Монастырь в теряево

Монастырь в теряево

Проснулся я сегодня часов в 8 утра и понял, что предпоследний день новогодних каникул проводить дома не хочу — собрался и даже без завтрака рванул в Иосифо-Волоцкий Ставропигиальный мужской монастырь. Звать никого не стал — не хотелось тратить время на всякие сборы-разговоры. Доехал просто замечательно — вот можно лучше, да некуда Про Новоригу в праздники утром вообще нечего рассказывать, но и дорога от трассы до монастыря радовала. Пустынная и сравнительно чистая с отличным покрытием она была вот такой:

а иногда вот такой:

Доехав до Теряево в паре километров до монастыря заметил в стороне развалины церкви — конечно подъехал посмотреть:

Церковь Вознесения Господня в Теряево, её же обиходные названия Вознесенская церковь; Ильинская церковь; Ильи Пророка церковь; Пророко-Ильинская церковь.

Пятиглавая церковь в духе провинциального зодчества, трапезная с Ильинским и Скорбященским приделами и колокольня перестроены в псевдорусском стиле в кон. XIX в. Закрыта в кон. 1930-х, занята гаражом, затем заброшена.

Ходят слухи, что сейчас начался её ремонт — особо ничего не заметно. Есть леса с краю, но никакого движения — только разруха. А постройка сама по себе очень впечатляющая. Была.

Проехался сначала к ближней стороне монастырских прудов — народ собирается ловить рыбу, причём какой-то странной конструкцией, типа «телевизора» только на очень длинной — метров 5 ручке. Задавать дурацких вопросов, типа «Клюёт?» не стал, спросил как лучше проехать к монастырю и двинулся дальше:

Основан Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в конце XV века преподобным Иосифом Волоцким. Преподобный Иосиф, в миру — Иван Санин, ученик св. Пафнутия Боровского, вошел в историю Церкви как книжник и толкователь Священного Писания, покровитель церковного искусства. Уроженец волоколамского села Язвищи, сын московского служилого человека, он принял постриг в двадцатилетнем возрасте в Пафнутьевом Боровском монастыре (по другим сведениям — в Волоколамском Возмищенском монастыре). По его молитвам, чудесным образом, в 1479 году в окрестностях Волоколамска было обретено место для устройства монастыря. Средства на устроение обители пожертвовал князь Борис Васильевич Волоцкий.
Легенда появления монастыря на этом месте гласит: когда-то здесь были охотничьи угодья, дремучие леса, болота. Ловчего послали найти место для монастыря и в тот момент, когда он стоял в задумчивости, ударила молния. Все решили, что это сам Господь Бог перстом Своим указал людям место. Вокруг были лес и болота. Тогда случилось второе чудо. Прошла буря и повалила весь лес на этом месте, тогда и начали строительство монахи и послушники. Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием.
Сохранилась старая мозаика:
Однако, внутрь никуда зайти нельзя — всё заперто. Хотя двери красивые:
Колокольня с храмом в честь иконы Матери Божьей «Смоленская» («Иже под колоколы»). Построена в 10-е годы XVI века.
В 1692 — 1694 г.г. надстроена монастырская колокольня до 10 ярусов. Высота столпа колокольни достигала 76 метров. Вы себе 76 метров представляете? Я — нет. 30 этажей, примерно… Монастырская колокольня по высоте и красоте равная кремлёвской Ивана Великого была взорвана гитлеровцами в 1941 г. Ну а это то, что осталось внутри:
Трапезная палата с церковью Богоявления. Построена в 1506 — 1510 г.г.
Казначейский корпус. Построен в середине XIX в. на месте прежних казначейских покоев XVII в. В 1748 г. здесь находились судейская, приказная и архивная палаты, в 1780 г. — духовная семинария, в 1803 г. — покои Волоколамского духовного правления.
Памятный крест:
Интересный дуб — практически все листья на месте. Не иначе как чудо какое:
В 1543-1566 годы Иосифо-Волоцкий мужской монастырь был окружен каменными стенами с башнями. Военные действия времен Смуты нанесли монастырю огромный ущерб, при этом особенно пострадали стены и башни. Подмастерье московского Приказа каменных дел Иван Неверов, присланный в 1645 году восстанавливать здания монастыря, отмечал: «Городу и башням впредь стоять будет неможно, потому что все осыпалось и во многих местах развалилось». Неверов начал восстановление монастырской ограды, а вскоре его сменил зодчий Трофим Игнатьев.
Комплекс крепостных сооружений Иосифо-Волоцкого монастыря, созданный Трофимом Игнатьевым, выделяется среди других подобных сооружений того времени. Каждая из семи башен (Петровская, Старицкая, Германова, Кузнечная, Безымянная, Никольская и Воскресенская) отличается пышной, своей собственной и чуть ли не декоративной обработкой из кирпича, которая, поражая изяществом, ажурностью и великолепием, вступает в противоречие с их внутренним устройством и целевым назначением. Только на украшение Кузнечной башни пошло «500 изразцов муравленых ширинчатых на подзоры», «200 жолобов муравленых на поясы» и «100 изразцов ценинных». В итоге монастырская ограда приобрела праздничный облик и сохранила свое оборонительное назначение, по существу, только по форме.
Композиционный центр обители — массивный Успенский собор, построенный на вклад дьяка Силина и царские пожертвования с 1688 по 1696 год. Пятиглавый двусветный храм стоит на высоком подклете, который использовался для погребений как особо почётное место. Собор окружён открытыми галереями, и украшен ленточными поясками из полихромных изразцов «павлинье око» работы мастера Степана Полубеса.
Вообщем место очень интересное, дорога — замечательная, не знаю, что вы ещё дома перед экраном штаны просиживаете — ехайте да смотрите :flag:

История

Иосиф Волоцкий основал Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь в 1479 г. Преподобный был одним из самых образованных людей своего времени, писателем-богословом и ревнителем православной веры.

Родился он недалеко от Волоколамска, в деревне Язвищи. В двадцать лет принял постриг и долго жил в обители своего наставника — Пафнутия Боровского. А когда тот скончался, вместе с несколькими старцами решил вернуться на родину. Там в лесу, он случайно (или Божьим промыслом?) обрел расчищенную ураганом поляну, где позже и появился монастырь со строгим уставом. На момент основания монастыря ему было почти сорок лет.

Эта обитель стала одним из важнейших на Руси центров знания.

Усилиями иноков была собрана богатейшая библиотека, огромное количество книг было переписано, а сам преподобный Иосиф создал первый свод православного богословия «Просветитель». Также он заботился о стариках и детях, помогал крестьянам из окрестных деревень — приобретал для них скот, семена… Пытался регулировать цены на хлеб, а в неурожайные годы открыл при монастыре своего рода столовую, которая могла накормить до 700 человек в день!

В Иосифо-Волоцкий монастырь ходили на молитву не только простые прихожане, но даже бояре и цари. Бывало, сюда, по старой традиции, ссылали опальных деятелей – например, митрополита Московского Даниила, Василия Шуйского… Также в стенах монастыря нередко содержали военнопленных: в начале XVII века — поляков, а после Отчественной войны 1812 г. — французов. Здесь были погребены Малюта Скуратов (хотя надгробие не сохранилось, что оставляет место для других версий о захоронении ближайшего сподвижника Ивана Грозного), а также мать Натальи Гончаровой — супруги А.С. Пушкина.

После 1917 г. Иосифо-Волоцкий монастырь закрыли, а в его помещениях разместили, как это нередко бывало, детский дом. Успенский собор превратили в кинозал, завесив иконостас экраном. Лишь в 1989 г. весь ансамбль был возвращен Русской Православной Церкви.

День нынешний

По сей день Иосифо-Волоцкий монастырь — один из красивейших архитектурных комплексов не только Подмосковья, но и всей России. Богоявленская церковь начала XVI века, сводчатые палаты, мощные башни с уникальными «вытянутыми» шатрами, «павлинье око» изразцов Успенского собора работы знаменитого мастера Степана с «нецерковной» фамилией Полубес, интерьерные росписи палехских иконописцев… Все это делает монастырь прекрасным, немного сказочным и одновременно невероятно благодатным местом, где сам собой возвращаешься к своим истокам.

Обязательно стоит остановиться на шоссе, взглянуть на монастырь с другого берега озера.

Над его ровной гладью, словно поднимающиеся прямо из воды, встают белоснежные стены, островерхие башни и золотоглавые церкви. Таких захватывающих дух видов, такой неописуемой словами гармонии природного и рукотворного, к сожалению, немного осталось уже в средней полосе Европейской России, тем более – в Подмосковье. Тем ценнее будет задержаться здесь на некоторое время – его от этого не убудет, а унести с собой в памяти эту восхитительную панораму древнего монастыря на берегу озера захочется, наверное, каждому побывавшему в этих краях. В конце концов, если и есть в России места, где любовь к Родине готова зародиться даже в самом равнодушном сердце – то вот одно из них, в 25 километрах от Волоколамска.

Немного о грустном. До 1941 г. монастырский ансамбль украшала высоченная, в полтора раза выше собора колокольня. Она пала жертвой войны. Не стало не просто старинного памятника – исчезла связующая вертикаль, вокруг которой, как вокруг оси, обращалась не только сама обитель, но и ее окрестности. Отсюда, с другого берега озера, самое время и место представить, как оно было, посожалеть об утраченном и порадоваться о сохраненном.

В стенах монастыря все располагает к созерцанию и размышлению… К мыслям о том, что красота – она либо одухотворена, либо она не красота вовсе. О том, на каких столпах стояла и стоит русская история, русская культура. О своих корнях, о которых не стоит забывать никогда, ибо дерево, лишенное корней, превращается в перекати-поле, а у модного слова «космополитизм» есть хороший русский синоним «без рода и отечества». И конечно, обязательно нужно почтить память Иосифа Волоцкого – выдающегося человека, просветителя и помощника нуждающимся, имя которого было незаслуженно вычеркнуто из плеяды лучших людей Отечества.


Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Вид на Иосифо-Волокаламский монастырь

Монастырь был основан в 1479 году стараниями преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским, стал его преемником по игуменству и попытался после кончины преподобного Пафнутия ввести в его монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда преподобный Иосиф он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 году вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского князя Бориса Владимировича устроить мужской монастырь.

На месте, указанном свыше (закружился вихрь, как бы указывая путь, а потом в землю из ясного неба ударила молния – говорится в «Надгробном Слове в память Иосифа Волоцкого», составленным его племянником Досифеем Топорковым), преподобный Иосиф поставил крест. А вскоре здесь была заложена деревянная церковь в честь Успения Богоматери. Одна из редакций Летописчика Иосифа Волоцкого сообщает, что каменная монастырская церковь Успения Богоматери была заложена Иосифом 7 июня 1484 года, а освящена 18 декабря 1485 года.

В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, в росписи которого принимал участие сам Дионисий. «…И по прехожении немного лет подписал ея хитрыми живописцы в русской земли Дионисием и его детми Владимером и Феодосием и Пасеею иноком и два братанича (племянника) Иосифова – инок Досифей да инок Васиян».

Скорее всего, Дионисий расписывал Успенский собор в конце 1480-х годов. Однако росписи Дионисия в монастыре не сохранились – в XVII веке собор был полностью перестроен.

Дионисий на протяжении 1480-1490-х годов неоднократно работал над монастырскими заказами. В общей сложности им было написано для обители около ста икон. Здесь с художником работали помощники и ученики, а с основателем монастыря, Иосифом Волоцким, его, видимо, связывали дружеские и духовные отношения.

Приписываемые Иосифу «Послания иконописцу» и три «Слова о почитании икон» обращены к Дионисию, как «началохудожнику»: «И тебе же ключимо сие написание того ради, яко самому ти началохудожнику сущу божественных и честных икон живописанию».

Иосиф Волоцкий

Из многочисленных работ Дионисия, созданных для монастыря, сохранилась одна икона – «Богоматерь Одигитрия». Описи сообщают, что «икона местная болшая Пречистая Богородица Одигитрия, письмо Дионисьево» стояла в местном ряду соборного иконостаса первой слева от Царских врат. В настоящее время икона хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.

В 1490 году рядом с собором был построен восьмигранный храм – колокольня во имя иконы Смоленской Божией Матери, в 1504 году была возведена Богоявленская церковь и трапезная со службами. В 1543-1566 годах монастырь был обнесен каменными стенами.

При жизни основателя в монастыре был строжайший устав, который с радостью исполнялся братией. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа», – писал о нем Ключевский.

Богоматерь Одигитрия. Дионисий

В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани. Среди дарителей монастыря – Иван Грозный, Афанасий Нагой, Борис Годунов и его жена Мария Григорьевна, отец которой, Малюта Скуратов, похоронен во дворе обители.

В тюрьме для государственных преступников, находившейся на территории обители, в разное время содержались писатель и переводчик преподобный Максим Грек, нестяжатель Вассиан Косой (князь Патрикеев), вольнодумец Матвей Башкин. В Германову башню монастыря в начале XVII века был заточен сведенный с престола князь Василий Шуйский.

Архитектурный ансамбль обители, напоминающий некоторым исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII веке строительством большого собора и колокольни.

В украшении зданий изразцами участвовал знаменитый мастер Степан Полубес, резной ажурный иконостас принадлежит мастеру Евсевию Леонтьеву, а живопись – Григорию Антонову, Фоме и Василию Потаповым.

В начале XX века в обители было пять храмов, неподалеку действовал скит с «колодезем Иосифа Волоцкого». При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, больница, церковно-приходская школа. Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит.

В 1929-1931 годах были переплавлены все монастырские колокола. В зданиях монастыря располагались детский дом и школа села Теряево, а затем разместился музей. В 1941 году была уничтожена монастырская колокольня, так до сих пор и не восстановленная.

В настоящее время обитель возвращена Русской Православной Церкви. В мае 1989 года возрожден Иосифо-Волоколамский мужской монастырь, ставший в 1999 году ставропигиальным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *