Монастырь в святогорске

Монастырь в святогорске

От реки Тихая Сосна на севере до реки Черная Калитва на юге много памятников пещерной архитектуры, напоминающих катакомбы. Наиболее значительным был Белогорский комплекс. Первый храм обители был заложен до 1640 года в честь святого Николая, по благословению Киевского митрополита Петра Могилы. Следующие две церкви пресвятой Богородицы и Святого Иоанна Предтечи в 1658 и 1693 годах. Здесь и по настоящее время действует вырубленный в меловой скале храм Успения, место обретения иконы Сицилийской Божьей Матери. Пещерные храмы в селах Семейка и Белогорье также хорошо известны. Белогорьевские пещеры вырыты в мелу и имеют длину 2 км. Они существуют с 1796 года и связаны с именем казацкой вдовы Марии Шерстюковой.

В среднем течении Дона, к югу от Воронежа по правому берегу реки тянется кряж меловых гор — Донское Белогорье. Меловые пещеры — достопримечательность Донского Белогорья. В них располагались не только храмы но и целые монастыри, например, Белогорский Воскресенский мужской монастырь XVIII века, длина лабиринта которого составляет 2 километра, а высота пяти ярусов — около 30 метров. В последнем, самом нижним ярусе — довольно холодно. Изо рта пар идет. И везде летучие мыши водятся Никто точно не знает, когда были вырыты первые пещерные храмы. Говорят, что первые православные монахи появились в этих местах в XI веке. Они и начали строить пещерные храмы. Эта местность замечательна нерукотворными чудесами природы –дивами — огромными меловыми стопами. Вопрос о происхождении див и сегодня остается открытым. Одни ученые считают, что это наиболее твердые пласты горных слоев, образовавшиеся за счет выветривания и обсыпания. Другие, что эти места находились на дне моря и дивы появились после отступления воды. Под некоторыми из див были устроены пещерные храмы. Меловые пещеры – это достопримечательность Донского Белогорья. В них располагались не только храмы но и целые монастыри, например, Белогорский Воскресенский монастырь под Павловском. По данным местных краеведов на территории Воронежской области насчитывается сегодня около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития православных подвижников.

Костомарово. Знаменитый Свято-Спасский Костомаровский женский пещерный монастырь находится на одном из холмов в меловой гряде, тянущейся на 150 км до Белгорода. Основные достопримечательности обители: — Храм в честь св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (так называется храм в просторечии, а на самом деле — это храм Спаса).

Там имеется прострелянная 6 пулями комсомольцев-богоборцев Валаамская икона Божией Матери. — Кельи — пещеры старцев внутри холма. Старцы были великие молитвенники. Говорят, что при молитве вздывались огненные столбы. — Храм в честь преподобного Серафима Саровского. Особо почитаемый святой в монастыре. Паломники получают куски мела, которыми нужно помазывать больные места тела и просить святых старцев об исцелении. — Пещера покаяния. Вход по одному. Идти по пещере в темноте метров 20-30, вспоминая свои прегрешения и грехи, раскаиваясь, прося Господа о прощении. Затем оказываешся перед образом святителя Николая Можайским. Молишся, ставишь свечи. — «Голгофа». Большой поклонный крест на вершине. Я сама туда не ходила, сил не хватило, но некоторые наши сотрудники побывали. Говорят, тоже очень красиво.

Дивногорье. «Здесь, кажется, окаменело само время: как и тысячу лет назад, внизу синяя лента Дона, а здесь, на меловой круче, синее небо да отары белых облаков над головой. Может быть, они когда-то упали на землю и застыли белыми глыбами? Изумлённые красотой люди назвали эту сказку Дивногорьем, в заколдованные меловые скалы — Дивами. Эти огромные башни созданы самой природой. На этой земле оставили свои следы хазары, половцы и славяне. Пришли сюда в 1640 году и два монаха из Киево-Печерской Лавры, которые трудом и молитвой сотворили в меловой горе подземную церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Так возник у села Дивногорье Успенский монастырь…» Вдоль берега Тихой Сосны, на заповедной территории, немало родников с водой холодной и чистой. Один из них — напротив Больших Див — считается Святым источником. Даже в самый жаркий день здесь прохладно и тихо.

ИсторияАрхитектураСвятыниКонтакты


Покровский храм

Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу реки Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того и гляди свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают ни днем ни ночью…

Антон Чехов

История

Знаменитая Святогорская Лавра расположена на высоком правом берегу Северского Донца в местности, издревле известной под названием Святые Горы. Святые горы – это меловые скалы, реликтовые сосны и лиственный лес, живописные ущелья и крутые обрывы над рекой на территории небольшого четырехкилометрового участка правого берега Донца между с. Богородичным и Татьяновкой. Северский Донец, самая большая река Восточной Украины, не случайно одна из первых воспета древнерусской литературой. Это наиболее живописная река Восточноевропейской равнины и наиболее удобная для отдыха. Именно Северский Донец дал название этому краю – Донбасс.

Тяжело поверить, что всего лишь 300 лет тому Донецкий край, теперь один из наиболее густонаселенных районов мира, называли Диким полем. Тогда это была пограничная территория Московского царства: сюда из городов Рыльска и Путивля выставлялась боевая стража, охранявшая страну от крымских татар.

С XVI века Святые Горы уже неоднократно упоминаются в русских летописях, переписях донецких сторож. Выбор места основания обители определялся наличием естественной крепости – меловой скалы, относительно недоступной для внешних врагов, и близостью существующей единственной переправы через Донец – «большого» или «посольского» перевоза, ставшего важной и чуть ли не единственной статьей дохода монастыря в начальный период существования.

Изначально монахи жили в пещерах меловой скалы, но уже в 1679 году была построена первая деревянная церковь у подножия утеса на берегу Донца – Церковь Петра и Павла.

С этого времени начинается переселение монахов в наземные сооружения, а меловая скала оставалась пристанищем только для затворников. Святогорский монастырь станет не только популярной обителью, но и важным стратегическим пунктом приграничья.

Святое место также служило прибежищем для бежавших из крымской неволи соотечественников, для гонимых Униею украинцев, а порою и для преследуемых царскими приставами донских казаков.

Активная колонизация края в XVII-XVIII веков сделала Святогорский монастырь крупным феодалом и одновременно религиозным центром Левобережной Украины и казацкого Дона.

После закрытия монастыря в 1787 году указом Екатерины II новым владельцем Святогорского имения стал князь Таврический — Григорий Потемкин. Некоторые памятники архитектуры были построены по его инициативе, в частности Преображенская церковь в 1860 года. В этом же году был возведен так называемый Потемкинский дворец, служивший летней резиденцией магнатов. На берегу живописного озера по мановению царедворца возникают купальни для именитых гостей. Такие купальни в те времена назывались банями. Отсюда озеро и селение, возникшее на его берегу, получили название «Банное». В густом сосновом бору были выстроены благоустроенные и роскошные коттеджи, воздвигнуты корпуса с верандами для игр и увеселений, в графском парке по вечерам играл духовой оркестр. С тех пор Святые горы стали пользоваться большой популярностью и как рекреационный комплекс. В 1864 году село Банное было переименовано в Святогорск.

Упразднённый монастырь продолжал оставаться невероятно популярным среди паломников, которые в престольные праздники десятками тысяч наполняли полуразрушенные храмы бывшей обители. В связи с этим император Николай I вынужден был в 1844 году возобновить его работу.

Первым настоятелем после открытия Святейший Синод назначил казначея Глинской пустыни иеромонаха Арсения (впоследствии архимандрит).

За следующие 70 лет монастырь достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. Количество подвижников в течение 2 половины XІX века непрерывно растет, достигнув в начале XX века 700 человек. Среди них яркие личности – талантливые самоучки: отец Стефан, чьи снимки Святогорья обошли всю Россию (сегодня эти снимки являются важнейшим материалом для реставрационных работ), отец Антоний, прозванный «русским Эдисоном». Как и древние подвижники, 17 лет, заточенный в пещере на верхушке скалы, провел святой Иоанн Заточник. Ежедневно он совершал по 700 земных и сотни поясных поклонов, 5 тысяч молитв Иисусовых, тысячу Богородичных и других молитв. Отшельник имел дар прозорливости и чудотворения. Известно, что в гостинице Святогорского монастыря останавливались Г. Сковорода, А. Чехов, И.

Бунин, Ф. Тютчев, Н. Немирович-Данченко, И. Репин и другие выдающиеся соотечественники.

На месте страшной аварии царского поезда 17 октября 1888 года и чудесного спасения царской семьи – на ж/д станции «Борка», святогорские монахи создают знаменитый на всю империю Спасов скит.

Получение одним из крупнейших в Российской империи монастырей статуса Лавры было прервано трагическими событиями большевистского переворота.

В 1922 году советская власть преобразовывает монастырь в Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря. Были уничтожены монастырские скиты, Преображенский, Всехсвятский и Петропавловский храмы. В Успенском соборе был устроен кинотеатр, в подземной церкви пр. Антония и Феодосия Печерских – овощехранилище, а в храме преподобного Алексия – музей антирелигиозной пропаганды. На вершине соседней горы, напротив золотых куполов, был установлен памятник революционеру Артему.

27 мая 1980 года постановлением правительства УССР монастырские здания, представляющие культурную ценность, вошли в состав Государственного историко-архитектурного заповедника г. Славяногорска (теперь – Святогорска) Донецкой области.

С возращения монастырю в 1992 году Успенского собора начинается возрождение обители.


Успенский собор

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, в 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.


Скит прп. Антония и Феодосия Печерских

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении заповедника жилые и хозяйственные строения. В части строений монастыря разместилась одна из старейших здравниц Украины – санаторий «Святые горы».

После этого события Высокопреосвященнейшим Иларионом, митрополитом Горловским и Славянским, на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви был подан рапорт о присвоении Святогорскому монастырю статуса Лавры.

9 марта 2004 года на очередном заседании Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.

На сегодняшний день количество братии составляет более 120 послушников. В одном из помещений Гостиничного двора Лавры действуют музей истории Святогорской обители. В 2004 году состоялось открытие панорамы (диорамы) «Святые горы в XVII веке».

Лавра и заповедник находится в зоне Национального природного парка «Святые горы» (создан 13 февраля 1997 года Указом Президента Украины).

Архитектура

В настоящее время монастырь включает следующие сооружения:

Собор Успения Пресвятой Богородицы (сер. XIX в.) – самое главное и монументальное сооружение монастырского ансамбля. Построенный академиком А.Горностаевым в русско-византийском стиле собор поблескивает на десятки километров настоящим сусальным золотом своих пяти глав.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (сер. XIX в.) – классическое сооружение воздвигнутое знаменитым архитектором К.Тоном. Присущи этому стилю строгие архитектурные объемы, прямые линии, цилиндрической формы колонны гармонично увенчиваются традиционно российским тяжелым луковичным куполом. В барабане колокольни устроены куранты, сделанные мастером самоучкой, монахом Антонином. С расположенной над зданием церкви колокольни раздается звон на десятки километров.

Церковь святителя Николая Чудотворца (XVII в.) – памятник украинского барокко. Храм расположен на самой вершине меловой скалы, визуально завершает очертания грубого утеса. Правильность форм в сочетании с живописным ландшафтом подчеркивают скромную и вместе с тем подлинную элегантность сооружения. Церковь имеет высеченный в меловой части скалы – алтарь. У однонефной, трехкупольной церкви восточный купол – меловый, центральный – кирпичный, западный – деревянный.

Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских (сер. XIX в.) – вырублена в соседней горе (гора Артема), при входе в церковь в 2001 году. На поверхности создан скит св. Антония (каменная колокольня, домик для подвижников, ограда).

Часовня святого апостола Андрея Первозванного (или Верхний павильон паломников, сер. XIX в.) – расположена восточнее Никольского храма. Без алтаря, предназначена для молебна. Имеет видовую площадку, с которой открывается лучшая в округе панорама. Хаотичная кладка четырех массивных столбов часовни навевает исторические ассоциации с древней крепостью и позволяет окунуться в захватывающие и приключенческие времена прошлого.

Дом настоятеля (сер. XIX в.) – 2-х этажное здание, примыкающее к Покровской церкви. Сохранено стилевое единство с соседствующим храмом.

Пещерный монастырь («Пещерник» или Нижний павильон XVII ст.) – самая древняя часть обители, включающая два яруса сооружений в меловой скале – церкви, кельи, трапезная, километровый лабиринт подземных ходов. Архитектурными памятниками «Пещерника» являются церковь Св. Иоанна Предтечи (в центре храма – столб, на котором, по преданию, обрели чудотворную икону Николая Угодника и который помогает от зубной боли) и храм Св. Алексия.

Церковь Всех Святых Всесвятского скита (2001г.) – один из лучших образцов современного деревянного зодчества, имитирующий древнерусский теремной стиль XVI-XVII веков. Скит – место обитания для монахов-аскетов, поэтому доступ мирянам разрешен только четыре раза в год.


Всехсвятский скит Святогорской Лавры

Гостиничный двор (сер. XIX в.) – помещения для богомольцев, трапезная, музей, хозяйственные постройки.

Часовня Святых Кирилла и Мефодия.

Святыни

Святогорская икона Божьей Матери (сер. XIX в.) – главная святыня монастыря, исцеляющая от разных недугов после усердной молитвы перед ней. Исцеление получают также от помазания больного места маслом от лампады, горящей перед иконой, а также от прикладывания засушенных цветков, украшавших святыню.

Икона святителя Николая с изображением Святогорской обители внизу.

Святые мощи Иоанна Затворника. Рака Иоанна вместе с материнским крестом, который святой всю жизнь носил на себе, находятся в Успенском соборе монастыря.

Заповедник

В состав комплекса заповедника входят 35 объектов, среди которых главные культовые сооружения монастыря – Успенский собор, Покровская церковь, Николаевская церковь, подземная церковь Антония и Феодосия, а также памятник Артему и, находящийся рядом, Мемориал Великой отечественной войны.

В 2001 году постановлением Кабинета Министров Украины объекты Святогорского заповедника были отнесены к памятникам национального значения.

Контакты

ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина, 84131

Около 860 г. в здешних краях, которые в ту пору входили в состав Хазарского каганата, утвердили и восстановили Святую православную веру равноапостольные братья свв. Кирилл и Мефодий (см. Жития святых).
О древности в Святогорье христианской веры говорят и современные археологи: на территории, примыкающей к Святым Горам, были найдены многие предметы, относящиеся к христианскому населению. Погребения возле некоторых городищ (Царино и Зливки), совершенные по христианской традиции, относятся к XI-XIV вв. Памятником этого времени являются сохранившиеся до наших дней Святогорские пещеры — свидетели древних подвигов братии и трудов первых основателей обители.
Первые заметки о Святогорском монастыре появляются в Московских летописях в XVI в.: он упоминается в качестве сторожевого поста Российского государства, т.к. в то время обитель была самым южным русским монастырем в татарской степи, находящимся за «чертою», т.е. за границею.

До начала XVIII в.

монастырь не раз подвергался разграблениям от крымских татар и воровских людей, поэтому царскими указами в нем предписывалось постоянно проживать отряду воинов. Кроме того, Святогорский гарнизон, располагавшийся в недрах меловой скалы, имел четыре пушки для обороны, а монастырский синодик 1710 г. сохранил да наших дней имя монаха-пушкаря Иакова.

Московские Государи, обращая особое внимание на Святогорскую обитель, предоставляли ей, кроме денежного и хлебного жалованья, огромное количество земельных угодий. Самая ранняя, дошедшая до нас царская грамота относится к царствованию Михаила Феодоровича. Она была пожалована монастырю в 1624 г. В конце XVII в., с уменьшением опасности от татар, иноки спустились из пещер для жительства к подножию скалы, где и были заложены первые наземные храмы. Переселение «на подол» было также связано с трудностями жизни в пещерах, о которых нам говорит грамота архим. Иоиля 1679 г.: «Он де, архимандрит з братиею, из реки Северского Донца на всякую потребу в монастырь на гору воду носят на себе по ступеням бочками по мере з 200 сажень… и от такия великия скудости в том монастыре старцы не живут, и ныне он, архимандрит з братиею, для зимняго времени и летняго пристанища всяких чинов людям, которыя приходят в монастырь помолиться, под горой на берегу у реки Северского Донца… строит деревянную церковь теплую во имя святых апостол Петра и Павла».

Однако, хотя жизнь и сделалась спокойнее в XVIII в., обитель постигали новые беды, в числе которых были и моровые язвы, уносившие жизни многих из Святогорской братии. Но главная беда случилась в 1787 г. Согласно новой политике секуляризации церковных земель по указу Екатерины II Святогорский монастырь был закрыт, а все его имущество отписано в казну. В 1790 г. Святогорское имение было подарено Императрицей князю Таврическому Григорию Потемкину.

В упраздненном состоянии, существуя как приходская церковь, обитель находилась почти 57 лет. Восстановление ее, при деятельном участии новых владельцев Святогорья — князя Александра Михайловича и Татьяны Борисовны Потемкиных, произошло в 1844 г. Первым настоятелем после открытия был назначен казначей Глинской пустыни иеромонах Арсений (впоследствии архимандрит), который прибыл в монастырь вместе с некоторыми из числа наиболее ревностных Глинских братии. За короткое время Святогорская пустынь процвела «яко крин сельный». Были построены новые настоятельский, братский, просфорный, экономический корпуса, гостиницы, трапезные, а также обновлены древние храмы и пещерные церкви. Кроме того, построена новая церковь с колокольней и заложены Преображенская церковь на вершине горы, Успенский собор и скитской храм прд. Арсения Великого. Как и в Глинской пустыни, настоятелем были устроены столярная, бондарная, слесарная, кузнечная, сапожная, портная и живописная мастерские, пасека и свечной завод.

В возрожденной обители был введен Глинский церковный устав, а духовная жизнь братии проходила при старческом окормлении опытных духовников, которые были учениками знаменитого Глинского старца игумена Филарета (Данилевского).
При следующем настоятеле архим. Германе, было закончено строительство заложенных ранее храмов, а также устроен больничный хутор с церковью в честь Ахтырской иконы Богоматери, трапезный храм Рождества Пресвятой Богородицы и Спасов Скит (на месте крушения царского поезда в 1888 г.). При архим. Германе некогда запустевшая Святогорская обитель была украшена многими царскими дарами и стала известной по всей России. При последующих настоятелях обитель процветала как внешне, так и внутренне, духовно. К ней, как к благодатному месту и источнику живой воды, стекались тысячи паломников из всех уголков тогдашней Царской России. Цветущее внешнее благосостояние было основой для обширной благотворительной деятельности, которая распростиралась как на паломников — богомольцев, так и на жителей окрестных селений.

Революция 1917 года и приход новой безбожной власти коренным образом изменили дальнейшую жизнь Святогорского монастыря, разграбление которого началось с 1918 г. Все имущество было описано и изъято, кощунства над священными предметами в обители сопровождались избиением и убийством монастырской братии. В короткий срок все насельники были выселены за пределы монастыря, и в 1922 г. советской властью Святогорская пустынь была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса. Дальнейшее поругание обители проявилось даже в переименовании: Святые Горы были названы Красными. В 1927 г. как символ победы и господства революции воздвигнут памятник Артему. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня уже был к этому времени взорван. Пришли в запустение и варварски разобраны храмы в Ахтырском, Арсеньевском и Спасовом скитах.

В годы Великой Отечественной войны обитель подверглась еще большему разрушению. В 1942 г. с разрешения немецких властей, на территории которых находился монастырь, на короткий период обитель была вновь открыта в качестве прихода, но просуществовала недолго. В 1947 г. взорван кладбищенский Всехсвятский храм, а в 1960-х годах уничтожены все монастырские кладбища. После войны в 1950-х годах главная святыня обители, Успенский соборный храм, в краткие сроки перестроен под кинотеатр, а трапезная церковь Рождества Богородицы — под столовую санатория Артема.

…Однако прошло 70 лет разрухи, и в 1992 г. исполнились пророчества многих Святогорских старцев, которые были свидетелями закрытия обители: монастырь был восстановлен. В 1995 г. с увеличением числа братии началась его реставрация, которая продолжается доныне. На сегодняшний день монастырю переданы все сохранившиеся храмы, бывшие в его ведении до закрытия, строятся новые на месте взорванных, реставрируются обветшавшие здания.
А главное — возрождается духовная жизнь монастыря, который становится горящим в молитве светильником Святой Руси, привлекая дивной красотой своих памятников, окруженных чудесной природой, а также стройностью богослужений, присутствие на которых трогает душу и делает ее причастной той силы благодати, которую стяжали на это место многие поколения молитвенников и преподобных, сообщивших своим образом жизни название этой местности «Святые Горы».

Прп. Иоанн (в миру Иван Крюков) родился в 1795 г. в г. Курске. С детства горел любовью к монашеству и подвижничеству, но его желание исполнилось только по достижении 38 лет. Похоронив отца и устроив свою мать, он поступил в Глинскую пустынь. Проведя 11 лет в этой обители и преуспев в ней духовно, он в 1844 г, с частью братии перешел в Святые Горы.

Много потрудился угодник Божий для благоустройства Святогорья в звании эконома. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился по благословению настоятеля. Подражая древним затворникам, он ежедневно совершал 700 земных поклонов, 100 поясных, 5000 молитв Иисусовых, 1000 Богородичных и другие молитвословия. Кроме того, он носил вериги и жесткую власяницу. От сырости пещерной келии одежда его и солома в гробу, где он спал, истлевали, и их часто переменяли. В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет, причем 5 лет из них — без печного отопления. За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь при земной еще его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор, где 24 августа 1867 г. мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления.

24 августа 1995 г., венчая всенародное непрерывающееся почитание его как угодника Божия, совершилось долгожданное прославление прп. Иоанна Затворника в лике святых. Ежегодно в этот день совершается многотысячный торжественный крестный ход вокруг обители с его мощами. Еженедельно, по четвергам перед Литургией служится святому молебен у его мощей, от которых подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим.

В дореволюционное время в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. Одна из них, древняя, находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая — в пещерной Иоанно-Предтеченской Церкви.
Древняя Святогорская икона Божией Матери не сохранилась до наших дней. Она была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 г. Издревле она считалась чудотворной и была украшена сребро-позлащенной ризой. В свое время некоторые жители г.Славянска получили от нее исцеление. Со времени закрытия монастыря в 1922 г. местонахождение иконы остается неизвестным.

История второй чудотворной Святогорской иконы такова. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскоре по открытии монастыря в 1844 г., очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ Божией Матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не только от сырости, но и от пожара.
В 1918 г., когда эту икону переносили из села в село, и крестный ход расположился на ночлег в с.Байрачек, большевики ночью ворвались в дом, убили иером. Модеста и Иринарха, иерод. Феодота, и приютивших их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.

В советское время Святогорский образ Божией Матери был сохранен благочестивыми людьми. 4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, эту икону торжественно крестным ходом, который продолжался около 9 часов, перенесли из г. Славянска в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. В настоящее время икона украшена множеством драгоценных подвесок, монет, крестиков, дукачей — все это принесено в дар Царице Небесной как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь многим людям.

Описание Святогорской Успенской лавры

Святогорская Успенская лавра (Свято-Успенская Святогорская Лавра) — православный монастырь Украинской Православной Церкви в Святогорске (Донецкая область). До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная Харьковской епархии. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены Украинской Православной Церковью в лике святых.

Расположен на высоком меловом правом берегу Северского Донца (т. н. Святые горы). Кроме наземных строений имеются меловые пещеры.

Первые монахи поселились в XІV или XV веках (по некоторым данным, даже в XІ веке). Основателем Святогорской монашеской общины считается преподобный Иоасаф. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор. 28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый.

Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года.

Паломнические поездки к Святогорской Успенской лавре

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *