Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

Смерть для каждого христианина – это не просто конец земного бытия. Это скорее начало новой жизни, но уже в загробном мире. Панихида по усопшим играет в помине покойного человека немаловажную роль.

Но живой человек должен для себя знать краткий курс о таком церковном понятии как панихида.

Православные каноны дают ответ на вопрос, что такое панихида и какое она имеет значение, когда проводится и в отношении кого.

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

Что такое панихида в православии

Что такое панихида в церкви? Если перевести ее на простой язык – панихида это всенощное бдение. Берет свою историю панихида с древних времен, когда первые христиане молились в силу гонения исключительно ночью, а на утро их могли заживо хоронить в катакомбах, служивших храмами.

Но сегодня этого нет, вера не поддается гонению. Но панихида, что это такое тогда? Это заупокойная служба по умершему и может быть как полной, так и сокращенной, проводится как дома, так и в храме – ее могут проводить как священники, так и миряне. Все это оговаривается в каждом конкретно взятом случае сугубо индивидуально, учитывая православные каноны.

Для чего нужна панихида

Панихида по усопшим, что это такое? Это заупокойная служба, которая помогает усопшему переходить из одного мира живых в мир загробный. Если ходить в храм, либо монастырь или же молиться дома –  так возносится за умершего просьба, ходатайство перед Господом.

Правильный поминальный обед и милостыня, вместе с молитвами, которые возносят миряне и священник, когда служится служба – все это делает смерть не концом, а безболезненным переходом в мир иной. Само чтение молитвы и благие дела родственников на земле во имя усопшего позволяют снять с его души больше грехов.

Значение панихиды для душ умерших

Панихида – что это такое простыми словами и какое значение она имеет для покойника? В период земной жизни каждый верянин имеет земное тело и молится за себя, может осознанно меняться в лучшую сторону. Но когда он умирает – за него это делают родственники и близкие люди.

Панихида, что это такое? Это молитвы живых о прощении грехов усопшего, именно они помогают ему получить благодать на том свете. Это спасательный круг, который не только облегчает страдания покойника. Само богослужение помогает очистить его от грехов. Это песнь, которую поет Валаамский хор монастыря, славя Господа и прося его о милости к покойнику.

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст Чем отличаются гражданская и церковная панихиды

Гражданская панихида – это скорее светская церемония, на которой с покойником прощаются все его близкие и родные, она не будет носить какого-либо религиозного окраса, хотя на ней могут присутствовать священники. Каждый мирянин в это вечер может сказать о покойнике несколько теплых слов, и после завершения – церемония движется на кладбище, где и проходят похороны.

Что значит православная панихида? Это молебен за упокой умершего, который проводит православный священник в храме или доме покойника, даже на месте его кончины. Православие прописывает само чинопоследование процессии – все это описано в Требнике. После идут поминальные трапезы, с блинами и кутьей, плюс поминать можно и той пищей, которую при жизни любил усопший.

Кому и когда можно заказать панихиду

Панихида за упокой – когда заказывают ее? Заказать ее можно в любом храме и монастыре, в любое время, день и год, главное, чтобы святое место было открыто. Заказывается поминальная служба, чтение молитв, главное, дабы сам покойник был членом православной Церкви. Он должен быть крещеным и при жизни не отрекался от Господа, и не ушел в секту или иную веру.

Как правильно подавать записки об упокоении

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

А что нужно знать, чтобы заказать панихиду в церкви по усопшему? Заказывают ее в любом православном храме, когда мирянин подает поминальную записку. Подают ее с именем покойного, о котором вы молитесь – пишется полностью, в родительном падеже, без указания фамилии и отчества, званий и так далее.

Написать имя можно как на чистом листке бумаги, так и на особом бланке, который есть в храме, который имеет 8- конечный крест и в заголовке написано «О упокоении». Записка составляется с учетом следующих правил:

  • имя идет полное, такое, каким крестили покойника при жизни, без сокращений;
  • обязательно указывают в записке и церковный вариант светских, так сказать мирских имен;
  • если пишут записку о ребенке до 7 лет – обязательный момент это запись его как младенца, от 7 и до 15 – отрок;
  • не указывают чины и регалии, данные при жизни покойнику, при желании можно указать, сколько дней назад умер покойник.

После надо отдать записку в церковную лавку – править в записке ничего не стоит и даже если вы допустили ошибку, стоит просто переписать ее заново. Церковный канон не предусматривает указание причины смерти, но если человеку довелось умереть не насильственной смертью, а например, от собственных рук – самоубийц в храме не поминают.

Как далее действовать? Подавать записку желательно на утро – утренние и обеденные службы, сам сорокоуст, позволяют быстрее отыскать усопшему упокоение на том свете.

После подачи записки частый порядок предусматривает внесение пожертвования. Сколько может стоить поминание – отпевание и поминки, иные ритуальные услуги в храме зависит от его политики.

Цены могут быть разные, но деньги всегда идут на нужды прихода.

Что нести в церковь на панихиду

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

Дабы не ввергать себя в уныние по покойнику и должным образом помянуть покойника – отпевание предусматривает определенное пожертвование, милостыню в честь умершего. С чем можно приходить в храм, с какими продуктами:

  • консервы и хлебобулочные, кондитерские изделия;
  • овощи, фрукты и яйца;
  • вино и сахар, крупы, даже растительное масло.

Под запретом мясные продукты. Главное, все продукты должны быть свежими и не испорченными, ведь это дар, подношение Богу за покойника и его душу.

Сколько длится служба

На практике существует 2 вида служб – длинная и короткая панихиды. Первая длится порядка 6-7 минут, и ее могут читать все, даже веряне, а не только священник, как в храме, так и дома. И начинается такая служба словами – “со духи праведных скончавшихся…”, далее читают особые молитвы.

Более длинная панихида длится порядка 20 минут, и именно ее называют самой полной службой за упокой покойника. И в большинстве своем именно ее проводят в храме или на территории кладбища.

Как проходит гражданская панихида

Гражданская панихида – все более распространенное светское мероприятие, проводимое в случае кончины человека с мировым именем, знаменитости. И по сути это официальная церемония, не имеющая отношение к православным службам и канонам. И именно на ней многие говорят теплые слова о покойнике, а при транспортировке гроба на кладбище – за ним идет траурная, поминальная процессия.

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

Можно ли заказать панихиду некрещеному

Если при жизни сам покойник не был крещен и не принят в лоно православной Церкви – согласно канонам его запрещено отпевать и заказывать по нему заупокойную панихиду, соответственно и подавать поминальные записки также. И при этом стоит сразу сделать оговорку – даже если обманом вы подаете в храме записку о поминании некрещеного, то на том свете ему от этого будет только хуже.

Сам обман всегда расценивается как грех. При этом вы берете его на себя и проводите его в отношении дорого вам человека, который ныне покойник. Хотя если покойник крещен, а подают записку некрещеные друзья или родственники – это дозволено и даже поощряется. Ведь некрещеный как бы прикасается к церкви и ее устоям, познает их, и вполне возможно – в будущем примет верное решение о крещении.

Когда умерший родственник или друг исповедовал другую веру, не был христианином – его погребение проводят в соответствии с его религией. Хотя сами родственники в православном храме могут возносить молитвы Св. Уару – именно этот святой в православии покровительствует всем иноверцам и некрещеным.

Можно ли служить панихиду по самоубийцам

Если покойник погиб от собственной руки – самоубийца, то согласно канонам церкви его никак не могут поминать в православных храмах, ни в каких случаях.

Единственное исключение из данного правила – сам человек при жизни страдал определенными, психическими отклонениями, и не мог понимать, контролировать собственные действия.

И обязательно этому должно быть письменное, медицинское заключение комиссии.

За таких покойников писать поминальные записки запрещено – их попросту можно помянуть дома в молитве, за обеденным, поминальным столом.

Но стоит сразу сделать оговорку – в период празднования Вселенской Родительской субботы проводят поминание всех покойников. Сюда же попадают и самоубийцы.

Хотя нередко их можно помянуть и в период празднования Радоницы, но запросив предварительно согласие и разрешение на то священника.

Молитва после панихиды

Именно молитвы при панихиде играют немаловажное значение – они помогают усопшему обрести покой и умиротворение, и берут свое начало от первых христиан, умерших за веру. В самом начале панихиды священник проговаривает вступление – кого именно поминают.

Далее священник читает Псалом 90-й – именно в нем прописана вся радость христианина при переходе из мира земного в мир Царствия Небесного. Сам текст достаточно символичен, но это скорее отображает образы и символы мытарства души на ее пути к благам Всевышнего. Завершает молитвенное поминание самая главная из молитв – Отче наш.

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

Когда не служат панихиду

Как прописывают каноны православной церкви существует ряд случаев, при которых панихида не проводится. Православные священники говорят, что поминание покойника проводится ежедневно, но в ряде праздников – такая литургия не читается. И такими праздниками признаны следующие:

  • Рождество Христово, как и празднование светлого Христового воскрешения;
  • не проводят поминание в промежуток от Рождества и до Богоявления;
  • не поминают покойника и в самую первую неделю Великого православного поста;
  • не поминают покойников в период от Лазаревой субботы, это день перед Вербным воскресеньем, и до празднования Радоницы.
Читайте также:  Преподобный силуан афонский: житие и икона, его учение и творения, тексты молитв

Во все остальные дни в храмах и монастырях проводят поминание душ усопших, согласно канонам церкви, учитывая все правила и рекомендации. Все они просты и как видим понятны каждому христианину, который заботиться о собственной душе и упокоении родственников и друзей. Если в том или ином вопросе вы сомневаетесь – всегда можно спросить совета у священника.

В заключение стоит отметить, что поминальная служба, проводимая в храме – это не просто православный ритуал. Это дань уважения и почитания умершему от всех живых родственников и друзей. Панихида проводится по всем православным, не отрекшимся от веры, за исключением самоубийц, и сами молитвы не только очищают душу покойного, но и помогают спастись всем живым.

Парастас

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение. Парастас — это особая заупокойная служба на утрени, совершается она в пятницу, предваряющую наступление Вселенской Родительской субботы (Мясопустной, в канун Великого Поста, второй, третьей и четвёртой седмиц Четыредесятницы, Троицкой, перед днём рождения Церкви, памятью схождения Святого Духа на апостолов).

Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Содержание этого стихословия, ошибочно считающегося «сугубо заупокойным» — исповедание веры, скорбь об отступлениях от Закона, данного Творцом, просьба о милости и снисхождении к немощам человеческим.

Памятуя о том, что «несть человек, иже поживет, и не согрешит», и присутствующие на службе верующие от своего лица вместе с хором повторяют припевы «Спасе, спаси мя» и «Благословен еси Господи».

Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).

Почему усопшим необходимы наши молитвы?

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текст

Парастас — это возможность продолжения пути к вечному благу по молитвам живущих для тех, кто ожидает дня последнего Суда, не имея возможности к дальнейшему покаянию. Православие утверждает возможность изменения к лучшему загробной участи человека. Главным средством для этого становится Проскомидия — поименное поминовение на Литургии. Священные узы любви позволяют и совершаемые нами дела веры — милостыню, церковную и домашнюю молитву посвятить Богу от лица усопших. Парастас по усопшим — это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким. —

Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны. Непорочны разделяются на 2 статии.

  • Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».
  • Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
  • После первой статии – малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».
  • Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».
  • Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
  • Сразу после этого поются тропари по непорочных:
  • «Благословен еси, Господи…
  • Святых лик обрете источник жизни…».
  • После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» – егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
  • Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».
  • По 3-й песни катавасия – ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».
  • По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».
  • После малой заупокойной ектении – кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».
  • По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».
  • Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».
  • После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.
  • Далее последование подобно, как в обычной панихиде.

Парастас — заупокойное богослужение

Парастас: что это за служба, отличия от панихиды и полный текстПараста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы). 

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии. 

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным.

Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии.

С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.П.

Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом.

Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е.

загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.

Что делают в Родительскую Субботу?

Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.

«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»

Святитель Иоанн Златоуст

Что такое Родительская суббота?

Икона Соществия во ад

Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.

Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.

У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.

У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.

  • Во-первых, умерший попадает в иной мир к праотцам, то есть встает в ряд родителей.
  • Во-вторых, в христианских общинах было принято первым делом поминать усопших родственников.

Парастас − Великая панихида

Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.

Также стоит посетить могилы усопших, пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.

Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.

Что нужно делать в Родительскую субботу

Мытарства души на иконе

Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.

Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.

Читайте также:  Первомученица фекла: житие и чудеса равноапостольной святой, икона и молитвы

Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь.

Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни.

Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.

Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.

Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу: 

  1. В пятницу желательно посетить заупокойную службу Парастас, либо подать записки на это богослужение в любом храме. В пятницу также можно подать записки заранее на утреннюю субботнюю литургию и на панихиду, если вы не можете посетить в субботу храм лично. 
  2. В субботу прийти на литургию. На проскомидии во время литургии вынимаются частицы за имена усопших православных христиан. После литургии в субботу служится панихида, на которой молятся об усопших. Записки на панихиду подаются отдельно.
  3. Если позволяют погодные условия, желательно сходить на кладбище, пригласить священника отслужить литию, либо прочитать чин литии самостоятельно, текст есть в любом молитвослове.
  4. Не оставлять домашней молитвы об умерших.
  5. Для поддержания домашней молитвы желательно подать поминовение об усопших в монастыри, где всегда особая молитвенная традиция.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых»

(Мф. 22:32)

Все люди, покинувшие наш мир – живы. Это одновременно вселяет надежду на нашу встречу однажды, и делает нас ответственными за возможность оказать им помощь.

Парастас. Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Google+
  1. Служится вечером в пятницу.
  2. Главным звеном Парастаса является 17 кафизма (псалом 118),  которая на вечернях родительских суббот исполняется особым чином.

  3. Нередко прихожане задаются вопросом, почему именно 17 кафизма используется на заупокойных богослужениях либо трактуют ее как заупокойный псалом, хотя такое мнение является крайне неверным.

Содержание псалма 118 напоминает нам не о смерти, а обращает мысль, наоборот, к жизни.

В нем мы слышим многократные просьбы: живи мя, то есть даруй мне жизнь, подкрепляемые исповеданием, что и до сих пор Господь чрез слово свое оживляет мя, что я — всякий верный закону — жив буду для вечности и жива будет душа моя.

«Это песнь о законе, это исповедание души, восторгающейся Божиим законом, скорбящей о своих отступлениях от него, умоляющей Господа быть милостивым. На заупокойных богослужениях это исповедание от лица усопших. Но и живущие — предстоящие, не желая оставаться только слушателями и свидетелями этого исповедания, прерывают его частыми воззваниями ко Господу и от себя»

— Афанасий Сахаров. «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»

Так, хор параллельно с чтением кафизмы священником непрестанно поет припев: «Спасе, спаси мя» или «Благословен еси Господи».

Последование парастаса

  • «Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся».
  • Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).
  • После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.
  • Непорочны разделяются на 2 статии.
  • Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».
  • Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
  • После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».
  • Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».
  • Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
  • Сразу после этого поются тропари по непорочных:
  • «Благословен еси, Господи…
  • Святых лик обрете источник жизни…».
  • После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
  • Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».
  • По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».
  • По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».
  • После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».
  • По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».
  • Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».
  • После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.
  • Далее последование подобно, как в обычной панихиде.

Чем отличаются заупокойные службы и какую заказывать: панихиду, литию, отпевание?

Как помянуть усопших в дни родительских суббот и просто, когда этого требует душа? Давайте вместе разберемся в вариантах заупокойных служб.

В церкви постоянно молятся об усопших людях и для этого не нужно ждать поминальных дней. Заупокойным называется любое богослужение, посвященное умершим. Но у каждой есть свои особенности.

Источник: Яндекс

Панихида

Во время этого богослужения поминаются умершие. Заказывать панихиду можно до погребения, а потом уже после по велению души. Панихида отличается тем, что может служиться не только в храме, но также и на кладбище.

Принимая участие в панихиде, просите Господа о лучшей загробной жизни для усопших, о прощении им грехов.

Обратите внимание, что в советское время было введение такое понятие как гражданская панихида и с церковными традициями она не имеет ничего общего. Это просто светское прощание с покойным.

Источник: Яндекс

Парастас

Вот этот вариант панихиды читается лишь несколько раз в течение года и я очень не рекомендую его пропускать. Это особая панихида, которая совершается исключительно накануне родительских суббот.

Как распределились родительские субботы в 2019 году — смотрите в отдельном материале.

Лития

Представляет собой самое короткое заупокойное богослужение. В него входит пару молитв и песнопения. Во время литии читается только завершающая часть обычной панихиды. Плюс этого богослужения в том, что оно проводится как священнослужителями, так и мирянами (может читаться мирянами самостоятельно даже дома).

Источник: Яндекс

Отпевание (чин погребения)

Совершается на третий день после смерти человека. Обычно отпеванием проводится в день похорон и является обрядом провода усопшего в мир иной, прощание с ним и его земной жизнью. Отпевание проводится исключительно в церкви!

Я пишу эту статью с целью разобраться в чинах богослужений, которое проводятся для того, чтобы почтить память усопших, помолиться за них и таким образом обрадовать их там, в Царствие Небесном. Всем читателям хочу пожелать здоровья и долгих лет жизни!

Также смотрите у меня на канале по этой теме:

Что нельзя делать в течение года после похоронЖивому человеку заказываем Сорокоуст в тяжелых жизненных ситуациях

Если вам понравилась моя статья, ставьте пальчики вверх и подписывайтесь на мой канал! Давайте оставаться на связи.

Беседы с батюшкой. Поминовение усопших и суеверия

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (на Шпалерной улице), преподаватель Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, кандидат богословия. Передача из Санкт-Петербурга. 

–– Приближается очередной юбилей Победы в Великой Отечественной войне. И, конечно, мы должны почтить память усопших.

–– Исходя из темы нашей сегодняшней передачи, сначала поговорим о поминовении усопших в Великий пост: во вторую, третью и четвертую его седмицы. На поминальных службах, которые проходят в эти недели по субботам, всегда присутствует много народа.

Эти субботы даже ошибочно именуют Вселенскими, но это неправильно. Цель Вселенской субботы –– помянуть всех, прежде ушедших: отец и братий и наших сродников. Поминальные субботы Великого поста носят название родительских.

Мы поминаем прежде всего своих сродников, а заодно всех усопших православных христиан.

Интерес к таким службам у паствы не случаен. При всей внешней карикатурной картине Церкви (сплошная печаль, покойнички и прочее) мы знаем, что поминовение усопших совершается не так часто. В праздники, от великих двунадесятых до праздников с бдением, Устав приписывает усопших не поминать.

На воскресных службах в Пасхальный период мы их также не поминаем. Во время Великого поста мы дистанцируемся от этого, так как сконцентрированы на обычных, будничных чувствах, воспоминаниях, мыслях. Поэтому компенсируем недостаток молитв об усопших во вторую, третью и четвертую его субботы.

Что касается 70-ой годовщины Победы, то Церковь, которая хранит вечную память, не может не заботиться о должном поминовении, увековечении (даже руководствуясь гражданскими законами) защитников Отечества. Жизнь, положенная за други своя, за Родину, дает возможность говорить нам о воинах как о невыявленных святых.

–– Вопрос от телезрительницы: «Многие святые в своих книгах просят молиться о них. Но они уже спаслись и являются нашими ходатаями пред Господом».

–– Такая просьба является показателем святости человека, показателем правильного видения себя самого, своей ничтожности перед Творцом, а для нас –– индикатором величия таких людей.

Хрестоматийны примеры святых, которые уходили из жизни, не начиная дела спасения (вспоминаем одного из египетских подвижников).

По-настоящему верующий человек способен осознать всю свою малость, низость и искренне просить молитв о себе.

Мне попадались ранние иконы еще не прославленной Ксении Блаженной, на которых она изображена в своем традиционном красно-зеленом облачении, а подписаны такие иконы были просто: «Ксения Петербургская».

Без нимба, без каких-либо упоминаний о святости. Всегда существует этап, когда святого поминают как обычного усопшего. Этот период показывает всенародную любовь, наличие памяти о подвижнике.

Также происходит фиксация чудес.

Молитвы о людях святой жизни могут привести к тому, что они будут молиться о нас. Если Церковь причислила кого-то к лику святых, то уже не мы молимся за него, а просим его заступления за нас, грешных. Это вопрос миросозерцания, воззрения.

Читайте также:  Покров пресвятой богородицы: что означает, история и когда отмечается праздник

–– В оставшиеся родительские субботы Великого поста многие захотят подать записки об упокоении душ своих сродников, живших в Советском Союзе, погибших в Великой Отечественной войне. О некоторых из них неизвестно, были ли они крещены, являлись ли атеистами. Как поступать в таких случаях?

–– Если человек был крещен, для нас он –– член Церкви. Я с трудом могу представить, чтобы кто-то из чад, что-то отрицающих, открыто манифестировал свою антицерковность. На бытовом уровне любое неприятие, любой отход от Церкви является заблуждением, история о блудном сыне, каждый раз повторяющаяся.

В Финляндии и Норвегии есть такая народность –– лаппы, лапландцы. У них существует сектообразная группа, входящая в лютеранскую Церковь (хотя и там на нее косо посматривают), и в данном образовании считают, что каждый молодой человек или девушка проходит путь блудного сына или дочери.

Они отпускают свою молодежь в города, чтобы она могла прикоснуться к греху. А потом молодые люди возвращаются в общину и публично исповедуются. Я познакомился с данной группой во время одной из своих поездок в Норвегию, присутствовал на одном из их собраний, и это было крайне любопытно.

Не надо забывать историю о блудном сыне и нам. Мы все блуждали когда-то, как блуждал по пустыне и избранный народ. И поминать нужно всех усопших.

Если говорить о внешнем атеизме того времени, то я всегда рассуждаю так: вот встает боец из окопа на бруствер, идет на верную смерть, и, уходя в бой, просит считать его коммунистом, если не вернется.

Казалось бы, зная, что такое коммунистическая партия, к чему она призывает, можно понять, что на христианстве эти люди поставили крест. Ничего подобного! Коммунизм –– феномен жизни первых христианских общин (коммун). Их резиденты были особенно близки друг другу –– их спаяло чувством опасности.

Но не так ли было и на фронте? Разве там не было ощущения локтя товарища, жертвенности? Без этого армия существовать не может. Поэтому для меня, священника, расшифровка фразы «прошу, если я не вернусь, считать меня коммунистом» такова: «прошу считать меня христианином».

Надо уметь понимать язык эпохи и за кажущейся атеистичностью видеть вековую историю русского православного народа.

Никаких причин непоминовения погибших нет, пусть даже оторванных от Бога и Церкви. Советское время не позволяло исповедовать нашу веру публично.

Но кресты, зашитые в шинели, в гимнастерки, оклады икон в блиндажах, которые мы находим вместе с останками наших солдат, –– это ли не доказательство веры? У одного крест престольный на груди, у другого –– воздух, у снайпера вдруг Евангелие в кармане оказывается.

Нам усиленно пытаются внушить, что воины были Иванами, не помнящими родства. Никогда бы такие Иваны не смогли победить противника. Побеждают духом.

1943 год и стал переломным, потому что узаконили много церковного: церковнославянскую вязь в плакатах, стало слышаться выражение «Святая Русь», стали упоминаться святые покровители земли русской, «легитимные» герои истории. Сталин и его окружение поняли важность восстановления в правах Патриаршей Церкви.

Мой отец фронтовик. Был ранен, награжден. Он дистанцировал себя от Церкви всю жизнь. Но я-то прекрасно его понимал, знал своего деда Василия Федоровича, который был знатоком Священной истории, у которого все ночные посиделки заканчивались тем, что он рассказывал и истолковывал что-то из Священного Писания. Разве может быть сын оторван от отца? Нет.

Неужели опыт тех, кто пережил это время, кто сейчас на старости лет может свободно обращаться к Богу, не свидетельствует о том, что Церковь является их родным домом? Я говорю о конкретных людях: о профессоре, преподававшем мне в институте, о секретаре парткома, который тайно венчался, как только это стало возможным, в восторге от того, что может жить в церковном браке со своей супругой, о людях, которые ко мне приходили и рассказывали, что долгое время не могли открыто исповедовать веру. Бог им судья. Церковь принимает их, как принимает всех нас любящий Отец.

–– Вопрос от телезрительницы: «Если усопшие приходят к нам во сне, означает ли это что-нибудь?».

–– Обычное святоотеческое толкование заключается в следующем: если сон оставляет благостное чувство, то он может быть своеобразным благословением, знаком, нашим тайным сообщением с душами усопших.

Если тягостное –– сон может быть навеян темными, демоническими силами. В этом случае его не надо принимать в расчет, подвергать душу унынию и отчаянию. Надо взирать на такие вещи спокойно.

Бесстрастность и благодушие наши лучшие союзники.

Я бы с удовольствием увидел во сне своих отца и мать, учителей и друзей. Недавно моя хорошая знакомая, дочь моего друга, которая сейчас живет в Италии, рассказывала о том, что ей во сне явился папа, который ее журил за какие-то проступки по-итальянски. При этом он при жизни на итальянском никогда не говорил, хотя знал многие языки. Это мило, неожиданно. Не должно быть никаких суеверий.

Не нужно также обесценивать значение таких снов рассказами о них. Это внутренний «багаж» человека. Есть вещи, которые можно открыть на исповеди, проговорить со священником. Но не стоит делать их притчей во языцех. Вполне возможно, что это работа нашего подсознания, совести, души.

–– Вопрос от телезрительницы: «Дни памяти усопших, скончавшихся в апреле, постоянно выпадают на Пасхальный период. Как правильно поминать их в это время?».

–– Надо следовать Уставу. Не совершается Литургия –– считаем следующую. Это важный момент. Митрополит Филарет когда-то в воскресный день отказался служить панихиду по своей родной сестре, скончавшейся накануне или в пятницу.

Сейчас по воскресеньям панихиды совершаются, так как мы понимаем, что многие не могут посетить храм в субботу, в день поминовения. Но по Уставу это не положено, это шаг навстречу пастве. Если поминовение отложено, то на это есть основания.

Например, нужно сконцентрировать свое внимание на Пасхе Христовой, Страстной седмице или других событиях. Это не пренебрежение усопшими и не «сезонное обострение» памяти о них. Помянуть мы можем сами, личной молитвой.

–– Вопрос от телезрителя из Санкт-Петербурга: «Во многих семьях есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Мой дядя погиб под Воронежем, похоронен в братской могиле, но неизвестно, где именно. Есть ли в Церкви заочное отпевание таких людей?».

–– Вечная память всем защитникам Отечества и Вашему дяде! Не стоит беспокоиться. Существуют Вселенские родительские субботы и прочие дни поминовения.

Неправильно считать, что погибшие во время войны остались неотпетыми и забытыми Церковью. Конечно, можно совершить заочное отпевание.

Совершилось ли отпевание сейчас или через несколько минут после кончины –– значения не имеет, потому что мы провожаем усопших в тот мир, где времени не существует.

Наше похоронное дело во время Великой Отечественной не было на высоте.

Многочисленные жертвы и малые составы похоронных команд, отсутствие хорошей системы идентификации, неразбериха привели к тому, что многие воины оказались погребены в неизвестных могилах.

Слава Богу, открываются новые базы данных, документы оцифровываются, и по боевому пути солдата и по донесениям командиров можно проследить, где и как мог быть убит и погребен тот или иной человек.

И давайте называть людей не погибшими, а павшими в боях за Отечество, потому что «погибший» на церковном языке означает «не имеющий спасения».

Иногда павшие в бою солдаты числятся пропавшими без вести. Цель работы поискового движения, к которому я многие годы причастен, –– найти их. Мы часто находим медальоны, свидетельства имен и тем самым снимаем с человека пятно позора: пропавшие без вести могли быть потенциальными «перебежчиками», дезертирами.

Дай Бог, чтобы и Ваш дядя был найден, чтобы его имя было увековечено для потомков. К сожалению, даже найденные имена наших воинов власти не торопятся высечь на камне. Время идет, уходят носители памяти, и она стирается, а мы рискуем потерять данные имена уже во второй раз.

За победными фанфарами, триумфальными речами и шествиями мы не должны забывать настоящих героев Победы.

–– Вопрос от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Что такое парастас, и чем он отличается от панихиды? Записки об упокоении усопших лучше подавать на проскомидию за Литургией или на парастас, панихиду?».

–– Парастас –– название службы, как и панихида, которая не совершается отдельно в обычные родительские субботы, но служится после утрени Вселенской субботы, по конкретным поводам. Парастас совершается и в Великий пост. Записки можно подавать любые: это доказательство нашей любви к усопшему.

–– Вопрос от телезрителя из Испании: «Есть ли смысл просить о молитве об усопших в социальных сетях, через Интернет?».

–– Я не вижу в этом греха, должно испрашивать молитв всеми возможными способами. Мы все живем в информационном мире и социально связаны. Смс может прийти и оказаться для нас очень важным сообщением.

Социальная сеть виртуализирует наше живое общение. Люди перестают разговаривать друг с другом, следовать той эпистолярии, которая предполагает серьезное, вдумчивое отношение к собеседнику.

Она заменяется маленькими символическими посланиями без причастных и деепричастных оборотов, без объяснения эмоционального состояния человека. Смайлика становится достаточно.

Но это приводит к духовному обнищанию.

Есть социальная сеть, где я могу общаться с теми, кто связан определенной субкультурой.

Но из «широких» социальных сетей, в которых ты в одну секунду, в один клик можешь оказаться в такой грязи и ничего не сможешь сделать, я вышел, так как для меня это стало невероятной тратой времени.

Лучше я лишний час посижу в храме, поговорю там с пятью-десятью людьми, чем за этот же час напишу двадцать малозначащих посланий в Интернете.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев Расшифровка: Арсения Волкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *