Молитва я матерь божия

Молитва я матерь божия

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия

Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди. Бога он никогда не воспринимал и не молился ему. Но когда он понял, что мир останется таким, какой он есть, и ничего в нем не изменить, он поменял свои взгляды.

Лирику знаменитого стихотворца символически возможно разделить на начальный и поздний этапы. И в случае если ранние работы обладают элементами воспроизведения, то, к примеру, наиболее запоздалая лирика имеет ранее присущую стилевую особенность.

Стихотворение «Молитва» отображает духовность и любовь к женщине.

Когда писатель создает свое творение, то он отображает в нем три образа. Образы осуществляются божьей матерью, любящей женщиной и самого поэта. Он описывает свою внутреннюю тревогу и болезнь, показывает и выворачивает свою душу наизнанку. После этого оговаривается чистая душа, девушка, которая одинокая в чужом для нее мире, которая заблудилась и не знает где ей найти дорогу. Он придает часть стихотворения молитве, в нем отображает святую душу, которая может помочь стать на истинный путь. Главный герой борется с самим собой и в какой-то части находит успокоение. Автор молил о спокойствии души, но он это проявлял в разных формах. Боязнь помолится перед открытым небом, заставляла его смотреть на мир по-другому.

Никто не понимает, как эта чистая душа может относиться к герою. Сколько им лет и как они связаны друг с другом. Последние строки передают большую разницу в возрасте.

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника, в свете безродного…

Автор описывает нежные чувства к своей избраннице. Когда читаются эти строки можно увидеть некий эмоциональный фон. Чудо, перед которым стоит герой, это Божья матерь, это святая душа из всех покровителей мира. Она должна ему показать праведный путь.

В стихотворении имеется вся суть, автор положил много силы в его написание. Здесь открывается суть сюжета и своеобразные образы.

Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова

В этом произведении, которое попало под очень большую критику, поэт выразил весь свой бунтарский дух, которого у него было предостаточно, так как он был очень молод и амбициозен, что и приводило к различного рода конфликтов с властями, которые очень жестоко довили все проявления вольнодумства.

Стихотворение, можно отнести к позднему циклу стихов, которые были написаны после ссылки на Кавказ, где поэт провел достаточно большое время. Именно там, к поэту пришла вера, но вера не в том смысле, который понимает православный человек, так как он был настоящим атеистом, который не мог просто так обращаться к Богу, но в этой соей роботе, он начинает осмысливать все происходящее с другой точки.

Поэт не обращается на прямую к Богу, так как он не может себе этого позволить, но он четко понимает и признает, что слово, имеет огромную силу, а это для него играет очень сильный, сакральный смысл, смысл всей его молодой жизни, жизни, которая очень скоро может закончится.

Вся суть этого произведения заключается в том, что наш герой уже давно смирился со своей участью и не собирается ни чего менять, так как очень четко представляет свое предназначение, предназначение нести людям поэзию, которая бунтует молодые умы.

Весь сюжет сводится к покаянию и смиренности, но это своеобразное покаяние, покаяние через стихи, так как по-другому, наш герой не может признать свои промахи и ошибки, которые допускал раньше. Он признает свою великую слабость, которой он обладает, которая мешает ему быть как все.

Полное переосмысление ценностей, которые наш юный герой не замечал раньше, но теперь, все будет по-иному, так как он познал великий смысл бытия и вечности, которые скрываются на небесах и в его молодой, бунтарской душе, душа, которая рвется на свободу, словно парус корабля, которому уготовано очень длинное плавание.

Анализ стиха №3

В момент написания данного стихотворения, автору всего лишь 25 лет, но за столь юный возраст он уже успел побывать в ссылке. Вернувшись с Кавказа, Михаил Васильевич Лермонтов решает обратиться к Богу, хотя в целом, никогда его не признавал и считал, что его нет.

Многие считали, что Михаил Лермонтов, не способен на осмысление поступков, он начинает думать о них только после того, как уже совершил какой-то поступок. После прибытия из ссылки, он был проникнут восточной мудростью и невероятным умом народа. Лермонтов оставался все тем же «бунтарем», но смысл своих стихотворений он решил в целом изменить, он перестал доказывать людям их ошибки и глупости. В Москве, одна молодая девушка Мария Щербакова заставляет задуматься писателю о том, что только молитва, обращённая к Богу, способна исправить все грехи и помочь в самые трудные секунды жизни.

В этом стихотворении Лермонтов не обращался к Богу, он лишь возвышает обычные слова, которые обладают магической и волшебной силой, они способны вылечить человека от душевной тоски. Он молится о молодой девушке, она либо дочь, либо возлюбленная, это остаётся загадкой. Понятно лишь то, что лирический герой испытывает нежнейшие чувства к этой девушке. Молитва содержит просьбу, «окружить счастьем» ту героиню, о которой так сильно переливает лирический герой. Михаил Юрьевич прислушался к совету Марии и обращался к Богу тогда, когда в его душе была тяжесть. Одна из сложнейших преград в его жизни — собственные страхи и комплексы.

В последнем четверостишии, поэт говорит нам о следующем: «Срок ли приблизиться часу прощальному». Под этими словами, безусловно, подразумевается смерть. Лирический герой, как бы не в силах выговорить это слово, поэтому выражает его целым предложением. Это предаёт стихотворению нежность. По эмоциональным чувствам, пережитыми во время прочтения этого стихотворения, данное четверостишие является кульминацией.

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, это в какой-то степени смирение поэта с его судьбой, которая была ему предназначена. Но в то же время, это чувство в собственную душу, силу и вера в то, что он справиться со всеми трудностями, встречающимися в его жизни. Данное стихотворение — крик души Лермонтова. Он кричит о борьбе с собственными слабостями с которыми ему сложно справиться. Они вынуждают его прятать своё нутро и характер, чувства и мысли под маской, которую поэт так и не снимет к своей кончине.

По плану

>Картинка к стихотворению Молитва я матерь божия

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова Родной язык

    Валерий Яковлевич Брюсов – это один из самых ярких представителей символизма в России. Несмотря на то, что он любил затрагивать философские вопросы в своих произведениях, Брюсов всегда предпочитал выражаться как можно более

  • Анализ стихотворения Баратынского Элегия 9 класс

    Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,

  • Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы

    А.А. Блок написал знаменитое произведение «Вхожу я в тёмные храмы…» в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева.

  • Анализ стихотворения Блока Девушка пела в церковном хоре

    Александр Блок в 1905 году написал данное произведение. В то время происходила 1 русская революция, тяжелое было время. В данном стихотворении идет противопоставление веры в хорошее будущее и суровой реальности.

  • Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза

    Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».

Лермонтов: герой не нашего времени

Чеченские корни, тайная дочь, зловещие предзнаменования и другие «страшные» тайны великого русского поэта

15 октября читающий мир отмечает 200-летнюю годовщину со дня рождения Михаила Юрьевича ЛЕРМОНТОВА. Лев ТОЛСТОЙ писал о нем так: «Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. Его «Бородино» — это зерно моей «Войны и мира». …Поживи Лермонтов чуть дольше — не нужен был бы ни я, ни Достоевский». Да, поэт прожил совсем недолго — в 26 лет погиб на дуэли, но мифов и невероятных слухов вокруг его имени накопилось множество. С помощью экспертов постараемся подтвердить или опровергнуть некоторые из них.

Миф 1

Был ранен в сердце и умер мгновенно.

С этим утверждением не согласны многие медики. Доцент Пермской государственной медицинской академии, хирург Михаил Давидов четверть века исследует жизнь и творчество русского гения.
— В Лермонтовской энциклопедии сказано, что поэт скончался в течение пяти минут после ранения, не приходя в сознание. Это считается непреложным фактом, но подтверждается он только показаниями секундантов, которым надо было снять с себя ответственность за то, что ничего не сделали, чтобы спасти Лермонтова, — говорит Давидов. — Однако сам Мартынов, убивший поэта, утверждал, что уезжал с места дуэли, когда тот был еще жив. И комендант Пятигорска Ильяшенков собирался отправить поручика Лермонтова на гауптвахту после дуэли, будучи уверенным, что тот не убит.
Есть показания слуги поэта, с которым, по некоторым данным, он был близок. 16-летний Христофор Саникидзе рассказал, что Михаил Юрьевич умер на полдороге в город — после того, как более четырех часов пролежал на месте дуэли под проливным дождем.

В материалах дела вообще много нестыковок. Там указано, что дуэлянты стрелялись с 15 шагов. Однако, по свидетельству офицера Васильчикова, расстояние между Лермонтовым и Мартыновым составляло всего десять шагов, то есть 6,6 метра. Как известно, Михаил Юрьевич выстрелил в воздух, а Мартынов, стоявший на площадке ниже Лермонтова и под проливным дождем имевший преимущество при стрельбе, не промахнулся. Но все же в сердце он не попал. Пуля вошла ниже 12-го ребра, прошла поперек тела и вышла сзади с левой стороны в пятом межреберье.
Осматривавший тело поэта врач Пятигорского военного госпиталя Иван Барклай-де-Толли тоже не заметил следа от пули в области сердца. Были задеты печень, диафрагма и левое легкое. Я исследовал ход подобного раневого канала, моделировал компьютерные томограммы и убедился: при такой травме сердце остается намного выше и в стороне, и раненые живут еще часов пять — десять даже без оказания помощи.
Если бы Лермонтову наложили герметичную повязку на рану и своевременно доставили в госпиталь, его жизнь можно было продлить. Шансы поэта на выздоровление составляли 40 — 50 процентов. Сегодня такое ранение и вовсе не считается тяжелым — летальность составляет всего 1 — 3 процента. Но присутствующие на поле боя секунданты не сделали ничего, чтобы спасти Михаила Юрьевича, нарушив все дуэльные правила. Они просто наблюдали, как поэт умирает.

Александра СМИРНОВА-РОССЕТ

Миф 2

Отец поэта — чеченец, еврей или кучер.

«Чеченская» версия происхождения Лермонтова получила распространение с легкой руки журналистки Марьям Вахидовой, утверждавшей, что мать поэта, Мария Михайловна Арсеньева, родила его не от помещика Юрия Лермонтова, а от чеченского разбойника, абрека Бейбулата Таймиева, с которым познакомилась в 1811 году, отдыхая с матерью на Кавказе. По мысли Вахидовой, беременную Машеньку мама Елизавета Алексеевна спешно увезла в Россию, где та родила сына. Когда мальчик подрос, бабушка уговорила небогатого отставного офицера Юрия Петровича Лермонтова, проживающего в имении Кропотово Тульской губернии, взять в жены Машу с ребенком, которому в метрике убрали три «лишних» года.
Вариация же на тему отца-еврея прозвучала в статье израильского ученого Моше Надира. Дескать, Михаил Юрьевич не был похож на своих родителей и смугловатым цветом кожи явственно «намекал» на принадлежность к народу Израиля. Ученый Савелий Дудаков даже указал имя отца поэта — якобы им был личный врач бабки Лермонтова, французский еврей Ансельм Леви.

В 1841 году церковь отказалась отпевать поэта. Считалось, как дуэлянт, он повинен в трёх тяжких грехах: попытке убийства и самоубийства и неповиновении властям. И дьявол в поэме «Демон», как казалось епархии, был наделен привлекательными чертами. Настенная роспись в церкви села Подмоклово близ Серпухова в Подмосковье даже отправила поэта в ад. А с ним и отца Павла, настоятеля храма в Пятигорске, за плату проводившего поэта в последний путь

Байку с кучером в 1973 году запустил лермонтовед Виктор Мануйлов, увидевший в сочинении школьника из Тархан рассказ о таинственной любви 17-летней аристократки Маши Арсеньевой и крепостного кучера ее матери. Юная госпожа якобы «понесла» от него. Увы, следов того кучера пока не нашли.
— Доказательства всех этих версий весьма убогие… иногда жалею, что дуэли сейчас запрещены, — так в свое время прокомментировал «горячие» новости правнучатый племянник и полный тезка поэта Михаил Юрьевич Лермонтов. — Прадед бы послал вызов не задумываясь.

Во время следствия секунданты ГЛЕБОВ и ВАСИЛЬЧИКОВ не были изолированы друг от друга и переписывались с МАРТЫНОВЫМ, который содержался в городской тюрьме. Подследственные о многом умалчивали, но их показания не подвергли объективной проверке

Миф 3

У Михаила Юрьевича родилась дочь.

Как известно, у Лермонтова не было детей. Однако этот факт взялась опровергнуть автор книги «Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова» Лидия Белова. Она утверждает, что в 1840 году Александра Смирнова-Россет родила от поэта дочку Надю. Замужняя 28-летняя дама закрутила любовь с 24-летним Лермонтовым, но, когда забеременела, ее друга выслали из Петербурга, и их пути разошлись. Дочь Лермонтова — настоящая сенсация.

Но потомки поэта пока не дали о себе знать, хотя подтвердить родство сегодня не проблема.

Юбилейные монеты с портретом поэта

Миф 4

Лермонтова застрелил снайпер.

Эту версию еще в 1930-х годах прошлого века выдвинул директор пятигорского музея «Домик Лермонтова» Степан Коротков, усмотрев в трагедии поэта масонский след. Но тут же был разжалован с формулировкой «за вульгарную версию убийства Лермонтова».
Туману добавила повесть Константина Паустовского «Разливы рек» (1952). Заканчивалась она загадочно: «Одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял».
Вскоре появились работы других авторов, которые утверждали: на дуэли Мартынова и Лермонтова тайно присутствовал наемный убийца — он и сразил поэта. В доказательство сторонники этой версии приводили характер ранения поэта: дескать, траектория полета пули Мартынова невозможна при том положении дуэлянтов, которое описывают. Но, как уже отмечалось, дуэльная площадка была неровной и Мартынов стоял ниже Лермонтова, пуля летела по «правильной» восходящей траектории.

Миф 5

Мартынова сурово наказали.

Он был наказан, да, но уже после смерти. При жизни же убийцу Лермонтова не сослали в Сибирь и не разжаловали в рядовые, как можно было бы ожидать, а приговорили к заключению на гауптвахте на три месяца и преданию церковному покаянию. Несколько лет Мартынов выдерживал в монастыре эпитимью, наложенную на 15 лет, заключающуюся в изнурительных молитвах и строгом посте. Для убийцы Лермонтова такая мера была невыносимой, и он дважды просил о сокращении срока эпитимьи. В 1846 году Мартынова от нее освободили.
Здравомыслящие люди того времени осуждали столь мягкое наказание. Покоритель Кавказа, генерал Алексей Ермолов, высказался жестко: «Уж я бы не спустил этому Мартынову. Если бы я был на Кавказе, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать да, вынувши часы, считать, через сколько времени посланного не будет в живых. И было бы законным порядком. Уж у меня бы он не отделался. Можно позволить убить на дуэли всякого другого человека, будь он вельможа и знатный: таких завтра будет много, а этих людей не скоро дождешься!»
Последние годы Мартынов провел в Английском клубе за игрой в карты. Говорили, что тогда он увлекся спиритизмом и даже пытался вызвать дух убитого им поэта. Умер Мартынов в 1875-м в 59 лет. В завещании просил родных похоронить его в подмосковном имении Знаменское, но не в фамильном склепе, а в отдельной могиле без надгробия. Убийца понимал: его останкам не дадут лежать в земле. Но родственники нарушили волю покойного. В 1924 году в бывшем имении Мартынова разместилась колония беспризорников. Когда ребятишки узнали, кто он такой, они извлекли скелет из склепа и разбросали останки по всей усадьбе.

«ЛЕРМОНТОВ в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (П. Е. ЗАБОЛОЦКИЙ, 1837 г.). Сохранилось 15 прижизненных портретов поэта. По описаниям современников, Михаил Юрьевич был ростом не выше 160 см, имел выраженный кифоз (горб), страдал хромотой, но при этом пользовался большим успехом у женщин

Зловещие предзнаменования

Так уж повелось: ПУШКИН — «наше все», и каждая значимая дата его жизни и творчества отмечается в России широко и громко. А вот с ЛЕРМОНТОВЫМ, которого традиционно считают вторым по значимости российским поэтом, ничего подобного не происходит. Есть тут какая-то несправедливость.

Кто знает, возможно, на каком-то глубинном уровне мы боимся грозных предзнаменований, которые несет в себе личность Лермонтова. Еще Анна Ахматова подметила: в юбилейные годы, связанные с жизнью и смертью Михаила Юрьевича, в России происходят страшные катаклизмы. В 1914-м, в год 100-летия со дня рождения поэта, началась Первая мировая война. Через 100 лет после его смерти, в 1941-м, — Великая Отечественная. В 1991-м, в 150-ю годовщину смерти Лермонтова, распался Советский Союз. Нынешний юбилейный год начался с траура по погибшим в результате теракта в Волгограде. Спустя две недели россияне с ужасом смотрели на полыхающий Киев, предчувствуя войну — страшную, братоубийственную, антирусскую. Такие странные совпадения…

«Молитва(Я, матерь божия, ныне с молитвою)», анализ стихотворения Лермонтова

Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому.

Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» — самой известной молитвы.

Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» — 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.

Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной», герой просит за «деву невинную». Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.

По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.

Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного», а за «деву невинную», которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного». Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная», ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную».

Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды», оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».

Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные». Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице», звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Молитва(Я матерь божия)»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

  • «Нет, я не Байрон, я другой…»*

    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Я раньше начал, кончу ране,
    Мой ум не много совершит,
    В душе моей, как в океане,
    Надежд разбитых груз лежит.
    Кто может, океан угрюмый,
    Твои изведать тайны? кто
    Толпе мои расскажет думы?
    Я — или бог — или никто!
    ( Михаил Юрьевич Лермонтов Собрание Сочинений В Шести Томах Том 2. Стихотворения 1832–1841 )

  • тема стиха: 1829
  • «Спеша на север из далека…»*

    Спеша на север из далека,
    Из теплых и чужих сторон,
    Тебе, Казбек, о страж востока,
    Принес я, странник, свой поклон.
    Чалмою белою от века
    Твой лоб наморщенный увит,
    И гордый ропот человека
    Твой гордый мир не возмутит.
    Но сердца тихого моленье
    Да отнесут твои скалы
    В надзвездный край, в твое владенье
    К престолу вечному аллы.
    Молю, да снидет день прохладный
    На знойный дол и пыльный путь,
    Чтоб мне в пустыне безотрадной
    На камне в полдень отдохнуть.
    Молю, чтоб буря не застала,
    Гремя в наряде боевом,
    В ущельи мрачного Дарьяла
    Меня с измученным конем,
    Но есть еще одно желанье!
    Боюсь сказать!

    — душа дрожит!
    Что если я со дня изгнанья
    Совсем на родине забыт!
    Найду ль там прежние объятья?
    Старинный встречу ли привет?
    Узнают ли друзья и братья
    ( Михаил Юрьевич Лермонтов Собрание Сочинений В Шести Томах Том 2. Стихотворения 1832–1841 )

  • Три пальмы*

    В песчаных степях аравийской земли
    Три гордые пальмы высоко росли.
    Родник между ними из почвы бесплодной,
    Журча, пробивался волною холодной,
    Хранимый, под сенью зеленых листов,
    От знойных лучей и летучих песков.
    И многие годы неслышно прошли;
    Но странник усталый из чуждой земли
    Пылающей грудью ко влаге студеной
    Еще не склонялся под кущей зеленой,
    И стали уж сохнуть от знойных лучей
    Роскошные листья и звучный ручей.
    И стали три пальмы на бога роптать:
    «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
    Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
    Колеблемы вихрем и зноем палимы,
    Ничей благосклонный не радуя взор?..
    Не прав твой, о небо, святой приговор!»
    И только замолкли — в дали голубой
    Столбом уж крутился песок золотой,
    Звонков раздавались нестройные звуки,
    Пестрели коврами покрытые вьюки,
    И шел, колыхая ( Михаил Юрьевич Лермонтов Собрание Сочинений В Шести Томах Том 2. Стихотворения 1832–1841 )

    тема стиха: 1839
  • Листок*

    Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя
    И вот наконец докатился до Черного моря.
    У Черного моря чинара стоит молодая;
    С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
    На ветвях зеленых качаются райские птицы;
    Поют они песни про славу морской царь-девицы.
    И странник прижался у корня чинары высокой;
    Приюта на время он молит с тоскою глубокой
    И так говорит он: я бедный листочек дубовый,
    До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
    Один и без цели по свету ношуся давно я,
    Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
    Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
    Немало я знаю рассказов мудреных и чудных.
    На что мне тебя? отвечает младая чинара,
    Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
    Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
    Мой ( Михаил Юрьевич Лермонтов Собрание Сочинений В Шести Томах Том 2. Стихотворения 1832–1841 )

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *