      • Зинаида Полякова
      • Татьяна Якутина
      • Сергей Синявин
      • Владимир Шебзухов
    • Православная кухня
      • Скоромные блюда
      • Рыбные блюда
      • Праздничные блюда
      • Постные блюда
      • Кухня Великого поста
      • Советы по готовке
    • Церковные Праздники
      • Двунадесятые праздники
        • Рождественская рубрика
          • Рождество для детей
          • Колядки Рождественские
        • Крещенская рубрика
      • Пасхальная рубрика
        • Пасха для детей
    • Церковные посты
      • Великий пост
        • Преддверие Великого поста
        • Великий пост детям
        • Страстная седмица
      • Петров пост
      • Успенский пост
      • Рождественский пост
    • Святые угодники Божии
      • Святитель Николай
      • Святитель Спиридон
      • Блгвв. Петр и Феврония
      • Преподобный Сергий
      • Преподобный Серафим
      • Святая Матрона
    • Духовное чтение
      • Притчи
      • Проповеди
      • Поучения и советы
      • Пояснения
      • Жития святых
        • Рассказы о святых
        • Описание икон
    • Молитвослов
      • Утренние молитвы
      • Вечерние молитвы
      • Молитвы ко Причащению
      • Молитвы Господу Богу
        • Акафисты Господу Богу
      • Молитвы Божией Матери
        • Акафисты Божией Матери
      • Молитвы святым
        • Акафисты святым
      • Новые молитвы
    • Православные календари
      • Семейный календарь
      • Детский календарь
      • Календарь духовного чтения
  • Святая Матрона
    • Письмо св. Матроне
    • Отвезенные письма
    • Чудеса св. Матроны
  • Церковная лавка
    • Пояс Пресвятой Богородицы
    • Святыни блаженной Матроны
    • Православные святыни
  • Записки в Храм
    • О здравии
    • Молебны святым
    • О упокоении
  • Пожертвование
    • Сообщение о пожертвовании

«Неудобные» дети в храме

Протоиерей Вадим Ильчук

Дети в храме — казалось бы, что может быть прекраснее? Не к тому ли стремится Церковь, а с ней — и верующие родители? В голове складываются прекрасные картинки: милые крохи, сложив ручки на груди, с благочестивым видом подходят к Чаше… Малыш завороженно глядит на пламя свечи перед иконой… Но реальность порой имеет мало общего с подобными образами, и пребывание детей в храме может превратиться в проблему для всех: родителей, прихожан, священника.

Как же быть родителям капризничающего ребёнка? Что нужно понимать, видя такое дитя в храме? Почему дети плачут в церкви? Может ли истошно вопящий младенец быть одержимым? — Об этом и многом другом мы беседовали с протоиереем Вадимом Ильчуком, благочинным Иово-Почаевского округа г. Константиновки.

— Как священнику найти общий язык с маленькими прихожанами? Особенно — капризничающими?

— К детям священник должен относиться как родной отец, друг. Прислушиваюсь к их радостям, если плачут или огорчены — тоже к ним подхожу, утешаю, разговариваю, стараюсь приголубить как-то — чтобы ребёнок ощутил заботу, чтобы понял: здесь не какой-то строгий бородатый дядька, а любящий человек, которому не чужды его бедки. Когда приходится общаться с прихожанами, которые раздражаются на крикливых малышей, я объясняю, что нужно понести тяготы этих деток. Они ведь только начинают соприкасаться с жизнью, её проблемами.

В храме обычно плачут дети тех родителей, которые очень редко приходят в церковь, — или же начинающих прихожан. Дети, которых приносят в храм «с утробы», зачастую ведут себя спокойнее. Ведь когда мама, ожидая ребёнка, начинает чаще ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, то малыш слышит мамино сердце, радость её, духовный подъём — и с этим рождается. И такой младенец, когда его приносят на причастие, ведёт себя как опытный — это я видел лично!

Но не все такие. У каждого свой путь. Есть те, кто приходит в храм позже, соответственно, их дети приходят туда позже. Это нужно понимать. В таком случае священник должен подойти к этой задаче более ответственно. Мы сделали озвучку на улице, и потом корректно говорили таким родителям: если ваш ребёночек плачет — погуляйте возле храма, пока не успокоится. Таким образом, можно побыть с малышом на улице — и слушать службу.

Часто плач и дурное поведение в храме рассматривают как невоспитанность и даже одержимость ребёнка. Конечно же, это не так. Мы объясняем это тем, что ребёнок попадает в общество множества людей, и ему просто страшно. Мы предлагаем: выйдите — пускай он привыкает к пению, звукам службы. Можно с ним гулять, на улице можно и погромче побеседовать. Если младенец грудной — он просто будет находиться в этой атмосфере. И за лето возле храма — привыкнет!

А когда подходит момент причастия — то можно зайти и причастить. Даже если малыш в этот момент немного покричит — ничего страшного. Ведь ребёнку может просто кислорода не хватать — дети это ощущают. Духота, жара — всё может спровоцировать плач.

— Всегда ли проблема детского непослушания или капризов коренится в перекосах духовной жизни родителей? Убеждение, что в воцерковлённой православной семье всегда адекватные спокойные дети, — стереотип или правда?

— Это, конечно, стереотип. Ведь каждый человек индивидуален. Но, конечно, больше положительных качеств у детей, чьи родители часто посещают церковь — не от привычки, а чтобы помолиться, встретиться в общей молитве с Господом. Они приносят эту радость в свою семью, и передают её детям. С другой стороны — каждый человек индивидуален, имеет какие-то черты характера, заложенные с утробы матери.

Я не могу сказать, что причины детских капризов в родителях. Господь может испытывать родителей, их терпение и любовь: будут ли они продолжаться, когда ребёнок капризничает, толкается, плохо ведёт себя? Но это ещё раз доказывает, что родители должны больше внимания уделять воспитанию ребёнка, больше общаться с ним, беседовать.

Хорошо, если Господь устроил так, что ребёнок в церкви понимает, где он и что происходит. Если же нет — нужно заниматься им. Ведь подвиг родительский заключается в духовном рождении личности! Физически вырастить важно, но это только начало. Главное — духовно воспитать человека, родить в нём личность духовную, терпеливую, сознательную. Если мы это воспитаем с детства — ребёнку гораздо проще будет потом.

— Плохое поведение детей в храмах — всегда ли результат неправильного воспитания? Как быть с такими проблемами, как возрастные кризисы, неврологические проблемы, инвалидность и т.п.? Ведь таких детей тоже нужно приобщать к церковной жизни — а они, как правило, мешают тихому течению службы.

— Мамам таких детей нужно быть внимательными. Если есть проблемы с медицинской точки зрения — неврологической, психологической и других — во-первых, нужно найти людей, которые уже сталкивались с подобными проблемами и могут поделиться опытом. Во-вторых — нужно обязательно рассказать священнику о своих проблемах. Семейный опыт священника очень может помочь, особенно если он — опытный отец. Нужно не стесняться подойти за советом.

Священник, в свою очередь, должен готовить не только маму, но и прихожан. Они должны видеть, что пришли люди с ребёнком, у которого есть проблема. Нужно помочь создать такие комфортные условия, чтобы этому ребёнку было хорошо. Если ребёнок болен — поставить стульчик. Позаботиться, чтобы он не стоял долго в очереди на причастие.

Здесь на первом месте — труд священника. Нужно, чтобы не только он, но и все, кто ему помогают, понимали, что происходит и как себя вести. Чтобы осознавали, что будет нелегко и ответственно, что больной ребёнок может и бодаться, и вертеться, его нужно и словом отвлечь, и где-то даже придержать немного. Но причащать таких детей необходимо, потому что через причастие они получают от Господа то, что нужно для телесного и душевного исцеления. Главное — чтобы у родителей была вера, чтобы они обращались к Господу за помощью. А чтобы вера была — нужно искать себе духовных наставников хороших, опытных.

— Какой совет вы дали бы молодым священникам, ещё не имеющим собственных детей?

— Нужно руководствоваться наставлениями святоотеческой духовной литературы, обращаться к опыту старших священников, смотреть, советоваться, и, конечно, воздерживаться от собственных комментариев в незнакомых ситуациях. Кричит ребёнок — скажите: «Хороший какой хорист будет! Походите в церковь — наверное, будет Бога славить пением своим! Вот у него какой голос крепкий!» И родители в хорошем настроении придут домой.

Да, плакал ребёнок, может быть, мешал во время таинства, но ничего страшного! Это ведь дети! Небеса ликуют в этот момент, и больше, чем мы, — потому что ещё один христианин появился на земле! Церковь приняла в своё лоно ещё одну душу. Когда ребёнок плачет — он имеет на это право. Ведь Господь дал ему способность ощущать этот мир. И каким он его воспринимает — такими будут и выражаемые им чувства…

А чтобы восприятие было правильным — это уже труд и родительский, и наш, священнический, и церковного общества. Благодаря нам ребёнок должен понять, что в церкви — его друзья, он получит здесь защиту и поддержку.

— А нужно ли таким священникам читать какую-то специальную литературу — детских психологов, например?

— Обязательно! Человек должен быть всесторонне развит, тем более — священник. А если он ещё и будущий отец — то ему тем более нужно знать точки зрения на воспитание психологов, врачей, многодетных родителей. Есть даже художественная литература, которая могла бы помочь. Священник — это отец, наставник, и ему нужно быть эрудированным во всех вопросах, и особенно — семьи.

Священник на приходе — это центр внимания, прежде всего, семейных людей. Им нужно в пастыре черпать подкрепление для своего родительского, семейного подвига. Священник должен быть готов к тому, что та пара, которую он повенчал сегодня, захочет от него и дальнейшей духовной поддержки. Подсказать как брат или друг, и к тому же не навредить — вот к чему нужно стремиться.

— Какие практические советы вы дали бы родителям? Уже сказали, что можно на улице погулять до причастия. Что ещё? Может быть, лучше причащать ребёнка не в воскресенье, а когда людей поменьше — в субботу, например?

— Я всё-таки считаю, что лучше приходить на воскресную литургию. Ведь литургия — как костёр: положишь пять веточек — он будет гореть ярко, но когда положишь сотни — пламя достигнет небес. А родительский совет могу такой дать: нужно семейное общение. У нас была такая семейная традиция: когда дети были поменьше, мы всегда ужинали вместе, и в это время общались, разбирались в своих дневных поступках.

В воскресенье после службы или на исходе трудового дня — во время таких бесед дети всегда могли задать вопрос, получить наставление… Такое общение, когда во главе стола сидит отец семейства, а возле него супруга, старший ребёнок, меньший — строй православной семьи — награждает ответственностью и младших, и старших детей. Это сплачивает семью.

Другой совет. Когда я был малышом и ходил в церковь, то дедушка всегда просил меня после службы, чтобы я пересказал ему проповедь батюшки. Это стимулировало моё внимание. Ведь дети, как правило, не помнят того, о чём говорят в храме. Так что это мудрый, хороший совет, который стоит взять на заметку.

— Какое место в воспитании детей занимает воскресная школа?

— Воскресная школа, если брать общественную деятельность прихода, занимает первое место после службы и Евхаристии. Потому что если мы не будем воспитывать детей, приводить их в церковь и делать так, чтобы им там было интересно — ничего хорошего не получится. Нужно, чтобы дети знали, что церковь — это то место, где их поймут, выслушают, поддержат и подскажут. Где они научатся полезному и важному. Обязательно нужно, чтобы воскресная школа была связана с жизнью ребёнка. Нужно выслушивать детей. У нас ученики высказывают свои пожелания относительно того, как им хочется, чтобы их учили. Мы стараемся прислушиваться к ним.

Каждый новый ребёнок в воскресной школе не должен быть белой вороной. Нужно, чтобы ребята опытные, постарше, сразу сделали новичка своим другом. Часто дети боятся приходить в школу в середине учебного года, потому что думают, что ничего не будут знать. А если их сразу заинтересовать, дать роль в какой-то сценке или доверить ответственное дело — у них будет стимул приходить самим и приводить своих друзей.

Это ведь тоже живое общение с Церковью, и не нужно жалеть приходских денег на воскресную школу! Нужно устраивать обеды, пикники, выезжать в поездки, и в футбол с ними погонять, в игры поиграть — они ведь любят это.

— Важно ли воцерковляющимся родителям найти круг православного общения?

— Это нужно, и обязательно! Я бы очень хотел создать какие-то общества типа братства или сестричества. А на приходе семья священника должна организовать вокруг себя такой круг. Это могут быть и подготовка к престольному празднику, поездки. Нужно, чтобы опытные прихожане помогали молодым, воцерковляющимся, привлекали их. Нужно это внедрять, нужно, чтобы приход стал семьёй. Прекрасно, если бы были воскресные школы для взрослых, если бы можно было наладить общение между приходами. Но как-то тяжелы люди на подъём…

Мы стараемся собираться. Преподавательский коллектив воскресной школы, помощники, мамы, которые готовят деткам бутерброды — пытаемся посидеть после всего, пообщаться. Они задают вопросы.

Нужно, чтобы прихожане, которые давно ходят в храм и знают направление мыслей настоятеля, помогали ему, подсказывали пришедшим, что у нас всё уютно, хорошо, батюшка всех понимает. Можно не только в храме с ним поговорить, но и позвонить — священник не должен прятаться! Свой номер телефона нужно не конспирировать, а давать людям. Бывает, приходится порой выслушивать в свой адрес не очень приятное, но в большинстве своём люди просят совета.

С будущими крёстными мы тоже проводим серьёзные собеседования. Без них практически не крестим детей. Пытаемся рассказать им о значении их миссии как крёстных, как христиан.

Вообще, отношения детей, родителей и Церкви — вопрос очень глубокий и многоплановый, требующий самой разнообразной работы, постоянного труда и внимания священника.

Беседовала Екатерина Щербакова



Записи в дневниках по теме:

  • Одной жены муж

Согласитесь, мы сами неуверенно можем чувствовать себя в Храме, потому, что не до конца знакомы со всеми правилами церковной жизни.

А если с нами рядом находится наш малыш, который может в любой момент начать мешать окружающим или чего хуже проведению Службы, нас просто охватывает паника. Как нам нужно правильно воспитать своего ребёнка поведению в Церкви и пи этом не отбить желание в неё ходить и в дальнейшем.

Когда можно начинать приводить ребёнка в Храм?

Самое лучшее время – с пелёнок. Сразу после Таинства Крещения необходимо приучать малыша к церковной жизни. Очень часто малышей крестят на 40 день, но лучше это делать на 7 день. Не зря об этом написано и в Библии. Чем раньше мы передадим нашего малютку в руки Бога, тем лучше будет и для всех, как для самого младенца, так и для его родителей.

Пусть вас не останавливает то обстоятельство, если по каким-то причинам малыш находится в больнице. Таинство можно провести и прямо в палате больничного заведения. Отмечено, что после Крещения малыши идут на поправку.

Очень хорошо, если вы приучите ребёнка пребывать в Церкви каждое воскресенье и в праздничные дни. Если мы будем с самых пелёнок об этом заботиться, у малыша даже не будут задаваться таких вопросов: » А зачем мы идём в церковь?». Пребывание маленького человека каждую неделю в Храме, будет его образом жизни. И здесь уже всё зависит от самих родителей. Если родители посещают Службы только по праздникам, нечего ожидать от ребёнка, что он будет сам, потом ходить по воскресеньям в Храм.

Конечно, не все малыши с самого маленького возраста готовы пребывать всю службу в церкви. Поэтому совсем маленьких можно приносить перед самим Причастием. Но, постепенно вы сможете научить ваше чадо и к длительным Службам.

Как научить малыша вести себя в Храме?

Само собой разумеющиеся, что ребёнок может «уставать» стоять всю службу. Дети в таком возрасте, очень подвижные и им невдомёк понимать всю серьёзность происходящего в церкви. Вы можете им начать заниматься чем-то полезным, например, задувать свечи. Но проследите, чтоб это занятие стало основным здесь.

Следите, чтоб задувание свечей не превратилось в баловство. Бывает и такое, что ребёнок без конца зажигает и тушит свечу, что ни в коем случае нельзя допускать. Вам необходимо научить и объяснить ребёнку, что Храм – это место встречи людей с Богом, где они молятся Ему. Если ребёнок не хочет прислушиваться, а продолжает делать вам на зло, вам необходимо вывести его из церкви и наказать, шлёпнув пару раз по попе.

Наказание не должно происходить в присутствии других людей. Это может унизить вашего малыша. Но он должен воспитать в себе уважение и почитание как к самой Церкви, Богу и всем, кто туда приходит. Но обязательным условие наказание должно быть – любовь! Когда вы наказали малютку, обнимите его и скажите, как сильно вы его любите. Предложите вместе помолиться, чтоб Господь простил его и помог быть послушным.

Сам запрет на баловство не даст хороших результатов, всегда нужно предложить малышу альтернативу. Ведь запрет на баловство ему взамен что даст? Опять стоять и мучиться? Нет. Предложите ему тушить коротенькие свечи и помещать их в ящички, где хранятся огарки.

Что ещё можно делать ребёнку в Церкви?

В каждом храме можно найти тихий уголок и посадить туда малыша и чем-то занять. Возьмите с собой его любимую игрушку, раскраски и просто альбом с фломастерами. Пусть начнёт рисовать то, что он видел пока шёл в церковь. Или пусть изобразит животных, которых сотворил Бог и растения. Не забудьте повторять своему малышу, что при этом он должен вести себя тихо и не мешать другим людям молиться. Если он захочет что-то спросить, пусть подойдёт не слышно и на ухо спросит.

Вы также можете полистать вместе с ним книжку с цветными библейскими иллюстрациями. В наше время мы имеем множество цветных Библий для детей. Ребёнку нужно привыкать, что храм – это не просто место для игр и развлечений. Пусть он понимает, что в церковь мы приходим для общения с Богом.

Вы можете своему малютке постепенно рассказывать и показывать разные иконы. Обрисуйте, кто или что на них изображено. А в следующий раз пусть он вам это расскажет. Для вас это занятие тоже будет полезно: вспомнить Священное Писание или задуматься о своей жизни. Постепенно знакомьте своего малыша с тем, что происходит во время Службы.

Капризы и плач в Храме. Что делать?

Если дети начинают плакать или капризничать в Храме, необходимо выяснить причину данного поведения. Если ребёнка ни чего не будет беспокоить, он не будет беспокоиться. Если ваша малютка совсем ещё грудной, нужно убедиться, не мокрый ли он, а может ему жарко? Может быть, что он просто напросто голоден. Маленьких грудничков перед Причастием за 1.30 часа можно и покормить. А натощак приучаем принимать Причастие деток с 3-4 лет.

Одним словом, попытайтесь выяснить, что не нравиться вашему малышу? Ребёнок, который и постарше может и сам вам рассказать его недовольства. Например, если он устал, отведите его к скамейке, чтоб он присел. А возможно он захочет выйти на улицу побегать, при условии, что территория Храма огорожена.

Родителям иногда ради ребёнка необходимо оторваться от молитвы. И это нормально, потому, что это прямая обязанность папы и мамы побеспокоиться о своих детях. Но, ни в коем случае нельзя нервно ругать малыша. Как мы и говорили выше, всё наше воспитание, к которому относится и наказание, должно происходить с любовью, а не с нервными криками. Когда ребёнок подрастёт, он может подумать: не буду идти туда, где на меня кричат. Не позвольте этому произойти!

Иногда дети специально отворачиваются от Причастия. Обязательно выясните, что послужило такому решению? Бывает и такое, что сам сатана не даёт этого сделать. Поэтому перед тем, помолитесь Богу, чтоб Он помог принять малышу Причастие. Призовите защиту крови Иисуса на него, чего диавол сильно боится. Очень часто после Литургии дети выздоравливают и перестают плакать, поэтому как можно чаще нужно, чтоб ребёнок Причащался.

Зачем нужно причащать младенцев?

Думаю, Вы не раз замечали, как к концу Литургии в храме становится все больше и больше маленьких детей. Воздух наполняется движением, звуками и необъяснимым ощущением важности предстоящего детям Таинства – причащения Святых Христовых Таин. Вспомните, еще десять лет назад увидев на богослужении 3-4-х летнего ребенка, бабушки, ухаживающими за подсвечниками, с умилением говорили: «Какой маленький, а уже в храме». Сейчас мы с Вами живем в удивительное время – время возрождения православия. Сейчас все больше молодых людей, решив создать семью, проходят через Таинство Венчания, крестят своих детей в младенчестве, приносят их в храмы на Елеопомазывание и Причастие.
Если задать вопрос: «Как часто нужно приносить ребенка в храм и причащать»? Думаю, не возникнет споров с ответом: «Как можно чаще»! Но все ли молодые родители понимают, а зачем нужно причащать младенцев? Согласно учению Православной Церкви младенец – это ребенок до семи лет. В этот период у ребенка, как правило, еще не сформировано «осознанное» понятие греха, соответственно, нет и осознанной исповеди. Так зачем же нужно причащать, по сути, не имеющего еще грехов младенца?
Святитель Феофан Затворник писал, что Святое причастие «живо и действенно соединяет с Господом нового члена Его, через пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает непреступным для темных сил». На основании слов Святителя попробую раскрыть в статье два основных положения: во-первых и главных, через причастие ребенок соединяется с Богом, во-вторых, получает от Бога защиту.
В современном мире родители много сил и внимания отдают заботе о материальной составляющей жизни ребенка, он должен быть сыт, здоров, обут и одет, но, к сожалению, часто упускают необходимость становления и развития у младенца духовной жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, есть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств». Из всех перечисленным духовных благ доступным для крещеного младенца является причащение Святых Таин. Ведь ребенок в любом возрасте открыт благодати Божьей, в том числе и в не сознательном. Благодать воспринимается не умом (тут и взрослый ничего не знает), но какими-то неведомыми нам, сокровенными сторонами человеческой души.
Повторюсь, причастие защищает младенца. От чего? Также как и у взрослых, душа младенца не питаемая причащением, постоянно подвергается нападением падших ангелов. И душа младенца чувствует эти нападки и страдает от них. Внешне это может проявляться в том, что ребенок становится капризным и беспокойным без видимых на то причин. Ребенок не может еще объяснить, что с ним происходит. Поэтому родители должны уделять особое внимание регулярности причащения.
Хочу обратить Ваше внимание на еще один не менее важный аспект в вопросе причащения младенцев. Мало только принести ребенка в храм и причастить его, необходимо сохранить полученную благодать. Постарайтесь день после причащения провести спокойно, не раздражаясь и не ссорясь, например: не включая в этот день телевизор. Пусть ребенок почувствует особое настроение дня, когда он ходит в храм и принимает в себя Тело и Кровь Христовы. Именно примером родителей, семейным укладом, общей атмосферой в доме и можно воспитать в своем ребенке религиозное чувство.
Бывает так, что ребенок отказывается подходить к Чаше или, даже находясь на руках у родителей, вырывается и плачет. Этому может быть несколько объяснений: малыш устал, он голоден, а значит, капризничает, он не понимает происходящего и боится и т. д. У каждого родителя особый подход к своему ребенку. Нужно постараться заинтересовать его, рассказывая дома о Таинствах, жизни Церкви, пересказывая житийные сюжеты. Перед походом в храм создать дома праздничную обстановку. В храме указать на детей, которые причащаются, чтобы ребенок не боялся. Хорошим примером может стать причащение родителей или знакомых. После Причастия можно угостить малыша чем-нибудь вкусным. Если ребенок причастился, надо обязательно похвалить его. И со временем он привыкнет и будет с нетерпением ждать Причастия.
Хотя нужно обратить внимание родителей и на такой очень существенный момент: порой причина подобного поведения ребенка перед Чашей – их собственная жизнь. И потому, собираясь причащать сына или дочь, папа с мамой должны, конечно, подумать, не слишком ли давно исповедовались и причащались они сами.
Как заинтересовать малыша заходить в храм? Бывает, увидит, что там много людей и никак, гулять и все, заходим внутрь, плачет.
Мой совет, поводить ребенка на причастие в будние дни, когда бывает мало народу. И по чаще. Пусть он попривыкнет к храму и таинству, будет уже знать что и как происходит. Постепенно он полюбит причащаться, целовать иконы, будет знать батюшек! Тогда, возможно, и большое скопление народу не испугает. В нашем храме службы в среду и субботу.
Закончить статью я бы хотел словами Архимандрита Рафаила (из его «Проповедей и бесед»). «Те, которые говорят, что не надо причащать детей, все равно что говорят, что не надо заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст – самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей»

диакон Иоанн Негер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *