Монастырь святого креста

Монастырь святого креста

Монастырь Святого Креста в г. Иерусалим

Монастырь Святого Креста расположен в бывшем западном пригороде Иерусалима, ныне вошедшем в черту города. Снаружи он имеет вид крепости; стены его не раз выдерживали нападения. Монастырская церковь с прекрасным куполом освещается сверху, пол выложен мозаикой, на которой у входа видны черные пятна — следы крови избиенных здесь мусульманами монахов. Все стены церкви покрыты живописью с изображениями событий Ветхого и Нового Заветов, ликами святых пророков и христианских царей, щедротами которых поддерживалось благосостояние обители, а также изображениями мудрецов древнего языческого мира, между которыми особенно хорошо сохранился профиль философа Платона. Надписи на иконах сделаны на греческом и грузинском языках.

В алтаре под престолом существует отверстие, соединяющее храм с подземной пещерой, в которую спускаются с северной стороны алтаря. Здесь росло то древо, из которого был изготовлен Крест для распятия Иисуса Христа. Древнее предание рассказывает о насаждении здесь Лотом трех саженцев — сосны, кипариса и кедра, проросших в «тресоставное» древо, вознесшее на себе страдальческое тело Искупителя мира. Это апокрифическое предание и послужило поводом учреждения здесь обители, наименованной «монастырем Честного Креста».

Основание монастыря восходит ко временам Константина Великого. Согласно грузинским летописям, некая пленница Наина или Нонна испросила у Константина Великого через принца Иверско-го (Грузинского) Мириана позволение построить церковь на месте, где было срублено дерево для св. Креста Господня.

Во времена крестоносцев монастырь Святого Креста назывался обителью Иверскою. В 1305 г. мусульмане овладели монастырем и обратили его в мечеть. Царь Иверский Баграт восстановил монастырь и возвратил опять иверцам.

В 1527 г. Иверские цари Давид и Лев, заключившие союз с мусульманами против египетских султанов, получили позволение возобновить многие священные места в Иерусалиме и, между прочим, монастырь Честного Креста. Наконец, в 1644 г. последовало окончательное восстановление монастыря царем Львом Татианом. Но грузинские монахи, издержав монастырскую казну на поддержание обители, вынуждены были продать ее заимодавцам. Этим обстоятельством воспользовался Иерусалимский Патриарх Досифей: собрав необходимую сумму для уплаты требуемых долгов, он, на основании давних султанских указов, приобрел монастырь Святого Креста в собственность греков.

В настоящее время в монастыре устроен музей истории православия на Святой Земле. Братии насчитывается около 10 человек.

Монастырь Святого Креста находится в живописной кипрской деревне Омодос. Сегодня он не действует, однако здесь хранится сразу несколько святынь. По преданиям местных жителей монастырь был основан после того, как жители горного селения Купертон наши в одной из пещер священный крест. Этот крест даровал исцеления и чудеса, и потому было решено поставить небольшую часовню над деревней.

Скоро к этой деревне стало приходить множество паломников, и постепенно в этом месте был создан монастырь.

Главные святыни монастыря Святого Креста сегодня — это частица Животворящего Креста, а также фрагмент Уз Христовых (веревки, которой были связаны руки Христа при бичевании). Предполагается, что эти святыни были переданы монастырю святой Еленой во время ее пребывания на Кипре. К слову, по другой версии, именно св. Елена основала этот монастырь. В любом случае, никаких письменных подтверждений первой или второй версии не существует.

Священные реликвии сегодня хранятся внутри монастырской церкви. Частица Животворящего креста находится внутри серебряного оклада Креста, который выделяется во всем убранстве церкви.

В монастыре есть и другие святыни. Одна из них — глава апостола Филиппа, которая хранится в ковчеге. Изначально она находилась в деревне Арсос, однако в последствии было решено, что монастырь Святого Креста является более безопасным местом для хранения мощей.

Во время своего расцвета монастырь Святого креста имел подворья в Константинополе и даже в Киеве.

Обитель на протяжении нескольких веков поддерживала тесные связи с Россией. Благодаря этому сегодня в монастырской церкви можно видеть четыре написанные в древнерусском стиле иконы. Все они были перевезены в Омодос из России в XIX-м веке.

Считается, что формирование современного вида монастыря состоялось при игумене Дозитеосе. Этот священнослужитель был казнен в Никосии в результате греческого восстания против турецкого ига, начавшегося в 1821-м году. Тогда турки заподозрили духовенство в том, что оно оказывало помощь повстанцам, и Дозитеос вместе с несколькими другими настоятелями был повещен.

Монастырь продолжал свое существование вплоть до 1880-х годов. В настоящее время формально он является только приходским храмом в деревне Омодос. Тем не менее, все монастырские постройки сохранились и бережно охраняются, а паломничество в монастырь Святого Креста в Омодосе продолжается и по сей день.

Координаты для навигатора

  • парковка в деревне Омодос 34.847300, 32.807352

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 18 сентября 2014; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 18 сентября 2014; проверки требуют .

Монасты́рь Свято́го Креста́ (ивр. ‏מנזר המצלבה‏‎, груз.ჯვრის მონასტერი, греч.Ιερά Μονή του Τιμίου Σταυρού) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в Иерусалиме, Израиль. Один из знаменитейших монастырей в Святой земле. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно.

Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.

Легенд об основании монастыря великое множество. Самой популярной является предание о том, что основание монастыря относится ко времени правления римского императора Константина Великого (ок. 285—337) и связано с деятельностью императрицы Елены Равноапостольной (ок. 250—330), его матери. Сопоставляя свидетельства предания с известными фактами из жизни императора Константина и его матери, возникновение монастыря можно отнести к 320—330 годам нашей эры. Однако ранние исторические источники ничего не сообщают о роли в деле создания монастыря равноапостольных Елены и Константина.

Есть и другая легенда, утверждающая, что основание обители произошло в V веке и было связано грузинским правителем Мирианом III, который совершил паломничество в Святую Землю. Якобы равноапостольный император Константин Великий пожаловал ему землю к западу от Иерусалима. Там Мириан III и решил возвести монастырь.

Еще одно предание гласит, что монастырь был построен во время правления византийского Императора Ираклия (610—641). Возвращавшийся из похода на Персию он остановился лагерем недалеко от Иерусалима. Ираклий вез с собой Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Празднуя возвращение великой святыни и победоносное завершение похода, он повелел выстроить здесь монастырь.

Благодаря научным исследованиям, фактом является, то что монастырь существовал не позднее VII века, первоначально застраивался греками и был основан до арабского завоевания Палестины в 638 году. Полученные результаты позволяют предположить, что монастырь был основан в годы правления императора Юстиниана Великого (527—565).

После этого история монастыря теряется в гуще событий вплоть до середины XI столетия. Тогда монастырь был разрушен или же сильно опустошён. Грузинский царь Баграт IV Куропалат, на свои средства, по благословению преподобного Евфимия Святогорца и стараниями грузинского монаха Георгия-Прохора возродил монастырь Святого Креста.

Период процветания монастыря длился с начала XIV до начала XVI века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок. В отличие от мамелюков, новые захватчики были не слишком расположены к иберийцам. В то время монастырь обнаруживает первые признаки упадка. Не только неблагоприятная политическая обстановка, но и внутренние разногласия и споры ослабили единство братии. Щедрая финансовая помощь, жалованная в течение минувших столетий правителями Иберии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыря. Число кредиторов росло, в то время как средства монастыря истощались. Монастырь вынужден был продать большую часть своих обширных владений.

В начале XVII были предприняты попытки восстановить иберийскую общину и возвратить имущество монастырей. Но к тому времени долг общины достиг огромных размеров. Из монастырей иберийским оставался только монастырь Святого Креста, но и он находился в весьма плачевном состоянии.

Настоятелем Никифором, весьма энергичным и деятельным, в 1643 году была предпринята попытка реставрации церкви монастыря с восстановлением купола, алтаря и иконостаса. Настенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждения, были обновлены, был также написан ряд новых икон.

Однако спустя несколько лет после последней реставрации только небольшое число иберийских монахов оставалось в монастыре. Даже сам настоятель большую часть времени жил в Иберии. Деньги, высланные из Иберии для оплаты долгов монастыря, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы. В этих трудных обстоятельствах монастырю помогла Иерусалимская Православная Патриархия во главе с Патриархом Досифеем II (1669—1707): кредиторам были выплачены долги монастыря. По инициативе Патриархии во всех православных странах, включая Иберию, начался сбор средств для монастыря.

Освобождённый от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня.

В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.

Патриарх Кирилл II, первый за долгое время Иерусалимский Патриарх постоянно живший в Палестине, предпринял ряд шагов по укреплению положения Иерусалимской Церкви. Одним из них было создание полноценной духовной школы для подготовки духовенства. В качестве места для её размещения он избрал Монастырь Святого Креста, из-за чего он отказал России в просьбе предоставить монастырь Святого Креста для размещения там Русской духовной миссии.

В 1853 году Богословская школа Святого Креста была открыта. В 1855 году начался новый расцвет монастыря. Ремонт и перестройка всего комплекса монастырских построек сделали его пригодным для новой роли, но при этом существенно изменился весь облик монастыря. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная была перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв была сооружена капелла. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине. Самое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Это был первый музей в Иерусалиме, где среди других экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные памятники истории Палестины, а также чучела представителей фауны этого края.

Богословская школа действовала с небольшим перерывом на протяжении 53 лет — до 1908 года, когда она была закрыта в связи с финансовыми трудностями патриархии.

С закрытием богословской школы для Монастыря Святого Креста снова наступил период упадка и безвестности. Многое десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля, который одновременно исполнял обязанности сторожа.

Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей проводились Иерусалимской Патриархией в 1970—1973 годах. По решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.

Монастырь Святого Креста находится в части Иерусалима, которая называется Новым городом, в небольшой долине Креста. По внешнему виду напоминает обители Афона. Монастырь очень похож на крепость: выложенные из крупных блоков стены, небольшие окна, единственный вход — низкие и узкие ворота. Архитектурной доминантой обители является барочного вида колокольня, строительство которой завершили в 1850-е годы. Соборный храм обители построен где-то в 1038 году.

Достоянием монастыря являются настенные изображения. Монастырь расписывался неоднократно. Древнейшие фрески, сохранившиеся до наших времен, относят к концу XII — началу XIII веков. Здесь же находится фреска с изображением грузинского поэта Шота Руставели, украшающая обитель во имя Святого Креста с рубежа XII—XIII веков.

Путешествия

Иерусалимский крест – символ христиан

1 мая 2013

Иерусалим – это излюбленное место верующих всего мира. Ежегодно миллионы паломников посещают Святую Землю, чтобы поклониться святым местам, помолиться о здоровье своих близких, вымолить грехи и просто побывать там, где два тысячелетия тому назад был Иисус Христос. В Иерусалиме очень много знаковых мест и святынь, которые собирают возле себя людей с разных уголков мира. Все они надеются вымолить прощение за свои ошибки и получить благословение Господне.

Самым главным местом для поклонения является Стена Плача, на месте которой когда-то был Иерусалимский Храм. Иерусалим богат святыми местами, но это основное из них. Построена церковь была еще царем Соломоном, но история ее довольно трагична. Она страдала то от завоевателей, то от пожаров. Первый Храм был разрушен до основания, но в скором времени на его месте был построен Второй Храм. Возведенное сооружение значительно уступало по красоте первоначальной постройке, но все же почиталось всеми верующими людьми. Отстроенная святыня была сожжена дотла во время Иудейской войны. Все, что осталось до наших дней – это стена, к которой сходятся верующие, чтобы попросить помощи у Господа.

Побывав на Святой Земле, нельзя возвращаться домой с пустыми руками. Здесь на каждом шагу предлагается огромное количество сувениров: иконы, крестики, браслеты, брелоки, четки, красные нити, ханукии и еще много чего. Но туристов больше всего интересует иерусалимский крест. Можно купить крестик из золота или другого металла. Он станет настоящим оберегом и талисманом, охраняющим своего владельца от бед.

Иерусалимский крест состоит из одного большого креста и четырех маленьких. Существует несколько его обозначений. Согласно одному из них, он символизирует Иисуса Христа и его четырех апостолов, написавших четыре Евангелия. Есть предположение, что этот символ обозначает самого Иисуса и четыре раны, полученные им при распятии. Существует еще и третья версия, согласно которой Иерусалимский крест – это символ распятия и четырех гвоздей, найденных на Святой Земле.

Очень часто этот символ путают с крестом крестоносцев, но они совершенно разные. Символ крестоносцев выглядит как красный равносторонний крест на белом фоне. Его носили при всех крестовых походах. Считается, что Иерусалимский крест является знаком рыцарского ордена гроба Иисуса.

Этот орден существует и в наше время. Он сотрудничает с католической церковью, сохраняет верность Папе, способствует распространению и укреплению католической веры.

Иерусалимский крест используется не только в виде украшения. Его очень часто можно увидеть на покрывалах на алтаре. Также он изображен на флаге Грузии. Хоть этот символ и един, но существует несколько его модификаций, которые являются символами различных духовных и военно-монашеских орденов, в том числе ордена Гроба Господня и ордена тамплиеров (Храма Соломона).

Этот крест принято считать символом первых христиан, поэтому он способствует объединению всех христианских церквей. Может, именно поэтому он изображен в виде мозаики на надгробии лидера группы Гражданская Оборона, Егора Летова. Он почитал этот символ, называя его нательным крестом. Принято считать, что Иерусалимский крест защищает от невзгод, дарует умиротворение. А еще многие европейские наградные ордена имеют такую форму. Возможно, такая традиция дошла до нас со времен крестовых походов, когда рыцари возвращались с Востока с такими отличительными знаками.

Монасты́рь Свято́го Креста́ (ивр. ‏מנזר המצלבה‏‎, груз.ჯვრის მონასტერი, греч.Ιερά Μονή του Τιμίου Σταυρού) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в Иерусалиме, Израиль. Один из знаменитейших монастырей в Святой земле. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно.

Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.

Архитектура

Монастырь Святого Креста находится в части Иерусалима, которая называется Новым городом, в небольшой долине Креста. По внешнему виду напоминает обители Афона. Монастырь очень похож на крепость: выложенные из крупных блоков стены, небольшие окна, единственный вход — низкие и узкие ворота. Архитектурной доминантой обители является барочного вида колокольня, строительство которой завершили в 1850-е годы. Соборный храм обители построен где-то в 1038 году.

Достоянием монастыря являются настенные изображения.

Монастырь расписывался неоднократно. Древнейшие фрески, сохранившиеся до наших времен, относят к концу XII — началу XIII веков. Здесь же находится фреска с изображением грузинского поэта Шота Руставели, украшающая обитель во имя Святого Креста с рубежа XII—XIII веков.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *