Младший в семье

Младший в семье

Сказка «Два Брата»

Сказка «Два брата»
Евгений Шварц

Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, как вкопанные, но все-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети. Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие. И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени.

В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему — семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил, — братья ссорились каждый день, как чужие.

И вот однажды — было это двадцать восьмого декабря утром — позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать — ее по дороге волки съедят. Самому ехать — он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города.

— Ты даешь мне слово? — спросил отец.
— Даю честное слово,— ответил Старший.
— Хорошо,— сказал отец.— Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное — за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!
И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в сани, бубенчики зазвенели, полозья аскрипели, и родители уехали.

Первый день прошел хорошо. Второй — еще лучше. И вот наступило тридцать первое декабря. В шесть часов накормил Старший Младшего ужином и сел читать книжку «Приключения Синдбада-Морехода». И дошел он до самого интересного еста, когда появляется над кораблем птица Рок, огромная, как туча, и несет она в когтях камень величиною с дом.

Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата:
— Поиграй со мной, пожалуйста.
Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: «Оставь ня в покое!»

И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!» — вытолкнул его во двор и запер дверь.
А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже темная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал:
— Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!
У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом подумал:
— Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится.

И он сел в кресло и стал читать и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь. Старший вскочил и закричал:
Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый!
И он бросился во двор.

Стояла темная-темная ночь, и тихо-тихо было вокруг. Старший во весь голос позвал Младшего, но никто ему не ответил. Тогда Старший зажег фонарь и с фонарем обыскал все закоулки во дворе. Брат пропал бесследно. Свежий снег запорошил землю, и на снегу не было следов Младшего. Он исчез неведомо куда, как будто его унесла птица Рок. Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощенья.

Но и это не помогло. Младший брат не отзывался. Часы в доме пробили восемь раз, и в ту же минуту далеко-Далеко зазвенели бубенчики.
«Наши возвращаются,— подумал с тоскою Старший.— Ах, если бы все передвинулось на два часа назад! Я не выгнал бы младшего брата во двор. И теперь мы стояли бы рядом и радовались». А бубенчики звенели все ближе и ближе; вот стало слышно, как фыркает лошадь, вот заскрипели полозья, и сани въехали во двор. И отец выскочил из саней. Его черная борода на морозе покрылась инеем и теперь была совсем белая.

Вслед за отцом из саней вышла мать с большой корзинкой в руке. И отец и мать были веселы,— они не знали, что дома случилось такое несчастье.

— Зачем ты выбежал во двор без пальто? — спросила мать.
— А где Младший? — спросил отец. Старший не ответил ни слова.
— Где твой младший брат? — спросил отец еще раз. И Старший заплакал. И отец взял его за руку и повел в дом. И мать молча пошла за ними. И Старший все рассказал родителям.

Кончив рассказ, мальчик взглянул на отца. В комнате было тепло, а иней на бороде отца не растаял. И Старший вскрикнул. Он вдруг понял, что теперь борода отца бела не от инея. Отец так огорчился, что даже поседел.

— Одевайся,— сказал отец тихо.— Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего младшего брата.
— Что же, мы теперь совсем без детей останемся? — спросила мать плача, но отец ей ничего не ответил. И Старший оделся, взял фонарь и вышел из дому.

Он шел и звал брата, шел и звал, но никто ему не отвечал. Знакомый лес стеной стоял вокруг, но Старшему казалось, что он теперь один на свете. Деревья, конечно, живые существа, но разговаривать они не умеют и стоят на месте, как вкопанные. А кроме того, зимою они спят крепким сном. И мальчику не с кем было поговорить. Он шел по тем местам, где часто бегал с младшим братом. И трудно было ему теперь понять, почему это они всю жизнь ссорились, как чужие. Он вспомнил, какой Младший был худенький, и как на затылке у него прядь волос всегда стояла дыбом, и как он смеялся, когда Старший изредка шутил с ним, и как радовался и старался, когда Старший принимал его в свою игру. И Старший так жалел брата, что не замечал ни холода, ни темноты, ни тишины. Только изредка ему становилось очень жутко, и он оглядывался по сторонам, как заяц. Старший, правда, был уже большой мальчик, двенадцати лет, но рядом с огромными деревьями в лесу он казался совсем маленьким.

Вот кончился участок отца и начался участок соседнего лесничего, который приезжал в гости каждое воскресенье играть с отцом в шахматы. Кончился и его участок, и мальчик зашагал по участку лесничего, который бывал у них в гостях только раз в месяц. А потом пошли участки лесничих, которых мальчик видел только раз в три месяца, раз в полгода, раз в год. Свеча в фонаре давно погасла, а Старший шагал, шагал, шагал все быстрее и быстрее.

Вот уже кончились участки таких лесничих, о которых Старший только слышал, но не встречал ни разу в жизни. А потом дорожка пошла все вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, всё горы и горы, покрытые густыми лесами.

Старший остановился. Он знал, что от их дома до гор семь недель езды. Как же он обрался сюда за одну только ночь?
И вдруг мальчик услышал где-то далеко-далеко легкий звон. Сначала ему показалось, что это звенит у него в ушах. Потом н задрожал от радости, — не бубенчики ли это? Может быть, младший брат нашелся и отец гонится за Старшим в санях, чтобы отвезти его домой?
Но звон не приближался, и никогда бубенчики не звенели так тоненько и так ровно.

— Пойду и узнаю, что там за звон,— сказал Старший. Он шел час, и два, и три. Звон становился все громче и громче, вот мальчик очутился среди удивительных деревьев,— высокие сосны росли вокруг, но они были прозрачные, как стекла. Верхушки сосен сверкали на солнце так, что больно было смотреть, сосны раскачивались на ветру, ветки били о ветки и звенели, звенели, звенели…

Мальчик пошел дальше и увидел прозрачные елки, прозрачные березы, прозрачные клены. Огромный прозрачный дуб стоял среди поляны и звенел басом, как шмель. Мальчик поскользнулся и подсмотрел под ноги. Что это? И земля в этом лесу прозрачна! А в земле темнеют и переплетаются, как змеи, и уходят в глубину прозрачные корни деревьев.

Мальчик подошел к березе и отломил веточку. И, пока он её разглядывал, веточка растаяла, как ледяная сосулька.

И Старший понял: лес, промерзший насквозь, превратившийся в лед, стоит вокруг. И растет этот лес на ледяной земле, и корни у деревьев тоже ледяные.

— Здесь такой страшный мороз, почему же мне не холодно? — спросил Старший.

— Я распорядился, чтобы холод не причинил тебе до поры до времени никакого вреда,— ответил кто-то тоненьким звонким голосом. Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:
— Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры До времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?

— Вы как будто Дедушка Мороз? — спросил мальчик.
— Отнюдь нет! — ответил старик холодно.— Дедушка Мороз — мой сын. Я проклял его, этот здоровяк слишком добродушен. Я — Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

И старик пошел вперед, неслышно ступая по льду своими мягкими белоснежными валенками.
Вскоре они остановились у высокого крутого холма. Прапрадедушка Мороз порылся в снегу, из которого была сделана его шуба, и вытащил огромный ледяной ключ. Щелкнул замок, и тяжелые ледяные ворота открылись в холме.

— Следуй за мной,— повторил старик.

— Но ведь мне нужно искать брата! — воскликнул мальчик.

читать продолжение сказки

» Рубрика: Сказки для детей>Первый ребенок в семье

Новый стиль жизни

С появлением ребенка, на плечи родителей ложиться немалая физическая и психологическая нагрузка. Меняется привычный устой жизни, во многом зависящий от личного режима малыша, который может не спать по ночам и выматывать родителей. Добавляется работа по дому, необходимо больше средств на новые вещи. Такая нагрузка вызывает усталость, раздражение обоих супругов.

Привыкание к новой жизни проходит легче, если супруги заранее представляли и обсуждали какие изменения нужно привнести в жизнь, как поменяется привычный быт. Поэтому лучше, когда беременность запланированная, и пара осознанно идет на все последствия рождения ребенка.

Эмоциональная и духовная связь между супругами

Каждодневная загруженность, отсутствия полноценного отдыха, постепенно отдаляют мужчину и женщину друг от друга. Важно помнить, что став родителями пара не перестает оставаться супругами, поэтому необходимо выкраивать, хоть небольшое количество времени и проводить его вместе. На помощь могут прийти бабушки и дедушки, можно нанять няню и посвятить один из вечеров друг другу. Обсуждение совместных планов, методов воспитания и развития ребенка, совместные прогулки и игры также объединяет семью.

Единый подход к воспитанию ребенка

Мужчина и женщина изначально были воспитаны в различных семьях, с разными устоями и моральными принципами. Поэтому часто встречаются расхождения в вопросах воспитания их собственного ребенка. Один родитель наказывает малыша, второй тут же его жалеет, бывает, что от отца редко можно дождаться обычной похвалы, в то время как мать балует ребенка, выполняя все его прихоти.

Родителям должны заранее обговорить принципы воспитания своего чада, те качества, которые они хотят в нем видеть. Со временем обсуждение таких вопросов должно войти в привычку, ребенок растет его характер, и восприятие мира меняется, все эти факторы во многом зависят от влияния родителей.

Сплоченность семьи, умение супругов идти на компромисс, поддерживать друг друга залог счастливой семейной жизни.

Первый, средний, младший: как порядок рождения ребенка влияет на его жизнь

Как дети одних и тех же родителей, живущие в одном и том же доме, вырастают такими разными? Главная причина, возможно, в очередности их рождения. Многие эксперты считают, что увлечения ребенка, оценки, которые он получает в школе, и успех его будущей карьеры тесно переплетены с местом, которое он занимает в семье. Конечно, очередность рождения – не единственный фактор, от которого зависит, каким вырастет малыш. Но если вы будете принимать его во внимание, это поможет вам лучше понять личные особенности ваших детей – чтобы вы могли помочь им добиться успеха, каждому по-своему.

Откуда корни растут

Первым о влиянии порядка появления ребенка в семье на формирование его личности заговорил еще в конце XIX века английский антрополог Фрэнсис Гальтон. А уже в начале XX столетия Альфред Адлер, австрийский психолог, сформулировал теорию «порядковых позиций», заявив, что очередность рождения и наличие или отсутствие братьев и сестер во многом определяют характер. В 1970-х голландские психологи Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла выдвинули еще одну теорию: чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его интеллектуальные способности. Впрочем, практикующие психологи зависимость уровня IQ от порядка рождения не подтвердили.

Посмотрим, как именно складывается характер ребенка в зависимости от порядка его появления в семье:

ПЕРВЕНЕЦ:
УспешностьСРЕДНИЙ:
СамостоятельностьМЛАДШИЙ:
БеспечностьЕДИНСТВЕННЫЙ:
Эгоизм Читать на эту тему: Старшие и младшие дети: большая разница ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК: успешность и ответственность

Знаменитые первенцы: Зак Эфрон, Бейонсе Ноулс, Хиллари Клинтон, Николь Кидман, Штеффи Граф, Кэтрин Хёпберн, Клинт Иствуд, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Борис Ельцин.

Сильные стороны Как правило, на старшем ребенке молодые мама и папа опробуют воспитательные системы (скопированные у своих родителей или собственные), ожидая максимальной отдачи и результатов. Его записывают в школы, секции и т.д. Хвалятся им. Постоянно контролируют. Такой ребенок вырастает с высоким чувством долга, мотивацией достижений (на успех), а также педагогическими способностями (при наличии младших детей в семье).

Как правило, родители проводят много времени с первенцами, читая и рассказывая им что-нибудь. Но когда появляются младшие дети, это уже получается делать реже. Возможно, это неразделенное внимание объясняет также тот факт, что старшие очень многого добиваются в жизни. Они обычно лучше образованны и больше зарабатывают (по сравнению со своими младшими братьями и сестрами первенцы гораздо чаще достигают уровня дохода более 100 000 долларов в год, согласно исследованию американского сайта CareerBuilder.com).

Кроме того, из них вырастают ответственные взрослые. Они хорошо умеют договариваться, потому что в детстве получили большой опыт взаимодействия как со старшими (родителями, бабушками и дедушками), так и с младшими (братьями и сестрами).

Характерные сложности Окруженный родительской заботой первенец привыкает быть «центром вселенной». Если вдруг отношение окружения к нему меняется, к примеру, из-за появления в семье второго ребенка, привычка требует срочного поиска путей восстановления статуса. Чувствуя неуверенность родителей, ребенок приобретает еще одну привычку – опираться на собственное мнение. Он начинает осознавать, что теперь он уже не самый главный, «трон» приходится с кем-то делить. Согласитесь, во взрослой жизни похожих ситуаций полно, урок, усвоенный еще в детстве, наверняка окажется полезным в будущем.

Часто бывает, что на первенцев ложится большая ответственность: работа по дому или присмотр за младшими, и зачастую они с готовностью берут на себя эти обязанности, стараясь быть идеальными. Но не переусердствуйте: ребенок не должен становиться маленьким взрослым. Поручайте ему какие-то посильные дела, которые он будет выполнять с удовольствием, но не более того.

Особенности воспитания Первенцы часто получают похвалы за успехи, но им также необходимо знать, что нет ничего страшного, если они преуспеют не во всем. Поэтому рассказывайте своим старшим о том, как вас когда-то не взяли в команду поддержки или уволили с первой работы – о любой ситуации, в которой вы пытались что-то сделать, но все получилось не так, как вы планировали. Обязательно подчеркивайте, что, в конце концов, все обернулось хорошо, и вы извлекли уроки из своих ошибок. Так вы убедите своего ребенка, что совершить несколько собственных ошибок совсем не страшно и даже полезно. Также запомните: пока старший ребенок маленький, его нужно больше хвалить. Но не за успех, а за что-то другое, не относящееся к теме достижений. И еще: не вините старшего за то, что младший что-то пролил или испортил – это не его ответственность.

Первые – самые успешные!

Исследования биографий американцев показывают, что первенцы достигают успеха в жизни в два раза чаще своих братьев и сестер. Много первенцев среди американских конгрессменов, старшие дети преобладают в когорте президентов США и среди женщин, добившихся научной степени. 80% руководителей в мире – это старшие и единственные дети.

ПЕРВЕНЕЦ:
УспешностьСРЕДНИЙ:
Самостоятельность МЛАДШИЙ:
Беспечность ЕДИНСТВЕННЫЙ:
Эгоизм

Читать на эту тему: Когда единственный ребенок становится старшим: проблемы и решения

СРЕДНИЙ РЕБЕНОК: золотая середина

Знаменитые средние дети: Энн Хетуэй, Оуэн Уилсон, Джулия Робертс, Тед Кеннеди, Дональд Трамп, Рози 0’Доннел, Ким Бэсинджер, Михаил Горбачев, Владимир Ленин, Гюстав Флобер.

Сильные стороны Австрийский психолог и психиатр, один из предшественников неофрейдизма Альфред Адлер говорил, что «середнячок» трудно поддается описанию, поскольку может сочетать черты старшего и младшего, так как ему удается побыть и в той и в другой роли. Часто бывает так, что средний ребенок «теряется» из виду родителей, помогающих, например, старшему в учебе или ухаживающему за маленьким. Поэтому он борется за свое место под солнцем и должен «прыгать высоко», чтобы заметили. Однако такое положение дает и бонусы: развитие навыков социализации, дипломатии и формирование позиции миротворца, привлекательной для окружающих. Средний, общаясь одновременно с разными социальными группами (взрослыми и детьми), сразу выходит на самый «правильный» уровень. Из-за того что им уделяется меньше внимания дома, у средних возникают прочные связи с друзьями и они меньше привязаны к семье.

Согласно статистике, 70% средних детей во всем мире сразу после школы начинают самостоятельную жизнь. После потери родителей они перехватывают их функции, Организуют бизнес, трудоустраивая всех родственников.

Характерные сложности Он и не первенец, и не самый младший. У него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят, как нового малыша. Им кажется, что их желания и нужды игнорируют. И их жалобы обоснованны: опрос, проведенный на американском сайте TheBabyWebsite.com, обнаружил, что треть родителей, воспитывающих троих детей, признались, что уделяют своему среднему ребенку меньше времени, чем остальным двоим.

Особенности воспитания Средние дети более чувствительные, чем старшие. Их надо учить оценивать себя не по сравнению со старшим или младшим, а по сравнению с самим собой вчерашним (раньше не умел, а теперь научился). Нужно также всегда следить за тем, чтобы у среднего ребенка было свое пространство — свои игрушки, книжки, свои сокровища. Находите способы поместить его в центр внимания. Даже предложение самостоятельно выбрать ресторан или фильм, на который пойдет вся семья, имеет для них огромное значение.

ПЕРВЕНЕЦ:
Успешность СРЕДНИЙ:
Самостоятельность МЛАДШИЙ:
Беспечность ЕДИНСТВЕННЫЙ:
Эгоизм

Читать на эту тему: Чудо-ребенок… и остальные

МЛАДШИЙ РЕБЕНОК: любимец и хитрец

Знаменитые младшие дети: Кэмерон Диас, принц Гарри, Блейк Лайвли, Говард Стерн, Билл Гейтс, Джоди Фостер, Дэнни Де Вито, Бернард Шоу, Элизабет Тэйлор.

Сильные стороны Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей – это ребенок для души. Он оптимистичный, беззаботный. Младших чаще балуют, прощают и оберегают от всех тягот жизни. Он привыкает получать от окружающих поддержку и часто становится душой компании. Он более свободен и открыт для необычного опыта, легче идет на риск, чем старшие братья и сестры. Из них обычно вырастают артисты, ученые, «перевернувшие мир» своими открытиями, и революционеры.

Характерные сложности Младшие – отличные манипуляторы. Им не хватает усидчивости. Им сложно принимать собственные решения, поэтому их карьерные достижения часто «хромают». Этому способствует и убежденность младших в том, что им «должны помочь».

Особенности воспитания Важно с самого раннего возраста выделить младшему какую-то свою зону ответственности. Даже двухлетний малыш может убрать свои игрушки или покормить рыбок. Это придаст ему чувство значимости и взрослости, научит брать на себя ответственность. Если есть такая возможность, постарайтесь отдать младшего ребенка в развивающую группу или кружок, где он будет старшим. Это поможет ему научиться общаться с людьми не только из позиции маленького и опекаемого.

ПЕРВЕНЕЦ:
Успешность СРЕДНИЙ:
Самостоятельность МЛАДШИЙ:
Беспечность ЕДИНСТВЕННЫЙ:
Эгоизм

Читать на эту тему: О маленьких и младших

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК: эгоист поневоле

Знаменитые единственные дети: Нэнси Рейган, Челси Клинтон, Дженнифер Энистон, Опра Уинфри.

Сильные стороны С одной стороны, единственные дети – более эгоцентричны, а с другой – обладают большими возможностями. Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, либо восстает против них. Он редко придерживается середины. При этом большинство таких детей становятся лидерами, у них схожие черты с первенцами. Они амбициозны, умеют ясно выразить, что хотят. Поскольку от них обычно многого ждут, как правило, они достигают хороших высот в карьере.

Характерные сложности Единственным детям труднее считаться с потребностями других людей. У них есть риск навсегда остаться зависимыми от поддержки и одобрения. Им сложнее завязывать отношения из-за того, что у них нет опыта взаимодействия в паре. Поэтому многие единственные дети, уже будучи взрослыми, сильно привязаны к родителям и ведут одинокий образ жизни. Что касается отношений в паре, многие ищут в партнере черты заботливого папы или мамы. Поэтому оптимальнее всего, когда единственный ребенок заключает брак со старшим. Хуже всего отношения складываются с другим единственным ребенком, потому что оба ждут, что другой заменит ему папу или маму.

Особенности воспитания Единственные дети больше, чем другие, чувствительны к правилам и ожиданиям родителей. Они склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Они комфортнее чувствуют себя в компании взрослых. Обратная сторона этого: у единственного ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы с раннего детства он проводил больше времени с ровесниками. Отведите его на игровую площадку, запишите в спортивную секцию, организуйте еще какую-нибудь совместную деятельность, чтобы он как можно больше общался с другими детьми.

ПЕРВЕНЕЦ:
Успешность СРЕДНИЙ:
Самостоятельность МЛАДШИЙ:
Беспечность ЕДИНСТВЕННЫЙ:
Эгоизм

Читать на эту тему: Рожаем второго: кто против?

Магазин Умный Ребенок

Купить книги для педагогов и родителей>>

Зигмунд Фрейд был первым из психиатров, утверждавшим, что позиция ребенка среди сестер и братьев является не просто важным, а практически решающим фактором в формировании его личности. За примерами далеко ходить не надо: многие из нас на собственном опыте узнали, каково влияние усвоенной в детстве модели. Старшие в семье дети обладают, как правило, некоторыми общими характеристиками: ориентацией на достижение, качествами лидера. Другим ролевым позициям также присущи свои отличительные признаки. Например, младший брат сестер будет иметь иные личностные особенности, чем младший брат братьев. Различное положение в семье ведет к гигантским различиям личности детей одних и тех же родителей.

Рассмотрим основные личностные и поведенческие особенности братьев и сестер в зависимости от порядка рождения.

Старший ребенок

Ему часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя в ответе за продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Довольно распространенной психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. Из известных людей старшими детьми были Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Раиса Горбачева.

При воспитании старшего ребенка важно помнить, что если он вынужден заботиться о младшем, то все же не стоит приносить в жертву его детство. Ему ведь тоже хочется побегать и поиграть с ребятами, а он привязан к коляске брата или сестры.

Как отмечает Гарбузов В.И., старшие дети всегда остаются в памяти о детстве рядом с матерью или отцом. Они воспитывают, оберегают, защищают. И если экономическое положение семьи не совсем благополучное, то старшие дети вынуждены жертвовать своими интересами для того, чтобы помочь родителям прокормить семью. Они могут рано начать работать, и получение образование для таких детей может быть отсроченным. Возникают у старших детей и проблемы в заведении собственной семьи, ведь до тех пор, пока они не будут спокойны за жизнь своих младших, они внутренне не могут позволить себе «уйти». Обретенная свобода, после того как о младших уже не нужно заботиться, и они приобретают независимость, уже не так радует, ведь привычный образ жизни становится нарушен, да и драгоценное время установления отношений с противоположным полом уже потеряно. Благодарность же младших не может возместить сложившуюся ситуацию.

Зачастую в детстве старшим достается меньше благ и внимания. И лучше воспитывают младших детей, ведь на первых приобретался опыт, а к рождению младших родители уже понимают «что почем», что нужно делать, а без чего можно обойтись. Бывает и так, что именно к рождению младшего у папы просыпается «отцовское чувство».

Старшему часто твердят: «Ты должен уступать». Но ведь на самом деле, он ничего не должен. От такого непосильного груза ответственности у старшего остается от детства только чувство горечи. И поэтому младшие зачастую отказываются оптимистичнее старшего и удачливее, обходят его в социально-статусном росте. В связи с этим важно помнить о том, что детские плечи еще очень хрупки, и не стоит взваливать на них все материнские, родительские тяготы.

Когда в семье появляется второй ребенок другого пола, негативная реакция первого не столь драматична; отсутствует прямое соревнование, поэтому характеристики старшего ребенка, описанные здесь, выражены гораздо слабее.

Когда второй ребенок того же пола, его воздействие на первого очень сильно. Оно стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем новорожденного. Родители неосознанно усиливают эту тенденцию, говоря старшему, что он (или она) больше и умнее новорожденного, а следовательно, лучше, несмотря на то, что сейчас все внимание родителей поглощено малышом. Родители также ожидают, что старший будет подавать ему хороший пример — быть большой Девочкой (или мальчиком) — и помогать ухаживать за малышом. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества; он умеет быть воспитателем и способен принимать на себя ответственность. Больше половины президентов США были старшими сыновьями; 21 из 23 первых американских астронавтов были старшими или единственными в семье.

Это чувство ответственности может быть тяжелым бременем, и старший ребенок превращается в тревожного субъекта, стремящегося к совершенству, который не смеет ошибиться, расстроить своих родителей или другую авторитетную фигуру. Если стандарты достижения в какой-то семье будут ориентированы на успех в преступной деятельности, старший будет стремиться к высоким результатам в этой области. Старший может стать священником или, как, например, Гитлер, маниакальным мировым лидером.

Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным, более серьезным, менее склонным к играм, чем другие. Он обычно упорно трудится и добросовестен во всем, за что берется, хотя и не принимает критики.

Другое раннее и по-своему исключительное воздействие на старшего ребенка состоит в том, что для его родителей забота о нем, новорожденном, нова и непривычна. Они обычно очень взволнованы появлением первого ребенка, ожидают его с нетерпением и уделяют пристальное внимание всему, что происходит с младенцем; первая улыбка, первое слово замечаются и заносятся в специальную «книгу ребенка». Развитие родившихся позже детей уже более знакомо родителям, и каждый следующий ребенок (без дефектов) получает меньше внимания, становится привычным. Но первый ребенок — это прежде всего эксперимент, и родители даже не слишком-то и понимают, что они делают в это время.

Старшие дети учатся идентифицировать себя с родителями и часто в итоге становятся хранителями статус-кво, первые преподают семейные традиции и мораль своим младшим братьям и сестрам, а затем пытаются распространить их на остальной мир. Они могут стать столь ригидны, что не желают принимать какие-либо изменения или компромиссы.

Отчасти из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путем, отчасти из-за того, что они не демонстративны и слишком серьезны, старшие дети испытывают по сравнению с другими детьми большие трудности в приобретении друзей. Они обычно имеют только одного близкого друга. Им свойственна повышенная чувствительность к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам.

Пол и количество младших братьев и сестер играют решающую роль в развитии личности ребенка. Если они разного пола, описанные характеристики будут отличаться и варьироваться. Если все младшие – одного пола, особенно если их двое или больше, указанные качества усиливаются.

Средний ребенок

Средний ребенок может обладать чертами, как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. Средний ребенок, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, кстати, сам будучи вторым сыном, отмечал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший…» .

Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших, и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Средний ребенок, будь то второй из трех или один из средних в большой многодетной семье, с трудом поддается описанию. Он в одно и то же время является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде. Поэтому он часто затрудняется в самоопределении и формировании отчетливой личности. На него не накладывает отпечатка, как на ребенка, рожденного первым, привычка быть впереди, но он не может и остаться малышом, как рожденный последним. (Одно из исследований, проведенных на многодетных семьях, показало, что старший и младший всегда являются любимцами семьи.)

Средний ребенок никогда не переживал безраздельного обладания своими родителями и не получал так много внимания, как первый. Хотя он и оказывается в более спокойной, расслабленной атмосфере, которая сопутствует повторным рождениям в семье, вскоре его также замещает новорожденный. Средний ребенок вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более зависимым. В результате средний ребенок может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. Средние дети в зрелом возрасте менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо. В общем, у них самая низкая мотивация к достижению, особенно в учебе, и их предпочтительно отправлять в колледж в последнюю очередь из всех остальных членов семьи.

Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего ребенка и привилегий младшего, часто чувствует несправедливость жизни. В своиx попытках почувствовать собственную значимость средние дети пытаются соревноваться с остальными и, если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение результатов, — это стать разрушителем, они делают это. Они могут становиться саморазрушителями, например, пить и есть слишком, а могут стать социальными нарушителями, став членами гангстерских банд или малолетними преступниками (но редко крупными воротилами). Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки.

Поскольку средние дети обычно более ответственны, чем младшие, у них возникает больше проблем, чем у младших и у старших, и они более интроверты, чем те и другие. Они лишены авторитета старших и спонтанности младших. Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Вследствие этого они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся дружеским взаимоотношениям. Они хорошо умеют вести переговоры и часто становятся дипломатами, секретарями, парикмахерами, официантами — занятия, требующие такта, но не слишком большой агрессивности. Поскольку в жизни они жаждут внимания и теплоты, они могут направиться в сферу увеселений.

Существует, разумеется, широчайший спектр средних позиций с вариациями в возрасте, полах и количестве братьев и сестер — слишком много, чтобы обсуждать их по отдельности. В общем случае средний ребенок будет иметь большую часть характеристик той позиции, к которой он ближе всего. Другими словами, средний ребёнок, который ближе по возрасту к старшему в семье или является вторым из четырех или более, больше будет походить на старшего ребенка. Если средний ребенок находится на нижнем конце порядковой шкалы, его характеристики будут приближаться к младшему ребенку. Средний ребенок, находящийся в самом центре этой шкалы, вероятно, поровну разделит характеристики младшего и старшего и окажется наиболее неопределившимся среди всех средних детей.

Описанное выше влияние пола и возраста старших и младших братьев и сестер чрезвычайно важно для развития личности среднего ребенка. Мальчик, имеющий младшего брата и старшую сестру, будет иметь иные характеристики, чем мальчик, имеющий младшую сестру и старшего брата.

Если все дети — одного пола, средний ребенок находится в самом проигрышном положении. Он (или она) получит меньше всего внимания и будет подавлен необходимостью конкуренции. Такой средний ребенок будет, возможно, наиболее запутавшимся, поскольку он (или она) имеет почти равную смесь характеристик младшего и старшего, будет наиболее тревожным и самокритичным.

Если средний ребенок растет среди старших и младших детей только противоположного, пола, он (или она), несмотря на все, может получать наибольшее внимание в семье. Это может сформировать среднего ребенка, который настолько избалован, что для него вопрос о супружестве даже не встает, поскольку его домашнюю ситуацию повторить невозможно. Такой средний ребенок также будет иметь трудности в приобретении друзей среди сверстников одного с ним пола.

Чем больше вариации в полах и возрасте других детей, тем труднее составить подходящее описание среднего ребенка.

Младший ребенок

Своеобразно развивается младший ребенок в семье. Он так же, как единственный ребенок, никогда не был травмирован появлением новорожденного. Ему уделяется много внимания, поскольку все остальные члены семьи чувствуют некоторую ответственность за него. И может быть честолюбивым, хитрым и эгоистичным, ведь он занимает исключительное положение, все время балансирует на грани особого отношения к нему родителей и необходимостью поддерживать нормальные взаимоотношения с братьями и сестрами.

Младший ребенок беззаботен и готов принимать чужое покровительство и поддержку. Ему прощается больше, чем остальным детям, и он просто привыкает ожидать от жизни только хорошего, поэтому в итоге оказывается великим оптимистом. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Да и родители относятся менее требовательно к его достижениям. В связи с этим оказывают на него меньшее давление. Поэтому, как вы можете догадаться, он меньшего и достигает.

Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша. Он продолжает ожидать, что другие (например, супруг или супруга) решат за него его проблемы. Он также может броситься в другую крайность: отвергать любую помощь. Младший ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то, выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, писал: «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком… Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи» .Младший ребенок обычно предъявляет к жизни меньшие требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. Если он сам решает свою судьбу, то обычно склоняется к художественному творчеству.

Он может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге прийти к защите слабых людей в обществе. Он занят ниспровержением общественных установлений и будет враждовать с иерархией, но без прямой конфронтации. Он обычно имеет «приключенческий» подход к жизни и легко берется за новое.Он тем или иным образом старается всю жизнь догнать старших, но ему это не удается, если только он не изберет абсолютно другое поле деятельности и жизненный стиль, в которых он может преуспеть благодаря своим собственным склонностям. Несмотря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет с легкостью угождать лидеру, который ему понравился. Если же он окажется в позиции лидера, его последователи будут любить его, и его авторитет не будет приниматься слишком серьезно. В основном, младший ребенок остается зависимым от других, даже если бунтует против правил. Он часто выбирает более старшего партнера и впоследствии борется против его контроля.

Традиционно земельный надел и замок доставался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в чужие края. Библейский блудный сын также был младшим в семье. Младшими детьми были Элизабет Тейлор и Бернард Шоу.

Наличие в семье трех и более детей резко стимулирует процессы индивидуализации развития каждого ребенка. Если второй ребенок появляется в той же мере желанным, как и первый, то родители в такой же степени тревожатся за него или наоборот спокойны за его будущее, то и психический склад ребенка, скорее всего, будет схожим вне зависимости от различий в поле или возрасте. Если же во время воспитания первого малыша родители резко поменяли свои взгляды на характер воспитательного процесса и изменили свое отношение к детям в целом, то второй малыш будет резко отличаться от первого.

Сама специфика взаимоотношений братьев и сестер будет зависеть от того, сравнивают ли родители детей друг с другом. Проводят ли параллели в отношении их умственных и физических способностей. Когда возникают упреки в том, что какой-то ребенок не такой, начинается жесткая конкурентная борьба между детьми, чтобы показать свою индивидуальность и заслужить любовь родителей.

В многодетных семьях третьи и четвертые дети вынуждены рано приобретать опыт общения. Они умеют постоять за себя, легко адаптируются в детских коллективах. Они общительны, энергичны, гибки в отношениях с людьми. Средние дети, общаясь со старшим, стремятся не отстать от него и быстро взрослеют рядом с ним. Они умеют без унижения подчиняться старшему и руководить младшими без заносчивости. И так естественно формируется чутье иерархии, когда люди знают как когда и с кем себя вести.

Но вот дети вырастают, и уже сами крепко стоят на ногах. При добром и умелом воспитании им ничего не страшно. Вместе они входят в жизнь, поддерживая друг друга. И родители гордятся ими. Трое детей – это во всех случаях не напрасно прожитая жизнь для них, это гарантия того, что дети не будут одинокими в беде. Род сохранится. Ведь как гласит народная мудрость «один сын — не сын, два сына — полсына, три сына – сын».

Ощущение, что рядом есть надежное плечо, всегда помогает преодолевать любые невзгоды. Я сама помню, как мама в детстве часто говорила мне и братьям, когда мы ссорились: «Ведь вы же родные. А ведете себя хуже врагов. По одному вы — веточка из веника, и сломать вас тогда будет очень легко, но когда вы вместе, вы – сила, попробуйте сломать веник, у вас ничего не получится. Так же и вы должны идти по жизни бок о бок. А не ругаться и ссориться. Ведь вы самые близкие, самые родные люди на свете. Берегите друг друга». И, действительно, сейчас, когда мы уже выросли и мои братья давно уже взрослые самостоятельные люди, в трудную минуту я знаю, что они всегда придут мне на помощь, где бы ни были. И не найти вернее и надежнее чем они, друга, советчика и помощника. До сих пор при встрече рождается чувство благодарности и «дочерней» любви к старшему, и ощущение родительской заботы к младшему брату. И я бесконечно благодарна своим родителям за то, что они дали мне возможность испытать все эти чувства.

Статья основана на следующих материалах:

1. Рональд У. Ричардсон. Силы семейных уз. – СПб., 1994

2. Гарбузов В. «Воспитание ребенка». – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *