Митрополит иларион на руси

Митрополит иларион на руси

ИЛАРИОН (сер. 11 в.) – древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под 1051 г.

«Повесть временных лет» сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово. По оценкам современников первый митрополит-«русин» был «муж благ, книжен и постник». Ядром творческого наследия Илариона является «Слово о законе и благодати», создание которого датируется временем между 1037 и 1050. Его перу принадлежат также «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий. Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния. Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство). Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина», осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью» и кичливость греков перед «молодыми народами» как лишенными собственной истории варварами. Иларион высказывает патриотическую мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история – это часть мировой, а с другой – богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей. Вселенское мировоззрение христиан у Иллариона оплодотворено патриотической идеей. Его философско-историческая доктрина служила обоснованием национальной независимости страны. В вопросах онтологии мыслитель склонялся к гармонизации идеального и материального начал бытия. Он был уверен, что «смысленный разум» открывает возможность познания общества, истории и Бога. Идейное наследие Илариона сообщало творческие импульсы русской духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.

Сочинения:

1. Молдаван А.М. Слово о законе и благодати Илариона. К., 1984;

2. Идейно-философское наследие Илариона Киевского, ч. 1. М., 1986.

Литература:

1. Жданов И.Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру. – Соч. т. 1. СПб., 1904;

2. Мильков В.В. «Слово о законе и благодати» Илариона и теория «казней Божиих». – «Альманах библиофила», в. 26. М., 1988, с. 114–121;

3. Макаров А.И. Нравственные воззрения Илариона Киевского. – Там же, с. 76–88.

В.В.Мильков

Иларион Киевский

Святитель Иларион Святитель Иларион (? – † 1055) – митрополит Киевский и всея Руси, первый митрополит русин (украинский), оратор и писатель, церковно-политический деятель древней Украины. Причислен к лику Святых.

День памяти: 28 августа по ст. ст. 3 ноября (21 октября по старому стилю);
О жизни и деятельности Илариона сообщают русские летописи под 1051 (реже – под 1050) годом.
Митрополит Киевский Илларион происходил из семьи нижегородского священника и сам был священником Придворная церковь Св. Апостолов в княжеском селе Берестове (под Киевом). Уже в эти годы Илларион вел строгий подвижнический образ жизни. Он выкопал себе пещеру на берегу Днепра и часто оставался в ней для тайной молитвы. Впоследствии эту пещеру занял преподобный Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион и принял монашеский постриг.
1051 собором русских архиереев святитель Иларион был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Он вошел в историю Русской Церкви как первый митрополит, поставленный на Киевскую кафедра собором русских епископов. Позже святитель Иларион был утвержден Константинопольским Патриархом.
Святитель Иларион отличался прекрасной для своего времени образованием, был блестящим духовным пастырем и проповедником. Его деятельность пришлась на период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию письменности. Будучи проповедником христианской веры, Митрополит Иларион писал труда, где прославлял христианство, показывал его преимущество над старой верой. Первосвятителем Русской Церкви он был недолго: 1054 года отошел от управления митрополией. Умер он 1067 и прославленный в лике святых.
Эти отрывочные сведения о Илариона становятся более понятными, если их сопоставить с летописным сообщениям о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого.

Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их читать и писать. Сам Ярослав «любя Церковные уставы, попы любяще по большой, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитай и часто в нощи и в дне», «Наси книжнымы словесы сердца вирных люди». Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он «Собрав писцы многы», организовал переписывания славянских и переводных греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека.
Формирование Илариона как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не остались незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол.
Тот факт, что именно русин занимает должность митрополита, расценивается как начало борьбы за независимость Киевской митрополии от греческой. Иларион, чья деятельность протекала в полном согласии с князем Ярославом, оказался его верным помощником и единомышленником. Он был соавтором Ярослава в составлении церковного устава – Судебника («Ярослав съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун») Своим участием в летописании, литературной деятельностью Иларион во многом способствовал становлению украинской духовной культуры.
В 1054 г. после смерти Ярослава Иларион, очевидно, был смещен с должности киевского митрополита, потому что его имя не упоминается летописями среди присутствующих на похоронах князя. Представляется, что бывший митрополит уединился в Киево-Печерском монастыре («ископа пещерку малую двусажену кде ныне ветхыы манастырь печерьскыы»).
Память святителя почитается Церковью 28 августа.
Сомнения относительно даты утверждения
Существует отличная от летописной дата утверждения Илариона Киевским Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволяет предположить, что Иларион был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. Вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043-1046 г. Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им, возможно, был избран Иларион. Восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь признать законность избрания Иллариона на соборе 1051
Однако дата 1044 находится под большим сомнения, ибо в период 1035-1051 по источникам митрополитами Киевскими были Феопемпт и Кирилл И. Нескольких митрополитов одновременно быть не могло.
С историческими и политическими событиями молодой христианской Руси связано содержание главного произведения Илариона «Слово о законе и благодати». Так принято коротко называть произведение, имеющее более развернутую название: «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом, и как закон отошел, а благодать и истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и на наш народ руский. И похвала кагану 3 нашей Владимиру, что им крещены мы были «. В данном случае название отражает и содержание произведения, и его композицию, состоящую из 3 частей: 1) «о законе и благодати», 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру и Ярославу. «Слово» построено по всем правилам ораторского искусства: общие рассуждения на тему (первая часть произведения) является доказательством для определенной, конкретно-исторического события (вторая и третья части произведения).
Иларион начинает «Слово» с изложения своих представлений о всемирной истории. Он не делает больших экскурсов в ветхозаветную и новозаветную эпохи, как это было принято в христианской историографии, а рассуждает следующим образом. «Закон» (Ветхий завет) через пророка Моисея людям, чтобы они «не погибли» в язычестве («идольскаго мраке»). Однако «закон» был известен только древним евреям и не получил распространения среди других народов. «Благодать» же (Новый завет), пришедший на смену «закону», начальный период истории, – не узконациональных явление, а достояние всего человечества. Главное преимущество «благодати» перед «законом» заключается в духовном просвещении и равенства всех народов.
«Благодать», новая вера, дошла и до Русской земли. Илларион считает, что это закономерный акт божественного провидения («но сделал милость нам Бог, и возсияло у нас свет разума»). Здесь для Илариона важно подчеркнуть мысль о равенстве Руси-Украины с другими народами и тем самым отметить формальную роль Византии в события крещения Руси.
Теоретическое осмысление значения Руси в мировом историческом процессе изменяется летописным рассказом о деяниях князя Владимира, «учителя и наставника» Руси, и его «верного воспреемника» – князя Ярослава. Следуя языческих традиций во взглядах на родовую наследственность княжеской власти и личных заслуг правителей в исторических событиях, Илларион считает, что Владимир по собственной воле крестил Русь. Значит, он достоин равного с апостолами почтение: как апостолы обратили в христианскую веру разные страны («хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла» и др.), точно так же Владимир обратил в христианскую веру Русь. Когда Илларион сравнивает его с императором Константином Великим, который утвердил христианство в Западной и Восточной Европе, он подчеркивает всемирный характер просветительской миссии князя Владимира, «от славных родился, благородный от благородных», и является достойным наследником своих могучих предков, князей Игоря и Святослава, что «в годы своего господства мужеством и храбростью прославились во многих странах».
Не оставляет без внимания Илариона и деятельности Ярослава. Идет красочное описание Киева и похвалы Ярославу-строителю. Из построек, сооруженных при нем, Иларион особо выделяет Софийский собор, построенный как подобие Софийского собора в Константинополе и символизирует, согласно Илариону, равенство Руси и Византии.
Так Иларион в «Слове» мастерски соединил философскую и богословскую мысль с оригинальным видением истории и анализом насущных задач своей эпохи.
Точная дата написания «Слова» неизвестна, но есть предположение, что оно было произнесено 26 марта 1049 в честь завершения здания оборонительных сооружений вокруг Киева.
Кроме «Слова о законе и благодати», Илариону принадлежат также «Молитва» и «Исповедание веры» – произведения, столь близкие к «Слову» своим стилем и содержанием, одно время считались его продолжением. В целом указанные произведения составляют довольно скромную литературное наследие, но на фоне литературного процесса средневековья значение его огромно: на протяжении шести веков заимствования из «Слова» делались в памятниках украинским и славянской литературы. Кроме того, использовались и ораторские приемы Илариона.

Купить одеяла в Киеве можно по ссылке http://postelstyle.com.ua/e-shop/category/89/odeyala.html Также вы сможете приобрести на сайте интернет магазина постельного белья Постель Стиль полотенца, салфетки, скатерти, коврики для ванной, пледы, пододеяльники и простыни, а также наволочки!

Просмотров: 4537

Митрополит Илларион и Феодосий

Развитие христианской Руси

При Ярославе Мудром (после 1051 г.) митрополитом Киев­ским — главой русской Православной церкви — стал Иларион, русский по происхождению. Это был книжник и ритор, учившийся у греков красноречию (риторике), но в своём главном произведении — «Слово о Законе и Благодати» — Иларион возвещал славу недавно крещённой Русской земли, нового русского народа и их правителей: «старого Игоря, славного Святослава», «единодержца Владимира» и самого Ярослава. Русские князья, возглашал Иларион, «не в худой… и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли». Слава во «всех четырех концах земли» — это цитата из Библии, предрекающая грядущую победу истинной веры. Христиан­ская благодать — Новый Завет, полученный новым русским народом, выше древнего закона (Ветхого Завета). Значит, русские князья по праву унаследовали власть древних госу­дарств — недаром Иларион именовал Владимира и Ярослава хазарским титулом «каган»: под власть русских князей под­пали хазарские земли — Белая Вежа и Тмутаракань.

Илларион, до того как стал митрополитом, любил ходить на берег Днепра молиться. Для этого он выкопал себе пещерку.

Туда же пришёл монах Антоний, совершивший паломничество на Святую гору — в знаменитый Афонский монастырь в Греции.

Он и основал в Киеве Печерский (пещерный) монастырь, или лавру (монашеское общежитие). Самым знаменитым настоятелем лавры стал Феодосий, сын знатных родителей из Курска. Мать хотела, чтобы Феодосий стал боярином, но тот с детства мечтал о служении Богу и сделался монахом. Мать силой пыталась вернуть его к мирской жизни, но убедилась в его призвании и тоже приняла постриг. Став настоятелем в 1062 г., Феодосий ввёл суровый монашеский устав с многочисленными постами и обязательным трудом. При нём были возведены многие монастырские строения и Успенский собор. Не забывал Феодосий и о своих обязанностях пастыря: не раз он увещевал князей, наследников Ярослава, осуждая их распри. Феодосий был нетерпим к иноверцам, ведь он жил тогда, когда в 1054 г. христианская Церковь раздели­лась на греческую Православную и латинскую Католическую, в эпоху горячих споров об истинной вере.

«Нет другой веры, лучше нашей, — наставлял Феодосий в «Слове о вере христианской и латинской», — такой, как наша, чистая и святая вера правоверная. Если будешь жить с этой верой, то избавишься от грехов, и от вечной муки спасешься, и бу­дешь причислен к вечной жизни, и вечно будешь радоваться с святыми. А поверившему в другую веру — или в латинскую, или в сарацинскую, или в армянскую — никогда не увидеть жизни вечной. Не следует, чадо, хвалить чужую веру. Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит. Если кто начнет непрестанно хвалить и свою веру, и чужую, тако­вой оказывается двоеверцем, ходит около ереси». Для риго­риста Феодосия латинская (католическая) вера уже не явля­ется христианской, как и григорианская армянская — они ближе к вере сарацинской, исламу. Но общечеловеческие ценности, свойственные христианству, не стали чужды монаху-ортодоксу. «Подавай милостыню не только еди­новерцам, но и чужим, — поучал он. — Если увидишь раз­детого, или голодного, или больного лихорадкой, или одер­жимого какой другой бедой, даже если это будет иудей, или сарацин, или булгарин, или еретик, или латинянин, или кто из язычников, — всякого помилуй и от беды избавь, если можешь, и не оставит тебя Бог без вознаграждения».

Алтарная часть храма Святой Софии. Первая половина XI в. Киев. Украина. Митрополит Иларион писал в «Слове о Законе и Благодати (1037—1050 гг.) о Софийском соборе как о «церкви дивной и славной всем окружным странам, яко же она не обрящется во всем полунощи земнемь от востока до запада».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *