Молитвы при смерти человека

Молитвы при смерти человека

Молитвой за ушедших в иной мир живые при­нимают святое участие в деле спасения их душ. Молясь за них, живые подвигают Всеблагого Бога на милость к усопшим, ибо милость эта, от того,что души умерших уже не в состоянии своими действиями умилостивить Бога, дается им по про­шению живых. Молитвы за умерших доставляют спасение и живым, ибо настраивают душу к не­бесному и отвлекают ее от временного, суетного, наполняют памятью о смерти и потому уклоняют от зла; дают силу воздерживаться от произволь­ных грехов и придают великодушное и радостное терпение в дни скорбей, которые ослабляются надеждой на будущее — не земное. Молитвы за умерших располагают души живых к исполнению заповеди Христовой — готовиться к исходу во всякий час. Наши усопшие также молятся за нас. Особую помощь мы получаем по молитвам почив­ших, которые обрели блаженство в вечности.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

Поминальные записки

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Конечно, трудно рассчитывать на спасение тем, кто вел беспутный образ жизни и, будучи креще­ным христианином, жил вне Церкви и своим пове­дением сам себя от нее отлучил. Молитва Церк­ви не сможет спасти того, кто сам при жизни не принимал для этого вообще никаких уси­лий. Поэтому при жизни необходимо самому делать то, что, как мы надеемся, другие будут де­лать о нас после смерти. По выражению свя­тителя Григория Великого «лучше совершать ис­ход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях».

Если человек при жизни стремился быть доб­рым христианином и умер в мире с Богом, хотя и был он грешником, а только один Господь без гре­ха, то молитва Церкви и добрые дела в память о нем преклоняют Всемилостивого Бога к проще­нию грехов этой христианской души. В извест­ном смысле можно сказать, что молитва Церкви и отдельных христиан о усопшем есть определен­ный результат жизни этого человека. Если о без­законных людях родственники молятся в первые дни после смерти, исполняя положенные право­славные обычаи, то после поминания сорокового дня молитвы эти, как правило, затухают. Память же о благочестивом христианине, сделавшем при жизни немало добрых дел и для Церкви и для близ­ких, вдохновляет нас на постоянную молитву о нем, вселяя надежду на спасение души усопшего.

В православной литературе встречается доста­точно примеров о пользе молитв за усопших. Приведем хотя бы два таких случая.

В журнале «Странник» за май 1862 года по­мещено откровение, сообщенное Святогорцу отцу Серафиму одним из афонских схимников. «При­чиной моего поступления в монашество было видение во сне загробной участи грешников. По­сле двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне; они взяли меня за руки и сказали: «Следуй за нами»! Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и уви­дел, что тело мое лежало спокойно: тогда-то я понял, что оставил земную жизнь и должен явить­ся в загробный мир. В юношах я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений, я слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое огненное место полагается, прибавили: «Если и ты не бросишь своих привычек к гре­ховной жизни, то вот и твое место наказания». Вслед за тем один из Ангелов из пламени извлек одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и был с ног до головы окован в цепи. Тогда оба Ангела приступили с страдальцу, сняли с него оковы и вместе с цепями исчезла его чернота, человек стал чист и светел, как Ан­гел; потом Ангелы облекли его в блестящее оде­яние, подобное свету.

— Что значит это изменение человека?

— ре­шился я спросить Ангелов.

— Эта грешная душа, — отвечали Ангелы, — отлученная от Бога за свои грехи, должна была вечно гореть в этом пламени; между тем родите­ли этой души много подавали милостыни, много делали поминовений на литургиях, отправляли па­нихиды, и вот, ради родительских молитв и мо­литв Церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена от вечного мучения и теперь предстанет пред ли­цом своего Господа и будет радоваться со всеми Святыми.

Когда видение кончилось, я пришел в себя, и что же увидел: вокруг меня стояли и плакали, го­товя мое тело к погребению».

В журнале «Описание знамений и исцелений в 1863 году от Святыни Афонской в России» приведено письмо, адресованное иеромонаху Арсе­нию следующего содержания: «Много скорбели мы о смерти нашего брата, князя М. Н. Чегодае-ва, последовавшей в 1861 году в Самаре. И тем более печалились, что смерть его была внезапной, без покаяния и напутствия Святых Таинств. Но вот вижу сон, будто я и покойный мой брат идем вместе по прекрасной местности. Подходим к но­вому, как бы недавно построенному селу, при вхо­де в которое стоит новый высокий деревянный крест, а при выходе из села высится чудесной кра­соты дом, также новый. Приблизившись к нему, брат с радостным видом сказал мне:

— Вот какое богатое село недавно купил я, и этой покупкой я очень и очень обязан моей жене Ташеньке; надобно написать к ней и поблагода­рить ее за сделанную милость для меня.

Значение этого сна скоро объяснилось. Я по­лучила письмо от Татьяны Никифоровны, в ко­тором она меня извещала, что ей Господь помог устроить вечное поминовение по мужу, моему брату, во Святом Афоне».

Настолько важны для души усопших молитвы за них, особенно за Божественной литургией, что по Божьему произволению иногда души усопших являются живым с просьбой помолиться за них. Вот один из таких современных случаев. Стал являться одной женщине во сне умерший муж с просьбой дать два рубля. Явления эти с одной и той же просьбой повторялись несколько ночей подряд, что вызывало у вдовы беспокойство и тревогу. По совету знакомых пошла она в цер­ковь, чтобы подать заказную записку на литургию с именем покойного. На вопрос, сколько стоит по­дать эту записку, ей ответили: «два рубля». Впол­не естественно, что явления покойного мужа с тех пор прекратились, так как просьба его была вы­полнена.

Пусть этот случай всегда напоминает нам, что необходимо заботиться о своих усопших близких, молиться о них и надеяться, что когда настанет и наш час отойти в мир иной, будут молиться и о нас.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет по православному обряду, то, незави­симо от того, когда он умер, нужно обязательно за­казать отпевание, если, конечно, для этого нет цер­ковных препятствий, например, был неправо­славным или покончил жизнь самоубийством. Можно также заказать церковное поминовение на полгода или год. Монастыри же могут принять просьбу поминовения на более долгие сроки. Многочисленные свидетельства подтверждают как важен обряд церковного отпевания для душ усоп­ших. Вот одно из таких свидетельств, рассказан­ное священником Валентином Бирюковым, про­живающим в г. Бердске Новосибирской области:

«Случай этот произошел в 1980 году, когда я был настоятелем храма в одном из городов Сред­ней Азии. Подошла как-то ко мне одна пожилая прихожанка и говорит:

— Батюшка, помогите. Сын совсем замучил, сил больше нет.

Зная, что живет она одна, я удивился и спросил:

— Какой сын?

— Да погиб который в 1943 году на фронте. Снится мне почти каждую ночь, да сны одни и те же: будто сидит он посреди грязи, а его сер­дечного бьют палками со всех сторон, да этой гря­зью забрасывают. А сын смотрит на меня жа­лобно, вроде просит о чем.

— Отпет сын-то твой? — спрашиваю.

— Да Бог весть. Может, и отпевали их на фронте, а может, и нет.

Записал я имя убиенного воина и совершил положенный чин отпевания. Буквально на сле­дующий день прибегает ко мне радостная прихо­жанка и сообщает:

— Сын-то опять приснился, да по-другому — будто идет он по твердой дороге, радостный весь и бумагу в руках держит, а мне говорит: «Спаси­бо мама, что пропуск мне выхлопотала. С этим пропуском мне везде открыта дорога».

Показал я ей разрешительное письмо, что чи­тается при чине отпевания:

— Эта бумага была при сыне?

— Да, батюшка, эта».

Удивительный случай этот должен вразумить нас позаботиться об отпевании наших усопших близких. Если же вы не знаете, отпет ваш род­ственник или нет, и есть сомнения, то нужно обратиться к священнику за благословением.

После того, как душа покинула тело, на протяжении 40 дней она будет находиться в том месте, где жила. Бывает такое, что люди, после похорон чувствуют, что в доме кто-то присутствует. Если хотите ощутить состояние призрака, представьте себе, как вы едите мороженное в целлофановом пакете: есть возможности, но вы не можете ничего сделать, ни испытать вкуса, ни дотронуться ни к чему, не можете двигаться физически. Когда призрак смотрит в зеркало – он себя не видит, и чувствует шок. Отсюда обычай накрывать зеркала.
Первый день после смерти физического тела душа находится в шоке от того, что не может понять, как она будет жить без тела.
В Индии (после обучения брахманов — высшей касты — касты жрецов , древними русами) есть обычай сразу сжигать тело. В древности и на Руси делали обряд КРОДа — сжигание тела умершего. Если тело долго будет мертвое, душа постоянно будет возле него кружиться. Если тело закопать – она будет видеть процесс разложения. Пока тело не сгниет – душа будет находится с ним, потому что она очень привязана была при жизни к своей внешней оболочке, практически отождествляла себя с ним, тело было самым ценным и дорогим.
На 3-4 день душа немного приходит в себя, отвязывается от тела, ходит по окрестностям, и возвращается в дом. Родственникам не нужно устраивать истерик и громких рыданий, душа все слышит, и испытывает на себе эти муки. В это время надо читать священные писания и буквально объяснять, что душе дальше делать. Духи все слышат, они находятся рядом с нами. Смерть – это переход в новую жизнь, смерти как таковой не существует. Так же как при жизни мы меняем одежды, так и душа меняет одно тело на другое. Душа в этот период испытывает не физическую боль, а психологическую, она очень переживает и не знает, что ей делать дальше. Поэтому надо помочь душе и успокоить ее.
Потом нужно ее покормить. Когда стресс проходит, душа хочет есть. Такое состояние появляется также, как при жизни. Тонкое тело желает получить вкус. А мы в ответ на это ставим рюмочку водки и хлеба. Подумайте сами, когда вы голодны и испытываете жажду, вам предлагают сухую корочку хлеба и водку! Как вам будет?
Вы можете облегчить дальнейшую жизнь души после смерти.
Куда уходит душа после смерти?
Для этого первые 40 дней не нужно ничего трогать в комнате умершего и не начинать делить его вещи (после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.).
По прошествии 40 дней от имени умершего можно совершить какой-то хороший поступок и передать силу этого поступка ему – например на день его рождения держать пост и заявить о том, что сила поста переходит умершему.
Для того, чтобы помочь умершему, нужно заработать это право. Просто поставить свечку – маловато. В частности можно накормить голодных или раздать милостыню, посадить дерево, и делать все это нужно от имени умершего.
На 9-й день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол. За первый поминальный стол семья умершего не садилась.
Теперь же наоборот: за стол садилась семья и еще девять человек (трое, кто омывал покойника, трое, кто делал гроб, трое, кто яму копал).
В современных условиях количество приглашенных может варьироваться, потому что существуют различные государственные службы, которые оказывают необходимые ритуальные услуги: в морге покойника переодевают, гроб можно купить в магазине ритуальных принадлежностей, могила также может быть приготовлена заранее. Следовательно, приглашенных может быть 3 — 6 — 9, а может не быть никого.
На 40-й день после смерти человека устраивают третий поминальный стол — «саракавiцы», на котором присутствует семья умершего, родственники, близкие, друзья, коллеги по работе. В церкви заказываю Сорокоуст — сорок литургий.
Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом», тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.
После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное». Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю.

Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь».
В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.
Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться,
Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета — синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.
После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.
На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.
На протяжении этого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Дни особого поминовения усопших в течение года:
Мясопустная суббота — суббота на девятой неделе перед Пасхой;
Вселенская Родительская суббота — суббота на второй неделе Великого поста;
Вселенская Родительская суббота — суббота на третьей неделе Великого поста;
Вселенская Родительская суббота — суббота на четвертой неделе Великого поста;
Радуница — вторник на второй неделе после Пасхи;
Троицкая суббота — суббота на седьмой неделе после Пасхи;
Дмитриевская суббота — суббота на третьей неделе после Покровов (14.10).
Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») — 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1—3 дня раньше.
В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище — проведать могилу.
Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.
Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.
После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.
Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.
Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.
Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.
На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.
Не все из нас умеют молиться, а тем более знают молитвы по умершим. Мы приводим несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *