Михаил тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Святой благоверный князь Даниил Московский является родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Он жил в конце XIII века, в один из самых мрачных периодов русской истории, когда не столько Золотая Орда, сколько междоусобные войны за княжеские престолы опустошали родину и губили народ.

Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого.

В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце (Нижегородской губернии) 23 ноября 1262 года).

Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной).

Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего.

Мальчик рос кротким и незлобивым. В храм он всегда брал горсть монет и с щедростью раздавал их после службы нищим и страждущим на паперти. Подобно отцу своему, святому князю Александру Невскому, Даниил возлюбил Божий храм, молитву и церковное пение. Как будущий правитель Даниил был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 году, его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество — худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но отрок — князь и сим уделом оставался доволен, не домогаясь большего.

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника и при нем монастырь. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным.

Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием.

Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Князь Даниил Московский. А.М. Васнецов (1864-1933)

Неспокойно было на Руси. В те времена, когда разгромленная и порабощённая татарами Русь, раздираема ещё была и княжескими междоусобицами. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Великим миротворцем был Даниил, но по нужде, доблестно защищал своё княжество.

В 1283 году его старшие братья Андрей и Димитрий схватились за право княжения во Владимирской земле. Дело дошло до столкновения: войска братьев сошлись у города Дмитрова. Князь Даниил поспешил со своим войском в лагерь брата Андрея, и князь Димитрий, почувствовав силу, согласился на заключение мира.

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитвК сожалению, Андрей забыл этот урок и в 1293 году предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире. Вскоре, ссоры вновь разгорелись между князьями. Князь Андрей пошёл с войском на Переяславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г.

выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило, и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду — и благодушно простил ему его злой поступок.

Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1301 году в городе Дмитрове собрался съезд всех князей русских. Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей — князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы.

А его племянник, князь Переяславля-Залесского, Иван Димитриевич  так любил своего дядю Даниила, что не только не оспоривал у него титула Великого Князя, но и свою отчину — Переяславскую область — одно из сильнейших тогда княжеств — в 1302 году, умирая бездетным, завещал в собственность своему любимому дяде Даниилу Александровичу.

Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных.

Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Московское княжество в при Данииле Московском

В 1301 году, когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар.

Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Московский князь оказал милость своему пленнику: Константин жил в Москве, словно гость, ему присылались угощения с княжеского стола, воздавались почести согласно его титулу.

Победа над рязанским князем ещё раз показала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитвВ 1303 году святой Даниил тяжело заболел. По примеру своего отца святого Александра Невского он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на братском монастырском кладбище.

Скончался благоверный князь 4 марта 1303 года, на 42 году от роду.

После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году — в течение 300 лет. Царствующий благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более 600 лет.

  • Святые мощи св. Даниила Московского
  • Честные мощи святого князя Даниила находи­лись под спудом почти 350 лет.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645—1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого.

30 августа патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Ми­хай­лович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений.

Святые мощи были торжественно пе­ренесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса.

Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетлен­ных мощей.

Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди св. Даниила почивает и частица святых мощей отца его, святого благоверного Великого Князя Александра Невского).

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым.

Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году французами, святые же мощи не были повреждены.

В 1917 году мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно — восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних. 7 октября 1930 года во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д.

С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку.

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей святого Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя святого Даниила Александровича), над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей святого князя Даниила.

Свято-Даниловский монастырь

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Особую славу и почитание принёс блаженному князю Даниилу основанный им Свято-Данилов монастырь. По Божию Промыслу именно Свято-Данилов монастырь стал первым монастырём, возрождённым после тяжких лет большевистских гонений на Церковь.

  1. Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями.

В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия.

На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ, на котором обрели упокоение многие церковные иерархи, а также деятели культуры.

С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор, вокруг которого группировались клирики и верующие, не принимавшие новой безбожной власти. Но официально монастырь был закрыт уже в 1918 году.

  • В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних.
  • В 1983 году монастырь в ужасном состоянии был возвращен Церкви.
  • Всего за 5 лет там были проведены колоссальные строительно-реставрационные работы, и к 1988 году, к празднованию тысячелетия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь вновь засиял во всей красе.

Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. На территории обители располагается резиденция Его Святейшества Патриарха Кирилла.

  1. Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.
  2. Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
  3. для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Читайте также:  Мироточение икон: научное объяснение и что это значит, известные образа

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 5 Благославная похвале и благосветлый венче/ царствующаго града Москвы,/ всеблаженне Данииле, отче наш.

/ Подвигом бо добрым подвизався,/ богоугодное течение совершил еси,/ всерадостныя некончаемыя жизни сподоблься,/ зриши Господа Бога,/ Емуже молися,/ благочествующим тя и лобызающим богохранимыя твоя и чудесоточныя мощи/ спасение и наследие Царства Небеснаго даровати.

Кондак благоверного князя Даниила Московского, глас 4 Избранный Богом от чресл родительских/ и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна/ и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием,/ верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле,/ ихже образом своим наставляя/ и поучая заповедем Господним выну,/ путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя,/ Небеснаго Царства достигл еси,// идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Молитва святому князю Даниилу О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих.

Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих.

Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/

Программа студии «Неофит» «Тесные врата» о святом князе Данииле Московском (2002)

Назад к списку

Благоверный великий князь Михаил Тверской. Православный календарь на 5 декабря

5 декабря (22 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы).

 Рождественский пост, согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется рыба.

 Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также память 31 поимённо известного святого. Далее коротко расскажем о них.

***

Благоверный великий князь Михаил Ярославич, Тверской чудотворец. Один из самых почитаемых святых из числа благоверных князей, Небесный покровитель Тверской земли, князь Михаил Ярославич возглавлял Тверское княжество в 1282 или 1286-1318 годах от Рождества Христова, одновременно с этим занимал и владимирский великокняжеский престол (с 1305 по 1318 годы).

Дважды святая: Благоверная княгиня Анна Кашинская, вдова Михаила Тверского

В отличие от московского князя Юрия Даниловича, с которым князь Михаил Ярославич вёл борьбу, не занимал проордынскую позицию.

После того как великокняжеский ярлык ордынцы передали Юрию Даниловичу, Михаил Тверской одержал над последним победу в Бортеневской битве 1317 года.

После этого князя Михаила вызвали в Орду, где по повелению хана Узбека (принявшего ислам, а потому резко отрицательно относившегося к христианам) зверски убили в 1318 году.

За глубокую личную веру, молитвенность и благочестие, а также за последовательную защиту Православия Михаил Тверской был прославлен Русской Церковью в лике святых в числе благоверных князей в 1549 году от Рождества Христова. 

***

Апостолы от 70-ти Архипп и Филимон и мученица равноапостольная Апфия. Святые I (апостольского) века, ученики первоверховного апостола Павла, который в одном из своих посланий прямо называет святого Архиппа «сподвижником».

Сам апостол Архипп был поставлен епископом города Колоссы в области Фригия, где одним из знатных горожан был будущий апостол Филимон, в чьём доме христиане совершали богослужения, а его супруга, святая Апфия, принимала больных и странников и так же, как и ее муж, проповедовала Слово Божие. Впоследствии святой Филимон был рукоположен в епископский сан апостолом Павлом и стал архипастырем города Газы.

Во времена лютых антихристианских гонений императора-язычника Нерона, царствовавшего в Римской империи в 54-68 годах от Рождества Христова, святые Архипп, Филимон и Апфия за верность Христу и Его Церкви и проповедь Слова Божия были преданы неправедному суду, истязаниям и мученической смерти. 

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

www.pravoslavie.ru

Мученица Кикилия (Цецилия) и святые мученики Валериан, Тивуртий и Максим. Святые III столетия, принявшие страдания и мученическую смерть за свою верность Христу и Его Церкви.

Мученица Кикилия была христианкой, которую родители-идолопоклонники хотели отдать замуж за юного язычника Валериана, но силой молитвы и убеждения святая смогла убедить юношу в истинности христианства, и они вместе обратили ко Христу его брата Тивуртия.

Узнав об этом, языческий правитель приказал арестовать юношей и заставить их принести жертвы идолам, но никакие пытки не смогли сломить святых страдальцев. И даже их мучитель – римский воин Максим – проникся, исповедал Христа и принял Святое Крещение. В итоге все четверо приняли мученические венцы. Это случилось в 230 году от Рождества Христова. 

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Мученица Кикилия. www.pravoslavie.ru

Мученик Менигн Белильник. Этот святой III столетия был простым ремесленником, белившим холсты. За своё благочестие он сподобился услышать Глас с Небес, призвавший его пострадать за Христа.

В 250 году от Рождества Христова мученик Менигн публично разорвал висевший на площади указ о преследовании христиан императора-язычника Декия, исповедовав свою веру во Христа.

За это святого страдальца обезглавили, и тут же случилось чудо: из его уст вылетела белоснежная горлица.

***

Мученик Прокопий Кесарийский (Палестинский). Святой страдалец начала IV столетия, чтец Иерусалимской церкви, сподобившийся от Бога дара изгонять бесов. За ревностную проповедь Слова Божия и отказ принести жертву идолам мученик Прокопий был казнен в 303 году от Рождества Христова.

 ***

Преподобный Агавва Исмаильтянин. Сирийский святой V столетия, проведший 38 лет в монашеском отшельническом уединении, в постоянной внутренней молитве и безмолвии. Отец Агавва никогда не сидел и не лежал, денно и нощно он молился либо стоя, либо коленопреклоненно.

***

Праведный Михаил воин. Болгарский святой IX столетия, ромейский (византийский) военачальник, христолюбивый воин, силой молитвы разбивший во многом превосходящего врага во время одного из первых турецких нашествий на Ромейское царство (Византию).

***

Благоверный Ярополк, во Святом Крещении Петр, князь Владимиро-Волынский. Сын киевского князя Изяслава, внук благоверного князя Ярослава Мудрого, правнук равноапостольного великого князя Владимира. В 1086 году от Рождества Христова этот набожный, смиренный и благочестивый князь был коварно убит происками творцов княжеских междоусобиц.

***

Священномученики Владимир Рясенский, пресвитер (1932).

Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский, Иоанн Баранов, Василий Бова, Павел Евдокимов, Иаков Соколов, Феодор Гусев, Иоанн Смирнов, Илия Громогласов, Алексий Бенеманский, Афанасий Милов, пресвитеры, преподобномученики Герасим (Мочалов), иеромонах, Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров), иноки, мученик Борис Козлов (1937) и преподобноисповедница Параскева (Матиешина), инокиня (1952). Священнослужители (в том числе в архиерейском сане и монашеском чине) и миряне Русской Православной Церкви, пострадавшие за верность Христу в разные годы в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Икона святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

День памяти: 22 ноября/ 5 декабря

Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.

) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, — он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека.

В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком.

На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.

В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку.

Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество.

Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру.

Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары.

Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.

Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.

Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.

Молитва святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу

Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси.

Читайте также:  Артемий святой: житие великомученика, икона и в чем помогает, мощи отрока

Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы.

Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его.

Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой.

Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.

Молитва вторая святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу

О святый княже Михаиле! Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Господа Бога предстательством твоим мир, здравие, долгоденствие и во всем благоспешество.

Буди нам помощник вся, яже ко спасению и пользе нашей, восприяти; охраняй нас от искушений и напастей, во временней жизни приходящих, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки веков.

Тропарь святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу

глас 8

Возвысив ум твой к Богу,/ и жития со Ангелы возжелел еси,/ тленную славу земную оставил еси, блаженне,/ и положил еси душу твою за люди твоя,/ восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,/ моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.

Кондак святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу

глас 2

Вышних ища и земную славу презрев,/ Церковь Божию обагрил еси твоею кровию,/ за Нюже и пострадал еси, святе Михаиле,/ заколение неправедное прием, веселяся./ Темже со Ангелы предстоя Христу Богу,/ моли непрестанно за вся ны.

Акафист святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу

« предыдущая икона :: следующая икона »

Все иконы к Пресвятой Богородице и святым …

Арсений, святитель, и благоверный князь Михаил Тверские

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв Скачать файл

  • Реставрация: Домузейная антикварная реставрация XX в.
  • Размер: 32 х 28
  • Нет данных
  • Материал: дерево, левкас, темпера
  • Персоналии: Спаситель, свят. Арсений и Михаил Тверские

Уточняющая датировка: 18 в. Конец — 19 в. Начало

  1. Век: 18
  2. Страна: Россия
  3. Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
  4. Иконография, категория: Святые

Изображенные на иконе святитель Арсений, епископ Тверской и великий князь Михаил Яро-славич (1272—1318) держат в руках Тверской кремль.

Сказание о мученической кончине князя Михаила было записано со слов очевидцев и по­мещено в нескольких летописях1; в древних Синодиках церковь поминает его как мученика за веру.

Гибель князя связана с исходом сражения за великокняжеский престол, известного как Бортеневская битва (1317), в котором он разбил своего племянника, князя Юрия, взял в плен ханского посла Кавгадыя и жену Юрия Агафию, правнучку Чингисхана.

Агафия умерла в Твери, а хан приказал уморить голодом сына князя Михаила, бывшего заложником в Орде. Испросив благословения духовного отца, Михаил поехал в ставку хана.

В Житии2 подробно описывается мученическая смерть князя, пожертвовавшего собой за христиан; его подвиг уподобляется подвигам святых князей Бориса и Глеба, Михаила Чер­ниговского и великомученика Дмитрия Солунского. В Орде по приказу хана Узбека на него надели колоду, оковали цепями и отдали под стражу.

Уйти из плена тайно князь отказался, от­вечая слугам, предлагавшим ему бегство: «Спасая себя, не спасу я отечество. Да будет воля Бо-жия!»: Убийцы, посланные князем Юрием и Кавгадыем, били и топтали его, а потом закололи ножом и вырезали сердце.

«Тело свое предаша на поругание узам, и темницам, и ранам конеч­ное, кровь свою проливающе, восприимаху царство небесное и венец неуведаемый», — опи­сывает мученический подвиг князя Пространная редакция жития4. Ночью после его убийства люди видели, как два облака осияли место, где лежало брошенное на поругание тело, которого не коснулись дикие звери.

По дороге из Орды тело князя было перевезено в город Маджары, где местные жители также видели ночью огненный столп над мощами. На этом месте был ос­нован Мамай-Маджарский мужской монастырь. Тело князя погребли в церкви Спаса на Бору в Московском Кремле.

По желанию княгини Анны5, супруги князя Михаила, его мощи за вы­куп были отданы в Тверь и упокоились в построенном князем Преображенском соборе. Мест­ное почитание Михаила началось сразу после перенесения его мощей в Тверь6; общецерков­ное прославление мученика состоялось на Соборе 1549 г.; нетленные мощи были обретены в 1655 г.

На иконе святитель Арсений облачен в одеяния схиепископа, князь Михаил изображен в алом узорчатом кафтане, расшитом жемчугом, с непокрытой головой. Господь Вседержитель благо­словляет их с небес. Под ногами святых живописно, разными оттенками зеленого, белил и охры написан позем.

В тверской иконописи эти святые, пребывавшие нетленными мощами в Твери, часто изобра­жались вместе, как духовные покровители города.

Великий князь Михаил, храмоздатель, воин-мученик, «отечестволюбец»7, и епископ Арсений не были современниками, но на иконе их мо­литва ко Христу за Тверскую землю являет вневременную симфонию духовной и светской власти.

В центре белокаменного Тверского кремля возвышается собор Преображения Господня, выстро­енный князем Михаилом в 1285—1289 гг., окруженный зубчатой крепостной стеной с островер­хими шатровыми башнями, на которых развеваются флаги.

Интересно, что белокаменная Тверь с золотыми вратами, шатрами на башнях и позолоченными главами собора изображена не стоя­щей на поземе, а как будто вознесенной от земли их молитвой — святые высоко поднимают град как приношение Христу.

Во вступительной части жития Михаила Ярославича автор говорит о двух путях достижения святости, известных из творений святых отцов: иночество (уход из мира, подвиг преподобных и отшельников) и мученичество. Тверь в руках святых на иконе — это образ горнего Иерусалима, а святитель Арсений и князь Михаил являют образцы святости.

Из старых поступлений ( до 1922 г.)

О чем православные молятся перед иконой святого михаила — философия

На иконе святой Михаил изображен святой благоверный князь-мученик Михаил Ярославич, племянник святого князя Александра Невского. Отец его, Ярослав Ярославич, умер до рождения сына. Мать воспитала мальчика в христианской добродетели и любви к Богу.

В отличие от своих сверстников, княжич предпочитал церковные службы играм и вел скромный и благочестивый образ жизни, не ассоциирующийся с княжеским. Михаил Тверской взошел на престол в юношеском возрасте.

Подданные уважали его за добродетель и справедливость, приходили за помощью и советом.

Святой благоверный князь Михаил был женат на княжне Анне, дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича, впоследствии прославленной православной церковью как Анна Кашинская.

После смерти Великого князя владимирского Андрея Александровича (третьего сына Александра Невского), завещавшего престол Великого князя Михаилу Тверскому, между последним и московским князем Юрием Даниловичем разыгралась борьба за этот престол. Обоим претендентам пришлось ехать в орду на суд к хану.

В результате великокняжеский ярлык получил Михаил (с этого времени его титул стал именоваться Владимирским). Московский князь женился на сестре хана и, заручившись его поддержкой, не оставлял попыток одолеть соперника.

В одной из битв войско тверичей разбило московитов, а жена князя Юрия попала в плен и по неизвестной причине скончалась. Благоверный князь Михаил был оклеветан соперником перед ханом, был вызван в Орду и казнен. Перед смертью святой благоверный князь молился Господу и благодарил Его за ниспосланные страдания.

На иконах св князь Михаил изображается держащим в руках крест (символ мученичества) и меч (символ справедливости и военной доблести).

В чем помогает именная икона святого михаила?

Даже после смерти свт Михаил помогал защитникам Родины, появляясь в небе и обращая врагов в бегство. Именно поэтому иона пользуется популярностью у военнослужащих и их родственников.

Молитва перед православной иконой святого князя Михаила поможет защитить Отчизну от нападения врага и укрепить границы. Также она поможет Вам излечиться от различных телесных и духовных болезней.

Святая икона Михаила в подарок военнослужащим

Если Вы хотите купить именную икону святого благоверного князя Михаила, проще всего это сделать в православном интернет-магазине, специализация которого – продажа православной продукции и прочей церковной атрибутики.

Здесь, среди самых разнообразных вариантов исполнения этого образа, Вы наверняка сможете выбрать наиболее подходящий.

Кроме того, благодаря наличию наборов для вышивки, даже начинающая рукодельница сможет изготовить вышитую бисером на подарок родному человеку.

Тверь и Преображенский собор. Святой князь Михаил Тверской. -1852 год. Дневник путешественника

А.М. Петропавловский родился в 1808 г.

в Кашине, окончил Тверскую духовную семинарию и Московский университет, служил чиновником в Санкт-Петербурге в канцелярии Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Воспоминания написаны в 1856 г.

, выпущены отдельным изданием небольшим тиражом в 2011 г. при содействии МОО «Общество любителей железных дорог».Оригинал взят: http://pokrov.pro/aleksej-petropavlovskij-prebyvanievtveri/

Прогулка в Твери

Пообедали, после немного отдохнули, а затем отправились гулять по Твери вдвоем с Алексеем Павловичем (муж сестры Алексея Михайловича. – Ред.).

К нам присоединился Иван Федорович Петропавловский, двоюродный мой брат, и мы втроем отправились по направлению к слободке, называемой Трехсвяцкое, с тем, чтобы через мельничную тут плотину и далее через огород пройти, как прежде бывало, прямо к Покровской церкви (В 1930-х гг. колокольню взорвали, а здание церкви использовали в качестве склада. В 1987 г. начались работы по восстановлению храма и в 1992 г. храм был передан Тверской епархии – Ред.). Не тут-то было: мельницы здесь давно уже нет, а плотины и следов не видно; чрез Тьмаку никак перейти нельзя. Отправились далее по берегу между Тьмакой и архиерейскими прудами к следующей выше мельнице.

Трехсвятское, слева остатки мельницы, начало XX в.

Картина лежащей перед нами местности казалась очаровательною. С левой стороны за прудами, на возвышенном местоположении, рисовались красивые и богатые здания Архиерейского дома с прилегающими к ним садами изумрудной зелени.

С правой стороны открывалась чудная панорама города: на возвышенном холме по левой стороне Тьмаки стоит древней архитектуры Покровская церковь, окруженная оградой. На другой стороне реки, несколько далее, красуются богатейшие здания Губернаторского дома и Дворянского собрания.

За ними – собор, примыкающий к южной стороне Тверского, весьма красивого дворца (Тверской Путевой дворец сооружен в 1764–1777 гг. по проекту архитектора П.Р. Никитина при участии М.Ф. Казакова на территории бывшего Тверского Кремля. – Ред.). Все это опоясано высоким земляным валом, предохраняющим городскую часть от наводнения при весеннем разливе Волги.

Вдали чрез продольное ложе Тьмаки виднеется набережная Заволжской части. Впереди нашего направления лежит скромная Затьмацкая часть. Ее украшает с этой стороны небывалое прежде здание – воистину роскошь. Это новые каменные торговые  бани недалеко от левого берега Тьмаки. Перешедши Тьмаку чрез мельничную плотину, мы начали разгуливать по Затьмачью. Улицы все те же, что и 23 года назад, но я не мог узнать почти ни одного деревянного дома, только Троицкая церковь стоит все в том же виде, в каком она была прежде. Мимо Никольской церкви чрез Тьмацкий мост и Миллионную улицу, которая смотрит такой же красавицей, как и 23 года назад, мы возвратились на квартиру по захождении солнца, доставя славную работу своим ногам.

Читайте также:  Икона божией матери: виды образов с названием и их значение, сколько их существует

Консистория

На другой день, 21 июня, в субботу, в 10 часов утра батюшка Михаил Матвеевич и я отправились в Консисторию для возвращения паспорта и засвидетельствования, что батюшка явился из отпуска в срок. Мы прошли в Консисторию тем же очаровательным берегом Тьмаки, по которому накануне прогуливались с Алексеем Павловичем и Иваном Федоровичем.

Консистория, отдельный каменный дом, стоит все на том же месте, где и прежде стоял на северо-западной стороне Архиерейского дома, и имеет тот же вид, который она имела с незапамятных времен.

В числе чиновников канцелярии я встретил некоторых бывших моих по Тверской семинарии товарищей, которых теперь едва мог припомнить, так как не имел с ними тогда тесных приятельских отношений.

Паспорт, или билет, батюшки Михаила Матвеевича мы представили в Консисторию и получили указ в Кашинское духовное правление, что батюшка мой явился в срок.

При том не было даже предписано о вычете жалованья за два месяца, которые батюшка был в отпуску, именно: за каждый месяц по 1 р. 71 к., а за два месяца всего 3 руб. 42 к. серебром.

Каково жалованье в Духовном правлении журналисту, он же приходо-расходчик и архивариус, – 20 руб. 52 к. серебром в год!

Покупка лодки и наем лоцманов

На следующий день, 24 июня (Иванов день) встали мы часов в пять утра и отправились вдвоем с Алексеем Павловичем в Затверецкую часть, чтобы нанять там лодку для путешествия нашего по Волге в Калязин.

Особенных лодок там не нашли, а было несколько соминок, на которых крестьяне, приезжающие в Тверь из Петербурга по железной дороге, лоцманы и коноводы с хомутами, шлеями и прочим грязным хламом отправлялись в свои деревни.

Цена за провоз на соминках от Твери в Калязин и прочие места, впрочем не далее Рыбинска, была одинакова, по 75 к. серебром с человека.

Толкучий рынок в Твери

Раньше столь высокой цены не бывало. Железная дорога произвела большое изменение в путях.

Прежде из Петербурга в низовья губернии отправлялись по разным дорогам, а теперь направление по железной дороге до Твери и далее вниз по Волге сделалось единственным путем преимущественно для рабочего класса. К тому же и лодок в Твери не доставало.

На соминках ехать нам вовсе не было никакой возможности, как по причине хламу, во множестве на них наваленному, так и по тесноте, с которою помещался на них простой, неопрятной, грязный и весьма нетрезвый народ. Надобно было приискивать другие средства.

Один из перевозчиков на Волге брался довезти нас до Калязина за 12 руб. серебром. Может быть, он взял бы с нас и 10 руб. серебром, но цена эта высока и весьма не выгодна в сравнении даже с прогонами, которые следовало бы заплатить сухим путем, едучи до Кашина.

При том нельзя было надеяться, чтоб один человек, в особенности в случае противного ветра, мог исправно довезти нас в Калязин на протяжении по излучистой Волге около 200 верст. Предположение это действительно впоследствии оправдалось. Что поездку надобно было совершить по Волге – это решено было еще в Петербурге.

Но каким образом? Вот вопрос, решение которого было весьма затруднительно.

Лоцманы

Русские торговцы обыкновенно толкуют и решают свои дела за чаем в трактирах, и мы с Алексеем Павловичем последовали их примеру.

Взошли в трактир, перед которым струятся Волга и впадающая в нее Тверца, приказали подать себе чаю, напились и принимая в соображение, что наем особых гребцов и покупка здесь лодки, которую в Калязине можно будет продать, обойдется не дороже 10 руб. серебром, решили нанять гребцов и купить лодку.

Мы немедленно приступили к исполнению решения. Наняли четырех лоцманов до Калязина за 4 руб. серебром; в задаток дали им 1 руб. и в залог взяли паспорт одного из них с условием, чтобы они явились в 6 часов после обеда к Волжскому мосту, где предполагали мы купить лодку.

По дороге к мосту зашел я в церковь соборную Отрочь монастыря, где в то время шла обедня. Помолившись немного и поставивши свечки, вышел я из церкви и скорым шагом пустился догонять Алексея Павловича с лоцманом.

Близ берега городской части, пониже моста у рыбных садков, мы нашли несколько продажных ржевских лодок и сторговали одну за 5 руб. серебром, причем дано нам несколько березового хворосту для устройства на лодке каюты.

Тверской Собор и вокруг него крестный ход

Давши 1 руб. в задаток за лодку и отпустивши лоцмана, мы с Алексеем Павловичем отправились в Тверской собор во имя Преображения Господня, вокруг которого в этот день, 24 июня, каждогодно с 1848 г.

совершается крестный ход с образами и мощами святого благоверного великого князя Михаила Тверского, покоящимися в богатейшей серебряной, накрасно вызолоченной раке, или гробнице.

Здесь множество было народу и по причине чрезвычайной тесноты никак нельзя было взойти в церковь.

Рака с мощами Михаила Тверского начало 20 в

Походивши несколько между народом вокруг собора, мы сели на лугу саженях в 20-ти от западных церковных дверей, где много сидело уже и даже лежало на траве разного народа. Пронесся всеобщий говор: «Идут кресты, несут мощи Михаила благоверного». Народ встает и движется густою массою по направлению к собору.

На западном крыльце собора показались хоругви и образа, а за ними драгоценная рака со святыми мощами Михаила благоверного. Необыкновенное торжество! Во всю мою жизнь не видал подобного, да и не знаю, носят ли где-либо в крестном ходу мощи святых угодников Божиих.

Народ до того стеснился, что составил одну сплошную, тихо движущуюся массу. Рака медленно спустилась с церковной паперти вниз. Ей надобно было шествовать от западной стороны к южной против солнца, но она приняла направление к юго-западу почти прямолинейно удаляясь от собора.

Эбергард Лилье. Тверь. Соборная площадь. Обнесение мощей великого князя Михаила Тверского. 2-я пол. XIX в

В народе послышался говор, что святые мощи не хотят идти вперед. При этом зять мой Алексей Павлович рассказал, что такое было один раз.

Святой угодник не шел вперед, потому что полиция, распоряжаясь восстановлением порядка, обижала православных.

Видя это, Высокопреосвященный запретил полиции распоряжаться, и святые мощи Михаила благоверного пошли, как следует. С тех пор полиция не смеет уже распоряжаться процессией.

Между тем гробница со святыми мощами подвигалась все далее и далее по одному и тому же направлению, медленно двигаясь то вперед, то назад. Народ всеми силами тискался и добивался ближе подойти к гробнице, которая стояла на широкой доске, поддерживаемой множеством рук над головами народа.

Издали со всех сторон народ бросал на доску свертки холстов, полотен, полотенцев и ниток, туда же летели деньги, серебряные и медные, которые или прямо падали в народ, не попадая на доску, или упавши на нее, отскакивали и летели далее, откуда возвращаемы были по назначению. Умилительно и трогательно было видеть живое усердие простых крестьянских душ к святыне, но вместе с тем нельзя не пожалеть и о тех, которым деньги, в особенности медные, с воздушного полета попадали в лицо или голову.

Тверь вид на затверечье

Двигаясь таким образом, гробница дошла до канавы с невысокими перилами, которыми огорожено было дворцовое поле. Я начал уже опасаться, что люди, тесно сплотившиеся и поддерживающие гробницу, будут притиснуты массою народа к перилам, перевалятся чрез них и упадут вместе с гробницей в канаву.

Но опасения мои были напрасны. С этого места гробница, хотя медленно, но равномерно начала подвигаться к востоку. Причину всего этого явления объяснять суеверием я считаю за грех и за неуважение к святыне.

Когда народная масса приняла направление к востоку, тогда и шествие сделалось свободно и скоро. После этого крестный ход вокруг собора со святыми мощами совершился беспрепятственно.

Мы с Алексеем Павловичем следовали за крестным ходом, не входя в тесноту, и когда внесли мощи чрез западные двери в собор, то мы были тогда против северных дверей собора и взошли в собор свободно уже.

Помолившись в храме, в котором давно не бывал, полюбовался в нем весьма замечательною стенною живописью, представляющую век Великой Екатерины II. Вышедши оттуда, отправился я на Тверской толкучий рынок, где часто нанимал лошадей в зимнее время пред Рождеством для езды в Кашин, когда жил в Твери, и где в весьма опрятном трактире пивал отличный сбитень.

На толкучем рынке не было такой тесноты, какая бывала в прежнее время зимой. Только на самом конце рынка близ сбитенных лавок довольно много толпилось народу. Здесь купил я булок для дороги на 30 коп.

серебром да деревенская женщина упросила меня купить у ней несколько мотков суровых ниток за 15 коп. серебром. На обратном пути чрез толкучий рынок зашел я в овощную лавку и купил десяток самых крупных зеленых огурцов за 10 коп.

Далее, проходя мимо лавочек по Садовой улице, увидел грибы и купил корзинку за 10 коп.http://pokrov.pro/aleksej-petropavlovskij-prebyvanievtveri/

Псаломщик — <

  • Тропарь, глас 8:
  • Возвы́сив ум твой к Бо́гу,/ и жития́ со А́нгелы возжеле́л еси́,/ тле́нную сла́ву земну́ю оста́вил еси́, блаже́нне,/ и положи́л еси́ ду́шу твою́ за лю́ди твоя́,/ воспpия́л еси́ вене́ц пpоти́ву тpудо́в твои́х, Богому́дpе Михаи́ле,// моли́ Хpиста́ Бо́га о чту́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́.
  • Кондак, глас 2:

Вы́шних ищя́ и земну́ю сла́ву презре́в,/ Це́рковь Бо́жию обагри́л еси́ твое́ю кро́вию,/ за Ню́же и пострада́л еси́, свя́те Михаи́ле,/ заколе́ние непра́ведное прие́м веселя́ся./ Те́мже со А́нгелы предстоя́ Христу́ Бо́гу,// моли́ непреста́нно за вся ны.

Молитва первая

Ди́вный во страда́льцех святы́й благове́рный вели́кий кня́же Михаи́ле! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же за правове́рие, за Це́рковь Бо́жию и за оте́чество твое́ град Тверь положи́л еси́.

Ты, возжела́в вы́шних, оста́вил еси́ тле́нную сла́ву земну́ю, и ревну́я подви́жником Христо́вым, до́блественно противуста́л еси́ я́рости царя́ нечести́ваго и преще́нию зломы́шленнаго его́ воево́ды.

Ты, прие́м непра́ведное осужде́ние и заколе́ние, восприя́л еси́ Небе́сное Ца́рствие, и кро́вными ка́плями, я́ко пречу́дным ка́менем, украси́в на главе́ свое́й вене́ц, предстои́ши ны́не на Небесе́х Престо́лу всех Влады́ки с ли́ки А́нгел и со все́ми святы́ми Его́.

Сего́ ра́ди, притека́юще к ра́це моще́й твои́х, лобыза́ем о́ныя серде́чными устна́ми и уми́льно к тебе́ взыва́ем: о тезоимени́те небе́сному воево́де вы́шних сил, вели́кий кня́же Михаи́ле! Моли́ся непреста́нно Христу́ Бо́гу за град твой, за лю́ди и за вся правосла́вныя христиа́ны. Бу́ди спобо́рник кре́пок на враго́в правосла́вия Це́ркви Христо́вой.

Бу́ди и нам помо́щник улучи́ти вся, к по́льзе на́шей и ко спасе́нию благопотре́бная, охраня́й нас от искуше́ний и напа́стей, приходя́щих во вре́менней жи́зни, и не лиши́ нас хода́тайства твоего́ ко Христу́ Бо́гу, во е́же получи́ти нам прегреше́ний проще́ние и сподо́битися Небе́снаго селе́ния со избра́нными Его́, я́ко да и в сем сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Его́ во ве́ки. Ами́нь.

Молитва вторая

О святы́й кня́же Михаи́ле! Испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у Го́спода Бо́га предста́тельством твои́м мир, здра́вие, долгоде́нствие и во всем благоспе́шество.

Бу́ди нам помо́щник вся, я́же ко спасе́нию и по́льзе на́шей, восприя́ти; охраня́й нас от искуше́ний и напа́стей, во вре́менней жи́зни приходя́щих, и не лиши́ нас хода́тайства твоего́ ко Христу́ Бо́гу, во е́же получи́ти нам прегреше́ний проще́ние и сподо́битися Небе́снаго селе́ния со избра́нными Его́, я́ко да и в сем сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Его́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем тя,/ благове́рный кня́же Михаи́ле,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́же за Христа́ кровь свою́ излия́л еси́,/ и ны́не мо́лиши за нас // Христа́, Бо́га на́шего.

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *