Можно ли молиться ночью

Можно ли молиться ночью

Порядок чтения Акафистов

Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий).

Любой акафист состоит из 25 песен (в соответствии с греческим алфавитом). Тринадцать из них называются кондаками (хвалебная песнь), а двенадцать — икосами (пространная песнь), которые дают объяснение сущности праздничного события. Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Все икосы, за редким исключением, заканчиваются словом «радуйся», а в завершении кондаков всегда можно услышать «аллилуйя», что означает «хвалите Бога». После чтения кондака всегда идет икос, который, как правило, разделен на две части. Последний кондак считается обращением к тому, кому посвящен акафист. По традиции он повторяется три раза подряд. После акафиста всегда следует чтение молитвы.

Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином. На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста. В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.

Акафисты в честь праздников иногда читают на Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника. Вообще на молебнах часто прибегают к чтению акафистов. Так сложился порядок чтения Параклисиса Божией Матери, где на молебне после шестой песни канона читают акафист Божией Матери (или ее иконам).

Призывая в помощь в житейских нуждах святых угодников Божиих читают акафисты им, иконам Божией Матери.

Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитвы. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.

Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. По окончании акафиста читается молитва.

Чтение акафистов в течении седмицы

Службе каждого дня недели соответствует воспоминание того или иного события или святого. В соответствии с этим правилом появилась практика читать акафисты в течении недели, подражая богослужебному седмичному кругу:

День недели Воспоминаемое событие Традиция чтения
Воскресенье (воспоминание Светлого Христова Воскресения) Акафист Воскресению Христову
Понедельник (Памяти честных Небесных Сил Бесплотных) Акафист Архистратигу МихаилуАкафист Ангелу Хранителю
Вторник (В память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) Акафист Иоанну Предтече
Среда (Воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы) Акафист Иисусу СладчайшемуАкафист Пресвятой Богородице
Четверг (Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца) Акафист апостолам Петру и ПавлуАкафист святителю Николаю
Пятница (Воспоминание Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня) Акафист Страстем ГосподнимАкафист Честному и Животворяшему Кресту Господню
Суббота (Всех святых и поминовение усопших) Акафист всем святым от века Богу благоугодившимАкафист Пресвятой БогородицеАкафист о усопших

Ночная молитва и, как я ее потерял

Николай Павлович Кормаков

Однажды (1985г) я сделал для себя интересное открытие — ночная молитва. Не помню, или я где-то прочитал, или сам, ночью встав, решил помолиться, но мне это очень понравилось. Молитва текла легко, сосредоточенно и чувствовал при этом я себя великолепно, так, что о сне и не думал даже. Причём, и день после ночной молитвы был спокойный и одухотворённый. Думаю, если бы я сохранил ночную молитву, то не надо было бы стольких дневных молитв, которые я каждый день вычитывал по несколько часов.
А случилось это так. Читал я книгу еп.Игнатия Брянчанинова и попалось мне место, где один ученик жалуется старцу о том, что вопреки своим мирским привычкам, сейчас, став монахом, он мало молится, ночью на молитву встать не может, постится в пище мало и т.д. На это старец ему ответил, что главное для него сейчас смирение и то, чего он сейчас достиг (т.е. откровенное исповедание перед старцем своей нищеты), выше всех его подвигов духовных, которые делал он, находясь в миру.
Раз так, подумал я; раз смирение выше всего, что я делаю, то не буду и я вставать на ночную молитву. (Между прочим, еп.Игнатий в предисловии к этой книге предупреждает, что она предназначена для монахов и может быть не полезна мирянину, и даже может быть вредна ему. Очень жаль, что я не внял этому предупреждению.)
В этот момент ко мне подошла моя маленькая доченька и, закрыв мне глаза рукой, сказала: «Оставь это читать. Глаза болеть будут». Это был знак. Но я остался на своём принятом решении. И зря. Т.к. сейчас понял, что это была ошибка. Нет ничего лучше для молитвы, чем ночь. Её Господь освятил для этого Своими ночными молитвами. Именно встать, пробудившись ото сна, и молиться по расположению сердца. И вот, интересно: бывало остаётся спать каких-нибудь 20 минут — ложишься, мгновенно засыпаешь, затем, проснувшись, чувствуешь себя совершенно выспавшимся, будто проспал всю ночь. И это ни раз и ни два, а постоянно. Потом я и от другого человека это слышал — точно такой же эффект от ночной молитвы. И сила ночной молитвы несравнима с дневной. Однажды, об этом мне сказал духовник (о силе ночной молитвы) после того, как я прочитал ночью за него трижды «Отче наш» и «Богородице Дево»; (я, при этом, ничего ему не говорил о своей ночной молитве за него), каким образом он узнал об этом, можно только догадываться.

© Copyright: Николай Павлович Кормаков, 2009
Свидетельство о публикации №209082601112

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Николай Павлович Кормаков

Рецензии

Написать рецензию

Я сам могу сосредоточиться, увы, только ночью, когда все спят. Даже в храме нет такого подъема душевного. И есть еще один момент — стесняюсь своей веры, что ли? Не могу искренне креститься и молиться, когда кто-то из моей семьи смотрит, присутствует, даже полуторагодовалая дочь. А когда один и никто не мешает и дел впереди уже никаких нет — тут душа раскрывается.
Кстати, хотел спросить у Вас о Причастии. Скажите, а откуда люди взяли, что надо именно есть хлеб и пить вино? И что это Таинство Господне? А вдруг Иисус говорил иносказательно? Это у меня такие сомнения пошли — готовлюсь к Причастию постом сейчас, читал каноны вчера, испытывал вдохновение, а потом вдруг подумалось — а откуда это взялось? Ведь Христос, вроде, впрямую не сказал… Вот у Апостола Павла в 1-м послании Коринфянам тоже говориться, но мне как-то не ясно на 100%. Может, имеется ввиду опять же обычная трапеза? Или смысл иносказательный, как в притче?
Как вообще нужно готовиться к Причастию и какие мысли желательно иметь во время него?
С уважением,
Александр Сорокин Российский 16.11.2016 16:18 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Стесняешься своей веры, возможно, по двум причинам. Первая, еще не пришел к сокрушению о всех грехах своих. Когда приходишь к сокрушению сердечному, то готов и с крыши дома перед всеми исповедовать грехи свои, лишь бы получить прощение в них. Помысли, какие из них еще не исповедал перед Господом. Самые существенные из них: огорчение Бога неверием в Него; огорчение Бога неверием в то, что Он Бог единый, в трех Лицах живущий: Отце и Сыне и Святом Духе; огорчение Бога неверием в Сына Его, Иисуса Христа; огорчение, нанесенное своей жене, матери, отцу, ребенку, доверившемуся тебе человеку, огорчение Бога через грехи против самого себя: пьянство, наркотики, и т.д. В любой церкви тебе может помочь в этом священник (также и в отношении любого другого Святого Таинства Церкви). Вторая причина, возможно в том, что не привык еще к этому.
О Святом Таинстве Причастия истинного Тела и Крови Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Господь Иисус Христос говорит здесь (И.6,32-63) прямо, без иносказаний.
Да, это непонятно уму человеческому, ибо милосердие Божие бездонно. Многие ученики Иисуса Христа, зараженные рационализмом, отошли от Него именно потому, что не сомневаясь в » не иносказательности речи», не могли вместить этого в уме своем (И.6,66). Но ведь даже апостолов Своих Иисус предупреждал, что и они еще «теперь не могут вместить» всего, что Он говорит — «когда же придет Он, Дух Истины, то наставит их на всякую правду» (И.16,12-13).
Принять это верующему в Иисуса Христа следует верой.
Приведу в пример следующую аллегорию. Для того, чтобы продлить свое биологическое существование, мы поглощаем окружающую нас биологическую жизнь и, включая ее в себя, соединяемся с ней, считая это вполне нормальным. Так насколько же более необходимо нам соединяться с Источником Жизни, как таковой, Иисусом Христом, чтобы дать жизнь своему духу!
Какая радость для нас, когда мы ощущаем любовь своей жены, матери своего ребенка, любовь своего дитяти, любовь близкого человека! А какая же радость, что мы соединяемся с Самое Любовью-Иисусом Христом, отражением которой и является эта любовь самых близких нам родных! Ведь это Он в них нас любит.
Думаю, если бы мы могли до конца постичь эту великую радость, то умерли бы от счастья.
«Как вообще нужно готовиться к Причастию и какие мысли желательно иметь во время него?»
Думаю, самое главное, после того, как досконально испытал свою совесть и покаялся в таинстве Исповеди пред Господом, получив через священника разрешение грехов и позволение приступить к Причастию, это осознание того, что сейчас наступает великий момент встречи моей с Самим Господом, встречи настолько близкой, что Он войдет в самого меня и будет уже во мне; осознать, что Господь Сам с нетерпением ожидает этой минуты и будет несказанно рад этому соединению со мной; осознать, что это то самое счастливое мгновение моей жизни, о котором всегда мечтал в разных образах себе представляя наивысший момент счастья и который позволит мне войти в число тех, о которых Он сказал: «ядущий Меня жить будет Мною» (И.6,57).
Приобщившись же Святых Страшных и Животворящих Тайн Господа нашего Иисуса Христа, я благодарю Его за этот несказанный дар Его мне, говорю Ему, что люблю Его и хочу любить Его еще сильнее. Прошу Его дать мне силы быть верным этой любви к Нему.
Благодарю Пречистую Мать Его Пресвятую Богородицу Марию, Святейшую и мою Мать за этот несравнимый ни с чем дар соединения с Ее Сыном и Богом моим, прошу ее испросить для меня любовь и верность к Нему и к Ней, Святейшей Его и нашей Матери.
После же сего стараюсь быть любовным ко всем, особенно же к жене и близким своим.
И да поможет нам в этом Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос.
Николай Павлович Кормаков 22.09.2009 19:06 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Николай Павлович Кормаков

Категория: Спутник христианина

Дневник православного священника
12 Апреля
Познать Его, и силу Воскресения Его
(Флп. 3, 10)
Христос умер на Кресте. Каково же было апостолам, друзьям Его, всем Его ученикам пережить это? До последней минуты они надеялись, такая развязка казалась им невозможною, немыслимою. Они ожидали чуда, которое должно было отвратить это бедствие. Но нет, неумолимая смерть разрушила все их надежды.
Не случалось ли и некоторым из нас испытать нечто подобное? Не встречались ли и на нашем жизненном пути необъяснимые события, раздирающие душу испытания, таинственные несообразности, неразгаданные задачи?
Тяжелые удары судьбы обрушиваются на нас неожиданно; среди ключом бьющей жизни вдруг является смерть, отнимает у нас самое дорогое, и мы как бы каменеем от горя. Тяжелее всего для учеников Спасителя было то, что они, по скудному своему разумению, видели в этой смерти противоречие своим ожиданиям. Из Его Слов они поняли, что Он Сам — Жизнь и Истина, что, веруя в Него, они не увидят смерти, что Отец пребывает в Нем; как же могли они объяснить себе Его смерть? Но может ли человек понять пути и намерения Божий? Найти причину и объяснение всякого события? Где же тогда наша вера? Только из полного мрака, из совершенной слепоты возникает вера живая и истинная. Полное доверие к Богу является только тогда, когда мы ни осязать, ни видеть ничего перед собой не можем. Как часто наше возрождение совершается среди горя, бури, разочарования, разбитых надежд.
Умерщвлением плоти нашей, сокрушением, уничтожением нашей гордости достигается беспрекословное подчинение Закону любви.
Воскресение Христа явилось так же внезапно, как землетрясение. Этого ожидали всего меньше — оно казалось невозможным. Но «сила Воскресения Его» освободит и вас. Оставайтесь тверды во мраке, и свет, сила и любовь озарят вас; не отказывайтесь от надежды! Вам Он кажется мертвым, но Он вовеки живой и возлюбил вас любовью вечною. Ваша победа послужит победой и для других. Господь проявит Свою силу в вас; люди увидят вашу веру, вашу покорность в испытании, ваше долготерпение, вашу духовную радость среди горя, ваш невозмутимый мир среди житейских бурь, и они скажут: «Вот плод, вот «сила Воскресения Его!»
Этою силою Христа, совершающейся в вашей немощи, вам дано будет исполнить даже неисполнимое и достигнуть недостижимого.
Месяц Апрель. 12-й день.
Ночная молитва
(Слово св. Иоанна Златоустаго, како восстаяти в нощи молитися)
Мы обыкновенно каждый день молимся утром и вечером. Среди дня из нынешних христиан редкие молятся, а ночью всего меньше. А между тем, по слову Апостола, который заповедует нам непрестанно молиться (1 Сол. 5, 17), хорошо бы и днем уделять несколько времени на молитву и ночью также. Скажем в настоящий раз о ночи. Достоподражательный пример ночной молитвы находим еще в Ветхом Завете. Полунощи, говорит Давид, востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62). Находим и в Новом Завете, в Апостолах. В полунощи, читаем в книге Деяний Апостольских, Павел и Сила молящеся, пояху Бога (Деян. 16, 25). Сам Господь Спаситель наш в ночное время любил уединяться для молитвенных бесед с Богом Отцом Своим. Все святые в ночное время молились. Творить ночную молитву заповедуют нам также св. отцы.

Возьмем в настоящий раз для нашего научения св. Златоуста.
«Не для того, братие, говорит он, дана нам ночь, чтобы все только спали или праздновали в продолжение ее, на должно разделить ее на две части: одну на дело, а другую на покой. Ночью встают ремесленники, земледельцы, купцы. И вы вставайте ночью и прежде всех дел сотворите Богу молитву, чтобы Он милость Свою подал вам… Ночью и ум свободнее можно вознести к Богу, и ночные молитвы к покаянию обратят вас, и их паче дневных послушает Бог. Если ты ночью выйдешь из дома, то заметишь вообще молчание; и твоя душа становится в это время чище, и ум твой легче на молитву. Итак, возлюбленный, встань ночью, преклони колена и припади, к Богу с молитвою, и Господь приклонит к Тебе ухо Свое. Вспомни Давида, который говорит: седмижды днем хвалих Тя. И еще: полунощи востах исповедатися о судьбах правды Твоея. И: утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Помыслите, братие: если царь, имевший столько забот, так поступал в каждую ночь, то мы какой ответ дадим Богу за свою леность? Говорю вам, братие и сестры, станем ночью умолять Бога о прощении грехов наших и Ему исповедаться. Ночью никакое празднословие людское не смущает ум, никто не смотрит на нас, никто нам не мешает. Может ли быть столь удобною молитва днем, когда ум наш часто бывает переполнен посторонними помыслами? Поэтому, как вы ни старайтесь, не можете днем так молиться, как ночью. И пусть дом ваш в ночи будет домашнею церковью, состоящею из мужей и жен. Не Господь ли сказал: Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их (Мф. 18, 20)? — И если у кого из вас есть дети, разбудите их, чтобы ночью помолились Богу, и научите их так поступать всегда. Ничего нет прекраснее той домашней церкви, в которой совершаются ночные молитвы. Слушайте, что говорит Пророк: Поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Потщимся же, братие, молиться во все ночи, да разрешим узы греховныя».
Итак, братие, и на ложе в нощех будем искать Господа (Песн. 3, 1), и в ночном уединении постараемся творить дела не тьмы, а света. Ведь если и Господь в ночное время промышляет о нас, если Его любовь не знает для нас покоя и в ночи, и тогда бодрствует над нами, как мать над своим младенцем в колыбели; то неужели и мы, как дети, не отзовемся на эту любовь Господа, и хотя малое время в нощи не посвятим на беседу с Ним? К этой беседе, и для нашей же пользы, видь Он, наконец, и Сам возбуждает нас. Что спите, — говорит, — воставше молитеся, да не внидете в напасть (Лук. 22, 46). Пусть же посему и в ночи сердце и ум наш бодрствуют и внимают тому, как сладкий глас Господа, зовущий к беседе с Ним, ударяет в двери душ наших (Песн. 5, 2). Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *