Молитва в жизни христианина

Молитва в жизни христианина

Молитва должна бы относиться к любимейшим занятиям христианина. В молитве в особой мере проявляется наша связь с Господом; наше общение с Ним углубляется, и укрепляется наша вера. Поэтому невозможно без молитвы быть христианином. Один из учеников однажды попросил Иисуса (Луки 11:1): «Господи! Научи нас молиться, как Иоанн научил учеников своих». Это желание должно быть в сердцах тех, которые искренне веруют в Иисуса Христа. Которые видят только в Нем защиту, смысл жизни, успокоение и многое другое. Можно сказать, Иисус научи нас разговаривать с Собой.

Что значит слово «Молитва»?
Молитва значит: говорить с Богом и слушать Его. Молитва – это диалог Бога с человеком! Филиппийцам 4:6: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Неужели действительно возможно, чтобы христианин ни о чем не заботился? Это возможно, пока мы черпаем силы из источника молитвы – веры. Мы должны все приносить Господу в молитве. Всегда означает всегда. Нет ничего, что было бы для Него слишком огромным или слишком ничтожным, а значит не стоящим Его заботы! В молитве мы обговариваем с Богом все. Молитва – это и действие, и атмосфера. Мы приходим к Господу в какое-то конкретное время и повергаем к Его ногам какие-то конкретные прошения. Но мы можем жить и в атмосфере молитвы. Мы можем сделать так, чтобы главный настрой нашей жизни был молитвенным настроем. На любое дело, за которое мы беремся, прежде нужно просить благословения у Бога. Я говорю Ему о самых сокровенных переживаниях. Я говорю Ему о своей радости быть спасенным, о моих отношениях с разными людьми на работе, в школе, в церкви. Я выражаю Ему свою благодарность и говорю с Ним обо всех моих заботах и о моей ответственности как христианина. И здесь важны не красиво построенные фразы, но честное сердце. И тогда Господь будет рядом, и тогда наша молитва будет доходить до Него.

Почему мы должны молиться?
В первую очередь мы должны со всей серьезностью понимать и осознавать важность молитвы в нашей жизни. Тогда мы сможем вести полную отдачи, ожидания и терпения молитвенную жизнь. Мы молимся потому, что мы общаемся с Творцом. Со дня творения человека Бог разговаривал с ним. Псалом 41:2-3 показывает нам, что тот, который понял смысл общения с Богом, понял всю прелесть этого общения, почувствовал на себе близость Бога в момент молитвы. Такой человек будет постоянно желать общения с Творцом. Он постоянно будет искать этого общения.

Бог создал нас для общения с Ним. К молитве нас побуждает Сам Бог. Он есть истинный пример всем молитвенникам. Жизнь и служение Иисуса Христа наполнено молитвой: Христос молился, принимая крещение, перед началом Своего служения, при избрании учеников, при Преображении, перед страданиями в Гефсиманском саду и на кресте.

В общении с Богом мы получаем силу. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:31). Для того чтобы бороться с грехом, иметь силу и мудрость для свидетельства другим людям об Иисусе Христе, мы нуждаемся в исполнении силой Духа Святого. Молитва – это путь к исполнению этой силой. Бывают случаи в жизни, когда нам очень тяжело. Нет радости, все кажется серым – и нет выхода из сложившейся жизненной ситуации. И в этот момент нам необходимо склониться пред Богом и все Ему рассказать. Он наш небесный Отец, Который не только может выслушать, но может и помочь. И после такой молитвы наступает спокойствие; радость наполняет сердце. «Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоанна 16:24).

В Библии мы находим разные формы молитвы.

  1. Читая Бытие 24:26, мы видим человека, который поклонился Господу. Поклонение – это высший, наиважнейший и лучший вид молитвы. При этом мы не только возносим наши просьбы Богу, но с благодарным сердцем славим, чтим и прославляем Его. Поклонение – это полное изумления и хвалы созерцание сущности Бога. Мы славим Бога за Его величие, милость, любовь, долготерпение к нам, людям. Мы обязаны это делать, так как Он возлюбил нас до нашего рождения, Он пострадал за каждого из нас. Он достоин поклонения, потому что Он дал нам жизнь. Поднял нас из глубины греховного рва и сделал нас Своими детьми. Поистине Бог наш Великий и Всемогущий.
  2. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1, 9). Читая Священное Писание, не перестаю удивляться милости Отца Небесного: «простит нам грехи наши», если мы выполним маленькое условие, откроем их пред Богом. Да, Бог видит все наши грехи, но самое главное – мы их должны осознать сами и принести в молитве пред Богом, и тогда исполнится Писание. Не надо приносить многочисленные жертвы, как это было в Ветхозаветние времена, потому что была принесена большая жертва – Иисус Христос; достаточно просто в молитве открыть грех пред Богом – и Он простит. Исповедание грехов тоже должно присутствовать в нашей молитве. Чем б лиже мы входим в присутствие Божие, тем яснее становится наш грех. Чем ярче свет, тем яснее мы видим грязь.
  3. Каждый день мы так много доброго получаем от Бога, поэтому для нас должно быть само собой разумеющимся благодарить Его. Но часто мы забываем делать это. Мы привыкли или привыкаем получать все даром – и порой никакой благодарности. Но все же мы должны приложить все усилия к тому, чтобы в каждой нашей молитве присутствовала благодарность. Библия призывает нас к тому, чтобы мы постоянно благодарили Бога Отца и Господа Иисуса Христа (Ефесянам 5,20).

Если эти три пункта будут присутствовать в нашей молитве, то мы будем испытывать большие благословения. Я говорю не о том, что в нашей молитве не может быть просьбы или ходатайства, но о том, что нам нужно вначале научиться поклоняться, исповедывать свои грехи и благодарить, а потом – все остальное.

Наша молитвенная жизнь не может быть ограничена временем, местом и условиями. «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17). Кроме официальных молитвенных служений мы можем молиться идя дорогою, на рабочем месте, в магазине – всюду и везде и во всякое время. Если мы научимся постоянно молиться, то наша жизнь будет преображаться каждый день.
Давая столь широкую возможность молиться, Бог все же имеет некоторые требования к молящемуся:
Молитва должна быть обдуманной: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл. 5:1).

  1. Молитва не должна быть заученной, обрядовой. Она должна быть свободной.
  2. Молитва должна исходить из чистого открытого сердца.
  3. В молитве не нужно спешить давать обет Богу. С Богом мы не производим коммерческих сделок. «Если даешь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор. 23:21). Часто человек дает обещание поспешно, и только после того, как даст обещание, обдумывает сделанное действие – это сеть для человека.
  4. Мы должны быть постоянны. Сегодня я помолюсь три раза, а завтра – ни одного, нет, не такой должна быть молитва. В Деяниях 6:4 записано: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Вот это необходимо для нашей успешной молитвенной жизни.
  5. Молитву совершает тот, кто смиряется перед Богом. Грешник и согрешивший, прежде всех ходатайств и прошений, обращенных в молитве к Богу, должен совершить покаяние. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» (1 Петр. 3:12).

Итак, подводя итог, мы понимаем, что молитва для верующего – это как воздух, как вода в пустыне. Без молитвы христианин умрет духовно, потому что не будет питаться от общения с Богом. Но тот, кто постоянно пребывает в молитве, в общении с Творцом, у того будет успешная христианская жизнь. Она будет полна обильных благословений и будет наполнена радостью от общения с Богом.

Значение Иисусовой молитвы — в жизни христианина.

Иисусова молитва приближает нас — ко Христу.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», – должна взывать ко Господу каждая верующая душа, Господь ждет, что мы призовем Его, и радуется этому призыванию. Творящий Иисусову молитву непременно спасется, Господь не попустит ему погибнуть. Он готов помочь всякому, и если мы иногда замечаем, что Господь как будто оставляет нас, то причина этого кроется в самом же человеке.

Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это есть КРАТЧАЙШИЙ — путь к достижению Царствия Небесного; хотя этот ПУТЬ — долгий и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби.

Иисусова молитва — БЫСТРЕЕ всех других молитв ПРИВОДИТ человека — в ПОКАЯННЫЙ настрой и показывает ему — его НЕМОЩИ и ГРЕХИ, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он — величайший грешник, а то Богу только и нужно.

Враг всячески СТАРАЕТСЯ — отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит. Действительно, человека всегда творящего эту молитву, СИЛА — Божия сохраняет невредимым от сетей вражеских; когда же человек вполне проникается этой молитвой, то она отверзает — ему райские врата, и хотя бы он на земле не получил особых даров и благодати, душа его будет дерзновенно вопиять: «Отверзите мне врата правды» (Пс. 117, 19). И вот, враг ВНУШАЕТ — различные помыслы для смущения неразумных; говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и т.д., а если этого нет, то она только прогневляет Бога; некоторые слушают эти доводы и БРОСАЮТ — молитву на радость врагу.

Начинающий молитву Иисусову подобен гимназисту, поступившему в первый класс гимназии и одевшему форму. Можно думать, что он впоследствии и кончит гимназию, а может быть и в университет пойдет. Но вот проходят искушения первого же урока; например, по арифметике ученик не понял, и помысл ему говорит: «Первого урока не понял, тем более не поймешь второго, а там, гляди, вызовут; лучше скажись больным, да посиди дома». Если же у ученика есть богатые родственники, то тут искушения еще больше, тот же соблазнительный голос говорит: «У тебя дедушка и дядюшка богатые, чего тебе учиться; у них погости». Слушает эти речи гимназистик, и ПЕРЕСТАЕТ — учиться, ТЕРЯЕТ — зря время; а прошло несколько лет – вырос балбес и никуда не годный. Время ушло, какое тут учение, – и исключают его из гимназии. Так и тут может случиться. Не нужно внимать искусительным помыслам, НАДО — гнать их от себя, и не смущаясь продолжать молитвенный труд. Пусть незаметны плоды этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т.д., – все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она ТИХО — совершает свое дело.

Один инок, 22 года проходящий молитву Иисусову, впал в уныние оттого, что не видит никаких благоприятных результатов своего труда. Он пошел к Старцу и высказал ему свое горе.

— Вот, отче, 22 года совершаю я Иисусову молитву и не вижу никакого толку.

— А какой же ты хочешь видеть толк? – вопросил его Старец.

— Как же, отче, – продолжал инок, – я читал, что многие, совершая эту молитву, стяжали духовную чистоту, имели дивные видения, достигали полного безстрастия. А я, окаянный, искренне сознаю, что я самый великий грешник, вижу всю свою скверну и, размышляя о сем, идя по дороге от монастыря к Скиту, часто трепещу, чтобы не разверзлась земля и не поглотила бы такого нечестивца, как я.

— А ты видел когда-нибудь как матери держат на руках своих детей?

— Конечно видел, отче; но как ко мне-то это относится!

— А вот как: если ребенка потянет к огню, и даже будет плакать, чтоб его ему дали – позволит ли мать обжечься ребенку ради его слез? Конечно, нет; она его унесет от огня. Так и Господь поступает, чадо мое. Он благ и милостив и мог бы, конечно, дать человеку какие угодно дары; но если это не делает, то для нашей же пользы.

Покаянное чувство — всегда ПОЛЕЗНО, а великие дары в руках человека неопытного могут не только принести вред, но и окончательно — ПОГУБИТЬ его. Человек может — ВОЗГОРДИТЬСЯ; гордость — хуже всякого порока: «Бог гордым противится» (1 Петр. 5, 5).

Всяк дар НАДО — выстрадать, а потом уж владеть им. Конечно, если царь дает — дар, то нельзя его бросить ему в лицо обратно; надо принять с благодарностью, но и стараться употреблять — с пользою. Бывали случаи, что великие подвижники, ПОЛУЧИВ — особые дарования, за гордость и осуждение других, не имеющих таких даров, ПАДАЛИ — в глубину погибели.

— А все-таки хотелось бы от Бога гостинчика, – продолжал инок, – тогда и трудиться было бы и спокойнее. — А ты думаешь, РАЗВЕ — это не милость Божия к тебе, что искренне СОЗНАЕШЬ — себя грешником и трудишься, совершая молитву Иисусову? Продолжай поступать также, и, если Богу будет угодно, Он даст тебе и сердечную молитву. Через несколько дней после этой беседы по молитвам о. Льва совершилось чудо. В один воскресный день, когда тот инок по послушанию подавал пищу братии на стол, произнес по обыкновению: «Примите, братия, послушание от меня убогого», – он почувствовал в сердце что-то особенное, точно какой-то огонь вдруг подпалил его, – от трепета инок изменился в лице и пошатнулся. Братия, заметив это, поспешили к нему.

— Что с тобой, брат? – спрашивали его с удивлением. — Ничего, голова заболела.

— Не угорел ли ты? — Да, верно угорел; помогите мне, Господа ради, дойти до моей кельи.

Его проводили. Он лег на кровать и совсем забыл о пище, забыл все на свете; и только чувствовал, что сердце его пламенеет любовью к Богу, к ближним. Блаженное состояние! С тех пор молитва его стала уже не устной как прежде, а умно-сердечной, т.е. такой, которая никогда не прекращается, и о которой Священное Писание говорит: «Аз сплю, а сердце мое — бдит» (Песн. 5, 2).

Впрочем, не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву: некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают, не ощутив — восторгов сердечной молитвы; но и таким людям не следует унывать; для них духовные восторги начнутся в будущей жизни и никогда не кончатся, а все будут увеличиваться с, постигая все больше и больше совершенства Божии, в трепете произнося: «Свят, Свят, Свят».

Приобретение внутренней молитвы — НЕОБХОДИМО. Без нее НЕЛЬЗЯ — войти в Царство Небесное. Внешняя, умная молитва — недостаточна, ибо она бывает и у человека, в которым присутствуют страсти. А внутреннюю — получают немногие. Вот некоторые и говорят: «Какой же смысл, творить молитву? Какая польза?» Великая, ибо Господь, давая молитву молящемуся, ДАЕТ — человеку молитву или перед самой смертью, или даже, ПОСЛЕ — смерти. Только, не надо ее оставлять.

Был у нас в Скиту иеромонах Михаил. Он творил молитву. Когда он скончался и все ушли из его кельи, я обратился к нему и говорю: «Батюшка, Батюшка, помолись ты за меня». И вдруг я вижу: он улыбнулся. Сначала я испугался, а потом ничего. И это была такая улыбка, которую я никогда не забуду… Он читал Псалтирь. Я подошел к аналою, взял Псалтирь и развернул, где у него была закладка, т.е. где он кончил. Последний псалом в жизни он читал 117-й. Там говорится: «Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви» (Пс. 117, 19). Так может говорить душа, обретшая внутреннюю молитву… Св. Пророку Давиду была открыта тайна троичности Лиц Бога, так что св. пророк Давид знал и про молитву Иисусову.

Необходимость, важность и значение молитвы

Для преуспеяния в нравственном совершенствовании необходимо постоянно внимать своему нравственному состоянию, бодрствовать на страхе спасения и вместе с бодрствованием по заповеди Спасителя надо соединять молитву. “Бдите и молитесь, — заповедал Господь, — чтобы не впасть в искушение” (Мф. 26:41).

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу или беседа человеческой души с Богом.

Начатки молитвы полагаются в самом обращении человека от греха к служению Богу, ибо молитва есть устремление ума и сердца к Богу, что и есть в обращении.

Как только кто покается, обратится от греха к добродетели, тотчас начинает ревновать о приближении к Богу, чтобы исправной жизнью привиться Ему, поставить себя в должное отношение к Нему.

Совершается это и обнаруживается в молитве.

Покаявшись, человек начинает исправлять все пути своей жизни, и свою душу и тело во всех их силах и отправлениях (борьба со страстями); деятельность и души и тела он облагает правилами, исполнением которых убивается и изглаживается привившееся к ним зло и укрепляется сродное им добро (упражнение сил души и тела в добре). Все это в совокупности составляет порядок богоугодной жизни. Пребывание (хождение) в этих заведенных порядках составляет деятельную жизнь. Но поскольку этим стремятся и надеются угождать Богу, то во всех такого рода упражнениях и добрых делах обращение ума и сердца к Богу должно составлять неотъемлемую часть, внутреннюю их душу, условие их благоугодности. А это и есть молитва. Таким образом, если обращение ума и сердца к Богу есть молитва, то молитва составляет душу христианской деятельной жизни в ее истинном строе и направлении.

Молитва есть первый дар Божий, чрез который все дары стяжаются.

Молитва, — по словам преп. Симеона Нового Богослова, — есть путь восхождения к Богу и ее степени суть степени приближения нашего духа к Богу (см. еп. Феофан. Письма о духовной жизни, письма 12 и 14, стр. 122-125, 142). И можно сказать, что “каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и какова молитва, таково и отношение наше к Богу” (там же, стр. 124. Сравн. св. Григория Синаита — у еп. Феофана, цитир. соч., стр. 181-183).

Если целью жизни человека является богоуподобление и богообщение, то именно посредством молитвы человек возвышается к Богу и соединяется с Ним. Именно в молитве осуществляется “союз любви с Богом,” поскольку человек в ней достигает собеседования с Богом. Молитва неразрывно связана с любовью христианина к Богу: она — плод и выражение этой любви и вместе с тем самое верное средство развития, укрепления и совершенствования любви к Богу (см. С. Зарин. Аскетизм, т. 1, кн. 2, стр. 144-445).

Через молитву христианин становится храмом Божиим. Душа молящего к Богу отражает Его Самого в себе как в зеркале (преп. Ефрем Сирин. Слово о суде и об умилении).

Вот почему, когда человек сподобился непрестанного пребывания в молитве, то он восходит на высоту всех добродетелей и становится обителью Св. Духа. Отсюда молитва является сосредоточением и основанием духовной жизни, источником спасения (преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Серг. Пос., 1911. Слово 21, стр. 104; Слово 61, стр. 334).

Как вводящая христианина в единение с Богом и привлекающая благодатную помощь молитва является, по выражению св. Григория Нисского, “предводителем лика добродетелей” (см. С. Зарин. Аскетизм, т. 1, кн. 2, стр. 446). Будучи “дщерию исполнения евангельских заповедей,” она есть вместе и мать всех добродетелей, по общему мнению святых отцов (преп. Макарий Вел. Слово 3, гл. 1).

“Молитва — дыхание нашей духовной жизни.” В духовной жизни человека она — то же, что дыхание в нашем телесном организме, которое обусловливает в нем все жизненные процессы. Без молитвы наша душа, по выражению Златоуста, мертва и бездыханна. Если душа бывает постоянно занята только земными, нечистыми, страстными помыслами, или одними житейскими заботами, омрачается, расслабляется, недугует страстями, которые изгоняют благодать и порождают разные грехи, то, таким образом, лишенная божественного, небесного воздуха — молитвы, (душа) постепенно подвергается духовной смерти. И наоборот, молитвою она очищается, просветляется, укрепляется, возвышается в совершенство. Молитвою в душе возбуждаются, питаются и укрепляются чувства смирения, зависимости от Бога, чувства благоговения пред величием Божиим, благодарности за все щедроты всемилостивого Бога.

Молитва весьма помощна, как орудие духовной брани со страстями (сравн. “Невидимая брань,” ч. 2, гл. 53). Молитва имеет живую, действенную силу скоро очищать человека от грехов даже и в том случае, если душа “преисполнена грехов.” По образному выражению св. Иоанна Златоуста, в душе молящегося под действием молитвы, совершается то же, что обычно наблюдается в природе при восходе солнца. Как при появлении солнечных лучей все звери обращаются в бегство и прячутся в свои норы, так точно, когда молитва, подобно лучу, засияет в душе, — ум просвещается, а “все безумные и зверские страсти прогоняются, обращаются в бегство и скрываются, если только человек молится успешно, с напряженною душою и бодрым умом.” И “ничто так не способствует к преуспеванию в добродетели, как частое собеседование с Богом” (св. Иоанн Златоуст. Цитир. по С. Зарину. Аскетизм, т. 1, кн. 2, стр. 599, и из “Цветника духовного,” ч. 1, стр. 86). “Молитва, как золотой ключ, отверзает нам все сокровища милосердия и щедрот Божиих” (Дмитрий, архиеп. Волынский. Цитир. из “Цветника духовного,” ч. 1, 84). Молитвою освящаются и оплодотворяются все наши добрые мысли, чувства, желания и дела. По мере очищения сердца от страстей молитвою просветляется ум, возгревается любовь к Богу и добродетели, усердие к подвигам благочестия, дерзновение пред Богом, упование на благость Божию; ею укрепляется воля в решимости и постоянстве в делах спасения. Молитва упокоевает душу и укрепляет, оздоровляет тело человека. Молитва укрепляет наш дух к перенесению всякого рода несчастий, скорбей и испытаний. При частой и усердной молитве человек становится достойнее милосердия, благоволения Божия и способнее к принятию от Боге благодатных даров, которые Бог по беспредельной благости всегда готов излить от Своих щедрот. По Своей благости и правде Он никому против воли, насильно не дает Своих духовных даров, а только тем, которые сами желают и просят и чрез молитву раскрывают в себе способность или приемлемость к ним и с пользой употребляют. Но желающие, не просящие — не раскрывают свое сердце, не имеют приемлемости к благодати, да и стали бы злоупотреблять дарами благости Божией.

Преп. Серафим Саровский в беседе с учеником своим Н. Мотовиловым о смысле и цели христианской жизни, которая состоит в стяжании Св. Духа или, что то же, в Богообщении, указывал на молитву как орудие стяжания Духа Святого. “Конечно, всякая добродетель, — говорил он, — творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в наших руках как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которые вы по человеческой немощи противостоять не можете, сил нет этого исполнить; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы это уж никак но относится, но всякому и всегда есть возможность (ее творить) — и богатому и бедному, и знатному и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику… Велика сила молитвы (даже и грешного человека). И молитва более всего приносит Духа Божьего, и ее удобнее всего всякому исправлять.” Итак, молитва есть источник нашего спасения: ею мы входим в общение с Богом, и Бог вселяется в нас Своей благодатью, сообщает нам Свои благодатные дары и помощь. Молитва есть средство для привлечения и рука для принятия всех благодатных даров, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией. Она — златая связь человека-христианина с Богом — Источником жизни и бессмертия. Кто в настоящей жизни не любит молиться и не молится, тот постоянно все более и более охладевает к Богу, отдаляется от Него своим расположением, теряет вкус к духовному, погружается в чувственность, духовно мертвеет, становится рабом страстей, стоит на пути к полной духовной смерти (еп. Петр. Указание пути ко спасению. §63. Необходимость и важность молитвы). Не хотеть молиться — значит не хотеть быть с Богом. Не любить молиться — значит не любить Самого Бога. Душа же, любящая Бога, беспрестанно стремится, жаждет беседовать с возлюбленным ей Создателем. “Молитвенный подвиг, — говорит преп. Иоанн Лествичник, — показывает боголюбивых” (преп. Иоанн Лествичник. Слово 20; §8).

Вследствие такого важного значения молитвы она в слове Божием и в писаниях св. отцов заповедуется как главная и непременная обязанность христианина. Сам Господь оставил Своим последователям образец истинно христианской молитвы “Отче наш,” образцы молитв просительных, благодарственных, славословия (Мф. 26:39-42; Ин. 11:41; Мф. 11:25), и Сам, показав пример высочайшего молитвенного подвига и молитвенного общения с Небесным Отцом, заповедал христианам бодрствовать во всякое время и молиться (Лк. 21:36). “Бодрствовать в молитвах” увещевает и ап. Петр (1 Петр 4:7). Святой апостол Павел заповедует христианам молиться непрестанно, быть постоянным в молитвах (Рим. 12:12; Еф. 6:18).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *