Московской духовной академии

Московской духовной академии

В Семинарию принимаются православные христиане с 18 до 35 лет. Они должны иметь среднее общее образование. При поступлении в духовную школу им необходимо сдать небольшие приемные экзамены и пройти собеседование с членами приемной комиссии. Поскольку в Семинарию поступают лица, не имеющие, как правило, никакого систематического духовного образования, общей целью как экзаменов, так и собеседований является определение степени приобщенности поступающего к церковной жизни, что может, в частности, проявиться в знании наиболее известных молитв, в умении читать по-церковнославянски, в знакомстве с библейской историей или с историей Церкви и т.п. Стараясь определить степень приобщенности поступающего к церковной жизни, приемная комиссия вместе с тем обращает серьезное внимание и на его общеобразовательный уровень, круг чтения, любимые занятия и увлечения, культурное воспитание, знание истории своей страны и ее духовного наследия, понимание процессов, происходящих в современном мире и т.д.

Члены приемной комиссии стремятся к тому, чтобы беседы на такие темы не проходили в форме экзамена, а носили непринужденный и даже дискуссионный характер. В Московские Духовные Семинарию и Академию можно поступать из любого региона нашей страны. Основной процент поступающих падает на Россию; на втором месте по количеству поступлений в последние годы, как правило, стояла Украина, за ней шли Белорусь и Молдова.

Поступают в духовные школы и из других стран СНГ. Количество поступающих из тех регионов, в которых преобладают нехристианские религии (например, из Средней Азии) незначительно. Что же касается областей, то первенствующее положение здесь занимает Московская область, прежде всего благодаря самой Москве. Причем столицу и область отличает не только количество поступающих, но и их высокий общеобразовательный уровень.

Воспитанники семинарии изучают богословские дисциплины, церковно-практические, исторические, древние и новые иностранные языки. В течение каждого полугодия слушатели пишут два сочинения, в конце каждого полугодия сдают экзамены.

По окончании семинарии большинство слушателей, приняв священный сан, направляются на приходское пастырское служение. Треть выпускников Московской Духовной семинарии продолжает образование в Московской Духовной академии.

Московская Духовная Православная Академия ведет свое начало от братьев Лихудов. В 1685 году два греческих монаха Иоанникий и Софроний открыли в Богоявленском монастыре Москвы школу, переехавшую позже в соседний Заиконоспасский монастырь. На греческом и латинском языках преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика. В 1694 году начатое дело братьев Лихудов продолжили их ученики Федор Поликарпов и Николай Семенов. Школа постепенно выросла в Славяно-греко-латинскую академию. Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев. Наиболее способные из них проходили весь курс обучения за 12 — 15 лет. Бывали случаи, когда слушатели учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет.

Академия унаследовала лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение. Здесь получили образование митрополит Платон Левшин, князья Одоевские, Голицыны, А.Д. Кантемир и М.В. Ломоносов. Петербургский университет при Академии наук приглашал выпускников Духовной академии на службу. После образования Российской академии наук и Московского университета Славяно-греко-латинская академия была преобразована в Духовную академию.

В 1814 году Духовная академия была переведена из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру.

Под академию отдали здание Царских чертогов, со временем в этой части монастыря сложился Академический городок, включающий корпуса учебных классов, библиотек и общежития для нуждающихся. Пребывание Академии в стенах монастыря, основанного Преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в России, способствовало дальнейшему развитию академической науки.

Со второй половины XIX века до начала ХХ века в Академии трудятся широко известные богословы и ученые: В. О. Ключевский, Е.Е. Голубинский, М.Д. Муретов, священник Павел Флоренский и другие. В связи с революционными событиями деятельность Академии в 1919 году была прекращена.
История возрождения Московской Духовной Академии в новейший период связана с именами Святейших Патриархов Сергия и Алексия. В 1943 году по решению Священного Синода был утвержден проект организации высшей и средней богословских школ, а в следующему году на территории Новодевичьего монастыря в Москве открылись Православный богословский институт и Богословские пастырские курсы, вскоре переименованные соответственно в Московскую Духовную Академию и Московскую Духовную Семинарию, которые в 1948 году разместились в Троице-Сергиевой Лавре.

Первым условием для поступления в Академию является прохождение полного курса семинарского образования. Если закончивший Семинарию имеет желание поступить в Академию, он обращается с прошением в Ученый Совет. Прежде чем прошение будет рассмотрено на заседании Совета, оно проходит две предварительные стадии рассмотрения:
На заседании школьной администрации и на воспитательском совещании. При этом во внимание принимается все: и поведение подавшего прошение, а период его обучения в Семинарии, и его духовный и интеллектуальный уровень, и его умственные способности, и умение заниматься научно-богословской работой, и активность в церковной жизни и т.п.
Большое значение придается его успеваемости во время учебы в Семинарии. Если в семинарском дипломе он имеет более 3-х троек, его поступление в Академию маловероятно.
По дисциплинам, по которым в его дипломе имеется балл «3», ему необходимо сдать экзамены.

Учеба и быт слушателей регламентируются Уставом, схожим с монашеским. Учащиеся встают в 7 часов утра. В 8 часов они совершают совместную утреннюю молитву, затем завтракают в школьной столовой и к 9-ти часам направляются в учебные аудитории, где студенты Академии и старших курсов Семинарии слушают лекции, а учащиеся первого и второго курсов Семинарии подвергаются опросу в учебных группах на практических занятиях и получают новый учебный материал согласно программе на общих для всего курса лекциях по той или иной дисциплине. После двух лекций, каждая из которых продолжается 70 минут, учащиеся обеих школ имеют получасовой перерыв, во время которого они пьют чай и отдыхают. Затем они собираются в аудиториях на две последующие лекции. В 15 часов — обед. После обеда у воспитанников и студентов имеется около двух часов свободного времени, которое они используют для отдыха, занятия любимым делом, встреч по интересам, работы в библиотеке, знакомства с прессой, занятий спортом и т.п. Для того, чтобы часы досуга учащихся были более содержательными, существующая при Академии и Семинарии комиссия по культурно-воспитательной работе регулярно разрабатывает и предлагает соответствующие программы мероприятий, которые проводятся как в послеобеденные, так и в другие часы и дни отдыха. После отдыха в течении трех часов воспитанники Академии и Семинарии занимаются самостоятельно, выполняя задания к следующему учебному дню: готовятся к семинарам, читают рефераты, изучают языки, пишут сочинения, приобретая навыки научно-богословской исследовательской работы, могут продолжать занятия в библиотеке до общей вечерней молитвы. Вечерними занятиями рабочий день учащихся заканчивается. Поужинав, они в течение полутора-двух часов отдыхают, используя это время для вечерних прогулок, просмотра телепередач, чтения книг, журналов, газет. Перед сном, в 22 часа, учащиеся совершают получасовую вечернюю молитву.
Учебно-педагогические процессы в духовных и светских учебных заведениях имеют много общего. Как светские, так и духовные школы руководствуются учебными программами и планами, имеют пятибалльную систему оценки знаний, зачетные и экзаменационные сессии, выдают студентам обусловленную успеваемостью стипендию, используют в процессе обучения систему мер поощрений и взысканий.
Образование в духовных школах имеет, однако, и существенное отличие, которое определяется спецификой богословия. Светские учебные заведения, как известно, призваны главным образом дать студенту сумму знаний. Если знания усвоены, то цель образования достигнута. В духовных же школах приобретение богословских знаний не является самоцелью. Эти знания должны стать для студента жизненным началом, преобразующим его мысли, слова, поступки, его личность. Подлинное богословие — это не «багаж» знаний, а опыт духовной жизни. Без духовности богословские знания — «медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1). Вот почему воспитанию в духовных школах уделяется исключительное внимание.
Круг предметов, изучаемых в Семинарии и Академии, достаточно широк. Не перечисляя всех дисциплин, остановимся лишь на главных направлениях, по которым ведется обучение. Это: библеистика, включающая дисциплины, связанные с изучением Библии; богословие, изучающее основные положения христианской веры, христианскую нравственность, духовное наследие авторитетных церковных писателей; история, включающая историю Православной, Католической и других христианских Церквей, а также историю нехристианских религий; философия, в рамках которой значительное место отводится изучению русской религиозно-философской мысли; литургика, изучающая вопросы церковного устава, богослужения, текстологии церковных песнопений; церковное законодательство, древние и современные европейские языки. Также читается курс лекций по христианству и литературе.

Ежедневные утренние и вечерние богослужения с обязательным участием слушателей академии и воспитанников семинарии приобретают важное значение в деле образования. Причем имеющие священный сан совершают службу, все остальные принимают участие в качестве певчих, чтецов, помощников в алтаре. Это — их практическая школа.

В Духовной академии расширяются богословские знания, полученные в семинарии. Изучаются: патрология, церковное право, история Древней церкви, церковная археология — история христианского искусства, византология, история славянских и западных церквей, логика и стилистика. Во время каникул слушатели проходят послушание на приходах, в монастырях. В конце учебного года каждый курс академии совершает паломничество в одну из епархий.

После окончания академии самые способные защищают диссертации на степень кандидата богословия. Лучших слушателей оставляют профессорскими стипендиатами. Через год-два они становятся преподавателями семинарий и академий.

При Московской Духовной Академии есть аспирантура. Окончившие ее трудятся на экуменическом поприще.

Для совершенствования образования молодых богословов посылают на два-три года в иностранные учебные заведения, причем не только в православные. Некоторые выпускники Московской Духовной Академии стажируются на богословском факультете Афинского университета, в папском Григорианском университете, в папском Восточном институте в Риме, в католическом институте в Париже, на католическом богословском факультете Университета Регенсбурга в ФРГ.

Издревле обучение церковному пению признавалось важной составной частью духовного воспитания. Владение навыками пения являлось неотъемлемым компонентом древнерусской образованности, поэтому в 1969 году в духовных школах открылись регентские классы. С 1979 году, согласно решению Синода, в регентских классах могут получать образование и женщины. Регентская школа при Московской Духовной Академии представляет собой некую автономную структуру. Вливаясь в общий единый организм Московских духовных школ, она располагает собственным штатом преподавателей и воспитателей, собственными учебными помещениями, библиотекой, общежитием и столовой. В Регентскую школу можно поступить в возрасте с 18 до 35 лет. Для поступления в школу требуется рекомендация от приходского священника.
Поступающие не только должны быть знакомы с церковным пением, но и жить церковной жизнью, ибо церковное пение — это не столько специализация, сколько жизненная ориентация. Правильное пение есть следствие правильной жизни и для того, чтобы научиться правильно петь, необходимо благочестиво проводить свою жизнь. Поэтому бывают случаи, когда люди, имеющие даже высшее музыкальное образование, но не руководствующиеся в своей жизни христианскими нравственными нормами, не принимаются в ряды учащихся.

Музыкально одаренные учащиеся семинарии и академии получили возможность дополнительно к основной программе духовных школ обучаться дирижированию церковным хором.

14 сентября 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть при Московской Духовной Академии Иконописную школу.

Академия и Семинария возглавляется ректором, который назначается Священным Синодом Русской Православной Церкви. Эту должность в последние десятилетия занимают лица в епископском сане. Заместителем ректора является первый проректор, осуществляющий наряду с ректором общее руководство духовными школами и исполняющий обязанности ректора в случае его отсутствия. Учебная часть находится в введении проректора по учебной работе, а воспитательным процессом руководит проректор по воспитательной работе, имеющий своих помощников. Ректор является председателем Совета духовных школ. Последний обсуждает и принимает постановления практически по всем вопросам, касающимся жизни и деятельности Академии и Семинарии. В подготовке к заседаниям Совета и в содействии исполнению его постановлений непосредственное участие принимает секретарь Совета. Совету подотчетны комиссии ( библейская, богословская, церковно-историческая, церковно-практическая, филологическая), рассматривающие вопросы учебного и умного характера, воспитательское совещание, занимающееся проблемами поведения и духовного развития учащихся, и комиссия по вопросам культурного воспитания в духовных школах. Хозяйственную деятельность в Академии и Семинарии возглавляет эконом Троице-Сергиевой Лавры. Кроме того, ректор имеет помощника по внешне представительской деятельности, связанной с посещением Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ большим количеством отечественных и зарубежных делегаций.

Преподавательский состав Академии и Семинарии в 2001/2001 учебном году насчитывал 75 человек. Большинство из них имеет высшее богословское образование и являются священнослужителями; некоторые из них носят монашеский сан. Наиболее способные выпускники Академии оставляются при духовных школах решением их Совета. Некоторые из них сразу же начинают преподавательскую деятельность; другие в течение одного-двух лет являясь профессорскими стипендиатами, специализируются в одной из богословских областей и затем, как правило, также становятся преподавателями. В последнее время для преподавания приглашаются лица, Являющиеся преподавателями светских учебных заведений или сотрудниками научно-исследовательских учреждений. Такие преподаватели, работая в духовных школах в тех областях знания, в которых они являются специалистами, одновременно заканчивают Семинарию и Академию экстерном. Преподаватели могут иметь ученые звания доцента или профессора, а также наряду со степенью кандидата богословия — степени магистра и доктора богословия.

Московская духовная академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви.

Основана в 1685 г.

по благословению Патриарха греческими богословами братьями Иоакимом и Софронием Лихудами. Первоначально располагалась в московском Богоявленском монастыре, затем в Заиконоспасском монастыре. В начале XVIII столетия значительно расширяется научно-богословская деятельность, возрастает число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличивается библиотека. К числу наиболее значительных событий в жизни академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания (1712-1751).

В результате реформы церковного образования в начале XIX в. были созданы предпосылки для дальнейшего совершенствования академической науки. В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским; 1835-1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833-1875). В эти же годы академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 г., в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

Во второй половине XIX — начале XX в. в истории академии известно много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительные достижения — в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М.Д. Муретова (1851-1917), профессора Г.А. Воскресенского (1849-1918), профессора В.О. Ключевского (1841-1911), профессора А.П. Лебедева (1845-1908), академика Е.Е. Голубинского (1834-1912).

После 1917 г. академия была закрыта. Занятия были возобновлены в 1946 г. в Новодевичьем монастыре в Москве, а с 1947 г. — снова в Троице-Сергиевой лавре. При МДА открыт Церковно-археологический кабинет, который является крупнейшим церковным музеем в России, до недавнего времени не имевшим аналогов.

Обучение очное и заочное. При МДА действуют Регентская и Иконописная школы.

Академия осуществляет подготовку преподавателей, церковных ученых — специалистов в области богословия, философии, церковной истории и филологии, а также административных кадров для духовных учебных заведений, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений Русской Православной Церкви. К вступительным экзаменам в академию допускаются лица мужского пола, успешно окончившие духовную семинарию.

В составе академии 4 отделения: богословское, библейское, историческое, церковно-практическое. Научная работа ведется на кафедрах библеистики, богословия, церковной истории, филологии и церковно-практической. В структуре академии также Московская духовная семинария — высшее богословское учебное заведение Московского Патриархата, успешное окончание которой дает право поступления в духовную академию, а также рукоположение выпускников в священный сан; Регентская школа, которая готовит руководителей и певчих церковных хоров; Иконописная школа. Также функционируют отделы тюремного служения (оказывает христианскую духовно-нравственную помощь лицам, находящимся в местах лишения свободы), миссионерский, греко-латинский. Библиотека академии насчитывает более 250 тыс. экземпляров, в том числе свыше 1 тыс. рукописных и старопечатных книг 16-17 вв. В церковно-археологическом кабинете хранится коллекция памятников христианского искусства.

В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, которая размещалась в центре города в Заиконоспасском монастыре. Ее возглавили братья-монахи Иоанникий и Софроний Лихуды.

На учебу принимались представители как духовного, так и светских сословий. В составе академии были три класса, или школы: нижняя — infima, средняя — media, верхняя — suprema. В нижней школе академии учились читать и писать по-гречески, в средней изучали греческую грамматику, в высшей преподавалась риторика, логика, естественная философия (физика), пиитика.

В 1701 году согласно указу Петра I в академии перестали преподавать греческий язык, и она стала именоваться Славяно-латинской. Оставаясь высшей духовной школой, она стала сословным учебным заведением, «кузницей кадров» для государственного аппарата Петра I. Не смирившись с преобладанием латыни, Софроний Лихуд организовал около 1707 года небольшую греческую школу в Москве, которая в 1735 году вошла в состав академии в качестве отдельного факультета. Преподавание греческого языка было восстановлено в 1738 году.

Расцвет академии связан с именем митрополита Платона (Левшина), который был назначен ее руководителем в 1775 году. Благодаря его реформе преподавание древних и новых языков, а также истории Русской церкви велось теперь на русском языке. В этот же период введен регламент духовной жизни воспитанников, который предписывал строго соблюдать положенные молитвенные правила и посты, регулярно посещать богослужения.

В 1814 году Славяно-греко-латинская академия была переведена из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру (Сергиев-Посад). Обучение в академии было четырехлетнее, но набор производился раз в два года. Новая учебная программа вводилась постепенно. При начале занятий в 1814 году читались следующие предметы: истолкование Священного Писания, философия, всеобщая словесность, всеобщая гражданская история, математика, еврейский, греческий, немецкий, французский и английский языки. В 1816 году в программу был введен курс догматического богословия, в 1817 году — нравственного и обличительного богословия. Наряду с этими предметами в программу входили пастырское богословие, церковное красноречие, церковная история, с 1840 года — каноническое (церковное) право, с 1841 года — патристика, с 1842 года — метафизика, с 1843 года — история философии, с 1844 года — библейская история, русская гражданская история, церковная археология. В 1816 году было открыто общество «Ученые беседы» — первое научное студенческое общество.

В 1869 году был принят новый устав, который учредил высший орган академического правления — Совет во главе с ректором. Были расширены возможности поступления в академию: теперь принимались не только семинаристы, но и гимназисты, допускались также вольнослушатели.

В 1917 году Московская духовная академия была закрыта. В 1944 году открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. Это были первые учебные заведения Православной церкви при советской власти. В 1946 году Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию с четырехлетним курсом обучения. В 1947 году Московской патриархии была передана часть зданий Троице-Сергиевой Лавры, а в 1949 году туда были возвращены духовная академия и семинария. В 1951 году в академии был организован Церковно-археологический кабинет как база для преподавания церковной археологии.

В 1950-1970-х годах студенты и преподаватели академии неоднократно подвергались гонениям со стороны властей — вводились различные меры, приводившие к сокращению студентов духовных учебных заведений. С середины 1970-х годов условия существования Московских духовных школ несколько улучшились. Власти выдали разрешение на расширение помещений и строительство новых зданий, увеличился прием студентов. В 1969 году при Московской академии появился регентский класс, преобразованный в 1985 году в Регентскую школу.

С 2003 года Московская духовная семинария полностью перешла на новую пятилетнюю систему образования, а в академии состоялись два набора первокурсников на трехлетнюю систему с разделением на специализации.

Среди знаменитых выпускников академии: первый русский сатирик Антиох Кантемир, великий ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов, математик Л.Ф. Магницкий, русский религиозный философ П. А. Флоренский; среди преподавателей — архимандрит Филарет (Гумилевский), протоиерей Александр Горский, профессоры В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский, А. П. Лебедев.

ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ высшее специальное учебное заведение
закрытого типа Московского Патриархата, которое готовит священнослужителей Русской Православной Церкви.

Срок обучения в семинарии — 5 лет. В Семинарию принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.

Для поступления в Семинарию требуются следующие документы:

  • прошение о поступлении на имя ректора семинарии (заполняется в канцелярии семинарии при подаче документов);
  • рекомендация епархиального архиерея или рекомендация приходского священника >> Образец рекомендации << (для поступающих из других епархий — рекомендация заверяется епархиальным архиереем);
  • заполненная анкета (заполняется в канцелярии семинарии при подаче документов);
  • паспорт (копии всех заполненных страниц);
  • военный билет или приписное свидетельство (копии всех страниц) ;
  • фотографии 9×12 см (одна) и 3х4 см (две);
  • свидетельство о рождении (копия);
  • справка о прописке (форма 9);
  • свидетельство об образовании (оригинал аттестата о полном среднем образовании или диплома о высшем образовании);
  • автобиография >> автобиография (образец)<< ;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (форма 086);
  • медицинский полис (действующий), справка о прививках;
  • справка из наркологического диспансера (оригинал);
  • справка из психоневрологического диспансера (оригинал)
  • свидетельство о крещении;
  • свидетельство о венчании и ксерокопия свидетельства о браке (для женатых);
  • сущим в сане — копию указа о рукоположении в священный сан и копию указа о назначении.

Документы принимаются с 1 июля до 10 августа.

Вступительные экзамены начинаются с середины августа. Занятия начинаются с 1 сентября.
Студенты, обучающиеся на стационаре обеспечиваются питанием, общежитием.
Во время вступительных экзаменов проживание и питание в семинарии бесплатное.
Граждане ближнего и дальнего зарубежья должны купить российский полис добровольного медицинского страхования.

Прием в Екатеринодарскую духовную семинарию осуществляется по результатам ЕГЭ – Русский язык, Обществознание и по результатам дополнительных вступительных испытаний профессиональной направленности – Закон Божий и собеседование.

Вступительные испытания также включают письменный экзамен в форме изложения с элементами сочинения на тему одной из Евангельских притч.

На собеседовании абитуриент должен:

  • показать знание Священного Писания, Церковной истории, основ Литургики;
  • показать твердое и осмысленное знание наизусть молитв:

начальных: «Слава Тебе. Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите поклонимся»;
утренних: «От сна восстав», «Боже, очисти мя грешного», «Пресвятая Владычица моя, Богородице», «Святый ангеле»;
вечерних: «Боже вечный», «Вседержителю Слово Отчее», «Благаго Царя Благая Мати», Ангелу Хранителю;
молитвы Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи», а также: Символ веры, Заповеди Моисея, Заповеди Блаженств, Тропарь своему святому. Псалмы 50-й и 90-й, Тропари двунадесятых праздников, молитву перед причащением, молитву преп. Ефрема Сирина.

  • уметь читать Псалтирь на церковнославянском языке;
  • пройти проверку музыкального слуха.

>> Вопросы для подготовки к устному вступительному экзамену

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *