Митрополит Николай могилевский

Митрополит Николай могилевский

Алма-Атинская область

Алма́-Атинская область

На Ю.-В. Казахской ССР. Образована 10 марта 1932. Площадь 104,7 тыс. км2. Население 1400,9 тыс. чел. (1969). В А. о. 10 административных районов, 4 города и 7 посёлков городского типа. Центр — столица Казахской ССР г. Алма-Ата.

Природа. Область расположена между хребтами Северного Тянь-Шаня на Ю., озеро Балхаш — на С.-З. и р. Или — на С.-В.; на В. граничит с КНР. Всю северную половину занимает слабонаклонённая к С. равнина южного Семиречья, или Прибалхашья (высота 300—500 м), пересечённая сухими руслами — баканасами, с массивами грядовых и сыпучих песков (Сары-Ишикотрау, Таукум). Южная часть занята хребтами высотой до 5000 м: Кетмень, Заилийский Алатау и северными отрогами Кунгей-Алатау. С С. хребты окаймлены предгорьями («прилавками») и неширокими предгорными равнинами. Вся южная часть — район высокой сейсмичности.

Для северной, равнинной части характерна резкая континентальность климата, относительно холодная зима (января —9, —10°С), жаркое лето (июль около 24°С). Осадков выпадает всего 110 мм в год. В предгорной полосе климат мягче, осадков до 500—600 мм. В горах ярко выражена вертикальная поясность; количество осадков достигает 700—1000 мм в год. Вегетационный период в предгорьях и на равнине 205—225 дней.

С. и С.-З. почти лишены поверхностного стока; единственная река здесь — Или, образующая сильно развитую заболоченную дельту и впадающая в западную часть озера Балхаш. В южной, предгорной части речная сеть сравнительно густа; большинство рек (Курты, Каскелен, Талгар, Иссык, Турген, Чилик, Чарын и др.) берёт начало в горах и обычно не доходит до р. Или; реки теряются в песках или разбираются на орошение. В горах много мелких пресных озёр (Большое Алматинское и др.) и минеральных источников (Алма-Арасан и др.).

Почвенно-растительный покров очень разнообразен. В равнинной части — полупустынная и пустынная, полынно-солянковая растительность с зарослями саксаула; весной характерны эфемеры и эфемероиды на глинистых бурозёмах. Имеются солончаки. На заболоченном побережье Балхаша, в дельте и долине Или — заросли тростника, луговая и галофитная растительность, отчасти тугайные леса из ивы и кустарников на аллювиально-луговых почвах и солончаках. В горах, с высотой 600 м полупустыня сменяется поясом сухих полынно-ковыльно-типчаковых степей на каштановых почвах; на высотах 800—1700 м луга на чернозёмовидных горных почвах и лиственные леса паркового типа; с высотой 1500—1700 м — пояс субальпийских лугов в сочетании с хвойными лесами (тянь-шанская ель, пихта, арча) на горнолуговых почвах; выше 2800 м — низкотравные альпийские луга и кустарники на горнотундровых почвах. В пустынях много грызунов: песчанки, полёвки, заяц-толай; копытные: антилопа джейран, косуля; хищники: волк, лисица, барсук. В дельте Или — кабан, здесь же акклиматизирована ондатра. Характерны из пресмыкающихся змеи, черепахи, ящерицы, из беспозвоночных фаланги, паук-каракурт. В горах встречаются снежный барс, рысь. В озере Балхаш и р. Или водятся сазан, маринка, окунь, шип, лещ и др. В Заилийском Алатау создан Алма-Атинский заповедник.

Население. А. о. населяют казахи, русские, украинцы, уйгуры, корейцы, татары и др. 49% населения области проживает в Алма-Ате. Средняя плотность населения 13,4 чел. на 1 км2, в пределах области резко колеблется: от 0,3 чел. на 1 км2 в пустынях Прибалхашья до 100 чел. и более на 1 км2 вокруг Алма-Аты. Большая часть населения сосредоточена в предгорной полосе (500—900 м над уровнем моря), здесь селения нередко тянутся сплошными цепочками вдоль трактов и речек. Городское население составляет 60%. Города области: Алма-Ата, Талгар, Каскелен и Иссык (последние три образованы в 1959, 1963 и 1968).

Хозяйство. В экономике области сочетаются разнообразные отрасли промышленности с развитым крупным сельское хозяйством — преимущественно поливным земледелием и полустойловым и отгонно-пастбищным животноводством.

Промышленность. Развиты металлообработка и сложное машиностроение, лёгкая (текстильная, трикотажная, швейная, кожевенно-обувная и др.) и пищевая (мукомольная, маслодельная, винодельческая, консервная и др.) промышленность, а также деревообработка и производство стройматериалов. Энергетика области базируется на ресурсах гидроэнергии рек, главным образом стекающих с Заилийского Алатау (Алма-Атинский каскад ГЭС, строится гайская ГЭС на р. Или), на привозном угле из Карагандинского и Кузнецкого бассейнов. Основная часть промышленных предприятий находится в Алма-Ате (См. Алма-Ата). Из других промышленных центров: г. Талгар (кошмоваляльная и швейная фабрики, спиртовой завод), поселок Бурундай (сахарный и кирпичный заводы), поселок фабричный (суконный комбинат), поселок Илийск (ремонтно-механические мастерские и рыбозавод), в ряде районов имеются маслозаводы, заводы по производству виноградных вин, стройматериалов и др.

Сельское хозяйство.

Среди земельных угодий преобладают пастбища: летние — в горах, осенне-весенние — в предгорьях, зимние — в пустынях. За 1956—58 были освоены крупные массивы целинных и залежных земель, созданы зерновые совхозы. А. о. — область преимущественно поливного и лишь отчасти неполивного (богарного) земледелия; около 80% орошаемых земель занято посевами. В посевах зерновых культур преобладает пшеница; возделывают также ячмень, овёс, просо, кукурузу, рис (только на поливных землях), различные бобовые и кормовые культуры (главным образом семиреченскую люцерну).

Технические культуры на поливных землях в 1968 занимали 14,8 тыс. га, в том числе сахарная свёкла — 8,4 тыс. га, жёлтые табаки — 4,9 тыс. га. Значительные площади заняты садами, ягодниками, виноградниками, бахчами, огородами. В поголовье скота преобладают овцы и козы (3335,1 тыс. голов в 1968); разводят также крупный рогатый скот (342,5 тыс.), свиней (37,3 тыс.), лошадей (89,5 тыс.), верблюдов (3,3 тыс.). В предгорьях, вокруг Алма-Аты развито интенсивное сельское хозяйство пригородного типа. В северной половине области господствует отгонно-пастбищное животноводство (мясо-сальное и мясо-шёрстное овцеводство, верблюдоводство) с небольшими очагами поливного земледелия вдоль р. Или (бахчи, посевы риса, а в более засушливых местах — проса). В горах южной части — табунное коневодство, мясное скотоводство, мясо-шёрстное овцеводство (в т. ч. разведение архаро-мериносов) с очагами неполивного земледелия (ячмень, пшеница). На озере Балхаш и р. Или — рыболовство (сазан, окунь, маринка). В горах, близ Алма-Аты, — горные курорты, туристические базы.

Транспорт. Протяжённость железных дорог около 250 км. Важнейшие автомобильные дороги: Алма-Ата — Каскелен — Фрунзе, Алма-Ата — Талгар — Чилик — Нарынкол, Алма-Ата — Или — Талды-Курган. По озеру Балхаш и р. Или — регулярное пароходное сообщение. Строится газопровод Бухара — Ташкент — Фрунзе — Алма-Ата. Крупный узел воздушных сообщений — Алма-Ата.

О. Р. Назаревский.

Культурное строительство и здравоохранение. В 1968/69 учебном г. в А. о. работало 648 общеобразовательных школ (320,7 тыс. учащихся). В дошкольных учреждениях воспитывалось 62,4 тыс. детей. Имелись 21 среднее специальное учебное заведение (35,2 тыс. учащихся) и 12 вузов (все в Алма-Ате), в которых обучались 66,1 тыс. студентов. 6 театров (все в Алма-Ате), 477 массовых библиотек (3627,9 тыс. книг и журналов), 408 клубных учреждений, 541 киноустановка, 4 музея (3 в Алма-Ате).

В столице области Алма-Ате, кроме республиканских, издаются областные газеты: «Жетису» («Семиречье», на казахском языке, с 1918) и «Огни Алатау» (с 1918). Помимо Республиканского радио и телевидения, действует областное радио, ведущее программу на казахском и русском языках, а также ретрансляцию республиканских и центральных радиопередач.

На 1 января 1968 в А. о. насчитывалось 6212 врачей (т. е. 1 врач на 227 жителей) и 16,6 тыс. больничных коек (т. е. 11,9 койки на 1000 жителей).

Лит.: Казахская ССР. Экономико-географическая характеристика. М., 1957; Ярмухамедов М. Ш. .Экономическая география Казахской ССР, А.-А., 1964; Аубакиров Ж. А., Алма-Атинская область, А.-А., 1959.

Заилийский Алатау.

Село Сарыбастау Нарынкольского района.

Высокогорное пастбище.

На строительстве гайской ГЭС. 1969.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

В 2015 г. Православная Церковь вспоминает две юбилейные даты, связанные с именем святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского – 60 лет преставления и 15 лет обретения мощей.

Владыка Николай (в крещении Феодосий) прожил жизнь долгую. Родился он в 1877 г. в день Светлого Праздника Пасхи в семье простого псаломщика и достиг высшего звания духовного лица Православной Церкви, — сана митрополита.

Был пострижен в монашество с именем Николай в 1904 году в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Рукоположен в иеромонаха 9 октября 1905 года. Проучившись 4 года под покровом преподобного Сергия Радонежского, в 1911 году о. Николай успешно закончил Московскую духовную академию.

В октябре 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. И дальнейшее нелегкое служение епископа Николая проходило под благодатным покровительством святителя Феодосия Черниговского, которого владыка очень почитал.

В 1923 г. был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. Со своей немногочисленной паствой епископ Николай упорно противостоял обновленцам, за что и был арестован в 1925 г. Провел в заключении более двух лет. После освобождения назначен на Орловскую кафедру, где и прослужил до следующего ареста, последовавшего в 1932 г. Был заключен на пять лет.

Следующий арест произошел в 1941 году. Пробыв в саратовской тюрьме шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан как «вольный ссыльный».

5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский).

Владыка прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 года, в день празднования иконе Божией Матери, именуемой Иверская.

Его задачей было возродить церковную жизнь, восстановить все то, что за годы гонений было забыто.

Он шел путем молитвы, много проповедовал. Молился владыка со слезами, особенно при совершении Божественной литургии, когда пели «Тебе поем, Тебе благословим…».

Он говорил, что плачет от радости, что Господь сподобил его совершать эту литургию и от счастья, что он может принести молитвы за всех своих духовных чад, за всех пасомых.

Богослужения владыка совершал с максимальным приближением к монастырскому уставу. Служил он очень красиво, проникновенно, одухотворенно. А когда, бывало, хор заторопит службу, он сейчас же выглянет из алтаря и спросит: «Кто тут на поезд спешит?». Всем станет стыдно и хор сразу замедляет темп.

Вся душа его была в церковном служении, в пении. У владыки был бархатный баритон, очень мягкий, красивый. Когда он пел «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…» – пел задушевно, тоскующее, – душу пронизывал. Его голос лился по храму, стояла гробовая тишина, лишь слышно было, как бряцают звонцы кадила и как люди плачут.

Он без храма дня не мог прожить. После каждой литургии владыка, стоя на амвоне, благословлял каждого, несмотря на то, что в воскресные и праздничные дни в храме присутствовало до тысячи человек и более.

У владыки Николая был обычай на всенощных бдениях, на пении «Честнейшую Херувим…» останавливать елеопомазание. Хор поет, прекращается подхождение народа к Евангелию и к иконе. И как запели: «…Сущую Богородицу, Тя величаем», на весь собор возглашал: «С поклоном!» – сам подавая пример положить поклон. И весь народ дружно кланялся вместе с ним. Ему говорили:

– Владыка, придется в архиерейский чиновник внести этот новый возглас, который доселе еще нигде не встречался!

Когда с кем-нибудь случалось несчастье или кто-либо заболевал, владыка первым делом советовал как можно строже исповедаться, причаститься и только после этого приступать к исправлению того положения, в котором человек оказался, или к лечению болезни:

– Нечистая исповедь – вот корень всех наших бед. А почему? Потому, что Господь хочет, чтобы все спаслись, вот и спасает нас через всевозможные напасти. Только в напасти мы вспоминаем о Боге, а в благополучии нашем нам не до Него.

А вы подумайте, что будет, если человек всю жизнь станет проводить в неге и довольстве, в окружении близких и родных людей? Жизнь, пресыщенная благами земными, приводит к окаменению сердца, к охлаждению любви к Богу, к ближнему. Человек от излишеств становится жестоким, не понимающим чужого горя, чужой беды.

Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаваться воле Божией.

Идти наперекор воле Божией недостойно христианина, и после того, как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость.

Митрополита Николая никогда не видели сердитым. Может, он и пытался иногда рассердиться, но у него не получалось. Он всегда был добрым, милостивым, отзывчивым. Если посмотреть на его фотографии, то увидишь его улыбающимся. Даже на смертном одре, кажется, будто владыка сейчас откроет глаза, улыбнется и встанет.

Он отошел ко Господу ровно через десять лет по прибытии в кафедральный город, в канун празднования Иверской иконе Божией Матери, Которой так любил сам возглашать: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!».

Исповедник Христовой веры, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года.

Он воплощал только одну сторону бытия:благодатную, святую, прекрасную.И находиться рядом с ним было светло и прекрасно.

Дни памяти cвященноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского – 25 октября, а также в первое воскресенье после 25 января.

Святе Николае, моли Бога о нас!

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Николай и фамилией Могилевский.

Митрополит Николай (в миру Феодосий Никифорович Могилевский; 9 апреля1877, село Комиссаровка, Верхнеднепровский уезд, Екатеринославская губерния — 25 октября1955, Алма-Ата) — епископ Русской православной церкви, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Образование

Родился в семье псаломщика в день Пасхи. Учился в Екатеринославском духовном училище (1887—1893) и Екатеринославской духовной семинарии (1893—1898). В 1898—1902 годах служил сначала псаломщиком, а затем учителем второклассной церковной школы. В 1902 году окончательно принял решение стать монахом и направился в Нилову пустынь, настоятель которой обещал его принять в монастырь через год, если тот не передумает. В 1903 году он был зачислен в число послушников монастыря; 6 (19) декабря 1904 года пострижен в монашество с именем Николай; 27 мая 1905 года рукоположен в монастырском храме архиепископом Тверским Николаем (Налимовым) в иеродиакона, а 9 октября 1905 года в Твери епископом Старицким Александром (Головиным) была совершена его хиротония в иеромонаха. В 1907 году по послушанию поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение аскетов о страстях» в 1911 году. В 1911—1912 годах был помощником инспектора Московской духовной академии.

В 1912—1913 годах — инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1913—1916 годах — инспектор Черниговской духовной семинарии; в 1915 году был возведён в сан игумена и с 10 октября 1916 по 12 июня 1917 года был настоятелем Княже-Владимирского монастыря в Иркутске и заведующим Иркутской учительской миссионерской школы в сане архимандрита.

С 12 июня 1917 года — первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии и настоятель Елецкого успенского монастыря в Чернигове.

В 1918 году как представитель духовно-учебных заведений принимал участие во Всеукраинском церковном соборе. На осенней сессии Собора было постановлено «быть архимандриту Николаю епископом Стародубским», но из-за его болезни поставление было отложено почти на год.

Архиерей

20 октября1919 года в Чернигове он был хиротонисан в епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Хитротонию совершили епископы Пахомий (Кедров) и Иоанн (Доброславин). Позднее он благодарил «Господа за то, что хиротония состоялась после того, как многие из собиравшихся на Собор в 1918 году архиереев к осени 1919 года уже эмигрировали за границу… что я не оказался в расколе, не убежал вместе с другими за границу, а остался на своей Рожине».

С 1920 года — епископ Сосницкий, викарий Черниговской епархии. С конца 1922 года несколько месяцев примыкал к обновленческому движению, но быстро порвал с ним и скрывался в монастыре «Божье дело», приписанном к Ниловой пустыни.

В докладе Патриарху Тихону Совета по церковным делам на Борзенщине, Черниговской губернии от 9 октября 1923 года: «Уже в начале 1922 г. на Борзенщине образовалось несколько приходов с лжеиерархией ставленников Липковского… Под напором самосвятов православное духовенство растерялось, и некоторые из священников, быть может, более стесненные материально и желая сохранить за собой места, перешли на сторону Киевской Рады, признав лжеиерархию. Это явление еще больше смутило православных и в корне поколебало авторитет православного духовенства Борзенщины, поднять который мог только епископ своим личным присутствием. Епископ Николай Борзенский в это время должен был взять управление Черниговской епархией на себя, из-за отсутствия архиепископа Пахомия, и в Борзну он прибыть не мог. Тогда духовенство и миряне организовали инициативную группу по борьбе с самосвятами.

Взяв на себя всю административную власть, оставаясь в канонической зависимости от правящего православного епископа, решили созвать съезд для решения вопросов церковной жизни. Приглашение было послано и епископу Николаю, с его благословения (но без участия) и с разрешения советской власти съезд состоялся, несмотря на всевозможные препятствия со стороны самосвятов и их сторонников, 5 февраля 1923 г. … Не допуская в церковной жизни никакого политиканства и контрреволюции, съезд в отношении церковном постановил: стоять на платформе строгого православия с пожеланием автокефалии Украинской Церкви, причем автокефалия эта должна пройти в духе постановлений православного Поместного Собора… В отношении положения православия на Борзенщине — приняв во внимание деморализующее влияние самосвятов, приняли решение о необходимости православного епископа — им избрали Преосвящ. Николая, который должен был прибыть вБорзну. Заканчивая работу, съезд избрал Церковный Совет на Борзенщине, утвержденный Борзенскийм уисполкомом его постановлением от 4 января 1923 г. за № 47 как единственный административно-церковный орган на Борзенщине — так он начал работу. В это время в Чернигов прибывал епископ Александр Мигулин — обновленец, представитель группы „Живая Церковь“, и взял власть в свои руки. Преосвящ. Николая по болезни отправили в Москву — нужда в епископе стала еще большей.».

С 6 августа1923 года — епископ Каширский, викарий Тульской епархии. С 19 октября 1923 года — управляющий Тульской епархией. Активно боролся с обновленчеством.

В 1924 году во время приезда в Москву, где был арестован вместе с группой епископов, в числе которых был Феодор (Поздеевский); две недели находился в Бутырской тюрьме.

Когда в 1925 году обновленцы готовились к проведению своего собора и приглашали на него представителей Православной церкви, епископ Николай предписал настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с ними; 8 мая 1925 года он был арестован и около двух лет находился в заключении. С 16 сентября1927 года — епископ Орловский.

27 июля1932 года был вновь арестован и отправлен в Воронеж, где Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года был приговорён по ст. 58-10 УК РСФСР на пяти годам лишения свободы (сравнительно мягкое наказание объяснялось тем, что в годы гражданской войны он спас от гибели одного комиссара, а также предотвратил еврейский погром в Чернигове). На вопрос следователю, за что он получил такое наказание, тот ответил: «За вашу популярность. Таких, как Вы на некоторое время надо изолировать, чтобы люди забыли о Вашем существовании. Вы имеете слишком большой авторитет среди народа и Ваша проповедь имеет большое значение для народа. За Вами идут!».

Находился в лагерях в Мордовии, Чувашии, в Сарове. В 1937 году был освобождён, находясь на покое, жил в ЕгорьевскеМосковской области, затем в Киржаче Ивановской области.

Ссылка в Казахстан

В 1941 году был возведён в сан архиепископа; по видимому это произошло 10 марта 1941 года, когда он участвовал в совершении литургии в Богоявленском соборе в Москве в день празднования 40-летия архиерейского служения Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

27 июня 1941 года арестован, находился в тюрьме в Саратове, затем был выслан на пять лет в Казахстан: сначала в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город ЧелкарАктюбинской области. В ссылке бедствовал, был тяжело болен. Его спас один незнакомый ему татарин, который отвёз архиепископа в больницу. Когда владыка, выздоровев, встретился со своим спасителем, тот рассказал ему такую историю: «Когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: „Возьми этого старика, его нужно спасти“».

В октябре 1943 года Патриарх Сергий представил властям список из 26 священнослужителей, которых он просил амнистировать. Все упомянутые в этом списке к тому времени уже были расстреляны или умерли в лагерях, кроме Николая (Могилевского). Однако освобождения из ссылки не последовало и только после его личного обращения («усердной просьбы») к Наркому Внутренних дел СССР по становлением Особого совещания при наркомате 19 мая1945 года он был досрочно освобождён из ссылки (окончание ссылки должно было последовать 27 июня 1946 года).

На Алма-Атинской кафедре

С 5 июня 1945 года — архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. Добился открытия многих храмов и молитвенных домов, часто посещал приходы епархии. С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией. С февраля 1955 года — митрополит.

Служил всегда благоговейно, никогда не спешил. Молился со слезами, особенно при совершении литургии, когда пели «Тебе поем, Тебе благословим…», он всегда плакал. Говорил, что плачет от радости, что Господь сподобил его совершать эту литургию и от счастья, что он может принести молитвы за всех своих духовных чад, за всех пасомых.

В житии владыки сказано, что в июле 1947 года он летел на самолёте из Алма-Аты в Москву на заседание Священного синода. При посадке владыка благословил всех пассажиров, чем вызвал их насмешки. Во время полёта отказал мотор, и самолёт начал падать. Всё это время владыка молился о спасении всех пассажиров. Самолёт упал в какое-то заболоченное, но неглубокое озеро.

Когда люди немного успокоились от пережитого ими страха, то стали подходить и благодарить владыку. В ответ на извинения пилота за насмешки, владыка ответил: «Бог простит. Бога благодарите и Его Пречистую Матерь, и возлагайте свои надежды на Святителя Николая».

Во время похорон владыки всю дорогу от храма до кладбища (около 7 км) гроб с его телом верующие несли на руках. За гробом, по подсчётам милиции, следовало до 40 000 человек.

На Архиерейском соборе в августе 2000 года митрополит Николай был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских как исповедник.

Труды

  • Учение аскетов о страстях.
  • Воздержание — победная песнь чистоты // «Голос Церкви» 1914—1915.
  • Тайна души человеческой: Святоотеч. учение о борьбе со страстями / Митр. Николай (Могилевский). — М.: Отчий дом, 1999. — 173 с. — ISBN 5-86809-125-6; СПб.: Библиополис, 2007. — 221 с. — ISBN 5-7435-0257-6.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Священноисповедник Николай (Могилевский) родился 9 апреля 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии. Назвали его Феодосием, в честь св. мученика Феодосия. В 1904 году исполнилась заветная мечта Феодосия — над ним был совершен монашеский постриг. Феодосий был наречен Николаем. В мае 1905 года монах Николай был рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября того же года была совершена его хиротония во иеромонаха. В 1911 году о. Николай успешно закончил Московскую Духовную Академию. В октябре 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 года владыка Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, положение в которой в то время было очень тяжелое. Обновленцы захватили подавляющее большинство приходов.

Но со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов православия. Исходом этой борьбы был арест Владыки, последовавший 8 мая 1925 года. Проведя в заключении более двух лет и освободившись, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. В Орле Владыка служил до следующего своего ареста. В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа, а 27 июня 1941 года Владыка был арестован и помещен в тюрьму г. Саратова. Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев, Владыка Николай был направлен в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области. В Казахстане до глубокой осени 1942 года Владыка Николай влачил нищенское существование, прося милостыню, живя у одной старушки в сарае. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода у него развилось худосочие, тело его было покрыто нарывами. После всего этого он попал в больницу. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма- атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский). Приехав в Алма-Ату, владыка Николай начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда. Так началось архипастырское служение владыки Николая вдали от горячо любимой им России на далекой Казахстанской земле. В то время Владыке шел уже 70-й год.

После непродолжительной болезни митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай мирно отошел ко Господу 25 октября 1955 года, накануне празднования Иверской иконы Божией Матери, отслужив ровно 10 лет на Алма-Атинской кафедре.

Кончина владыки Николая всколыхнула весь город. В день его погребения было остановлено движение транспорта, так как грандиозная процессия из 40 000 человек шла пешком из Никольского собора до кладбища (7 км) и гроб святителя все время несли на руках.

Святитель Алматинский Николай часто говорил: «Други мои, не забывайте меня, грешного, в молитвах своих сейчас и после смерти. Я вас не забываю и никогда не забуду. Если стяжаю дерзновение, если только Господь примет меня в свои кровы, если простит и помилует, я буду молиться за вас и после моего перехода в иную жизнь». Он любил всех ровной, божественной любовью и эту любовь источал на каждого встречающегося ему человека.

Подробнее о святом можете узнать здесь — http://nikolski.kz/nikolay.htm .

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 года прославил митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая в лике новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

8 сентября 2000 года святые мощи святителя Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, исповедника, по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского (ныне – митрополит Тульский и Белевский) Алексия (Кутепова) были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы.

Память священноисповедника Николая Алма-Атинского празднуется 12 октября (25 октября нового стиля), в день обретения мощей — 26 августа (8 сентября нового стиля) и в воскресенье 25 января (7 февраля нового стиля) или ближайшее воскресенье после 25 января (Собор новомучеников и исповедников Российских).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *