Савватий соловецкий: житие и почитание, иконография и тексты молитв

Один из основателей Соловецкого монашества. Аскет и кроткий молитвенник, искавший одиночества. Ему молятся для обретение веры и надежды на благой промысел Божий в тяжелых испытаниях, о даровании аскетических добродетелей, благополучном перенесении одиночества.

Савватий Соловецкий: житие и почитание, иконография и тексты молитв

Преподобные Зосима (слева) и Савватий (справа) с житием. Икона, конец XVI века

***

Тропарь преподобному Савватию Соловецкому, глас 3

Удалився мира и водворися в пустыни,  добрым подвигом подвизався, злостраданием, и вниманием, и молитвами.  Отнудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш,  моли Христа Бога спастися душам нашим.

Второй тропарь преподобному Савватию Соловецкому глас 4

От юности своея, преподобне, весь себе Господеви предложив. И земная вся оставль Христовым стопам тепле последовал еси. И безплотным сожитель явися и всем преподобным сообещого, преблаженне Савватие. Тем молимтися, отче, молися о нас непрестанно Христу Богу, яко да милостив будет нам в День судный.

Кондак преподобному Савватию Соловецкому, глас 2

Житейския молвы отбег и вселися в морский остров, премудре. И крест Господень на рамо взем, Христови последовал еси в молитвах и во бдениих, и в пощениих, злостраданием плоть свою изнуряя. Тем бысть иноком удобрение. Иже любовию память твою празднующим, преподобне Савватие, моли непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Савватию Соловецкому

О преподобне отче, угодниче Христов Савватие, всею душею Господа возлюбивый, и удаливыйся в пустыню сию, и течение подвига спасительнаго совершивый! О верный рабе Царя Небеснаго, учителю добродетелей, образе смирения, гражданине пустынный, Ангелом собеседниче, Херувиме земный, человече Небесный! О свете немрачный отока Соловецкаго, паче же велие светило всея Церкве правоверных! Молюся ти, пречестне, аз, многогрешный (имя рек): услыши убогое мое моление, вонми глаголом нечистых устен моих, твоея ныне помощи требующаго. Се бо враг прелукавый на всяко время тщится мя погубити, иский горько поглотити душу мою, и несть мне спасения, идеже помощь прияти, зане немощию плоти моея обложен есмь и страстьми весь долу приклонихся, не имам к Богу дерзновения. Ныне же точию к твоему повергаю себе заступлению: помилуй мя, омраченнаго всеми злыми делы, воздежи о мне всечестнеи твои руце ко Господу, о молитвенниче теплый, Савватие преподобне, да за благоутробие щедрот Своих подаст ми грехов оставление, и в День Судный избавит мя вечнаго мучения, и Царствия Своего сподобит благодатию Своею, Емуже буди всегда слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Молитва первая преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам

О преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и Небеснии человецы, ближнии друзи Христови и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего Православнаго отечества нашего, необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию к ракам честных мощей ваших припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно вас молим: молите непрестанно Благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, Богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощении, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и молении начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла, да непрестанно на месте сем в мире и безмолвии благочестно славится пресвятое Имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущии Его. О преблаженнии отцы наши Зосимо и Савватие! Услышите ны, грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашим грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии; всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите Премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше Православное отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

Вторая молитва преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам

О преподобнии отцы, велицыи заступницы в скорби и услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете.

Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны.

Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите, и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельныя раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых в узах вражиих, измите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

***

Молитва преподобному Савватию Соловецкому:

  • Молитва преподобному Савватию Соловецкому. Один из основателей Соловецкого монашества. Аскет и кроткий молитвенник, искавший одиночества. Преподобному Савватию молятся для обретение веры и надежды на благой промысел Божий в тяжелых испытаниях, о даровании аскетических добродетелей, благополучном перенесении одиночества.

Акафист преподобному Савватию Соловецкому:

  • Акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким чудотворцам

Канон преподобному Савватию Соловецкому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Савватие Соловецком:

  • Преподобный Савватий Соловецкий — Православие.Ru

Покровители пчеловодства зосима и Савватий соловецкие молитва

Савватий Соловецкий: житие и почитание, иконография и тексты молитв

Соловецкий мед. Святые покровители пчеловодства Зосим и Савватий

Пчеловодство стало развиваться с древних времен. Занятие это было распространено повсеместно, люди всегда ценили мед как питательный и целебный продукт. Покровителями пчеловодства на Руси считались основатели Соловецкого монастыря святые Зосим и Савватий.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, а затем Валаамского. В поисках уединения в 1429 году он перебрался на Соловки и основал здесь монастырь. Позже, в 1436 году на Соловки пребыл Зосима, которого в 1452 году монахи выбрали игуменом.

Считается, что Зосима и Савватий завезли на Соловки пчел, и стали учить людей как правильно заниматься пчеловодческим хозяйством.

Документальных свидетельств об этом не сохранилось, и, тем не менее, в одной из молитв, обращенных к этим святым, повествуется о том, что по велению Божьему, Зосим и Савватий были отправлены в далекие страны, откуда и принесли в набалдашнике посоха пчелиную матку, и начали разводить пчел. Известно, что монастыри, расположенные на севере и северо-востоке древней Руси, не имели развитых хозяйств, поэтому развитие пчеловодства в этом районе имело важное значение.

Между днем почитания святого Зосима (30 апреля) и святого Савватия (10 октября) укладывается практически весь сезон пчеловодства.

Раньше именно 30 апреля посреди пасеки ставили накрытый чистой скатертью стол, на который клали хлеб с солью, святую Богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утренней молитвы свечу, а затем молились святым Зосиме и Савватию, и окропляли пасеку освященной водой.

10 октября пчеловоды собирались вместе и пили медовуху, кроме того, в этот день пекли медовое печенье, и угощали всех знакомых продуктами пчеловодства. У всех пчеловодов в доме имелась икона Зосима и Саввтия, заступников пчеловодства.

У католиков тоже есть почитаемый святой, к которому обращаются с молитвами пчеловоды. Епископ города Милан Амвросий своими проповедями и трудами снискал себе славу выдающегося церковного деятеля.

Его иконография очень обширна, и часто можно встретить его изображенным с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу его слова. Когда Амвросий был в младенческом возрасте, во время сна к его лицу привился пчелиный рой, но ни одна пчела его не укусила.

Это считалось предзнаменование того, что ребенок будет обладать красноречием и будет великим человеком. Само имя святого переводится как «мед». В католической церкви его память отмечают 7 декабря.

Во многих монастырях в России занимались и продолжают заниматься пчеловодством. Дело в том, что мед и другие продукты пчеловодства очень ценны во время поста. Мед – сладкий и питательный продукт, к тому же позволяющий лечить многие хвори.

Прополис и маточное молоко – природные лекарственные средства. Кроме того, из пчелиного воска готовятся очень хорошие, ароматные свечи, которыми пользуются во время службы в церкви. Вот почему, в народе пчела считается божьей угодницей.

Зосима и Савватий – покровители пчеловодов

Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. С пчеловодством связано множество имён известных учёных, врачей, поэтов и даже святых. На Руси покровителями пчеловодства принято считать святых Зосиму и Савватия.

Савватий Соловецкий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость.

В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей.

Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка.

Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима.

На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.

Читайте также:  Молитва перед началом всякого дела: к кому обращаться, тексты на русском языке

Зосима, игумен Соловецкий

Чествование покровителей пчеловодов

Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку.

До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья.

До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму:

  • 30 апреля – Зосима-пчельник;
  • 10 октября – Савватий-пчельник.

Читайте так же:  Короткая молитва на выздоровление

Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.

«Зосимой» называли в старину улей с иконой святых, который была на каждой пасеке. К этой иконе пчеловоды возносили молитвы о помощи в содержании пчел. Сейчас эта традиция стала забываться, и редко на какой пасеке можно встретить икону покровителей пчеловодства. Купить такую икону для своей пасеки вы можете в нашем интернет-магазине, просто перейдя по этой ссылке.

Соловецкие пчелы и их покровители — святые Зосима и Савватий

«Без нас поднялись эти острова из моря, без нас налились двумястами рыбными озёрами, без нас заселились глухарями, зайцами, оленями, а лисиц, волков и другого хищного зверя не было тут никогда.»( Александр Солженицын. 1973. )

По старинному преданию, святые странники Зосима и Савватий принесли пчел на Русь в посохе и тем самым положили начало пчеловодству в нашей стране.

Рязань кланяется Соловецким пчельникам

«В Музее пчелы, что находится в райцентре Рыбное, собрана одна из интереснейших коллекций об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли.

В музее вам непременно покажут чеканку с ликами монахов Соловецкого монастыря святых Савватия и Зосимы, которые считаются покровителями отечественного пчеловодства. Посетители с интересом осматривают памятники пчеловодства, которыми пользовались наши предки сотни лет назад. Тут уникальные, с затейливой резьбой терема-колоды «царь», «царица», «царевна».

С ними соседствуют первый в мире рамочный улей Петра Ивановича Прокоповича, первые медогонки.» (Анатолий Жолобов. Спасибо вам, Савватий и Зосима. Сельская жизнь, Москва, 02.11.2000)

«Суета праздничных церемоний не располагает к знакомству с таким замечательным существом, как пчела.

Лучше это сделать в тиши музея института, где собрана одна из крупнейших в мире коллекция экспонатов, рассказывающая об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли.

Когда войдете в музей, обязательно поприветствуйте святых Савватия и Зосиму, изображенных на медной чеканке. Эти два монаха Соловецкого монастыря считаются покровителями российского пчеловодства.» (Дмитрий Соколов. Пчеловод — звучит современно. Рязанские ведомости, Рязань. 04.10.2000)

Зосима и Савватий Соловецкие — покровители и защитники русских пчёл

«Святой Савватий считается в народе покровителем пчел и пчеловодства. Он и святой Зосима (друг и сподвижник Савватия) почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых.

«Без Бога — ни до порога, а без Зосимы — Савватия — ни до улья». Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям.» (Автор не известен. Православие день за днем. Российская книжная газета (приложение к Российской газете), Москва. 12.

11.2002)

Зосима-пчельник не Зосима Соловецкий

«Зосима-пчельник. В народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зосимой — игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом.

Говорили: «На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать», «Без Зосимы-Савватия пчелы пролетят мимо», «Зосима пчел растит, меду наливает». Примечали: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь.

Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника.» (Автор не известен. Народный календарь. Крестьянская Россия, Москва, 28.06.2004)

Поделиться в социальных сетях

Пчела в набалдашнике посоха Соловецкого святого

«30 Апреля. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. «Церковно народный месяцеслов на Руси» И.Калиновского сообщает: «Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму — Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем:

«Ты мед-то лопай, до об Зосиме-Савватии вспоминай.»

В одной из молитв преподобному Зосиме, между прочим, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия.

угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству.

Сельские наши пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освящения. В других местах еще есть обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы.

В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.

Известно, что древние русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время весьма немаловажными рассадниками сведений по части хозяйственной.

Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма существенным и приличным средством для обеспечения монастырей». (Русский месяцеслов. Крестьянин, Ростов-на-Дону. 29.04.

1999)

Мед дал название соловецкому мылу

Уходовое туалентое мыло для тех, кто любит нежные, чуть сладковытые ароматы. Хорошо подойдет для умывания. Благодаря мацерату розы и меду бережно ухаживает за кожей лица.

«Нежное» – это основное слово в описании данного мыла, в состав которого входят омыленные масла кокоса, пальмы, касторки, пальмоядер, стеариновая к-та, оливы, виноградной косточки, подсолнечника, миндаля, хлопка.

Приготовлено на отваре липовых цветов, с добавлением их в верхнюю мягко-скрабящую часть мыла, сдобрено мацератом на пудре розы дамасской, медом дальневосточным, украшено бета-каротином и ароматическими экстрактами меда и липы. (Никитина Ольга. Соловецкая косметика. Инт. Юрий Серов. Спец. для онлайн-дайджеста «СоловкиЭнциклопедия», Соловки. 15.11.2017)

Помимо этого

Псаломщик — <

Тропарь, глас 8:

Я́ко свети́льницы яви́стеся всесве́тлии / во ото́це окиа́на мо́ря, / преподо́бнии отцы́ Зоси́мо, Савва́тие и Германе / вы бо крест Христо́в на ра́мо взе́мше, / усе́рдно Тому́ после́довасте / и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся, / отону́ду си́лами чуде́с обогати́стеся. / Те́мже и мы любе́зно притека́ем к ра́кам честны́х моще́й ва́ших / и уми́льно глаго́лем: // о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

  • Ин тропарь, глас 4:
  • По́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо, Савва́тие и Германе,/ вселе́нней позна́ны сотвори́ вас; / чудодея́нии разли́чными, Богоно́снии, просвеща́ете // ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.
  • Кондак, глас 2:

Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии, / и Того́ крест, на ра́мо взе́мше, понесли́ есте́, / боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́ / и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х, иму́ще, / кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния; / благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с / притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших, / чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду. / Тем зове́м вам: / ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ наши Зоси́мо и Савва́тие, // мона́хов удобре́ние.

Молитва первая

О преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и а́нгели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́вы и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя страны́, па́че и всего́ Правосла́внаго оте́четва на́шего необори́мая стено́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йнии и многогре́шнии, с благогове́йною любо́вию ко святы́м моще́м ва́шим припа́дающе, ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно мо́лим вас: моли́те непреста́нно благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к Тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет, и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́тели а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными труды́ и поще́ньми, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́ньми нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии, те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сныя я́звы, от вражды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла: да непреста́нно на ме́сте сем, в ми́ре и безмо́лвии, благоче́стно сла́вится пресвято́е и́мя Го́спода и Бо́га, и обрета́ют ве́чное спасе́ние и́щущие Его́. О преблаже́ннии отцы́ на́ши, Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующыя, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шым грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии: всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние, и и́же с благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния, и подаю́ще им вся потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те премилосе́рдаго Бо́га, да утверди́т и укрепи́т Це́рковь Свою́ святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в любви́ и единомы́слии, в правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Молитва ангелу-хранителю: разновидности и как правильно просить о помощи, тексты

Молитва вторая

О преподо́бнии отцы́, вели́цыи засту́пницы в ско́рби и услы́шателие моли́тв, уго́дницы Бо́жии и чудотво́рцы Зоси́мо и Савва́тие! Не забу́дите, я́коже обеща́стеся, посеща́ти ча́да ва́ша. А́ще бо и отыдо́сте от нас те́лом, но ду́хом при́сно с на́ми пребыва́ете.

Мо́лим у́бо вас, о преподо́бнии, изба́вите ны от огня́ и меча́, от наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от тлетво́рных ве́тров и от внеза́пныя сме́рти и от всех прило́г бесо́вских, находя́щих на ны.

Услы́шите нас, гре́шных, и приими́те моли́тву сию́ и моле́ние на́ше, я́ко кади́ло благово́нное, я́ко же́ртву благоуго́дную, и ду́ши на́ша, злы́ми де́лы и сове́ты и по́мыслы умерщвле́нныя, оживи́те.

И я́коже уме́ршую отрокови́цу возста́висте, и неисце́льныя ра́ны мно́гих исцели́сте, и от духо́в нечи́стых зле му́чимыя изба́висте; та́ко и нас, содержи́мых во у́зах вра́жиих, изьми́те, и от сете́й диа́вола изба́вите, из глубины́ прегреше́ний изведи́те, и ми́лостивым ва́шим посеще́нием и хода́тайством от враг ви́димых и неви́димых огради́те ны, благода́тию и си́лою Пресвяты́я Тро́ицы, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Ублажаем вас,/ преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе,/ и чтим святую память вашу,/ наставницы монахов,/ и собеседницы Ангелов. 

Назад к списку

Икона Зосимы и Савватия Соловецких

Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких отличается своей чудодейственной силой. О помощи святых молятся при трудных жизненных обстоятельствах, когда беды обрушиваются одна за другой, не давая опомнится.

Православная икона русских праведников Зосимы и Савватия Соловецких находится в почтении у верующих. К ней обращаются многие христиане со всего мира.

Чудотворный лик мучеников играет важную роль в жизни верующих людей. Каждый православный хоть раз читал молитвы перед чудотворным ликом святых в надежде на их защиту и покровительство.

И помощь святых становилась путеводной звездой, указывающей выход из сложных ситуаций.

История иконы Зосимы и Савватия Соловецких

О святых мучениках Соловецких в основном известно из их жизнеописания. Божии угодники с севера, Зосим и Савватий, являются основоположниками Соловецкой обители. Согласно преданиям, русские праведники отличались безгрешностью. Они восхваляли Господа, всем сердцем любили Иисуса Христа, соблюдали посты, изучали Священное Писание и помогали немощным и больным.

Зосима и Сваавтий были наделены целительными способностями и еще при жизни помогали верующим избавиться от различных телесных и душевных болезней. Благочестивые старцы заслужили глубокое уважение христиан, а после смерти вошли в число святых православных мучеников за все свои праведные деяния, светлую жизнь и заслуги перед Господом и верующими людьми.

Где находится чудотворный образ

Святыню с ликом праведников можно встретить в многочисленных храмах нашей Родины. Образ, который находится в наибольшем почтении у христиан, располагается в Нижегородском кафедральном соборе и в Покровском соборе Москвы. Самый ранний из образов, который сохранился в наши дни, украшает иконостас Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Описание иконы Зосимы и Савватия Соловецких

Существует множество вариаций написания икон с великомучениками. Наиболее распространенное изображение заключает в себе образ святых, написанных в полный рост. Обычно с правой стороны изображен Савватий, а с левой — Зосима. Оба праведника облачены в одеяния монахов. Между ними изображен белый храм, который преподобные держат обеими руками. Он является символом основания великими православными святителями Соловецкого монастыря. Иногда сверху может быть написан образ Пресвятой Девы, которая сидит на облаке, благословляя русских монахов.

В чем помогает чудотворный образ

Люди, исповедующие православие, возносят перед иконой русских святителей молитвы о защите от несчастий, в особенности от тех, что заключают в себе насильственный характер.

Святые Зосима и Савватий Соловецкие способны оказать поддержку и избавить от завистников, ссор, раздора в семье, от нападок злых духов и трагической гибели. Также молитвы перед святым образом мучеников уберегают от огня, потопа и смертоносных вихрей.

Бывает, что христиане молятся перед чудодейственной иконой монахов об излечении от серьезных заболеваний, о гармонии и покое в душе. Ведь при жизни святители обладали даром исцеления. 

Дни празднования

Христиане возносят почести святым старцам ежегодно 10 октября. В день праздника верующие произносят слова молитвы перед чудодейственной иконой блаженных Зосимы и Савватия с еще большим усердием в надежде на их поддержку.

Молитва перед иконой

«О, великие заступники! Святые мученики Зосима и Савватий! Услышьте молитвы наши да придите на помощь в бедах и несчастьях наших. Избавьте от горя и напастей. Уберегите дома наши, семьи наши от раздоров, ругани и злых недругов.

Станьте нашими защитниками, не оставляйте одних нас в минуты трудные. Пусть стороной обходят нас огорчения и смерть. Имена Ваши прославленные мы с достоинством и уважением почитать будем. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Угодники Божии прославились еще при жизни. Они отличались сильной верой в Господа, любовью ко всем людям и мудростью, чтобы этим не хвалиться. Старцы помогли многим верующим окрепнуть духом, не сломиться в тяжелые минуты и не сойти с праведного пути.

Они помогут и вам избавиться от всех трудностей, стать сильнее и лучше. Самое главное — оставаться верными Господу и данным ему обещаниям. Мы желаем вам мира в душе.

Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Матрона Московская — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она …

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят …

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа …

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства …

Зосима и Савватий Соловецкие с житием

Состав клейм: 1. Моление преподобного Савватия перед уходом из Валаамского мона­стыря; 2. Встреча Савватия и Германа на реке Выг; 3. Святые плывут на Соловецкий ост­ров; 4. Ангелы секут жену рыбака, хотевшего помешать основанию монастыря; 5. Преподоб­ный Савватий встречает игумена Нафанаила на реке Выг; 6. Игумен Нафанаил исповедует и причащает Савватия; 7.

Поучение Савватия торговцу Иоанну; 8. Погребение преподобного Савватия на реке Выг; 9. Рождение Зосимы; 10. Приведение Зосимы во учение; 11. Постри­жение в монахи; 12. Преподобный Зосима раздает свое имущество бедным после смерти родителей; 13. Преподобный Герман рассказывает Зосиме о святом Савватий; 14. Водру­жение креста на Соловецком острове; 15.

Видение преподобному Зосиме храма; 16. Моле­ние преподобного Зосимы; 17. Моление Зосимы и Германа; 18. Зосима и Герман рубят лес; 19. Зосима и Герман пашут землю; 20. Искушение преподобного Зосимы; 21.Ангелы при­носят пищу преподобному; 22. Строительство монастыря; 23. Варка соли; 24. Собирание братии; 25. Братия просит Зосиму принять сан игумена; 26.

Благословение преподобного Зосимы на игуменство; 27. Поставленис святого Зосимы в игумены; 28. Встреча игумена Зосимы в монастыре; 29. Служба преподобного Зосимы и чудо о просфоре; 30. Святой Зо-сима благословляет постройку собора Преображения Господня; ангелы помогают строитель­ству; 31. Зосима перевозит мощи преподобного Савватия в монастырь; 32.

Зосима получает благословение на земли на Соловецком острове; 33. Преставление преподобного Зосимы; 34. Погребение; 35. Явление преподобного Зосимы старцу Даниилу; 36. Поставление гроб­ницы над могилой игумена; 37. Видение старца Тарасия; 38. Спасение старца Тарасия от по­топа (согласно тексту жития', чудо произошло со старцем Митрофаном); 39—40.

Преподоб­ные Зосима и Савватий спасают двух промышленников от замерзания на острове Шужмое; 41. Преподобные избавляют старца Савватия от потопления и ледового плена; 42. Чудо свя­того Зосимы, избавившего Марию, жену Анисима, от беснования; 43. Исцеление самого Анисима; 44. Воскрешение некой жены; 45.

Явление преподобных монаху Василию, украв­шему монастырское имущество; 46. Преподобные спасают Федора Парфеева от потопле­ния; 47. Избавление от бесов Никона; 48. Принятие схимы перед смертью старцем Елисеем; 49. Избавление от бесов чернеца Викентия; 50. Исцеление слепого Иоанна; 51. Исцеление отрока Матфея; 52. Исцеление отрока Василия; 53. Чудо о сыне Андроника; 54.

Явление пре­подобного Зосимы старцу Герасиму; 55. Явление преподобного Зосимы во время литургии в храме; 56. Спасение отца с сыном на Куть-озере.

Как это часто бывало с житиями святых, первоначальные записи о жизни соловецких чудо­творцев были сделаны вскоре после их смерти.

Участник событий преподобный Герман Со­ловецкий, «от простых человекъ, не учився Божественному Писанию»2, продиктовал иноку Доси-фею, ученику преподобного Зосимы и будущему игумену, рассказы о начале монастырской жизни на острове и чудесах, ее сопровождавших. Эти записи к концу XV в.

были утрачены, но их со­держание, без сомнения, хранилось в памяти игумена Досифея и вошло в состав жития Зосимы и Савватия, составленного им по благословению архиепископа Новгородского Геннадия, бывшего в молодости учеником преподобного Савватия. В 1505 г.

сочинение по просьбе Досифея было пе­реработано и дополнено писателем и публицистом, бывшим киевским митрополитом Спиридо-ном-Саввой, находившимся в заточении в Ферапонтовом монастыре. Спиридон, по мнению соло­вецкого игумена, «.. -бе муж мудръ, измлада извыче и добре умея Божественая Писаниа — Новая и Ветхая».

Игумен Досифей продолжал еще несколько лет записывать чудеса, а один из знамени­тейших древнерусских книжников, ученик преподобного Нила Сорского, игумен Кирилло-Бсло-зерского монастыря Гурий Тушин стал литературным редактором этих текстов3. Позднее записи вели его преемники Исайя и Вассиан.

Исследователи выделяют несколько редакций жития Зосимы и Савватия, сохранившегося в огромном числе списков XVI—XVIII вв.

4 Одно из предисловий к житию соловецких подвижни­ ков приписывается знаменитому ватопедскому монаху и просветителю преподобному Максиму Греку; предполагается, что в работе над житием принимал участие святитель Филипп (Колычев) в бытность свою игуменом Соловецкого монастыря.

Житие вошло в состав Миней Четьих, созда­ ваемых под руководством святителя Макария, архиепископа Новгородского5. Вряд ли в русской житийной литературе можно найти еще один памятник, в создании которого принимало участие

столько канонизированных святых и выдающихся деятелей Русской церкви.

Почитание преподобного Савватия началось вскоре после смерти и первоначально было свя­зано с местом его погребения у часовни на Выге. Что касается преподобного Зосимы, то, согласно житию, на девятый день умерший игумен явился старцу Даниилу и сообщил, что его миновали «бесовские мытарства» и Господь причислил его к лику святых.

Уже через три года ученики воз­вели над его гробницей часовню. В XVI в. возникла, а затем и возобладала тенденция к установ­лению общей памяти соловецким святым. Архиепископ Новгородский Макарий благословил со­ставление службы соловецким святым, а с его поставлением на Московскую кафедру почитание святой двоицы становится и московским культом6. В 1547 г.

Собором было установлено общерус­ское празднование «новым чудотворцам».

Сохранившиеся образы соловецких святых многочисленны и разнообразны по иконографии, среди них — три иконы с житием Зосимы и Савватия, происходящие из Соловецкого монастыря и датируемые XVI в. Одна из них — публикуемая икона; ее отличают и самый пространный жи­тийный цикл, и уникальные иконографические особенности.

В среднике иконы представлены преподобные Зосима и Савватий, стоящие на Соловецком острове, изображенном в виде пустынной земной тверди, окруженной со всех сторон водой и «про­резанной» несколькими озерами.

В левой руке Зосимы — свиток с текстом духовного завещания: «Не скорбите // братие но п // осему разу // меите аще // оугодна ее [ть] п // ред Б [о] гомъ дел // а наша то // оумножи». Святые изображены в молении Троице Новозаветной, иначе называемой «Сопрестолие»7, помещенной в небесном сегменте вверху в центре средника.

Читайте также:  Рукоположение в священники: история таинства, условия и порядок проведения хиротония

В райских обителях на общем седалище, перед которым помещен округлый покровенный престол (Этимасия) с кре­стом и Евангелием, восседают Господь Саваоф в виде старца и, одесную от Него, Иисус Христос в городчатом венце и царских одеяниях. В медальоне над ними — Святой Дух в виде голубя.

Иисус Христос раскрывает на груди хитон, указывая на пронзенное реброн, Бог Отец благословляет Сына. По сторонам — открытые врата, знаменующие, что Своей смертью Христос отверз двери рая для человека. На створках врат — символы евангелистов, в навершиях — серафимы.

В основе сюжета лежит завершающий стих тропаря: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с раз­бойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли, неописанный», ко­торый напоминает о древнем обетовании — «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1).

Красный цвет Престола Уготованного, царское облачение и раны Спасителя напоминают о свершившемся искуплении — центральном событии Домостроительства Божиего — и о прибли­жающемся Втором пришествии и Страшном Суде.

Соловецкие чудотворцы, «необоримая стена и великое заступление северныя страны, и всего православного отечества…

», показаны предстоя­щими престолу Пресвятой Троицы, молящими о милости Божией в день Страшного Суда и дерз­новенно ходатайствующими за христиан.

В основу житийного цикла преподобных была положена первоначальная редакция жития Зо­симы и Савватия, созданная Спиридоном-Саввой. Цикл делится на три части: 8 клейм посвящены преподобному Савватию, 26 — истории Зосимы и устроению монастыря, остальные клейма — по­смертные чудеса Зосимы и Савватия.

Согласно житию, преподобный Савватий принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, где был учеником преподобного Кирилла, прожил там мно­гие годы, «любимъ же бе и славим от всех тамо пребывающих инокъ и от самого игумена обители тоя» (л. 4об.)*.

Со временем, стремясь к более строгой иноческой жизни и желая уйти от «суетной славы», Савватий отправляется на Валаам, где в Преображенском монастыре, известном строгим уставом, проводит еще немало лет в полном послушании и трудах иноческих.

На Валааме услы­шал преподобный Савватий о необитаемом чудо-острове, который «древесы разными цветяше», «ягодичия много разны» наполнен и богат рыбой. Желая безмолвовать, он, помолившись, ушел на Соловки: «утаився от всехъ, нощию изыде из манастыря. Исторжеся яко птица от пругла, яко серна от тенета» (клеймо 1).

Недалеко от берегов Белого моря, на одном из рукавов реки Выг, Сав­ватий встретил инока Германа, жившего при часовне (клеймо 2). Подготовив карбас и припасы, они отправились на Соловецкий остров (клеймо 3), где поставили крест и устроили себе жилище. Согласно Соловецкому летописцу начала XVIII в., это произошло в 1437/1438 г.

Вскоре Господь указал старцам предназначение Соловков: семья рыбаков была выдворена ангелами с острова, так как «… благоволи Богъ на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему» (клеймо 4). Несколько лет прожили иноки на острове в полном уединении, а потом преподобный Герман от­плыл на Онегу за припасами.

Савватий, зная о приближении смерти, добрался на утлой лодке до материка и в часовне на реке Выг встретил отца Нафанаила, исповедовавшего и причастив­шего его (клеймо 5—6). В последний день к нему пришел новгородский купец Иоанн. Савватий стал учить его добродетели и спас от потопления, так как отговорил плыть по морю, на котором позднее разыгралась страшная буря (клеймо 7). Утром следующего дня Савватий отошел ко Гос­поду. Отец Нафанаил и купец Иоанн отпели и погребли преподобного около часовни (клеймо 8).

Инок Зосима появился на острове через год после смерти старца. Сведений о жизни этого свя­того сохранилось значительно больше. Рождение Зосимы и приведение во учение представлены согласно традициям житийных икон русских святых (клейма 9, 10).

Далее (в клеймах 11 и 12) — пострижение Зосимы в иноки и раздача нищим и убогим имущества после смерти его родителей.

В поисках уединения Зосима поселяется в пустынном месте, где и происходит его встреча с пре­подобным Германом, рассказавшим о святом Савватий и Соловецком острове (клеймо 13).

С клейма 14 начинается история Соловецкой обители: выбор Зосимой и Германом места для поселения и установка креста на месте будущего монастыря, пророческое видение Зосиме великого храма в сиянии «на воздусех», моление преподобного перед началом строительства (клейма 14—16).

В клеймах 17—19 представлены совместная молитва старцев перед образом Спаса Нерукотворного, рубка леса и обработка земли. Оставшись зимой один, Зосима много претерпел от врага рода чело­веческого (клеймо 20), испытал голод, от которого его спас Божий промысел (клеймо 21).

Весной вернулся Герман с неким Марком, который стал первым учеником преподобных; началось строи­тельство монастыря (клеймо 22), варка соли (клеймо 23). Именно последнее занятие давало воз­можность устроителям обители торговать дорогим товаром.

Иконописец изобразил колодец с жу­равлем, желоб, по которому стекает соляной раствор, и варницу с котлом.

Постепенно собиралась братия и устраивался монастырь: Зосима поставил храм Преобра­жения и ввел общежитие, со временем иноки попросили его принять на себя игуменский сан (клейма 24, 25)10.

Новгородский архиепископ Иона (1459—1470) вызвал к себе преподобного Зо-симу, убедив в необходимости принятия сана, рукоположил его в иеромонахи и поставил игуме­ном, после чего старец вернулся на Соловки (клейма 26—28).

Первая служба святого сопровожда­лась знамением (клеймо 29) и чудом о просфоре — о нем напоминает блюдо с просфорками в руках Зосимы. Согласно житию, потерянная купцами просфора полыхала пламенем, когда ее пытался схватить пес.

Увеличение братии потребовало строительства нового деревянного храма — Преображения Господня, в возведении которого помогали ангелы (клеймо 30).

Преподобный Зосима с братией перевезли на Соловки нетленные мощи Савватия, обретенные на месте захоронения у часовни на Выге (клеймо 31), и положили за алтарем церкви Успения Богородицы.

В житии повествуется о том, что купец Иоанн, которому Савватий давал наставления перед смертью, заказал первую икону святого, и она была помещена у гроба основателя соловецкой обители.

В Великом Новгороде, куда Зосима отправился отстаивать права на Соловецкие острова, ар­хиепископ Феофил помог тому, чтобы бояре вняли просьбам Зосимы и защитили владения мона­стыря, выдав соответствующую грамоту с восемью свинцовыми печатями, которые иконописец изобразил на свитке в руках у игумена (клеймо 32). С тех пор никто не мог притязать на владение Соловецкими островами, а также охотиться или ловить рыбу, не заплатив монастырю десятину. Фоном клейма 32 служит огромный пятиглавый собор — София Новгородская11.

Преставление и погребение преподобного Зосимы, устройство над его могилой часовни пред­ставлены в клеймах 33—34. Перед смертью святой старец назначил себе преемника — старца Ар­сения — и дал наставление братии «.. .твердо уставъ кеновш… соблюдати».

Согласно житию, гроб и могилу игумен Зосима приготовил себе сам. Через год над его могилой возвели гробницу, к ко­торой братия приходила молиться (клеймо 36).

В клейме 35 повествуется о первом посмертном чуде святого Зосимы: его явлении старцу Даниилу и сообщении о том, что он причтен Господом к лику преподобных.

Далее помещены чудеса преподобных Зосимы и Савватия, в которых они помогают плыву­щим и тонущим (недаром их называли «морскими чудотворцами»), болящим и одержимым (пре­подобным посвящено множество больничных храмов), воскрешают усопших, вразумляют осту­пившихся (клеймо 45). Особенно выразительны клейма 39—40 с чудом о спасении потерпевших крушение промышленников, которые замерзали на острове Шужмое1г. Они были спасены ино­ками монастыря, а от гибели во льдах Белого моря их избавили соловецкие чудотворцы.

Многообразная помощь преподобных Зосимы и Савватия страждущим обусловила исключи­тельную популярность этих святых не только в северных русских землях (прежде всего в Поморье), но и по всей России.

Первым исследователем публикуемого образа соловецких чудотворцев стала Е.С. Овчинникова, датировавшая икону 50—60-ми годами XVI в., т.е. временем строительства каменного собора свя­тителем Филиппом, и отнесшая ее к новгородской школе. Л.А. Щенникова высказала мнение, что датировать этот памятник можно не ранее чем серединой XVI в.

, а новгородская атрибуция тре­бует дополнительного подтверждения. И.А. Хотеенкова предложила на основании описания иконы в описи 1549 г. (размер, иконография, наличие «Троицы») считать временем создания 1538—549 гг., т.е. после пожара 1538 г., но до составления описи 1549 г.

, в которой похожая икона упомянута (кстати, между ними все-таки есть небольшое, но важное различие13), и отнесла памятник к нов­городской традиции. Но художественный стиль этого выдающегося произведения говорит о зна­чительно более позднем, чем 1540-е гг., времени создания, что вскользь отмечалось Г.В. Поповым14. Если икона чудотворцев, упомянутая в описи 1570 г.

, и есть публикуемый памятник, что нельзя ис­ключить, что его стилистика — это раннее проявление стиля, который сформируется в отчетливом виде ближе к концу столетия.

Колорит иконы — высветленный, с обилием охр и коричневого цвета, с приглушенным красным и зеленым — отличается от яркой, построенной на противопоставлении дополнительных цветов (открытых зеленого и красного) новгородской палитры, плоскостность изображения также не входит в характерные приемы новгородцев вплоть до конца XVI в.

Икона соловецких чудотворцев обнаруживает безусловное сходство с образами, созданными в конце XVI в. для соловецкого храма Благовещения каргопольскими мастерами15.

Это не только стилистическая близость, проявляющаяся в уплощении пространства, увеличении роли орнамента и линейного начала вообще, в колористических принципах, но и буквальное «цитирование» очень своеобразного рисунка горок, приемов моделировки одеяний, типов ликов с характерными корот­кими носами, глубоко посаженными глазами и бровями вразлет. Возможно, икона была создана талантливым иконописцем из Каргополя — города, который во второй половине XVI в. был значи­тельным культурным центром, находящимся под влиянием как новгородской, так и ростовской иконописной традиции, а именно эти две линии прослеживаются в художественном строе иконы.

Происходит из местного ряда Преображенского собора Соловецкого монастыря.

Поступила в 1940г. из Соловецкого монастыря

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *