Молоканы

Молоканы

История
Молоканство возникло практически одновременно с духоборчеством во второй половине XVIII в. Молоканами их называли за отрицание церковных установлений и употребление в постные дни молока.
Основатель молоканства Семен Уклеин происходил из православной семьи, отличался начитанностью в Священном Писании и красноречием. Будучи портным, он ходил по селам Тамбовской и Воронежской губерний и однажды попал в семью духоборческого наставника Илариона Побирохина, и ему понравилась дочь хозяина. Уклеин оставил свою православную супругу и женился на дочери духоборца. Благодаря своим способностям он заслужил уважение духоборцев и в течение пяти лет был помощником своего тестя Побирохина.
Но пренебрежительное отношение духоборцев к Священному Писанию ему не нравилось, и он возмущался тем, что Побирохин присваивает себе божеское достоинство, называет себя судией вселенной, которому надлежит совершить Страшный Суд. Однажды, когда Уклеин на собрании духоборов открыто начал обличать своего тестя в гордости и самомнении, Побирохин избил его, а затем послал своих смертоносных ангелов и убить его, но Уклеин спасся бегством.
После этого он оставил духоборчество, объявил себя пророком и стал учить, что в вопросах веры необходимо руководствоваться исключительно Библией, а о чем в ней не говорится, то отвергать. Его проповедь имела успех в Тамбовской губернии. Из своих последователей он избрал 70 учеников и назвал их апостолами. Окруженный своими апостолами, он торжественно с пением псалмов вошел в г. Тамбов для открытой проповеди своего учения и сокрушения идолов, т. е. икон. Сектанты были арестованы и посажены в тюрьму.
Ученики Уклеина скоро раскаялись и приняли Православие, но он долго упорствовал в ереси, наконец, притворно раскаялся и был освобожден. Оказавшись на воле, он вновь стал распространять свои идеи в Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Екатеринославской и Астраханской губерниях, на Дону и Кавказе. Благодаря его ученикам молоканство было занесено в Курскую, Харьковскую, Рязанскую, Пензенскую, Нижегородскую, Симбирскую и Оренбургскую губернии, в Бессарабию и даже в Сибирь.
Чтобы предупредить разрастание молоканства, правительство преследовало и ссылало их, но, как и в отношении других сект, эти меры лишь способствовали его распространению, хотя сектантов старались селить вдали от православных.

Иногда сектанты сами переселялись в малонаселенные места. В 1821 г. им было отведено 30 тыс. десятин земли в Таврической губернии. Впоследствии многие из молокан под влиянием идей о скором наступлении тысячелетнего царства Христова на земле, отправились в Закавказье, где, по их мнению, должно было состоятся Второе Пришествие Христа.
В царствование Александра I молокане вели деятельную пропаганду и открыто проповедовали о скором падении Русской Православной Церкви, о ниспровержении государственного строя и позволяли себе кощунственные выпады против православных. Но при Николае I были приняты строгие меры против их деятельности, вследствие чего пропаганда молокан стала ослабевать. Затем среди молокан начались раздоры, и из них выделилось несколько толков.
В 1880 гг. в молоканскую среду стали проникать идеи баптизма, а впоследствии и толстовства, что привело к новым разделениям. В начале XX в. секта молокан находилась в состоянии разложения. В ее среде падала нравственность, часть сектантов была охвачена пьян ством, семейные ссоры стали постоянным явлением, и у них даже появились уголовные преступники. На Кавказе молокане во множестве переходили в баптизм. Под влиянием атеистических и толстовских воззрений часть молокан стала отрицать не только молоканскую веру, но и все религии, вследствие чего они стали антисоциальным элементом в среде окружающих их крестьян 1035.
С целью оживления своей деятельности в 1906 г. в Баку молокане открыли два общества: «Общество образованных молокан» (или «Союз Бакинских молокан прогрессистов») и «Общество самопросвещения духовных христиан». Последняя организация ставила своей целью, в частности, поддержку своих членов как в духовно-нравственном, так и в экономическом отношении. В 1908 г. на съезде молокан в г. Балашове Саратовской губернии для объединения молоканских общин было решено организовать центральный комитет из 13 человек. В целях сплочения и поддержания молоканства с конца 1905 г. стал выходить журнал «Духовный вестник» под редакцией А. С. Проханова (ум. 1912 г.), врача по профессии, обучавшегося в Юрьевском университете и окончившего протестантский богословский факультет в Париже, а с марта 1906 г. — «Молоканский вестник» (в конце того же года был закрыт за антиправительственные выступления). А. С. Проханов, как и его отец, богатый владикавказский купец, перешел потом из молоканства в баптизм.
Молоканские толки
Молоканство разделилось по меньшей мере на 9 течений.
Наиболее известные среди них следующие. 1. Духовные молокане, которые в свою очередь делятся на водных молокан, допускавших водное крещение, и сухих, или сухопутных, отвергающих необходимость крещения. Водные молокане еще именуются молоканами донского толка. 2. Молокане владимирского толка. 3. Губолизы, похотники, или молокане тамбовского толка. 4. Бессудники, 5. Шалопутские молокане 6. Пресные, или пресники и квасные, или квасники (употребляли квасную пищу. 7. Жидовствующие, или субботники-талмудисты, и субботники-караимы. 8. Молокане общего упования, или общие; 9. Сопуны или прыгуны.
Дунькино упование
Эта секта выделилась из уклеинского молоканства из-за споров о «святом лобзании», деспотизме молоканских стариков, не позволявших толковать Писание, как человеку подсказывала совесть. Во главе оппозиции выступила Евдокия (Дунька) Парфенова. В 1902 г. она стала устраивать открытые молитвенные собрания, на которые мог приходить кто угодно и проповедовать свои взгляды. Наиболее частыми посетителями этих собраний были баптисты.
Молокане донского толка
Особо следует отметить молокан донского толка. Они не поверили Уклеину, будто в Писании ничего не говорится о Таинствах и обрядах в Церкви апостольского времени. Вскоре у них под влиянием Исаии Крылова появились свое богослужение и обряд преломления хлеба. Вскоре некоторые стали читать роженицам молитвы, давать имена младенцам, совершать их крещение и вместо миропомазания дуть младенцу в рот, уверяя, что преподают ему дары Святого Духа, исповедовать кающихся, отпевать усопших. Эти преобразования молоканства завершились тем, что один из лидеров молоканства Андрей Саламатин стал использовать для совершения обрядов Требник Православной Церкви. Собственно он и положил начало донскому толку молокан. Решительным противником этого направления был некий Пчелинцев. Донское направление признавало пять Таинств, в том числе крещение младенцев через троекратное погружение в воду; при совершении исповеди пресвитер читал разрешительную молитву.
Современное состояние
Возрождение религиозности в СССР с конца 1980-х гг. затронуло и молокан, деятельность которых заметно возросла с 1990-х гг.
Наибольшую активность среди них стали проявлять прямые последователи Уклеина, они решили провести съезд, который должен был послужить импульсом для возрождения молоканства. С этой целью с 1990 г. руководитель новообразованной московской общины И. Г. Александров стал издавать журнал «Духовный христианин», и с весны 1991 г. в разных регионах страны начали создаваться союзы молоканских общин. Первый съезд молокан, состоявшийся в Москве в июне 1991 г., собрал представителей более 60 общин, но в созданный Союз общин духовных христиан молокан вошли представители только 40 общин 1036.
Союз должен был заняться объединением молокан, проблемой молодежи, распределением гуманитарной помощи и переселением молокан из закавказских республик в Россию. Средства на деятельность Союза, его программы и переселение молокан перечисляли зарубежные молокане. Но вскоре среди них возникли трения, и они разделились на две партии, которые в сентябре 1993 г. провели два съезда: один — сторонники старшего пресвитера Т. Щетинкина в селе Кочубеевском Ставропольского края, другой — в Москве сторонники И. Г. Александрова. В результате этого противостояния в 1994 г. И. Александров был отстранен от руководства Союзом, и в декабре того же года Союз был перерегистрирован с новым названием «Союз общин духовных христиан молокан» (СДХМ). По другим данным, наряду с прежним Союзом был создан параллельный «Союз общин духовных христиан — молокан России», зарегистрированный Минюстом РФ 1037. В августе 1997 г. в Тамбове проходил созванный тамбовскими молоканами Съезд молокан, но ряд общин, тяготеющих к Т. Щетинкину, в нем не участвовал. Съезд выступил с инициативой принять программный документ, но старейшие пресвитеры предложили не принимать никаких резолюций, а объявить по всем общинам пост и молитву, в надежде, что Господь все устроит сам…
В связи с разладом в СДХМ выходивший с 1990 г. в Москве под редакцией И. Александрова общемолоканский журнал «Духовный христианин» прекратил свое существование. Созданный в качестве альтернативы в 1994 г. в Москве журнал «Слово веры» был в 1997 г. переименован в «Доброго домостроителя благодати», поскольку с 1997 г. журнал с одноименным названием без согласования с московским «Словом веры» выпустила община села Кочубеевского 1038.
Традиционно непростым для молокан является отношение к светской власти и службе в вооруженных силах. Представители среднего поколения высказываются за альтернативную службу, не столько по религиозным мотивам, сколько из-за неуставных отношений в армии.
Численность молокан, начиная с 1930-х гг., идет на убыль, и эту проблему они хотят решить через привлечение своей молодежи к активной общинной жизни и миссионерскую работу. Хотя молоканами открыт ряд воскресных школ, их молодежные программы находятся пока в зачаточном состоянии. Среди молокан в 1990-е гг. наблюдался отток в баптизм, адвентизм и иеговизм, не последнюю роль в этом процессе играла раздача гуманитарной помощи. В настоящее время насчитывают ок. 300 тыс. молокан, рассеянных по всему миру 1039.
Учение
Источником вероучения у молокан было Священное Писание, но с ним они обращались весьма свободно, библейские тексты часто толковали аллегорически, в духе своего учения.
Представление о Боге
Среди молокан были разные мнения о Боге. Одни говорили, что Сын Божий и Дух Святой, хотя и Божеского достоинства, но не равны Богу Отцу, а ниже Его. Другие отвергали троичность лиц в Боге и самое учение об этом называли нелепым, так как Бог, по их мнению, «один и неразделен». Третьи, которых было большинство, придерживались правильного учения о Святой Троице, хотя Уклеин в учении о Христе придерживался докетических взглядов, считая, что у Него было лишь кажущееся тело, и Он умер не так, как все люди1040.
Представление о спасении
Представление молокан о спасении весьма близко напоминает протестантское учение. Церковь, по их мнению, была основана Христом во время Его земной жизни, но просуществовала она до IV в., когда Вселенские Соборы и учители Церкви произвольным толкованием Библии извратили христианство и смешали его с язычеством.
Истинную церковь составляют только молокане, не принимающие преданий, соборных постановлений и исповедующие лишь то, чему учит Библия.
Иерархию молокане отвергают на том основании, что единственным истинным Первосвященником является Христос, и никаких иных первосвященников не должно быть в Новом Завете, а все верующие являются священниками и братьями. Однако у молокан существовали пресвитеры, которых они не считали за начальствующих или учителей, а лишь руководителями веры, призванными следить за нравственностью и заботиться о духовных нуждах общины.
Таинства молокане понимают в духовном смысле. Крещение — это «обучение слову Божию», причащение — духовное соединение со Христом через веру и добрые дела, а, по мнению других, оно есть «причащение слову Божию» или «чтение Священного Писания»; покаяние — сердечное сокрушение в грехах и исповедание их перед одним только Богом; помазание миром и елеем является символами духовного помазания; брак не считался Таинством.
Почитание ангелов и святых, креста, икон и мощей молокане не признают, как не согласное с первой заповедью. Пост, по мнению сектантов, нужен для немощных духом, и заключается в том, чтобы ничего не есть и не пить. Но в отличие от других сект, они признавали молитвы за умерших, за властей и несли воинскую повинность.
____________________
1035 См.: Плотников К. История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2. С. 16.
1036 См.: Прокофьев А. В. Молокане и духоборцы сегодня // Вестник молодых ученых. Исторические науки. М., 1999. № 1 (5). С. 96.
1037 См.: Таевский Д. Секты мира. Ростов-на-Дону, СПб., 2007. С. 216; Мухин А. Религиозные конфессии и секты. М , 2005. С. 85.
1038 См.: Иникова С. А. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее // Исторический вестник. 1999. № 1. http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/1999/1/1_7.htm
1039 См.: Таевский Д. Секты мира. Ростов-на-Дону, СПб., 2007. С. 217.
1040 См.: Смолич Т. И. История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1996. Кн. 8. Ч. 2. С. 177.

Конь Роман Михайлович
«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»
учебника

>Слово молокан

Слово молокан английскими буквами(транслитом) — molokan

Слово молокан состоит из 7 букв: а к л м н о о

Значения слова молокан. Что такое молокан?

Молокан

Молокан (Mulgedium), род растений семейства сложноцветных, обычно присоединяемый как подрод к роду латук. М. татарский, или латук татарский, иногда называют также осот голубой (М. tataricum, Lactuca tatarica)…

БСЭ. — 1969—1978

МОЛОКАН — осот голубой, обременительный и трудно искоренимый сорняк из сем. сложноцветных, многолетнее сизое и голое растение с листьями, как у осота, и с голубыми цветками.

Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. — 1989

Молокане

Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году…

ru.wikipedia.org

МОЛОКАНЕ — одна из разновидностей духовных христиан, течения рус. сектантства, возникшего в 60-х гг. XVIII в. Учение, называемое «чистым молоком духовным», распространялось в среде государственных крестьян, в мещанских и купеческих кругах.

Учебный словарь-минимум по религиоведению

Молокане одна из сект в русском православии, суть учения которой сводится к признанию лишь духовно-душевной жизни в Боге и отрицанию любых телесных и материальных форм религиозной жизни.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

МОЛОКАНЕ — одна из сект духовных христиан. Возникла в России во 2-й пол. 18 в.

Отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. С 1820 молокане поселялись в Закавказье, Крыму…

Большой энциклопедический словарь

Молока́не

МОЛОКА́НЕ — религ. секта, возникшая в России в конце 60-х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города, М. отличались рационалистич. критикой господств. церкви и ее догматов.

Философская энциклопедия

Русский язык

Молока́н/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Молока́н, -а (растение).

Орфографический словарь. — 2004

МОЛОКАНЕ

Молокане — одна из старейших русских сект, возникновение которой

относится к 60-м годам XVIII в. Относительно названия: одни объясняют, что

молокане считают свое учение «молоком духовным», другие говорят, что местом

поселения первых молокан является река Молочные воды, третьи полагают, что

сектанты в «постные дни» пьют только молоко. Сами молокане себя именуют

«духовными христианами-молоканами».

В первой трети XIX в. в молоканстве выделился ряд толков. Те верующие,

которые придерживались вероисповедных положений первоначального периода

развития молоканства, стали называться ПОСТОЯННЫМИ МОЛОКАНАМИ.

Основой вероучения у постоянных молокан является Библия, которую имел

каждый верующий. По их мнению, она состоит из 5 частей: 1) закона с его

догматами и постановлемиями; 2) история еврейского народа; 3) философии —

книги притчей, премудростей; 4) пророчеств; 5) беллетристики. Троицу они

представляли следующим образом: Бог-Отец-Память; Бог-Сын-Ум; Бог-Дух

Святой-Воля. Отрицали водное крещение, святость церкви, церковнослужителей,

семь таинств не признавали за таинства и т. д.

Одним из требований молоканской секты было удешевление церкви,

упрощение ее организации, церемониала, об-рядностей.

Обряды совершались

бесплатно, что, несомненно, было весьма привлекательным для бедных крестьян.

Экономическая взаимопомощь, обещание «царства Божьего» на земле укрепляли

молоканские группы, но полного равенства не было.

Руководителем молоканской общины является пресвитер (от греческого —

старший), избираемый из числа активных верующих. Пресвитер служит без

денежного вознаграждения. В общине имеются еще заместитель пресвитера,

проповедники, чтецы, сказитель и сказительницы, певчие.

В XIX — начале XX в. молоканские общины и их руководители были

непременными участниками всех радостных и печальных событий в жизни каждой

молоканской семьи: рождения детей, вступления в брак, смерти родных и

близких и т. д. В настоящее время положение несколько изменилось: рождение

детей отмечается в кругу семьи и без приглашения пресвитера, свадьбы, как

правило, тоже проходят без участия пресвитера, а вот похороны и связанные с

ними поминки с его обязательным участием.

Молокане признают и отмечают следующие религиозные праздники: Рождество

Христово, Крещение Господне, Благовещение, Пасху, Вознесение Господне,

Троицу (Пятидесятницу), Преображение господне.

Отдельные молоканские общины отмечают и другие праздники (Ильин день,

Петров день) и некоторые гражданские (День Победы, например), а также

сельские традиционные праздники (жатвы — в августе и урожая — в ноябре).

Всем гражданским и традиционным праздникам молокане придают религиозный

смысл.

Молокане в определенной степени держат посты, т. е. воздерживаются от

приема мяса, молока и другой «скоромной» пищи, т. к. постом, по их взглядам,

можно добиться от Бога необходимых благ для человека. Такие посты, они

проводят перед началом весенних работ, после снятия урожая, для освобождения

себя от того или иного греха, болезни, вымаливания здоровья для своих

близких и т. п.

Молокане представляют себе посты в двух смыслах: физическом и духовном.

Под духовными постами они имеют в виду воздержание от всякого рода зла:

пьянства, курения, сквернословия, увеселений и пр.

Если человек умирает, молокане считают, что такова воля Бога. При

погребении умерших религиозных обрядов у молокан почти никаких нет. Но

поминки по умершим обязательны. Для исполнения дел, связанных с похоронами,

у молокан имеются специально выделенные для этого мужчины и женщины. В

похоронах они участвуют с начала и до конца этого обряда.

Молокане ждут Второго Пришествия Иисуса Христа и считают, что

Воскресение мертвых будет. В определенной степени они признают Рай и Ад.

В грехах против своих собратьев молокане исповедуются открыто перед

всеми членами своей общины и просят у них прощения при наречении имени

ребенку у молокан совершается обряд дуновения пресвитера в уста ребенку,

через которое будто бы младенцу передается «дух святости». Это они считают

крещением «Святым Духом». Теперь родители для свершения этого обряда очень

редко приглашают пресвитера общины.

Духовные христиане (молокане) — одна из разновидностей духовного христианства. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине 18-го — 19 веках. По поводу возникновения течения, а также происхождения наименования «молокане» нет единого мнения. Некоторые историки утверждают, что молоканство выделилось из течения духоборов и оформилось в виде самостоятельного течения в конце 18-го века благодаря Семену Уклеину, портному, который, сначала был православным, затем, женившись на дочери лидера духоборов Побирохина оставил православие. Впоследствии между Уклеиным и Побирохиным произошел разрыв. Уклеин, порвав с духоборами, основал свое течение молокан. Другие ищут корни как молокан, так и духоборов в сектах, которые были распространены ранее. Так, Мельников-Печерский склонен отождествлять молокан и духоборов с иконоборцами. Такое видение истории кажется мне более похожим на истину. Мне кажется более обоснованным мнение, что Семен Уклеин не создавал нового учения, оно, вероятно, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем.

Нет единства и по поводу названия. Некоторые связывают название «молокане» рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие — с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи — с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. И даже есть убеждение, что название «молокане» происходит от слова «мало»: «мало кануло», «мало по сравнению с православными» и т.п. Вряд ли есть основание отдать предпочтение какой-либо из этих версий, так как ни одна из них не подтверждена документально. По-видимому, «молокане» — это все же прозвище, которое дали им православные. Сами же молокане вполне примирились и приняли это прозвище, и многие связывают его с текстом Священного Писания: «:как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко» (1 Пет.2.2). Связали не безосновательно, так как любовь к «словесному молоку» — Слову Божию, действительно, присутствует в молоканских сообществах и проявляется как в порядке молитвенных собраний, так и в повседневной жизни. Многие молокане уверены, что название их течения имеет библейское происхождение и связано со словами Петра «возлюбите чистое словесное молоко».

Название «Духовные христиане» молокане связывают с одной стороны со стремлением найти духовный, сокровенный, часто иносказательный смысл в Писании (1 Кор.2:12-16), с другой стороны с жизнью не «по плоти», но «по духу». Молокане часто приводят слова Христа: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Повидимому, название «Духовные христиане», как раньше предпочитали называть себя молокане, как раз и отражает стремление молокан поклоняться Отцу в духе и истине, быть истинными поклонниками.

Молоканство неоднородно, это довольно широкий пласт различных по сути течений в христианстве. Из-за этого часто происходит путаница, когда исследователь записывает воззрения какого-то молоканина и обобщает его взгляды на молоканство в целом. Таких примеров я встречал довольно много в литературе и статьях о молоканах как прошлого, так и настоящего времени. Особенно этим грешат газетные статьи, написанныне непрофессионалами. Такие статьи пестрят преданиями, которые преподносятся как исторические факты. Хуже того, я встречал статьи, в которых по отношению к молоканам употребляются такие слова, как «настоятели», и это для людей, знакомых с воззрениями молокан, звучит по меньшей мере как нелепость. Поскольку духовное христианство долгое время существовало нелегально, а также учитывая то, что духовному христианству не свойственно подавление и гонение инакомыслящих, не удивительно, что даже в одной молоканской общине разные ее члены могут сильно отличаться во взглядах.

Несмотря на то, что молокане принадлежат к духовному христианству, нельзя утверждать, что все молокане, тем более все представители течения духовных христиан являются духовными в библейском смысле этого слова. Но я смею утверждать, что учение Духовных христиан (молокан), основанное на глубоком, проникновенном познании Слова Божия, любовь к чтению и изучению Священного писания, которая присуща молоканам, стремление «на практике» воплотить учение Иисуса Христа — все это дает благоприятную почву быть духовными в истинном смысле этого слова.

Хотя молоканство разнородно, очертить общие свойства, присущие молоканам, все же можно. Но прежде этого надо отметить, что в молоканстве существуют следующие основные направления.

  1. Постоянные, или Старопостоянные;
  2. Духовные (прыгуны);
  3. Максимисты;
  4. Евангельские (сухие баптисты).

Были еще Общие, Молокане-субботники, но в настоящее время вряд ли остались представители этого направления. Это наиболее признанное деление молокан на группы. К этому я хотел бы добавить, что по моим наблюдениям Закавказские старопостоянные молокане сильно отличаются от молокан Центральной России (исключая выходцев из Закавказья в результате миграции 1990-х годов), а также от молокан Западной Сибири. Также надо отметить и то, что в молоканстве существовали и существуют две «школы»: духовного толка и буквального. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Буквальные ближе к православным и евангельским. Возможно, здесь проявляется влияние тех религиозных течений, из которых люди переходили в молоканство, и с котороыми молокане контактировали.

Представители этих направлений, как правило, принадлежат к разным общинам, но это не мешает им считать друг друга Духовными христианами (молоканами) и общаться между собой.

В 1921 году молокане организовали Союз Духовных Христиан — молокан, который просуществовал до 30-х годов. В 1991 году молокане создали вновь Союз общин, в котором предполагалось объединить общины молокан всех направлений. В него первоначально входили общины Постоянных и Евангеьских. Духовные тоже принимали активное участие. В настоящее время в Союз входят в основном Постоянные молокане.

Итак, назову некоторые черты, свойственные молоканам.

  • Молокане отвергают церковную иерархию, земное священство в виде «церковных должностей».
  • Многие видимые священнодействия, которые признаются другими христианскими течениями как новозаветные обряды, «таинства», «заповеди Господние» молокане рассматривают как обряды Ветхого завета, «относящиеся до плоти», «установленные до времени». Так, молокане, признавая «духовное крещение», «духовное причастие», не признают ни водного крещения, ни причастия, ни хлебопреломления, ни омовения ног в буквальном, вещественном виде.
  • Молокане не признают рукотворных храмов, образов, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых. Храм признается и чтится опять же духовный.
  • Признавая святость во Христе, молокане, тем не менее, не «причисляют к лику святых», не поклоняются и не молятся святым, поклоняются и молятся только Богу. У Максимистов наблюдается более почтительное отношение к видным деятелям молоканского движения и особенно прыгунского, в частности к Максиму Гавриловичу Рудометкину, которого они считают «отцом духов».
  • Молитвенные собрания молокан сходны с собраниями протестантских (евангельских) течений. Молитвенные собрания евангельских духовных христиан (молокан) вообще почти не отличаются от баптистских (только не совершаются хлебопреломление и водное крещение). У других направлений молоканства различия более существенные. Молокане не используют музыкальных инструментов, пение у Постоянных только с использованием текстов из Библии, у прыгунов и максимистов в конце собрания пение стихов. Во время собрания пение чередуется с проповедями, которые проводятся на основе чтения из Библии и пояснения прочитанного. Рассказы стихов, сценки и т.п. не практикуются. У прыгунов и максимистов во время пения стихов в конце собрания при особом духовном настрое поднимают вверх руки и могут даже подпрыгивать. У Максимистов наряду с Библией в собрании используется книга «Дух и Жизнь». У прыгунов и максимистов практикуется пророчество, говорение «на иных языках». Молитвы у постоянных в основном текстами из Писания. Некоторые используют молитвы переданные устно от предков.
  • Признавая спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам. Здесь воззрения столь разнородны, что вряд ли можно обобщать, не погрешив против истины. Тем не менее, на мой взгляд, независимо от «теории» в практической христианской жизни молокане совмещают эти два коренных христианских стержня спасения, как впрочем, и христиане других направлений.

Разумеется, это далеко не полный список характерных черт молоканства. Возможно, другой представитель молоканского течения выделит другие черты, которые ему кажутся более существенными и более присущими молоканству. То, что я написал здесь — субъективный набросок, это мое видение, и я никоем образом не претендую на то, чтобы этот набросок воспринимался как объективное описание.

Сергей Петров
г.Тамбов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *