Рукоположение в священники: история таинства, условия и порядок проведения хиротония

Рукоположение в священники: история таинства, условия и порядок проведения хиротония

Священство – основополагающий постулат православной церкви, в котором через рукоположение на избранного христианина возлагается священное предназначение поставлять и совершать Божью волю через служение верующим. Православное духовенство составляет живой организм церкви и несет на себе важную функцию посла между Богом и человеком.

История таинства священства

Таинство священства всегда происходит через важную церемонию рукоположения (хиротонию). Установление таинства произрастает своими корнями к заповедям Иисуса Христа, где он выделил из всех своих учеников апостолов и даровал им волю учить и проводить таинства и обряды.

Обряд рукоположения служит символом преемства связи священных даров и власти священства. На избранных христиан снисходит милость Святого Духа.

С времен зарождения христианской церкви рукоположение стало основообразующим компонентом таинства священства. Православная церковь неукоснительно придерживается всем заповедям Иисуса Христа, передаваемым своим первым апостолам.

Те, в свою очередь, через рукоположение даровали своим последователям власть совершать церковные обряды и доносить Божью волю до прихожан.

Фундамент таинства священства православной церкви был заложен еще на страницах Ветхого Завета. Главный смысл и символ церкви был утвержден еще при жизни Спасителя, а позднее уже приобретал свои законченные формы через установление обрядных и литургических норм.

Поэтому священническое служение в христианстве имеет прямую связь с временами Ветхого Завета, что еще раз подчеркивает роль церкви, как духовного наставника, имеющего непосредственное отношение к воле Господа. Еще в ветхозаветные времена родились основополагающие принципы святости и духовной непорочности всякого служителя Бога.

Апостольское преемство стало установленным Иисусом Христом незыблемое правило передачи Божьей воли путем таинства священства. Это также засвидетельствовано важнейшими церковными преданиями.

Какие бывают священнослужители?

Существует три ступени церковных санов, которые проходят через обряд рукоположения:

  • епископ;
  • священник;
  • диакон.

Среди всех перечисленных высший титул получает епископ, который как приемник апостолов обладает правом совершения рукоположения и является проводников Святой Благодати на Земле.

Вся церковная иерархия базируется на усвоение начальных степеней клира, таких как чтец, певец и иподиакон. Каждый человек, решивший отдать свою жизнь для служения Богу преодолевает обязательные ступени погружения в православную веру. Невозможно обойти или перешагнуть через последовательность церковных чинов.

На роль священнослужителя может претендовать совершеннолетний мужчина, не имеющий канонических препятствий для проведения рукоположения.

К супруге ставленника так же выдвигаются аналогичные требования. Единственным исключением из строгих требований может быть совершение грехов до крещения, так как через его обряд происходит новое рождение человека. Для того, чтобы стать епископом нужно полностью перейти в монахи. Так, все православное духовенство разграничивается на белое и черное.

Литургия посвящения

Любой переход из одного церковного сана в другой проходит через литургию. Время вершения хиротонии подразумевает определенную ступень священства, на которую претендует ставленник. Перед совершением важного обряда проводится исповедь, после которой делается вывод для епископа готов ли человек обрести священный сан или нет.

Инициация в диакона совершается после освещения Святых Даров. Такой порядок означает право служения при проведении таинств, но не совершения.

Рукоположение в священника (пресвитера) осуществляется перед освящением Даров, что означает тот факт, что ему преподносится власть совершения таинств. Всю церемонию увенчивает вручение новопоставленному священнику атрибутов священнослужения.

Посвящение в епископа проходит по особым канонам и всегда проводится собором епископов. Оно исполняется за литургией перед чтением Апостола. Тем самым, подтверждая через таинство священства, передачу всей полноты апостольской власти.

Рукоположение в священники: история таинства, условия и порядок проведения хиротония

Но, несмотря на различие порядка и составляющих обряда совершения таинства священства, оно завершается знаменательным действием – возложение рук с воззванием на посвящаемого благодати Святого Духа. Из этого символического благословения и возникло понятие рукоположения.

Принимая священный сан, христианин принимает новое облачение (одежду) в миру и на богослужениях. Все священные одежды имеют свои особые отличия, которые несут важную смысловую нагрузку.

Так епископ облачается в амфор (одежда), митру (головной убор), панагию (круглый образ Спасителя или Божьей Матери), который надевается на грудь, как крест. В руках всегда находится посох или жезл, как символ епископской власти.

Посвятив свою жизнь служению православной церкви, человек готовится к строгому соблюдению церковных правил, что выражается, как в духовном послушание, так и во внешнем смирении. Своим образом жизни церковнослужитель подает пример поведения верующего христианина.

Рукоположение в священники: история таинства, условия и порядок проведения хиротония Загрузка…

История установления таинства священства

    Несмотря на то, что основы Таинства Священства в Церкви были заложены еще в Ветхом Завете и в период земной жизни Спасителя и Его апостолов, стоит заметить, что по окончании данного периода Таинство Священства продолжало развиваться и приобретать свои окончательные формы.

Вполне естественно то обстоятельство, что первоначально (в апостольский период) Таинство Священства еще не было окончательно сформировано, так как развитие того или иного явления в Церкви – это собственно и есть ее рост и жизнь, как Тела Христова.

С другой стороны, не смотря на не завершенность этапа формирования Таинства Священства, все же важно заметить, что основные, ключевые положения данного Таинства уже были определены и утвердились в Церкви.

Просто в дальнейшем само Таинство и его суть постепенно обрамлялось необходимой литургической символикой и обрядной стороной.

   В отличие от священнического посвящения поставление в чины церковнослужителей не является таинственным рукоположением, а является священнодействием, в котором архиерей благословляет кандидата и руковозложением утверждает его в церковной должности.

Чин чтецов известен еще из Ветхого Завета, где говорится как они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8: 8). По поводу новозаветного времени протоиерей Геннадий Нефедов пишет: «В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел в день субботний в синагогу и встал читать (Лк. 4: 16). В дальнейшем система посвящения в данный чин продолжала развиваться, приобретая окончательные формы».

   Чин певца (канонарха – т. е. возглашателя), также как и чин чтеца, известен со времен Ветхого Завета. В ветхозаветной Церкви существовали певцы, псалмопевцы и священнопевцы, которые разделялись во время богослужения на два клироса (крыла).

Об этом нам сообщает целый ряд мест из Священного Писания (см. 1 Пар. 9: 33; 1 Пар. 23: 5; 1 Ездр. 2: 42 и др.). Подобно освящению Господом чина чтеца, освятил Он и церковное пение. Так, например, Сам Господь и Его апостолы после Тайной Вечери воспевши, пошли на гору Елеонскую (Мф.

26: 30). В первые века Христовой Церкви, как правило, в церковном пении участвовали все присутствующие на богослужении, но в дальнейшем (IV в. – Лаодикийский Собор, 15-е правило) было постановлено, чтобы пели только определенные люди – певцы.

В Русской Православной Церкви чин певцов получил свое законченное оформление в XVII веке.

   Звание иподиакона имеет свое начало с апостольского периода. О правилах поставления в чин иподиакона говорится еще в Апостольских Постановлениях. Упоминается о данном чине в правилах и письмах таких отцов Церкви, как, например, Игнатий Богоносец, святитель Киприан, римский епископ Корнелий.

   Священнические чины также имеют началом своего рождения времена Ветхого и начало Нового Заветов. Церковь по этому поводу имеет много исторических свидетельств, что еще раз подтверждает наличие в ней апостольского преемства.

   Низший священнический чин – диаконский – был установлен в Церкви во времена апостолов, и, как мы уже говорили, являлся частичным аналогом левитского служения в ветхозаветные времена.

Для того чтобы решать вопросы с трапезой в Иерусалимской общине апостолы предложили избрать семь человек для выполнения данной обязанности. Как поясняет протоиерей Геннадий Нефедов: «Избранных поставили пред апостолами, и те, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6: 1 – 6).

Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы». С указанных пор диаконское служение непрестанно сохраняется в Православной Церкви, являясь низшей степенью священства.

Развитие института диаконов продолжалось на протяжении нескольких веков; отдельные вопросы по диаконскому служению разбирались даже на Вселенских Соборах (пример – Шестой Вселенский Собор, 7-е правило – обязанности диаконов).

   Чин пресвитера (в переводе с греческого – старец) апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви по аналогии со священниками Ветхого Завета. Пресвитерами апостолы называли всех тех, кого поставляли на пастырское служение, а также самих себя (см. 1 Пет. 5: 1; 2 Ин. 1).

Помимо наименования пресвитерами их называли также священниками или иереями, а также называли отцами, как пастырей над верующими людьми. Чин посвящения во пресвитера сохраняется в Православной Церкви со времен апостолов.

Важно отметить, что о пресвитерском служении в ранней Церкви упоминается многими отцами и учителями Церкви в посланиях, письмах и проповедях.

   История епископского служения также берет свое начало во времена ветхозаветной Церкви, и именно оттуда было заимствовано данное наименование (см. 2 Ездр. 9: 39 – 40), по аналогии со служением первосвященническим. В Новом Завете Сам Господь именуется епископом, т. е. «блюститель душ наших» (см. 1 Пет.

2: 25). Епископами именуются и сами апостолы. Свое епископское благословение апостолы передали своим ученикам в акте апостольского преемства. О епископском служении также много говорится в трудах отцов Церкви (блж. Иероним Стридонтский, Дионисий Ареопагит и др.).

Правила избрания и поставления на епископское служение сохраняются в Церкви неизменными на протяжении всего ее исторического существования.

В Русской Православной Церкви в XVII веке, при патриархе Иоакиме, к чину поставления на епископское служение было сделано дополнение, связанное с необходимостью патриаршего благословения при совершении хиротонии.

Читайте также:  Иконостас в православном храме: история появления, структура и схема

   Отдельно необходимо упомянуть об истории развития порядка возведения в чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита. Данные церковные чины, по сложившейся с ранних времен церковной традиции, даются священнослужителям за особые заслуги, либо за долгое и безупречное служение в Церкви.

Оставаясь в своем непосредственном священном чине, служитель Церкви получает некое духовное первенство по отношению к другим священнослужителям. Диаконы могут возводиться в чин протодиакона (перводиакона) или архидиакона (старших монахов, получивших сан диакона). Пресвитеров, за особые пастырские заслуги, возводят в чин протоиерея, т. е.

главного иерея или первенствующего священника, а главного между священниками – в протопресвитера. Старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами и митрополитами. Епископы древних столиц называются патриархами. В помощь епископу иногда дается другой епископ, который называется викарием, т. е. наместником.

С возникновением монашества и формированием иерархии монахов стало возможным посвящать особо отличившихся монахов в чин игумена и архимандрита (настоятеля монастыря). Сведения о поставлении в чин протопресвитера имеются уже в письменных памятниках IV века (Сократ, Созомен).

С позиции истории Церкви важно отметить тот факт, что в отличие от Русской Православной Церкви в Греческой Церкви практически не было аналога возведения в чин игумена и совсем не было чина возведения в архимандрита. Тем не менее, и на Православном Востоке данные чины были хорошо известны.

   Таким образом, священническое служение в Христианской Церкви имеет непосредственное преемство от времен Ветхого Завета, от Самого Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов. Это еще раз подтверждает значение Церкви, как духовного живого организма, как явление таинственного Тела Господа Иисуса Христа, имеющего с Ним неразрывную живую связь.

Таинство священства

Священство — это таинство, в котором Дух Святой через рукоположение святительское поставляет служителя церковного совершать таинства и пасти стадо Христово.

Православное учение рассматривает Священство как одно из семи церковных таинств.

Его основой являются богоустановленность, историческая непрерывность и безусловная необходимость для соблюдения общего порядка уставной церковной жизни.

О величии христианского священнослужения свт. Иоанн Златоуст писал так:

Священнослужение совершается на земле, но по чинопоследованию небесному, и весьма справедливо, ибо ни человек, ни ангел, ни архангел и ни другая какая сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил этот чин и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения… Предстоит священник, низводя не огонь, но Святого Духа». Священство настолько важно для Православия, что на вопрос: «Когда поместная церковь является Церковью?», дается ответ: «Когда есть священник — есть и поместная церковь.

Церковь утверждает, что Она может быть без храмов и монастырей, без обрядов и церковной утвари, но не без священства. Таким образом, все поместные церкви сосредоточены вокруг своего пастыря, так как он только имеет право совершать таинства и священнодействия.

История установления священства

Господь установил Священство еще в Ветхом Завете, как повествует нам Моисей:

И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его c ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елиазара и Илифара, сынов Аароновых (Исх. 28.1)

Господь повелел Моисею, чтобы он поставил для служения при скинии колено Левино и определил к скинии первосвященника, священников и левитов, то есть прислужников. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям), священники — иереям, а левиты — диаконам и прислужникам.

В Новом Завете Таинство христианского Священства было установлено Самим Господом Исусом Христом через св. апостолов — ближайших учеников Его и сподвижников. Отсюда одним из важнейших канонических учений св.

Церкви является положение об Апостольском преемстве, т.е. о том, что посредством схождения Св.

Духа апостолы получили благодать для совершения церковных таинств, а также полномочие передавать эту высшую благодать и своим последователям.

«Апостольское преемство — богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых Апостолов посредством Таинства Священства. Апостольское преемство предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний (рукоположений), но и передачу благодатных даров Святого Духа, на которых основывается иерархическое служение Церкви.

По свидетельству Священного Писания, святые Апостолы, получившие полноту этого служения от Самого Господа, после сошествия Святого Духа (Ин. 20:21-23; Мф. 28:19-20; Мк.16:15-16; Лк.24:47-49; Деян.1:8) рукоположили первых епископов (Деян. 14:23; 20:28; 2 Тим.1:6 и др.

) и заповедали передавать через Таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии (1 Тим. 5:22; Тит. 1:5). Апостольское преемство засвидетельствовано древнейшим церковным Преданием: св. Иринеем Лионским, св. Климентом Римским, блж.

Иеронимом, Тертуллианом и др.». (Катехизис).

Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом Римским (I век, апостол от семидесяти) в его первом послании к Коринфянам:

И апостолы наши знали через Господа нашего Исуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение.

Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение.

И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства.

Иерархия

Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян, т.е. на клир и народ.

К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых, с точки зрения литургической жизни, неравноценно, т.к.

их иерархические полномочия имеют свои различия: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в соответствии с этим большей духовной властью.

В Церкви с самого начала существует трехчинное священноначалие: епископский, пресвитерский и диаконский чины.

Высшую степень священства имеют епископы. Они освящают антиминсы, св. Миро, св. храмы (хотя освящение храмов могут поручить и иереям), и поставляют иереев и диаконов и других служащих при храме (стихарных).

Все епископы равны между собою, но получают разные названия, смотря по величине областей, которыми они управляют, а также и по значению в гражданском отношении тех городов, где они живут.

В этом смысле по степени старшинства различают патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов.

Священники также равны между собою, но по некоторым заслугам и продолжительному служению св. Церкви именуются в мире: протоиереями, а во иноках: архимандриты, игумены и священноиноки.

Старший диакон в мире называется протодиакон, а иночествующий — архидиакон, оба служат только при епископе; низшие же прислужники при епископском священнослужении именуются иподиаконами.  

Чин рукоположения в священные степени

Благодать Святого Духа непрерывно передается через рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям от самых первых апостольских времен.

Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых таинств. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам свт.

Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно».

Рукоположение в епископа, пресвитера и диакона совершается во время божественной литургии, но в разное время. Рукоположение в диакона совершается по освящении Святых Даров, так как диакон только служит при совершении таинств, но не имеет права совершать их.

Рукоположение во священника совершается после великого входа, для того, чтобы новоосвященный мог принять участие в совершении Евхаристии. Рукоположение в епископы происходит в начале литургии, потому что епископ имеет право не только совершать таинства, но и рукополагать в степени священства.

Кроме того, рукоположение в епископа совершается собором епископов (не менее двух), а рукоположение в пресвитера и диакона — одним.

Облачение священнослужителей

Священнослужители при своем посвящении, а затем и вообще при Богослужении, облачаются в священные одежды. Диакон облачается в стихарь, уларь (орарь) и поручи. Священник — в подризник (тот же стихарь), епитрахиль (сугубый уларь), пояс, поручи и ризу (или фелонь).

 Епископоблачается в те же одежды, что и священник, но вместо епитрахили епископ облачается в особую одежду, называемую амфор (омофор) — это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа так, что один конец ее спускается спереди, а другой — сзади.

Митрополиты и архиепископы вместо фелони облачаются в саккос — одежда наподобие короткого стихаря с короткими рукавами. Митра — головное украшение епископов; панагия — небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, богато украшенный, который епископы носят на груди, как и крест.

Посох или жезл — знак епископской власти. Во время богослужения, в определенные моменты, епископ становится на специальные круглые коврики — орлецы, на которых, соответственно названию, изображается летящий над городом орел.

Это означает, что епископ своим учением и своею жизнью должен возвышаться над паствою и служить для нее примером стремления от земного к небесному, подобно орлу, парящему в воздухе.  

Протестантское учение о «всеобщем священстве»

Православная Церковь неукоснительно соблюдает установленный порядок священнического рукоположения, но в середине ХVI века идеологами протестантской реформации была выдвинута теория о так называемом всеобщем «народном священстве», при самочинном толковании послания св. ап. Петра:

Читайте также:  Да воскреснет бог: история молитвы, от чего помогает, текст на русском языке полностью

Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел (1 Петр. 2,9).

Здесь слова ап. Петра относят к любому желающему «священнодействовать».

Но в православном толковании говорится не о «всеобщем священстве», но о том, что лишь в «избранном роде» и у «людей, взятых в удел» могут совершаться  истинные священнодействия, ибо и само служение священническое имеет на себе величественную царскую печать от Царя Небесного. Так, каждый священнослужитель — и избранный Царский воин, и прообраз Самого Царя для Своих пасомых.

Наставления свт. Григория Двоеслова к духовным пастырям

Пастырь, правящий духовным стадом Христовым, должен быть для него передовым примером во всех делах своих, так чтобы он самой жизнью своей указывал пасомым путь жизни, а словесное стадо его, последуя гласу и делам своего пастыря, поучалось и усовершенствовалось более из примера, нежели из слов его.

Ибо если высота занимаемого им места вызывает на соответственную возвышенность слова, то та же высота требует и высоких подвигов.

Притом и самая проповедь устная удобнее и вернее проникает в сердца слушателей, когда слова проповедника подтверждаются его примерной жизнью: словом он только убеждает и побуждает к делу, а примером он как бы помогает и участвует в деле. На гору высоку взыди, благовествуяи Сиону, — говорит Господь через пророка (Ис.

40, 9), внушая сим, что проповедующий о небесном должен возвыситься над уровнем дел земных и как бы стать на самом видном месте, чтобы тем удобнее было ему привлечь слушателей своих к себе и возводить их к совершенству, чем громче будет раздаваться сверху голос его святой жизни.

Пастырю, правящему духовным стадом Христовым, надлежит быть разборчивым и в молчании, и в словах, чтобы не говорить о том, о чем следует молчать, и не молчать о том, о чем следует говорить.

Ибо как необдуманная речь может вводить слушателей в заблуждение, так неуместное молчание может оставлять их тоже в заблуждении; тогда как и в том, и в другом случае, при благоразумной разборчивости руководящего пастыря, они могли бы избавиться от этого.

А между тем часто случается, что неблагоразумные и непредусмотрительные пастыри из опасения потерять благоволение у своих пасомых боятся и не решаются свободно высказывать истину; но это уже не пастыри добрые, которые душу свою полагают за овца, по словам самой Истины, а наемники, которые как бы бегают при виде волка грядуща, когда укрываются под предлогом молчания (ср.: Ин. 10, 11-13). О них-то с упреком говорит Господь чрез пророка: пси неми не возмогут лаяти (Исх. 56, 10); и в другом месте: Не сташа на тверди, ни поставиша стеною на дом Израилев: ни сопротивишася в бою в день Господень (Иез. 13, 5). Стоять же на тверди — значит свободно и бестрепетно защищать духовное стадо от всяких нападений и притеснений мира сего, и сопротивляясь в бою в день Господень — вести борьбу из любви к правде со всяким грешником, кто бы он ни был, несмотря ни на какие со стороны его сопротивления и противодействия.

А бояться высказывать правду из-за чего бы то ни было, и прикрываться молчанием — не то же ли для пастыря, что для военачальника обратиться в бегство с поля битвы без всякой борьбы? О таковых-то недостойных пастырях говорится и у пророка Иеремии: Священницы не рекоша: где есть Господь? …И пастыри нечествоваша на Мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала и идолом последоваша (Иер. 2, 8). Пророками же называются иногда в Священном Писании и учители, у которых все пророчество ограничивается тем, что они, показывая тленность настоящего, внушают надежду на будущее. Слово Божие упрекает их за потворство суетности народа, которую они ясно видят, но не хотят или бояться указать на нее самим грешникам, усыпляя только их совесть своим ласкательством. Они не решаются быть обличителями своих подчиненных, чтобы тут же не обличить и самих себя, тогда как пастырское обличение служит самым действенным средством для вразумления и исправления даже закоренелых грешников: ибо, слушая благоразумные обличения своего отца духовного, со властью пастырскою их обличающего, они с сокрушением сердца и раскаянием сознаются в своих грехах, нередко и таких даже, которые для них самих были тайной.

Если же пастырь стоит грудью, тогда он ставит врагу преграду и есть оплот стаду дома Израилева.

Всякий, кто вступает в пастырское служение, принимает на себя обязанность быть духовным глашатаем и выступать пред народом с громогласной трубой, чтобы приготовить его к сретению Верховного Судии в день Страшного Суда.

Но если пастырь не силен словом, и пред паствой своей остается  безгласен, то какой из него, немотствующего, может быть глашатай и провозвестник славы Божией? Для сего-то и на первых  наших пастырей христианских (апостолов) сошел Дух Святой в виде огненных языков; и как только исполнились они Духа, тотчас стали проповедовать (Деян. 2, 2-4) («Правило пастырское», избранные выдержки, настольный календарь РПсЦ Кавказско-Донской епархии, 2014 г.).

Что такое Таинство Священства, в чем таинственность хиротонии

  • «Шесть слов о священстве» свт. Иоанна  Златоуста
  • – Что такое Таинство Священства?

– В Православной Церкви семь Таинств, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Елеосвящение, Священство. Конечно, каждое Таинство является особым по своей значимости и к любому может приступить православный христианин. Но не к Таинству Священства, ибо не каждого Господь сподобляет такой участи. Как говорит Иисус Христос: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Также следует отметить, что цель всякого Таинства – освятить человека, сделать его соучастником церковной жизни, членом Церкви Христовой, которая всех своих верных чад ведет ко спасению и ради которого эти Таинства и совершаются.

Абсолютно иная цель у Таинства Священства: не освящение и спасение ставленника – его рукополагают для того, чтобы через него спасались другие люди. Поэтому в данном Таинстве на первом месте стоит общецерковное служение.

В этом и есть принципиальное отличие хиротонии.

Само Священство образовалось не в Новозаветной Церкви с приходом в мир Спасителя, а имеет ветхозаветные корни.

Как повествует нам Священное Писание, еще со времен пророка Моисея по указанию Господню на священническое служение были избраны мужчины из колена Левия, которых отделил Господь из всего богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10:8).

Пришедши в мир, Спаситель также избрал двенадцать учеников, а позже еще семьдесят, которых послал проповедовать человечеству о пришествии в мир Спасителя, о Его страданиях, смерти и Воскресении, о Царстве Божием.

В день Святой Пятидесятницы Господь ниспослал на них Святого Духа и с этим Господним благословением они обрели способность низводить на других спасительную Божью благодать и управлять Церковью.

Позже, когда возникла необходимость для достойного управления и наставления верующих, святые апостолы по примеру Иисуса Христа и по воле Святого Духа избирали себе преемников и учеников. Через рукоположение они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения.

Это рукоположение является непрерывной духовной связью, которая соединяет через все столетия современное священство с апостолами, а через них – и с Самим Христом. Такая непрерывная связь является указанием на каноническое достоинство священства, на их апостольскую преемственность, что является особенно важным сейчас – в эпоху расколов, ересей и других нападок на Святую Апостольскую Соборную Церковь.

– Что такое хиротония? В чем таинственность этого действия?

– Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства. Есть три степени священства: диаконская, священническая и высшая степень – епископская, через которую и сохраняется апостольская преемственность в Церкви.

Рукоположение диакона совершается в конце Литургии, после освящения Святых Даров, священника рукополагают после Великого Входа, а хиротония во епископа совершается после пения Трисвятого.

Как видим, чем выше степень священства, тем раньше на Литургии она совершается.

Таинство Священства всегда вызывало радость и восторг у всех присутствующих, как в алтаре, так и в храме. Конечно, особую радость данное Таинство вызывает у священников, которые радуются за своего нового собрата.

Следует также отметить, что все присутствующие в храме неким образом участвуют при хиротонии ставленника, поскольку каждый из них на возглас архиерея «Аксиос» отвечает троекратным возгласом «Аксиос».

Слово «аксиос» в переводе с греческого означает «достоин», и когда народ говорит эти слова, то подтверждает достойность избранного кандидата, давая свое согласие на его пастырское служение. Данным возгласом люди показывают, что готовы уверить дело своего спасения в руки новопоставленного пастыря и идти за ним ко Христу.

– Какое кредо священника?

– Каждый священник является указательным знаком на пути спасения. Он всегда должен быть готов указать каждому верующему человеку тот узкий, но верный путь, который приведет его ко Христу и Царству Небесному. При этом священник должен выступать в роли педагога и духовного врача, руководствуясь их принципами.

Священник как врач не имеет права навредить, а как педагог должен всю свою жизнь положить на алтарь духовной науки, но научить и своим учением осветить путь спасения.

Читайте также:  Молитва для успокоения нервов и души: сильные тексты и как правильно читать

«Aliis inserviendo consumer» («Светя другим, сгораю») – данное кредо как символ самопожертвования и должен быть во главе жизни каждого священнослужителя.

– Каким обязан быть священник?

– Быть священником – это величайшая милость, но это и очень большая ответственность, ведь священник – пастырь, за которым следует паства.

И для того чтобы привести ее к спасению, нужно намного больше прилагать усилий по отношению к себе.

Отвечая на данный вопрос, мы, конечно же, обращаемся к святым отцам, к тем подвижникам благочестия, которые словом и собственным примером показали, каким надо быть и как достойно нужно нести это высокое звание.

Одним из таких ярких примеров является святой праведный Иоанн Кронштадтский, делающий огромный акцент на саморазвитии: «Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание… Когда играют мною всякие страсти, – лучше мне не браться управлять другими…»

Миссия священника в этом мире трудна. Но святые отцы наставляют: какое испытание ни посылает Господь, Он всегда дарует силы для его прохождения, если человек всецело верит Ему. Нелегкой эта миссия является и сейчас, в современном мире.

Вспоминается проповедь митрополита Бориспольского Антония, в которой он говорит, что быть священником во все времена было нелегко и это требует от нас огромных, нечеловеческих сил.

Но чтобы стать достойным служителем Божиим, необходимо в первую очередь в своей жизни на первое место ставить Господа. 

Беседовала Наталья Горошкова

Священство (рукоположение, хиротония)

Смысл таинства
Таинство священства — это таинство посвящения (рукоположения, по-гречески хиротонии) в священнослужителя: диакона, священника или епископа.

Во время этого таинства на избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и «пасти стадо Христово», то есть наставлять людей в вере, церковной жизни и добрых делах. Диакон участвует в богослужении, священник может самостоятельно совершать таинства, епископ совершает таинства, управляет Церковью и может поставлять новых диаконов, священников и епископов.

История таинства
По своем Воскресении Христос явился ученикам и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 22—23). Таким образом Господь Своей благодатью дал апостолам особую власть.

В свою очередь, апостолы поставили священников, епископов и диаконов.

В переводе на русский язык «диакон» означает «служитель». Диакон — низшая степень священнослужителя. Диаконы занимались делами милосердия, благотворительностью, их функция была чисто служебной. В настоящее время диаконы помогают священникам во время службы.

Вторая степень священства — пресвитер, или священник. Это тоже греческое слово, которое переводится на русский язык как старец, человек, умудренный опытом.

Помимо священников в общинах существовали епископы, что по-русски означает «блюстители».

В те времена пресвитеры и епископы не различались между собой, как теперь: те и другие совершали литургию, а власть над церковной жизнью принадлежала самим апостолам.

После того как апостолы отошли ко Господу, их власть была передана епископам. С тех пор епископы возглавляют Церковь, рукополагают священников и диаконов.

Что нужно для совершения таинства священства
Священнослужителем может стать совершеннолетний мужчина, не имеющий так называемых канонических препятствий для рукоположения.

Канонические препятствия — это тяжкие грехи, совершенные в прошлом: убийство, воровство и другие уголовные преступления, пьянство, блуд (внебрачная связь), прелюбодеяние (измена жене или связь с замужней женщиной).

Будущий священник может быть женат только один раз, причем его жена также не должна быть вдовой или разведенной и не должна иметь в прошлом блудных грехов.

Исключение составляет случай, когда человек совершал тяжкие грехи, был разведен или вступил во второй брак до крещения — потому что в крещении происходит рождение человека заново.

Епископом может стать только монах.

Как проходит рукоположение
Таинство священства может совершать только епископ.

Рукоположение диакона совершается в конце литургии, после освящения Святых Даров и пения «Достойно и праведно есть»; рукоположение священника — после пения «Херувимской песни», то есть до освящения Святых Даров, и потом новопоставленный священник служит вместе с другими священниками литургию; рукоположение епископа совершается после пения «Святый Боже». Иными словами, чем выше степень священства, тем раньше на литургии совершается рукоположение.

Епископ возлагает руку на избранного и произносит особую молитву (она называется тайносовершительной), призывающую на него благодать Святого Духа. Когда рукополагаемого облачают в священные одежды, соответствующие его сану, епископ возглашает «Аксиос», что значит «Достоин», а хор повторяет этот возглас. По уставу это совершается трижды.

  • Текст службы
  • К списку таинств
  • Ссылка на оригинал статьи http://rublev.com/tainstva/sviashchenstvo-khirotoniia

Таинство Священства (хиротонии): что такое хиротония в православии

Одно из семи Таинств церковных, в котором дается Божественная Благодать на важное служение людям через священство. Оно совершается исключительно в алтаре, поэтому женщины не имеют права участвовать в нем.

Что такое хиротония в православии

Хиротония – это Таинство, в котором совершается возложение рук архиерея или патриарха на человека, собирающегося принять священный сан.

Хиротония бывает:

  • в чтеца;
  • в иподиакона;
  • в диакона;
  • в иерея;
  • архиерея.

Рукополагать во все чины, кроме архиерея, может епископ, митрополит или патриарх. Архиерейскую хиротонию совершает только патриарх. Равный священный чин не может совершать хиротонию, но только высший.

Таинство берет начало с апостольских времен. В Евангелии описан случай насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Здесь ведётся аналогия с евхаристией, где апостолы – прообраз священников, раздающих причастие верующим.

Апостолы были первыми священнослужителями.

Требования к ставленникам

Человека, которого рукополагают, называют ставленником. Чтобы стать священником, надо пройти все хиротонии, начиная с рукоположения в чтеца.

Желающий стать диаконом или священником должен быть:

  • единожды женат;
  • трезвым;
  • целомудренным;
  • честным;
  • не склонен к пьянству;
  • не сребролюбец;
  • странноприимец (любящий принимать странников);
  • миролюбив;
  • не убийца;
  • хорошо управляющий домом своим (ибо кто не может управлять своей семьей, не сможет управлять и церковью).

Кто не может быть священником:

  • женщина;
  • человек младше 18 и старше 75 лет;
  • имеющий физический недостаток для служения (эпилепсия, глухота, немота, слепота, нехватка пальцев на руке);
  • склонный к пьянству и наркомании;
  • бесноватые;
  • самовольно оскопленные;
  • новообращенный;
  • маловерующий;
  • имеющие смертные грехи (убийство, половые извращения, прелюбодеяние, блуд, ересь и т.д.);
  • женатые во второй раз;
  • женатый на блуднице, вдове, разведенной, актрисе, неверующей, родственнице;
  • находящийся в рабстве;
  • неокончивший службу в армии;
  • находящийся в тюремном заключении;
  • занимающий важный государственный пост;
  • имеющий долги или кредиты.

Такие строгие ограничения налагаются на ставленников потому, что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном кресте написаны такие слова: «образ буди верным чистотой, верою, житием».

Если чтец согрешит блудом (интимной жизнью до венчания) или другими смертными грехами, согласно апостольским правилам, не может стать ни иподиаконом, ни диаконом, ни священником. Тоже самое касается иподиакона и диакона. Жениться можно только чтецам и иподиаконам. Диаконы и священники уже вступать в брак не должны.

Как проходит иерейская хиротония

Все хиротонии происходят в разное время на Божественной литургии. Иерейская хиротония совершается после пения Херувимской. Два диакона берут ставленника, находящегося перед Царскими вратами, под руки и возглашают: «Повели. Повелите!».

Все трое входят в алтарь Царскими вратами, подходят к Престолу. Архиерей в это время сидит перед Престолом. Во время пения венчальных тропарей («Исайя ликуй») все трое обходят Престол трижды.

При этом ставленник кладет земные поклоны перед алтарем и перед архиереем, целует Престол. Это повторяется трижды.

Затем ставленник встает на колени перед Престолом, и архиерей читает специальную молитву, возложив на него руки.

Венчальные тропари поются в знак того, что происходит как бы венчание ставленника с церковью. Это образ того, что он теперь не принадлежит своей семье, но должен служить Богу и верующим ко спасению. В подтверждение тому он снимает с руки своей обручальное кольцо и больше не надевает его.

Архиерей призывает Божественную Благодать, «немощные врачующую и оскудевающия восполняющую». Это означает, что с этого момента Бог Сам будет подавать священнику силы для служения Церкви.

После прочтения молитвы архиерей выводит новоиспеченного священника Царскими вратами на амвон. Вопрошая народ: «аксиос?», что значит: «достоин?», он надевает на него по очереди элементы иерейского облачения (епитрахиль, поручи, фелонь), наперсный крест и дает в руки служебник. При этом хор должен ответить трижды «Аксиос», иначе рукоположение будет считаться недействительным.

Потом архиерей говорит новорукоположенному иерею: «Христос посреде нас» и целует его трижды братским целованием. Облачение у нового иерея должно быть только белого цвета. Это знак чистоты, святости.

Архиерей в алтаре поздравляет рукоположенного иерея и дает ему наставление к предстоящему служению. Священник стоит всю оставшуюся часть литургии возле алтаря и молится. Затем обычно он выходит читать заамвонную молитву.

С этого момента пресвитер может совершать все Таинства, кроме Хиротонии.

Может ли быть снят сан

Сан священный сан с человека не может никто кроме Ангелов и Бога. Но по совершении иереем тяжких грехов, несовместимых со священническим служением, архиерей может запретить священника к службе на некоторое время. Если же он упорствует в грехах, запрет может быть наложен навсегда.

Коротко о Таинстве Священства от иерея Василия Куценко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *