Монах по другому

Монах по другому

Предрассудки и правда о православных монахах

Монахом может стать даже тот, кто до пострига вел порочный образ жизни

В Беларуси насчитывается 34 монастыря, около 300 православных монахов и монахинь, а также послушников и послушниц.

Развеять предрассудки, которыми окутана их жизнь, помог архимандрит Антоний (Доронин).

Предрассудок №1.

Монахом может стать любой желающий.

На самом деле.

Православным монахом может стать только православный христианин. При этом, что интересно, для принятия пострига не требуется абсолютно непорочной нравственной жизни в прошлом. Важно другое: человек, желающий стать монахом, должен иметь искреннее покаянное настроение. Ведь само монашество — это подвиг бесконечного покаяния. Еще одно условие для пострига — свободное и непринужденное стремление к монашеству. Иначе говоря, монахом можно стать только добровольно.

В монастырь в качестве послушников (кандидатов в монахи) могут быть приняты только достигшие совершеннолетнего возраста (18 лет). На практике возрастной порог даже выше: Архиерейский Собор 2000 года предписывает придерживаться практики пострижения в монахи лиц только по достижении претендентом 30-летнего возраста, за исключением студентов духовных школ и вдовых священнослужителей.

Постриг не может быть совершен над мужем при живой жене и над женой при живом муже (то есть над людьми, состоящими в законном нерасторгнутом браке), если только не было взаимного согласия со стороны и того, и другого поступить в монастырь. Родители и лица, имеющие на иждивении несовершеннолетних, также не могут быть приняты в число монахов.

В дореволюционное время запрещалось постригать и лиц, обремененных долгами, находящихся под судом, состоящих на военной или гражданской службе.

№2.

Обратной дороги из монастыря нет

На самом деле.

Прежде чем пройти обряд пострижения и стать монахом, человек должен не менее трех лет прожить в монастыре. Правда, некоторым «засчитывается» и время учебы в духовной семинарии. Такой «лимит» не распространяется и на вдовых священнослужителей. Только после минимального трехлетнего испытательного срока, если духовный наставник сочтет человека готовым, кандидат из разряда послушников может перейти в иноки. До пострижения в монахи, то есть еще в статусе послушника или инока, человек может отказаться от монашества и вернуться к светской жизни. Такой шаг не считается грехом. А вот монаху, то есть человеку, который, образно говоря, достиг третьего уровня отрешения от светского мира, такое право не дано. Если после пострига в монахи человек покидает монастырь и вступает в брак, то он все равно продолжает считаться монахом, но монахом падшим, живущим во грехе. Такие люди лишаются права вступления в церковный брак. Монашеские обеты, данные при постриге, имеют пожизненный характер, от них невозможно отказаться.

№3.

Монахи полностью отрезаны от обычной жизни

На самом деле.

Монах обязан выполнять три обета, которые он дает при постриге. Обет послушания означает, что монах должен полностью отказаться от своей воли и поручить себя настоятелю монастыря или другому духовному наставнику. Отказ от своей воли — главное средство в борьбе с источником всех грехов — гордыней. Отрекаясь от своеволия, человек поручает себя в послушание Евангельским заповедям, которые открываются ему через духовного отца.

Обет целомудрия предполагает, что монах отказывается от вступления в брак, чтобы полностью посвятить себя Богу. Такой человек обязуется ни словом, ни делом не давать волю своим страстям.

Обет нестяжания обязывает отказывается от всех земных благ. Принявший постриг отказывается от любого пристрастия к вещам, предметам и всему другому, что может отвлечь его от молитвы и благочестивой жизни.

Однако не все монахи жизнь проводят исключительно на территории монастыря в кругу других монахов. Некоторые из них живут в миру и исполняют послушания (обязанности) преподавателей духовных учебных учреждений, сотрудников различных церковных структур и так далее. Кроме того высшее православное духовенство — епископат — избирается только из монахов. В таком случае монашество не исключает определенной публичности, представительской атрибутики, контактов с широким кругом людей.

№4.

Главная задача монаха — проповедь христианства.

На самом деле.

Главное призвание монаха — не столько публичные проповеди, сколько раскаяние в грехах и молитва. Монах считается духовным эталоном для светского человека. Как считается примером жизни для самих монахов служат ангелы, а для мирян, то есть обычных людей — монахи.

Предрассудок №5.

В монахи идут неудачники.

На самом деле.

В монастырь приходят самые разные люди. Многих из них, как правило, мир клеймит неудачниками. Человеку, далекому от церковной жизни, трудно понять, для чего, например, «нормальный» мужчина отказывается от всего, идет туда, где он лишает себя всего. На самом же деле монастыри были и будут наполняться замечательными, умными, красивыми, талантливыми людьми, которые нашли Бога и осознали смысл своей жизни. Считается, что монастырь — это духовная оранжерея, где создаются наиболее оптимальные условия для преображения человека. Поэтому неудивительно, что значительная часть монахов — это люди, осознавшие тяжесть совершенных ими грехов и пожелавшие раз и навсегда изменить свою жизнь. Порой среди монахов можно встретить людей, которые в прошлом по мирским меркам были вполне успешными и состоявшимися. Но, возможно, то, чем они обладали, могло придти к ним и через преступление. Не следует забывать о том, что по преданию в Рай первым вошел разбойник, раскаявшийся в своих грехах и через покаяние ставший святым.

О том, как живут монахини в Свято-Елисаветинском женском монастыре в Минске, можно прочитать здесь

Руслан Ананьев

Словарь. Иерархия

Автокефалия (гр.-самоглавенствование) — независимость, самоуправление Православных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Греческой, Кипрской, Болгарской, Румынской и других).

Архиепископ (греч.) – старший епископ.

Архиерей (греч.) – старший над иереями (священниками). Лицо высшей (третьей) степени священства: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Архимандрит (греч.) – высший монашеский сан. Монах, имеющий этот сан, может быть посвящен в архиереи.

Батюшка – традиционное для православной Руси именование священника.

Благословение – осенение кого-либо крестным знамением.

Благочинный – священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии. Благочинные есть и в монастырях.

Викарий (от лат. — заместитель)– епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Диакон – первая степень священнослужения от времен апостольских. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения

Духовенство – служители Церкви, имеющие духовный сан, полученный ими при посвящении (рукоположении), дающий право и благодать совершать богослужения и таинства Церкви. Имеет три степени (см. Степени священства): диаконат, пресвитериат и епископат. Духовенство делится на белое и черное. К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к черному духовенству — диаконы и священники, принявшие монашество (они именуются соответственно: иеродиакон и иеромонах). Архиереем (епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом) может стать только представитель черного духовенства.

Епархия – территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния, каждое из которых состоит из нескольких приходов.

Епископ (греч. – надзирающий) – архиерей, главный пастырь епархии (См. Степени священства). Может совершать все таинства, включая таинство рукоположения во диакона и во иерея.

Игумен (греч. – ведущий) – монах в сане священника, званием выше иеромонаха, но ниже архимандрита.

Игуменья – настоятельница женского православного монастыря.

Иерарх (греч. – священноначальник) – представитель высшего духовенства, архиерей: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Иерархия (греч. – священноначалие) – общее название для всех трех степеней священства: диакона, пресвитера (священника) и епископа (см. Степени священства).

Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи.

Иеродиакон – монах в сане диакона.

Иеромонах – монах в сане иерея.

Иподиакон – служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы – специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий, трикирий, жезл и т.д.

Миряне – рядовые верующие.

Митрополит – архиерей очень крупной церковной области.

Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре, храме.

Неофит (греч. – новообращенный) – новокрещенный, новоначальный член Церкви.

Патриарх (греч. – родоначальник) – первосвятитель, высший священноначальник (архиерей) страны. Патриархи Русской Православной Церкви

Пресвитер (греч. – старший) – древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства (см. Иерархия).

Приход – церковная община, объединенная вокруг одного храма.

Протодиакон – первый или главный диакон в епархии.

Протоиерей – старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.

Святитель — архиерей.

Священник – служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.

Семинария (лат. – рассадник) – учебное заведение для подготовки священнослужителей.

Синод Русской Православной Церкви – совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов.

Синод Святейший Правительствующий – орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году.

Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.

Степени священства — установленные апостолами три степени священной иерархии: диаконская, пресвитерская (священническая) и епископская. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих). Пресвитеры (священники, по-гречески — иереи) при рукоположении получают благодать совершать богослужения и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников). Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них — игуменами, а самые старшие — архимандритами. Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов. Архиереи, кроме совершения всех богослужений, могут рукополагать диаконов и пресвитеров, освящают миро, антиминсы, храмы; управляют церковными делами во вверенных им епархиях. В современной церковной практике кандидатов в епископы выбирают исключительно из монашеского звания, а рукоположение во епископы совершается несколькими епископами. (См.также Вопросы о церковной иерархии и Вопросы о церковном этикете)

Экзарх – архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом.

Как стать монахом?

Если заинтересовала информация о том, как стать монахом, значит, стоит подготовиться к кардинальным переменам в жизни и к отказу от всех жизненных благ. Это решение должно быть обдуманным, поскольку важно никогда не пожалеть о совершенном шаге.

Предстоит пройти испытательный период, который длится достаточно долго.

Как стать православным монахом?

Если возникло такое желание, то необходимо идти к своему духовному наставнику на исповедь и персональную беседу, поскольку именно она позволит понять насколько желание является искренним. Все дело в том, что многие принимают такое решение из-за проблем в жизни или каких-то разочарований. Единственное, что может заставить человека стать монахом – искренняя вера и желание посвятить свою жизнь служению Богу.

Духовный наставник в большинстве случаев советует создать для себя условия, которые максимально схожи с жизнью в монастыре, то есть стать монахом в миру, так как это придется отказаться от многих благ. Например, нужно научиться вставать в 5 утра, молиться, ежедневно посещать церковь, поститься и т.д. Необходимо пересмотреть свое питание, отказавшись от всех излишеств. Под запрет также входят отношения с противоположным полом, просмотр телевизора и игра в компьютер. Такой режим стоит соблюдать хотя бы год, чтобы понять сможете ли вы прожить так всю жизнь или же искушения все-таки сильнее.

Думая над тем, что нужно, чтобы стать монахом, можно переходить на следующий этап – посещение монастыря. Попросите наставника, чтобы он посоветовал куда лучше обратиться. После прибытия на место стоит пообщаться с наставником и попросить разрешения какое-то время пожить в обители, чтобы посмотреть на обстановку и принять правильное решение. Во время жизни в монастыре, монахи будут присматриваться к вам, что позволит им определить готовность к уходу от обычной жизни. Многие не выдерживают такой жизни и отказываются от решения постригаться в монашество.

В том случае если, прожив какое-то время в монастыре, желание стать монахом все еще осталось, тогда наставник примет решение готовиться к постригу. Сразу стоит сказать, что этот период достаточно длительный. Часто человеку рекомендуют вернуться к обычной жизни, чтобы окончательно понять, готов ли он от всего отказаться или нет. Как вы видите, быстро стать монахом не получится, ведь это решение должно быть реально осознанным, поскольку придется полностью изменить свою жизнь и посвятить ее вере.

Главный монах в лавре из 6 букв

и

г

у

м

е

н

  • и — первая буква
  • г — вторая буква
  • у — третья буква
  • м — четвёртая буква
  • е — пятая буква
  • н — шестая буква

Бейсбольный «аргумент» автомобилиста 4 буквы

Вода для стерилизации посуды 7 букв

игумен
1) Духовный чин, присваиваемый настоятелю православного мужского монастыря (обычно в сане архимандрита).
2) Лицо, имеющее такой чин.
игумен
(греч. h?g?menos — ведущий)
см. тж. игуменский В православной церкви: настоятель мужского монастыря.
главный
I м. разг.
Тот, кто возглавляет что-либо, руководит чем-либо; старший по положению.
II прил.
1) Старший по положению, возглавляющий что-либо; руководящий.
2) Имеющий наибольшее влияние, значение, признание; самый важный, значительный.
III прил.
1) Являющийся основным среди других подобных; центральный.
2) Составляющий большую часть чего-либо.
главный
I см. главный; -ого; м.; разг.
О главном руководителе, начальнике.
По распоряжению главного.
Обратиться к главному.
II -ая, -ое; главнейший
см. тж. главный, главное, главное, главное дело, главным делом, главным образом, самое главное
1) Самый важный, основной, центральный.
Г-ое действующее лицо.
Главный виновник торжества.
Г-ая задача, цель.
Направление главного удара.
Г-ая причина, опасность.
Главный итог, результат, вывод.
Главный приз фестиваля.
Г-ое достоинство личности.
Главный предмет в школе.
Г-ая улица, магистраль города.
Главный вход.
Г-ое здание фирмы.
Г-ая книга (бухг.; = гроссбух)
Г-ое предложение (грамм.; часть сложноподчинённого предложения, к которой относится подчинение, придаточное предложение)
Г-ые члены предложения (грамм.; подлежащее и сказуемое)
2) Старший по положению (о человеке); руководящий, главенствующий (об учреждении, военном или правительственном органе и т.п.)
Г-ое лицо в доме.
Главный врач больницы.
Главный инженер.
Г-ое командование.
Главный архитектор города.
Главный маршал авиации.
Главный (корабельный) старшина (воинское звание младшего начальствующего состава в Военно-Морском Флоте России; старший сержант)
Г-ая палата мер и весов.
Главный штаб.
монах
I м.
Член религиозной общины, посвятивший себя Богу, приняв постриг и дав обеты послушания, нестяжания и безбрачия (обычно живущий в монастыре).
II м. разг.
Мужчина, живущий уединенно и ведущий аскетический образ жизни.
монах
(от греч. mon?chos — уединенный, одинокий)
см. тж. монахиня, монашеский, монаший
1) Член религиозной общины, живущий в монастыре и давший обет вести аскетический образ жизни в соответствии с требованиями монастырского устава.
Постричься в монахи.
Буддийский, католический монах.
Обет монаха.

2) О мужчине, ведущем уединенный, аскетический образ жизни.
Жить монахом.
лавра
ж.; = Лавра
лавра
-ы; ж. (греч. l?ura — многолюдное место)
Название крупных православных мужских монастырей, непосредственно подчинённых Синоду.
Киево-Печерская лавра.
Александро-Невская лавра.
лавр
1) Южное вечнозелёное дерево или кустарник с продолговатыми ароматными листьями, употребляемыми как пряная приправа к пище.
2) Древесина такого дерева.
лавр
(лат. laurus)
см. тж. лавровый, лавровый
1) Южное вечнозелёное дерево или кустарник, пахучие листья которого употребляются как приправа к пище.
2) обычно мн.: лавры, -ов. Венок из ветвей этого дерева или отдельная ветвь его как символ победы, награды.
Венчать (увенчать) лавром (лаврами).
Искать лавров.
Стяжать лавры (книжн.)
— лавры Герострата
— пожать лавры
— почивать на лаврах
— лавры не дают спать
лавр
1) Южное вечнозелёное дерево или кустарник с продолговатыми ароматными листьями, употребляемыми как пряная приправа к пище.
2) Древесина такого дерева.
лавр
(лат. laurus)
см. тж. лавровый, лавровый
1) Южное вечнозелёное дерево или кустарник, пахучие листья которого употребляются как приправа к пище.
2) обычно мн.: лавры, -ов. Венок из ветвей этого дерева или отдельная ветвь его как символ победы, награды.
Венчать (увенчать) лавром (лаврами).
Искать лавров.
Стяжать лавры (книжн.)
— лавры Герострата
— пожать лавры
— почивать на лаврах
— лавры не дают спать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *