Молитва своими словами

Молитва своими словами

Чаще всего люди читают молитвы перед ликом святых в трудный час, когда нет больше сил на самостоятельную борьбу. Но это не может быть правилом. Вера исходит от сердца и сопровождает нас по жизни, а потому и молитва должна стать нашим спутником. Для Господа и всех святых существуют свои молитвы на каждый жизненный случай, на каждую проблему, но есть и другие — короткие молитвы. Они не требуют приготовлений перед прочтением, их произносят перед и после важных дел, что значит, в храм идти не нужно.

Простые молитвы на каждый день

Следует начать с самых коротких молитв. Перед важным делом и в начале каждого нового дня следует обращаться к Богу со словами: «Господи, благослови!», а заканчивать день и удачно завершенное дело самой короткой молитвой Господу: «Слава Богу!» Всего два слова, произносимые ежедневно, помогут в делах и принесут душе покой. Если же дело не спорится, значит, такова Божья воля, и к Богу следует обратить так: «Господи, помилуй!»

Человек не может обходиться без воды и пищи, поэтому ещё с незапамятных времен перед каждой трапезой все члены семьи читают простую молитву «Отче Наш». Считается, что это была первая молитва, которую Иисус Христос поведал своим ученикам (данный вариант взят из Евангелие от Матфея):

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Молитва – это обращение к святым, общение с ними, поэтому нужно соблюдать особые правила. Даже краткую молитву нужно читать с уважением, искренней верой и вниманием, нельзя отвлекаться или думать о чем-то ещё во время обращения к святому, это может его оскорбить.

Чтение молитвы перед иконой помогает сосредоточиться на словах и сделать связь со святым крепче, ведь его лик перед вами.

Почти в каждом православном доме есть красный угол, особое место, которое отведено иконам и церковным свечам. Перед красным углом можно читать очень короткие православные молитвы утром и на сон грядущий, как например, слова:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Краткие молитвы святым

У каждого святого есть особая молитва, обращение, адресованное только ему, некоторые из них умещаются в две фразы, а запись других занимают страницу. Чаще всего с короткой молитвой обращаются к Иисусу Христу, Божьей Матери, Троице – эти святые стоят на страже людей, следят и берегут. Есть и другие, к которым следует обращаться ежедневно, ангел-хранитель, тот, что следит за нами по Божьему наказу с самого нашего крещения, и святой, чье имя равно нашему, он – покровитель. Все эти святые наставят на истинный путь заблудшую душу, помогут в принятии серьезного рения, уберегут от бед и дурных помыслов, отведут недругов.

Нередко обращаются за благословением и защитой к Пресвятой Богородице с самой простой молитвой:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Божья Матерь считается заступницей детей и матерей, помощницей в тяжелых болезнях и семейных конфликтах. Во всем христианском мире чтут Деву Марию, подарившую Господа человечеству.

Многие короткие православные молитвы оканчиваются словами «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», каждому из трех проявлений Господа посвящена отдельная молитва, вот текст молитвы Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Чтение краткой молитвы каждый день следует взять за правило. Само по себе обращение к святому, концентрация на словах и просьбе дарует верующему покой и умиротворение, которое порой ему и нужно. Стресс и суета не лучшим образом сказываются на делах и здоровье, а потому так важно находится в душевном равновесии и быть честным с собой.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Алеся_Винницкая Самые простые и нужные молитвы

Простые распространенные молитвы
Выберите сами для себя те молитвы и слова, которые с желанием и легко читаются. Вот распространенные простые короткие молитвы, из которых выбирайте.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Прости меня грешного, Боже, что мало или совсем не молюсь Тебе.
Помоги мне, Боже, находящийся рядом со мною, поговорить с Тобой.
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне……
Моли Бога о мне (о чаде моем … ) святой угодник Николай Чудотворец (Серафим Саровский и другие святые).
Боже, благослови меня исполнить желаемое дело. Дай мне для этого необходимую силу, решимость, разумение, радение и смирение.
И не дай мне, Господи, сегодня быть в безделии и бездействии по делам Твоим, и помоги мне быть в угождении Тебе, а не лукавому.
Боже, милостив буди мне грешному (ой) (три раза).
Боже, будь со мною, не остави меня и помоги мне.
Спаси и сохрани меня, Господи.
Заступница усердная, Мати Богородица, помоги мне (моему ребенку, близкому…) и дай спасение.
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Креста и сохрани от всякого зла.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (ую). (Это знаменитая Иисусова молитва, которой многие молятся, повторяя ее десятки и сотни раз).
Господи, помоги мне быть с Тобою. Мне же прилеплятися Богу благо есть.
Господи! Очисти грех моего маловерия (неверия) и дай мне веру во Христа!
Слава тебе, Боже наш, слава Тебе, благодарю Тебя за все благодеяния.
Слава Богу за все.
Молитесь также и своими богоугодными словами, как сердце подсказывает.
Можете выбрать особые слова и молитвы из церковного утреннего и вечернего молитвенного правила.
Некоторые молитвы можно и даже лучше многократно повторять.
Что такое молитва и как ее следует творить?
Полезно еще раз вникнуть в простые слова святых отцов о молитве, поразмышлять о том, что такое молитва и как ее следует творить.
Молитва – это разговор человека с Богом, Который видит и слышит нас, любит всех людей и знает каждую нашу мысль, каждое чувство. Если мы обращаемся к Нему, даже мысленно, про себя – Он слышит нас.
Молитва христианина – сердечное обращение к Богу, когда выражается вера в Него, надежда на Него и сыновняя любовь к Нему. Молитва есть благоговейное стремление человека к Богу, это беседа человека с любящим его, Всемогущим Отцом. Поэтому бесполезно молиться, если в сердце есть обида или зло на кого-то. В таком случае сначала нужно помолиться о здравии обидчика.
Творение молитвы – первое главное дело верующего человека. От того, как и сколько времени человек творит молитву, в первую очередь зависит его близость к Богу и соответственно получаемые от Него покровительство, защита, помощь, благодать. А кто не молится, тому Господь на Своем суде говорит: «Я тебя не знаю». Душа, которая не была с Богом в земной жизни не может быть с Ним и в жизни вечной, и поэтому обречена на адские муки вместо вечного блаженства.
И в радости, и в печали, и когда есть какая-либо нужда, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь всегда добр и милостив к нам, и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. У Бога ни одна молитва не забывается: “Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам” (Иоанн, 16: 23); так сказал САМ ГОСПОДЬ. Поэтому нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать. Только один Господь знает, что и когда нам дать, что нам полезно и что вредно.
Какие бывают молитвы?
Господь дает нам способности, здоровье, благополучие и скорби для нашей пользы. За это мы должны прославлять и благодарить Бога благодарственными, хвалебными молитвами.
Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или беда, или нужда, мы просим у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
А если мы сделаем худое дело, согрешим и провинимся пред Богом, нам следует просить у Него прощенья – каяться. Такие молитвы называются покаянными.
Где, когда и сколько должно молиться?
Молиться Богу можно везде: и в доме, и в храме, и в пути, потому что Бог везде рядом с нами.
Есть три уровня молитвы. Первый – келейная молитва, когда человек молится один. Второй уровень, когда вместе молятся несколько человек о чем-то одном. Эта молитва более сильная. А самая сильная молитва – церковная, во время богослужения в храме.
Существует золотое правило православных людей: “трудись и молись и все необходимое будешь иметь” – молитесь во время разнообразной физической работы, путешествия, в дороге, вынужденного ничегонеделания и т.д.
На молитве должно стоять с благоговением и страхом Божиим, т. к. стоим перед Самим Создателем, Управителем всем и Судьей. Следует восчувствовать перед собой невидимого живого Бога, Который смотрит на нас и слушает произносимое тобой вслух или мысленное молитвословие.
Говори молитву неспешно, с сердечным участием, со вниманием к каждому слову. Старайся вкладывать свой ум в слова молитвы, понять и постичь глубину и полноту содержания молитвы, о чем полезно размышлять и после чтения молитв.
Молитвы лучше знать и читать наизусть, тогда они глубже воспринимаются. Ежедневное чтение молитв незаметно приводит к их запоминанию.
Молитвы следует читать перед иконами, которые являются окнами в духовный мир. У всех наших предков обязательно были в доме иконы Христа Спасителя, Богородицы и своего святого или святой. Господь через иконы и молитвы дает защиту дому и домочадцам от темных злых духовных сил, которых в наше время очень много. Для усиления молитвы в начале или в конце, и где сердцу угодно, делают на себе крестное знамение. Для этого также совершают поясные поклоны, касаясь рукой пола, и земные поклоны.
Не следует ограничиваться только утренним и вечерним молитвенным правилом, старайтесь чаще и больше находиться в молитвенном общении с Богом. Когда начинаешь выполнять какое-либо малое дело (куда-то пошел, поехал, приступаешь к ежедневной работе на кухне, на службе и т. п.), следует сказать: “Господи, благослови!” Когда начинают более крупное дело, читают “Царю Небесный…”. Если что-то получилось удачно, – “Слава Богу!”, а если что-то не получается или опасность какая – “Господи, помилуй!”.
Перед каждой трапезой читают “Отче наш…” или хотя бы – “Господи, благослови”. После трапезы – “Благодарим Тя, Христе Боже наш”.
Любимые народом слова из Евангелия
Наши предки любили Христа Спасителя, Который был для них Учителем и одновременно идеалом праведного человека. И многие старались, насколько могли, следовать Его жизни и мудрости. Поэтому наши предки любили и высоко ценили Евангелие – главную книгу о жизни и учении Христа. Большинство русских людей до 1917 года хорошо знали Евангелие и свою жизнь сверяли с ним. Они считали, что жить по совести – это жить по Евангелию. В подходящих случаях русский человек приводил слова из Евангелия. Чаще цитировали следующие высказывания Христа.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанн, 13:34).
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфей, 22:39). Люби ближнего не больше и не меньше себя, в этом Божия мера.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн, 15:13).
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфей, 7:12). В противном случае Господь не даст нам желаемого.
«Прощайте, если что имеете на кого. Прощайте, и прощены будете» (Марк, 11:25; Лука, 6:37). Прощайте сразу всякую обиду. В этом высшая любовь и мудрость Божия. Только за это Господь дарует прощение на Своем Суде.
«Давайте, и дастся вам: ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лука, 6:38). По такому Божиему закону человек получает блага как в настоящей земной жизни, так и в вечной.
«Всякому просящему у тебя давай и от взявшего твое не требуй назад» (Лука, 6:30). Особенно, если видишь затруднение ближнего.
Как же обрести и сохранять высшую любовь ко Христу, пострадавшему за нас на Кресте и дающему по нашей любви наибольшие блага: «Если любите Меня соблюдите Мои заповеди. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоанн, 14:15, 18, 15:10).
«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоанн, 16:23-24).
«Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфей, 7:7, 8).
«Все, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Марк, 11:24).
Мы верим Христу потому, что знаем: Он по безмерной любви Своей к нам отдал Себя на крестные муки. И в своей земной жизни по-настоящему мы верим тому, о ком знаем, что он любит меня, и жизни Своей не пощадит ради меня.
«Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн. 15:5). Без Христа невозможно сотворить и сделать истинно доброе.
«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоанн. 15:7). Сердечное молитвенное обращение по богоугодным нуждам ко Христу, Богородице и святым никогда не остается безответным.
Христос сказал:
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Если пребудете в слове Моем, то познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Иоанн. 8:12, 31, 32). «Ходить во тьме» – значит не различать добра и зла.
«Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех есть раб греха» (Иоанн, 8:34), то есть беспрекословно подчиняется сатане.
«Они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матфей, 15:14). Слепые – это люди не имеющие веры и не познавшие Евангельскую истину.
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанн, 14:6). Только в соединении со Христом человек обретает полную веру в Бога и все ее блага.
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоанн, 18:37).
«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матфей, 7:24-27).
«Не осуждайте, и не будете осуждены» (Лука, 6:37). Не говорите ничего плохого о людях. «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лука. 14:11).
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петра 5:5). Бог отворачивается от гордых и ни в чем им не помогает, а смиренным во всем благотворит.
«Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Него» (Сирах 10:14).
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука, 17:21), в самом сердце человека.
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17)
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матфей. 7:21).
Господь знает, что для многих обретение веры требует больших усилий и поэтому наставляет: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфей. 11:12).
«Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфей, 6:31-33).
Приведенные слова из Евангелия – это тоже молитвы! Они учат нас как праведно жить со Христом.
Братья и сестры!
Даже простые короткие молитвы имеют большую силу. Они также во спасение себя, детей и уничтожаемой России. Возьмите этот подвиг на себя и помогите ближнему его совершать.
Профессор, священник
Александр Половинкин

Вопрос:

Я долгое время ходила в евангельскую и баптистскую церкви. Недавно приняла крещение в Православной Церкви. Долго к этому шла. Скажите, пожалуйста, можно ли молиться Богу своими словами, как я делала раньше, или же Бог слышит только (в чем я сомневаюсь) те молитвы, которые написаны в молитвословах?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени» (Слово о келейном молитвенном правиле). Даже апостолы просили Господа: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11: 1). Спаситель дал ученикам, а через них – всем христианам совершеннейший образец молитвы – молитву «Отче наш». Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло – «пою») пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов. В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16). Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви. Слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами. Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на языке» (1 Кор. 14: 19).

В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, но и собственными: «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа» (святитель Иоанн Златоуст). Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник: «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9); «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).

Как правильно молиться собственными словами? Преподобный Никодим Святогорец пишет: «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве).

Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой: «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых» (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Об этом говорит и святитель Феофан Затворник: «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца» (Письма. Вып. 7. Письмо 1083).

Комментарии 1

У каждого из нас есть молитвослов — сборник молитв, составленных святыми. Но ведь отношения верующего человека с Богом индивидуальны.

Так, может быть, лучше молиться Богу своими словами?

Корреспонденты «НС» Екатерина СТЕПАНОВА и Алексей РЕУТСКИЙ спрашивали об этом православных священников.

Иерей Борис ЛЕВШЕНКО,

клирик московского храма свт. Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ:

«По книжке лучше, чем наизусть»

— В своем «Катехизисе» митрополит Московский Филарет (Дроздов) дает такое определение молитвы: «Это возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу».

Иными словами, это особенное, возвышенное состояние души, в котором человек прославляет, благодарит и просит Господа о своих нуждах. Есть молитва без слов — в этом случае ее называют умной или сердечной, а еще внутренней молитвой. Если же в таком состоянии души вы обращаетесь к Богу со словами, то митрополит Филарет называет эту молитву «устной» или «наружной».

Нам нужно понимать — если человек молится, не важно, по молитвослову или своими словами, но без благоговейного, внимательного чувства к Господу, то такая молитва противна Богу, вызывает его негодование и гнев: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня.

Но тщетно тщут Меня…» (Мф. 15, 8-9).

Теперь о том, почему все же лучше молиться не только своими словами, но и по молитвослову.

Для каждого человека важным является выбор: ты вместе с Церковью или ты одиночка?

Мне почему-то кажется, что путь к Богу, где ты не отрываешься от Церкви, более надежен, чем тот, который ты придумываешь сам.

Причем по нескольким причинам. Когда мы читаем по молитвеннику утренние или вечерние молитвы, мы как бы помогаем друг другу в этом молитвенном обращении к Богу. Потому что мы все, как человечество, едины, мы — одно целое.

Точно так же как в разных храмах верующие, читая одни и те же молитвы, хотя и немного в разное время, помогают друг другу в богообщении.

Еще есть некое старое правило, говорящее о том, что желательно читать молитвы не на память, а по молитвослову.

В чем здесь дело?

Святые отцы замечали: при таком чтении бывает, что нас вдруг задевает какое-то слово, и в этом случае останавливаешься.

Объясняют они это тем, что ангел-хранитель молится вместе с нами и хочет о чем-то нам напомнить, на что-то обращает наше внимание.

И в этом отношении чтение молитв по молитвеннику для нас лучше, чем чтение наизусть. Как ни странно, опыт показывает: наизусть отбарабанишь молитву — и все, а когда читаешь, то чувствуешь вот эту связь с ангелом-хранителем.

Иногда люди спрашивают, можно ли исключить из молитвы слова, которые вводят их в смущение.

Например, в «Отче наш» содержится просьба о том, чтобы Бог судил нас точно так же, как мы судим других. Удобное это прошение?

Отнюдь нет. Потому что мы сами не очень любим прощать другим их согрешения.

И получается, что в этой молитве мы просим Бога отнестись к нам точно так же, как мы относимся к согрешившим против нас, чтобы он и нам не прощал наши грехи. Исключите эти слова из молитвы.

Что изменится?

На мой взгляд, в словах «и прости нам согрешения наши» есть некий оттенок, как бы говорящий: «Господи, я не могу простить, но знаю, что если буду об этом человеке молиться, то рано или поздно у меня изменится к нему отношение и у меня появятся силы его простить».

Если я исключаю эти слова, то выходит, что я не желаю этого.

И у меня получится противопоставление себя Богу.

У Льюиса есть классификация людей на две группы — одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «…да будет твоя воля».

И вот здесь — «да будет воля Твоя» и «да будет воля моя» — и пролегает это противопоставление.

Когда мы вычеркиваем что-то из молитвы — это своеволие.

И получается, что тогда вся молитва теряет смысл.

Потому что если мы отказываемся подчиняться Богу и собираемся жить так, как хотим, «по воле своей», то мы и не вправе рассчитывать на Его помощь.

Протоиерей Игорь ИУДИН,

клирик Дивеевского Свято-Троицкого подворья г.Нижнего Новгорода:

«Когда каешься, не прячься за церковнославянскими словами»

— Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах.

Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.

Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна.

Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить.

А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились.

То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.

Протоирей Валериан КРЕЧЕТОВ,

настоятель Покровского храма в селе Акулове (Одинцовский район Московской области):

«Господи, помилуй меня сорок раз! Куда это годится?!»

— Каждый человек может молиться своими словами.

Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали.

Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи.

В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду.

Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.

Читая молитвослов или Псалтирь, некоторые люди натыкаются на пугающие выражения, которые там содержатся.

На самом деле древние тексты имеют под собой этнографическую основу. Например, кого-то шокирует слова «избави меня от кровей» (50-й псалом). Здесь имеется в виду: избави меня от последствий моих грехов.

То есть, если что-то непонятно в молитвах, особенно пришедших к нам из древности, нужно посмотреть их толкование, а не исключать их, сокращая свое молитвенное правило.

Некоторые люди, правда, шутят: зачем говорить сорок раз «Господи, помилуй» — проще сказать: «Господи, помилуй меня сорок раз».

Это проще, короче и ясней.

Так нам что, по этому принципу жить, что ли?!

Протоиерей Анатолий ЕФИМЕНКОВ,

клирик Успенского кафедрального собора города Смоленска, руководитель отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, член Комиссии по помилованию при губернаторе Смоленской области:

«Опаздываешь — молись своими словами!»

— Когда бывает много работы, ты рано встаешь и бежишь по делам, не успев открыть молитвослов,

— в этих случаях обязательно молитесь Богу своими словами (не пропускать же «с самоукорением» утреннюю молитву вовсе), и Бог вас услышит.

Но в то же время человека обязательно учат грамоте по букварю, хотя он умеет разговаривать на своем языке. Более того, мать понимает своего ребенка, даже если тот говорит плохо и малопонятно для остальных.

Но учиться говорить грамотно ему все равно необходимо.

Так и с молитвой. Человек может всю жизнь говорить с Богом только своими словами, но, если он хочет стремиться в этом к совершенству, ему нужно учиться у святых отцов.

Молитвослов — это азбука молитвы.

Игумен Василий ПАСКЬЕ,

настоятель храма Иверской иконы Божией Матери города Алатыря Чувашской Республики:

«Я не использую своих слов в молитвах»

— Когда мы учим детей говорить, мы используем литературные тексты известных талантливых авторов, классиков.

Потом, когда дети вырастают, эти слова, которые они читали, становятся для них родными, ясными, сильными и помогают в формировании мышления и разговора. Так же молитвы, которые находятся в молитвослове или Псалтири, учат человека общаться с Богом.

Не думаю, что есть разница для Бога, когда человек молится своими словами или читает молитвы по молитвослову.

Ведь есть безмолвная форма молитвы, молитва без слов, которую практиковали отцы — исихасты. Но для человека есть разница, и большая.

Потому что исихасты были воспитаны и пропитаны молитвами, псалмами, священнописанием, словом Божиим.

И мы, со всем вниманием читая молитвы по молитвослову, учимся так общаться с Богом. Поэтому харизматы не вправе обвинять православных в формализме.

Ведь Иисус Христос в синагоге молился, используя слова из традиционных иудейских богослужений, так же апостолы.

Даже в новой форме богослужений, которые дал Господь Иисус Христос своим ученикам (имею в виду Евхаристию), были использованы молитвы из древних еврейских традиций.

Я лично не использую своих слов в молитвах, а читаю молитву Иисусову на своем родном языке, и так же читаю молитвы из богослужений на французском.

Но теперь, после 13 лет в России, я привык к церковнославянскому языку, люблю читать молитвы на нем, и, несмотря на то, что не изучал специально, я его понимаю.

Не могу не вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «Благоразумное молчание есть матерь молитвы… Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов),

наместник московского Свято-Данилова монастыря:

«Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо!»

— Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова.

Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата.

Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но: «Не странно ль, что среди ужаснейшего ада Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать. Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь, Битва будет злая; Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом, Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?» Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях.

Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, «Господи, помоги им».

И конечно, я думаю, во всех этих случаях Господь слышит молитву детей и взрослых.

Я знал одну монахиню Магдалину, о которой рассказывает книга «У Бога все живы», изданная Даниловым монастырем.

В миру ее звали Татьяна, она была псаломщицей. При Сталине ее приговорили к десяти годам лагерей.

Еще на этапе она, как благочестивый человек, заслужила всеобщее уважение, люди приходили к ней за разрешением духовных вопросов.

И когда после привала они шли дальше, она поднимала руки вверх и говорила: «Господи, благослови всех нас!» Татьяна никак не могла примириться со своим сроком и в молитвах просила Бога сократить ей срок заключения.

Она молилась так:

«Господи, раздели мой срок на четыре части: два с половиной года — Божией Матери, два с половиной — святому Николаю Чудотворцу, два с половиной — пророку Илье, а мне — что останется».

Все эти святые были почитаемы ею: она служила в храме Пророка Ильи, почитала святого Николая.

Она имела в виду, что эти святые помогут ей перенести ее заключение. И так случилось, что она отсидела только два с половиной года.

Ее молитва была услышана. Известна молитва святого преподобного Силуана Афонского, который, будучи экономом в Пантелеимоновом монастыре, молился о рабочих, кто был у него в подчинении.

Другие монахи удивлялись, что его рабочие слушаются, а их — нет.

Святой Силуан объяснил это так: «Раздав рабочим задание, я ухожу в свою келью и молюсь о каждом из них.

Господи, посмотри на Николая — он так молод, он оставил свою деревню, девятнадцатилетнюю жену, которая только что родила ему ребенка.

Он работает здесь, потому что дома он не мог прокормить семью. Вспомни о нем, огради от дурных мыслей и будь ему защитником.

И так я молюсь о каждом. И постепенно нарастает чувство Божией близости, и в какой-то момент оно так сильно, что я не могу различить ничего земного».

В эти мгновения он представал перед лицом Божиим и уже в этой любви Божией видел своих страждущих рабочих и молился за них, и так получал Божию благодать. Известен случай, когда однажды с горы катилось срубленное бревно и могло задавить человека.

Старец Силуан начал молиться — и это бревно остановилось.

Молитва может быть и безмолвной.

Если мы пришли в такую меру духовной жизни, не обязательно нужны слова. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример.

Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились.

Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня и нам вдвоем хорошо».

Вот человек такого состояния достиг. После смерти отца Иоанна Крестьянкина издана его келейная книжица .

В ней есть молитвы, которые старец читал ежедневно, молитвы подвижников веры, молитвы святых. И я думаю, есть там и его собственные молитвы.

И его дух, его устремления к Богу тоже через эти молитвы выражаются.

Итак, молитва собственными словами уместна, но давайте посмотрим на это с другой стороны.

Предположим, человек молится только собственными словами, какой будет его молитва?

Он поблагодарит Бога, попросит прощения, обратится с какими-то своими просьбами. Останется ли у него после этого потребность в молитве или окажется, что его мысли и чувства уже исчерпаны?

Может быть, его мысли нечисты и скверны, его духовная жизнь примитивна и неглубока.

Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию.

И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего в церкви, молитвами этих святых.

Поэтому не нужно противопоставлять молитву своими словами молитве по молитвослову. Наоборот, они дополняют друг друга.

Если мы будем внимательно читать, стараясь вникнуть умом и сердцем в смысл этих молитв, то они станут нашими собственными.

В своем подвиге больше внимания уделяйте молитве, потому что она будет поддерживать вашу связь с Богом. Эта связь должна быть постоянной. Молитва — это кислород, совершенно необходимый для души. Она не должна считаться обузой.

старец Паисий Святогорец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *