Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

  • Вашему вниманию предлагается фотоочерк протоиерея Свято-Троицкого Измайловского Собора Санкт-Петербурга Константина Пархоменко, который может быть пошаговой инструкцией с хронологической последовательностью этой службы и облегчит её понимание. 
  • Фотоочерк охватит время от дня Великой Субботы, до глубокой Пасхальной ночи. Мы переживем волнующие минуты перехода от скорби к радости, «от смерти к жизни и от земли к небеси»…
  • Поет и волнуется в этот день и душа всякого верующего, ведь скоро мы будем встречать Пасху.

Мы с вами, дорогой читатель, находимся в Свято-Троицком Измайловском соборе Санкт-Петербурга. В нем сделаны фотографии, которые вы увидите в этом фотоальбоме.

Фотографии сделаны в разные годы и показывают нам, как возвращается к жизни и благоукрашается один из прекраснейших соборов Санкт-Петербурга, оскверненный в годы богоборчества.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

В субботу в течении дня в Храме происходит освящение пасхальной снеди. В Троицком Соборе оно начинается с 8 утра.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

  1. Мы призываем благословение Божие на яства, приготовленные к праздничному столу, и окропляем их святой водой.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

  • Несколько слов о символике пасхальных яств:
  • Рассказывают, что однажды Мария Магдалина посетила римского императора Тиберия и рассказала ему, гонителю христиан, о том, что Христос воскрес из мертвых.
  • Император взял лежавшее перед ним яйцо и воскликнул: «Так же невозможно Христу воскреснуть, как невозможно этому яйцу стать красным!»
  • И тотчас яйцо стало красным.

Известно, что с глубокой древности яйцо символизировало жизнь. Внешне яйцо холодное и мертвое, как камень. Но внутри, под скорлупой, таится жизнь – маленький птенец.

Вот так же и пасхальное яйцо указывает на победу жизни над смертью, света над тьмой.

Верующие люди с глубокой древности раскрашивали яйца, писали на них Х.В., что значит Христос Воскресе, дарили эти яйца друг другу.

Кулич: Еще язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу.

Но христиане переосмыслили этот обычай. Христиане стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак пасхальной радости и торжества! Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей.

Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха – начало будущего века, знак наступления новой эры.

Вот так и пасхальный хлеб – кулич – является прообразовательно хлебом будущего вечного блаженства.

Творожные пасхи, в виде пирамидок, – символ Церкви Христовой. Что такое творог? Изменившееся, створожившееся молоко. Кто такой христианин? Человек, преображенный Духом Святым.

Напоминаем, что вкушать пасхальные яства можно не раньше воскресенья, после полуночи (кто не пойдет на службу), или после Божественной Литургии.

В нашем соборе богослужение начнётся в 23.20. в субботу 15 апреля, около полуночи пройдёт Крестный ход.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

  1. В течении дня, даже те, кто нечасто бывает в храме, в этот день спешат выразить свою любовь Умершему и Воскресшему ради нас Господу.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

На фотографии – вечер Великой Субботы. В центре храма установлена Плащаница – икона, изображающая лежащего во Гробе Спасителя. Закатное солнце прокладывает своими лучами дорожку к Господу, пострадавшему ради спасения мира.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

Незаметно стемнело. Храм наполняется молящимися. Прихожане пишут записки о здравии и упокоении.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

  • Ставят свечи…

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

Начинается Пасхальное богослужение с полунощницы. Мы поём умилительные песнопения и воздаем честь Господу и Спасителю, лежащему во Гробе. Затем мы поклоняемся перед Плащаницей… И, подъяв ее на плечи, уносим в алтарь.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

Подготовка к Крестному ходу. Зажигаем фонарь. Этот фонарь будет нести один из самых ответственных церковнослужителей, указывая путь остальному шествию…

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

Весь свет в храме гасится, горят лишь свечи в руках молящихся. Этот момент символизирует тот мрак и ужас темной палестинской ночи, когда Спаситель лежал во Гробе и еще никто не знал, что будет дальше.

На фотографии, сделанной в алтаре, мы видим, как перед выходом на Крестный ход молится Настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Геннадий Бартов.

А вот фото, сделанное с другой стороны Царских врат, в храме. Еще несколько минут – и храм зальет свет.

Где-то среди этой массы народа стою и я.

Постепенно загорается свет. Сначала тихо, потом громче и еще громче духовенство запевает: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…

Царские врата открываются, и показывается процессия. Впереди Крестного хода несут фонарь. Затем несут крест и икону Божией Матери, затем церковные знамена – хоругви.

  1. Процессия выходит из главных дверей собора…
  • …и идет вокруг собора.

Один из священников несет Евангелие, другой – икону Воскресения Христова. В центре идет Настоятель с пасхальным трехсвечником в руке.

Крестный ход изображает шествие женщин-Мироносиц, направлявшихся ночью ко Гробу, где был погребен Спаситель. В руках у людей – свечи или фонарики.

Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице… – возглашает Настоятель собора. Этот возглас открывает Пасхальную службу. Пасха началась! Христос Воскресе!

Радуются все: и старые, и молодые. Радуются Пасхе и малыши.

Двери отверзаются, и мы входим в храм, как во Гроб Христов. Но что мы видим? Храм залит светом, нас приветствует сладкозвучие хора, как бы Ангелов, воспевающих дивное событие Воскресения Христова.

Начинается Пасхальная утреня. Для вящей торжественности священника сопровождает процессия диаконов.

Пасхальное богослужение: что и почему поется в храме?

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитвПасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов.

Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов.

Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

«Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи».

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон.

Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе.

В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е.

молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие.

На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея — всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик — это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все).

Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано.

С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем.

Читайте также:  Молитва в день рождения: православные тексты, как и кому правильно читать

На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле — пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение — певческое богослужение, и практически все должно петься.

И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы.

Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением…» В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря.

А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно — 1 лик и 2 лик), а тропари — на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е.

назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному.

Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) — это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная.

По 3 песни — ипакои Пасхи, а по 6 — кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы.

У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день.

Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи — 1 гласа, на Понедельник — 2 и т.д.

Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице.

К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится.

В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд.

Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование — христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения.

Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно.

В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать «вместочасием», потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб.

И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием «О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы».

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы.

Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия.

В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование — это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста.

Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды.

Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон — это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе.

На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи — Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных.

Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее.

Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

«Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите».

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды — это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной.

Читайте также:  Иконостас в православном храме: история появления, структура и схема

Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом.

На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием.

Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш…» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий — пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Источник: М.С. Красовицкая. Литургика

Текст пасхальной службы (светлая утреня и божественная литургия)

Версия для печати

ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .pdf

ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .doc

Па­с­халь­ная по­лу­нощ­ни­ца

Ве­ли­чай­ший празд­ник хри­сти­ан­с­т­ва — Па­с­ха — на­чи­на­ет своё празд­но­ва­ние уже в ве­чер­ню и Ли­тур­гию Ве­ли­кой Суб­бо­ты. Ос­ле­пи­тель­ный блеск па­с­халь­ной ут­ре­ни и Ли­тур­гии — пол­день ве­ч­но­го дня, ут­ро ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся в ука­зан­ных служ­бах Ве­ли­кой Суб­бо­ты.

Колокольный зво­н созывает верующих к служ­бе, на­зы­ва­е­мой Па­с­халь­ной по­лу­нощ­ни­цей. На­чи­на­ет­ся она, как правило, в 23:30. До это­го про­ис­хо­дит чте­ние Де­я­ний Апо­сто­лов, на­чи­на­е­мое обыкновен­но око­ло 20:00. Во вре­мя это­го чте­ния мо­ля­щи­е­ся на­чи­на­ют схо­дить­ся в цер­ковь.

Во вре­мя пе­ния по­лу­нощ­ни­цы пла­ща­ни­ца уно­сит­ся в ал­тарь, по­ла­га­ет­ся там на пре­сто­ле и ос­та­ет­ся до празд­ни­ка Воз­не­се­ния — в знак со­ро­кад­нев­но­го пре­бы­ва­ния Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля на зе­м­ле.

СВЕТ­ЛАЯ ЗА­УТ­РЕ­НЯ

Свет­лый празд­ник на­чи­на­ет­ся со зво­на и об­ла­го­у­ха­ния всей Цер­к­ви фи­ми­а­мом (для че­го обы­ч­но ус­та­на­в­ли­ва­ют­ся два со­су­да с го­ря­щим уголь­ем в цер­к­ви и ал­та­ре).

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли об­ла­ча­ют­ся «во весь свет­лей­ший сан». И на­чи­на­ет­ся кре­ст­ный ход — как бы на­встре­чу гря­ду­ще­му в Не­бес­ный Си­он — Гор­ний Ие­ру­са­лим — По­бе­ди­те­лю смер­ти.

Кре­ст­ный ход ещё сим­во­ли­зи­ру­ет то, как ра­но ут­ром мvро­но­си­цы шли ко гро­бу Хри­ста, что­бы воз­лить на не­го смо­лу с аро­ма­та­ми и во­об­ще ус­т­ро­ить всё по чи­ну по­гре­бе­ния, при­ня­то­го у древ­них ев­ре­ев.

Кре­ст­ный ход на­чи­на­ет­ся при за­кры­тых Цар­ских вра­тах.

В ал­та­ре по­с­ле ока­ж­де­ния на­сто­я­те­лем Пре­сто­ла свя­щен­но­слу­жи­те­ли очень ти­хо по­ют сти­хи­ру «Вос­кре­се­ние Твое Хри­сте Спа­се, Ан­ге­ли по­ют на не­бе­сех, и нас на зе­м­ли спо­до­би, чи­с­тым серд­цем, Те­бе сла­ви­ти», ко­то­рая да­же сво­и­ми сло­ва­ми изо­б­ра­жа­ет Ан­ге­лов, вос­пе­ва­ю­щих на Не­бе­сах Вос­кре­се­ние Хри­сто­во. Па­с­ха ещё очень да­ле­ка от нас.

От­вер­за­ет­ся за­ве­са Цар­ских врат. На­сто­я­тель ка­дит Пре­стол, и клир сно­ва по­ёт сти­хи­ру, но уже гром­че – при­бли­зи­лось вре­мя тор­же­ст­ва.

От­вер­за­ют­ся Цар­ские вра­та, на­сто­я­тель сно­ва ка­дит Пре­стол, по­с­ле че­го свя­щен­ни­ки, за­пе­вая сти­хи­ру Кре­ст­но­го Хо­да, вы­хо­дят из ал­та­ря. Хор под­хва­ты­ва­ет это пе­с­но­пе­ние, и пред­ше­ст­ву­е­мый Крестом и хо­руг­вя­ми, вы­хо­дит их хра­ма. За ним идут свя­щен­ни­ки, за ни­ми – все ве­ру­ю­щие.

На­сто­я­тель дер­жит крест. Ди­а­ко­ны не­сут ка­ди­ла. Один из свя­щен­ни­ков не­сет Еван­ге­лие, дру­гой — ико­ну Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

Со­че­та­ние глу­бо­ко зна­ме­на­тель­ное: Кре­стом при­шла па­с­халь­ная ра­дость все­му міру, в Еван­г­е­ли­и ­ра­с­к­ры­та её тай­на и смысл, из Гро­ба вос­кре­с­ло От­чее Си­я­ние, ико­на не­ви­ди­мо­го От­ца, во­пло­щён­ное Сло­во.

Кре­стом, Еван­ге­ли­ем и ико­ной (во­пло­ще­ни­ем) при­хо­дит БЛА­ГО­УХА­НИЕ Ду­ха Свя­то­го, Ко­т­о­рым­ вся­ка ду­ша жи­вит­ся.

 Без­смерт­ное Ипо­ста­с­ное Ды­ха­ние Жиз­ни Ве­ч­ной, Уте­ши­тель, при­шед­ший от От­ца стра­да­ни­ем и Вос­кре­се­ни­ем Сы­на.

Кре­ст­ный ход со­про­во­ж­да­ет­ся трез­во­ном. По­дой­дя к две­рям хра­ма, ос­та­на­в­ли­ва­ют­ся с об­ра­щен­ны­ми на за­пад Еван­ге­ли­ем и ико­ной.

Взяв у ди­а­ко­на ка­ди­ло и ока­див ико­ны и бра­тию, на­сто­я­тель чи­та­ет Еван­ге­лие от Мат­фея, в ко­то­ром опи­сы­ва­ет­ся, как ми­ро­но­си­цы при­шли ко гро­бу, но их встре­тил Ан­гел, воз­ве­с­тив­ший им та­кую ожи­да­е­мую и всё рав­но вне­зап­ную весть: «Его нет во гро­бе – Он вос­крес!».

По­с­ле это­го сно­ва со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние, и на­сто­я­тель ос­та­на­в­ли­ва­ет­ся пе­ред за­кры­ты­ми цер­ков­ны­ми дверь­ми. Гля­дя на вос­ток и дер­жа в ле­вой ру­ке крест, пра­вой тво­рит ка­диль­ни­цей кре­ст­ное зна­ме­ние три­ж­ды.

И воз­гла­ша­ет гром­ко не обы­ч­ный воз­глас со­вер­ша­е­мой ве­чер­ни Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, сей­час и все­гда и в ве­ч­но­сти, ко­то­рым ис­по­ве­ду­ет­ся вет­хо­за­вет­ное зна­ние че­ло­ве­ка о Бо­ге, но бо­го­слов­ст­ву­ет в бла­го­да­ти Но­во­го За­ве­та, про­сла­в­ляя Свя­тую Тро­и­цу.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

Воскресение Христово. Византия 1120 год. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. Хранится на Афоне в Великой Лавре

Не­сколь­ко слов о празд­ни­ке Па­с­хи

Празд­но­ва­ние Па­с­хи вос­хо­дит ко вре­ме­нам Вет­хо­го За­ве­та, ко­г­да Гос­подь вы­во­дил Свой на­род из еги­пет­ско­го раб­ст­ва. Пе­ред ис­хо­дом из Еги­п­та Он по­ве­лел, что­бы в ка­ж­дой ев­рей­ской се­мье Ему при­не­с­ли в жер­т­ву яг­нён­ка.

Этот яг­не­нок (по-сла­вян­ски аг­нец) дол­жен был быть съе­ден, а его кро­вью ну­ж­но бы­ло по­ма­зать ко­ся­ки две­рей, что­бы «про­шёл Гос­подь ми­мо две­рей и не по­пу­с­тил гу­би­те­лю вой­ти в дом для по­ра­же­ния» пер­вен­цев (Исх. 12:23).

От это­го «про­шёл» (по-ев­рей­ски Пе­сах) и про­ис­хо­дит сло­во «Па­с­ха». Со вре­ме­нем Па­с­хой ста­ли на­зы­вать так­же чу­де­с­ный пе­ре­ход на­ро­да че­рез Кра­с­ное мо­ре и са­мо­го па­с­халь­но­го агн­ца.

Впо­с­лед­ст­вии ста­ло по­нят­но, что и па­с­халь­ный аг­нец, и пе­ре­ход че­рез мо­ре ока­за­лись про­об­ра­за­ми лиц и со­бы­тий Но­во­го За­ве­та.

В па­с­халь­ном агн­це, за­ка­ла­е­мом за гре­хи лю­дей, апо­стол Па­вел яс­но ви­дит об­раз Хри­ста, жер­т­ву­ю­ще­го Со­бой для из­ба­в­ле­ния че­ло­ве­че­ст­ва от гре­ха: «Па­с­ха на­ша, Хри­стос, за­клан за нас» (1Кор.

 5:7); упо­т­реб­ле­ние в пи­щу это­го агн­ца яви­лось про­об­ра­зом та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии, в ко­то­ром мы пи­та­ем­ся Пло­тью и Кро­вью Хри­ста. В пе­ре­хо­де же на­ро­да Бо­жия че­рез мор­ские во­ды Па­вел ви­дит про­об­раз та­ин­ст­ва Кре­ще­ния (1Кор.

 10:1-2), че­рез ко­то­рое хри­сти­а­не, ос­во­бо­ж­да­ясь от раб­ст­ва гре­ху (как ев­реи — от раб­ст­ва Еги­п­ту), про­хо­дят че­рез смерть вме­сте со Хри­стом, этим Но­вым Мо­и­се­ем (ев­реи и Мо­и­сей шли ме­ж­ду сте­на­ми во­ды, а боль­шие ско­п­ле­ния во­ды в Вет­хом За­ве­те ча­с­то сим­во­ли­зи­ру­ют цар­ст­во смер­ти), и вы­хо­дят из смер­ти в «сво­бо­ду сы­нов Бо­жи­их» вме­сте с вос­крес­шим Хри­стом. Из это­го ста­но­вит­ся по­нят­ным, по­че­му в древ­ней Цер­к­ви Кре­ще­ние бы­ло не­раз­рыв­но свя­за­но с Ев­ха­ри­сти­ей и при­ча­ще­ни­ем Свя­тых Та­ин, а празд­ник Па­с­хи вос­при­ни­мал­ся как кре­щаль­ное тор­же­ст­во: этот день был од­ним из не­мно­гих дней в го­ду, в ко­то­рые со­вер­ша­лось та­ин­ст­во Кре­ще­ния – при­ня­тие в Цер­ковь её но­вых чле­нов. Ос­нов­ные мо­ти­вы празд­ни­ка – Вос­кре­се­ние Хри­ста, Кре­ще­ние вер­ных и уча­стие в Его тра­пе­зе яв­ля­ют­ся глав­ны­ми в па­с­халь­ном бо­го­слу­же­нии.

Кро­ме это­го, у Па­с­хи есть ещё од­но ва­ж­ное зна­че­ние – эс­ха­то­ло­ги­че­с­кое, то есть от­но­ся­ще­е­ся к «ве­ку бу­ду­щей жиз­ни».

В та­ин­ст­ве Кре­ще­ния че­ло­век уми­ра­ет и вос­кре­са­ет вме­сте со Хри­стом для ве­ч­ной жиз­ни, но мы ви­дим, что вся жизнь че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся как бы про­дол­жа­ю­щим­ся кре­ще­ни­ем: в те­че­ние жиз­ни мы «еже­днев­но уми­ра­ем» в борь­бе с гре­хом, а «окон­ча­тель­но» вос­кре­с­нем в День все­об­ще­го вос­кре­се­ния, по­с­ле ко­то­ро­го смер­ти уже не бу­дет. И те из нас, кто бу­дет со Хри­стом в Его Цар­ст­ве, бу­дут уча­ст­ни­ка­ми «бра­ч­но­го пи­ра Хри­ста и Его Цер­к­ви» – ве­ч­но для­щей­ся Па­с­хи. С дру­гой сто­ро­ны, уча­стие в этом пи­ре нам да­ро­ва­но уже здесь и сей­час – в Ев­ха­ри­стии и при­ча­ще­нии Те­ла и Кро­ви Хри­ста – па­с­халь­но­го Агн­ца. И, по уче­нию св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та, ка­ж­дая Ли­тур­гия – это Па­с­ха. Он же учит о том, что ес­ли кто в празд­ник Па­с­хи воз­дер­жи­ва­ет­ся от при­ча­ще­ния Свя­тых Та­ин, то для та­ко­го этот день – не Па­с­ха и не празд­ник, ибо «ка­кой празд­ник бы­ва­ет без пи­ра?»

***

Текст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ПАСХИ (Светлая Утреня и Божественная Литургия) составлен обществом им. М.Н.Скабаллановича и печатается по благословению Почетного председателя общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.

Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями.

sborka_duplex.doc sborka_duplex.pdf Пасхаперевод богослуженийОбщество им.М.Н.Скабаллановича

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400

Пасхальное богослужение

Во время всей Пасхальной седмицы Царские врата, а также северные и южные врата в Алтарь не затворяются, в изображение того, что Господь Воскресением Своим открыл нам врата Царствия Божия. Во всю седмицу звонят колокола в знак победы Господа над смертью и адом.

Вот как происходит Пасхальное Богослужение. В полночь собравшиеся верующие, вместе со священнослужителями, выходят из храма и с возженными свечами в руках совершают Крестный Ход вокруг Храма, изображая тем хождение жен-мироносиц и учеников Господа к Его гробу в утро Воскресения.

Служба Пасхальной Утрени начинается вне храма, перед затворенными западными дверями, так как мироносицы и Апостолы получили первую весть о Воскресении Господа пред дверями Его гроба. Вся Пасхальная Утреня поется торжественным напевом, и чтений никаких не бывает, кроме произнесения Огласительного слова Святителя Иоанна Златоуста.

В конце Утрени, после пения стихов с припевами: «Да воскреснет Бог», которые заканчиваются словами: «друг друга обымем, рцем братие» — бывает христосование, т.е. взаимное целование.

При этом есть обычай дарить друг другу красные (или других цветов) яйца — обычай происшедший, как говорит предание, от Святой Марии Магдалины, которая, явившись к римскому императору Тиверию, поднесла ему красное яйцо и начала проповедовать о Христе, воскресшем из мертвых. Читайте об этом здесь.

К сожалению, многие люди считают самым важным на Пасху окрасить яйца, испечь куличи и прийти в храм, чтобы все это освятить. В пасхальную ночь некоторые приходят только для того, чтобы посмотреть на Крестный ход. Конечно, даже если люди приходят без особого духовного настроя в храм, Церковь не отвергает их.

Но все-таки нужно помнить о том, что Пасха — это не не просто красивое действо, не просто повод отпраздновать что-то с друзьями. Пасха — это таинственная реальность, которая касается каждого из нас, ибо каждого из нас касается искупительная жертва Христова.

Христос умер на Кресте за нас и своим Воскресением подводит нас к вечной жизни.

Дай Бог, чтобы те люди, которые пришли в этом году только освятить пасхальную снедь и посмотреть на Крестный ход, внутренне переменились. Хорошо если в следующем году они придут в храм в Великий Четверг, в Великую Пятницу, утром Великой Субботы, чтобы хотя бы таким минимальным участием в постном подвиге подготовиться к празднованию Пасхи. А потом, может быть, будут ходить в храм регулярно.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.[ Регистрация | Вход ] Пасхальное богослужение: история, крестный ход, как проводится служба, тексты молитв

О православном богослужении

Версия для печати

Особенности богослужения Святой Пасхи

Праздник Воскресения Христова, Святой Пасхи, занимает центральное место среди всех христианских праздников — «праздников праздник и торжество торжеств». Слово «Пасха» одначает «прехождение». В Ветхозаветной Церкви Пасхой назывался праздник, установленный в воспоминание исхода народа израильского из Египта и освобождения иудеев от египетского рабства.

А в Церкви новозаветной — в знамение того, что Сам Сын Божий освободил нас от рабства смерти, от рабства греха и диавола. Воскресший Господь извел из ада души праведников, и верующим в Него дарует жизнь вечную. Все богослужение Святой Пасхи особенно торжественно и проникнуто одним чувством — ликующей радости о Воскресшем Господе. Праздничная Утреня предваряется крестным ходом.

Священнослужители в белых облачениях выходят из алтаря с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Крестный ход обходит вокруг храма, подобно женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Все молящиеся идут с возжженными свечами.

Шествие останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у гроба Господня. И здесь же, на ступенях храма начинается праздничная Утреня: Настоятель после обычного возгласа, начинающего Утреню, вместе с остальными священнослужителями трижды поет тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Затем тропарь этот трижды повторяется хором. Настоятель впервые произносит ликующее пасхальное приветствие «Христос воскресе!» Утреня продолжается стихами древних пророчеств царя Давида о Воскресении: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…». После каждого стиха хор поет тропарь «Христос воскресе…». После этого все входят в храм под пение праздничного тропаря.

Исхождение из храма и закрытие его дверей символизирует еще и изгнание наших прародителей из рая. И лишь Христос Искупитель открыл для нас снова райские двери. Когда в начале Пасхальнй утрени отверзаюся вновь врата храма — это знаменует отверзение для рода человеческого райский дверей Христовой смертью и Воскресением.

По входе в храм произносится великая ектения и затем поется пасхальный канон. Начало каждой песни канона запевается священнослужителями в алтаре. После каждой песни канона произносится малая ектения. После канона поется светилен: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение».

Затем поются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. После чего все молящиеся в храме приветствуют друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе». Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Часы в праздник Пасхи и в Светлую седмицу состоят из пасхальных песнопений. Литургия начинается, как и утреня, по Пасхальному чину, пением стихов «Да воскреснет Бог…».

Поются особые Пасхальные антифоны. Евангелие читается на разных языках. Вместо «Достойно есть» — задостойник Пасхи: «Ангел вопияше…». В конце литургии вместо пения «Благословен грядый во имя Господне…», «Видехом свет истинный…», вместо 33-го псалма поется «Христов воскресе». Царские врата не затворяются всю Светлую седмицу.

Молитва «Царю Небесный» не поется до праздника Пятидесятницы ни на какой службе.

На Пасхальном богослужении освящается артос — особый хлеб, на котором изображается крест или Воскресение Христово. Всю светлую седмицу артос ледит на особом столике на солее, а в субботу разделяется на небольшие части и раздается молящимся.

Ощущая живой верой невидимое присутствие Господа, апостолы имели обычай, приступая к трапезе, оставлять место для Христа и хлеб, как бы для Него. В воспоминание этого обычая и освящается на Пасху артос и полагается перед взорами верующих, напоминания о присутствии с нами Воскресшего Господа.

После дня Пасхи вся Светлая седмица составляет как бы один продолжительный день — праздник.

По 66 правилу VI Вселенского собора, «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новыя (т.е. Фомины) во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся».[1]

Все богослужение Светлой седмицы совершается по Пасхальному чину, начинается со стихов «Да воскреснет Бог…». Каждый день после Литургии или после утрени совершается крестный ход вокруг храма. Чтение псалмов на всем богослужении отменяется.

Пасхальные часы поются также вместо полунощницы и повечерия. Отличие службы дней Светлой седмицы от службы дня Пасхи в том, что на утрени при пении канона в эти дня не положено ектении после каждой песни, а только после 3-й, 6-й и 9-й.

Не читается слово святителя Иоанна Златоуста. На литургии Евангелие читается, как обычно. На вечерне дня Пасхи читается Евангелие о явлении Господа апостолам.

В пятницу совершается служба иконе Божией Матери «Живоносный источник», добавляются стихиры и канон «Живоносному источнику», после Литургии совершается малое освящение воды.

После Светлой седмицы и до праздника Вознесения Господня в начале всех богослужений трижды поется тропарь Пасхи «Хритос воскресе…». На воскресной утрени песнопение «Воскресение Христово видевше…» поется не один, а три раза. На литургии задостойник Пасхи, а вместо «Видехом свет истинный…» поется трижды «Христос воскресе». Первый воскресный день после Пасхи называется Неделей Фоминою. В этот день воспоминается являение Господа по воскресении апостолам и осязание ран Господа апостолом Фомою. Господь рассеял неверие Фомы, уверил мир в воскресении, раскрыл силу веры, назвав блаженными не видевших и веровавших. также этот день именуется Неделей Антипасхи, что значит «вместо Пасхи», потому что этот день первый из воскресных дней всего года. Богослужение этого дня все праздничное, песнопения из Октоиха не поются. Перед вечерней читается 9-й час (обычным порядком, не Пасхальный), после которого закрываются Царские врата.

Есть обыкновение на второй седмице по Пасхе во вторник совершать особое поминовение усопших и посещать кладбища. После литургии служится панихида (впервые после Пасхи). Этот день поминовения называется Радоницей, так как мы приветствуем усопших радостной вестью о воскресении Господа.

В среду 4-й седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, т.е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Этот праздник как бы соединяет собой эти два великих торжества. На утрени поется великое славословие. Задостойник поется праздника Преполовения. В этот день совершается малое освящение воды.

В Недели (воскресные дни), следующие после Недели апостола Фомы и до отдания Пасхи также имеют свое особенное содержание. В боголужении этих дней сочетаются песнопения праздника (т.е. конкретной Недели), Пасхальные песнопения и воскресные песнопения Октоиха. На утрени поется Пасхальный канон.

Следующий воскресеный день после недели апостола Фомы (3-я Неделя по Пасхе) именуется Неделей жен-мироносиц. В этот день воспоминается служение учениц Христовых, жен-мироносиц. А вместе с ними воспоминаются праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.

В четвертую неделю по Пасхе — Неделю о расслабленном — вспоминается исцеление Господом расслабленного, лежащего в болезни 38 лет. Следующий воскресный день — Неделя о самаряныне. Церковь в этот день вспоминает беседу Господа с самарянкой.

Шестая неделя по Пасхе — о слепом, когда вспоминается чудесное исцеление Господом слепорожденного.

Литература и примечания:

[1] «Книга правил святых Апостол, святых соборов Вселенских и Поместных и святых отец»

[2] Священник Константин Никольский. «Учебный устав богослужения». — М., «Лествица», 1999г.

[3] «Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни». — М., Сретенский монастырь,»Новая книга»,»Ковчег»,1998г.

Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *