Монастыри в башкирии

Монастыри в башкирии

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»

Где: Благовещенский район, село Уса-Степановка.

История: до революции здесь находился Георгиевский женский монастырь. «Святыми кустиками» эту местность прозвали за группу переплетенных между собой ив и берез.

В этом месте еще до революции стали случаться чудеса. В 1856 году крестьянин деревни Уса-Степановки увидел старца в сияющих ризах, держащего в руке крест. Очевидец поведал об этом односельчанам, и постепенно к «Святым кустикам» стали приходить люди и молиться. Видели здесь и Святой Животворящий Крест, от которого исходило золотое сияние. Людям являлась икона Божьей Матери, а с небес раздавался колокольный звон. После истовых молитв больные могли получить долгожданное исцеление от недугов. Православное духовенство не оставило это место без внимания, и 25 марта 1905 года был учрежден Георгиевский женский монастырь. Обитель просуществовала до 1927 года, монахов заставили покинуть монастырь, а в 30-х гг. власти и вовсе приказали сровнять святое место с землей.

В конце 90-х гг. православная церковь решила не оставлять святое место пустым, и уже в 2002 году был учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь.

Как добраться: монастырь находится в 100 км от Уфы, по трассе М-7, можно на маршрутке «Уфа – Павловка» до деревни Танаевка, а потом на попутках 8 км.

Бугабашский Богородице-Смоленский женский монастырь

Где: Бакалинский район, с. Бугабаш, ул. Уютина, д.70а.

История: строить монастырь начали в начале «нулевых» и до сих пор не завершили. Обитель известна тем, что здесь православные обрели одну из самых удивительных святынь Башкирии. Речь идет о Бугабашской иконе Божьей Матери. Согласно легенде, святыня явилась простому солдату во второй половине XIX века. Его звали Тит Табаков, родом из чувашской деревни Бугабаш. Возвратившись с войны, он соврешил паломничество иконе Смоленской Божьей Матери, на память взял камень из реки Смоленки. Приглянувшийся камень был очень большим — решив, что такой не подходит для дальней дороги, солдат стал искать другой. Но заметил, что зрение резко ухудшилось. Взяв в руки первый камень, снова обрел зрение. Он донес камень до своего дома. Через некоторое время Тит семьей повез камень в село Николо-Березовку на святой источник. Освятив его, он увидел чудо – на камне проступили лики Божьей Матери, Василия Великого и Николая Чудотворца. Вскоре Титу приснилась Богородица и велела ему добиться строительства монастыря Бугабаше. Титу это удалось. При советской власти монастырь перестал существовать, но наше время его восстанавливают.

Как добраться: по дороге Уфа — Чекмагуш, не доезжая до Бакалов, в с.Токбердино, поворот на с. Михайловка.

Богородице-Тихвинский женский монастырь

Где: Белебеевский район, село Приютово.

История: обитель была основана совсем недавно, в 2004 году. Но несмотря на короткую историю, паломники не оставляют эту новую святыню без внимания. Ведь в монастыре пребывают мощи Варвары Скворчихинской.Блаженная Варвара (в миру Варвара Архангельская) родилась в семье священнослужителя 20 ноября 1890 года. Училась в Епархиальном женском училище, где и получила педагогическое образование. Учила детей в деревнях и селах. В 20-х гг. прошлого века говорить о Боге в школах было запрещено. Варвара не смогла смириться с тем, что образование стало атеистическим, и покинула школу. Стала затворницей. Более 35 лет она вела жизнь аскета, много молилась и помогала людям, ходившим к ней за советом или утешением. В 1966 году блаженная умерла, и ее мощи обрели покой в монастыре.

Как добраться: ехать через Чишмы, в сторону Белебея, до поселка Приютово.

Свято-Сергиевский кафедральный собор

Где: г. Уфа, ул. Бехтерева, в районе Монумента Дружбы.

История: храм на этом месте воздвигли в XVI столетии. Простояв два века, церковь сгорела. Сегодня мы можем видеть церковь, которую построили в 1868 году. Именно здесь нашли покой мощи одного из самых почитаемых святых Башкирии – Моисея Уфимского (в миру Николая Чигвинцева). При жизни этот святой человек, еще не будучи монахом, вел смиренную и богоугодную жизнь и много молился. Однажды его заметил настоятель Сергиевского храма, он и предложил будущему святому постричься в монахи. Моисей Уфимский обладал даром предвидения и исцеления. В 1982 году его похоронили на Демском кладбище, а в 2002 году мощи преподобного Моисея перенесли в Сергиевский кафедральный собор. К святому обычно обращаются с молитвами о родных, которые отправились в командировку или на учебу. Также святого просят о помощи в тяжелых жизненных ситуациях.

Как добраться: пешком от Монумента Дружбы, в сторону ул. Менделеева.

Покрово-Эннатский мужской монастырь

Где: Федоровский район, с. Дедово.

История: обитель учредили в 1893 году помещики Эннатские, отсюда и название монастыря. В 1917 году монастырь разграбили, но несмотря на это, в церкви до 1924 года продолжались богослужения. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагался детский дом для эвакуированных детей. В 1970-е гг. на территории обители построили детский лагерь «Ашкадар». В июле 2000 года по решению Священного синода РПЦ здесь вновь появились священники. На этот раз обитель решили сделать мужской. В Покрово-Эннатском монастыре можно поклониться мощам святой Зосимы Эннатской (в миру Мария Яковлевна Суханова). Она родилась 1 марта 1820 года и росла в глубоко религиозной семье. По настоянию отца вышла замуж, позже супруга убили на войне. После на охоте погиб их сын. Мария Яковлевна приняла решение уйти от мира и стала монахиней Покрово-Эннатского монастыря. Не единожды путешествовала пешком до Иерусалима. Рядом с монастырем монахиня обнаружила источник с целебной водой, который там бьет и поныне. После принятия схимы матушка Зосима спала в кипарисовом гробу, который привезли из самого Иерусалима. К ней приходили люди со своими болезнями и печалями, и всем она помогала, когда исцелением, а когда и добрым советом. После 1923 года, когда монастырь закрыли, монахиня стала жить в селе Ново-Архангеловка. В возрасте 115 лет преподобная умерла.

Как добраться: из Уфы автобусом с южного автовокзала до с. Федоровка, далее на рейсовом автобусе.

Богородице-Табынский женский монастырь

Где: Гафурийский район, п. Красноусольский.

История: изначально монастырь был мужским. Он был основан на месте, где впервые людям явился один из самых почитаемых ликов православного мира – Икона Табынской Божьей Матери. Согласно преданию, в XVI веке один из монахов возвращался с сенокоса и услышал слова «Возьми мою икону». Монах принял это за наваждение и ушел. Через два дня он снова пошел по той же дороге. И снова тот же самый таинственный голос произнес: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Осмотрев окрестности, он увидел на камне возле соленого источника икону. Так был обретен чудотворный образ, и на этом месте построили мужской монастырь. В XVII веке обитель сгорела, и только в конце XX века монахи вновь появились на святом месте. В 1998 году здесь был открыт Богородице-Табынский женский монастырь. В 2003 году архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (ныне митрополит) освятил его. Сегодня в церкви иконы Божьей Матери Табынской имеются два списка с чудотворного образа Табынской иконы Божьей Матери.

Как добраться: от южного автовокзала Уфы автобусом до п. Курорт.

Никольская церковь в селе Николо-Березовка

Где: Краснокамский район, с. Николо-Березовка, ул. Ленина, 100.

История: в середине XVI века купцы, сплавлявшие по реке Каме свой товар, внезапно остановились на реке. Судно никак не желало плыть дальше. Тогда купцы сошли на берег и обнаружили на березе икону Святителя и Чудотворца Николая. На этом месте вскоре был построен деревянный храм в честь Святого Николая. Время не пощадило его – тот храм, который мы можем увидеть сегодня, построен в начале XIX века. В 1934 году церковь закрыли и разграбили. Из храма сначала сделали кабак, затем складские помещения, потом пекарню. Перед началом перестройки ее даже захотели затопить Нижнекамским водохранилищем, но, к счастью, планы тогдашних властей не воплотились в жизнь. В 90-х гг. XX века храм стали восстанавливать, и сейчас там целый историко-архитектурный комплекс. Кроме храмовых построек, на территории комплекса есть часовня «Елизаветин кладезь» со святым источником.

Как добраться: от Уфы по М7 в сторону Шарипово, потом через Дюртюлидо Нефтекамска. От Нефтекамска восемь километров до Николо-Березовки.

Как правильно себя вести

Иерей отец Анатолий (Киселев), настоятель кафедрального собора Рождества Богородицы:

— Приехав на святое место, верующему нужно прежде всего помолиться. Молитва должна идти от сердца, от души.

Желательно побывать на богослужении, поставить свечи. Также не стоит забывать о том, чтобы помочь обители, в которую вы приехали на моление. Нужно подойти к игумену монастыря и попросить его о том, чтобы он назначил вам какое-либо послушание: например, помыть полы в обители или поработать на монастырском подворье.

Бирский Свято-Троицкий женский монастырь был основан в виде женской об­щины в 1857 г. девицей Акулиной Самойловой (впоследствии — рясофорная монахи­ня Виталия). Указом Синода от 25.09.1878 г. Бирская община была преобразована в женский монастырь. Уже в начале следующего века монастырь становится одной из крупнейших и почитаемых в народе обителей не только Уфимской губернии, но и всего Уральского региона.

Но до сего дня многие аспекты истории монастыря остаются мало изученными. Причиной этого является практически полная утрата монастырского архива, который, по всей видимости, был уничтожен после закрытия обители в 1924 году. В связи с этим ценным источником по истории Бирского Свято-Троицкого монастыря является обнаруженный в Центральном государственном историческом архиве РБ писок насельниц монастыря, составленный во время всероссийской переписи населения, проводившейся весной-летом 1917 года. На Свято-Троицкий монастырь была заполнен одна карточка, в которую внесли имена и фамилии всех проживающих на тот момент в монастыре.

В 1917 году в обители находилось 116 монахинь и 208 послушниц. Кроме того, при монастыре проживали: дети-беженцы, солдатские дети, ученицы монастырской школы, нахлебницы (всего 49 человек), две учительницы монастырской школы и 10 работников-военнопленных. На сегодняшний день это единственный полный список монахинь и послушиц за всю историю его существования, составленный в последний год мирной жизни обители. Далее революция, гражданская война, официальное закрытие монастыря в 1919 году, недолгое существование в вид сельхозартели и окончательное закрытие в 1924 году. Несмотря на это монастырская община во главе с настоятельницей игуменьей Феофанией не распалась. Инокини, оставшиеся верными монашескому обету, приютившиеся в городе вошли в состав Бирской Спасской староцерковнической общины, богослужения которой совершались в молитвенном доме. В 1930-х гг. многие из них были репрессированы, отсидели в лагерях по 8-10 лет. В 1945 г. власти дали разрешение на открытие Бирского Михайло-Архангельского храма, самыми деятельными участницами его возрождения стали оставшиеся в городе монахини.

Последние монахини жили в Бирске и работали при церкви до 1970 начала 80-х годов.

26 апреля 2013 года произошло историческое событие — после вечернего богослужения в Михайло-Архангельском храме города Бирска Преосвященнейший епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий, совершил монашеский постриг двух сестер с наречением имен Феофания и Виталия.

В своей проповеди Владыка Амвросий отметил:»Сегодняшним монашеским постригом при Михайло-Архангельском храме возобновляется монашеская жизнь Свято-Троицкого женского монастыря, закрытого во времена лихолетья прошлого столетия. И что не случайно был приурочен этот монашеский постриг в канун Лазаревой субботы. Потому как Лазарь был воскрешен из мертвых, так и сегодня заново рождается и возобновляется Свято-Троицкий женский монастырь, который с Божьей помощью будет воссоздаваться на новом месте. А названы были новопостриженные монахини именами Виталией и Феофанией, в память первой настоятельницы монастыря игуменьи Виталии, и последней при закрытии игуменьи Феофании, тем самым сохраняя связь времен».

25-26 декабря 2013 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось последнее в этом году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

По ходатайству Преосвященнейшего Амвросия епископа Нефтекамского и Бирского, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25-26 декабря 2013 года, в г.Бирске открыт Свято-Троицкий женский монастырь и назначена игуменьей монахиня Филарета (Гаврюшенко):»В связи с прошением Преосвященного епископа Нефтекамского и Бирского Амвросия открыть Бирский Свято-Троицкий женский монастырь и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Филарету (Гаврюшенко)». Журнал № 164. Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года.»

3 января 2013 года Преосвященнейший Амвросий, епископ Нефтекамский и Бирский, возглавил праздничные торжества в Свято-Троицком женском монастыре г. Бирска. За малым входом Литургии по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий по прочтении положенных молитв, возвел монахиню Филарету (Гаврюшенко) в игуменьи Свято-Троицкого женского монастыря.Также Владыка Амвросий возложил на игуменью Филарету игуменский крест, а поставляя игуменью Филарету на игуменскую стасидию — вручил ей игуменский жезл, который обозначаетсимвол духовной власти.

Поиск захоронений прибором ИГА-1

English version

Поиск могил при восстановлении храмов

Монастырь Святые Кустики, Башкортостан

Монастырский скит Святые Кустики является исторической достопримечательностью Благовещенского района Башкирии. К Георгиевскому подворью Свято-Успенского монастыря в селе Уса-Степановка, по преданиям слетались ангелы, и их пение слышали жители окрестных деревень.

Само название Святые Кустики произошло от группы деревьев,стоящих на возвышенности — трех берез и двух ив.

В этом месте прибором ИГА-1 обнаружено около 60 могил 100-150 летней давности, которые были засыпаны метровым слоем земли и обломками здания после взрывов зданий монастыря.

Среди этих могил надо было найти могилу основательницы женского монастыря по признаку, что она была выложена внутри камнем, и это тоже удалось с помощью прибора ИГА-1.

В мае 1998 г. на территории бывшего Георгиевского женского монастыря иеромонахом Варлаамом положено начало новой обители — скита Успенского мужского монастыря с прежним названием Святые кустики.

Церковь Святой Троицы, Красный Яр, Башкортостан

В старинном русском селе Красный Яр с приходом нового старосты Сухарева Юрия Алексеевича Троицкая церковь обретает второе дыхание.
Прадед Сухарева возводил эту церковь, и теперь Юрий Александрович считает своим долгом восстановить этот уникальный храм, признанный памятником архитектуры XIX века.
После расчистки двора от мусора были приглашены наши специалисты с прибором ИГА-1, чтобы найти четыре могилы около храма.
В результате поисков были найдены могилы двух священников, купца, который выделил деньги на строительство, и красноармейца-чапаевца (в данном месте происходила операция по форсированию р.Белая при взятии Уфы отрядами Красной армии).

Святотроицкий храм в с.Верхнетроицкое, Башкортостан

По просьбе отца Сергия, восстанавливаюшего Святотроицкий храм в с.Верхнетроицкое Туймазинского района, произведен поиск могил 19 века и гражданской войны на территории храма для их обозначения и перезахоронения останков, находящихся под дорогой, для проведения крестного хода.

Поиск захоронения в православном храме (название неизвестно), Татарстан.

Храм расположен возле деревни Шамаево на территории заброшенного села Репьёвка (50 км от г.Октябрьский), от села только церковь и осталась.
Поисками занимался Руслан Музафаров (Татарстан , с.Бавлы, т.8-(85569)-51-572, 8-927-464-35-64 ,sunleo777@mail.ru), выпускник Башгосуниверситета.
Он решил привлечь внимание к этому храму местного населения, чтобы кто-то взялся за его восстановление.
Он сообщил, что при обследовании церкви чувствуется запах мощей, как при посещении святых мест. Местные жители рассказали, что действительно под церковью было захоронение, которое в 70е годы разграбили, и что был скелет в женской одежде и сапоги с каблуками, и что под церковью должно быть подземелье, но проникнуть туда никто не может.
С помощью прибора ИГА-1 он обследовал церковь на предмет геомагнитных аномалий. В одном углу прибор показал контур, позднее он нашел человека, который мальчишкой был в подземелье и он объяснил, что действительно подвал находился в том углу, где показал прибор. Также прибором был обнаружен контур могилы.
После расчистки мусора были произведены раскопки и найдена могила с целью ее обустройства.
Все, кто побывал в этой церкви, говорят, что чувствуют там умиротворение и благодать.
Фото предоставлены Русланом Музафаровым.
Храмы России
Деревянная церковь святого Царя Мученика Николая II в горном селе Каштаны

В поисках затопленных артефактов, Башкирия. Поиски древнего колокола в озере Мутинское.

Спасский храм, восстановительные работы. Геодинамика Уфы. Оврагообразование по разлому

Поиск заброшенной могилы, г.Туймазы, Башкортостан

В 2008 году по просьбе жителя г.Туймазы Безымянникова Игоря Ивановича были произведены поиски заброшенной могилы его отца Ивана Безымянникова, участника войны, бывшего секретаря райкома. Могила находилась в городском парке, после реконструкции парка в 1991 г. следы захоронения были потеряны.
Поиски производились с помощью прибора ИГА-1.
После раскопок было произведено перезахоронение останков на городском кладбище.
Поиск мест массовых расстрелов и захоронений мирного населения времен второй мировой войны в Ровненской области Украины.
Скачать статью, 2,2Мб, Doc
на украинском языке

По вопросам приобретения прибора ИГА-1
Контактный E-mail: ekogeo@bk.ru
Виктор Приказчиков, официальный Московский представитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *