Монастыри в абхазии

Монастыри в абхазии

СУХУМИ. Раскольники из «Совета Священной митрополии Абхазии» о. Дорофей (Дбар) и о. Андрей (Ампар) заявили о полном разрыве своих отношений с Русской Православной Церковью, демонстративно разорвав указы епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на них запрещения в священнослужении сроком на три года за раскольническую деятельность на территории Абхазии.

«22 июня, по поручению о. Виссариона Аплиаа, ко мне в Новоафонский монастырь приезжали о. Сергий Джопуа, о. Матфей Тужба и о. Далмат Гопия. Они вручили мне «указы» епископа Майкопского и Адыгейского Тихона, о наложении на меня и о. Андрея запрещения в священнослужении сроком на три года. Я даже не стал читать эти указы, просто порвал их и отдал обратно. Они уехали», — заявил о. Дорофей (Дбар) на страницах Aiaaira.com.

По словам абхазских раскольников, теперь они не имеют «никакого отношения к Майкопской и Адыгейской Епархии Русской Православной Церкви (к Грузинской Церкви мы и так не имели никакого отношения)».

«Поэтому все прежние и новые указы силы не имеют», — заявляют они.

При этом и о. Дорофей (Дбар) и о. Андрей (Ампар) намерены продолжать «служить» Литургию «по согласованию со многими церковными иерархами остального Православного мира». «С сегодняшнего дня и до окончательного разрешения статуса Православной церкви в Абхазии, т. е. до появления на территории Абхазии канонического епископа, мы будем поминать за богослужением имя Святейшего Патриарха Вселенского Варфоломея I, как Первоиерарха всей Вселенской Православной Церкви», — заявляют раскольники.

Напомним, что в результате грузино-абхазской войны 1992-1993 годов священнослужители Грузинской Церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть эти земли, а окормление обездоленной паствы с тех пор фактически осуществлял Московский Патриархат. По негласной договоренности Москвы и Тбилиси абхазы получали духовное образование в Московских духовных школах и рукополагались архиереями Русской Православной Церкви, однако в Москве неоднократно подчёркивали, что Абхазия является канонической территорией Грузинского Патриархата.

В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской Церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами — Сухумской и Пицундской и обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Несмотря на многочисленные просьбы абхазского духовенства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был непреклонен и подчеркнул, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской Патриархии.

В результате среди абхазов стало расти недовольство позицией Москвы, и в мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана ещё одна «митрополия» с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена «независимая Абхазская церковь». Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями о. Дорофеем (Дбар) и о. Андреем (Ампар), которые решили искать признания своей «юрисдикции» не в Москве или Тбилиси, а в Константинополе.

В связи с этим они предприняли поездку в Турцию, где в качестве простых паломников были приняты Константинопольским Патриархом. Позднее патриарх Варфоломей дал разъяснения по поводу этой встречи. В Константинополе настаивали, что встреча была неофициальной, и абхазской делегации, после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем. При этом подчеркивалось, что Абхазия является канонической территорией Грузинской Православной Церкви.

Ранее епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Церкви, где получили священный сан.

Московский Патриархат летом 2011 года уведомил об этих событиях Константинопольского Патриарха в официальном письме по существующей практике, дабы отца Дорофея не допускали к совершению священнодействий, если он появится в пределах Константинопольской Церкви.

Теперь о. Дорофей (Дбар) и о. Андрей (Ампар) заявили о своем полном уходе в раскол и разрыве всех отношений с Русской Церковью, поэтому в ближайшее время, скорее всего, будут извергнуты из сана, сообщает Abkhaziya.org.

Новоафонский монастырь

Абхазия, г. Новый Афон

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырский комплекс — крупнейшая религиозная святыня Абхазии, которая находится в Новом Афоне.
Монастырь был основан в 1875 году монахами из русского монастыря святого Пантелеймона на Афоне в Греции. Место для строительства комплекса было выбрано не случайно. По преданию, в I веке н.э. здесь трагически погиб один из апостолов Христа — Симон Кананит. Работы по возведению святыни выполняли священнослужители.

Строительство монастыря стоило им колоссальных усилий, так как местность была непроходимой и дикой. Потребовались годы, чтобы превратить эти земли в настоящий оазис. Была срезана часть горы, вывезены десятки тысяч тонн горной породы, засыпаны овраги, укреплены склоны.
Новоафонский монастырский комплекс объединяет шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, возвышается построенный в 1888—1900 годах Пантелеймоновский собор. Его стены с внутренней стороны расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Владимирской губернии и группой московских художников. Пантелеймоновский собор — крупнейшее культовое сооружение Абхазии.
В 1877-1878 годах во время Русско-турецкой войны монастырь в Новом Афоне был разграблен и разорен. Его восстановление началось в 1880 году и продлилось долгих двадцать лет. В 1900 году состоялось освещение святыни. До революции 1917 года Новоафонский монастырь был одним из главных духовных центров на Кавказе.
В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями. Какое-то время святыня использовалась в качестве складского помещения. В период с 1960 до 1980 года здания комплекса были переоборудованы под развлекательные нужды дома отдыха. В период грузино-абхазского конфликта 1992-93 гг. здесь располагался военный госпиталь.
Новоафонская православная святыня была возвращена верующим в 1994 году. В 2011 году правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. На сегодняшний день обитель полностью не восстановлена.

Пицу́ндская и Суху́мо-Абха́зская епа́рхия (груз.ბიჭვინთისა და ცხუმ აფხაზეთის ეპარქია) — епархияГрузинской Православной Церкви. С 1993 года из-за войны Абхазии с Грузией епархия фактически вышла из под контроля Грузинской Православной Церкви. В 2009 году на внеочередном Епархиальном собрании духовенства Абхазии были приняты решения о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия и создании Пицундской и Сухумской Епархии Абха́зской Правосла́вной Це́ркви»).

21 декабря2010 года решением Священного Синода Грузинской православной церкви Сухумо-Абхазская епархия, которую Патриархия Грузии продолжает числить в своей юрисдикции, была передана под непосредственное управление патриарха, которому с этого дня усвоен титул — . Московский Патриархат в официальной переписке пока воздерживается от употребления полного титула грузинского Патриарха, предпочитая употреблять старый.

Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Цхум-Абхазии и Пицунды

Первая церковно-каноническая единица на территории Абхазии возникла в IV веке — ПарикияПитиунта, возглавлявшаяся епископом. Первым известным её епископом был участник I Вселенского Собора в Никее (325) епископ Стратофил.

15 апреля 1851 года Абхазская епархия была восстановлена в составе Грузинского ЭкзархатаРусской православной церкви. Местопребывание епископа было назначено в Пицундской крепости при древнем Юстиниановском соборе. В том же году впервые после длительного перерыва было совершено богослужение на абхазском языке.

В 12 июня 1885 года произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии, после чего территория Сухумской епархии включала в себя населённые пункты от реки Ингури до Анапы.

После провозглашения автокефалии Грузинской Церкви в 1917 году на Общецерковном соборе в её структуре был создана Абхазская епархия, предстоятель которой носил титул Цхум-Бедийского.

5 марта 2004 года иерей Виссарион Аплиа участвовал во встречах с представителями Грузинской Православной Церкви, в том числе с её предстоятелем Илией II.

5 сентября2008 года временно управляющий епархией священник Виссарион Аплиаа заявил, что Абхазская церковь желает быть самоуправляемой в составе Русской православной церкви Московского Патриархата. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицировали действия абхазского священства в целом как неправомочные.

15 сентября2009 года на внеочередном Епархиальном собрании всего духовенства Абхазии были приняты следующие решения:

После этого обращения протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя сообщил, что «». Католикос-Патриарх всея Грузии Илия ІІ заявил, что «».

Решения об изменении статуса Православной церкви в том или ином регионе никогда не принимаются в одностороннем порядке, так же как и вопрос об изменении канонических церковных границ. Это вопрос для диалога между поместными церквами. Между Русской и Грузинской Церковью такой дружественный и братский диалог ведется, и мы надеемся общими усилиями достигнуть решения вопросаДанное заявление мы не должны воспринимать всерьез, так как ни у кого нет права объявлять независимость от родной Церкви

24 октября2009 года председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) объявил о том, что в Абхазии нет раскола:

Несмотря на изменение политических границ, мы по-прежнему считаем Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Однако мы видим, что де-факто Грузинская Православная Церковь там сейчас присутствовать не может: ни один грузинский епископ или священник не имеет возможности приехать в Абхазию, чтобы окормлять верующих. Значит, мы должны помочь осуществлять пастырскую деятельность находящимся там канонически рукоположённым абхазским священнослужителям. Мы должны помочь им обрести хотя бы временный канонический статус.

Председатель ОВЦС убежден, что если ситуация в Абхазии будет «пущена на самотек», то её жители останутся беззащитными перед религиозной экспансией чуждых вер и воинствующим секуляризмом.

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября2009 года клирики Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «». Первое послание было адресовано блаженнейшему Илии II, предстоятелю Грузинской Православной Церкви, второе, святейшему Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси.

просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви

21 декабря2010 года решением Священного Синода Грузинской православной церкви управление епархией было передано Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие II. Это решение, согласно заявлению Синода, было принято «на основе исторических документов и с учетом сегодняшней обстановки». Патриарх Илия II выразил желание посетить епархию в ближайшее время.

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).

Назначение нового настоятеля вызвало волну возмущений среди части абхазского клира и паствы.

Несмотря на заверения митрополита Илариона, данные католикосу Илие II о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем по просьбе иерея Виссариона.

Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Прихожане Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема Виноградова «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

15 мая состоялось «Церковно-народное собрание» в монастыре Нового Афона.

10 июля 2012 года ушедшие в раскол священники на заседании Совета «Священной Митрополии Абхазии» объявили о разрыве евхаристического общения с клириками Сухумо-Пицундской епархии.

С каждым годом на отдых в Абхазию прибывает все больше и больше туристов, прокладывается все больше туристических маршрутов: спокойные послевоенные годы возвращают республике имидж колоритного кавказского государства. И все же, при упоминании Абхазии, у большинства людей среднего возраста встают перед глазами события двадцатилетней давности – грузино-абхазская война. Черным щитом эта война закрыла от нас другую, более древнюю историю Абхазии, летопись которой также красна от войн и сражений, гордости и свободолюбия. В эту летопись крепко вплетена нить истории зарождения христианства. Начинается она в библейские времена, с имени Симона Кананита, и заканчивается… Да разве может она закончиться?

Абхазия хранит на своей территории множество древних храмов – свидетелей становления христианской веры на этих землях. Главный православный монастырь на Кавказе – Новоафонский – находится на абхазском берегу Черного моря. Неподалеку от него спрятался в горах грот апостола Симона Кананита, библейского последователя Христа… Какие еще религиозные памятники находятся в этой небольшой горной стране? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте совершим виртуальную экскурсию «Самые известные монастыри и храмы Абхазии».

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь

Верхнюю строчку рейтинга туристической популярности абхазских святынь уверенно занимает Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь, расположенный на склоне Афонской горы в Новом Афоне. Он был основан в 1875 году русскими монахами, приехавшими из находившегося на грани расформирования Свято-Пантелеймоновского монастыря в Греции. Иноками был проделан колоссальный объем работ: срезана часть горы, вырублен лес, разбиты огромные валуны, засыпаны пропасти, проложены дороги, осушены болота, построен монастырский комплекс. Строительству мешала разгоревшаяся русско-турецкая война. Торжественное открытие обители собрало больше двадцати тысяч паломников и состоялось в сентябре 1900 года. Монастырский комплекс стал оплотом православия на Кавказе. Кроме религиозной деятельности, монахи занимались просветительной работой, развитием инфраструктуры Нового Афона, сельским хозяйством.

Все разом прекратилось с приходом на Кавказ советской власти. Монастырь был закрыт, сады и поля одичали, чистейшие рукотворные пруды заболотились… В послевоенное время в восстановленном доме игумена находилась дача И. Сталина. В годы грузино-абхазского конфликта в стенах Новоафонского монастыря располагался полевой госпиталь.

С 1994 года в монастыре возобновились службы. Во время экскурсии в Новоафонский монастырь сегодня можно увидеть древние иконы, красивейшую архитектуру, парк с прудами, водопад и фрески, пережившие все невзгоды.

Команский монастырь и грот Симона Кананита

В получасе езды от Сухума по дороге в Апру, в селе Коман, находится монастырь святителя Иоанна Златоуста, или Команский монастырь. Популярность его не так велика, как у Новоафонского монастыря, однако и его в течение года его посещают около 50 тысяч туристов и паломников. Монастырь был построен на руинах средневековой церкви в 1986 году. Название получил в честь святителя Иоанна Златоуста, похороненного на территории церкви (в 438 году его останки были перевезены в Константинополь). Как и предыдущий монастырь, обитель в селе Коман – действующая (принадлежит Абхазской Православной церкви). Рядом с монастырем, на горе Гумбиху, находится храм Святого мученика Василиска и могила этого святого, встретившего смерть в 308 году.

Грот Симона Кананита находится в Новом Афоне, на склоне горы в окрестностях реки Псырцхи. В этой тесной пещере, с узким входом под сводом, прожил свои последние дни один из двенадцати апостолов Христа – Симон Кананит (это на его свадьбе Иисус превратил воду в вино). Прибыв на Кавказ после долгих странствий, Симон начал проповедовать христианскую веру и крестил местных жителей. Когда об этом узнали римляне, они казнили проповедника. Грот, в котором он жил, и построенный на месте могилы проповедника храм, – одни из самых почитаемых религиозных мест Абхазии.

Отхарский монастырь и Мюссерский храм

Если в Крыму известно большое количество пещерных монастырей и городов, то в Абхазии их совсем немного. Самый известный находится в Гудаутском районе, недалеко от поселка Отхара. Громадный, поросший зеленью, скальный замок отвесной стеной вырастает из самшитового леса на берегу реки Черной. Примерно на пятидесятиметровой высоте чернеют ряды отверстий разных диаметров. Это окна множества келий, добраться до которых можно только с опытными проводниками-скалолазами.

Вход в Отхарский монастырь находится высоко над землей: отшельники попадали в него с помощью приставной лестницы. Построенный предположительно в XII веке как укрытие от врагов, позже скальный замок был облюбован монахами-аскетами и превратился в монастырь. Спустя столетия монахи покинули пещеры, и они стали надежным пристанищем местных разбойников-пиратов.

Мюссерский храм, построенный в X-XII веках, находится на одноименном мысе в устье реки Амбара. Знатоки считают его жемчужиной церковной архитектуры Абхазии. Огромный, напоминающий базилику, храм был сложен из крупных каменных блоков и украшен снаружи тесаным камнем. Его стены смотрели в мир двенадцатью арочными окнами. В Мюссерском храме был большой главный зал и несколько служебных помещений. Храм окружала каменная ограда, часть которой можно увидеть и сегодня во время экскурсии в Мюссерский храм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *