Монастырь в пайгарме

Монастырь в пайгарме

Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь в с. Пайгарма

Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь — возрождающаяся святыня нашего Отечества. Это крупнейшая обитель Саранской и Мордовской Епархии, историко-архитектурная жемчужина самого значительного, после Саранска, муниципального образования Рузаевка. Обитель во имя святой мученицы Параскевы была устроена здесь в 1865 году. На этом месте чудесным образом была найдена в XVIII веке ее икона.

В летописях монастыря говорится об этом. Солдат из крестьян села Рузаевка Инсарского уезда, находясь на военной службе, сильно страдал от болезни ног. Томясь тоскою по родине, но терпеливо перенося страдания, солдат находил истинное утешение лишь в слезной молитве Господу Богу. Однажды больному во сне явилась женщина «небесной красоты» в голубом одеянии с крестом в руках.

Но он отнес это видения к обычным снамдаже тогда, когда оно повторилось. В третий раз прекрасная женщина явилась со словами: «Через три дня ты будешь совершенно здоров и возвратишься на родину. Когда придешь на домой, сходи в деревню Пайгарму, в лесу увидишь источник и в нем найдешь мой образ. Устрой над источником часовнюи поставь в ней найденный образ; после этого ты будешь совершенно здоров, никогда не будешь болеть ногами.» исполняя обет служивый построил часовню и после этого поведал о своем чудесном исцелении местным жителям.

Обрадованный благодатной вестью верующий православный люд устремился на поклонение обретенной святыне.Многие, с верою прибегавшие к святой иконе, получали чудесные исцеления от болезней и благодатноеутешение в скорбях и напастях. На иконе, обретенной рузаевским солдатом, был образ святой мученицы Параскевы. Этот первоначальный образ не раз приносили крестьяне из часовни в Рузаевскую церковь, но она чудесным образом снова и снова появлялась на источнике в своей часовне. Впоследствии она была утеряна. Вместо утраченной иконы в XIX веке, на святой горе Афон, была написана новая икона святой мученицы Параскевы, в которую вложена часть святых мощей сей «страстотерпицы Христовой», специально для Пайгармского монастыря.

С тех пор она является гласною святынею Параскево-Вознесенской обители. От целебного же источника и поныне подается исцеление всем приходящим с вероюна это святое место и приемлющим святую воду.

Россия / Республика Мордовия / Рузаевский район

Описание

Пайгарма – одно из сел Рузаевского района, расположено оно на левом берегу реки Сюкся, в 8 км. от Рузаевки. Название флористического характера: образовано от мордовских слов «пой гурыне» («пою куроня») – осиновая рощица, поселение, возникшее у осинового леса. История села тесно переплетается с историей Параскево-Вознесенского женского монастыря, называвшегося еще и Пайгармским по деревне, рядом с которой он располагался.

Когда-то пайгармские земли принадлежали дворянам Струйским. Слава об удивительном месте, расположенном недалеко от Рузаевки, распространилась задолго до того, как появились там первые жители: владел этим диким и пустынным местом помещик Струйский. Доходов от этих земель он никаких не получал, кроме как рубили здесь деревья на дрова да брали глину на кирпич.

История основания монастыря связана с чудесным исцелением солдата и явления ему святой мученицы Параскевы. По преданию, на месте будущей обители солдату, у которого болели ноги, явилась икона св. мч.

Параскевы. После чудесного исцеления он построил здесь часовню и перенес в нее икону. С тех пор к этому месту постоянно тянулись люди, потому что верили в силу целительного источника. Владельцам земли не нравилось, что богомольцы вытаптывают у них покосы и молодые побеги, они несколько раз заставляли завалить родник, но вода пробивалась наружу, и поток людей к святому источнику становился все больше. В конце 60-х годов IX в. Струйские продали земли местным крестьянам, которые хотели построить здесь святой храм. Но крестьянским общинам было трудно своими силами обиходить купленный участок, тогда за дело взялась богатая помещица, известная пензенская благотворительница М.М.Киселева. Она и посоветовала пригласить для обустройства обители рясофорную монахиню Каренского Тихвинского монастыря Пелагею Степановну Смирнову, дочь священника самарской губернии. Вместе с ней в 1865 году сюда прибыла её помощница инокиня того же монастыря А.М. Карякина, из купеческого звания.

В «Списке населенных мест Пензенской губернии»(1864г.) Пайгарма была деревней владельческой из 49 дворов (344 чел.) Инсарского уезда.

20 июня 1865 года в Пайгарме была устроена женская община. 27 ноября 1865 года было освящено место для строительства храма в честь Вознесения Господня, отчего и монастырь стал называться Параскево-Вознесенским. К 1870 году в обители проживало до 30 послушниц, некоторые из них ночевали в домах жителей Пайгармы, т.к. в кельях мест не хватало. В 1889 году М.Струйский продал часть леса, а затем и имение. Барский дом был разобран, кирпичи использовали для строительства будущих монастырских построек. В 1884 году община была переименована в общежительный монастырь, а настоятельницей стала возведенная в сан игуменьи инокиня Пелагея с именем Параскева в честь покровительницы обители. Матушка Параскева руководила обителью 30 лет. Некогда пустынное место она превратила в прекрасно организованное монашеское поселение. Она основала при монастыре три школы, сиротский приют, больницу, богодельню. Монастырь славился портнихами, златошвейками, вязальщицами. Имел скотный, конный и каретный дворы, кирпичный завод, ветряную мельницу, крупорушку и пчельник. Хозяйство монастыря снабжало обитель и паломников пищей и давало дополнительные доходы. В неурожайные годы при монастыре открывалась столовая, бесплатно раздавался хлеб. Ежегодно у стен монастыря проводились ярмарки.

Первая игуменья дожила до глубокой старости и тихо скончалась в возрасте 71 года в 1895 году. Её приемницей стала возведенная в сан игуменьи Евпраксия. Её заботами обитель достигла своего расцвета. Была у монастыря и ещё одна игуменья Мария, которая руководила обителью до закрытия монастыря в 1920-е годы, но о ней мало что известно.

По данным 1913 года Пайгарма – село из 103 дворов (600 чел). Здесь имелись в это время церковно-приходские школы, З ветряные мельницы, шерсточесалка, две просодранки, чайная.

События семнадцатого года XX века изменили жизнь в стране. В 1918 году в помещении Пайгармского монастыря разместилась штаб-квартира командарма М. Тухачевского. Здесь находился Штаб Первой революционной армии Восточного фронта. Комиссаром был В.В. Куйбышев, начальником штаба – Корицкий. Именно здесь была разработана операция по освобождению Симбирска. Руководил операцией начальник симбирской железной дивизии Г.Гай.

Пайгарма и Пайгармский монастырь вошли в историю не только рузаевского района, но и всей Красной Армии и молодой Республики Советов. Здесь работал будущий маршал Тухачевский, революционный деятель Подвойский, легендарный начдив Гай Г.Д., Вацетис – впоследствии Главком Вооруженных сил республики Советов.

В конце 1918 года в уезде стали организовываться сельхозкоммуны. На землях Пайгармского монастыря было создано советское хозяйство имени Бабеля. 110 десятин земли по указанию М.И.Калинина было выделено для организации хозяйства. Крестьяне свели сюда свою скотину, свезли инвентарь, семян собрали мало. Одним из организаторов совхоза был венгр Шандор Боднар. Ему все здесь было знакомо, ведь это он в годы Гражданской войны с группой конных разведчиков подобрал место для штаб-квартиры Тухачевского. Боднар обменял лишние лемеха и плуги на зерно. Сев провели с опозданием, но выпавшие дожди помогли коммунарам. Первый урожай выдался неплохим. В 1929 году в совхозе имелось 250 гектаров земли, 19 коров, 17 лошадей.

Ш.Боднар женился на нашей землячке М.Ф.Солдатовой, с кем вместе воевали, и долгое время жил в Пайгарме.

В 1919 году в Пайгарме был знаменитый режиссер и актер Е.Б.Вахтангов с труппой, но т.к. Пайгарма была местом дислокации Штаба Первой армии Восточного фронта, то, прожив здесь всего два дня, труппа уехала в Шишкеево.

В мае-июне 1919 года в Пайгарме создается комсомольская организация. После гражданской войны на территории монастыря размещается лазарет на 400 коек. В 20-е годы здесь же готовили агрономов в сельскохозяйственной школе. В 1925 году здесь дислоцируется 113-й отдельный стрелковый батальон Красной Армии.

В 1931 году в Пайгарме насчитывалось 138 дворов (684 чел.)

В июне 1941 года в Пайгарму эвакуируется смоленское военно-политическое училище. 9 сентября 1942 года здесь была образована войсковая часть медицинского назначения, которая функционирует и в наше время.

ВОВ оставила свой страшный след в каждой семье села. Многие ушли на фронт добровольцами. Вернулись не все… 126 жителей села сложили свои головы на полях ВОВ.

В 1931 году организован совхоз №3 «Дорурс» как подсобное хозяйство железной дороги. В 1936 году сюда пришел первый трактор. С 1973-1992г.г. директором совхоза работал Меньших Сергей Екимович. В это время здесь были построены современные производственные объекты, жилой поселок со средней школой, музыкальной школой, ДК, библиотекой, детским садом, медпунктом и другими объектам соцкультбыта.

Совхоз был одним из лучших на сети железных дорог, обеспечивал железнодорожников мясом, молоком, овощами, медом.

Пайгарма — родина участника трех революций И.Е.Гандюрина, химика Т.К.Захаровой, дорожного мастера Б.А.Палкина.

В 1994 году на земле пайгармской возродился монастырь.

Дважды нашу пайгармскую землю посещал Святейший Патриатрх Московский и всея Руси Алексий II.

Публикация статьи произведена при поддержке агентства недвижимости «Домус финанс». Компания «Домус финанс» оказывает профессиональные услуги по проведению сделок на рынках первичной, вторичной и загородной недвижимости. Обратившись в агентство недвижимости «Домус финанс» Вы сможете по выгодной цене купить квартиру в ЖК Гусарская Баллада, Золотые Ворота, Авиационный и во многих других элитных новостройках Москвы и Московской области. На официальном сайте компании «Домус финанс», который располагается по адресу www.domus-finance.ru, представлен удобный сервис, который поможет быстро подобрать подходящую квартиру из богатой базы недвижимости, и Вы сможете сразу отправить онлайн-заявку на приобретение понравившегося жилья.

СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

>ПАЙГАРМА

Из истории Параскево-Вознесенского женского монастыря

О монастыре близ Рузаевки с необычным именем слышала и я не раз. Теперь Пайгарма находится на территории Мордовии, а Рузаевка – крупный железнодорожный узел республики. Здесь мы часто делаем пересадку, когда направляемся летом на родину отца, в свой деревенский домик, что находится в полутора часах езды на электричке, в Пензенской области. И в нашем поселке слышали, что есть такой монастырь, да только ничего толком рассказать не могли соседи, людей верующих по селам остались единицы. А в одной из паломнических поездок показали нам книгу «Чудеса последнего времени», изданную иеромонахом Трифоном по благословению преосвященнейшего Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского. Прочитала я об обители, и захотелось посетить это удивительное место.
А тут и время пришло детей из деревни к школе в Москву везти. Взяла билет до Рузаевки. Теперь уж точно в обитель загляну, да только найду ли? Поезд прибывает в первом часу ночи.
Но Господь управил. Моей попутчицей оказалась жительница Пайгармы – молодая саранская студентка, которая возвращалась из Москвы в родной дом. Сговорились держаться вместе.
После московского пекла свежий предрассветный ветер пронизывал до костей, но особенно вызывали дрожь страшные откровения моих попутчиков. Студентку пришел встретить на вокзал старший брат.

Явление иконы мученицы Параскевы. Параскево-Вознесенский монастырь. Пайгарма

– Хороший он парень, добрый, работящий, да вот жизнь никак не складывается, – сокрушалась сестра. – А я в Москве с одной очень интересной женщиной познакомилась, сильная личность – экстрасенс. Она обещала в следующий раз мне судьбу предсказать, вот думаю и брата с собой взять, может, она ему поможет…
– А вы в монастыре, что возле вас, были, слышали что-нибудь о нем?
– А когда в церковь ходить-то, – вступил в разговор брат, – вот мать у нас после гриппа слегла – сердце. Операцию предлагают делать. Деньги на операцию нужны. Она всю жизнь в колхозе проработала. Отец пил, нас троих одна подняла. Матери надо помочь, на государство надежды нет. Хорошо еще зарплату получаем. А хозяйство Пайгармского совхоза разваливается: теплицы – иные рухнули, иные заросли не то что бурьяном – кустарником. Нет хозяина настоящего… и пьют сильно все!..
– А в монастыре тоже разруха?
– Нет. У матушек и строительство идет, и сельские угодья в порядке. Работают-то они как? На совесть!
Помолчали…
Вот и показались маковки Успенского собора. Словно молодые грибки, выскользнувшие из-под листвы. С дороги величавости его не видно.
Робко освещало землю только что проснувшееся солнце. В тени вековых деревьев, перед крестом у источника стояла на коленях инокиня. Ее молитва, сливаясь с легким плеском воды, незримо озаряла полумрак. Помолилась и я, умылась, водички выпила из источников святых Серафима Саровского и Николая Угодника и вдруг увидела в легкой дымке тумана овальные очертания Святого озера. Однако самым удивительным оказался чудотворный источник Святой Параскевы Пятницы и купальня при нем. Я никогда еще не видела такого. Это сплошь деревянный бассейн: гладко вышкуренный, аккуратно прибранный, с лампадкой у святых икон и домотканым половичком под ногами. Воды почти не видно – так она чиста. Я два раза заходила и выходила, потом вошла в часовню, помолилась и попросила у сестры ведро, чтобы окатиться. «Воды, – говорю, – маловато, чуть по щиколотку, будет…»
– Не надо ведра, – отрезала сестра, – так окунешься три раза: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» Хочешь, акафист почитай, на аналое лежит…

У источника Святой Параскевы

«Избранней Богом от рода благородного, Иконийского града, премудрой и всехвальной невесте Христове, яко избавляемии тобою от искушений и бед, благодарственная пение и хваления восписуем ти, молитвенницы твои, святая и многострадальная мученице Параскево. Ты же, имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с умилением и радостью зовем ти: Радуйся, Параскево, невеста Христова всехвальная» (кондак 1).

В середине храма-часовни бьет источник Святой мученицы Параскевы, и по желобу вода из него направляется к кресту за часовней и в две купальни, что рядом. Только в третий раз войдя в купальню, обратившись к святой Параскеве с молитвой, я окунулась в воды источника. На этом месте более двух столетий назад была обретена икона святой девы в голубом одеянии, благочестивыми родителями названной в честь крестных страданий Господних Параскевой, что значит Пятница.
Святая Параскева явилась крестьянину из Рузаевки, который во время военной службы тяжело заболел. Ноги его не слушались, обязанностей солдатских исполнять он не мог, а врачи оказались бессильны и записали его в разряд неизлечимых, «к службе не способных». Лишь в слезной и искренней молитве ко Господу находил он утешение и терпеливо переносил свои страдания. Однажды во сне ему явилась дева небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: «Хочешь ли быть здоровым и желаешь ли идти на родину?..» Видение повторилось еще дважды, а в последний раз услышал он и радостную весть: «Через три дня ты будешь совершенно здоров и возвратишься на родину: когда придешь домой, сходи в деревню Пайгарма, приди в лес, что по оврагу с левой стороны от деревни; под горой в кустарнике увидишь небольшую яму с водой и здесь в воде найдешь образ. Устрой над этим водным источником сруб, построй часовню и поставь в ней мой образ; после этого ты будешь совсем здоров, никогда не будешь болеть ногами».
Отставной солдат в точности исполнил повеление святой целительницы и всем рассказывал о своем чудном выздоровлении. Множество народа с тех пор притекало к этой святыне и получало утешение и помощь Господа через образ угодницы Своей – святой Параскевы. После отмены крепостного права земля, где находился источник, стала принадлежать нескольким крестьянам. Усердие многочисленных паломников-богомольцев, рассказы о чудесах, явленных через святую икону и воды источника, побуждали этих крестьян-землевладельцев «выразить как-нибудь усердие к святым». Необыкновенные сны, увиденные одновременно тремя владельцами земли, сподвигли к ходатайству об устройстве обители на месте источника и обретения чудотворной иконы. Большую помощь в этом богоугодном деле оказала известная пензенская благотворительница, кавалерственная дама госпожа Мария Михайловна Киселева, избранная почетной попечительницей Вознесенской женской общины. Она и посоветовала назначить начальницей открытой 20 июня 1865 года общины рясофорную монахиню Пелагию (Смирнову), «инокиню высоких нравственных качеств и умственных дарований».

Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келлий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. «Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это». И скоро уже из окрестных сел потянулись в новую обитель женщины и девицы за советом, молитвой, утешением, а кое-кто и насовсем. Первые келлии сестер и начальницы находились в двух рубленных из дерева и покрытых соломой домах. Но не всем уже хватало и этого жилья. Насельницы из местных поначалу после трудов и молитвы отправлялись ночевать домой. В тревогах и волнениях проходила жизнь первых пайгармских пустынножительниц. Но не оставляла сестер святая дева Параскева, покровительница сей обители. Как-то явилась она Анисье, помощнице начальницы обители, в то самое время, когда решила маловерная сестра покинуть неустроенную эту обитель. Показала святая Параскева на том месте, где стояли крытые соломой домики, большое количество благоустроенных келлий и обширную, светлую, нарядную трапезную. За большим столом по обе стороны сидели монашествующие сестры, а в середине – дева необычайной красоты в голубом одеянии, которая, встав, подошла к Анисье и сказала: «Нет вам доли уходить отсюда, я – ваша покровительница». Осталась Анисья, и другие сестры не покинули обитель, с еще большим усердием стали они трудиться над ее благоустройством. 27 ноября было освящено место для строительства храма в честь Вознесения Господня, отчего и монастырь стал называться Параскево-Вознесенским. Меньше года понадобилось на строительство первого деревянного храма. Ни архитектурным убранством, ни богатством ризницы и утвари он не блистал. Но доставлял «величайшую радость всей общине, был ее гордостью и счастьем ее насельниц. Звон небольшого колокола (в 4 пуда) разносил эту радость по окрестным селам, призывая на общую молитву инокинь и поселян, которые при отдаленном расстоянии от своих приходских церквей охотно и усердно посещали монастырский храм».

В монастыре без благословения ничего не делается

С построением церкви обитель быстро начала расти. 18 апреля 1884 года указом Святейшего Синода община переименована в общежительный монастырь, а настоятельница инокиня Пелагия возведена в сан игумении и пострижена в мантию с именем Параскева, в честь покровительницы обители. Любовью и трудами игумении при обители был открыт приют для малолетних детей-сирот, а также церковно-приходская школа с бесплатным общежитием для детей поселян. Дети здесь содержались в полном довольствии, не только воспитывались и обучались, «подготовляясь к жизни, приобретая умения, и навыки, и средства честным трудом снискать себе пропитание». Были в обители иконописная, златошвейная, сапожная мастерские, прекрасная библиотека, четыре великолепных сада, сельскохозяйственные угодья. В период правления игумении Параскевы обитель обогатилась значительными пожертвованиями добрых людей, в том числе пахотными землями. Первая игумения дожила до глубокой старости и 11 марта 1895 года после продолжительной болезни тихо преставилась. Почившая в Бозе игумения Параскева оставила по себе неизгладимую память как в обители, так и в сердцах всех знавших ее людей, а в назидание сестрам – свое предсмертное духовное завещание.
Игумения Евпраксия достойно продолжила святое дело благоустроения Параскево-Вознесенской обители. Ее неустанными заботами достигла обитель своего расцвета и заняла почетное место в ряду славнейших монастырей православной Русской земли. Здесь подвизались в молитвенном подвиге более 600 сестер. К началу ХХ века в Пайгармском монастыре были выстроены теплый зимний Вознесенский собор и летний Успенский собор. Оба – трехпрестольные, пятиглавые, из кирпича. Кроме того – одноглавая часовня над могилой почившей основательницы игумени Параскевы, где совершалось денно и нощно чтение Псалтири; камерная трехярусная колокольня высотою 60 аршин с наибольшим колоколом в 315 пудов; три домовые церкви: во время Святой мученицы Параскевы при настоятельских кельях, во имя Архистратига Божия Михаила при архиерейском приемном корпусе, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при больничном корпусе; вне ограды монастыря: деревянная однопрестольная церковь на кладбище во имя Всех святых и старейший храм – часовня над святым источником во имя Святой мученицы Параскевы с главной святыней монастыря – чудотворной иконой, писанной на Афоне, святой целительницы, в которую вложена частица ее мощей, приобретенная на Святой Горе. К сожалению, первоначальный образ, обретенный некогда отставным солдатом, был утерян.
Стараниями и трудами игумении Евпраксии было выстроено прекрасное подворье монастыря в уездном городе Инсаре с великолепной каменной церковью во имя Святой блаженной княгини Российской Ольги и в память «перворожденной дочери Их Императорских Величеств Великой княжны Ольги Николаевны». Проживали здесь 80 сестер, и ежедневно совершались богослужения. Подворье «со странноприимницей для монашествующих женского пола» построено было в Пензе на усадьбе А.С. Радищевой – следующей попечительницы монастыря. Часовня Пайгармского монастыря была и в Санкт-Петербурге, дом для монашествующих – в Саранске, имелись также два хутора близ самой обители.
В советское время власть имущие приучали людей жить без Бога, а все имущество монастыря отобрали. Сам монастырь закрыли, а его здания отошли к воинской части. Монастырские соборы использовали под хранилище медикаментов.

Успенский собор Параскево-Вознесенского монастыря

– Таким образом сохранил Господь монастырь для нас – будущих насельниц, – рассказывает дежурная сестра, рясофорная послушница Любовь. – Однако все убранство было утрачено. Росписи сильно повреждены. Выжжены паяльной лампой, выколоты, расстреляны лики святых. Местные жители рассказывают, что жив еще один из тех кощунников, что совершал эти изуверства. В наказание за содеянное не уберег он и себя – той же паяльной лампой спалил он себе руки и остался без них. Сейчас ему более 80 лет.
В 1993 году в поселок Пайгарма пришла игумения Серафима, а с нею и первые сестры.
Молитвами и трудами матушки и сестер, заступничеством мученицы Параскевы стала возрождаться обитель. Воинская часть не сразу отдала Церкви ее законные владения. До сих пор в архиерейском корпусе рядом с храмом Архистратига Михаила еще находится Дом культуры части. Порою проходят здесь мероприятия, никак не совместимые с храмом Божиим и монашеской жизнью. Сестра Любовь показала на здание, где находилась вывеска «Дом культуры», и, обернувшись, мы увидели молоденькую сестру, стремглав пронесшуюся мимо нас, звоня в колокольчик – к трапезе созывают…
Рассказывают, что за трапезой произошло и первое чудо в монастыре. Было это в 1993 году. На открытие обители собралось много народу – паломники из разных мест. Накрыли столы в трапезной и вдруг заметили, что нет ни кусочка хлеба. Приуныли. Тут дверь открывается, «заходят трое высоких стройных юношей в голубых одеждах. Волосы у них длинные, вьющиеся, распущенные, каштановые… все похожи друг на друга, как братья-близнецы…
– Не печальтесь, у нас есть хлеб. Мы вам сейчас сами накроем столы.
Мигом расположили хлеб на столах и отошли в сторону.
Мы так обрадовались, что забыли о них совершенно. А когда опомнились – их в трапезной уже не оказалось.»
Этот случай был известен схиигумену Санаксарского монастыря старцу Иерониму. (Рассказывается о нем в книге «Чудеса последнего времени».)
Второе чудо, описанное в той же книге, произошло после того, как был поставлен крест на большом куполе Успенского собора. Над куполом появилась сама святая мученица Параскева, а из пустого храма доносилось молебное пение неземной красоты.
Множество чудесных исцелений происходит в обители и по сей день. Об этом свидетельствует и большая икона святой Параскевы, украшенная множеством приношений благодарных боголюбцев.
– Как-то дежурили мы в часовне над святым источником, – рассказывает моя собеседница Любовь, – слышим, мужчина, вошедший в купальню, плещется в воде очень долго. Говорим: не положено так, что вы делаете, надо только три раза с молитвой и благоговением окунуться…
– Это я с радости и от благодарности не удержался, – рассказал потом этот житель Саранска. – Обнаружили у меня опухоль в голове. Перед операцией решил на источник прийти. И что вы думаете? Опухоль так уменьшилась, что операцию перенесли, а потом и вовсе вмешательство хирургическое стало не нужно.
– Одна женщина поделилась печалью, – продолжила сестра, – что ее дочь долго не могла иметь детей. Мать молилась святой Параскеве, а дочь свою привезла на источник. Через год счастливые мать и бабушка уже нянчили двойняшек: мальчика и девочку.
Привозили сюда и женщину из Перми со злокачественной опухолью, которой, по предположениям врачей, жить осталось не больше недели, ходить она уже не могла. А через полгода она сама с экскурсией приехала в обитель, а потом и еще была здесь не раз.
Кстати, из Перми приезжают в Параскево-Вознесенский монастырь не только на экскурсии, много монахинь и послушниц в обители именно из этого города.
Сегодня в обители более 60 сестер – это в десять раз меньше, чем до революции. Вновь обретена икона святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, писанная на Афоне в XIX веке. Выстроен храм-часовня над источником святой мученицы и купальни, обустроены и два других источника: Преподобного Серафима Саровского и Николая Чудотворца. Восстанавливаются соборы и другие монастырские здания. Возвращаются прежние святыни, например Святое Евангелие игумении Евпраксии, подаренное одним из благодетелей, икона святой Параскевы, написанная сестрами, подаренная первой игумении. Пополняется монастырь и новыми святынями. А вот икона Божией Матери «Благодатное Небо», пожертвованная из Рузаевки, явила благодать свою в обители. Эта старинная, почерневшая икона стала источать обильное миро. Священник, собирая его, помазывал после богослужения монашествующих, а затем и всех пришедших в храм. Был среди прочих пятиклассник Ваня Жевакин, один глаз которого от рождения был прищурен и плохо видел. После помазания глаз приоткрылся, а зрение улучшилось. Это подтвердили и врачи. Сейчас икона отреставрирована и находится в Успенском соборе.

Святое озеро в Пайгарме. Фото Аллы Андриановой

До революции жил в поселке блаженный Григорий. Он часто бывал в монастыре, и все сестры его знали. Ходил Гришенька всегда босой, и зимой и летом, одевался в мордовский женский костюм со множеством бус, носил их как вериги, до четырех пудов. Гришенька часто обличал нечестивых, предсказывал будущее и очень любил обитель. Но однажды произошел случай, значение которого смогли понять много позже. Вбежал блаженный с гармошкой в архиерейские покои и стал петь и плясать. Сестры взашей выгнали блаженного Григория – не могли они уразуметь, что этим он предсказывал будущую участь архиерейских покоев и храма Архистратига Михаила, в котором до сих пор еще размещается Дом культуры. Сейчас мощи блаженного Гришеньки покоятся в усыпальнице монастыря, где по традиции читают сестры неусыпаемую Псалтирь.

Между усыпальницей и Успенским собором похоронены две первые игумении обители: Параскева и Евпраксия, но пока могилы их не удалось найти. Была у монастыря и еще одна, последняя игумения – Мария, которая руководила монастырем до его закрытия в советские годы и пострадала за верность Христу в тюрьме, но о ней мало что известно.
– Как приходят сестры в обитель?
– По-разному, и всегда с благословения. Но сначала бывают послушницами – иногда год, а то и два, и три. Если выдержат труд монастырский, то, конечно, их матушка «одевает» и в иночество, и в монашество. А вот схимонахиня у нас пока одна – мать Сарра.
– Какие послушания несут сестры? Есть ли в обители мастерские, какими славился ранее Параскево-Вознесенский монастырь?
– Есть иконописная мастерская, где сестры пишут и реставрируют иконы. Есть мастерская резьбы по дереву, есть златошвейная мастерская, здесь вышивают сестры плащаницы, хоругви и все, что настоятельница благословит. На подворье, недалеко от монастыря, – скотный двор, коровы, телята, куры, лошадка, есть и огород, и сад, и луга. Была в монастыре некоторое время воскресная школа. В нее ходили в основном дети военных той части, что находится на территории монастыря. Но они уже выросли, а другие пока не идут. Будет интерес – откроем школу. Жалко, что местные, как правило, обходят монастырь. Зато издалека едут автобусами, бывает, и по три, четыре автобуса сразу нахлынут. Благо гостиничный корпус у нас большой. Мы рады принять всех, кого Бог пошлет, исполняя предсмертный завет первой игумении Параскевы:
«Завещаю вам помогать нуждающимся, принимать странных, бесприютных и безродных стариц, а также детей-сирот в приют, мною устроенный, и детей поселян учиться в церковную школу. Учите их словом и примером всем христианским добродетелям. Всех несчастных и печальных утешайте – и Господь не оставит вас Своею милостью».
Вот и еще один дальний уголок нашей необъятной России открылся мне Божией милостью, чтобы открылись глаза и уши тех, кто живет в окрестностях Пайгармы под покровом святой мученицы и целительницы Параскевы, чтобы и они воззрели на свою святыню.
Побывала я в монастыре этим летом дважды: в день приезда на родину отца и в день отъезда, когда возвращалась с детьми в Москву.
Втиснулись мы в местный автобус, идущий из Рузаевки в Пайгарму. Про такое говорят: «как в бочке селедки».

Но ехать-то надо всем, следующий рейс только через три часа… Ворчат люди, но теснятся, моя дочь оказалась на руках женщины средних лет:
– Доедем, детка, не печалься, – успокаивала она перепуганную маленькую москвичку.
Оказалось, едет она со всей семьей: дочерью, зятем, внучкой от бабки-знахарки, от сглаза исцеляться ездили. Малышка-внучка очень хворает, и в доме непонятно что происходит…
– В монастырь-то свой ходите?

Младенца причащаете?.. А на источник святой? Знаете, сколько народу получили там исцеление?
– Нет, не были в церкви с тех пор, как крестили малышку. А монастырь-то у нас из окна видно…
Женщина задумалась, потупила добрые, усталые глаза.
– И то правда, хватит по бабкам ездить, в воскресенье в храм пойдем все вместе.
Подарила я ей на память нашу газету «Воскресная школа». Надеюсь, станут нашими читателями, а может, и подписчиками, и школа в обители Святой Параскевы возродится. И помилует Господь нас, и простит, и спасет малых детей наших.

Москва – Рузаевка – Пайгарма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *