Можно чистить зубы перед причастием

Можно чистить зубы перед причастием

Что такое Причастие? Как нужно правильно поститься перед этим днем? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Все верующие православные христиане должны ходить на Причастие в церковь. Святая Евхаристия — это особенная процедура, которая является памятью о Христе.

  • Накануне своей страшной смерти Христос говорил своим ученикам о том, что в его память люди будут пить вино и вкушать хлеб. Это символы его крови и тела.
  • Поэтому все время существования православной веры, люди ходят на литургию, причащаются вином и вкушают хлеб, а священники читают молитвы со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».
  • Как правильно нужно готовиться к Причастию? Что можно делать накануне, а что нельзя? Что разрешено делать правилами церкви после Причастия? Читайте об этом в статье.

Содержание

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Раньше, даже во времена гонения церкви, бабушки все равно посещали храмы и водили на литургию своих детей, а потом внуков. Но, если говорить о православной грамотности, то ее почти не было. Каждый поступал так, как считал нужным, ведь люди боялись не то чтобы спросить, а и вести любые разговоры о Боге или церкви.

Сейчас эти дети и внуки выросли, но все также продолжают посещать храм. У них часто возникает вопрос: можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ, ведь бабушки учили одним правилам, а каноны церкви подразумевают совсем другое.

  • Посещение храма – это особенное событие, ведь мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине.
  • Человек должен осознавать, что это праздник. Поэтому чистить зубы, мыться, умываться и принимать душ нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО. В правилах церкви прописано, что если человек будет чистить зубы и глотнет немного воды или пасты, то это не считается, что он пил воду или ел. Нужно реально смотреть на ситуацию, используя мудрость и свой разум, которыми наделил нас Бог.
  • Также необходимо надевать чистые и красивые одежды. Божественная литургия — это праздник, встреча с Богом, жизнью в молитвах. Об этом нужно помнить, и тогда не будут возникать вопросы, можно ли мыться и как нужно одеваться.

Храм должен занимать особое место в жизни каждого христианина. Это дом Бога, куда мы должны приходить без скорби и уныния.

За сколько часов до Причастия нельзя есть?

За сколько часов до Причастия нельзя есть?

Строгий пост начинается перед Причастием начинается после 12 ночи предыдущего дня. Это означает, что нельзя ничего кушать и пить. Литургия обычно начинается в 8 утра, причащать начинают через 1,5-2 часа. Поэтому получается, что за 9-10 часов до Причастия нельзя есть и пить.

Можно ли есть рыбу накануне Причастия?

За 3 дня до Причастия нужно держать пост. Запрещены все мясные и молочные продукты, но можно кушать каши, овощи, орехи. Можно ли есть рыбу накануне Причастия? Рыба разрешена, но, как и другие блюда, до начала строгого поста перед Евхаристией, то есть до 12 часов ночи.

Важно: Три дня перед причастием ограничьте сладости. Можно только сухофрукты. Не ешьте до отвала. Соблюдайте пост, в котором важны не человеческие потребности, а молитва.

Можно ли пить, употреблять квас, воду, кофе перед Причастием?

Можно ли пить, употреблять квас, воду, кофе перед Причастием?

Во время трехдневного поста перед Причастием важно читать молитвы: канон покаянный Спасителю, канон молебный Божией Матери, канон Ангелу Хранителю, последование ко Святому Причастию. Эти кондаки и песнопения помогут правильно подготовиться, если вы хотите принять Святые Дары правильно.

Во время поста перед Причастием запрещено пить спиртные напитки, употреблять квас, и кофе. В эти три дня тело человека — это храм души, где должно быть спокойно, а кофе, квас на дрожжах и алкогольные напитки не могут должным образом настроить на молитвы. Воду пить можно, но до начала строгого поста — до 12 часов ночи.

Можно ли кормить ребенка перед Причастием?

Маленькому ребенку сложно выдержать долго без еды, а Евхаристия обычно начинается не раньше 10-00 часов. Поэтому многие родители задают вопрос: можно ли кормить ребенка перед Причастием?

  • Детей до 3-х лет можно кормить за 2 часа до принятия Святых Даров.
  • Особенно нужно уделить внимание кормлению младенцев. Если грудного ребенка покормить, а потом поднести ко Причастию, то он может срыгнуть, а это недопустимо. Поэтому маленькому ребенку до года также нужно выдержать без еды хотя бы 2 часа до начала Евхаристии.

Важно: Лучшим решением в этом случае будет посещение ранней литургии, которая обычно совершается в больших храмах. В 8 часов в этих церквях уже идет Причастие.

Можно ли есть перед Причастием больным людям и беременным?

Можно ли есть перед Причастием больным людям и беременным?

Пост нужен человеку для обуздания тела, а когда оно слабое, то не нуждается в этом. Больное тело нуждается в помощи, чтобы вылечиться и выздороветь. Так написано в церковных правилах. Поэтому перед Причастием больным людям кушать можно, но нужно постараться сделать это как можно раньше, чтобы не перед самим процессом принятия Святых Даров.

Беременным женщинам также делается послабление в посте. Но нужно обговорить все с батюшкой во время вечерней исповеди. Он посоветует, как правильно поступить согласно Законам Божьим.

Важно: Обязательно просите благословения у батюшки по поводу каких-либо своих сомнений, касающихся любых церковных действ или даже жизненных ситуаций.

Можно ли пить лекарства перед Причастием?

Есть болезни, когда лекарства нужно принимать постоянно с периодичностью в 2-3 часа (астма, сахарный диабет, разные воспаления и так далее). Люди с такими заболеваниями задаются вопросом: можно ли пить лекарства перед Причастием?

  • Если лекарство жизненно необходимое, то его нужно принимать в обязательном порядке.
  • Если можно воздержаться от приема медикаментов, то тогда лучше это сделать.
  • Если есть сомнения по этому поводу, нужно обратиться к батюшке, который примет решение, допускать вас к Таинству Евхаристии или нет. Попросите у батюшки благословения.

Чтобы у вас не было сомнений, обговорить заранее этот вопрос со священником. Тогда вы сможете со спокойной душой готовиться к исповеди и Причастию.

Можно перед Причастием сдать кровь на сахар?

Можно перед Причастием сдать кровь на сахар?

Для людей, больных сахарным диабетом, жизненно необходимо знать уровень глюкозы в крови. Поэтому перед причастием можно сдать кровь на сахар и принять необходимые лекарства.

Можно ли перед Причастием смотреть телевизор?

Приготовление в церковной практики ко Причастию называется говением. Продолжается оно три дня до Евхаристии, и касается как телесной так и духовной жизни человека. Тело воздерживается от употребления мясной и молочной пищи, а ум не должен рассеиваться по житейским мелочам и развлекаться. Поэтому перед Причастием недопустимо смотреть телевизор, ходить в шумные компании. Нужно провести время дома — в тишине и молитве.

После Причастия: когда и что можно кушать, можно ли кушать мясо?

Пост устанавливается только перед Причастием, как подвиг воздержания от земных благ. Это нужно для того, чтобы человек стяжал благоговейную настроенность для принятия Святых Даров. После Причастия можно кушать все, а также молочные продукты, мясо. Но если нет поста в этот день. Если церковью прописан пост по случаю какого-то праздника или поминания Святого, то необходимо воздержаться от употребления мясных, молочных продуктов и рыбы.

Важно: Часто во время поста, в некоторые церковные праздники, можно кушать рыбу. В этот день и причастившемуся также ее можно вкушать, но желательно, чтобы рыба была без костей, чтобы не сплевывать их.

Можно ли пить спиртное, вино после Причастия и в день Причастия?

Можно ли пить спиртное, вино после Причастия и в день Причастия?

В день Святой Евхаристии и после него никаких канонических препятствий для вкушения спиртных напитков нет. Можно праздновать и пить вино после Причастия и в сам этот день, но в умеренных количествах, а не превращать застолье в пьянство и объединение. Важно, чтобы в этот день не тошнило. Поэтому от водки лучше отказаться, а выпить немного хорошего вина.

Когда можно чистить зубы, умываться, мыться, мыть голову после Причастия?

В день Причастия лучше ничего не сплевывать, поэтому стоит воздержаться от чистки зубов. По поводу мытья тела и головы после Святой Евхаристии никаких канонических запретов нет. Если у вас есть опасение, что вы будете умываться, мыться или мыть голову после Причастия и непроизвольно отплевываться от воды, тогда воздержитесь от этих процедур один день.

Можно ли спать после Причастия?

Можно ли спать после Причастия?

После Причастия многим людям хочется прийти домой и лечь спать. Ведь в этот день люди обычно рано просыпаются, чтобы успеть собраться к литургии и прочитать все необходимые молитвы. Так можно ли спать после Причастия? Нежелательно это делать, так как только бодрствование поможет сохранить полученную благодать. В этот день после церкви лучше почитать Библию и подумать о Господе, чтобы сохранить светлое чувство радости в душе подольше.

Можно ли заниматься любовью после Причастия?

Церковные правила предписывают в день Святой Евхаристии хранить частоту телесную и занимать свой ум только мыслями о Боге и молитвами. Поэтому заниматься любовью после Причастия не нужно.

Можно ли идти на работу после Причастия?

Если вам нужно идти на работу после Причастия, то никаких препятствий для этого в церкви нет. Но, если есть возможность отложить работу, то сделайте это, и проведите хотя бы полдня за чтением молитв и в душевном спокойствии.

Можно ли целовать иконы, крест, руку священнику, ребенка, родных?

Можно ли целовать иконы, крест, руку священнику, ребенка, родных?

Многие люди утверждают, что после Причастия нельзя целовать иконы, крест, руку священнику, ребенка и других родных. Но любой батюшка скажет, что это суеверие. По церковным канонам в воскресный день только земные поклоны не делаются. Если вы приложились к чаше после получения Святых Даров, то это никак не должно сказаться на дальнейшем видимом проявлении вашего благочестия. Сразу после Причастия нужно принять теплоту (теплую воду, смешанную с вином) и потом можно прикладываться к иконам, кресту и к благословляющей руке священника.

Можно ли вставать на колени после Причастия?

Как говорилось выше, поклоны до земли после Святой Евхаристии делать не нужно. Но, если в церкви во время службы и молитвы все встали на колени, то и вам можно это сделать. Но это навряд ли будет, так как после окончания Причастия читаются благодарственные молитвы Богу и служба заканчивается небольшой проповедью священника.

Можно ли убираться дома в день Причастия?

Можно ли убираться дома в день Причастия?

День Причастия нужно посвятить духовным занятиям, а мирские дела лучше сделать потом. Не стоит убираться в доме в день Причастия из чувства благодарения перед Святым Таинством, а также чтобы сохранить в себе эту благодать.

Следует помнить о том, что ссора с близким человеком еще хуже, чем выполнение работы по дому. Поэтому в день Святой Евхаристии нужно думать о хорошем, стараться ни с кем не разговаривать, читать молитвы. Но если вам нужно исполнить работу по дому ради помощи ближнему, то это можно сделать, но с особой духовной осмотрительностью.

Почему после Причастия нельзя работать в земле?

Причастие — это праздник, который нужно провести с радостью в душе, наслаждаясь каждой минутой благодати, данной свыше. Считается, что после принятия Святых Даров нельзя работать в земле, чтобы не растерять благодать. Кто-то говорит, что бес может утащить эту благодать. Но это суеверие. Если вы что-то хотите выполнить или вам нужно это сделать после Причастия, то посоветуйтесь со священником. Скорее всего, он ответит, что этот день нужно посвятить Богу, читать молитвы и находиться дома в спокойствии.

Можно ли сплевывать, выплевывать косточки с ягод после Причастия?

Можно ли сплевывать, выплевывать косточки с ягод после Причастия?

Как говорилось выше, сплевывать после Таинства Причащение нельзя, а тем более, выплевывать косточки с ягод. Воздержитесь от такой еды после принятия Божьей благодати.

Что нельзя еще делать в день причастия?

Житейский опыт многих людей говорит о том, что получить легче, чем удержать. Точно также можно сказать и о духовном опыте — важно уметь пользоваться даром — это самое тяжелое, что ожидает получателя. Что нельзя еще делать в день причастия? Вот несколько советов:

  • Грешить, раздражаться и прибывать в унынии.
  • Целовать животных, а также тискать их и разговаривать с ними.
  • Кашлять и сморкаться можно, но в платочек, а не сплевывать на землю.
  • Жевать жевательную резинку.

Существует такое сказание, что изгнанная нечисть после Причащения бродит по лесам и полям, и не нашедшая пристанища думает: «А не вернуться ли обратно в дом?». Она возвращается снова к человеку — духовно чистому после Причащения и призывает с собой еще 7 духов. Поэтому часто бывает, что после Причастия человек начинает грешить еще больше. Важно сохранить то состояние и благодать, данные во время принятия Святых Даров. Не нужно зацикливаться на суеверии, необходимо читать молитвы и каноны и жить согласно заповедям Господним.

Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви?

Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви?

Когда мы переступаем порог церкви, мы попадаем в Божий дом — это уже Небо, а не земля, и все мирские проблемы и мысли должны остаться за порогом. Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви? Возле чаши люди принимают Тело и Кровь Христовы. Здесь только Чистота и Стерильность. У верующих людей даже не должна возникать мысль о заразных болезнях. Кроме этого православный христианин не должен об этом думать вообще. Батюшка ходит причащать больных людей в больницах, но никто еще не заразился.

Причастие — это одно из Великих Таинств. Человек должен принимать Святые Дары, чтобы очищать душу. Важно, чтобы человек не утрачивал благоговения, но всем естеством ощущал пользу Таинства Причащения. Только истинные верующие люди всю жизнь питают душу неповторимым контрастом: между тоскою раба, которые стоит и молится на коленях (во время исповеди), и вольным полетом орла, широко раскинувшего крылья (после Причастия).

Причастие или евхаристия — один из важнейших обрядов христианской церкви. Через причащение верующий человек как бы соединяется с Богом, становится к нему ближе, принимая его тело (хлеб) и кровь (вино), которые предварительно освящаются.

В связи с тем, что причастие играет довольно важную роль в жизни воцерковленного человека, этот обряд вызывает среди прихожан большое количество вопросов: что можно кушать перед евхаристией и можно ли вообще принимать пищу, можно ли чистить зубы до и после причастия. Эти вопросы задают наиболее часто.

Как готовиться к Причастию

Человек, постоянно посещающий храм и принимающий участие в обряде причастия знает, что подготовка к нему включает отказ от завтрака, и даже от приема таблеток. Однако, запрет на возможность почистить зубы официально не существует ни в одной церкви, хотя среди прихожан разговоры о данном запрете происходят регулярно.

Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь

Все дело в том, что принимать причастие следует на голодный желудок, исключая даже воду. Однако кто-то, чистив зубы, может ненароком проглотить воду во время полоскания, что не является чем-то ужасным, но, косвенно может считаться несоответствием в подготовке к причастию.

Подготовка к причастию включает несколько моментов:

  • двухдневный или трехдневный пост, заключающийся не только в отказе от животной пищи (не распространяется на беременных, кормящих женщин, а также на людей, имеющих заболевание желудка), а также молитве и покаянии;
  • чтение духовной литературы;
  • отказ от увеселений, шумных компаний;
  • примирение с теми, с кем имелись конфликты или довольно крупные ссоры.

Кроме того, за пару дней до воскресной службы, когда и будет проходить обряд евхаристии, следует прочитать покаянный канон Иисусу Христу и Божией матери, канон Ангелу-Хранителю. Также нужно будет прочитать правило ко Причастию, которые есть в любом молитвослове.

Накануне причастия, в субботу, рекомендуется побывать на вечернем богослужении, где также можно пойти на исповедь, являющуюся своего рода допуском к причастию, но исповедь можно пройти также и в утреннее воскресное служение. В православной церкви считается большим грехом прийти на причастие, не побыв на исповеди.

Священники рекомендуют по возможности причащаться каждое воскресенье

Случается, что из-за большого количества прихожан батюшка не может запомнить все ли люди, допущенные к причастию, бывали у него на исповеди. Однако здесь речь идет не о памяти священника и его внимании, а скорее о совести и богопочитании каждого прихожанина. Исключением, когда священник может провести причастие, служат лишь случаи, когда к причастию приходят дети либо люди, находящиеся при смерти.

Совет! После того как человек исповедался и покаялся перед батюшкой и Господом в своих грехах, можно попросить священника благословить вас, используя такие слова: «Прошу благословить к причастию, я готовился (готовилась)».

Что можно есть и гигиена перед причастием

Первое, что должен понимать человек, готовящийся к причастию, так это то, что посещение храма своего рода праздник, а значит, перед его посещением обязательно следует умыться, одеться в чистую одежду и привести себя в порядок. Не стоит бояться, если при чистке зубов в желудок попадет небольшое количество воды — приемом пищи это не считается.

Внимание! Особому запрету подвергается употребление спиртных напитков, а также кваса и кофе, влияющих на нервную систему человека и соответственно служащих препятствием к молитве.

Что касается питания, то началом строгого поста считается время после полуночи субботы, в этот период и до окончания утренней службы и причастия нельзя пить и принимать пищу.

Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа

Существуют также некие правила, регламентирующие список продуктов, которые можно принимать в пищу накануне причастия. Абсолютным запретом являются мясо и молочные продукты, однако разрешена рыба, крупы, орехи и фрукты.

Гигиена после причастия

Отдельно необходимо прояснить вопрос питания и гигиены после причастия, чтобы разрушить имеющиеся среди верующих заблуждения. По приходу с утренней литургии можно принимать в пищу любые виды продуктов. Единственное, что воспрещено в этот день — сплевывать слюну, потому как после службы на причастии верующий человек вкусил освященные хлеб и вино.

Моя супруга чистит перед причастием зубы. Как к этому относиться? (Прот.Дмитрий Смирнов)

— У нас в семье возникли разночтения по вопросам подготовки к причастию. Сказано, что после 12 часов ночи никакое вещество не должно входить в человека. А вот моя супруга чистит перед причастием зубы. Как к этому относиться?

— Это можно только приветствовать. Надеюсь, ваша милая супруга научит и детей. И вообще по утрам надо чистить зубы, особенно, если идешь в церковь. Даже хорошо бы и причесаться. Не плохо надеть и лучшую одежду, и чтобы она была чистая и выглаженная. А если будет вычищена обувь — вообще прекрасно. Но имейте в виду, дорогой, что самое главное — это умываться по утрам. Попробуйте. Это очень здорово. И, вообще, все, что способствует чистоте тела, способствует и чистоте души. Поэтому Ваша супруга поступает правильно.

А насчет того, что ничего не должно входить в уста — я такого нигде не читал. Когда мы делаем вдох, разве в наши уста не входит воздух? А с этим воздухом — вода? Ведь в атмосфере 70% процентов воды! Ну, а со вздохом мы еще вкушаем и пыль, а вместе с пылью микроорганизмы. Их вообще-то, можно воспринимать и некую еду. Понимаете, вдохнул, и съел восемь тысяч микробов. И что теперь делать? Поэтому, мне кажется, тот, кто чистит зубы, удаляет зубной налет, в котором мириады микробов, совершает более постное деяние, чем тот, кто держит их во рту и ими питается до обеда. Даже если встать на Вашу странную позицию, что ничто не должно входить в уста, Вы все равно неправы. Потому что Ваша супруга, почистив зубы, извергает из уст всякую нечисть. А тот, кто не чистит зубы, вынужден ее глотать. С чем Вас поздравить никак не могу.

— Помогает ли янтарь от заболеваний щитовидной железы, если носить его на шее? Второй вопрос: что это за праздник 8 марта?

— Насчет янтаря я слышал. Но, понимаете, это проверить довольно трудно. Надо взять сотню людей, у которых проблемы со щитовидной железой, на каждого надеть янтарное ожерелье, а другую сотню не трогать. И смотреть, есть ли какие-то изменения в течение года. И, в общем, это вполне может быть в силу того, что янтарь- это материал, легко заряжающийся статическим электричеством. А это вполне может отражаться на щитовидной железе. Поэтому я совсем не отрицаю, но, к сожалению, не знаю никаких исследований на эту тему.

По поводу 8 марта. Помню, что это как-то связано с Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Были две такие отъявленные коммунистки-интернационалистки. Но идеи коммунизма в отношении женщины мне отнюдь не симпатичны. Все-таки призрак коммунизма хотел уничтожить семью окончательно. А Церковь наоборот, семейную жизнь утверждает. Поэтому они в этом смысле антиподы. Но повод преподнести дамам цветы и что-то им сказать любезное, надо, конечно, обязательно использовать. В этом нет ничего плохого. Косточки Клары Цеткин и Розы Люксембург давно уже истлели. И коммунистические идеи тоже растаяли как дым. А 8 марта или 16 мартобря — это, в общем, не так уж важно. Мы не складываем в те символы, которые они изобретали, тот коммунистический смысл, который был в них первоначально.

— После ухода прекраснейшего человека, Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, был избран на его место митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Когда он посетил Смоленск, то выступил там с очень яркой запоминающейся речью. В это же время он дал интервью по телевидению. И я, слушая это интервью, был весьма удивлен, поражен одаренностью нашего Патриарха. Потому что в течение 15 минут он изложил сложнейшие вопросы, коснулся и финансового кризиса, и глубинок нашей страны, при этом подчеркнул, что там будет очень тяжело и надо побеспокоиться о бедном населении и т.д. У меня, естественно, возник вопрос. Есть ли какая-то грань между патриархом и государственным деятелем?

— Дело в том, что у нас в стране 100 миллионов крещеных людей. И все эти люди имеют паспорта, являются гражданами нашего Отечества. Поэтому человек, которого избрали Патриархом всея Руси, становясь лидером 100 миллионов крещеного люда, будет являться еще и государственным деятелем. И государство этого не может не признать. Вас восхищает эрудиция Патриарха. Естественно, церковь выбирает самого умного из своей среды. Всегда избирают лучших. И тогда, 18 лет назад избрали тоже самого лучшего. И он доказал это своей деятельностью. А в эту эпоху самый лучший — святейший Кирилл. Это нормально. И мы радуемся, что в Церкви есть такие замечательные люди, Возлагаем на них надежды, и молимся за них, и просим помощи Божьей для и деятельности.

— Вы в одной из своих проповедей сказали, что у христианина есть в жизни четыре этапа: обращение, просвещение, ученичество и святость. Как мне определить, на какой я ступени нахожусь? И если даже, может, обращения не произошло…. Так обратился ли я ко Господу или еще нет? И если я уже обратился, то у меня просвещение или ученичество?

— Тут и разбираться нечего. Как Вы чувствуете, так и есть. Я же вас не знаю. Это Ваш вопрос. Человек сам определяет.

— У меня вопрос по Апостольскому чтению к евреям, глава 11-я. Непонятно это место: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Не понятно, какая связь с предыдущими словами: «Те, которых весь мир был недостоин, скитались по пустыням, горам, пещерам, ущельям земли».

— Речь идет о ветхозаветных праведниках. Это их не был достоин весь остальной мир. И они скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И речь вот идет о чем. Те люди, которые жили в Ветхом Завете, не получили того, что получили мы. То есть они жили ожиданием пришествия Христа. А мы уже получили. Мы живем в эпоху пришествия Христа. То есть мы — люди гораздо худшие, чем они, но, тем не менее, получили всю полноту возможности общения с Богом. А они не получили. Вот что имеется в виду.

— Я была в церкви на причастии, и при выходе приложилась к иконам челом. Но где-то я читала, что этого нельзя делать после причастия. Совершила ли я грех?

— Если прикладываться к иконам грех, то я уж и не знаю, что сказать. Как можно даже так думать? Возьмите Евангелие и почитайте, на что Господь указывает как на грех. Возьмите святого апостола Павла, вообще, любую книгу о грехе, о покаянии. Какие-то странные мысли, можно сказать богоборческие, вас посещают.

— На работе у нас есть молодой парнишка, 22 года, он не крещеный. Говорит, хотел бы креститься, но есть аллергия на ладан. Два раза приходил и уходил из церкви весь опухший.

— Да нет проблем, подойти к священнику и все с ним решить. Мы, например, при крещении ладан не используем. А потом в храме есть уголки, где можно сохраниться. Это вопрос пустяковый. Если человек действительно хочет Крещения, он это легко преодолеет.

— В моем доме есть святыньки, привезенные прадедом из Иерусалима, цветочки, которые мы берем. Скажите, пожалуйста, где им место в православном доме и как им поклоняться?

— Если дом трехэтажный, то надо выделить специальную комнату. Если дом 10-этажный, можно целый этаж этому посвятить, сделать часовню. Если дом состоит из одной комнаты — выделить уголок. Тут проблема, скорее в площади, чем духовная. Потому что угол, где хранятся иконы, святыни, может быть ориентирован куда угодно. Главное, чтобы это место нами почиталось.

— У меня дед, он был верующим человеком, погиб в войну. Но формально он не отпет. Можно ли отпеть его сейчас?

— Отпевание — это одна из самых полных форм молитвы за усопшего человека. У нас много таких молитвословий — это и лития, и панихида, и большая панихида, и парастас, и так далее. Если следовать древнему обычаю, то достаточно отслужить панихиду. Если следовать обычаю новому, который возник как раз во времена Второй мировой войны, возможно заочное отпевание. Пожалуйста, никаких вопросов нет. Раз Вам такая мысль пришла в голову, я думаю, это голос Божий. Хорошо, что Вы не забыли дедушку и хотите за него помолиться.

— Почему смерть невинно убиенных, тех, которые в метро погибли, или когда дома взрывали, считается напрасной?

— А почему напрасной-то?

— Просто я слышала, что те, которые умерли без покаяния — это смерть напрасная.

— «Напрасная» — это по-церковнославянски. А в переводе на русский язык это значит «внезапная». В Молитвословах начала 19-го века Вы можете встретить слова: «Напрасно судия придет». Хотя судья придет не напрасно. Речь идет о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. В более поздних есть внизу перевод: внезапно. А уже в Молитвословах, которые изданы при Алексии Первом уже просто «Внезапу судия придет». У Вас просто произошла ошибочка из-за недостаточного знания церковно-славянского языка.

— С 90-го года у меня был духовник, настоятель нашего храма. Но у него всегда народу много, и певчие, и служители. И я как-то попала к другому священнику на исповедь, молодой такой, прямолинейный, толковый, умный. И как теперь быть, я не знаю. Несколько раз уже ходила на исповедь к этому молодому священнику. А в субботу пришла — они стоят оба рядом исповедуют. И я смутилась и ушла. Как быть?

— Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Надо искать такое место, где для спасения лучше. Тогда все будет правильно. А так это вполне нормальная вещь. И если смена духовника — это не есть продукт каприза, а продукт желания в пользу своей души, это можно только приветствовать.

— Сейчас Пост идет. А у меня искушение. В холодильнике лежат мясные продукты. Так как мне быть? Брать последние деньги, идти в магазин, покупать постную пищу? Или есть то, что лежит в холодильнике, те же пельмени, и не тратить последних денег?

— Да. Сложнейший вопрос. Вы как бы меня уже подводите под ответ. Осталось только, чтобы я это все санкционировал. Вы поймите, дорогой. Вы свободный человек. Вы можете даже пойти и сало купить и его кушать. И кто Вам что укажет? Но если хотите попоститься вместе с нами, то положите пельмешки в морозилочку, до Пасхи с ними ничего не будет. На Пасху съедите. А сейчас картошечку, перловочку, пшенную кашку, гречечку. Очень вкусно, хорошо. Приятного аппетита.

— Меня такой вопрос мучает. Я много лет хожу в один храм. И я никак не могу понять, что в этом храме происходит.

— Я скажу, что там происходит. Скорее всего, богослужение.

— Да, я не понимаю ни слов, ни того, что делают священники. Они все так заняты, что даже боишься к ним подойти и даже о чем-то спросить, не то, что за благословением.

— А Вы за полу поймайте и скажите: «Батюшка, у меня очень важные есть вопросы. Назначьте мне время, когда бы я могла придти и с вами побеседовать, чтобы Вы были свободны». И все. Сначала одного, потом второго. Я думаю, уже третий вам ответит положительно. Просто Вы человек действительно, очень робкий. Но тут надо знаете как: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Обязательно дерзайте. Потом можно предварительно посмотреть, если в храме есть какой-то мужчина — молодой или средних лет, но не старше сорока. И посмотрите на лицо. Если он адекватный человек, можете к нему подойти, попросить: «Не могли бы вы мне разъяснить?» По моему опыту 99 % вопросов, которые мне задает народ в храме, может разъяснить любой алтарник. Нет нужды ко мне обращаться. Иногда я кого-нибудь из мирян подзову, кто Богословский университет закончил, и говорю: «Вот, давай, объясни человеку». Потому что священник — человек заметный, у него одежда специфическая, борода, усы. Все думают, что он самый важный специалист. Но вопросы очень простые. И я думаю, что кто-то из мирян вполне может вам помочь. Поэтому дерзайте. Я думаю, Ваши усилия увенчаются успехом.

— Почему Господь дает некоторым женщинам непосильное искушение в виде их красоты неземной?

— Ну почему непосильное? Вполне посильное. Это такой же дар Божий, как ум и талант. Он, конечно, обоюдоострый. Но все зависит от поведения и от стиля одежды. Можно очень многие эти искушения снивелировать одеждой и поведением — или убавить эти искушения десятикратно. Подумайте над этим. И обязательно увидите, что они убавятся. Апостол Яков заповедал нам радоваться, когда мы впадаем в различные искушения. Потому что только в искушениях мы можем показать свою веру. Чему в Церкви научились, насколько устойчивы к соблазнам. Если нет искушения, человек может десятилетиями думать, что с его душой все в порядке, а искушения как раз показывают, как обстоит на самом деле. Поэтому искушение — это экзамен. Искушения не надо бояться. И не нужно думать, что искушение — зло. Это благо, которое помогает человеку определить, в какой точке своего духовного развития он находится.

— Спаситель, когда встретился с Марией Магдалиной, ей не разрешил прикасаться к Себе. И тут же после этого встречаются Ему две женщины, которым Он разрешил это. А предварительно сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему». Как это понять?

— Я это понимаю так. Когда Мария Магдалина узнала Его после того, как Он ее окликнул, она бросилась к нему исполненная душевных человеческих чувств. А Он воскрес в теле духовном и хотел все ее мысли направить на духовное. И поэтому Он, чтобы ее утвердить именно в этом направлении души, сказал ей: ты ко Мне не прикасайся, Я иду к Отцу. Привел ей такой убедительный аргумент. Потому что цель Воскресения была не в том, чтобы людей удивить, а чтобы указать путь к Отцу Небесному.

— Сегодня я посетила часовенку на Казанском вокзале. А матушка, которая там служила, начала рассказывать мне про Пелагею и ее пророчества. Как к этому отнестись?

— А Вы напишите письмо в Издательский совет Русской Православной Церкви. Потому что эти часовни созданы под эгидой этого Совета. Может быть, с этой женщиной проведут работу, чтобы она не пропагандировала всяких персонажей современного не вполне доброкачественного фольклора. Возьмите в календаре адрес Издательского совета и это изложите. Раз вы этим обеспокоены, то нужно принять меры. Действительно ли человек, который стоит за ящиком в храме или часовне, пригоден к работе на этом месте? Ведь нужно, чтобы он был не просто добрым, хорошим, но и с достаточным богословским образованием. Потому что это место всегда привлекает внимание. И люди очень много спрашивают. Наш народ-то он крещеный, но непросвещенный, и полон всякими суевериями. А если эти суеверия сеет человек, который самим местом своего пребывания предполагается как некий авторитет, то это, конечно весьма печально.

— У меня маленький ребенок и я его вожу на причастие. И некоторое время назад по радио «Радонеж» я услышала мнение профессора Духовной академии, что нельзя над людьми в несознательном состоянии совершать таинства Церкви. А поскольку дети являются таковыми лет до семи, то любые таинства, включая крещение и причастие над ними совершать нельзя. Он привел даже высказывание святого Иоанна Кронштадского, якобы, он говорил: уберите от меня этих змеенышей. Меня это очень смутило.

— Не понимаю, почему вас это смутило. Мы все свободные люди. У каждого человека могут быть свои мнения. Один может считать их змеенышами, другой — ангелами Божьими. На радио «Радонеж» бывают разные люди. И ценность здесь сообщаемого, она, понятно, тоже бывает разная. И что тут смущаться? Если вы такие смущенные, перестаньте причащать своего ребенка. Один человек сказал, а мы сразу в панику. Еще в Древней Церкви разные мнения бывали. Василий Великий в 30 лет крестился. Для этого специально поехал в Иерусалим. Хотел, как Христос, окрестить себя в Иордане. Хотя по дороге мог кутнуть, как его друг Григорий, будущий богослов. Тот тоже во взрослом состоянии принял Святое Крещение. Это древняя практика. А уж в России с самых первых дней введения христианства Руси установилась практика крещения младенцев. Некий человек считает, что это как бы не нужно. Но современные исследователи, которые занимаются такими вещами, думают иначе.

Есть даже такая пренатальная педагогика. Мать беседует со своим ребенком, который еще у нее в утробе. Слушает вместе с ним музыку, общается. И потом, когда он вырастает, выясняется, что он это прекрасно воспринимал со слуха. О том, что ребенок несознательный, это, знаете, говорить очень странно. Мне моя дочка, когда выросла, рассказывала: а помнишь, папа, ты брал меня на руки и пел мне «Христос Воскресе»? Я говорю: а ты ж тогда не говорила? А она мне рассказала — и я, действительно, вспомнил эту сцену. Это, может быть, раза два повторялось. Но она, будучи младенцем неходячим, запомнила.

Бывает, ребеночек в восемь лет как трехлетний, его исповедовать рано. Не только рано — вредно. А другой и в четыре годика такой смышленый и так толково подходит к исповеди, что вполне его можно выслушать. Что, такая точная граница — 7 лет? Это просто смешно! Нужно исходить из личности человека. Поэтому не надо биться головой об стол из-за того, что какой-то человек высказал какое-то мнение. И апостол Павел заповедал нам, чтобы среди нас было разномыслие. Понимаете. В панику будем впадать, когда священноначалие будет нам что-то говорить, и это будет несогласно с традицией или с богословским осмыслением жизни Церкви. А так, мнение какого-то одного человека, пусть он четыре раза профессор, не является для нас руководящим. Вы просто послушайте, может быть, что-то будет интересное, полезное для вас. Что смущаться- то? Ваше смущение — оно от лукавого.

— Как бороться с грехом уныния? Какая первая помощь человеку? Что я должна делать? И второй вопрос. Окружающие меня люди делают мне замечания, что я в платке хожу, длинные юбки ношу, что нужна одежда по моде, облегающая фигуру. Я раньше не обращала внимания, а теперь у меня комплекс какой-то появился. Как быть?

— Во-первых, не все облегающее носят. Например, Алла Пугачева всю жизнь носит балахоны, из которых, правда ножки торчат. Это зависит от фигуры. Если там есть, что облегать — то да. А так бывает, что и лучше бы что-нибудь попрямее. Теперь по поводу уныния. С унынием бороться можно и так: изменить одежду, например. Очень полезна бывает домашняя уборка. Начать с самого простого — вымыть посуду, потом разобрать шкафы. Под диванами вытереть пыль. Если силы еще останутся — вымыть окна и со стеллажей убрать пыль. После этого Вы почувствуете, что уныние отходит. Потому что уныние часто бывает, если оно духовного свойства, а не психического, от безблагодатности жизни. И поэтому нужно обязательно начать какие-то упражнения. Но так как бывает при унынии тяжело молиться, то домашняя работа это стимулирует. А потом уже можно перейти к земным поклонам. В унынии хорошо посетить больного, кому-нибудь в чем-нибудь помочь. После этого посещающая вас благодать Божья обязательно утешит. И сразу изменится и настроение. При унынии нужно стараться вообще никого не осуждать. Можно послушать музыку, которая вам нравится и рождает в душе приятные ощущения. От уныния может помочь хорошая книга или посещение какой-то подруги, которая Вас любит. Только не нужно к этому прибегать постоянно. Иначе некоторые такие люди, склонные к унынию, превращаются в вампиров. Впиваются в человека, готового выслушивать и начинают пить у него кровь, и он уже потом начинает изнемогать. Этого не должно быть. Бог вам в помощь.

— Я человек старенький, давно на восьмой десяток. Бывают бессонные ночи. И правила вечерние вычитаешь. Но два — три часа тяжело лежать в постели, встану, почитаю молитвы. Вы мне можете конкретно сказать, какие именно молитвы нужно читать ночью?

— Понимаете, какое дело. Когда у Вас ночь, у нас в Калифорнии день. Поэтому какая разница? У нас, слава Богу, земля круглая, поэтому мы можем читать любые молитвы. Есть даже молитвы Всем Святым по дням. Есть Каноны. Купите себе Октоих — прекрасная книга, которую написал преподобный Иоанн Дамаскин. Читайте канончики на каждый день. Замечательно. Самое изысканное и великое чтение. У нас вообще в Православной Церкви с молитвами никаких нет проблем. Можете купить себе Минеи и читать всю службу святым, которые на этот день. День начинается у нас с вечера. Потому, если вы в храме не бываете — прочтите службу святому. А у нас в последнем издании такая зеленая Минея — там вообще есть несколько служб на каждый день. Можно одному почитать, не спится — другому, третьему. Можно просто Иисусову молитву читать, если трудно сосредоточится на канонах или на стихирах.

— Скажите, пожалуйста, на полузатвор, на более уединенную углубленную жизнь надо брать благословение пастыря?

— Если пастырь вас знает лет 15 и знает, что это Вы действительно, имеете к этому способность, навык — тогда это имеет смысл. Но у наших православных всякие виды спорта существуют, где на все надо брать благословение. «Батюшка, благословите букет цветов купить», «Батюшка, благословите теперь выбросить», «Батюшка, а у меня букет цветов стоял около икон, а что мне с ним теперь делать?» — и так без конца. Идет какой-то батюшка – «благословите в источнике окунуться, потому что говорят, надо только по благословению». Батюшка: что ж, Бог тебя благословит. Человек — бултых, ну, и потом пневмония. Батюшка же не знал, что человек два дня назад перенес грипп, и организм у него ослаблен. И с этим окунанием нужно было подождать недельку или две. Поэтому нужен такой человек, который Вас знает, как духовный врач, лечащий причем. А так у любого другого благословляться, который Вас и не знает, и видит в первый раз, никакого смысла нет.

— Могли бы Вы объяснить, для чего нужны заповеди блаженства? Ведь есть же десять заповедей основных.

— Понимаете, десять основных заповедей — это заповеди для людей, потерявших человеческих облик. А заповеди блаженства – для людей, которые хотят взойти на небесную высоту. Те, основные, заповеди написаны для древнего человека. Предполагается, что христианин уже их исполняет. Как тот юноша, который сохранил эти заповеди и обратился за спасением ко Христу как учителю благому. Поэтому если вы читали тексты и тех и других заповедей, они говорят о совершенно разных вещах. И одно другое никак не может заменить. Если человек не убивает, не ворует, почитает Бога, один день в неделю посвящает Богу, почитает своих родителей, не прелюбодействует, не убивает, не завидует, не клевещет, то он еще не христианин. Этот человек просто человек. Потому что тот, кто нарушает эти заповеди — он уже не человек. И никакая духовная жизнь в нем невозможна. А заповеди блаженства — это заповеди уже духовной жизни. Вот, «Блаженные нищие духом». Нищета духовная — это когда человек считает себя хуже всякой твари. Ничего подобного в заповедях Моисеевых нет. Наоборот, фарисеи были исполнены гордостью, что они такие все великие. А эти все твари — мытари, самаряне — с ними так сказать, не то что за руку здороваться, а за три версты надо обходить. Совершенно другая ставится задача. «Блажены миротворцы». Разве об этом говорится? Или «Блажены алчущие и жаждущие правды». Разве в заповеди у Моисея есть алчба и жажда правды? Говорится: «не убий». Эта заповедь, скорее, для вороны или для лося. Вы, лоси деритесь, но не убивайте друг друга. Это заповедь совершенно одичавших людей, которые не понимают, что они хуже зверей, что убивать друг друга нехорошо. Им нужна эта заповедь. Это совершенно разные вещи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *