Святой иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Иероним — христианский святой, почитающийся в католицизме (день памяти 30 сентября) и в православии (день памяти 28 июня).

Главная заслуга святого Иеронима — перевод Ветхого завета на латинский язык и редакция латинской версии Нового завета.

Латинская Библия, созданная Иеронимом и получившая название «Вульгата» является каноническим латинским текстом Библии по сей день. Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков.

Иероним родился около 340-2 года (по другим данным, в 347 году) в римской провинции Далмация, в городе Стридон (недалеко от того места, где сейчас находится столица Словении Любляна). Иероним уехал учиться в столицу империи — Рим, где был крещён в период с 360 по 366 год.

Иероним учился у известного грамматика Элия Доната, специалиста по античной и христианской литературе. Продолжая обучение, Иероним много путешествовал. В сирийском городе Антиохия зимой 373-374 года Иероним тяжело заболел и у него было видение, заставившее его отказаться от светского обучения и посвятить себя Богу.

Иероним удалился в Халкидскую пустыню в Сирии, где начал изучать язык иудеев с целью чтения библейских текстов в оригинале. Иероним вернулся в Антиохию в 378 или 379 году, где был рукоположен в сан епископа. Позже Иероним уезжает в Константинополь, а потом возвращается в Рим.

В столице империи Иероним завоевал большое доверие у известных знатных женщин Рима: ровесница Иеронима Паула и её дочери Блезилла и Евстохия под влиянием Иеронима отбросили свой аристократический образ жизни и стали аскетками.

 Лоуренс Альма-Тадема. Преображение Паулы Святым Иеронимом

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Однако организм Блезиллы не выдержал резкой перемены жизни и она умерла. Весь Рим осудил Иеронима за смерть Блезиллы (позднее Блезилла была канонизирована католической церковью). Также Иероним был обвинен в плотской связи с Паулой.

Согласно легенде, недоброжелатели повесили рядом с его кроватью женскую одежду, которую утром Иероним по рассеяности одел и вышел в ней в город, «доказав» тем самым свою греховную связь с Паулой. После этого Иероним был вынужден покинуть Рим и вернуться в Антиохию.

Вслед за Иеронимом последовали Паула и её дочь Евстохия, которые принимали активное участие в жизни Иеронима: помогали ему с переводом и копированием текста латинской Библии. Паула на свои средства построила четыре монастыря близ Вифлеема — три женских и один мужской, в котором Иероним окончательно поселился в 388 году.

Паула и Евстохия были канонизированы католической церковью. Память святой Паулы католики чтят 26 января, а память святой Евстохии — 28 сентября.

 Святая Паула и святой Иероним. Витраж в храме Notre-Dame de Clignancourt (Париж)

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

 Франсиско де Сурбаран. Святые Иероним, Паула и Евстохия

Иероним посвятил конец своей жизни созданию латинской Библии, а также другим литературным трудам.Иероним умер 30 сентября 420 года и был похоронен рядом с могилами Паулы (умерла в 404 году) и Евстохии (умерла в 419 году).

 Доменико Гирландайо. Святой Иероним

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Хосе де Рибера. Святой Иероним

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

«Золотая легенда» (собрание христианских легенд и занимательных житий святых, составленное в 13-м веке Иаковом Ворагинским) приводит эпизод из жизни Иеронима, который стал очень популярен в искусстве. Когда Иероним жил в монастыре, к нему пришёл хромой лев.

Монахи в ужасе разбежались, однако Иероним не испугался и приказал монахам вымыть лапу животного и тщательно перевязать рану. Когда они это делали, то обнаружили, что лапа была поранена колючками. Лев после своего спасения стал постоянным спутником Иеронима.

Льву поручили стеречь монастырского осла, который возил дрова. Однажды лев заблудился и осла похитили грабители, продавшие его каравану купцов. Лев вернулся в монастырь и монахи решили, что лев съел осла и заставили его самого возить дрова.

Однако потом лев нашел караван с ослом и вернул осла в монастырь, а себе вернул доброе имя.

Рогир ван дер Вейден. Святой Иероним и лев

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Альбрехт Альтдорфер. Святой Иероним и лев

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Андреа Мантенья. Святой Иероним и лев

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

  • Беноццо Гоццоли. Святой Иероним и лев
  • Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы
  • Лоренцо Монако. Святой Иероним и лев

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

  1. Джованни Беллини. Святой Иероним и лев
  2. Лукас Кранах. Святой Иероним и лев
  3. Лукас Кранах. Святой Иероним
  4. Колантонио. Святой Иероним и лев
  5. Пьетро Перуджино. Святой Иероним и лев
  6. Альбрехт Дюрер. Святой Иероним
  7. Альбрехт Дюрер. Святой Иероним
  8. Святой Иероним и лев. Витраж в храме Девы Марии в городе Henley-on-Thames (Англия)
  9. Samp Di Pietro. Святой Иероним и лев
  10. Samp Di Pietro. Возвращение львом осла
  11. Лоренцо Лотто. Мадонна с младенцем, святой Иероним и святой Антоний Падуанский
  12. Andrea di Aloigi. Мадонна с младенцем, святой Иероним и святой Пётр

Иероним блаженный — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы
Прп. Иероним Стридонский. Икона (Греция [?], XV в., 16×12). Византийский музей, Афины

Иероним Блаженный, Стридонский (+ ок. 419-420), пресвитер, один из великих учителей Западной Церкви, преподобный

Память 15 июня

Славянин родом (из г. Стридона в Далмации), сын достаточных родителей, он в Риме получил лучшее образование своего времени и посетил другие научные центры Запада — Аквилею, Трир.

Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.

В 373 г. он отправился на Восток, предварительно приняв крещение; два года оставался в Антиохии, где познакомился с ученым Аполлинарием, впоследствии еретиком, и слушал у него уроки по толкованию св. Писания; затем удалился в пустыню Халцидскую, где предался подвигам аскетизма и изучению языков еврейского и халдейского.

Переписка с друзьями сделала имя его известным всему тогдашнему ученому миру: многие стали обращаться к нему с научно-богословскими вопросами.

Он старался преодолеть в себе пристрастие к языческим писателям, занятия которыми находил несовместными с обязанностями монаха: тяжелые галлюцинации мучили его; ему слышался откуда-то укорительный голос: «Ты не христианин, ты цицеронианец…

«. Сочинения, написанные им в это время, наполнены, однако, цитатами из дорогих ему писателей.

После непродолжительного пребывания в Антиохии, где он сделан был пресвитером, и посещения Палестины, блаж. Иероним отправился в Константинополь, чтобы воспользоваться уроками Григория Богослова и Григория Нисского.

Отсюда он отправился, в обществе Епифания Кипрского, в Рим, где папа Дамас сделал его своим ближайшим советником и, по выражению самого Иеронима, «говорил его словами».

Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного.

После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним, по смерти Дамаса (385), вынужден был навсегда покинуть этот город.

Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, слушал в Александрии известного Дидима, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы
Прп. Иероним Стридонский. Фрагмент иконы «Избранные святые» (Сицилия, итало-греческая школа, XVI в.). Из собрания Н. П. Лихачёва. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Священного Писания (известный как Вульгата).

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание — набег диких бедуинов-арабов.

Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год [1].

Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.

Иероним Стридонский долгое время именовался у нас лишь блаженным, хотя в современном месяцеслове Русской Церкви он назван преподобным.

В Западной Церкви он канонизован во святые, — по условиям канонизации в древней вселенской церкви, по которым даже великие святые Востока и Запада были лишь местночтимыми, до времени Константина Порфирогенита (см. Канонизация).

Иероним принадлежит всецело Западу, для которого он местный святой, в силу великих услуг, оказанных Западной Церкви. На Востоке, где он провел около половины жизни, его знали не столько как монаха-подвижника, вроде Илариона или Антония, сколько как ученого аскета, вроде Оригена.

Полемика, которую он вел с Руфином и другими учеными и неучеными врагами, отличалась иногда страстностью, запальчивостью; гордый и самолюбивый, Иероним знал, по-мирски, себе цену и был чужд монашеского смирения. Все это, в связи с любовью его к языческим классикам, не давало ему, в глазах восточных людей, репутации святости.

Молитвословия

  • Тропарь, глас 3
  • Вели́ка име́ет тя́ предста́теля, Богому́дре,/ правосла́вных собра́ние,/ я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник / и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник,/ та́ко, пречу́дне Иерони́ме,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
  • Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной Воеводе:)
  • В преподо́бных преподо́бнейшаго/ и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля,/ пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго,/ ве́рных наста́вника и засту́пника,/ любо́вию тому́ зову́ще:// ра́дуйся, о́тче Богому́дре.

Труды

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы
Прп. Иероним Стридонский. Греческая икона (~XIX в.)

Из массы сочинений Иеронима Стридонского немногие (первые по времени) вызывали упреки критики: все остальные высоко ценились не ближайшими только к нему поколениями, но и в позднейшее время.

Они делятся на четыре главные группы: истолкования на св. Писание, догматические, нравоучительные и исторические.

Главный труд первой группы — латинский перевод св. Писания, известный под именем Вульгаты. Он исполнен Иеронимом по поручению папы Дамаса, чтобы заменить прежние употреблявшиеся на Западе тексты Библии, которые все были испорчены переписчиками. До некоторой степени труд блаж.

Иеронима был облегчен предшествовавшими работами Оригена; тем не менее Иерониму пришлось много трудиться самостоятельно. За его переводом Библии наука признает большие достоинства, хотя в некоторых местах и заметны неуместные отступления от перевода семидесяти.

Он вызвал, однако, множество упреков, между прочим и со стороны Августина: но после данных блаж. Иеронимом объяснений все признали великую его заслугу. В начале VII в. перевод его на Западе был уже в общем употреблении, и хотя часто искажался переписчиками, так что до XVI в.

потребовалось не менее 10 новых рецензий его, тем не менее Тридентский собор 1545 г. канонизировал этот перевод, как единственный церковный.

Объяснены блаж. Иеронимом, в целом составе, все книги пророков больших и малых, книги Бытия, Экклезиаста, Евангелие от Матфея и послания ап. Павла к Галатам, Ефесеям, Титу и Филимону. Из остальных книг св. Писания бесчисленное множество мест истолковано им в других сочинениях, эпизодически.

Хотя и не чуждые ошибок, толкования Иеронима принадлежат к числу наилучших. В связи с ними написаны им два сочинения: о местах еврейских и об именах еврейских; первое составляет переработку сочинения Евсевия, второе — переработку Филона, при пособии Оригена.

Догматические сочинения блаж. Иеронима имеют преимущественно полемическое происхождение и содержание: в одних он обличает монтанистов, евионитов, пелагиан, валентиниан, оригенистов и многих других еретиков; в других разъясняет положительное учение церкви о главных догматах христологии, о таинствах, о почитании святых икон и т. д.

В полемике он более силен, чем в изложении положительного учения Церкви; в последнем его превосходят отцы Церкви Восточной.

Нравственное христианское учение, излагаемое им главным образом в его многочисленных посланиях и письмах, имеет своим предметом не выяснение и изложение общих начал, а лишь разъяснение частных вопросов: о воспитании детей, о терпении в несчастиях, о непрестанном самоусовершенствовании и т.п.

Читайте также:  Молитва на крещение ребенка для крестных: какие тексты нужно знать

Особенно много писал он в посланиях о достоинствах девства и об иноческой жизни (против Гельвидия).

В полемике его много остроумия и блеска: особенно замечателен спор его с Руфином, в котором последний отстаивал консервативные, по его мнению, начала церковного учения, а Иероним защищал свободу наследования на пользу церкви.

Из исторических сочинений Иеронима особенное значение имеет книга «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»), «Хроника» и «Жизнеописания отцов» («Vitae patrum»).

Первое содержит в себе драгоценные сведения (хотя и краткие) о жизни и сочинениях отцов церкви и церковных писателей первых четырех веков.

«Хроника» — в большей своей части — перевод сочинения Евсевия Кесарийского, но в последнем отделе (с 325 г. по 378 г.) составляет самостоятельный труд; все сочинение имеет задачей установить соответствие священной истории с сказаниями языческих историков.

«Жизнеописания отцов» имеют предметом жизнь египетских иноков. Дополнением к этому сочинению служит составленный блаж. Иеронимом «Мартиролог».

Главная заслуга блаж. Иеронима — в области изучения св. Писания. В этом отношении он стоит на той же степени исторического значения, как Василий Великий — в области христианского нравоучения, а Григорий Богослов — в области догматики.

Всех сочинений блаж. Иеронима, не считая мелких писем, около 180. Заслуживает внимания в мировоззрении Иеронима Стридонского его отношение к женщине.

В то время, как его ученые друзья часто мучили его клеветой и сплетней, несколько благородных женщин (Павла, Агерухия, Евстахия, Маркелла) постоянно оставались неизменными его друзьями.

Письма к ним блаж. Иеронима отличаются особенной задушевностью.

  1. Прп. Иоанн Кассиан:
  2. «Сочинения Иеронима сияют по всему миру как священные светильники; он — муж как учености обширной, так испытанного и чистого учения, учитель православных».
  3. Свт. Димитрий Ростовский:

«пойду в сокровищницу святого Иеронима, хотя нищаго духом, яко законника, нищету хранить присягавшаго, но духовным имением не убогаго, и яко не последняго в Церкви Христовой учителя…».

Издания сочинений блаж. Иеронима

  • Vallarsi (Верона, 1734—1742);
  • Миня, в «Раtrologiae cursus completus ser. latina» (tt. XXII — XXX).
  • Творенія блаженнаго Іеронима Стридонскаго. Кіевъ: Типографія И. И. Горбунова, (Библіотека твореній св. отцевъ и учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, в 17 томах.)

Литература

Подробно исчислена у Zoeckler'a, «Hieronymus. Sein Leben und Wirken aus seinen Schriften dargestelt» (Гота, 1865). Особенного внимания заслуживают:

  • «Vita Hieronymi» — статья Vallarsi, в XI томе его издания сочинений Иеронима;
  • Collombet, «Histoire de S. Jérôme» (П., 1844);
  • Luckbeck, «Hieronymus quos noverit scriptores et ex quibus hauriens scripsit» (Лпц., 1872);
  • Amédée Thierry, «S. Jérôme. La société chrétienne à Rome et l'émigration romaine en Terre Sainte» (П., 1867; перевод нескольких глав из этого сочинения в «Трудах Киев. Духовной Академии», 1868 и 1869);
  • А Смирнов, «Иероним, как историк и полемист» («Правосл. Обозрение» 1871 г.);
  • Щеголев, «Жизнь св. Иеронима» (при киевском переводе его творений, Киев, 1863);
  • «Жизнь блаж. Иеронима» (в «Христианском Чтении» 1847 г.);
  • Филарет, архиепископ черниговский, в «Историч. учениях об отцах церкви» (СПб., 1859, т. II):
  • Möhler — о споре Иеронима с Руфином, в «Gesammelte Schriften und Aufsätze» (Регенсб., 1839).

Использованные материалы

[1]  По другим источникам (Брокгауз) скончался в 419 г.

Житие Блаженный Иероним Стридонский

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

блаженный Иероним Стридонский (~347–419/20)

День памяти: 15(28) июня

О первых годах жизни блаженного Иероннима Стридонского известно немного. Время покрыло забвением и точную дату его рождения, и даже его мирское имя (впрочем, есть основания думать, что он звался Евсевием).

Место рождения Иеронима — Стридон (небольшой городок, располагавшийся в близ границ двух областей: Далмации и Паннонии). Родители Иеронима были христианами.

Существует версия, что по своему социальному статусу они принадлежали к числу обеспеченных отпущенников.

Первоначальное образование Иероним получил под руководством учителя, дома. Затем, по воле родителей, он отправился в Рим, где продолжил своё обучение. Среди прочих образовательных дисциплин изучал философию и красноречие. За время проживания в Риме испытывал много соблазнов, которые далеко не всегда преодолевал.

При всём при этом он сумел сохранить тот огонёк веры, который, ещё в детстве, зажгли в его сердце мать и отец.

По воскресным дням, например, он любил посещать гробницы христианских мучеников, впечатление от которых так сильно трогало его душу, что ему, по его личному признанию, представлялось, будто он сам, живой, сходит в могилу.

Находясь в Риме, Иероним решил изменить свою жизнь. Предположительно, в этот период он принял крещение. По удалении из вечного города, во время путешествия по Галлии, он всерьёз задумался о монашестве. Возвратившись в 372 году в родной Стридон, Иероним уже не застал своих родителей в живых.

Необходимость попечения о сестре и младшем брате, а также о родительском наследстве заставила его отложить свои планы на отшельничество. Какое-то время он жил в Аквилее, общаясь с товарищами по «полумонашескому» кружку. Затем предпринял путешествие на Восток, имея в виду посетить Иерусалим, Сирию и Египет.

Однако, достигнув Антиохии, он тяжело заболел.

После выздоровления, поселился в сирийской Фиваиде; как считается, в местном монастыре. Там он прожил, в подвигах и молитве, около пяти лет. В это же время изучал Священное Писание, еврейский язык. В Антиохии примкнул к общине епископа Павлина и был рукоположен во священника.

Спустя непродолжительное время перебрался в Константинополь, где имел общение с двумя великими святителями: Григорием Назианзиным и Григорием Нисским. Оставив Константинополь в 381 году, направился в Рим. В это время там состоялся Собор, организованный по случаю мелетианского раскола.

В Риме блаженный отец удостоился должности секретаря при папе Дамасе.

Не все принимали высоко духовную жизнь отца Иеронима: для многих он служил обличением. Против святого стали интриговать. Посыпались наветы. Ко всем прочим обвинениям добавилось обвинение в симпатии к Оригену.

Со смертью папы Дамаса, последовавшей в 384 году, давление на отца Иеронима только усилилось: новый папа, Сириций, его недолюбливал. Тогда блаженный, взяв с собой брата Павлиниана, оставил Рим и отправился на Святую Землю. Почтив святые места, предпринял паломничество в Египет. Здесь ему посчастливилось слушать Дидима Слепца, беседовать с нитрийскими пустынниками.

В 386 году Иероним возглавил монашескую обитель в Вифлееме. Помимо управления монастырем и аскетических упражнений он занимался литературным творчеством.

Вклад блаженного Иеронима в церковную письменность трудно переоценить. После него осталось обширное литературное наследие. Одной из его важнейших заслуг считается перевод Книг Священного Писания на латынь. 30 сентября 420 года святой отошел ко Господу.

Тропарь блж. Иерониму Стридонскому

Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися // даровати нам велию милость.

Кондак преподобному Иеронима Стридонскому, глас 8

В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.

Дополнительно:

  • Творения (книги) святого
  • Цитаты святого отца

Блаженный Иерони́м Стридонский

Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский ро­дил­ся в хри­сти­ан­ской се­мье в го­ро­де Стри­доне (Дал­ма­ция и Пан­но­ния). Для за­вер­ше­ния об­ра­зо­ва­ния ро­ди­те­ли по­сла­ли его в Рим, где он изу­чал свет­ские на­у­ки.

В на­ча­ле сво­ей жиз­ни в сто­ли­це юно­ша увлек­ся мир­ской су­е­той, но вско­ре в нем со­зре­ло ре­ше­ние в корне из­ме­нить свою жизнь. Ко­гда юно­ше бы­ло око­ло 20 лет, он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле это­го он по­се­тил Гал­лию.

Здесь у свя­то­го Иеро­ни­ма про­бу­ди­лось же­ла­ние все­це­ло по­свя­тить се­бя Бо­гу и при­нять мо­на­ше­ство.

Око­ло 372 го­да бла­жен­ный Иеро­ним вер­нул­ся в род­ной го­род, но ро­ди­те­лей в жи­вых уже не за­стал. На него лег­ли за­бо­ты о вос­пи­та­нии млад­ших сест­ры и бра­та Пав­ли­ни­а­на. По­стриг при­шлось на вре­мя от­ло­жить. Бла­жен­ный Иеро­ним стал рев­ност­но изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние.

Устро­ив до­маш­ние де­ла, он по­ехал на Во­сток и око­ло 5 лет про­жил в од­ном си­рий­ском мо­на­сты­ре, со­еди­няя ра­бо­ту над Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем с су­ро­вы­ми ас­ке­ти­че­ски­ми по­дви­га­ми. Кро­ме то­го, свя­той Иеро­ним в со­вер­шен­стве изу­чил ев­рей­ский и хал­дей­ский язы­ки.

В этот пе­ри­од на­ча­лась его пе­ре­пис­ка с мно­го­чис­лен­ны­ми ли­ца­ми по са­мым раз­но­об­раз­ным во­про­сам. Со­хра­ни­лось до 120 пи­сем, бес­спор­но на­пи­сан­ных бла­жен­ным Иеро­ни­мом. В это вре­мя в Ан­тио­хии про­ис­хо­ди­ли раз­но­гла­сия меж­ду сто­рон­ни­ка­ми епи­ско­пов Ме­ле­тия, Пав­ли­на и Ви­та­лия.

Спо­ры до­стиг­ли и оби­те­ли, где тру­дил­ся бла­жен­ный Иеро­ним. Вслед­ствие несо­гла­сий ему при­шлось по­ки­нуть оби­тель и уй­ти в Ан­тио­хию. Здесь епи­скоп Пав­лин по­свя­тил его в сан пре­сви­те­ра.

За­тем бла­жен­ный Иеро­ним по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль, бе­се­до­вал со свя­ти­те­ля­ми Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Гри­го­ри­ем Нис­ским, а в 381 го­ду от­пра­вил­ся в Рим. В Ри­ме он про­дол­жал уче­ные тру­ды. Свя­той па­па Да­мас I (366–384), так­же за­ни­мав­ший­ся изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, при­бли­зил его к се­бе.

Но из-за об­ли­че­ния бла­жен­ным нра­вов совре­мен­но­го ему рим­ско­го хри­сти­ан­ско­го об­ще­ства об­ра­зо­ва­лась це­лая пар­тия недоб­ро­же­ла­те­лей бла­жен­но­го. По­сле трех­лет­не­го пре­бы­ва­ния в Ри­ме бла­жен­ный Иеро­ним вы­нуж­ден был на­все­гда по­ки­нуть этот го­род.

Вме­сте со сво­им бра­том Пав­ли­ни­а­ном и дру­зья­ми бла­жен­ный Иеро­ним по­се­тил Свя­тую Зем­лю, мо­на­хов Нит­рий­ской пу­сты­ни, а в 386 го­ду по­се­лил­ся в пе­ще­ре в Виф­ле­е­ме, по­бли­зо­сти от пе­ще­ры Рож­де­ства Хри­сто­ва, и на­чал пол­ную су­ро­вых по­дви­гов жизнь.

Это был пе­ри­од рас­цве­та его твор­че­ской де­я­тель­но­сти.

Вы­да­ю­щий­ся уче­ный сво­е­го вре­ме­ни, бла­жен­ный Иеро­ним оста­вил Церк­ви бо­га­тое пись­мен­ное на­сле­дие: со­чи­не­ния дог­ма­ти­ко-по­ле­ми­че­ские, нрав­ствен­но-ас­ке­ти­че­ские, тру­ды по ис­тол­ко­ва­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тру­ды ис­то­ри­че­ские.

Но глав­ным его по­дви­гом был сде­лан­ный за­но­во пе­ре­вод на ла­тин­ский язык книг Но­во­го и Вет­хо­го За­ве­та. Этот пе­ре­вод под на­зва­ни­ем Вуль­га­ты во­шел во все­об­щее упо­треб­ле­ние в За­пад­ной Церк­ви.

Бла­жен­ный Иеро­ним с глу­бо­кой скор­бью пе­ре­жил па­де­ние лю­би­мо­го им го­ро­да Ри­ма, за­во­е­ван­но­го го­та­ми в 410 го­ду. А в 411 го­ду бла­жен­но­го по­стиг­ло но­вое ис­пы­та­ние – на­бег ди­ких бе­ду­и­нов-ара­бов.

Лишь ми­ло­стью Бо­жи­ей об­щи­на пре­ста­ре­ло­го по­движ­ни­ка бы­ла спа­се­на от пол­но­го ра­зо­ре­ния. Свою жизнь он окон­чил в той же Виф­ле­ем­ской пе­ще­ре. Да­той смер­ти бла­жен­но­го Иеро­ни­ма счи­та­ет­ся 420 год.

Мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны из Виф­ле­е­ма в Рим.

См. так­же: «Жи­тие бла­жен­но­го Иеро­ни­ма» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Блаженный Иероним Стридонский

День памяти: 15 июня

Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки.

В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он посетил Галлию.

Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.

Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.

Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. Кроме того, святой Иероним в совершенстве изучил еврейский и халдейский языки. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам.

Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера.

Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, а в 381 году отправился в Рим. В Риме он продолжал ученые труды. Святой Папа Дамас I (366 — 384), также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе.

Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был навсегда покинуть этот город.

Читайте также:  Евфимия всехвальная: житие святой, о чем просить перед иконой и текст молитвы

Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.

Это был период расцвета его творческой деятельности.

Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические.

Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание — набег диких бедуинов-арабов.

Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год.

Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.

Блаженный Иероним Стридонский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки.

В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он посетил Галлию.

Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.

Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.

Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. Кроме того, святой Иероним в совершенстве изучил еврейский и халдейский языки. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам.

Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера.

Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, а в 381 году отправился в Рим. В Риме он продолжал ученые труды. Святой Папа Дамас I (366–384), также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе.

Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был навсегда покинуть этот город.

Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь. Это был период расцвета его творческой деятельности.

Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматикоские, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание – набег диких бедуинов-арабов.

Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год.

Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.

*На русском языке издано:

1. Творения. В 17-ти частях. Изд. 2-е. Киев, 1893–1903 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемых при Киев. ДА. Кн. 3–6, 8, 11, 13–18, 21, 23).

2. Творения. Т. 1–4. Киев, 1863–1868. Т. 1–3: Письма к разным лицам. Т. 4: Жизнь святого Павла пустынннка. Жизнь св. Илариона пустынника. Жизнь Малха монаха. Устав св. Пахомия.

Письма святого Пахомия о святой Феодоре. Книга Дидима о Святом Духе. Спор православного с последователем Люцифера. Книга против Гельвидия. Две книги против Иовинизпа. Книга против Вигилянция.

Книга против Иоанна Иерусалимского.

3. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого († 371: память 21 октября) / Пер. с латин. И. Помяловского. СПб., 1893. (Палестинский Патерик. Изд. Православ. Палестинского О-ва. Вып. 4. СПб., 1893). То же. Изд. 2-е. СПб., 1899.

4. О положении и названиях еврейских местностей (ок. 388 года) / Пер. И. Помяловского. СПб., 1894. (Православ. Палестинский Сборник. Т. 13. Вып. I.

5. Сказание о добродетелях блаженной Павлы // Христианское чтение. 1847. IV. С. 186 слл.

6. Письма епископу Илиодору, посвященное памяти Непоциана пресвитера / Пер. М. И. Богословского // Там же. 1832. XLVIII. С. 171 слл.

7. Письма Лете, о воспитании малолетней дочери // Там же. 1834. IV. С. 250 слл.

8. Письма Непоциану, об обязанностях клириков // Там же. 1836. II. С. 252 слл.

9. Письма Марцелле, которую он приглашает в Вифлеем // Там же. 1837. IV. С. 303 слл.

10. Письма Гавденцию о воспитании малолетней Пакатулы // Там же. 1838. II. С. 306 слл.

11. К Алгазии // Там же. 1846. IV. С. 209 слл.*

Великое дело блаженного Иеронима

Совсем недавно, 28 июня, мы праздновали день памяти блаженного Иеронима.Чем прославился этот святой? Что известно о нем? Почему он блаженный?

 

«Блаженный» в данном случае – это почетный титул святого, а не обозначение «святости второй степени», в каком значении это слово обычно используется у католиков.

Блаженный рано почувствовал тягу к отшельничеству и монашеству. Половину жизни провёл на востоке и даже умер в Вифлееме.

В юности имел добрых друзей, пребывание с которыми укрепляло его стремление жить Небом и высотой.

Родился в христианской семье, но принял крещение уже во взрослом возрасте около 360 года. Учился у известного грамматика Элия Доната и проявил себя как человек большого ума, но не отвлеченно-философского, а нравственно-практического. То есть его больше волновал вопрос, как поступать в этом мире, чтоб внести в него свет.

В юности некоторое время жил разгульно, о чём в позднейшее время много сожалел и каялся.

Вместе со своим другом Руфином предпринял паломничество в Иерусалим, вместе они приняли монашество и много трудились, чтобы стать настоящими.

В 386 году Иероним остался в Вифлееме, где в течение 11 лет занимался переводом Библии на латинский язык. Часть книг он подправил, работая с еврейским оригиналом, некоторые перевел заново.

Хорошо знал языческую литературу и очень ценил сочинения римских авторов, особенно Цицерона. Даже имел видение, когда ему явился Христос и сказал: «Ты не христианин, ты – цицеронист». Однако и после этого Иероним продолжает изучать языческую литературу, хотя и старается отдать сердце Христу.

Этот случай многие читатели толкуют превратно, и потому он нуждается в особенном объяснении.

То, что Христос упрекнул блаженного Иеронима в увлечении Цицероном, означает не божественный запрет на чтение классики (либо на чтение Цицерона), но предупреждение Иерониму об опасности поставить Цицерона превыше всего остального.

И это частный случай, а не общий закон. Тот же Августин после чтения Цицерона уверовал в Бога.

А святой Амвросий Миланский создаёт свою книгу «Об обязанностях слуг Божиих» под несомненным влиянием цицероновского трактата «Об обязанностях», следуя ему текстуально близко.

Как-то автору этих строк пришлось слышать, как некий священник на проповеди сказал: «Нужна только Литургия, а всю мировую литературу можно сжечь – и ничего страшного не случится». Богословски это звучит нелепо, примерно как «Нужен только Бог, а всех людей и мир можно лишить бытия – и ничего страшного!».

Несомненно, что Бог – источник бытия и красоты. Но именно Он по любви призывает нас к жизни и благословляет умножать свет, созидать прежде не бывшую благодатную красоту. А, согласно паламитскому богословию, всякое людское дело, слово, мысль, книга, произведение, которых коснулась благодать, не умирает, но спасается и приходит в рай вместе со спасённым человеком…

Интересно, что во время своих путешествий Иероним слушал лекции еретика Апполинария, хотя и не знал, что он – еретик.

Апполинарий учил, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Такое понимание в конце концов привело к монофизитству, ибо оно явно умаляло реальность человечества во Христе, отрицало его полноту, поскольку полнота человечества включает в себя и человеческую душу.

Православие отвечало, что невоспринятое не исцелено. Если Бог не соединил две природы во Христе, то и для нас встреча с Богом невозможна и нет спасения, так как спастись – это соединиться с Богом.

Однако чистой душе Иеронима не повредило общение с еретиком. Иероним слушал лекции Апполинария, но понимал как человек православный или, вернее, извлекал из них то, что не противоречило церковному учению, отбрасывая всё остальное. То есть чистому всё чисто. Иероним  слушал то, что ему казалось полезным.

От еретика он усвоил философский подход к осмыслению проблем. Для нас это означает, что чему-то полезному мы можем научиться у любого человека, который может нас научить. Важно только не увлекаться заблуждениями учителя, а брать то, что созвучно преданию, но ещё не было выражено такими точными словами.

И здесь, по сути, блаженный закладывает основание отношения христианского студента к преподавателям – брать от всякого учителя только то, что созвучно Духу, не обращая внимания на ложные концепции и предположения своих профессоров.

Богословские споры Востока казались Иерониму непонятными и раздражали его. Особенно он не любил таких споров среди монахов.

Это, конечно, не означало, что Иероним не ценил богословскую мысль: он считал, что монаху следует приобретать опытное познание Бога, которое потом должно быть облечено в слова, а вовсе не щеголять философскими категориями, за которыми нет никакого личного опыта Встречи…

Блаженный известен как толкователь писания и переводчик Библии на латынь. Его перевод получил название «Вульгата» и много веков считался на западе самым верным.

Перевод Иероним осуществлял в Риме по просьбе Папы Дамасия. В Риме блаженному жилось не просто, так как его многие не любили за острый язык и резкость высказываний. Но Иероним всегда умел защитить свое дело, не стесняясь поставить на место любого умника, осмеливавшегося критиковать красоту его труда.

К слову, отцы (блаженный Иероним, святитель Григорий Богослов) защищали от обидчиков своё литературное наследие, ведь святые ощущали благодатность вышедшего из-под их пера, богодохновенную верность мысли и чувства.

Читайте также:  Икона божией матери: виды образов с названием и их значение, сколько их существует

Защищая свои писания, они защищали предание Церкви, защищали звучащий через них на земле голос Святого Духа. Потому-то Иероним и не стесняется в выражениях насмехаясь над всевозможными умниками и формалистами своей эпохи.

Отношение святого к женщинам

Иеронима поддерживали благочестивые девушки, которые часто приходили к нему, готовили еду, помогали, общались. Конечно же, всё это давало повод завистникам блаженного обвинять его в тайном распутстве. Однако Иероним относился к этим девушкам как к сёстрам. Но такое отношение было непонятно тем, кто был христианином только по имени и всё мерил по своей похоти.

Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) говорил, что есть такое служение – служение тем, кто служит Богу. Обычно такое служение несут девушки. Так повелось со времён Христа.

Как Христу и апостолам помогали добрые девушки, так и всем служителям Божиим девушки помогают. Иначе служители не выживут – им ведь часто нечего есть и негде жить.

Они живут ради Бога, но кто-то должен им помочь выжить в мире. Это и есть девушки.

Известно, что по отношению к девушкам Иероним отличался самыми чистыми намерениями, которые не омрачались тайной похотью. Однако когда блаженный удалился в пустыню, его стали одолевать блудные чувства к девушкам, ранее ему помогавшим, хотя рядом их больше не было.

Из этого факта Игнатий Брянчанинов делает поспешный вывод, что монаху лучше вообще избегать общения с девушками, так как оно в любом случае вредит устроению души. Однако сам Иероним такого вывода не делает и никому общения с девушками не запрещает.

Он считает, что борьба со страстью не должна препятствовать общению.

Известны и другие отцы, которые окружали себя девушками. Таков был Иоанн Златоуст. А монахи православной Ирландии вообще селились вместе с монахинями, потому что точно знали о реальности духовного общения с противоположным полом. Многие современные старцы имели своими помощницами и келейницами именно женщин.

Например, святой Илья Макеевский, которого постоянно сопровождали четыре женщины. Они его кормили и содержали, а он учил их духовной жизни. Святой Илья не имел собственного дома и часто после службы не знал, куда ему идти. Он садился на лавочку у храма и молился.

Тогда к нему на помощь и приходили женщины, бравшие на себя заботу о нём.

Всё это говорит о несомненной возможности духовного общения с противоположным полом. Здесь важно помнить слова святого Феофана Затворника, который говорит, что сочувствие, симпатия к противоположному полу вложены в нас Творцом и сами по себе не являются грехом.

Грех начинается там, где начинается похоть. Именно с ней, а не с присутствием девушки рядом нужно бороться. Конечно, в некоторых случаях бывает полезно временное необщение.

Например, если кто-то влюбится в кого-то или есть такая опасность, то необщение может помочь успокоиться и привести чувства в порядок.

Но само разделение человечества на два пола является благословением Господним и источником неисчерпаемого вдохновения. Так, мужчина способен вдохновлять и окрылять женщин духовно: идеями, настроем жизни, силой жить и создавать красоту. Известно, что женщина расцветает, когда она любима.

Речь идёт не о плотской любви, которую может подарить только один муж. Речь идёт о духовном отношении, когда брат-христианин любит сестру-христианку и она черпает в этой его любви силы жить.

Такова была дружба святой Анастасии Узорешительницы и святого мученика Хрисогона, которого Анастасия считала своим старшим братом и наставником. Таковы многие священники в отношении  своих прихожанок. И таковы вообще те христиане, которые живут по Духу. Все они любят множество людей и множество женщин-христианок.

Конечно же, отношение христианина к христианке в таком случае полностью духовно, что, однако, не означает, что такое отношение может даться без испытаний. Несомненно, что в течение многолетней дружбы между христианином и христианкой иной раз случится так, что на них будут нападать страстные движения сердца.

Но подлинная любовь поможет преодолеть всё это. Иоанн Златоуст говорит, что похоть бывает не от сильной любви, а от недостатка любви. Подлинная же духовная любовь сжигает движения похоти, как сильный огонь траву и бумагу.

Что же делает женщина для мужчины? Она своим присутствием и любовью, своей верой в мужчину вдохновляет его жить, творить, верить и служить Богу. И не только состоящая в браке женщина может вдохновлять своего мужа, но и женщина вообще способна вдохновить всех, кого любит духовно. Так, святая Елисавета Феодоровна вдохновляла великого князя Константина Романова писать стихи.

Мужчина может вдохновлять жить только в том случае, если он глубоко духовен и благодатен, то есть когда он, по выражению старца Паисия Афонского, имеет в себе блаженное молоко Духа Святого. А женщина вдохновляет, даже если она просто добрая и хоть немного расположенная к жертвенности.

Жизнь блаженного Иеронима есть ещё одно доказательство возможности духовной дружбы между мужчиной и женщиной, при условии, когда они стараются, чтобы для них не было «ни мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе». И то, что это высокое духовное отношение к противоположному полу даётся через борьбу, не отменяет того факта, что оно существует.

Письма блаженного Иеронима

Эпистолярное наследие блаженного представляет значительный интерес как для патролога, так и для ищущего истины человека.

В письмах Иероним доказывает возможность читать любой текст и брать из него то, что созвучно православию (письмо к Вигилянцию).

Он приводит примеры, когда пророк Моисей и апостолы заимствуют строки из творений язычников. Правильно подобранные заимствования только украшают текст (письмо к Магну).

Во Второзаконии (гл. 21) Иероним прочитал повеление Господа: у пленной жены нужно обрить голову и брови, обрезать все волосы и ногти на теле и тогда вступать с нею в брак. В этом блаженный видит намёк на то, что языческую мудрость можно брать только прежде очистив её от язычества.

Обращаясь к клирику, Иероним говорит: «Учи тому, чему сам учишь».

Обращаясь к епископам, он пишет: «Многие строят стены и ставят колонны церковные; белеет мрамор, потолки блестят золотом, алтарь украшен дорогими камнями, а о выборе служителей Христовых нет заботы».

Иероним понимал, что неправильное рукоположение – это рукоположение недуховного человека. Оно приносит большой вред Церкви. Блаженный много говорит о необходимости для священника жить чисто и светло.

Приведём его слова: «Избегай пиршеств вместе со светскими людьми, особенно с теми, которые надуты почестями.

Стыдно, если у священника Христа распятого и бедного и даже питавшегося чужой пищей будут стоять при дверях ликторы консулов и воины, и судья провинции будет у тебя лучше обедать, чем во дворце.

Если ты поддерживаешь подобные знакомства для того, чтобы ходатайствовать за бедных угнетенных, то знай, что светский судья скорее послушает клирика воздержанного, чем расточительного, более почтит твою святость, чем богатства» (письмо к Непоциану).

Иероним выступает за полное воздержание от спиртного: «Никогда от тебя не должно пахнуть вином» (письмо к Непоциану).

Блаженный говорит о единобрачии духовенства. В его время священники были женаты. То есть современная католическая традиция, основывающаяся на августиновском богословии брака, не есть древняя, но нововведенная (письмо к Непоциану).

В убеждении людей прийти к вере и разговорах на христианские темы блаженный советует приводить современные примеры. Это необходимо для того, чтобы древние обстоятельства чуда или святой жизни подвижника не показались слушателям сказкой: «Оставлю примеры древние, чтобы они не показались неверующим слишком баснословными» (письмо к Лете).

В раннем Средневековье только Иероним касается темы воспитания детей. Он советует  не позволять детям водить дружбу с «резвыми мальчиками», но учит страшиться огорчить любящего и любимого Христа. Девочек советует ограждать от плохих подруг (письмо к Лете).

При этом он советует: если девочка тянется ко всему яркому, современному и классифицируемому родителями как не слишком полезному (мы бы сейчас сказали – хочет играть в компьютерные игры, пристрастна к странным игрушкам, нарядам, причёскам и так далее), то не нужно ей запрещать.

Пусть она «наестся перепелов», говорит Иероним, подобно как древние иудеи в пустыне захотели не манну, а мяса, и Господь послал ветер, принесший множество перепелов. Иудеи же так объелись, что некоторые даже умерли.

То есть Иероним советует быть рядом с ребёнком и, осторожно направляя его, переждать его нелепое увлечение, которое таким образом принесёт ему и нам меньше вреда.

Блаженный Иероним ценил дружбу и общение как небесный подарок: «Телесное отсутствие восполняется духовным общением» (письмо к Марцелле).Блаженный Иероним много общался с христианками, они его поддерживали и любили, а он их благодарил и тоже любил. Блаженный не видел в этом никакого препятствия к спасению.

Сочувствовать противоположному полу и радоваться при виде противоположного пола не грешно. Грех начинается там, где появляется похоть.

Блаженный Иероним пишет: «Я был бы неразумен, если бы думал, что я в состоянии воздать тебе благодарность. Один Бог может воздать твоей святой душе то, чего она заслужила. Я же, недостойный, не мог никогда ни думать, ни желать, чтобы ты оказала мне такую любовь о Христе» (письмо к Азелле).

Те, кто не понимали Иеронима, обвиняли его в распутстве и связях с девушками, чего на самом деле не было. Он отвечал обидчикам, говоря, что они недуховные люди и не могут судить проявления духовной любви.

В своих письмах блаженный защищает своих любимых подруг от нападок. Приведём одно такое его высказывание: «Ты любишь мыться каждый день – другой такую опрятность считает грязью. Ты изрыгаешь рябчиков и превозносишь осетрину – я бобами наполняю свой желудок.

Тебя увеселяет толпа скоморохов – меня плачущие, Павла и Мелания. Ты жаден на чужое – они своим пренебрегают. Ты утешаешься над сладкими винами – они пьют холодную воду еще с большей приятностью.

Ты считаешь себя пропавшим, если в настоящую минуту ничего не имеешь, не поедаешь, не проглатываешь, – они желают будущего и уверены, что все сказанное в Писании – истина. Пусть будет тщетно и глупо верить в воскресение тел; что тебе до того? Нам, напротив, твоя жизнь не нравится.

Ты считаешь таких людей несчастными, а мы тебя считаем несчастнейшим. Мы платим друг другу одинаковой монетой, а потому и кажемся друг другу безумствующими».

Блаженный резко выступает против богатства, говоря «нельзя быть одновременно богатым и добродетельным», так как человек должен всё раздавать и деньги ценить только за то, что их можно отдать (письмо к Павлину).

Однако раздающий не должен этим гордиться, следует раздавать по любви. Иероним пишет: «Не носи скромной одежды с надменным духом».

Он утверждал, что всякое место спасительно для человека, если он живёт по Богу: «Достойно похвалы не то, что был в Иерусалиме, а то, что хорошо жил в Иерусалиме».

И, наконец, блаженный Иероним против двойственности жизни, когда человек в храме ведёт себя как будто он добрый, а вне храма или когда его интересы задеты – по законам мира сего. Он, выступая против всякого лицемерия и сердечной неправды, пишет об этом, словно подытоживая свой труд: «Великое дело – не казаться, а быть христианином».

Артем Перлик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *