Иконы старинные в мире и россии: история создания, описание, в чем помогают

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Историческая справка

В настоящее время православные верующие придерживаются двух основных версий сотворения старинных икон. Согласно одной из них, автором первой иконы на дереве относят одного из главных последователей Иисуса Христа, а также создателя Нового Завета, апостола Луку.

По второй версии, первое отражение святого образа появилось тогда, когда лицо Господа Бога коснулось полотенца, после умывания, на котором и сохранился тот самый отпечаток, ставший впоследствии почитаемым изображением.

Периоды создания и развития иконографии прошли самые разные исторически-сложившиеся времена. Они включали эпоху гонения, иконоборчества, расцвета и так далее.

В результате складывания переменчивого отношения к христианской культуре, которое за время человеческого существования не раз сумело поменяться то в положительную, то в отрицательную сторону для самой религии, многие древние иконы так и не удалось сохранить.

Как создавались иконы на Руси

На Руси икона считалась мистическим предметом, частичкой духовной сущности в материальном мире. Изображение является символом посредничества между духовным и земным миром.

В основе старинных икон на дереве использовались полотна, состав которых включал в себя дуб, липу, кипарис, бук. Все, представленные выше породы деревьев высоко ценились, поскольку их уникальные свойства позволяли сохранить своё исходное состояние от влаги.

Интересно, что далеко не каждый, даже высокопрофессиональный художник может писать иконы. Для иконописца важны такие качества как вера, религиозность, благословление на деятельность и обязательное выполнение следующих религиозных таинств:

  • Поста
  • Молитв
  • Исповеди
  • Причащениями к Святым Таинствам

Создание икон на дереве состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор доски
  2. Грунтовка доски
  3. Рисунок
  4. Золочение
  5. Эмульсия
  6. Краски
  7. Живопись
  8. Олифа

Перед началом росписи, будущие иконы 12 века высушивали и выпаривали. Далее, на деревянном полотне, прямо на лицевой её части, делали специальное углубление, оставляя по краям тонкие выступы. На уже обработанную деревянную поверхность наклеивали паволоку, поверх которой наносилась особая грунтовка под названием левкас. Она включала в свою основу мел и клей, которые смешивались между собой.

После этого на доску по высохшему левкасу наносится рисунок. Его выполняют кистью или углем. Часто для нанесения рисунка использовалась прорись – рисунок, выполненный через кальку точечным прокалыванием контуров и последующим припорохом.

Дальше мастера золотили рисунок хрупкими листами сусального золота, цветовые оттенки которого отличаются в зависимости от количества примесей других металлов и пробы самого золота.

Далее готовилась эмульсия на основании желтка. Краски, смешанные с желтком водой не смываются. Чтобы вода и масло не отделялись, использовался разбавитель. В качестве него выступали:

  • Хлебный квас
  • Белое сухое вино
  • Разбавленный винный уксус

Самостоятельное изготовление красок мастерами из натуральных пигментов на основе минералов добавлением эмульсии обеспечивает долголетие иконе. После тщательного измельчения и перетирания красок мастера переходили к живописи.

Под основание иконы мастера использовали такие породы дерева, как липа или сосна, ель, в южных регионах – кипарис. Специальные шпонки защищали икону от коробления. Если доска не была цельной, отдельные элементы склеивались качественным натуральным клеем.

Описание древних икон

Иконы не стоит путать с портретами или картинами – фигуры святых расположены здесь не произвольно, по воле автора, а согласно богословскому канону, связывающему все изображения в единый образ Царства Божьего.

Икона (от греческого eikon – изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.

Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии.

С самого начала церковное искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения или напоминания об истинах веры.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности.

Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов.

Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога».

Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого».

И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский).

Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Виды старинных икон

Еще издавна русская икона является тем единственным, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, реальную русскую историю, герои и важные события которой отражались в иконах.

Это не удивительно, ведь до XVIII века памятников не возводили – ни православным людям, ни знаменательным событиям. Приходила победа над врагом на праздник Покрова – строили Покровский храм, а самых выдающихся людей признавали святыми – канонизировали. Затем писали их идеальный образ, чтобы молиться перед ним. Все это определило высочайшую значимость икон в настоящее время

Иконы с окладом

Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.

Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

По материалу изготовления различают оклады из металла:

  • Обнизь из жемчуга
  • Шитье бисером
  • Эмалью
  • Драгоценными камнями
  • Цветными стеклами

Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.

Иконы с серебряным окладом

На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.

На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму.

Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник.

На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.

Складни металлические

Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:

  • Две створки – диптих
  • Три створки – триптих
  • Четыре створки – квадриптих

Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.

Продажа старинных икон

Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.

Проведение экспертизы по оценке икон:

  1. В первую очередь оценщиком определяется происхождение иконы, ее примерный возраст, название иконописной мастерской или мастера – иконописца.
  2. Следующим этапом считается оценка количества повреждений на иконе – сколов и царапин и уровня этих повреждений, если они имеются.
  3. На последнем этапе определяется непосредственно, рыночная стоимость оцениваемой иконы.

Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн. При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас.

Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап.

Читайте также:  21 ноября церковный праздник: михайлов день, что нужно делать и как отмечают

Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным.

Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении.

Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:

  • Сюжетная линия
  • Период написания
  • Мастер или иконописная школа
  • Сохранность изображения или качество работ реставратора
  • Качество письма
  • Наличие оклада
  • Размер
  • Легенда изделия

На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов. Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.

Как появились первые иконы: история, возникновение

Около нескольких тысяч, а некоторые ученые даже утверждают, что миллионов лет тому назад человек научился говорить, потом люди научились рисовать, а уж после – писать. Что касается иконописи, то тут, назвать точную дату появления первых икон так же трудно, как сказать о времени появления речи и письменности. Однако существует немало легенд, как появились первые иконы.

Немного из истории написания раннехристианских икон

С античных времен такая живописная культура как энкаустика дошла до христианства. Именно она считается прародительницей и основывалась на рисовании расплавленными красками.

Множество раннехристианских икон написаны с помощью техники восковой темперы, одной из разновидности энкаустики, отличавшейся сочностью и особой яркостью наносимой краски. Возникла данная живопись в Древней Греции и после постепенно дошла до христианства.

Одна из первых и наиболее выделяющихся икон в таком стиле – икона Христос Пантократор – самый древний и известный образ Христа.

Легенда возникновения первой иконы

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика.

На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной.

Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука.

  Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию.

Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь.

За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице.

Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

Иконы старинные в мире и России: история создания, описание, в чем помогают

На самом деле, конкретный ответ на вопрос, когда появились первые иконы, не может дать никто. Это все настолько покрыто занавесом прошлого, что, чем дальше мы отходим от древних времен, тем меньше становится шанс узнать истину. Однако, не все остается неизведанным.

Так, первыми иконами в истории христианства считаются – «Плат Вероники» и «Спас Мокрая Брада», ставшие двумя версиями появления первой иконы нерукотворного образа Спасителя.

А первым иконописцев принято считать евангелиста Лука, сделавшего великий вклад не только, как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем холсте Пресвятую Деву Марию.

(5

Старинные иконы мира и России, история создания и описание, в чем помогают

До наших дней сохранилось немало старинных икон, которые представляют огромную ценность для православных христиан. Среди них Христос Вседержитель, Богоматерь — Царица Небесная, Троица и другие. Многие из них изготовлены по технике энкаустики. Рассмотрим, какие из редких антикварных произведений являются наиболее знаменитыми и чудотворными.

Понятие энкаустики

Энкаустика возникла в Древней Греции. В переводе с древнегреческого языка этот термин означает «искусство выжигания». Это особая техника живописи, для которой применяются краски в горячем, расплавленном состоянии. В качестве связующего вещества для них выступает натуральный воск. Поэтому данное направление искусства часто называют «восковой живописью».

Восковая темпера является разновидностью энкаустики. Ее отличительные особенности — сочность и яркость красок. Именно эта техника повсеместно применялась для написания древних христианских икон. В состав энкаустических красок входят несколько компонентов:

  • воск;
  • смола;
  • красящий пигмент;
  • масло.

В зависимости от количества пигментов и смолы, соединяемых с пчелиным воском, их консистенция может варьироваться от мягкой до твердой и плотной.

Многие старые иконописные произведения выполнены при помощи элеодорского воска, который также известен как карфагенский или пунийский.

Согласно данной технике, куски воска растапливают и смешивают с краской на металлической палитре, которую держат прямо над огнем. Для нанесения такой краски применяются не только кисти, но и металлические палочки, предварительно разогретые.

Самые известные энкаустические иконы

Среди наиболее ценных и известных старинных иконописных произведений, выполненных в энкаустической технике, — Христос Пантократор, Святой Сергий и Вакх, Мученик и Мученица, Апостол Петр и некоторые другие. Ознакомимся подробно с самыми яркими и знаменитыми примерами.

Христос Вседержитель в Синае

Христос Вседержитель, или Христос Пантократор — это самая древняя и известная в мире энкаустическая икона, которая хранится в Синайском монастыре. В середине шестого столетия она была создана в древнем городе Константинополе. Император Юстиниан передал ее в дар монастырю.

Выполнена в теплых оттенках — от цвета охры до коричневого с золотистым. При взгляде на нее сразу заметны приемы античных фаюмской и римской традиций. Одна из характерных черт — выраженная асимметрия между правой и левой сторонами лица Христа.

Считается, что это отражение его двойственной богочеловеческой натуры. На голове Иисуса круговой золотой нимб, в котором прежде могли быть инкрустации.

В левой руке он держит Евангелие, которое символизирует одновременную власть на Вселенной и служение на Земле.

Богородица с Федором и Георгием в Риме

Полное название это древней иконы — Богородица с Младенцем (на престоле, с предстоящими ангелами) Она была создана в конце седьмого века. До сегодняшних дней хранится в Риме, в Базилике Санта Мария ин Трестевере.

Очень напоминает византийское произведение под названием Богоматерь с младенцем и святыми Феодором и Георгием, которое хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайской горе. Однако в этом варианте отсутствуют образы святых воинов. Восседающую на троне Богородицу окружают два ангела — Федор и Георгий. На ней надета роскошная туника, украшенная жемчугом. А на голове красуется царский венец.

Богоматерь — Царица Небесная

Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери. Это канонический образ, изображающий ее в виде молодой девушки с покрытой головой. На головном уборе и плечах Богородицы изображены три звезды. Они являются символами ее девичества до рождества, при рождестве, а также после рождества Христового.

Свв. Сергий и Вакх в Киеве

Энкаустическая икона Святые Сергий и Вакх написана неизвестным константинопольским мастером в седьмом столетии. Из монастыря Святой Екатерины на горе Синай она была переправлена в киевский Музей искусств имени Богдана и Веры Ханенко в 1940 году, где и хранится до настоящего момента.

Святые воины Сергий и Вакх изображены по пояс. Они облачены в белые хламиды и коричневые хитоны. У каждого не шее надето тяжелое ожерелье из золота, украшенное инкрустацией из драгоценных камней без гранения краев. В верхних углах присутствуют имена святых.

Их лица имеют очень бледный тон, однако они обрамлены контрастирующими темными завитками волос, которые спускаются ко лбам. Глаза широко раскрыты, взгляды лишены всяких эмоций. На головах святых надеты круглые ровные нимбы. Между ними в верхней части помещен святой лик Христа, изображенный на медальоне.

У Иисуса характерные длинные волосы и борода заостренной формы. В правой руке каждый святой держит крест.

Христос и св. Мина в Лувре

Икона Христос и святой Мина хранится в Париже, в знаменитом музее Лувр. Это самое древнее произведение с изображением Мины Котуанского, также известного, как Фригийский.

Это великомученик и один из наиболее почитаемых святых, который считается покровителем купцов. Египтянин, который при жизни служил воином во фригийском городе Котуане.

Был обезглавлен судом жестокого правителя Пирра за исповедование своей веры.

Иисус и Мина изображены в полный рост. Это один из самых редких памятников раннего коптского искусства.

Епископ Авраам в Берлине

Это знаменитая коптская икона шестого столетия, которая хранится в Государственном Музее Берлина. Относится к византийской культуре. На ней изображен седобородый епископ Авраам в круглом золотом нимбе. Он был преподобным христианским подвижником, епископом в городе Карра.

Какие иконы самые старинные в России?

В российских храмах и монастырях также сохранились удивительные старинные иконописные шедевры, которые, по мнению верующих христиан, на протяжении многих веков спасали страну от разных бед и несчастий. Рассмотрим подробно каждую из них.

Читайте также:  Можно ли венчаться беременной: особенности таинства в церкви, в каких случаях нельзя

Владимирская Богоматерь

Самая ранняя российская икона — это Владимирская икона Божией Матери, которая по сей день считается одной из наиболее чудотворных в Русской церкви. Согласно преданию, ее автором являлся евангелист Лука.

В Россию она попала в начале двенадцатого столетия, в качестве подарка для князя Мстислава. Три раза подряд отводила захватнические войска от Москвы, вследствие чего была признана чудотворной.

В настоящее время старинная икона Владимирская Богоматерь пребывает в Храме-музее Николая-Святителя при Третьяковской галерее.

Принадлежит к типу иконографии Елеуса, что означает «умиление». Божия Матерь облачена в черные одежды с золотой окантовкой, у нее покрыта голова.

На руках она держит младенца Христа, который с нежностью припадает своей щечкой к ее щеке. Левую ножку младенец согнул так, что видна открытая пяточка.

Это и есть основное отличие Владимирской от прочих икон, изображающих Деву с младенцем, написанных в жанре «умиление».

Троица Андрея Рублева

Икона Святой Троицы написана самым известным и почитаемым русским иконописцем московской школы иконописи Андреем Рублевым в пятнадцатом столетии.

Созданная с помощью темперы, она изображает трех сидящих за столом ангелов. В ее основе находится сюжет из Ветхого Завета, который называется «Гостеприимство Авраама». На столе располагается чаша с головой тельца.

На фоне видны Авраамовы палаты, гора Мориа, а также Мамврийский дуб. Ангельские фигуры расположились в виде замкнутого круга. Ангелы, сидящие в центре и с левой стороны, своими руками благословляют стоящую на столе чашу.

Божественные создания сидят неподвижно, устремляя свои взоры в вечность.

Звенигородский чин

Звенигородский чин представляет собой три иконы, которые изображают Христа Спасителя, архангела Михаила, а также апостола Павла. Написаны Андреем Рублевым в 1410-х годах. Это иконы на больших деревянных досках, выполненные в очень красивых светлых холодных красках. На золотом фоне присутствуют синие, розовые, голубые, бледно-фиолетовые и вишневые оттенки.

Спас Нерукотворный

Данная икона также известна как Нерукотворенный Спас и чудотворный Мандилион, что в переводе с древнегреческого языка означает «шерстяной плащ», «мантия» или «убрус», а также Керамидион (с древнегреческого — «черепица».

Это необычный тип изображения Иисуса Христа, где его святой лик изображен на плате или глиняной доске. В византийских храмах Керамидион и Мандилион, как правило, размещались в барабане купола, направленные навстречу друг другу.

Существует несколько преданий, которые рассказывают о происхождении чудесной реликвии, которая послужила источником для написания иконы. Согласно древнему общецерковному восточному преданию, царь Эдессы излечился благодаря образу лика Христа, отпечатавшегося на плате.

Средневековое западное предание связано с благочестивой женщиной Вероникой, которая сопровождала Христа во время его пути на Голгофу. Она подала Иисусу платок из льняного полотна, чтобы он смог оттереть кровь со своего лица. Таким образом его лик отпечатался на платке.

Битва новгородцев с суздальцами

Это один из самых популярных на Руси иконописных сюжетов, который основан на историческом событии — а именно, осаде Новгорода под предводительством суздальского княжича Мстислава. Иконописная композиция состоит из трех частей, расположенных друг под другом.

Верхняя часть посвящена новгородцам, молящимся образу «Богоматерь Знамение» около церкви. На фрагменте, расположенном посередине, новгородские и суздальские послы ведут переговоры о мире, после чего суздальцы начинают метать стрелы в икону.

Заключительная нижняя часть изображает с левой стороны новгородское войско, выходящее из крепостных ворот, а с правой стороны войско суздальцев, потерпевшее поражение.

Ангел Златые Власы

Самая древняя икона, входящая в собрание Санкт-Петербургского Государственного Русского музея, — Ангел Златые Власы. Написана она была во второй половине двенадцатого столетия.

Согласно утверждениям специалистов, она принадлежит к новгородской иконописной школе. При создании золотых волос ангела применялась техника под названием «асиста», с видимыми штрихами из сусального золота.

Золото на этой иконе символизирует божественное и неземное начало.

Донская икона Божией Матери

Это двусторонняя икона, авторство которой принадлежит Феофану Греку. На лицевой стороне изображена Матерь Божия с младенцем, на обороте — успение Богородицы. Предисловие ко вкладной книге Донского монастыря гласит, что эту чудотворную икону преподнесли донские казаки князю Дмитрию Донскому в 1380 году перед Куликовской битвой.

Богоматерь Одигитрия

В 1482 году икону Богоматерь Одигитрия написал иконописец Дионисий специально для Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Она также известна как Богоматерь Путеводительница. На иконе Богородица изображена поясно, с младенцем Христом на руках.

Иисус в одной ручке держит свиток, а второй делает жест благословения. Мать приподняла к груди правую руку. В качестве основы для иконы использовалась липовая доска, состоящая из трех частей.

В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Святой Георгий из Успенского собора Московского Кремля

Эта старинная икона, одна из самых древнейших в России, является памятником станковой живописи. Точная дата ее написания не известна. Эксперты говорят об одиннадцатом и двенадцатом веках. При ее создании использовались дерево, яичная темпера, левкас и паволока.

На лицевой стороне иконы — поясное изображение великомученика Георгия в образе молодого воина. В его левой руке находится меч с крестообразной рукоятью, а в правой копье. Лицо святого правильной овальной формы красиво обрамлено волосами коричневого цвета, глаза большие, устремлены на человека, смотрящего на икону. На оборотной стороне изображена Богородица Одигитрия.

Федоровская икона Божией Матери

Это чудотворная икона, высоко почитаемая у русских православных верующих. Она напоминает знаменитую Владимирскую икону. По преданию, ее автором является иконописец Лука.

Это одна из главнейших святынь дома Романовых. Она принадлежит к иконографическому типу Елеуса. Написана на сухой деревянной доске масляными красками. На обороте присутствует поясное изображение великомученицы Параскевы, именуемой Пятницей.

Умиление

Одна из самых почитаемых на Руси икон, дающих надежду на лучшее, — Умиление. Датирована последней третью двенадцатого века. Точные сведения о ее создании не сохранились. На иконе изображена Божия Матерь и младенец Иисус, прильнувший к ней щекой.

Угрешская

Угрешская икона Божией Матери также известна как Взыграние. Это один из символов Николо-Угрешской обители. На ней изображена Богородица с младенцем, сидящим на ее руках. Христос протягивает к матери руки, а она прижимается к нему щекой. Считается, что данная икона помогает при бесплодии, а также дарит счастье и здоровье матерям и детям.

Спас Елизаровский

Икона Спас Елизаровский, принадлежащая к иконописному типу Пантократор, была написана в 1352 году. Поскольку она имеет небольшие размеры, можно предположить, что изначально она использовалась в качестве келейной иконы. На ней изображен Христос, держащий в левой руке Евангелие, а правой рукой совершающий жест благословения.

Фон иконы красный, с белыми полями. Она находится в Елеазаровом монастыре.

Николай Чудотворец

Великорецкая икона Николая Чудотворца очень почитаема в русской православной церкви. Она была создана в 1383 году. В настоящее время находится в Никольской надвратной церкви Трифонова Успенского монастыря.

Божией Матери Семистрельной в Вологде

Еще одна высоко почитаемая в русской церкви — Семистрельная икона Божией Матери. В отличие от многих других икон здесь Богородица изображена без младенца Христа. В одной руке она держит четыре стрелы, а в другой три.

Точная дата написания иконы неизвестна, однако специалисты утверждают, что это произошло не менее пятисот лет тому назад.

Святой Матроны Московской

Икона, изображающая Матрону Дмитриевну Никонову, — незрячую от рождения целительницу и провидицу, которая жила в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Матрона Московская является одной из самых почитаемых святых. В Покровском храме хранятся ее мощи, которым ежедневно поклоняются тысячи человек.

Блаженной Ксении Петербургской

Настоящее имя святой — Ксения Григорьевна Петрова. Она была канонизирована 6 июня 1988 года. На иконе блаженная Ксения изображена в юбке и с платком, покрывающим плечи. Левой рукой она опирается на клюку. В двадцать шесть лет Ксения выбрала путь юродства, когда внезапно скончался ее муж.

Она облачилась в его одежду и носила ее до тех пор, пока она не истлела от времени. Дом покойного мужа она отдала своим знакомым, а сама начала бродить по улицам Петербурга, отказываясь от еды и теплой одежды. По ночам она носила кирпичи для строящегося Смоленского храма.

В юродстве она провела долгих сорок пять лет до самой кончины.

Преображение Господне

Знаковая икона написана Феофаном Греком. Хранится в Третьяковской галерее. Для ее создания использовались липовая доска, яичная темпера, левкас и паволока. В сюжете — гора Фавор, на вершине которой находится Иисус в белой одежде, окруженный божественным сиянием. Также здесь изображены апостолы и пророки.

Святителя Спиридона Тримифунтского

Икона с изображением чудотворца Спиридона создана в Греции. День памяти святого отмечают 25 декабря.

Святого Василия Блаженного в молении к Христу

На иконе изображен Василий Блаженный в полный рост, с мольбами к Христу. В верхнем углу иконы нанесено изображение Иисуса.

Спас Нерукотворный Симеона Ушакова

Это произведение искусства, созданное Симеоном Ушаковым, хранится в Государственной Третьяковской Галерее. Для иконы характерен золотисто-дымчатый рельеф, выходящий из белого плата.

Спас в силах Андрей Рублев

Одно из самых загадочных и знаменитых произведений Андрея Рублева, написанное в 1408 году, — Спас в силах. Икона, выполненная в византийском стиле, изображает Христа в окружении небесных ангельских сил.

Серафима Саровского

Эта икона изображает преподобного старца Серафима Саровского во весь рост, стоящего на возвышенности на фоне православного храма. Помогает обрести умиротворенность и избавиться от душевных страданий, а также направляет заблудших на путь истины.

Самые знаменитые иконы в России

Эти иконы защищали Россию веками. Они останавливали армии, исцеляли больных и спасали от пожаров.

Читайте также:  Имя при крещении: какое лучше дать и как выбрать, церковный список по месяцам

1. Владимирская икона Божией Матери

По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу.

Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.

Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

2. Икона «Троица»

Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора. За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.

Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

3. Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.

Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.

4.Тихвинская икона Божией Матери

Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.

Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.

5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.

Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.

6. Иверская икона Божией Матери

Иверская икона в IX веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.

В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.

7. Донская икона Божией Матери

Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы

Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.

До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.

9. Курская-Коренная икона Божией Матери

Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.

По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».

В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

10. Феодоровская икона Божией Матери

Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.

Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.

11. Псково-Печерская икона «Умиление»

Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.

Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.

12.Святой Николай (Угрешская икона)

Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.

Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

13. Икона «Спас Елеазаровский»

Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.

С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.

14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)

Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.

Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.

15. Икона Божией Матери Семистрельной

Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.

На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.

16. Икона Святой Матроны Московской

Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.

Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.

17. Икона блаженной Ксении Петербургской

Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.

Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.

18. Икона Преображение Господне

Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.

С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского

Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.

20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу

Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.

Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.

21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова

Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.

Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

22. Икона Спас в силах Андрея Рублева

Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.

Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.

23. Икона Серафима Саровского

Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.

24. Икона Дионисия Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)

Икона Богоматерь Одигитрия была написана Дионисием в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре в Московском кремле, но сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.

25. Почаевская икона Божией Матери

Почаевская икона впервые упоминается в летописях в 1559 году, когда дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской Лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской Лавре на территории Украины.

26. Покров Святой Сергий Радонежский

Самое знаменитое и самое раннее изображение Сергия Радонежского — это не икона, а покров. Он был вышит в 1420-е годы, и сейчас находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

27. Икона Апостолы Пётр и Павел

Икона Апостолы Петр и Павел была написана в Новгороде в XI веке и, с большой вероятностью, является самым древним из русских произведений станковой живописи. Трижды за свою историю икона покидала Новгород, но всегда возвращалась назад.

Сейчас образ находится в Новгородском музее-заповеднике в Великом Новгороде.

28. Икона. Спас Златая риза

Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада.

Иконе можно поклониться в Успенском соборе в московском Кремле.

29. Икона. Устюжское Благовещение

Устюжское Благовещение – одна из немногих сохранившихся икон домонгольского периода. Она была написана в начале XII века в Великом Новгороде, а перевезена в Москву – в середине XVI века.

Последние 85 лет икона хранится в Государственной Третьяковской Галерее.

30. Боголюбская икона Божьей Матери

Боголюбская икона Божьей Матери является одной из древнейших русских икон (1155 год) и почитается как чудотворная.

Во время реставрации 1946 года икону сильно повредили, но последующие работы смогли частично спасти образ. В 2009 году образ снова пострадал, когда его поразил грибок, появившийся на иконе из-за неправильного хранения. На сегодняшний день икона сохраняется во Владимиро-Суздальском музее в специальном помещении. Ученые опасаются, что новая реставрация может полностью уничтожить образ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *