Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Содержание:

Среди православных святынь особое место занимают святые мощи угодников Божиих.

Благодаря им совершается множество чудес, исцеляются безнадежно больные, бесноватые, разрешаются житейские трудности, подается другая благодатная помощь верующим.

Случается, правда, что ажиотаж вокруг священного предмета выходит за рамки благоразумия, приобретает черты магического культа. О правильном почитании останков праведников мы собираемся поговорить в этой статье.

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Что в православии называется мощами?

Мощами в православном мире называются останки святых, которые сохранились в том или ином виде. Им воздается должное почитание, по молитве верующих перед ними часто совершаются чудеса. Чаще всего это случаи исцеления от каких-либо болезней или необычного заступничества. Данная традиция существует также и у католиков.

После смерти тело угодников Божиих может сохраняться в разных видах: иногда остаются только кости, бывает, что сохраняются и кожные покровы (так называемое «чудо нетления»), претерпевая лишь некоторые изменения. Зачастую от святых мощей исходит необъяснимое благоухание, в некоторых случаях выделяется благоухающая жидкость — миро.

Хранятся честные останки, как правило, в специальном ковчеге, напоминающем украшенный гроб. Он называется ракой. Иногда тело умершего подвижника может быть не найдено, промыслительно скрыто под спудом, то есть под землей. Тогда на предполагаемом месте их нахождения сооружают специальную пустую гробницу, которая называется кенотаф.

Существует также практика разделения мощей на частицы для увеличения их количества. Тогда они помещаются в мощевик или в икону. Каждая частица останков святых обладает одинаковой благодатной силой, существует также практика добавления их в краски для написания икон.

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Каким образом подается помощь?

Читать также:

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания Тело и душа — что важнее в человеке?

Чудодейственную силу мощей признают многие люди, и даже не особо верующие. Например, когда видят, что происходит с одержимыми злым духом при приближении к святым останкам.

Какая же сила заставляет бесноватых так себя вести? Очевидно, что эта сила — благодать Божия, которая действовала в угодниках и при их жизни.

Уже само название указывает на источник чудотворений, оно происходит от слова «мощь», то есть «сила».

Следовательно, не кости сами по себе, не материя являются источником благодати, они только являются ее проводником. Сам Господь через святые мощи, принадлежащие Его угодникам, посылает эту незримую помощь, благодатную силу. Ефрем Сирин об этом так говорил:

И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.
Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Православное почитание святыни

В сказанном выше заключается объяснение традиции почитания мощей православными. Как и в случае с иконами, мы не поклоняемся самому предмету, материи, но молитвенно обращаемся к праведникам, почитаем благодатной силу Божию, которая пребывает в них. О почитании останков святых профессор А. И. Осипов говорит так:

«И благостно почитая святые мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и по премудрому благоволению Своему творит чудеса — от них и через них.»

Уже в Ветхом Завете встречаются некоторые свидетельства благоговейного отношения к костям умерших праведников. Это и перенесение Моисеем из Египта останков праведника Иосифа (Исх. 13:19), и воскресение человека после прикосновения к костям пророка Елисея (4 Цар. 13:21). Однако главным основанием для почитания святых мощей является, конечно же, факт Боговоплощения.

Своим вочеловечением Господь превознес тело человека на невиданную до этого высоту, будучи взят с ним даже на Небо и показав, что тело наравне с душой может являться вместилищем Святого Духа. Причем проводником благодати становится не только тело, но и одежда, предметы, принадлежащие угоднику Божию. Вспомним, что даже от тени апостола Петра происходили исцеления (Деян. 5:15).

Уже в ранний период христианства в числе православных святынь чествовались тела убитых мучеников. Первые Евхаристии (агапы) совершались на их могилах. И сегодня непременным условием для совершения Литургии является наличие антиминса — специального плата, в который вшита частичка святых мощей.

В качестве обязательного почитание останков угодников Божиих было обосновано в VIII веке на Седьмом Вселенском Соборе. Его постановление гласит:

Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасоносный источник, изливающий разнообразные благодеяния на немощных. Потому дерзнувшие отвергать мощи мученика: если епископы — да будут извергнуты, если монахи и миряне — лишены общения.
Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Обязательно ли нетление останков для их почитания?

Довольно частым явлением, которое случается с останками святых, бывает их полная или частичная сохранность по смерти. Это чудо называется нетлением. Чаще всего в случае нетления кожа угодника Божия несколько ссыхается и приобретает коричневый оттенок, само тело при этом не разлагается. Обычно также при этом от усопшего исходит приятное, ни с чем не сравнимое благоухание.

Нужно понимать, что все это происходит без каких-либо внешних воздействий или вмешательств, не имеет ничего общего с мумификацией или бальзамированием. Объяснить такое явление научно невозможно, несмотря на многочисленные попытки, почему оно и относится к разряду чудесных. Температура тела у почившего в Бозе праведника при этом тоже соответствует температуре живого тела.

Нетление святых мощей, в то же время, не является обязательным условием для их почитания. Это ошибочное представление пришло к нам в XVIII веке, очевидно, под влиянием католической церкви.

Вспомним, что честные останки многих мучеников представляли собой отдельные фрагменты, а то и вовсе не сохранились, например, при сжигании.

Однако из-за того, что от останков преподобного Серафима Саровского остался лишь скелет, в то время как тело Александра Свирского сохранилось почти как живое, нельзя сделать вывод, что один праведник «святее» другого.

Главной материей, которую обычно воспринимают в качестве святыни, является кость. К тому же следует учитывать разные традиции и климатические условия. На Афоне, к примеру, существует совершенно отличное от русской традиции представление о нетлении святых мощей.

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Обычай захоронения монахов на Афоне

Афонский обычай предписывает следующую практику захоронения монахов из числа братии. Тело умершего не омывают и не переоблачают, зашивают его в мантию, на голову кладут куколь (монашеский головной убор). Хоронить принято сразу же, желательно в тот же день. Как правило, в заранее приготовленную могилу опускают честные останки, засыпают их грунтом.

После этого вся братия усердно молится о почившем в течение трех лет, поминая его ежедневно на проскомидии, и… выкапывает кости. Если кожа полностью истлела, то их переносят, если нет, то закапывают обратно — значит, «земля их не приняла» по причине каких-то грехов. Усиливают молитву, молятся до тех пор, пока кожа полностью не истлеет.

Останки святых, угодивших Богу монахов определяют по цвету костей, черепа. Желтоватый оттенок (и часто — благоухание) черепа свидетельствует о праведной жизни его обладателя, белый цвет говорит о том, что монах честно подвизался, благодаря чему спасен, а вот темные кости обличают грешную душу покойного.

Далее с останками совершается следующий обряд: их омывают в воде с вином и помещают в костницу.

Это специальный склеп, по виду напоминающий часовню, где по полочкам рядами разложены черепа монахов, а вдоль стены — кости. На черепах обычно пишут имя монаха и дату смерти.

Могила же, в которой находилось тело брата, используется для захоронения очередного умершего из числа монастырской братии.

Как видим, традиция почитания мощей на Афонской горе несколько отличается от нашей практики. Многие останки, которые почитаются у нас, по представлениям афонитов, должны были бы принадлежать людям грешным, так как для них нетление — признак небогоугодной жизни. Но такие различия в практике выявления останков святых объясняются лишь климатическими особенностями континента и ничем более.

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Как правильно прикладываться ко святыне

Как и к любой святыне, к раке или мощевику следует подходить, в первую очередь, осознанно и благоговейно. Если мы хотим получить благодатную помощь от угодника Божия, то отнюдь не лишним будет заранее поинтересоваться его житием.

К сожалению, очень часто случается, что люди, видя длинную очередь в храм, становятся туда «на всякий случай» или «за компанию», даже не зная, к чьим святым мощам и зачем они подходят. «А вдруг поможет!» Никакой пользы такое «стояние», конечно же, принести не может. Нельзя воспринимать святыню как какое-то внешнее, независимое от нас средство, как волшебство.

Подходить к православной святыне нужно спокойно, неторопливо, никого не смущая и не толкая, молясь про себя.

Если очередь окажется большой, то ее можно воспринимать как разновидность крестного хода, тогда от совместного пребывания в храме молящихся будет большая польза.

Просить о чем-то праведника можно своими словами, можно также выучить тропарь или величание ему. В случае длинной очереди перекреститься перед мощами лучше заранее, чтобы не задерживать других.

Прикладываться к останкам святых нужно следующим образом. У мощевичка нужно поцеловать стекло в месте, где находится сама частичка.

Если же перед нами находится рака, то целуют голову (лоб) и стопы (или только в голову). При этом на губах у нас не должно быть никакой губной помады.

Когда же очереди перед святыней нет, то перед ней мы совершаем два земных или поясных поклона, затем целуем ее, отходим и делаем еще один поклон.

По нескольку раз подходить к честным останкам не стоит — это признак маловерия. Нужно помнить, что все чудеса совершаются по нашей вере и согласно удивительному Божьему замыслу о нас, только во благо.

Читайте также:  Икона помощница в родах: где находится и как помогает образ, тексты молитв

Также о православном почитании святыни смотрите фильм:

Что такое мощи — как правильно прикладываться к мощам святых?

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Мощи святых — мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти.

Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых.

Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии — церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились.

Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются.

На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ — в широком смысле — это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака».

Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями.

По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых.

С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей.

Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых.

Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник.

Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит — мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры — что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным.

Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро — органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых.

Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет.

Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи — это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает.

Ответ на вопрос — зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами.

В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов.

Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых

Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон.

Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания.

Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

  • В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.
  •  На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.
  •  Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».
Читайте также:  Молитва на удачу и везение во всем: к каким святым обращаться, тексты и рекомендации

 Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.  

 В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания.

По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати.

Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

 Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

 Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

 Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

 Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

 Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

 Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым.

VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп.

Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

 Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа.

Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений.

Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

 Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

 Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

  Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

 Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

 Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

 О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

  1. Прп. Ефрем Сирин
  2. Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания
  3. Просмотры (120305)

Как правильно обратиться к святым иконам и мощам?

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Добрый день, дорогие наши посетители!

Многие из нас, делая свои первые, но такие важные и нужные для своего спасения, шаги, задаются вопросом, а как же правильно обратиться к святой иконе за помощью, и как нужно себя вести по отношению к святым мощам? Предлагаем Вам наше краткое объяснение,  которое приоткроет для Вас завесу неизведанного.

 Иконы

Святая Икона почитается нами наравне с Крестом и Евангелием.«Великая крепость и Божественная сила дается тем,  кто с верой и чистой совестью приступает к иконам святых!»(св. Иоанн Дамаскин). Скорую и действенную помощь мы получаем от икон, именуемых Чудотворными.

Очень полезно людям болящим, их родственникам, а так же любому человеку, попавшему в сложное положение, целенаправленно посещать монастыри и Храмы, где находятся чудотворные иконы, заказывать молебны перед тем или иным чудотворным образом, и с верою непоколебимою прикладываться к святой чудотворной иконе. И по вере нашей Господь, если будет на это Его святая воля, исполнит просимое нами прошение.

  • Если Вы больны, и не имеете возможности посетить монастырь, или Храм, то можно молиться и перед домашними иконами и так же получать чудесную помощь, ведь всякая наша мысль, как говорил блаженный Августин, слышна на небе, а молитва – особенно.
  • Очень полезно, если Вы больны и лежите в больнице, иметь у себя у больничной койки, или на стене, или на больничной тумбочке — святые иконы небольшого размера, и просить помощи и исцеления у тех святых, которые на них изображены.
  • Святые мощи

Тела святых угодников Божиих остаются нетленными, и этому нет объяснения, кроме как чуда Божия. Господь, по своей премудрости и милости, сохраняет тела святых угодников от истления не столько для них самих, достигших уже Небесных Обителей, сколько для нас, живущих на земле, и так остро нуждающихся в помощи святых праведников. Мощи святых угодников источают неисчеслимые чудеса исцеления.

Одним достаточно лишь один раз благоговейно приложиться к святым мощам, чтобы уже получить облегчение в болезни или полное исцеление, особенно когда это делается по благословению старца или духовного лица. Другим же приходиться много трудиться, заказывать молебны у святых мощей, совершать много паломничеств по святым местам.

Все зависит от нашей веры и желания исправить свою жизнь.  И если перед тем, как получить просимое, нам необходимо потрудиться более, нежели другим, то молитвенный труд наш должен совершается нами без ропота, со смирением и верою в помощь Божию и святых угодников.

Зачастую не только святые мощи, но и маленький краешек одежды святых, а так же принадлежащие им предметы, по милости Божией, обретают чудесные целительные свойства, так как благодать Божия, которую праведники стяжали еще при жизни своей, освящает по кончине их, даже землю могил, которая так же приобретает целебную силу, как и сами мощи.

 >

Почитание святых или поклонение костям?

Общество 14 июня 2016, 14:34 2734

Мощи святых: как правильно прикладываться и сколько раз можно, основания почитания

Поклониться святыне приходят семьями.

В Иваново на днях привезли ковчег с частью мощей целителя Пантелеимона. Сотни православных идут в Успенский собор, чтобы помолиться святому, попросить у него духовного и телесного здоровья.

Невоцерковленные люди крутят пальцем у виска и называют этот обычай невежеством.

Мы попытались разобраться, откуда пошла традиция почитания мощей и почему сейчас так много людей стремится хоть на секунду приложиться к святыне.

Обычай отделения частиц мощей известен еще с апостольских времен. Во II веке в азиатском городе Смирна были жестокие гонения на христиан. Епископ Поликарп в то время был приговорен к сожжению.

По легенде, пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит человеку, толпа стала требовать, чтобы он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли смертельную рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя.

Тело священномученика в итоге сожгли, а христиане собрали останки и свято чтили его память.

Справка
Слово «мощи» в переводе с греческого означает «останки». Кроме того, «мощь» ассоциируется с мощью святых людей, которые могут оказывать влияние на нашу жизнь. Мощами называют не только кости, но и сохранившуюся часть плоти святого и даже его прах. Православные также почитают частицы облачения и предметы, которыми святой пользовался при жизни.

«Почитание святых мощей действительно может показаться светскому человеку невежественным. Но ведь воскресение души, которое является догматом христианской веры, никак не связан с целостностью тела после смерти, – рассказывает руководитель отдела Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий.

– В Древнем Египте мумифицировали тела, сохраняя целостность останков, – таковой была символическая реализация будущей жизни человека. Христианству это не присуще, потому что воскресение связано с инобытием. И если тело святого разделяют на части, то это не может повлиять на его жизнь после смерти».

Читайте также:  Акафист спиридону тримифунтскому: полный текст с ударениями, когда и как читать

Обретение мощей (во том числе извлечение из земли) строго регламентируется и контролируется церковью, чтобы не было сомнений, что останки принадлежат тому или иному святому. Этот процесс, как и отделение частиц мощей, непростой и, можно сказать, интимный, поэтому священнослужители не придают его огласке.

Еще в советское время людям в голову вложили мысль о том, что мощи святых нетленны, то есть должны сохраниться полностью. На самом деле это заблуждение.

Как правило, нетленными остаются лишь некоторые части тела и облачения святого. На Святой горе Афон (Греция) и вовсе считают, что если тело погребенного монаха не разложилось, то, скорее всего, у него есть нераскаянные грехи.

Обнаружив сохранившееся тело, братия начинает усиленно молиться за усопшего.

То, что человека причисляют к лику святых по сохранности останков, цвету костей и благоуханию, – тоже не более чем миф. Прежде всего, изучают события, которые происходили при жизни святого: чудеса, исцеления, особое почитание людьми.

Мощи привезли с горы Афон

Верующих нередко упрекают в «поклонении костям», не понимая, зачем нужен этот «дикий» обычай. «Мы не поклоняемся мощам, не поклоняемся людям.

Мы поклоняемся Богу, который спустился на землю в лице Иисуса Христа и создал человека по своему образу и подобию. Господь создал из людей церковь. Из этого сообщества выделяются святые люди, которых мы любим, помним, чтим.

Их останки – это мостик, который соединяет нас со святыми людьми, а значит, с церковью и Богом», – поясняет отец Макарий.

Кстати
Нет особых требований к тому, как следует прикладываться к иконе и мощам. Это очень индивидуально: один – целует, другой – осеняет себя крестом, третий – прикладывает маленькую иконочку. Кто-то читает молитву святому, а ктото обращается к нему своими словами. Главное, чтобы молитва шла от чистого сердца.

У многих православных людей есть желание, но нет денег, чтобы ездить по святым местам, иногда не позволяет здоровье.

Благотворительный фонд Андрея Первозванного дал возможность миллионам россиян приложиться к поясу Богородицы, мощам апостолов Андрея Первозванного и Луки, привезенных в Россию со Святой горы Афон. А благодаря просветительским проектам святыни свободно перемещаются внутри страны.

Несколько раз в нашу область привозили икону и часть мощей Матроны Московской. Люди выстаивали многочасовые очереди, чтобы на секунду прикоснуться к святыне и попросить Матронушку о самом сокровенном.

По словам священнослужителей, подобные проекты позволяют людям подробнее узнать о святых, поучаствовать в церковной жизни, укрепить веру.

При этом церковь неоднозначно относится к людям, которые часто совершают паломнические поездки или стремятся во что бы то ни стало приложиться ко всем мощам, которые прибывают в нашу область.

«С одной стороны, присутствуют элементы фанатизма и невежества, с другой – это доброе намерение, усилие и даже небольшой подвиг.

Ведь люди готовы ехать за сотни километров, несколько часов стоять на холоде в огромной очереди…» – считает иеромонах Макарий.

Усердные молитвы помогли сохранить семью

Известно немало примеров, когда благодаря паломническим поездкам и усиленной молитве святым жизнь людей менялась к лучшему. Несколько лет назад семья ивановки Натальи Голубевой была на грани распада.

У них с мужем не было своего угла – жили у родителей. Не обходилось без конфликтов: муж Натальи, пытаясь избавиться от бытовых проблем, пристрастился к спиртному, стал поднимать на жену руку.

В какие-то моменты супруги жили отдельно.

Штрих
В начале 1920-х годов большевики начали кампанию по вскрытию мощей. Для борьбы с религиозными чувствами людей их дезинформировали, что мощи святых должны быть нетленны. Батюшки-обновленцы, сотрудничавшие с властями, заворачивали останки святых в ватные облачения, придавая форму человеческого тела. Потом собирали комиссию и публично, чуть ли не в театрализованной манере снимали эти ткани и демонстрировали скелет со словами: «Церковники вас обманывают!» В более поздние советские времена проходила конфискация святых мощей. И только в 1990-х годах их начали разыскивать и возвращать церкви.

Но Наталья всегда верила, что с Божьей помощью сможет преодолеть эти испытания. В один из отпусков женщина отправилась на две недели в Высоцкий монастырь, в подмосковный Серпухов.

Там она трудилась – бралась за любую предложенную работу, исповедовалась и молилась перед чудотворной иконой Богородицы «Неупиваемая чаша», избавляющей от недуга пьянства.

Но по возвращении домой чуда не произошло…

Через год Наталья вновь была трудницей в том же монастыре. А еще ездила в часовню с мощами святой Ксении Петербургской, которая ради спасения души своего супруга стала юродивой и сотворила немало чудес. «Прошло несколько лет и по молитвам святых мир всё-таки пришел в нашу семью. Супруг перестал неуемно пить, мы купили и обустроили свою квартиру. Это ли не чудо?» – говорит Наталья.

Всё бы хорошо, но у супругов много лет не было детей. Для матери это нестерпимая боль. Однажды Наталья уговорила неверующего супруга съездить в Ярославскую область, чтобы помолиться перед Толгской иконой Божией Матери о даровании детей.

«Не прошло и нескольких месяцев, как я узнала, что беременна.

Супруг, который всегда называл себя атеистом, сам предложил вновь съездить в монастырь и оставить на иконе в знак благодарности золотые кольца», – рассказала теперь уже счастливая мамочка.

Паломнические поездки превращают в развлечения

Святой Феофан Затворник еще 150 лет назад предупреждал паломников, чтобы путешествие по святым местам не затмило главную цель поездки. «Такая опасность есть и сейчас.

Особенно у состоятельных людей, которые из заграничной паломнической поездки устраивают приятное времяпрепровождение, а потом рассказывают, что были в таком-то месте, приложились к таким-то иконам.

Внутренних изменений человека при таком подходе не происходит», – говорит отец Макарий.

Однако бывают случаи, когда путешествие даже с беглым посещением святых мест заставляет человека задуматься о вечном. «Лет пять назад я отдыхал в Египте. Среди прочих экскурсий предлагали побывать в Иерусалиме. Цены были не заоблачные, и я решил съездить – больше ради развлечения.

Побывал в знаменитом храме Гроба Господня, возле Стены Плача, приложился ко многим святыням. Все проблемы будто улетучились. Я словно в другом мире побывал. Это сложно передать словами. Считаю, что это был мой первый шаг к вере», – делится впечатлениями ивановец Николай Малышев.

По словам иеромонаха Макария, почитание святых мощей – важный элемент христианской жизни, но не доминирующий. Это действительно один из шагов, который человек делает навстречу церкви и Богу.

Имена собеседников (кроме священнослужителя) по их просьбе были изменены.

Как правильно прикладываться к святым мощам — Философия

Просмотров: 1962

Мощи — это останки тел Великомучеников и Святых праведников, живущих когда-то на Земле. При жизни святым был дан дар свыше от Бога исцелять и помогать людям в разных житейских ситуациях.

Божественная сила святых была настолько сильна, что даже после смерти они помогают людям.

Известно, что мощи святых обладают чудодейственной силой и после смерти святые помогают, стоит только попросить помощи и приложиться к мощам.

Например, святая Блаженная Матрона Московская, известная и почитаемая Старица, которая помогала абсолютно во всём людям при своей жизни, после смерти также помогает тем, кто приходит прикоснуться к её мощам.

При жизни она говорила: Приходите все ко мне, как к живой, я буду видеть вас, слышать и помогать. Люди обращаются к святым через молитвы, посещают храмы, молятся иконам и прикладываются к мощам.

Известно что при сильной вере и искренней молитве святые обязательно услышат и помогут.

Как нужно правильно прикладываться к мощам?

Многие задают этот вопрос, особенно те, кто впервые обращается к святым мощам.

  • Для этого необходимо перекреститься два раза в два поклона, прикоснуться к мощам лбом и губами, затем ещё раз перекреститься и поклониться.
  • В момент когда вы стоите у мощей и прикладываетесь к ним, произнесите вашу просьбу, с которой вы пришли или мысленно подумайте об этом.
  • Можно прикладывать к мощам и церковные атрибуты, например, кольцо, крест, так как святыни обладают чудодейственной исцеляющей силой.
  • Ходит легенда что к святым мощам необходимо приходить 3 раза либо прикасаться к ним именно три раза, для того чтобы ваши прошения осуществились. На самом деле это до сих пор не доказано, но известно чем чаще вы прикладываетесь к мощам, тем больше на вас изливается божественная благодать.

Помощь приходит ко всем по-разному. Бывает что достаточно сходить один раз к мощам и в ближайшее время ваша просьба исполнится. В некоторых случаях нужно подождать более длительного периода времени, самое главное это набраться терпения и верить.

По возможности, желательно, почаще посещать храмы и святые места, читать молитвы, ведь Господь с нами взаимодействует лишь тогда когда мы часто к нему обращаемся и искренне верим в силу и милосердие его. Самое главное не забывайте благодарить за всё что вы получаете каждый день.

Не важно сбылись ваши пожелания или нет, нужно радоваться тому что у вас уже есть, радоваться возможности изменить себя в лучшую сторону и тогда с каждой минутой всё будет в вашей жизни всё лучше и лучше, а мечты станут реальностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *