Монахиня амвросия оберучева

Монахиня амвросия оберучева

История одной старушки, Монахиня Амвросия (Оберучева)

Монахиня Амвросия (Оберучева)

Раздел:Жития русских святых, жизнеописания церковных деятелей

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 848

Год издания: 2016

Язык: Русский

Есть такое распространенное в современной духовной литературе выражение: кончилась жизнь — началось житие. Между тем граница, как будто неизбежно возникающая от столкновения двух похожих слов: жизнь, житие, — прочерчивается совсем не всегда, совсем не во всех святых судьбах. В судьбе матушки Амвросии (Оберучевой) не стоит, кажется, отделять путь в миру от пути иноческого, существование на свободе от скитаний в ссылках, так как судьба ее обладает исключительной внутренней цельностью. Монашество ее было выстрадано всей предыдущей жизнью в миру, опыт страдания и сострадания, обретенный на свободе, помог выстоять в заключении. Матушка Амвросия, Александра Дмитриевна Оберучева, монахиня и врач, написала историю своей «многолетней жизни», для нее самой, конечно, только жизни, и, быть может, именно поэтому так велика надежда, что перед нами — самое настоящее житие. Книга составлена по ее дневникам, которые она вела всю жизнь и отобрала, привела в порядок, дополнила по просьбе близких…

Скачать История одной старушки, Монахиня Амвросия (Оберучева)

Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона — EPUB.

2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. М.: Изд-во храма свв. бесср. и чудотв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2005.

По своему жанру это книга воспоминаний. Но ее нельзя было бы охарактеризовать коротко, обращая внимание лишь на какую-то одну, главную, сторону жизни мемуариста, например: «Воспоминания земского врача» или «Записки монахини». Это — «Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий».

У современного человека (практически у каждого из нас) сразу же возникает недоумение, вопрос: как же можно быть счастливым, страдая?

«Образ автора»

Монахиня Амвросия (Александра Дмитриевна Оберучева) родилась в 1870 году, отошла ко Господу в 1944. Книга составлена по ее дневниковым запискам, которые она вела всю жизнь и отобрала, привела в порядок, дополнила по просьбе близких незадолго до кончины.

Ее память живо сохранила подробности семейного, усадебного уклада, студенческого времени в столице, службы земского доктора в глубинке, монашества в обители и (вынужденно) в миру. Здесь же — страницы, посвященные работе врача в полевых лазаретах Первой мировой войны или в холерных и тифозных бараках ГПУ: страшные по сути — и спокойные в своей правдивости.

В литературоведении есть такое понятие — «образ автора». В «Истории одной старушки» этот образ, совершенно неповторимый, присутствует в каждом слове, и в то же время его… нет. Что это значит?

Читая эту книгу, мы постепенно знакомимся даже не с событиями чьей-то жизни, а с основополагающими, глубинными понятиями христианства, или — с простыми, ясными, чистыми, естественными человеческими чувствами, давно потерянными или никогда не испытанными нами, людьми ХХ века, времени разрушительной силы.

Так, например, нашего современника может удивить чувство собственного достоинства, которое было заметно всем даже у совсем юной студентки Саши Оберучевой, и ее уважение к каждому человеку, который встречался на ее жизненном пути. Но, пожалуй, основой ее характера можно назвать целомудрие — ту мудрую цельность личности, которую так трудно (а без Христа невозможно) понять и обрести.

Особенно теплы и трогательны воспоминания о семье, в которой детей растили, «как царевича Иоасафа», стараясь оградить от горя и боли; где мама «говорила тихо и мало, но каждое ее слово было непреложным законом», где отец с любовью внушал детям: «Мы все мамочку должны слушать». Иногда он пошутит или лишнее что-нибудь скажет; например, думает сказать о ком-нибудь, а мамочка посмотрит или только скажет: «Детям нельзя…». И он остановится.

Любовь и тепло семьи все Оберучевы носили в своих сердцах всю жизнь.

Александра Оберучева могла «позволить» себе сорвать студенческую забастовку, из-за которой могли закрыть единственный в то время в России женский медицинский институт, отказаться от предложений престижных столичных клиник ради работы земского врача, могла в полном одиночестве отправиться на фронт помогать раненым — просто потому, что знала, что там нужна ее помощь. Она отказалась от замужества (а предложение сделал «хороший врач и замечательный человек») потому, что поняла, что профессия врача несовместима с семейной жизнью. Она готовила себя к этому пути с ранней юности, а затем всегда жила с полной самоотдачей: «Я сама забываю, что существую».

Опыт страдания и сострадания

«Монашество ее было выстрадано всей предыдущей жизнью в миру, опыт страдания и сострадания, обретенный на свободе, помог выстоять в заключении»,— верно замечает автор предисловия к книге М. Кучерская.

В 1917 году по благословению старца Анатолия (Потапова) А. Оберучева поступает в Шамординскую обитель, в 1919 принимает монашеский постриг. После закрытия монастырей, Шамордина и Оптиной пустыни, и до волны арестов и ссылок (которую почти никто из них не миновал) часть иноков и инокинь жила в Козельске на частных квартирах. Небольшую общину шамординских монахинь, к которой принадлежала и матушка Амвросия, окормлял последний оптинский старец иеромонах Никон (Беляев), будущий преподобномученик Никон Оптинский.

Свою иноческую школу матушка проходила с такой же ответственностью и старанием, с каким делала все в своей жизни. Благодаря ее подробным записям для нас сохранились сведения о жизни отца Никона, содержание его бесед с духовными чадами, письма и наставления, его ответы на вопросы сестер.

«Как же поступать, чтобы легче переносить страдания?» — «Веру крепкую иметь, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, вполне предаться воле Божией».

Закат (послесловие)

Записки матушки Амвросии обрываются на полуслове: в 1941 году из-за болезни она уже не могла работать над ними. Однако всем читателям без исключения жаль расставаться с матушкой, поэтому издатели поместили в приложении сведения о последних годах ее трудной и светлой жизни, воспоминания людей, знавших ее. Только лишь здесь, наконец, все внимание сосредоточено на авторе.

«Сердце ее было переполнено какой-то особой жалостливой любовью к каждому человеку; изумительным было ее самоотвержение, даже жертвенность. Она не могла вынести чужого несчастья или беды. С удивительной легкостью, не задумываясь о последствиях для себя, она шла на жертву ради других».

«Матушка так гармонировала с тихим вечером! Ее жизнь клонилась к закату так же, как и солнце, испуская живительные лучи любви и милости ко всем, а душа дарила ближним последние минуты любовного общения».

Последнее письмо монахини Амвросии (Оберучевой): «Странная моя жизнь! К чему все это ведется? Видно, воля Божия. Да будет воля Божия во всем. Только с благоговейным трепетом ожидаю, что будет дальше. Все так удивительно сотворяется… Как бы исполнить волю Божию, чтобы не нарушить своим вмешательством».

Книга Александры Дмитриевны Оберучевой —это история России по воспоминаниям современников. Книга почти не дает анализа всех событий произошедших со страной. Это и неудивительно. Лишь нам спустя 100 лет это доступно. Чтобы понять что произошло со страной потребовался коллективный разум нескольких поколений. Эпоха царя Александра III, который твердой рукой правил страной закончилась с его смертью. К сожалению царь Николай II не готов был управлять державой. Может он считал что при коронации вместе с возложением короны на него падет Божия благодать, но такого не произошло. Большая династия Романовых за немногим исключением была отрезана от рычагов управления государством.

Будь по иному нашлись бы среди них люди, которые бы в критический момент смогли бы переломить ситуацию , почувствовав бы угрозу физического истребления. В реальности же трон окружили предатели и изменники.

Поднявшие голову во времена царствия Николая II революционеры правили бал. Даже в медицинском институте к училась А.Оберучева 99% учащихся поддерживали революционные выступления. А.Оберучева с отличием закончила учебу. Все мечты ее были связаны с врачебной карьерой. Даже из ее записок видно, что предложения выйти замуж она отвергала, считая что замужество не позволит ей в полной мере заниматься врачебной деятельностью. Хотя при большой настойчивости поклонников она могла пойти и на попятную, как мы увидим была при ее работе в больнице в Одессе. К сожалению или к счастью не нашелся такой настойчивый мужчина. Уже в начале 20 века умирает отец затем мать. Начинается война. Она вслед за братом отправляется на фронт. Врачи нужны на фронте. За время своей жизни Александра проникается большим религиозным чувством — становится православно верующим человеком. Посещает монастыри живет в общине Христа Спасителя под Ельцом. Когда в результате революционных беспорядков погибает в Ревеле (Таллин) ее брат Михаил, она осталась одна без родных. Именно в вере в церкви в монастыре она обретает новых родных. Казалось судьба ее определилась. Это единение с Богом. Но нет посмотрите на дату поступления ее в Шамородинский женский монастырь — 1917 год.

Начинаются гонения за веру. Марксизм-Ленинизм это новая религия которую исповедуют большевики — и эта религия не терпит конкурентов. В 70 летний Вавилонский плен попала страна. Да гонения сейчас прошли, но скольких они перемололи в своих жерновах. О тяжелых испытания,теперь уже монахини Амвросии вторая часть книги. Полная версия книги — впервые в интерненте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *