Введение пресвятой богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях.

Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век).

Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной.

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент. Мануил Панселин, Византия, XIII в.

Долго не имея детей, праведные супруги дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны.

Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка –родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию.

По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.

После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Праведные Иоаким и Анна

Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками.

Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник.

Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. Александр Иванов, 1840-е г.

Мария была введена в Святая святых – центральное место Иерусалимского храма.

Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год.

Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим (1 Пар. 15).

После этого Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.

Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом.

Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались.

В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви?

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Император Юстиниан Великий

Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.
Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I.

Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку.

Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Обручение Девы Марии. Рафаэль Санти, 1504 г.

Иерусалимский храм. Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так  иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм.

Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово  «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога),  или «ора» (свет).  Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает  «Господь усмотрит».

Читать далее

Тропарь праздника

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства.

Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя.

Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом.

Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие.

Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Без-смертному Жениху нашему и Сыну Твоему Христу, Спасителю и Богу на-шему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы

Православная церковь из года в год отмечает 12 великих праздников после Пасхи, один из которых Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как и другие двунадесятые праздники, этот день имеет свою историю, обычаи и традиции.

История праздника

На Пресвятой Богородице лежал величайший подвиг любви и самоотречения, к которому готовилась не только она, но и десятки поколений до нее. Богородица Мария – самая чистая и смиренная из всех рожденных на земле.

Родители Марии долго не могли зачать ребенка, поэтому пообещали, что если счастье наступит, они обязательно посвятят жизнь малыша Богу. Так и случилось. В возрасте 3 лет маленькую Марию повели в Иерусалимский храм, где первосвященник Захария ввел ее в Святая Святых, куда было запрещено входить всем и даже священникам. Именно это время и считается началом Нового Завета.

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Мария стала жить при храме, где воспитывалась благочестивыми женщинами, занималась рукоделием, читала Священное Писание и молилась.

Из праздничного Богослужения мы можем узнать, что к Богородице иногда спускался Ангел Божий и приносил пищу. Именно он, как свидетельствуют некоторые источники, и поведал Марии и воле Божьей.

Стоит отметить, что о жизни Богородицы от введения во храм до поднятия на небеса, практически нигде не упоминается.

Первые упоминания о праздновании можно найти в сочинениях Григория Нисского, опубликованных в IV веке. Изначально событие отмечалось не так торжественно, как в более позднее время. Считается, что праздник стал относиться к двунадесятым только в XIV веке.

Смысл и значение праздника

Маленькая Мария была введена во храм, чтобы подготовиться к великому делу, стать матерью сына Божьего. Чтобы дать жизнь Богу, Мария должна была открыть свое сердце благодати, по своей воле покинуть мир греха и порока, лишиться земных привязанностей. Главными мотивами праздника считается вознесение чистоты, святости, радости и света.

Как и другие двунадесятые праздники, Введение во храм Пресвятой Богородицы – это одна из ступеней пути Божьего Домостроительства, этап его единения с человеческой душой. Введение маленькой девочки в Святую Святых, самого сокровенного места в храме, уже говорит нам о том, что Бог намекает на грядущее великое событие – Рождество Христово.

Традиции и приметы

В Древней Руси день Введения во храм Пресвятой Богородицы считался женским. С праздником наши предки отождествляли изменения погоды, обилие урожая в будущем году, а также сохраняли переходящие из года в год традиции.

Читайте также:  Акафист спиридону тримифунтскому: полный текст с ударениями, когда и как читать

Народные традиции

Если было достаточно снега, по традиции в этот день начинали массовые катания на санях. Событию придавалось особое значение, поэтому чаще всего «сезон» открывали молодожены.

Также этот день знаменовался с началом зимних Введенских ярмарок, которые начинались после утреннего Богослужения и проводились прямо на прилегающих территориях храмов.

На ярмарках можно было купить различные предметы и продукты, в частности: сани ручной работы и конную упряжь для зимы, различные сорта рыб, сушеные ягоды и грибы к посту.

В праздник здесь можно было полакомиться свежими пирогами, кренделями, пряниками, горячим сбитнем и весело провести время.

Женщин в этот день сопровождает особая сила, помогающая в делах семейных, в работе и в воспитании детей.

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Не хотели люди и давать денег в долг в этот день, так как считалось, что долг не вернется обратно. А вот помогать людям без взаимной выгоды считалось хорошим делом.

Помимо этого люди верили, что в праздник Бог опускает на землю праведные души и усопшие могут увидеть свое тело.

Гадания

Накануне праздника женщины загадывали, чтобы им приснилось, каким их дом будет в будущем. Также можно было погадать на суженого. При чем можно было попросить Богородицу привести девушку в дом жениха, тогда во сне можно было увидеть его родителей. Или же, попросить посмотреть на самого суженого.

Процесс гадания сопровождался специальными правилами:

  • нельзя было молиться перед сном и надевать крестик;
  • спать нужно было одетыми, так как считалось, что во сне девушка совершает путешествие в другой мир;
  • использовать для гаданий нужно было предметы, символизирующие свадьбу.

В этот день отламывали ветку вишни и ставили в сосуд с водой позади икон, если ветка распускалась до Нового года, значит, год будет счастливым, а если засыхала – ждать неприятностей.

В день Введения принято молиться Пресвятой Богородице и просить ее о помощи.

Приметы

  • если копать землю, то урожай будет скудным, так как земля отдыхает и не стоит ее тревожить;
  • какая погода на введение, так будет и все зимние месяцы;
  • если выпал снег, наступил мороз и водоемы покрылись льдом, значит, урожай будет богатым;
  • если был слышен колокольный звон звонко – то снега не будет, но мороз будет стоять, а если глухо – выпадет снег;
  • в любую погоду, в ночь перед праздником на несколько мгновений распускается верба;
  • если снег пошел до праздника – он растает, а если во время или после него – будет лежать долго;
  • если в дом приходят гости, то от того, кто первым войдет будет зависеть будущее: если женщина – быть беде, если мужчина – ждать удачи.

Четыре факта о празднике

Интересно знать, что:

  1. Святая Дева Мари воспитывалась в храме до 15 лет.
  2. Величие празднику помог придать император Юстиниан, построивший первый храм в честь Богородицы.
  3. В конце XVII века появилась традиция давать созданные из названий праздников фамилии духовному сословию, поэтому нередко можно встретить фамилию «Введенский».
  4. Одним из самых старых храмов на территории России является монастырь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, построенный 1314 году.

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Какого числа празднуется Введение Пресвятой Богородицы во храм в 2020 году

Все православные верующие отмечают одно из главных церковных событий – Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2020 года. Стоит отметить, что дата эта фиксированная и сохраняется из года в год.

Что можно и что нельзя делать на праздник

Праздник лучше посвятить семье, близким, молитве и всему духовному, можно сходить в гости, но не устраивать пышных празднеств.

Верующие обязательно должны посетить Богослужение. Сходите в церковь, поставьте свечку Деве Марии, помолитесь с чистой душой. В этот день также можно исповедаться и причаститься. Хорошим делом будет дать милостыню или просто помочь нуждающимся.

Поскольку праздник попадает на Рождественский пост, нельзя не только принимать в пищу скоромные блюда, но и совершать те деяния, которые церковь не осуществляет во время поста, например, венчаться. Если у вас есть несрочная работа, например, рукоделие или уборка, обязательно сделайте это в другой день. Крестить ребенка в этот день не запрещено.

Что можно и нельзя есть на праздник

Поскольку праздник отмечают во время Рождественского поста, в питании придерживаются постного меню. На вашем столе могут быть различные овощи и фрукты, каши, приправленные растительным маслом, бобовые, грибы, постный хлеб. В этот день церковь также дает разрешение добавить в рацион рыбные блюда и немного вина. Скоромную пищу, мясо, яйца и молочные продукты вкушать запрещено.

Икона праздника

Иконы могут быть представлены по-разному, но отображать одну и ту же суть – непосредственно Введение Богородицы во храм. Вы увидите здесь:

  • центр композиции – маленькая фигура девы в иерусалимском храме;
  • Дева Мария поднимается к первосвященнику по ступеням, изображенным символически;
  • встречает чистое дитя первосвященник Захарий;
  • одета Мария в традиционную женскую одежду – мафорий;
  • сопровождают деву родители и праведные;
  • на заднем фоне обычно изображается ангел божий и благовещенье.

Особенности богослужения

4 декабря в праздник Введения начинается подготовка к Рождеству Христову. В песнопениях можно услышать слова о рождении и встрече народом Иисуса Христа, которые теперь будут упоминаться на каждом Богослужении плоть до Рождества.

Помимо этого, особенность праздника заключается в том, что на богослужении ведется чтение отрывка из Послания апостола Павла к евреям. В другие же праздники зачитывается часть Послания апостола к филиппийцам.

Стихеры, которые читаются в этот день полностью описывают суть и цель праздника, а также время, когда Мария первый раз вошла во храм.

Введение Пресвятой Богородицы во храм – особый праздник, связанный с чистотой, святостью и, конечно же, Рождеством Христовым. В этот день, как и в другие двунадесятые праздники, постарайтесь поддержать церковный устав, сходить в церковь, помолиться, исповедаться и причаститься.

Вам понравилась статья? Она была полезной?

Праздник введение во храм Пресвятой Богородицы: история кратко

В конце первой недели рождественского поста, Церковь вспоминает Введение во Храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Это двунадесятый праздник, один из самых важных в годовом круге богослужения. Введение имеет установленную дату празднования — 4 декабря.

Письменные источники

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

В Евангелии о празднике Введения ничего не сказано. Об этом событии повествует Церковное Предание, которое дополняет Священное Писание. Подробно о земной жизни Богородицы и о празднике Введения изложено в апокрифах “Протоевангелие Иакова” и “Евангелие Псевдо-Матфея”. Писали о Введении во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии святые отцы Церкви:

  • Георгий Никомидийский;
  • Феофилакт Болгарский;
  • Тарасий архиепископ Константинопольский;
  • Герман архиепископ Константинопольский;
  • Григорий Палама.

Великий Синаксарь (часть церковного Устава) содержит сочинение неизвестного автора о Введении во храм Пресвятой Богородицы. Митрополит Макарий собрал все тексты о празднике в Великие четьи-минеи.

Установление праздника

Введение вошло в число двунадесятых праздников позже остальных, примерно в 14 веке. Существует гипотеза, согласно которой праздник стали отмечать после того, как император Юстиниан построил в Иерусалиме церковь в честь Введения. Это событие произошло в 543 году. Первые документальные свидетельства о празднике датируются 8 веком.

История о чуде

История праздника удивительна. У бесплодных супругов преклонных лет рождается Девочка. Ангел является родителям, и объявляет им о чуде, которое сотворит с ними Господь. Супругов, презираемых соплеменниками за мнимые прегрешения, за отсутствие детей, Бог возвеличил: Иоаким и Анна стали Богоотцами.

Как чудесно было Зачатие Пресвятой Богородицы, так же чудесно произошло и Введение Богоотроковицы  в храм. По обету, который Анна дала Господу, дарованного Ребенка следовало посвятить Творцу. С торжественной процессией вели свою дочь Иоаким и Анна из Назарета в Иерусалимский храм.

Трехлетняя девочка сама взбежала на 15 высоких ступеней, ведущих в храм, где была встречена первосвященником Захариею. Затем, по наитию Святого Духа, Захария ввел Деву Марию, Скинию Нового Завета, во Святая Святых. Во Святая Святых хранился кивот Завета, и лишь первосвященник мог входить туда один раз в году.

По Преданию, Пречистая Дева почти все время проводила во Святилище, молясь Богу и изучая Писание.

Исполнение пророчеств

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Скинией Нового Завета называет Деву Марию Церковь. Апостольское чтение в праздник Введения содержит описание скинии Завета, освященную Моисеем. В другие Богородичные праздники читается отрывок из Послания апостола Павла к филиппийцам.

Паремии, которые читают на Великой Вечерни, содержат прообразы Пресвятой Богородицы. В первой паремии Церковь воспевает величие Божией Матери, вместилище Господа, отождествляя ее со скинией Ветхого Завета. Как ветхозаветная скиния исполнилась славы Господней при освящении, так и на Пречистую Богородицу нисшел Дух Святой.

Во второй паремии говорится о том, как в присутствии херувимов во Святая святых был внесен Ковчег Завета. Это пророчество сбылось, когда Захария ввел Деву Марию во Святая Святых Иерусалимского храма.

В третьей паремии Божию Матерь прообразуют врата, видимые пророком Иезекиилем.

В каноне на утренней звучат слова, пророчествующие близкое спасение: “Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы”. Богослужебные тексты на Введение содержат пророчества о Чистой Деве, как о приношении всего человечества в жертву Богу, о Ее служении для Воплощения Бога.

Навстречу Рождающемуся Царю

С Введения начинаются приготовления к празднованию Рождества Христова. В тропаре к празднику есть такие слова: “В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает”. Как в древности вошедшая в храм Дева Мария возвестила скорое рождение Мессии, так и сегодня вновь и вновь входит Она в храм, чтобы известить о Рождении Спаса всех душ.

Читайте также:  Почему свеча плачет в церкви: к чему это, приметы и их значение

На всенощном бдении накануне праздника впервые поются ирмосы канона Рождества “Христос раждается, славите! Христос с небес срящите!”. Святая Церковь призывает верных встречать Господа, то есть, не оставаться безучастными к Рождению Младенца. С этого момента любящие Господа полагают начало к исправлению своих сердец, чтобы принести их в дар Младенцу Христу.

Духовный смысл праздника

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Центром празднования становится Отроковица трех лет от роду. Будучи мала летами, Она имеет многолетнюю, зрелую, душу. Самостоятельно поднявшись на ступени храма, не оглянувшись на родителей (как говорится в “Евангелии от Псевдо-Матфея), Дева Мария тем самым показывает решимость следовать за Господом. Это зрелое решение в юном возрасте поразило Захарию и всех предстоящих в Соломоновом храме. Поражает непреклонное мужество Богоизбранной Отроковицы и доныне. В этом содержится вся суть праздника Введения — Пресвятая Дева Мария отдает себя в жертву Богу добровольно и осознанно.

Детям история маленькой Девочки, посвященной Богу, понятна без нравоучений. Такова особенность детского восприятия —  они отождествляют себя с главным героем повествования, “примеряют” роль на себя. Пережив в детстве историю введения во храм Пресвятой Богородицы, человек сроднится с Матерью рода человеческого, почувствует себя причастным к великому чуду Боговоплощения.

В ожидании рождества

На праздничном богослужении на Введение становится вдруг ясно, как близко Рождество. В это время ожидания с детьми начинают говорить о скором Рождении Младенца Иисуса.

Что делают, когда ждут ребенка? Готовят приданое, мечтают поскорей его увидеть, бояться что-то сделать неправильно. Рождество Христово ждут точно так же.

Приданое для Господа — выученные детьми колядки, тропарь и кондак Рождества.

Молитвы на Введение во храм Пресвятой Богородицы

В этот день с молитвой обращаются к Богородице и ее святым родителям. Богоотцов Иоакима и Анну просят об исцелении от бесплодия, супружеском счастье, исцелении больных детей. Пресвятой Богородице молятся об укреплении и обретении веры, исправлении чад, воспитании их в вере и благочестии.

Попросим у Девы Марии, входящей сегодня в храм, молитв о нас грешных. Попросим мужества и твердой веры. Решимости в борьбе со грехом. Исправления греховной жизни. Поверим, что и наше спасение устроит Владычица неба и земли, ведь поется на литии во время вечернего богослужения: “яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная Всецарица. Радуйтеся людие и веселитеся”.

Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

История праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

Существует древнее предание Церкви о том, как родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна привели маленькую девочку Марию в храм Божий. Они долго не имели детей. И вот своими молитвами, слезами упования на Господа, надеждами они получают благословенный дар – желанного ребёнка. Иоаким и Анна обещали богу посвятить этого ребёнка Ему, отдать Ему самое ценное, что у них было – своё дитя.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и близких, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм, находящийся в трех днях пути от Назарета.

После вступления в город и семидневного очищения постом и молитвою праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. Навстречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице.

Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Введение Пресвятой Богородицы во храм: значение и история праздника, дата

  • Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
  • Располагаясь в самом начале Рождественского поста, Введение открывает собой рождественскую тематику: на праздничной утрене в качестве катавасии используются ирмосы первого канона Рождества Христова, и с этого времени в богослужении некоторых дней Рождественского поста появляются черты предпразднства Рождества.
  • В дом Божий Мария входила
    Душою, как Ангел, светла.
    Творца безграничная сила
  • Ее по ступеням вела.
  1. Оставив земную обитель,
    Родителей нежных Своих,
    Пришла, чтоб Господь Вседержитель
  2. Был Сын Ей и Вечный Жених!
  3. Пришла возвести от паденья
    Род грешных, несчастных людей.
    Пришла подарить им спасенье,
  4. Покрыв их любовью Своей.
  5. «Гряди, моя Дщерь дорогая,
    К Тому, Кто Тебя мне послал.
    Гряди, Голубице драгая,
  6. К Тому, Кто живот Тебе дал!»
  7. Священник Пречистую вводит
    В Святая Святых и Творец
    Своей благодатью нисходит,
    Надев на главу Ей венец!
  8. МОЛИТВА К БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Мира Заступница, Матерь Всепетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой! Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги —
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги!

Ю. Жадовская

Молитва пред иконою Введение во Храм Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства.

Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя.

Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом.

Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие.

Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и не-готови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва в праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надежда христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего! Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнех, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго. Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победита моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковию провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь.

Православные храмы, освящённые в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, именуются Введенскими.

Материал подготовила Владлена Дементьева

Читайте также:  Донская икона божией матери: значение образа и в чем помогает, тексты молитв

Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника

По сохранившимся свидетельствам древних святых отцов церкви, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.

Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм.

Входом в храм служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Марию на первой ступени. Несмотря на юный возраст, Пресвятая Дева без всякой посторонней помощи поднялась на остальные 14 ступеней и стала на верху церковного помоста, чем удивила всех присутствующих.

Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Крестителя.

По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью и там указал ей место молитвы.

Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и только одной Марии, со времени ее введения, было позволено Захарией входить для молитвы во внутренний алтарь.

Праведные Иоаким и Анна, оставив Дочь в храме, возвратились домой. Мария же, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж.

На это она поведала им о своем обете остаться навсегда девой, чем немало их удивила – по учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак. Тогда священник Захария предложил ее родственнику, престарелому Иосифу, стать опекуном Марии.

Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с ней, но на деле — стать хранителем ее обета. После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм церковь с древних времен установила торжественное празднество.

Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского.

В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.С IX столетия праздник получил широкое распространение на христианском Востоке.

В качестве даты празднования практически повсеместно принято 4 декабря (21 ноября по старому стилю). Исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение во храм Богородицы отмечается 29 ноября, а также отдельные календари, бытующие в римской церкви, где оно было подвижным праздником и праздновалось в воскресный день после 11 ноября

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Значение праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы

4 декабря — великий двунадесятый праздник Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм.

Введение Пресвятой Богородицы во храм

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет посвятить свою Дочь Богу и направились в Иерусалимский храм.

Около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной сердечностью.
Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма.

Ее встретил и благословил первосвященник — по преданию это был Захария, отец Иоанна Крестителя.

По особому откровению Божию Захария ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год. Это было пророчество о том, что Отроковица Сама сделается одушевленным храмом Божиим.

  • О празднике Введения
  • Святитель Филарет Московский

Каким образом столь частное, по-видимому, происшествие — введение во храм и посвящение Богу трилетней девы — становится предметом всеобщего торжества в Церкви?
Сие приключение младенчествующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу. И потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В чем проводила время преблагословенная Дева во храме? Наученная Самим Духом Святым через посредство дев письменам еврейским и молитве, Она провождала время в молитве, чтении слова Божия, как это вы видите на иконе Благовещения, в богомыслии и рукоделии.

  1. Любовь Ее к собеседованию с Богом и к чтению слова Божия была так велика, что она забывала о пище и питье, и архангел по повелению Божию приносил Ей небесную пищу, как воспевает Церковь в стихирах своих на нынешний праздник.
  2. Ангел приносит пищу Деве Марии
  3. Так как Пресвятая Дева введена была во храм для воспитания Господу, то вспомним ныне о пользе и необходимости посещать храм Божий, как дом Божий, и место нашего воспитания для Небесного Отечества.

Мы называемся христианами и все позваны Иисусом Христом в Небесное Отечество быть небесными гражданами, наследниками Божиими, сонаследниками Христу. Звание наше очень высокое, обязанности наши также весьма важные; духа мы должны быть возвышенного, святого, кроткого, смиренного.

Священномученик Серафим (Чичагов)

Ныне Святая Православная Церковь празднует день Введения Пресвятой Девы в Иерусалимский храм Ее родителями, так как они дали обет посвятить Ее Богу.

В чем же могла заключаться Ее служба? Сначала в прославлении Бога, Который всегда принимает похвалу из уст младенцем. Затем Пресвятая Дева приобрела благодать у Господа послушанием и своим смирением, что и доказала принятием на себя великих и страшных обязанностей Богоматери.

Всю свою жизнь Она служила Богу как истинная раба Господня, то воспитывая Божественного Отрока, страшась за Его жизнь, оберегая Его от врагов; то мучаясь в ожидании Его прославления на земле, когда народ не признавал Его за Мессию, а потом апостолы не имели еще твердой веры; то невидимо для всех несла Она свой крест — бедность и заботилась о нуждах испытуемых Самим Христом.

Она содрогалась при виде увеличивающейся с каждым днем вражды против Иисуса, и, наконец, оружие пронзило Ее материнское сердце во время суда над Христом, когда Она увидала истерзанного, окровавленного и распятого на Кресте Сына Ее, дарованного человечеству на спасение.

То мучилась Она неутешною скорбью одиночества, оставаясь на земле, по вознесении Спасителя. То служила Она Господу, исполняя апостольское назначение и утверждая Христианскую Церковь в языческих землях.

То, наконец, томясь до преклонных лет на земле, ожидая своего переселения в Небесное Царство Сына Ее и Спасителя, Она служит и теперь Богу и людям как Предстательница, Ходатаица, Молитвенница за грехи человечества, как Избавительница от бед и заслуженных наказаний, как Утешительница скорбящих. Эта величайшая служба будет совершаться и продолжаться до Второго Пришествия Христа.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.

Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.

Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.

Тициан, «Введение во храм» (1538)

Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу.

Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле — праведных родителей, дала обет Богу — до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле.

Протоиерей Валериан Кречетов

Престарелые супруги Иоаким и Анна получили от Бога дар — долгожданное Дитя, будущую Матерь Божию. И вот этого, вымоленного многими слезами ребенка, трилётствующую юницу, то есть трехлетнюю маленькую девочку, они отводят в храм Божий и по данному ими ранее обету посвящают Богу. Это был подвиг полного самопожертвования и преданности воле Божией.

Иоаким и Анна

Кто имеет детей, знает, как это трудно — особенно в том преклонном возрасте, в который тогда вступили Иоаким и Анна — родителям лишиться утешения видеть, растить, воспитывать своего единственного ребенка.

В жизни, правда, часто бывает, что родителям приходится разлучаться с детьми. Умирают родители, иногда же умирает ребенок. И если человек не в Бога, а себе богатеет, то есть если он думает только о себе, о своих радостях, то для него это трагедия.

А святые Иоаким и Анна добровольно отдали Дитя, сами лишили себя родительского утешения ради Бога. И Господь воздал им сторицей за это, потому что потом они восприняли Дочь свою как Царицу Небесную, как Матерь Божию. Это даже и представить себе невозможно, какую они получили награду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *