Монастырь челтер коба

Монастырь челтер коба

Как добраться

Из Симферополя

Необходимо на электричке Севастополь-Симферополь или рейсовым автобусом добраться до Бахчисарая.

Из Севастополя

Необходимо на электричке Симферополь-Севастополь или рейсовым автобусом добраться до Бахчисарая.

От Бахчисарая пересесть на рейсовый автобус, следующий в сторону села Малого Садового. Путь предстоит по красивейшей, навсегда запоминающейся Бельбекской долине. Она покрыта садами и обрамлена причудливыми скалами. Минуя село Танковое, прямо над шоссе, зияют широко распахнутые Сюйреньские гроты. В эпоху верхнего палеолита и мезолита они были местом обитания первобытного человека. Здесь археологами были обнаружены многочисленные орудия труда из кремня, а так же кости животных и рыб, составляющих добычу наших далеких предков.

На левом берегу р.Бельбек, над с.Малое Садовое (бывшее Кучук-Сюйрень), высится узкий мыс с обрывистыми склонами. Его название Кулле-Бурун (Башенный мыс). На нем и расположена Сюйреньская крепость, в средневековье представлявшая собой феодальный замок владетеля октестных сел. На остановке Малое Садовое вам и необходимо выйти. Затем по дороге свернуть вправо и перейти по мосту через реку Бельбек. Пройти через все село, миновать водохранилище и по широкой грунтовой дороге начать подъем по ущелью вдоль мыса Джаныче-Бурун. Пройдя около 0,5км от грунтовой дороги будет ответвляться тропа влево. Следуя по этой тропе, выходите на маркированный маршрут (обозначен красной краской). Поднявшись к обрывам мыса Джаныче-Бурун (приятный, душевный) на площадке под обрывом можно увидеть вырубленные в скале виноградодавильни . Одичавшие лозы винограда в изобилии встречаются на окрестных склонах. Пока трудно дать ответ на вопрос, когда были высечены эти тарапаны (виноградодавильни). Не исключено, что этот комплекс связан с поселением VIII-IXвв., располагавшемся на месте существующего села. Ответ могут дать только дальнейшие исследования этого интереснейшего памятника.

Осмотрев виноградодавильный комплекс, продолжаем маршрут по маркированной тропе, вдоль восточного склона мыса Джаныче-Бурун. И вскоре вы услышите журчание воды и почувствуете упоительную прохладу. Это источник в верховьях балки Хор-Хор (бедственная, горемычная). Утолив жажду и пополнив фляги водой, продолжаем путь уже вдоль следующего мыса Ай-Тодор (святой Федор). На Юго-Западном склоне мыса и находится небольшой пещерный монастырь Челтер-Коба (решетка-пещера). Водой монастырь снабжался из источника в верховьях балки Хор-Хор.

К сожалению, сейчас на территории монастыря проводятся работы по его восстановлению. Эти работы проводят не историки, не археологи, а монахи, которые, к сожалению, губят последние остатки средневековой древности. А ведь нынешние традиции православной церкви сильно отличаются от средневековых традиций христианства! Поэтому происходит невозвратимая потеря архитектурных деталей…

История

Челтер-коба — вопрос датировки

Осмотр помещений монастыря, их описание, составленное В. Даниленко, показывают, что там фактически отсутствуют следы значительных перестроек, да и сам комплекс выглядит цельным и единовременным.

В.Даниленко датировал создание монастыря VIII-IX вв. Данный вывод им был сделан на основании находок а мфор V-VIII вв. на склоне под монастырем.

Отметим следующее: этому противоречат цельность монастыря и практическое отсутствие следов значительных ремонтов, а ведь за 700-800 лет (по версии В.

Даниленко) таких перестроек должно было быть много. Как было показано выше, в монастырях, существовавших несколько столетий, следов ремонтов отмечено достаточно. Аналогичная ситуация и в пещерных монастырях Каппадокии: там, где монастырь функционировал непродолжительное время, практически отсутствуют свидетельства реконструкций.

Во время археологических исследований Челтер-кобы (изучались как помещения, так и территория перед ними) находок ранее XIII-XIV вв. отмечено не было.

Ни в коей мере не сомневаясь в компетенции В.Даниленко в определении датировок амфор (хотя им не было приведено ни одной иллюстрации), попытаемся рассмотреть вопрос с другой стороны: а) можно ли в качестве датирующего использовать подъемный материал; б) может ли как датирующий использоваться материал из округи.

1. Горная Юго-Западная Таврика была заселена человеком с эпохи палеолита. Поэтому естественно, что среди подъемного материала, а нередко и в слое, встречаются разновременные фрагменты. Напротив, на Мангупе известны энеолитические находки, а на Чуфут-кале — мустьерские (по данным наших исследований). Но это, естественно, не доказывает, что крепость и пещеры здесь возникли в эти эпохи. Поэтому крайне немногочисленные раннесредневековые находки из округи Челтер-кобы говорят лишь о посещении людьми данной местности, но никак не о возникновении собственно пещерного монастыря.

2. Рядом с Челтер-кобой находится Сюреньская крепость, возникшая, вероятно, в раннем средневековье. В ближайшей округе только сам В.Даниленко насчитал не менее пяти средневековых сельских поселений. Причем ряд поселений VIII-IX вв. находятся у подножия Челтер-кобы, на окраине с.Малосадовое. Поэтому нет ничего удивительного, что на склонах Челтер-кобы встречаются фрагменты ранней керамики. Аналогичная ситуация и на ряде других пещерных монастырей. Но можно ли из этих материалов сделать вывод о возникновении монастыря в ранний период? Естественно, нет, так как связь данных находок со скальным комплексом недоказуема.

Рассмотрим архитектурные особенности церкви. Как отмечалось, по своему устройству она близка к главному храму Чилтер-мармары. Наличие двухступенчатого синтрона сближает ее с главным храмом Шулдана, церковью Южного монастыря Мангупа. Система расположения крещальни похожа на «храм с крещальней» в Инкермане и главный храм Шулдана.

Таким образом, эти факторы, а также обработка во всех пещерах Челтер-кобы, отсутствие следов перестроек позволяют датировать монастырь в обрыве мыса Ай-Тодор XIV-XV вв.

Ю.М.Могаричев

План городища. Достопримечательности

Челтер-коба — церковь монастыря (на плане обознчен как хр.)

Церковь Челтер-кобы не является специально вырубленной, а подобно тому, как это имело место в Чилтер-мармаре, под нее был приспособлен естественный скальный грот.

Грот имел скругленную в плане форму, с сужением к востоку и западу, размерами 15,2 х 7,2 х 3,8м (по наиболее удаленным точкам). Алтарь устроен в восточной части грота, для этого здесь было вырублено прямоугольное углубление. В нем, впритык к стене, вырублен частично разрушенный двухступенчатый синтрон высотой 1м, шириной до 0,7м.

Престол также примыкал к стене, где, кроме того, имеются различные углубления и ниши — вероятно, жертвенник и диаконник.

В стене имеются пазы для установки деревянных конструкций. По мнению В.Даниленко, она, как и пол, была обшита деревом. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, следы от основания которой видны в полу.

В северо-восточной части храма рядом с алтарем, вероятно, находился баптистерий. Он состоял из ныне частично разрушенной купели, вырубленной в скале размерами 0,9 х 1,1 х 0,5м и небольшого (2,4 х 1,9м) помещения в северо-восточном конце грота.

Вдоль северной и южной стен наоса на высоте 0,6м находится скамья шириной 0,3м . К востоку от нее в северной и южной стенах вырублены усыпальницы, в полу которых высечены могилы. Еще четыре могилы, в том числе одна детская, расположены в западной части церкви. К западу от наоса, очевидно в нартексе, в полу вырублены еще пять могил, а к северо-западу от них, в стене грота, — две усыпальницы.

В полу и стенах храма много подрубок и пазов. Надо думать, что большинство из них оставлено в позднее время, когда помещение церкви использовалось в качестве загона для овец.

Ю.М.Могаричев

Челтер-Коба (монастырь Феодора Стратилата)

Челтер-Коба — пещерный монастырь Крыма, возникший в средневековье в обрыве мыса Ай-Тодор (Св. Федор) у северной границы княжества Феодоро (рядом с Сюйреньской крепостью). Архитектурный ансамбль обители состоит из 23 помещений, вырубленных в скале, в том числе одного пещерного храма. Известен также как монастырь св. Феодора.

Сегодня здесь живут, добровольно отказавшись от благ цивилизации, чуть больше десяти человек. На вопрос, что можно делать сутки напролет в этих пещерах, «жители» ответили: «Чтобы изменить себя. Для единения с Богом. В молитвах». Хотя у живущих здесь есть ноутбук, свой сайт. Электроэнергию они получают при помощи солнечных батарей.

При монастыре, в большом естественном гроте, действует православный храм.

Челтер-Коба был основан иконопочитателями в VIII–IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма.

В северо-восточной части церкви располагалась купель. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, возможно, детская, еще пять могил находятся в западной части храма. Такое количество могил дает повод думать, что в монастыре хоронили не только монахов, но и защитников Сюйреньской крепости, находившейся рядом. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, всего 14–16 человек. Поэтому в огромном храме Челтер-Кобы молились и монахи, и воины Сюйреньской крепости, и жители окрестных деревень.

Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров — Стратилата, Тирона или Студита — назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Студит.

В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» — »пещера»).

Если от храма пройти дальше по краю обрыва, можно увидеть длинный грот, ведущий к источнику. В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены».

Напротив мыса Ай-Тодор, в котором вырублены пещеры монастыря Челтер-Коба, находится мыс Джаниче Бурун (приятный, душевный). На площадке под обрывом мыса можно увидеть вырубленные в скале виноградодавильни. Одичавшие лозы винограда в изобилии встречаются на окрестных склонах. Пока трудно дать ответ на вопрос, когда были высечены эти тарапаны (виноградодавильни). Не исключено, что он связан с поселением VIII–IX вв., располагавшемся на месте существующего села.

Под обрывами мыса Куле-Бурун так же есть высеченные в скале виноградодавильни. На одном из них остался процарапанный крест.

В окрестностях монастыря Челтер-Коба можно осмотреть Сюреньскую крепость

Как добраться?

Челтер-Коба находится в Бельбекской долине у с. Малое Садовое, в обрыве мыса Ай-Тодор. От Бахчисарая на рейсовом автобусе доехать до села Малое Садовое. Чтобы осмотреть монастырские пещеры, надо, пройдя село Малое Садовое, идти по грунтовой дороге вверх по ущелью. Это ущелье, разделившее Башенный мыс и мыс Ай-Тодор, заросло кустами кизила, можжевельника, терна, деревьями. Затем надо свернуть с основной дороги направо и подняться к подножию скалы, в отвесных боках которой виднеются пещеры.

Продолжу свой рассказ о путешествии в Бельбекскую долину. Перед тем, как забраться на Сюреньскую крепость, мы пошли в пещерный монастырь Челтер-Коба. Он расположен неподалеку, почти по пути. Только поворачивать надо в другую сторону. С крымско-татарского Челтер-Коба означает «Пещера-решетка» . Расположилась эта обитель в пещерах горы Ай-Тодор (гора святого Феодора), недалеко от села Большое Садовое (крымско-татарское название села Таш-Басты). Здесь еще в средние века был монастырь святого Феодора Стратилата. Некоторые историки датируют его появление IX веком. Практически в первозданном виде он сохранился до наших дней. С 2000 года здесь ведутся восстановительные работы. Населяют его несколько монахов и послушников.

Дорога начинается с Большого Садового, откуда открывается красивый вид на гору Богар.

Дорога идет между горами Куле-Бурун и Ай-Тодор.

Потом переходит в хорошо протоптанную тропинку.

Еще один вид на Куле-Бурун.

Через некоторое время тропинка раздваивается. Налево — на Сюреньскую крепость, направо — в монастырь святого Федора Стратилата.

Установленный здесь камень с крестом указывает направление в монастырь. Идти совсем немного.

И вот уже появляются лестницы монастыря.

Сначала деревянные,

которые потом переходят в каменные, оставшиеся здесь еще со времен средневековья.

Монастырь святого Федора Стратилата чем-то напоминает монастырь на Шулдане. Такие же пещеры и гроты. Виды только немного другие.

Вход в церковную лавку, которая располагается на пути к храму.

Из окна хорошо видна гора Джениче-Бурун.

Еще несколько видов.

Вход в храм.

Внутри самого храма.

За храмом располагаются еще несколько келий.

Сам монастырь довольно маленький.

Возвращаемся назади и направляемся к источнику.

Цветочная клумба прямо у входа в монастырь.

Звонница.

Это уже сам источник святого Федора Стратилата. Возда здесь холодная и необыкновенно вкусная. Здесь мы вылили «минеральную» воду из бутылок и наполнили их из источника.

Купель, где любой желающий может окунуться и получить заряд бодрости на целый день.

Вот такое было у меня паломничество в монастырь святого Федора Стратилата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *