Монастырь в боголюбово

Монастырь в боголюбово

Белокаменный дворец Андрея Боголюбского

Владимир встречал нас своими легендарными Золотыми воротами, провожал бы он по пути к Боголюбову и Суздалю не менее древними — Серебряными, но они, к сожалению, не сохранились. Итак, едем в Боголюбово, бывшую резиденцию великого князя Андрея Юрьевича. Легенда сообщает, что именно в этом месте остановились лошади, которые везли чудотворную икону богоматери. И никакими силами не удалось их сдвинуть. Здесь, на месте, якобы возлюбленном богом, князь заложил свой замок и построил камен-город, названный Боголюбовом. Отсюда и историческое прозвище князя — Боголюбский. Вероятно, сказка несколько грешит против истины, и в выборе места для своей новой столицы Андрей руководствовался соображениями не столько божественными, сколько стратегическими. Высокий берег Клязьмы у устья Нерли создавал благоприятные условия для строительства фортификационных сооружений, контролирующих речной путь.

Здесь в Боголюбове князь Андрей обосновал свою резиденцию, принимал иностранных послов, поражая их роскошью и богатством. Главным сооружением архитектурного комплекса 12 века, возведенного местными и приглашенными из дальних стран мастерами, был Рождественский собор. Он простоял пять с половиной веков, пока невежественный игумен монастыря не решил провести реконструкцию храма. Он распорядился расширить окна и разобрать хоры. Храм не выдержал перестройки и рухнул. Теперь только летописи и раскопки рассказывают, каким он был. Это был одноглавый белокаменный собор со стенами, украшенными резьбой, и расписанный фресками. Медные полированные плиты покрывали его пол. Драгоценная утварь и дорогие ткани дополняли роскошное убранство храма. Теперь можно только увидеть открытые раскопками нижние части здания, детали белокаменной резьбы. Целой системой переходов он был соединен с собором. Остались только один переход и лестничная башня (внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО). По древним ступеням, по которым спускался смертельно раненный боярами – заговорщиками князь, можно подняться на второй этаж башни. Поздняя роспись на стенах перехода и башни рассказывает историю о трагических событиях. Ночью 29 июня 1174 года заговорщики взломали дверь и ворвались в покои князя. Андрей бросился к мечу, но его не оказалось — ключник днем вынес его из спальни.

Андрей был достаточно крепок, и справиться с ним, даже безоружным, было совсем не просто. В завязавшейся борьбе был убит своими же один из заговорщиков — в темноте они его приняли за князя. Поняв, что произошла ошибка, заговорщики еще отчаянней набросились на князя. Тяжелораненый, но еще не убитый Андрей попытался спрятаться внизу, в нише под лестницей. Однако бояре нашли его по кровавому следу на ступенях и добили. Долгое время заговорщики не позволяли предать земле бренное тело, выброшенное на огород. Только через несколько дней приближенным князя удалось отвезти его во Владимир. Позднее все бояре, участвовавшие в заговоре, были казнены.

В 13-м веке княжеский дворец был передан Спасо-Боголюбскому монастырю, который действует поныне. Здесь же открыта экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Раскопки, проведенные рядом с Рождественским собором, обнаружили остатки еще одного очень любопытного памятника XII века — кивория (сень, поддерживаемая колоннами, над престолом). Под его сенью хранилась белокаменная водосвятная чаша. Киворий, отмеченный легкостью и изяществом, завершал великолепный дворцовый ансамбль Боголюбова. Остается только добавить, что на месте разрушенного Рождественского собора в 1756 году была построена церковь в стиле барокко.

Свято-Боголюбский монастырь (Суздаль)

Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово, тел.: (4922) 30-05-34.

Свято-Боголюбский монастырь — один из древнейших монастырей Русской православной церкви — был основан в 1155 г. св. блгв. кн. Андреем Боголюбским — первым после св. равноап. кн. Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 г. св. кн. Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь своего рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась св. кн. Андрею в ночном видении. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском княгинином женском монастыре г. Владимира) прославилась многими чудесами, многочисленные списки ее также являются чудотворными. Летом 1174 г. князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.
После кончины князя обитель претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Со времени учреждения Патриаршества в России в 1588 г. Боголюбский монастырь подлежал ведомству патриархов и назывался Рождества пресвятой Богородицы патриаршим домовым монастырем.
Обитель стояла возле оживленной дороги, ведущей в Нижний Новгород и Казань, монастырь часто посещали цари, князья и другие именитые лица. В 1680 г. по пути во Флорищеву пустынь к наст. Илариону (впоследствии Суздальский митрополит) в монастыре был царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 г. обитель посещал император Петр I (в царствование которого и был причислен к лику святых кн. Андрей Боголюбский). Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. А 13 мая 1913 г. Боголюбскую обитель почтила своим посещением семья последнего русского императора Николая II. В 1891 г. монастырь был возведен в I класс. К началу XX в. братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря до его закрытия в 1921 г. был свт. Афанасий Сахаров, причисленный к лику святых (прославлен 29.10.2000 г.).
Храмы и постройки обители:
– Собор Боголюбской иконы Божией Матери (по проекту К. А. Тона). Освящен в мае 1866 года свт. Феофаном Затворником. Престольный праздник — 1 июля. В нем приделы: правый — св. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; левый — свв. апп. Петра и Павла. В цокольном помещении собора — храм в честь прп. Серафима Саровского.
– Храм рождества пресвятой Богородицы — XII–XVIII вв.
– Палаты св. кн. Андрея Боголюбского — XII в.
– Благовещенская трапезная церковь — XVII в.
– Часовня-киворий (XVII в.) первоначально была построена в XII в. на месте явления Божией Матери св. кн. Андрею.
– Колокольня с надвратной церковью в честь успения пресвятой Богородицы — XIX в.
– Келейные корпуса, ограда, башни — ХVШ–ХIХ вв.
После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах — хранилища и склады.
В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Русской православной церкви. В июле 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и святейший патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новоустрояющейся обители. В цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп.

Серафима Саровского.
Первым настоятелем возрождаемого монастыря в 1991 г. стал схиигумен Никодим. Затем на его место в 1992 г. был назначен архимандрит Иероним (Деркач), который был здесь до 1997 г. По промыслу божию 14 января 1997 г. в Боголюбскую обитель из Задонского Преображенского женского монастыря были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер). В Боголюбской обители разместилось два монастыря: мужской монастырь, наместником которого был назначен архимандрит Петр (Кучер) и женский монастырь, настоятельницей которого была утверждена насельница Покровского Суздальского женского монастыря монахиня Елена (Богдан).
25 мая 1997 г. был освящен престол в трапезном Благовещенском храме (XVII в.), в котором периодически совершаются богослужения. В июне 1997 г. возобновлены службы в соборе Боголюбской иконы Божией Матери.
За эти годы обитель преобразилась. Летом 1997 г. собор Боголюбской иконы Божией Матери был оштукатурен и побелен снаружи, а внутри было проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 тонн, и еще девять малых боковых. В апреле 1999 г. накануне Пасхи в соборе Боголюбской иконы Божией Матери гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Идет восстановление росписи (отреставрированная площадь более 1200 кв. м). Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, реставрируются келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. На колокольню подняты колокола весом 1 т. и 2,5 т, которые оглашают окрестности праздничным звоном. Силами и средствами Боголюбского монастыря восстанавливается Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. В нем принимает участие около 10000 человек.
Среди особых святынь в монастыре хранятся частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских подвижников.
В соборе совершаются ежедневно уставные богослужения и служится Божественная литургия. Сестры читают Неусыпную Псалтирь, молясь об упокоении усопших, о здравии живущих, о спасении земли Русской и страждущего Отечества.



Князь Андрей Боголюбский, возвысив в 1157 году Владимир над всеми русскими городами, для своей резиденции выбрал место слияния реки Нерли и Клязьмы, где построил «град камен именем Боголюбый» (по которому и получит позже своё прозвище). В Боголюбово быстро построят белокаменный замок в котором будет жить князь и где через два десятка лет он будет убит заговорщиками.

Выделены сохранившиеся части дворца

Долгое время считалось, что от легендарного замка ничего не осталось, но в середине XX века обнаружилось, что нижняя часть колокольни при церкви Рождества Богородицы и арка, связывающая их, есть остатки дворца и одновременно единственный памятник гражданской архитектуры домонгольской Руси. В возведении и украшении всех построек Боголюбского, наряду с русскими зодчими, принимали участие и европейские мастера, присланные Фридрихом Барбароссой. Сейчас с древней кладки смыли побелку и она вместе с другими белокаменными памятниками Владимиро-суздальской школы вошла в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Интерактивная карта:

Кроме лестничной башни и арки от резиденции осталось основание Рождественского собора, встроенного в комплекс. Сам древний белокаменный собор рухнул триста лет назад, а новый на его месте построили уже по новому проекту. В храме действует музей, рассказывающий об истории и архитектуре замка, показана часть древних полов и основания 8-вековых колонн.

Видео о Боголюбовском дворце:

Через 3 года после убийства князя Андрея Боголюбово был разграблен рязанским князем Глебом, а еще через полвека по Владимирской Руси прошел каток монгольских орд, после которых Владимирская земля навсегда потеряла статус центра Руси. Ту половину древнего города, где находился дворец теперь занимает Свято-Боголюбский монастырь, на его территории и расположен музей, а если перейти шоссе, то можно обнаружить хорошо различимые остатки городских валов.

Полезное:

Боголюбский монастырь, находится на трассе М7 в 10 километрах от Владимира на восток. Музей в соборе Рождества Богоматери с экспозицией о дворце открыт с 10:00 до 17:00 со вторника по воскресенье включительно, кроме последней пятницы каждого месяца.

Дворец, вместе с Дмитриевским и Успенским соборами Владимира и церковью Покрова на Нерли, составляет концентрированный экскурсионный тур, погружающий нас в времена легендарной Руси, еще не знавшей монгольского нашествия.

Боголюбово. Храм Покрова на Нерли

Главная — Россия — Владимирская область

Храм Покрова на Нерли.
Здесь мирный уголок Владимирской земли,
на берегу, в нешумном отдаленье
от жаркого её сердцебиенья,
храм Покрова, стоящий на Нерли.
Владимир Корман
От железнодорожной станции или автостоянки надо пройти по заливным лугам до церкви километра полтора.
Белокаменный совершенной формы храм виден издалека и каждый шаг по каменной дорожке приближает к храму, здесь все дышит тишиной и покоем.
Маленькая, изящная, белокаменная церковь Покрова на Нерли была возведена в 1165 году близ г. Боголюбова там, где Нерль впадает в Клязьму.

Храм Покрова на Нерли. Боголюбово.
Храм посвящен исконно русскому празднику — Покрова Пресвятой Богородицы.
А также в честь победы владимирских полков над волжскими болгарами. В этой битве погиб любимый сын Андрея Боголюбского молодой князь Изяслав, предание рассказывает, что церковь Покрова на Нерли построена также в память об Изяславе.
Место для церкви указал сам Андрей Боголюбский.
Весной, когда разливается Нерль, храм остается на маленьком острове и отражается в окружающих водах.
Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой. Центральное место занимает образ библейского царя Давида, в окружении грифонов – «собак Зевса», крылатых псов – семарглов, львов, птиц-сирин и строгих девичьих ликов. Так как в то время в русском искусстве было увлечение девичьими ликами с языческой подоплекой, то даже константинопольский патриарх Лука прислал князю Андрею Боголюбскому послание, в котором говорится о том, что девичьи лики следует понимать как символ «софии, премудрости божией» или как монашеское отречение от суетного мира.

Храм Покрова на Нерли. Боголюбово.
Львы и орлы, скорее всего, символизируют власть, доблесть и силу. Кстати, в пользу того, что северо-итальянские мастера участвовали в строительстве собора, говорит тот факт, что похожие грифоны, пальмовидные деревья с крученными стволами встречаются и на итальянских соборах, например, собор Святого Амбросия в Милане, церковь Сан Микеле в Павии.
В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Боголюбский монастырь.

Боголюбский монастырь. Боголюбово. Россия.
Боголюбовский мужской монастырь был основан в XII века, его основание связано с перенесением чудотворной Владимирской иконы Божией Матери из Киева в Ростов Великий.
Согласно преданию, на этом месте остановился на отдых князь Андрей Боголюбский, переносивший икону. Если верить преданию, то икона «не захотела» сдвинуться с места, а Андрею Боголюбскому было видение Богородицы, которая повелела основать на этом месте монастырь.
Князь Андрей исполнил повеление Богородицы и построил собор в честь Рождества Богородицы, а вокруг него свою загородную резиденцию — белокаменный замок, где позже разместился и Боголюбовский монастырь.

Боголюбский монастырь. Боголюбово.
Чудотворная Владимирская икона, та которую везли из Киева некоторое время находилась в Рождественском соборе, а потом была перенесена в Москву.
Сейчас в храме хранится другая икона Божией Матери Боголюбской, выполненная по специальному заказу Андрея Боголюбского.

Богородица изображена так, как ее увидел князь в своем видении: стоящую во весь рост, со свитком в левой руке и обращенную ликом к Спасителю, находящемуся в правом верхнем углу. А перед Богородицей — коленопреклоненный Андрей Боголюбский.
В советские годы монастырь был закрыт.
Возрождение обители как женского монастыря началось с 1992 года.
Самая древняя постройка монастыря — часовня XVII века.
Современный Рождественский собор был построен в 1751 году. В его нижнем ярусе сохранились остатки стен Рождественского собора постройки Андрея Боголюбского (1158 — 1164 гг.)

Рождественский собор. Боголюбский монастырь. Боголюбово. Россия.
Шатер колокольни собора стоит на исторической Лестничной башне: здесь в 1174 году был убит боярами князь Андрей Боголюбский.
Башня с переходами — это уникальный памятник гражданского зодчества XII века.

Боголюбский монастырь. Боголюбово.

Боголюбский монастырь. Боголюбово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *