Монастырь вознесенская Давидова пустынь

Монастырь вознесенская Давидова пустынь

Вознесенская Давидова пустынь.

Главная — Россия — Подмосковье — Монастыри Подмосковья
п.

Новый быт
Давидова пустынь была основана в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским на живописном берегу реки Лопасня. Места здесь были глухие и необжитые.
Преподобный Давид происходил из рода князей Вяземских и в миру носил имя Даниил. Преподобный Давид был учеником Пафнутия Боровского, у которого в монастыре пробыл около сорока лет.
Давид Серпуховской управлял своим монастырем 14 лет, до самой смерти. За это время в обители было построено три деревянных храма: Вознесенский, Успенский и Никольский.
Каменное строительство на территории Давидовой пустыне началось при Иване Грозном, который благоволил к обители и жалел денег на ее нужды. При Иване Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня. Правда, его строительство так и не было закончено, в 1660 году храм разобрали и на ее месте возвели новый собор, который, с некоторыми перестройками, и дошел до наших дней.

Слева направо: Никольский храм, Знаменский храм, Вознесенский собор. Вознесенская Давидова пустынь.
За всё время своего существования Давидова пустынь несколько раз пережила состояния упадка и рассвета.
В 1619 году обитель разорили поляки, потом быстро восстановлена.
В XVII в. патриарх Никон лишил ее самостоятельности, приписав к Воскресенского Новоиерусалимскому монастырю.
Но позже Давидова пустынь поднялась на ноги и вернула себе свою самостоятельность.
В 1732-1740 гг. была возведена колокольня со Знаменским храмом.

В 1764 г. екатерининский указ лишил монастырь их земель и поставил обитель на грань разорения.
Лишь в конце XVIII в. начале XIX в. при помощи московского митрополита Платона Давидово-Вознесенская пустынь достигла благополучия. В это время был возведен каменный Никольский храм, примкнувший к Вознесенскому собору.

Никольский храм (справа) и Вознесенский собор (слева). Вознесенская Давидова пустынь.

Никольский храм: фрагмент. Вознесенская Давидова пустынь.
Во времена войны с Наполеоном были тяжелыми и для обители. Военные действия не коснулись Давидовой пустыни, но пожертвования в монастырь прекратились.
На монастырском кладбище похоронен герой войны 1812 года прославленный военачальник генерал Дохтуров.

Монастырский некрополь. Вознесенская Давидова пустынь.
К середине XIX в. жизнь в монастыре стала налаживаться. Территория монастыря расширяется, строятся новые кельи, служебные помещения, новая ограда, обновляются храмы. В 1865 году возводится новый Знаменский храм, тоже примкнувший к Вознесенскому собору.
В начале XX в. строится Спасская церковь и Всехсвятский храм при трапезной.

Спасская церковь. Вознесенская Давидова пустынь.
Живший по соседству в МелиховоАнтон Павлович Чехов часто приходил в Давидову пустынь. Антон Павлович был земским врачом, и обитель входила в его врачебный участок. По его инициативе в бывшем корпусе монастырской гостиницы была открыта больница.
В 1930-х гг. монастырь закрыли. Возрождения монастыря началось в 1995 году. С тех пор удалось восстановить весь монастырский ансамбль, а также часовню у Святого источника в соседнем селе Талеж.
Сайт монастыря: http://davidova-pustin.ru

Вознесенская Давидова пустынь и святой источник преподобного Давида

Версия для печати

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова и в 56 километрах от санатория «Велегож». Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем.

Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:

«В лета 7023 (1515) при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси при священном архиепископе Варлааме Митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустынь старей преподобный отец наш игумен Давид со двема старцами и с двема простыма мужи майя в 31 день».

Преподобный Давид, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи отроком, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое святило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу.

Девятнадцатого сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного.

Почитание преподобного Давила началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

В 1600 году игумен Леонид на келейные деньги построил деревянный храм Вознесения Господня, впоследствии перенесенный в село Дегчишево. Еще при царе Иоанне Васильевиче Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, однако он долгое время оставался недостроенным. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца с теплой трапезою, работы были закончены к 1682 году.

К 1732 году церковь Успения уже сильно обветшала. По прошению игумена Иакова она была разобрана и выстроена вновь над святыми вратами в 1740 году. В 30 — 40-е годы XVIII века над гробом преподобного Давида поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году, в правление игумена Иосифа, усердием жены статского советника Михаила Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольней устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

Известна была обитель и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особое внимание ей оказывал царь Иоанн Васильевич Грозный. На его средства в обители началась постройка каменного храма. В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению.

1 апреля 1625 года царем Михаилом Феолоровичем монастырь был вновь отстроен. В 1657 году монастырь был огорожен забором, около монастыря росла липовая роща, а между рощей и огородом — сад с яблонями.

Святой источник преподобного Давида в Талеже

Недалеко от монастыря, в деревне Талеж находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Усердием благодетелей построен храм Преподобного Давида, купальня и звонница. В 2003 году для большего удобства была построена еще одна купальня. С каждым годом источник приобретает всё большую известность, всё большее количество паломников приезжают испить целебной воды в источнике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *