Монастыри херсонской области

Монастыри херсонской области

Григорівський Бізюків монастир

Настоятель

История

Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь занимал в начале XX века в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры. Расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области.

История обители славна и трагична, а начиналась она в двух разных местах и в разное время.

В царствование Екатерины Великой территория от Днепра до Южного Буга получают наименование Новороссия. В ее состав вошли Херсонская, Екатеринославская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии.

Летописец монастыря Н.Ф.Ногачевский так описывает место, где была основана Григорьевская обитель: «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена – ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». …Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойникам и ворам, а главное — запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».

На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом.

«Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь.

С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния».

Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А.Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено. «…ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…». Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня.

Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя – в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю.

Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 года. По преданию, средства на ее строительство были получены частично от запорожских казаков.

В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря.

В ту пору в далекой Смоленской губернии пришел в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа.

Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.

4 декабря 1803 года Указом Императора Александра I Новогригорьевская пустынь обращается во второклассный штатный Григорьевский Бизюков мужской монастырь, а ставропигиальный Бизюков монастырь на Смоленщине упраздняется. Положенная на него штатная сумма обращается на содержание Григорьевского монастыря.

«Таврийский Афон» – так назвал современник той далекой поры место, где стоял Свято-Григорьевский Бизюков монастырь. Вглубь его высоких покатых склонов и обрывистых берегов уходили подземные ходы и пещеры, тянувшиеся на десятки километров. Кем и когда они вырыты, точно не известно. Есть только предположения, что оставлены они с той поры, когда земли эти нещадно топтали дикие и жестокие кочевники, не оставляя ничего живого на своем пути. В более поздние времена ходами пользовались запорожцы и ищущие уединения христиане.

К концу XIX столетия монастырь имел на своей территории собор Вознесения Господня и пять церквей: Григорьевскую, Спасскую, Пантелиимоновскую, Покровскую (зимний собор), Трех Святителей – Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского. Последняя была домовая и располагалась в северо-восточной части архииерейского особняка. Расписывать их приглашали итальянских мастеров. Образы ангелов святых апостолов с евангельских картин поражали каждого входящего сюда великолепием красок и горним откровением.

В начале ХХ столетия монастырь представлял собой обширное поселение. На монастырских полях паслось: 1000 голов рогатого скота, 2 000 лошадей и более 20 000 овец. Его земельные владения простирались на территории 45х7,5 километров и имели площадь 32 тыс.га. Здесь выращивали рожь и пшеницу, лен и кукурузу, просо и овес. В садах произрастало множество плодовых деревьев и прекрасный виноград, из которого в изобилии делали замечательное монастырское вино. Выращивали и все овощные культуры. Урожайность на монастырских землях значительно превышала среднюю по Херсонщине и составляла 70 пудов (зерна пшеницы) с десятины.

В начале ХХ столетия монастырь уже обеспечивался собственной электроэнергией. В архивах сохранилось такое описание: «электрическая станция, в которой находится 2 газогенератора, 2 мотора к ним 30 сил, 2 насоса водопроводных диаметром 700 ведер воды в час каждый, заряд аккумуляторов, динамо-мотор 23 сил и все остальные приспособления полного оборудования станции…» В 1924 году электростанция была разорена. Монастырский же водопровод в селе действует и поныне.

В 1913 году при Свято-Григорьевском Бизюковом монастыре открываются миссионерские курсы, а в 1914 г. на их основе утверждается единственная в России Духовная миссионерская семинария. Студентами становились дети из семей монастырского поселения, которое к тому времени было обширным. Летом 1917 года здесь состоялся Общероссийский съезд православных миссионеров.

Первая мировая война отозвалась в сердцах монастырского братства горячей молитвой. С первых дней сражений обитель стала оказывать и материальную помощь фронту. По указанию архиепископа Назария, в 1914 году был сформирован отряд из братии и иеромонахов. Их обучили санитарному делу и отправили на фронт. В самом монастыре был оборудован лазарет для раненых.

О состоянии обители в первые годы советской власти образно саркастически писал в очерке «На руїнах Бізюкового монастиря”, опубликованного в газете «Наддніпрянська правда” 19 августа 1928 года Юрий Дольд, — будущий советский писатель Дольд-Михайлик: «Пришла революция – и монастырь, живший исключительно с арендной платы и жертв богомольцев, — распался… Богатые монастырские церкви позакрывались. Воробьи домовито угнездились в их куполах и лишь иногда беспокойно чирикали, когда какой-нибудь партизанский отряд заскакивал в церковный двор, чтобы одолжить в церкви полотняных картин себе на леи. И лики святых, писанные с тех же монахов искусными руками итальянских художников навсегда прятали свои лица, крепко пришитые к партизанским штанам».

Монастырь сегодня

Возрождение обители началось в 1992 году. В единственной уцелевшей церкви начали совершать богослужения и к святому месту стали собираться те, кто желал подвижнической жизни.

Настоятелем монастыря является Преосвященный епископ Новокаховский и Генический Филарет, и.о. наместника — архимандрит Феодосий (Петрусь). В монастыре введен строгий внутренний устав, ежедневный круг богослужений. Богослужения сопровождаются пением молитв на старинный распев. Постоянные прихожане не раз становились свидетелями светлых и радостных лиц паломников. Впервые попавший сюда маловер воочию убеждается в реальности духовного мира.

Современная жизнь монастыря невозможна без пожертвований и помощи благоустроителей. Их средства и искренние старания уже приносят желанные плоды, а имена вносятся в вечное поминовение у алтаря. Благодаря им приобретают живой облик территория и старинные строения. Отремонтировано и обновлено внутреннее убранство бывшего приютского храма.

В гостинице для паломников обустроены просторные комнаты со всем необходимым для проживания. Гостиница находится в капитальном трехэтажном здании бывшего братского корпуса. Из ее окон открывается вид на живописные окрестности, Днепр и внутренний дворик. На территорию завезен камень, возводится монастырская стена, готова ажурная металлическая ограда. Есть своя скважина, автономное отопление. Намечается возродить производство ладана и елея, кузнечное и прочие ремесла. Монастырь ждет своих подвижников из христиан.

По материалам кн.: Григорьевский Бизюков монастырь Херсонской епархии /Сост. Н.Ф.Ногачевский.- Одесса, 1894. а также сайта http://www.bizukov.org

Домника Алешковская: скрыть дар под видом юродства

Блаженная Домника Алешковская. Это имя выгравировано на одной из табличек ковчега с мощами в заводскм храме. Что эта была за женщина и почему мы вспоминаем ее в этот день?

В светлый воскресный день заводская община вспоминала блаженную Домнику Алешковскую (в миру Домна Ивановна Ликвиненко). Икона этой угодницы Божией, а также частичка ее честных мощей являются святынями заводского храма. Жизненный путь блаженной Домники был непрост. Родилась она в 1881 году в православной семье зажиточных крестьян. С детства воспитывалась в любви к Богу и молитве. Когда девушке исполнилось 15, она твердо решила посвятить свою жизнь служению Господу.

В 1896 году Домну приняли в школу для девочек-сирот при Свято-Успенском женском Алешковском монастыре (Херсонская губерния). Здесь она научилась грамоте и рукоделию. При школе была домовая церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая, где воспитанницы совершали молитвенное правило и посещали богослужения. С тех самых пор Домна горячо полюбила Николая Угодника — защитника сирот и обездоленных, и эту любовь пронесла через всю свою жизнь. Господь управил так, что после окончания обучения девушка осталась послушницей, а после с именем Домника была принята в число сестер монастыря.

Благая жизнь монастыря текла мирно и спокойно, но все ближе подбирался трагический 1917 год. В это время сестры монастыря стали замечать странное поведение послушницы Домники. На пастбище она оставляла животных, а сама уходила на кукурузное поле и там с поднятыми руками со слезами молилась за обитель. Очень скоро монахини поняли, что так она предсказывала будущую печальную судьбу монастыря и его насельниц.

Началась революция, затем гражданская война. Осенью 1920 года в Алешках (нынешний Цюрупинск) установилась советская власть. Монастырское хозяйство, земли и здания обители были национализированы, монахинь прогнали, а в обители устроили детскую колонию «Красные всходы». Послушница Домника осталась в Алешковской слободе, она поселилась недалеко от столь любимого ею монастыря, девушку приютила одна благочестивая старушка.

Домника обладала даром прозорливости, который тщательно скрывала под видом юродства. Она столь замысловато предсказывала будущее, что стала предметом насмешек.

В голод 1924 года матушка Домника переехала жить в Каховку и часто ходила на богомолье в Берислав.

Однажды, на пути вдоль Днепра она предсказала своим спутницам о затоплении этих мест, впоследствии так и случилось, когда построили Каховскую ГЭС. Вернулась в Алешки матушка в 1928 году. Местные жители очень любили матушку, ласково называя ее Домочкой или Домникией, и приносили ей продукты. Но дети, воспитанные школой, где насаждалось безбожие, по несмышлености часто дразнили беззащитную «монашку» в черном, чем очень досаждали Домнике.

Жительница Цюрупинска Анна Дмитриевна Беспалая рассказывает о матушке Домнике: «Была она невысокая, сутулая, с грубоватым голосом, внешне ничем особенным не отличавшаяся. Говорила мало, а давала предметы, и нужно было догадаться, что этим она предсказывала».

Пережила монахиня и Великую Отечественную войну. Особую заботу Домника проявляла к людям церковным. Рассказывает певчая Введенского храма Анна: «В 1951 году, после голодовки, мы жили очень бедно. Тетя рассказывала: видит она в окно — к дому идет Домника, зашла и говорит: «Мария, я тебе целую горсть денег в колодец бросила». И с тех пор денег нам хватало, жить стали без долгов. Помогала нам матушка и по хозяйству. Как-то мы с тетей после службы собирались домой, а Домника говорит тете: «Мария, я возле твоего сарая поставила палку». Приближалась осень, а у нас не было ни дров, ни угля, и после слов Домники, на следующий день, нам привезли дров, шишек, и было нам уже чем топить печку».

Глубокая церковность — неотъемлемая черта матушки Домники. Она всегда стремилась в храм Божий и даже в старости преодолевала многие километры ради участия в богослужении. В субботу 10 июня 1967 года матушки не стало. Ее похоронили на старом монастырском кладбище. И с тех пор могила ее не пустовала — люди нескончаемой вереницей приходили как к живой, со своими бедами и радостями. А 10 декабря 2008 года, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», по благословению Архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна были обретены мощи блаженной Домники. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года, блаженная Домника Алешковская была причислена к лику местночтимых святых Херсонской епархии. 15 июля 2009 года в Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсона состоялась канонизация блаженной Домники Херсонской.

Частица мощей блаженной Домники была передана в наш заводской храм, где она хранится в ковчеге.

Анастасия Патрича

Херсонский Благовещенский монастырь, цветная гравюра нач. 20 века

Херсонский Белозерский женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой БогородицыХерсонской епархии

  • Адрес: Украина, 73489, Херсонская обл., Херсонский горсовет, п. Приозерное, ул. Заозерная, 1
  • Тел.: (0552) 26–20–23 (епархиальное управление Херсонской епархии)

У 1856 году белозерский помещик Л.Б. Скадовский подарил 280 десятин земли под женскую благотворительную общину. В специальо построенных келиях жили богатые вдовы и девицы, которые внесли весомые вклады в их постройку.

В 1883 году Святейший Синод разрешил именовать общину монастырем. Согласно , монастырь числился как женский общежительный, 3-го класса.

На территории монастыря насчитывалось 26 построек церковного и бытового назначения. При обители действовала 4-классная школа для девочек, больница, приют для 60 сирот. На берегу Белого озера у стен монастыря была построена пристань, к которой швартовались суда, заходившие сюда с Днепра.

В 1919 в монастыре проживало 450 сестер (из которых только четверть — монашествующие, остальные — послушницы), в 1922 — 228.

Храмы обители:

  • Благовещенский храм — трехпрестольный, заложенный в 1890 году, освященный в 1896 году, каменный, теплый.
  • Свято-Троицкий храм (старый) — однопрестольный, заложенный в 1868 году, освященный в 1869 году, каменный, теплый. Храм старый, маленький, переоборудованный в трапезную.
  • Свято-Троицкий храм (новый) — трехпрестольный, заложенный в 1900 году, освященный в 1909 году, каменный.

    Построен в русском стиле, внутренняя роспись — в византийском стиле.

В 1921 году на части монастыря была размещена детская колония на 500 человек, другую часть переименовали в земледельческую трудовую артель «Пролетарская жизнь».

Монастырь был окончательно закрыт властями в 1922 году: артель закрыта, сестры изгнаны с территории монастыря.

В 1930-е годы были разрушены монастырские храмы, перекопано монастырское кладбище.

После Великой отечественной войны на территории монастыря была открыта школа механизаторов, а в 1957 году — Белозерское ПТУ №6.

31 мая 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение об открытии Благовещенского женского монастыря в селе Приозерное Белозерского района Херсонской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *