Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

Содержание:

Очень часто в своих детях мы склонны видеть безгрешных ангелов, которым незачем каяться, незачем ходить на исповедь. На детские шалости можно долго закрывать глаза.

Пока в какой-то момент ребенок не вырастет жестоким, бесчувственным к границе добра и зла. Объяснить чаду эту границу — задача родителей.

Очистить и оградить ребенка от действия греха — задача Таинства покаяния, которое предлагает нам Святая Церковь.

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

С какого возраста нужно исповедоваться?

Традиционно момент первой детской исповеди определяется в Церкви возрастом семи лет. Этот семилетний рубеж означает условный переход от младенчества к отрочеству. Примерно в таком возрасте чада начинают сознательно давать оценку своим поступкам. Они могут уже отличить плохое от хорошего. С этих пор они несут ответственность за все, что делают.

Часто можно услышать мнение, что до семи лет дети являются безгрешными. Но это вовсе не так. По рождении мы все приобретаем плохие навыки, наши духовные одежды со временем омрачаются грехом. Однако в младенческом возрасте за все проступки своих чад ответственность несут исключительно родители.

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

Достижение семи лет — это вовсе не показатель, что ваш сын или дочь готовы к первой исповеди. Для каждого человека такой момент наступает индивидуально, он может произойти как раньше, так и позже. Все дети развиваются по-разному. И здесь важно для родителей определить, когда же такой благоприятный возраст наступил.

Главным критерием, определяющим готовность дитя приступить к Таинству впервые, является осознанность. Как только отрок научится анализировать свои поступки с позиции «плохо-хорошо», начнет отвечать за них именно как за свои, считайте, что ему пора идти на исповедь. Нужно помнить также, что девочки в этом возрасте духовно растут быстрее, чем мальчики.

Как подготовить ребенка к первой исповеди?

Прежде всего, любимое чадо ни в коем случае нельзя пугать. Французский писатель-атеист Жан Поль Сартр вспоминал, что в детстве был сильно напуган суровым Богом, который будто бы всегда за ним пристально следит. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

Отношение Бога к человеку перед исповедью вашему чаду проще всего объяснить на примере семьи. Как отец не может радоваться плохим поступкам своего сына, так и Бог не ищет в них только повода, чтобы наказать. И как родитель любит свое дитя, каким бы нерадивым оно ни было, так и Господь покрывает все наши грехи Своим безграничным милосердием.

Бог ждет от нас полного доверия — только и всего. Такие доверительные отношения человека с Творцом, прежде всего, устанавливаются через Таинство покаяния.

Родители могут помочь ребенку подготовиться к нему, предложив записать на листике небольшой список своих грехов. Только не нужно самим диктовать этот список, тем более, писать его вместо родного чада.

Вы можете ему только что-то подсказать, подвести к размышлениям.

Родителям важно помнить, что ни метод «кнута», ни метод «пряника» в данном случае не может дать ожидаемого результата. Дитя нельзя насильно заставить исповедаться, это может вызвать обратную реакцию. Не нужно также пытаться его подкупить. Хотя немного «похвалить» сына или дочь за то, что они покаялись и решили исправиться, вовсе не помешает.

Хорошо было бы заранее подойти к священнику, договориться с ним о времени первой детской исповеди. Будет однозначно лучше, если священнослужитель будет знать, что отрок исповедуется впервые, он сможет уделить ему больше внимания.

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

Советы священников

Поскольку исповедоваться в первый раз — для ребенка дело весьма серьезное и может определить всю последующую жизнь человека в Церкви, необходимо подойти к покаянию с полной ответственностью. Опытные священники называют ряд традиционных ошибок, которые чаще всего допускают родители при подготовке чада к этому Таинству. В связи с этим можно дать несколько основных советов.

  1. Ни в коем случае нельзя насильно тащить дитя на исповедь. Стоит помнить, что только свободное исповедание грехов и искреннее покаяние принимает Господь.
  2. Не нужно использовать детскую исповедь как дополнительный рычаг давления в методе воспитания. Эта задача всецело лежит на родителях. Ни священник, ни само Таинство не могут автоматически изменить чадо, если ему с детства не будут привиты правильные ценности и нормы поведения.
  3. В перечне грехов нужно осторожно обходить «взрослые» пороки. Это касается, например, седьмой заповеди (о прелюбодеянии), таких грехов, которые ребенку еще не могут быть известны в силу возраста. Иначе это может вызвать у него ненужное любопытство и навредить.
  4. Недопустимо расспрашивать отрока о том, что он говорил во время своего покаяния перед Богом. Этим вы нарушите тайну исповеди, навредите и себе, и чаду.
  5. Тем более, не нужно советовать священнику, расспрашивать его, назвал ли ваш сын или дочь какой-то ведомый вам проступок. Такое вмешательство обязательно вызовет разочарование и недоверие ребенка к Таинству покаяния. Родители должны заниматься своими родительскими делами, а Божие дело нужно предоставить Богу.

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

Часто ли детям следует ходить на исповедь?

После первой исповеди закономерно возникает вопрос: когда ребенку нужно исповедоваться в следующий раз? И необходима ли ему теперь всегда исповедь перед причастием? На частоту покаяния для детей разные священники смотрят по-разному. Но большинство из них все же придерживается мнения, что отрокам лучше исповедоваться реже.

Во-первых, в таком случае не должно возникнуть привыкания к Таинству. Иначе у ребенка вырабатывается так называемый «синдром отличника». Он знает приблизительно, что нужно сказать, чтобы его «разрешили», обезьянничает и, главное, не чувствует абсолютно никакого раскаяния. Детская исповедь, таким образом, формализуется и обесценивается.

Во-вторых, причащаться ребенку нужно чаще, чем исповедоваться. Благодаря этому два Таинства будут восприниматься как отдельные. И только осознанная отроком потребность в покаянии может привести к полезным результатам — исправлению. Понятно, что такая потребность не может возникать у юного прихожанина еженедельно.

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

Отсюда следует, что дальше чаду можно приступать к причастию и без предварительного разрешения грехов. Нужно только взять перед этим благословение у священника.

Исключение может быть сделано лишь тогда, когда дитя совершит какую-то серьезную провинность и само почувствует необходимость исповедаться.

Ко Святому Причащению, конечно, в таком случае нужно приступать с очищенной покаянием совестью.

Советы священника о подготовке к детской исповеди можно посмотреть здесь:

Детская Исповедь

Но ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Он может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания и повзрослев может отказаться исповедоваться вообще. 

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список греховРебенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть плохие поступки (грехи), чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он старался не повторять их. Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список греховМожно объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д.  Конечно, если родители сами совершают или поощряют (разрешают) какие-то греховные действия, то сложно объяснить ребёнку, что этого делать не надо (например: родители ругаются при детях – сквернословят, часами играют в компьютерные игры и пьют пиво и т.д.). Так что не забываем про личный пример.  Также необходимо попросить прощения у всех, кого ты обидел, без этого исповедоваться и причащаться нельзя! Всегда проси прощения, если в чем виноват!

Для ребенка от 7 до 10 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ:

Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТАРШИМ:

Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МЛАДШИМ:

Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУЗЬЯМ И ОДНОКЛАССНИКАМ:

Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

ОБЯЗАННОСТИ:

Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ:

Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список греховПоскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Пусть он напишет их сам! Не будьте любопытны, не нарушайте тайну исповеди, пытаясь узнать грехи своих детей, или расспрашивая их, что священник сказал на исповеди. Так же не “тыкайте” на их грехи, если ребёнок пока не осознает какой-либо нехороший поступок не наседайте, со временем он осознает. раскается и покается – дайте ему время, проявляйте любовь и терпение.

Так же очень полезны духовные беседы в виде диалога. 

А как ты думаешь, а Бог есть?

Да!

А если есть, надо исполнять (слушать) то, что Он говорит?

Надо!

А чтобы исполнять, что для этого надо?

Надо знать, что исполнять!

А что бы знать, как исполнять, что нужно?

Обладать знаниями, т. е. учиться! Изучать Закон Божий (сейчас очень красочные и понятные Библии для детей разных возрастов) — запоминать на всю жизнь и хранить в своем сердце. 

Ведь все же люди умирают и все согрешают, только 1-н Бог вечен и безгрешен. Из-за любви и милосердия к нам, Он пришел на землю, принял человеческий образ и все грехи человечества, при этом не переставая быть Богом и быть безгрешным. Как же не любить Бога, если он все грехи наши взял на себя? Должны мы любить Бога?

Да!

Да, должны! А сам Господь сказал: «те кто Меня любят, заповеди мои должны соблюдать!»

А что бы их соблюдать, нужно , что?

Знать!

Знать, правильно! Бог сказал, кто заповеди мои соблюдает, тот мой друг!

Ну а если это друг, друг может что то плохое вам сделать или отвернуться от вас, бросить?

Нет!

Нет, конечно! Вот и надо об этом не забывать и всегда соблюдать заповеди Божие и стараться быть другом Иисуса Христа!

Для деток постарше можно проверить совесть по 10 Заповедям Закона Божия, задав предварительные вопросы:

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

– Веришь ли ты в Бога?

– Знаешь ли ты и веруешь ли в то, что исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо стоящий рядом?

– Искренне ли жалеешь ты о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?

– Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь? 

I ЗАПОВЕДЬ:  Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

Она учит нас Богопознанию и Богопочитания.

– Молишься ли ты утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом и по окончании всякого дела?

– Веришь ли в то, что Бог все видит и знает, не только дела твои, но и мысли и тайные желания, видит тебя и днем и ночью, всегда и везде?

– Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом Вселенной, хотя многие люди и отрицают это?
– Любишь ли ты Бога?

– Не стыдишься ли признаваться в своей вере перед людьми? Не отказываешься ли от своей веры из боязни быть осмеянным другими?

II ЗАПОВЕДЬНе делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им.

Второй заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть создавать кумиров для почитания. Поклонение святым иконам и угодникам Божиим не является идолопоклонством. Для христиан к идолопоклонству относится служение грехам и страстям: гордости, пресыщению в еде и питии, любви к земным богатствам и т. д.

– Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

– Не нарушаешь ли святых постов и постных дней: среды и пятницы?

– Не гордишься ли своими успехами в учебе, богатством своих родителей?

– Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

– Не любишь ли командовать, быть старшим над своими товарищами?

III ЗАПОВЕДЬНе произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Этой заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без любви, благоговения и молитвы.

– Не произносишь ли имени Божия напрасно, в пустых разговорах и шутках?

– Не жалуешься ли на жизненные тягости своих родителей?

– Не завидуешь ли детям из богатых семей?

– Благодаришь ли ты Бога в болезнях, неприятностях и жизненных неудачах?

IV ЗАПОВЕДЬПомни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день – воскресенье, посвящать служению Богу, угодным Богу делам.

– Не ленишься ли в воскресенье и в праздничные дни ходить в Церковь?

– Любишь ли бывать в храме Божием?

– Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?

– Любишь ли читать Библию?

– Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»?

– Не любишь ли впустую проводить время?

– Не имеешь ли пристрастия (много смотришь) к телевизору и кино (мультики)?

– Стремишься ли к хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

– Всегда ли со вниманием и старанием учишь домашние уроки?

– Не тратишь ли попусту время за компьютером в играх, где присутствуют насилие или убийство?

ЗАПОВЕДЬПочитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительным к ним.

– Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?

– Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли по отношению к ним оскорбления или неподчинения?

– Добросовестно ли ты выполняешь свои обязанности в школе и дома?

– Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли по отношению к ним насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

– Стараешься ли исправиться в своих плохих привычках?

VI ЗАПОВЕДЬНе убивай.

Господь запрещает убийство и не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К грехам против шестой заповеди относится курение и употребление наркотиков, ведущее к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Участие в войне Церковь не считает нарушением шестой заповеди, потому что воины защищают Отечество.

– Не ругаешься ли ты неприличными словами?

– Не таишь ли на кого в сердце злобу или ненависть?

– Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

– Не мучаешь ли животных? Не убиваешь ли их ради забавы?

– Любишь ли людей, как заповедал нам Господь?

– Подаешь ли, что можешь, бедным, голодным людям?

– Не ругаешься ли с каким человеком или сверстником?

– Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

– Не куришь ли ты? Не употребляешь ли спиртное, наркотики?

VII ЗАПОВЕДЬНе прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь запрещает разрушение супружеской верности, а неженатым Господь повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

– Не допускаешь ли ты в своем сердце желаний по отношению к противоположному (своему) полу?

– Не допускаешь ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?

– Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

– Не имеешь ли друзей, которые учили бы тебя играть в карты, курить, пить спиртные напитки? Не был ли участником этих грехов?

– Не пересказываешь ли анекдоты, неприличные истории?

VIII ЗАПОВЕДЬНе воруй.

Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берет вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

– Не брал ли тайком, без спроса, чужую вещь?

– Не присваивал ли найденные деньги, какой-либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить близким людям о своей находке?

– Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спроса деньги?

IX ЗАПОВЕДЬНе произноси на другого ложного свидетельства.

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

– Не имеешь ли привычки врать? Не обманываешь ли родителей, учителей, братьев, сестер, друзей?

– Не нарушал ли данного обещания?

– Не осуждал ли кого? Не разглашал ли недостатки других людей? Не высмеивал ли недостатки товарищей?

ЗАПОВЕДЬНе желай себе того, что есть у ближнего твоего.

Десятой заповедью запрещается не только делать что-либо плохое другим, но и завидовать, допускать в сердце худые желания и помышления по отношению к ним.

– Следишь ли за чистотой своих мыслей и желаний?

– Стараешься ли исправиться в тех грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?

– Не завидуешь ли кому-либо?

– Не был ли недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?

Заключительные вопросы:

– Дорожишь ли временем?

– Стараешься ли каждую минуту употребить на пользу души?

– Готовился ли ко причащению Святых Христовых Таин? Веришь ли в то, что священник вынесет в золотой Чаше для того, чтобы преподать тебе для вкушения (это непостижимо умом, но постижимо только верой сердца) Тело и Кровь Иисуса Христа?

– Каешься ли в плохих поступках (грехах) своих, то есть, искренне сокрушаясь, просишь у Бога прощение?

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список грехов

(1401)

Читайте также:  Можно ли венчаться беременной: особенности таинства в церкви, в каких случаях нельзя

Детская исповедь: в 7 лет или позже?

  • Первая исповедь ребёнка должна быть тогда, когда он созрел, и по его доброй воле
  • Чтобы подготовить ребёнка к первой исповеди, нужно доступно рассказать ему о её сути и познакомить со священником
  • Ребёнку нужно рассказать про 10 заповедей и объяснить, какие ещё бывают детские грехи
  • Дайте ребёнку увидеть исповедь со стороны, а когда он сам её пройдёт, не расспрашивайте детали
  • Дети могут понять по чувству стыда, что совершили плохой поступок, то, что мы называем детским грехом
  • Давление родителей на детей перед исповедью недопустимо
  • Дети не отвечают за грехи родителей, но страдают из-за их ошибок

Содержание

  • 1 Первая исповедь ребёнка должна быть тогда, когда он созрел, и по его доброй воле
  • 2 Чтобы подготовить ребёнка к первой исповеди, нужно доступно рассказать ему о её сути и познакомить со священником
  • 3 Ребёнку нужно рассказать про 10 заповедей и объяснить, какие ещё бывают детские грехи
  • 4 Дайте ребёнку увидеть исповедь со стороны, а когда он сам её пройдёт, не расспрашивайте детали
  • 5 Дети могут понять по чувству стыда, что совершили плохой поступок, то, что мы называем детским грехом
  • 6 Давление родителей на детей перед исповедью недопустимо
  • 7 Дети не отвечают за грехи родителей, но страдают из-за их ошибок

Детская исповедь вызывает споры: с какого возраста начинать, не рано ли ребёнку, чтобы осознать свой грех? Православные сторонники детской исповеди напоминают, что человек в любом возрасте может умереть.

Тогда почему тянуть с тем, чтобы принять Христа и исполнять церковные таинства. Ведь крестят же с малых лет. Да. Но и за это православие часто критикуют.

Но на что опирается наша Церковь, когда позволяет детям исповедаться? Есть ли убедительные аргументы для того, чтобы родитель без опасений направил чадо к священнику.

Читайте также:  Крест с полумесяцем: что значит в православии, история появления и трактовки

Первая исповедь ребёнка должна быть тогда, когда он созрел, и по его доброй воле

Так с какого возраста ребёнок должен посещать исповедь и причастие? В Церкви есть традиция, согласно которой, детей допускают до этих таинств с семи лет.

Но допускают — это не обязывают. Никто не может попасть в веру Христову через силу. Не в том задача христианства.

Ребёнок должен быть достаточно взрослым, чтобы понимать суть исповеди

И если ребёнок ещё не дозрел, не поставил пред собой правильные вопросы и не чувствует нужды в исповеди, от участия в таком таинстве ему не будет никакой пользы.

Протоиерей Максим (Козлов) так высказывается по этому поводу:

  • «Для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы.
  • Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?
  • В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано.

Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи.

Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться).

Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка – нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит.

Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже.

Не вижу в этом ничего катострофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь».

Более того, протоиерей считает, что первая исповедь ребёнка в слишком раннем возрасте может ему только навредить:

  1. «На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет.
  2. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге.
  3. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

Чтобы подготовить ребёнка к первой исповеди, нужно доступно рассказать ему о её сути и познакомить со священником

Исповедь для детей не должна быть как снег на голову. Вопрос о том, как подготовить ребёнка к первой исповеди, задаёт каждый разумный православный родитель.

Нужно доступно, простым языком объяснить ребёнку, что есть плохие поступки, но человек, который сожалеет о совершённом и никогда больше этого не повторит, заслуживает прощения.

Если у самих не находится подходящих слов, можно попросить священника объяснить чаду, в чём же состоит суть исповеди.

Самое важное при подготовке к исповеди — подобрать правильного священника.

Батюшка — тоже человек. Далеко не у каждого налаживается контакт с детьми, не всякий священник умеет подобрать нужные слова. Это тоже своего рода талант. Духовника выбирают тщательно, знакомят с ребёнком.

Нужно дать чаду постепенно влиться в христианскую жизнь. Если ребёнок сам выбрал священника, не стоит с ним спорить.

Протоиерей Максим (Козлов) советует:

«Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом.

И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом.

Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду».

Ребёнку нужно рассказать про 10 заповедей и объяснить, какие ещё бывают детские грехи

Заповеди Божии надлежит исполнять каждому человеку. Но если и взрослые не всегда понимают, что такое «не сотвори себе кумира» и «соблюдай день субботний», то что уж тут говорить о ребёнке.

Есть отличные материалы в интернете, которые в доступной форме объясняют детям, что такое 10 заповедей. Например, эта статья на нашем сайте.

Если же кратко пройтись по 10 заповедям, то донести их до детей можно так:

  • первая заповедь — верить Богу, знать, что Он заботится и любит нас;
  • вторая заповедь — не позволять чужим решать за нас, что правильно, что нет, думать своей головой. Только Бог знает, что для нас лучше;
  • третья заповедь — Бог сам поможет, когда нужно, не относись к нему как к деду Морозу, не зови Его по пустякам. Он будет рад, если ты начнёшь самостоятельно справляться со своими делами;
  • четвёртая заповедь — шесть дней работай, но всегда находи время для того, чтобы подумать о Боге, пообщаться с ним, поблагодарить. Не забывай Его;
  • пятая заповедь — с любовью относись к родным;
  • шестая заповедь — не убивай, цени жизнь во всяком её проявлении;
  • седьмая заповедь — будь предан людям, с которыми тебя связывает жизнь;
  • восьмая заповедь — не бери чужого без разрешения;
  • девятое заповедь — не лги;
  • десятая заповедь — не завидуй.

Седьмая заповедь: будь предан тем, с кем тебя связывает жизнь.

Кроме этого надо объяснить ребёнку, что правильно жить чистотой своих мыслей и желаний, намерений и поступков. Если чего-то нет в заповедях, но мы понимаем, что это плохо, может кого-то огорчить или обидеть, то это не конкретной заповедью запрещается, но тоже поступок против Бога.

Побить кого-то — грех. Унизить — грех. Заповеди показывают нам принцип, но не исчерпывают список грехов. Священник не будет выспрашивать: «Произносишь ли имени Божия всуе?», «Ломаешь ли чужие игрушки?», «Обижаешь ли животных?».

Ребёнок сам должен научиться понимать, когда в жизни поступал неправильно.

В этом очень хорошо помогут сказки. Их можно прочесть, а потом обсудить вместе с ребёнком, были ли там дурные поступки, и как их следовало избежать героям.

Но следите, чтобы ребёнка это интересовало. Напористый морализм может отпугнуть чадо и от чтения и от религии.

Дайте ребёнку увидеть исповедь со стороны, а когда он сам её пройдёт, не расспрашивайте детали

Хорошая идея — привести ребёнка в храм, чтобы он со стороны понаблюдал за тем, как люди исповедаются. Это поможет ему получить представление о том, чего ожидать и подготовиться морально.

После этого ребёнку будет проще подойти к священнику и пообщаться с ним.

Ни в коем случае не держитесь рядом. Не слушайте, о чём идёт разговор. Не расспрашивайте потом священника, иначе можете навсегда утратить доверие ребёнка.

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список греховДетская исповедь — это разговор между священником и ребёнком. Родителям незачем знать, в чём исповедалось их чадо. foma.ru

Пусть мир его мыслей и желаний, ошибок и разочарований будет Вам доступен настолько, насколько ребёнок хочет. Через священника он рассказывает одному Господу, произносил ли имя Божие напрасно, брал ли тайком, лгал ли.

Если ребёнок об этом говорит, значит, чистотой своих мыслей дошёл до желания исправиться. И тогда нечего Вам копаться в его ошибках. «Стараешься ли исправиться?», — спросит священник, и ребёнок поймёт, в каком направлении действовать.

Дети могут понять по чувству стыда, что совершили плохой поступок, то, что мы называем детским грехом

В отношении детей справедливо спросить: а может ли вообще ребёнок понять, что совершил плохой поступок?

Привели дитя в церковь готовиться к святому причащению. Настаёт время исповеди. О чём ему говорить? Это же не родители должны учить ребёнка списку его грехов. Покаяние может идти только от сердца.

Чувство стыда — это сигнал о том, что ты грешишь.

А как ребёнок получит прощение от Бога, если не знает, за что его просить?

Протоиерей Алексий (Уминский) придумал такой выход:

  • «Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь.
  • Тогда священник спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?»
  • «Да», — отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения…
  • И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее».

Стыд — самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Давление родителей на детей перед исповедью недопустимо

Митрополит Анатолий (Сурожский) рассказывает, что в исповеди главное — правильно расставить акценты. Исповедь — это действо ребёнка. Недопустимо, чтобы он просто повторял заученные родительские слова:

«Иногда ребенок приходит и дает длинный список своих прегрешений; и вы знаете, что прегрешения-то записала мамаша, потому что ее эти разные проступки чем-нибудь коробят.

Читайте также:  Максим грек: жизнь и деятельность святого, икона преподобного и тексты молитв

А если спросишь ребенка: А ты действительно чувствуешь, что это очень плохо?  — он часто смотрит, говорит: Нет… — А почему же ты это исповедуешь? — Мама сказала…»

Когда дети повторяют слова, заученные от родителей, это не исповедь.

Митрополит уверен, что не нужно путать волю родителей и волю Божию:

«Я никогда не говорю о послушании родителям на этой стадии, потому что этот способ родители часто употребляют, чтобы поработить ребенка, используя Бога в виде предельной силы, которая на него будет воздействовать. Я стараюсь, чтобы дети не путали требования родителей и свои отношения с Богом».

Исповедь, даже детская, должна проходить искренне перед Христом, а не с оглядкой на родителей:

« Надо ждать момента, когда ребенок уже имеет какие-то нравственные представления. На первой исповеди я не ставлю вопрос о том, сколько он согрешил, и чем, и как (я вам себя не даю в пример, я просто рассказываю, что я делаю).

Я говорю примерно так: Вот, ты теперь стал большим мальчиком (или: большой девочкой). Христос тебе всегда был верным другом; раньше ты это просто воспринимал как естественное и должное.

Теперь ты дошел до такого возраста, когда ты можешь, в свою очередь, стать верным другом. Что ты знаешь о Христе, что тебя в Нем привлекает?..

Большей частью ребенок говорит о том или о сем, что ему нравится или что его трогает во Христе. Я отвечаю: Значит, ты Его понимаешь в этом, ты любишь Его в этом и можешь быть Ему верным и лояльным, так же как ты можешь быть верным и лояльным своим товарищам в школе или своим родителям.

Ты можешь, например, поставить себе правилом найти способ Его радовать. Как ты можешь Его порадовать? Есть вещи, которые ты говоришь или делаешь, от которых Ему может быть больно…

Иногда дети сами говорят что-нибудь, иногда нет. Ну, порой можешь подсказать: Ты, например, лжешь? Ты в играх обманываешь?»

Дети не отвечают за грехи родителей, но страдают из-за их ошибок

Популярен вопрос о том, отвечают ли дети за грехи родителей. Православие отвечает однозначно: «Нет». Деление на взрослые и детские грехи неправильно. Есть только грехи отдельных людей.

Но разве в словах Иисуса Христа не звучало что-то подобное? Не с потолка же люди спрашивают, почему дети отвечают за грехи родителей?

Детская исповедь: с какого возраста, как правильно подготовить ребенка, список греховДети не отвечают за грехи своих родителей, но могут страдать из-за их последствий. Так, по православному учению, человечество страдает из-за Адама, который допустил грех и был вынужден вместе с Евой покинуть Эдем. learnreligions.com

Спаситель говорит о другом. Объясняет профессор богословия А.И.Осипов:

«Нет, дети не отвечают за грехи родителей. Последующее поколение в своём телесном, душевном и духовном здоровье (духовное здоровье касается страстей человеческих) всегда очень зависит от предыдущих предков: от родителей, прародителей, и т.д..

Это факт, который совершенно очевиден. Только мы, к сожалению, часто обращаем внимание на болезни тела и психики и совершенно не думаем о болезнях духовных. Каких?

В Библии указывается, что люди, совершившие тяжкие преступления, тем самым меняют свою наследственность в худшую сторону, и эта наследственность передаётся детям до четвёртого рода (что-то такое особенно тяжёлое).

Это фиксируется в наследственной системе, потому что наши гены — это не просто соматическое, то есть физиологическое, биологическое явление, нет-нет! Это духовно-телесное образование.

И вот эту духовную сторону мы формируем своей жизнью или правильной в духовном отношении или ложной. Вот это страстное начало, которое совершается родителями, прародителями и прочими предками, оно, оказывается, не остаётся бесследным — оно передаётся».

Кстати, дальше в той же лекции Алексей Ильич поясняет, что грех — это не то, что Господь Бог запрещает, а то, чем человек вредит своей душе.Так как же грехи одних влияют на других? Например, родитель пьяница. Тогда его потомки могут родиться с недугами.

Вот и пожалуйста — дети болеют за грехи родителей. То есть они не отвечают на Страшном Суде, а просто могут страдать из-за недальновидности своих предков. Церковь возводит эту цепочку к Адаму: по его вине, как принято считать, люди деградируют во грехе.

С какого возраста исповедоваться?

С какого возраста исповедоваться?

Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем будет лучше. Однако Православная Церковь, зная своим духовным опытом природу человека, не исповедует младенцев. К исповеди приходят отроки семилетнего возраста. Впрочем, все дети развиваются по-разному, и нельзя строго обозначить семилетний возраст как время для первой исповеди.

Существует такая наука – христианская антропология, согласно которой ребенка не исповедуют до семи лет не потому, что он безгрешен, дети часто даже в очень раннем возрасте совершают мерзкие поступки, а потому, что исповедь – это не только признание в своем собственном грехе, но еще и решительная борьба с ним. Дети в младенческом возрасте не способны ни по-настоящему осознать своих грехов, ни начать с ними борьбу, поэтому исправление отрицательных качеств души младенца всецело лежит на родителях. Доверительный разговор с мамой или папой – это и есть исповедь маленького ребенка. Родители в каком-то смысле являются духовниками своих детей. Они любят свое чадо, знают его, помогают ему исправиться, могут пожалеть его или наказать, а ребенок без помощи родителей не может ни осознать свой грех, ни исправить его. Младенец не может даже правильно назвать свой грех.

Взрослые часто считают, что Таинство исповеди можно использовать как инструмент воспитания детей, но это неправильно. Наверное, они думают, что если приводить ребенка к исповеди с четырех– или пятилетнего возраста, то он навсегда избавится от грехов, которые будут ему прощены.

Такие родители не понимают самой природы исповеди. В определенном смысле исповедь – это действительно инструмент воспитания, только он принадлежит Богу. Господь нас всех воспитывает через исповедь: и взрослых, и детей; и выкрасть у Бога право на воспитание человека мы не можем.

А значит, мы, родители, должны научиться хорошо чувствовать, где начинается область, в которой действует только Господь и в которую мы не имеем права вторгаться.

Здесь мы должны ограничить свои права на ребенка, иначе мы нарушаем свободу, которую даровал Господь каждому человеку, в том числе и ребенку.

Бывают, без сомнения, дети, которые рано развиваются и оказываются способными к исповеди до семилетнего возраста. Но обычные дети даже в семь лет не могут сознательно исповедоваться.

Исповедь для ребенка – это всегда своего рода стресс, во время которого он может не только не раскрыться перед духовником, а, наоборот, еще сильнее замкнуться в себе. Так он попадает в ситуацию, до которой духовно не дорос, и начинает исповедоваться формально, не понимая того, что на самом деле с ним происходит.

Вот она, некая форма, используя которую он легко уходит от ответственности. Вот она, возможность поступать безнаказанно: я совершаю грех, говорю о нем на исповеди, грех мне прощается, а я продолжаю жить так же, как жил раньше. Это и есть самая страшная ошибка преждевременной исповеди.

Я знаю несколько приходов, где восьмилетних, даже девятилетних детей допускают к Причастию без исповеди или исповедуют их раз в три месяца, а к Причастию допускают каждую неделю.

Переход от младенчества к отрочеству – это и есть та ступень развития, на которой все меняется в жизни ребенка. В семь лет ребенок идет в школу. Учителя дают ему задания, оценивают его труд. Здесь, в школе, возможно, впервые в жизни у него появляется личная ответственность.

Его встреча с учителем – это встреча с человеком, который наставляет, учит, подает ему пример. Семилетний возраст для ребенка – это, если хотите, его новое рождение, новый период осмысления жизни. Весь мир открывается для него иначе.

В этом новом мире так много непознанного, что вопрос «для чего мы исповедуемся?» для него, как правило, не встает, потому что сам он теперь уже другой. И ему нравится быть другим, взрослым, нравится осознавать себя человеком, который отвечает за свои поступки.

Теперь он уже знает, что его поведение, его знания будут оценены. В первом классе еще не ставят отметок, но уже отмечают успехи и неудачи.

Семилетний ребенок и в Церковь входит теперь в своем новом качестве. Ведь Церковь – это тоже школа, настоящая школа жизни, где Учитель – Христос, и, входя сюда повзрослевшим, ребенок получает новые задания.

Объяснить ему, что такое исповедь, с точки зрения его новой взрослой жизни, совсем несложно. Вот оно – начало ответственности и начало жизни духовной. Вот оно – начало духовной борьбы.

Конечно, борьба эта не такая серьезная, как у взрослых, да и грехи ведь у детей другие… Однако все, что делает грех со взрослым человеком, он делает и с ребенком. Но что самое страшное в грехе? Навык, который приводит грех в состояние страсти.

Если ребенок приобретает навык детского греха, грех укореняется в нем и становится чертой характера. И наоборот, если ребенок с детства приобретает навык борьбы с грехом, то это полезное качество тоже может стать чертой его характера.

Первая исповедь – это, конечно, очень важное для ребенка событие. Пусть этот день станет для него праздником и будет торжественно отмечен. Пусть он почувствует, что сегодня совершил очень важный, достойный вознаграждения поступок.

Не надо подкупать ребенка для того, чтобы он пошел на исповедь, обещая ему подарки. Это нехорошо. Но наградить маленького исповедника можно. Хотя это очень и очень тонкий момент взаимоотношений, и его важно правильно почувствовать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *