Митрополит димитрий ростовский

Митрополит димитрий ростовский

4 октября — обретение мощей свт. Димитрия Ростовского

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ: ЖИЗНЬ В ПЕРЕЕЗДАХ

Что мы знаем о святителе Димитрии Ростовском?

Это был простой, но очень одаренный человек, человек со своими немощами, но необыкновенного смирения. Несмотря на незаконченное высшее образование — блестящий оратор и писатель, из-за чего его буквально разрывали на части: один монастырь задерживал, другой требовал, один город обижался, другой звал и звал к себе. Он слагал с себя высокие звания и вновь был ими облекаем. Избегал комфортной жизни в богатых настоятельских покоях, а его снова и снова ставили во главе обители или епархии. Всю жизнь он переезжал от назначения к назначению, от Украины до Сибири, – и ни разу не возмущался этим. Впоследствии его мощам пешком ходила поклоняться императрица, а он при жизни… кланялся в пол перед простым певчим.

Святитель Димитрий Ростовский

Будущий святитель Димитрий Ростовский (в миру — Даниил) родился в 1651 году на территории нынешней Украины.

Его отец, Савва Григорьевич Туптало, был обычным казаком, но дослужился до должности сотника. Последние годы своей жизни Савва Григорьевич служил ктитором (старостой) в Киевском Кирилловом монастыре.

Кстати, последняя запись в дневнике святителя посвящена именно его отцу: тот умер в монастыре 103-летним старцем. Описав мирную смерть Саввы Григорьевича, святитель больше уже не прикасался к своим записям, которые вел всю жизнь.

Получить оконченное высшее образование будущему святителю не удалось. Его юность пришлась на время войны с поляками — Братское училище в Киеве, где обучался Даниил, был закрыто, когда город попал в руки поляков.

17-летний юноша ушел в монастырь, где служил его отец, и вскоре принял монашеский постриг. Впоследствии всю жизнь он стремился восполнить недостаток знаний, общаясь с образованнейшими людьми своего времени. К примеру, став настоятелем, принял в монастырь Адама Зерникава — западного богослова, обучавшегося в Кенингсберге, Лондоне и Оксфорде, бывшего лютеранина, принявшего православие.

Уже в 24 года Димитрия рукоположили в иеромонаха. Отсюда начались его странствия… Жизнь будущего святителя сложилась так, что он постоянно переезжал с места на место: за 30 с лишним лет своего служения побывал настоятелем пяти разных монастырей, епископом нескольких кафедр. Выражаясь на современном языке, география его служения – от Украины и Белоруссии до Сибири и Китая.

Однако ни о какой «церковной карьере» святитель никогда не заботился. Однажды он и вовсе сложил с себя звание игумена, отошел от церковного управления и переселился в Киево-Печерскую лавру, где писал Четьи-Минеи – Жития святых, труд, которому он отдал 20 лет жизни.

Четьи-Минеи святителя Дмитрия Ростовского

Спокойно работать ему дали только 1,5 года… Снова упросили стать игуменом и принять под свое начало Николаевскую обитель в Батурине (Украина). Отец Димитрий повиновался, но жил там не в настоятельских покоях, а маленьком домике, который называл своим скитом.

Святитель Димитрий Ростовский

Из дневников его, в частности, можно увидеть, что человек этот был «простым смертным» и так же, как все, боролся со своими недостатками:

«Августа десятого 1685 года, в понедельник, я услышал благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не поспел к началу, а проспал даже до чтения псалтири…» — не стеснялся писать о себе будущий святитель.

«…Думаю, это сказано мне для того, что я весьма ленив к молитве и уподобился в этом случае римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так как у меня краткая и редкая молитва»…

И при этом – в дневнике нет ни слова ропота на то, что нигде – ни в какой обители, ни в городе — ему не приходилось задерживаться надолго.

Апогеем его «странствий» стала Сибирь. В только-только присоединенные к России, можно сказать, дикие еще земли 50-летнего архимандрита Димитрия направили служить в 1701 году, возведя в сан митрополита Тобольского и всея Сибири.

Велели привезти с собой нескольких образованных иноков: изучив монгольский и китайский языки, они должны были служить в Пекине, в заново организованной там церкви (интересно, что святитель включен в Собор Сибирских святых).

Однако вскоре владыке Димитрию пришлось вернуться в центральную Россию – подвело здоровье. Здесь он был назначен на свою последнюю должность – митрополита Ростовского.

Где бы ни оказывался митрополит Димитрий, он принимался бороться с невежеством во всех его формах: от раскола и ереси до небрежного исполнения священниками своего служения. Святитель ужасался, что многие иереи не хранят тайну исповеди, не считают нужным готовиться к Литургии, хранят Святое Причастие где попало… И увещевал их со всей присущей ему энергией.

Благодаря ему в Ростове открылось училище, и митрополит лично занимался со своими воспитанниками, собирая их на службы, разбирая с ними Писание у себя в загородном доме и т.д.

Киево-Печерская Лавра, в которой записывал свои Четьи-Минеи святитель Дмитрий Ростовский

Для мирян святитель написал катехизис – в вопросах и ответах – чтобы на доступном языке преподавать своей пастве основы веры. Писал слова для тех, кто находится в унынии или смущении, писал о Причастии, об исповеди…

А последний его труд – «розыск о Брынской вере» — был посвящен обличению раскола. Св.Димитрий убеждал покоряться власти и не отпадать от единой Церкви.

Однажды он отрешил от должности священника своей епархии, проповедовавшего раскольнические идеи. Отрешил, но сана не лишил, а велел уехать в какой-нибудь монастырь. И даже ходатайство царицы не заставило святителя переменить своего мнения: он очень спокойно, но твердо ответил на ее письмо, что не может отменить своего решения.

Время Петра I было временем непростым: многих царские нововведения повергали народ в ужас, а то и в гнев. В один из дней к святителю подошли два молодых человека, смущенные повелением Петра I брить бороды и считавшие это искажением образа Божия.

— Лучше мы свои головы на плаху положим, чем бороды! – горячились они.

Святитель ответил, не раздумывая:

— Что отрастет – отсеченная голова или борода?

— Борода.

— Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голова — только в воскресение мертвых…

Святитель Дмитрий Ростовский за работой

Последние дни жизни святитель Димитрий тяжело болел, его мучил постоянный кашель. Но и тут – ни капли саможаления. 58-летний пастырь уже не мог говорить проповедь перед народом после Литургии, но, несмотря на это, заставил себя присутствовать на общей трапезе, хотя сам ничего уже не ел.

На следующий день его просила прийти заболевшая инокиня, бывшая когда-то кормилицей царевича Алексея Петровича. Отказав сперва, на повторную просьбу святитель согласился, но уже еле-еле добрался обратно до своей кельи.

Перед самой смертью он позвал к себе певчих, одного из них просил остаться, ему стал рассказывать о своей жизни, юности и зрелости, а потом, отпуская, поклонился ему до земли и поблагодарил за все. Певчий ушел в слезах, прекрасно понимая, что это последние слова святителя. Утром святителя Димитрия нашли на коленях: он умер за молитвой.

Прощаться с ним пришел весь Ростов! Гроб с телом святителя почти месяц стоял в соборе, и признаков тления не было. Почему месяц? Ждали местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, близкого друга святителя Димитрия: Стефан дал обещание отпеть друга и сдержал слово.

Прошло 42 года после погребения митрополита Ростовского Димитрия. 21 сентября 1732 года, когда разбирали осевший помост в церкви, где он был похоронен, обрели его нетленные мощи. Годы спустя святитель Димитрий был причислен к лику святых чудотворцев. На поклонение его мощам императрица Екатерина шла из Ростова в Москву. Пешком…

Сегодня святыня хранится в Спасо-Яковлевом монастыре в Ростове, где и был похоронен по своему собственному желанию составитель Четий-Миней, смиренный архиерей.

Валерия Посашко

Православие и мир

Назад к списку

Дмитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651 — 1709) — церковный деятель, духовный писатель. Дмитрий Ростовский родился в семье реестрового казака, в 1662—1665 гг. учился в Киево-Могилянской академии. С ранних лет испытывал влечение к иноческой жизни: с 1668 года — монах в Кирилловом монастыре. В 1677—1679 гг.— в Литве, куда отправлялся на поклон к иконе и где пользовался покровительством архимандрита Феодосия Василевича, ярого противника Москвы. Несмотря на стремление к уединению, Дмитрий Ростовский в 1681 — 1683 гг. игуменствовал в Максакиевом и Батуринском монастырях. В 1684 г. удаляется в Киево-Печерскую лавру, но в 1686—1692 гг. игуменствует снова.

В числе представителей украинского духовенства посетил Москву в 1689 г. во время утверждения у власти Петра I. С 1692 года Дмитрий Ростовский опять пребывал в Киево-Печерском монастыре, в 1697 году — игумен Кирилловский, в этом же году — архимандрит Елецкий; в 1699 году — архимандрит Новгород-Северский. В 1700 году местоблюстителем патриаршего престола стал Стефан Яворский, друг Дмитрия и его единомышленник. В 1700 году Дмитрий Ростовский вызван в Москву и в 1701 г. возведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. В 1702 г. освобожден от необходимости добираться до столь удаленной митрополии и переведен на митрополию Ростовскую. Проявил себя деятельным и бескорыстным иерархом; стремясь к распространению просвещения, основал школу для детей из всех сословий (1702—1706). В 1757 г. канонизирован русской церковью.

Основной труд Дмитрия Ростовского — Четьи-Минеи (1705). К ним приближается по тематике «Руно орошенное», первое произведение Дмитрия (1680) — обозрение чудес чтимых богородичных икон. Широкую известность завоевал «Розыск о раскольнической брынской вере», основанный не только на письменных источниках (Максим Грек, Стоглав, Юрий Крижанич, «Жезл правления» Симеона Полоцкого), но и на собственных впечатлениях.

Остался незавершенным «Летописец», сводивший воедино и излагавший по порядку события священной истории.

Дмитрий Ростовский — автор многочисленных проповедей, которые неоднократно произносились на Украине, в Москве и стяжали у современников успех. Несмотря на преимущественно отвлеченную тематику, митрополит не избегал обличения общественных недостатков и даже отваживался укорять самого царя (проповедь 1708 г. в Ивановском монастыре).

Перу Ростовского принадлежит дневник, вирши, духовные песни, школьные пьесы, приуроченные к Рождеству Христову и к Успению Богородицы. По пересказам известны также «Кающийся грешник» и «Комедия об искуплении человека». Дмитрия долгое время называли создателем драмы «Венец Димитрию», пьесы о мученичестве Димитрия Солунского, но она оказалась произведением учителя ростовской школы Е. Морогина, приуроченным к празднованию именин митрополита.

Искусные произведения Ростовского повлияли на русскую культуру XVIII—XX вв. Это Четьи-Минеи — настольная книга для представителей разных сословий, источник инсценировок придворного театра эпохи Петра I; его школьные драмы, которые, в отличие от других ранних русских пьес, включаются в современный театральный репертуар (Камерный музыкальный театр под рук. Б.А. Покровского).

Источник: Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высш. шк., 1994

Реферат на тему:

>Димитрий Ростовский
>План:

    Введение

  • 1Жизнеописание
  • 2Канонизация
  • 3Литературное наследие
    • 3.1Четьи-Минеи
    • 3.2Труды
  • Примечания
    Литература

1. Жизнеописание

Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка Украинского гетманата. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины.

После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.

По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата. В 1701 году Димитрий переезжает в Москву для назначения на Тобольскую кафедру, 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни Димитрия 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

1.1. Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его.

В могиле вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

2. Канонизация

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит ростовский Арсений, который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена переяславским епископом Амвросием, а житие ростовским митрополитом Арсением.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период, а также единственным, прославленным в XVIII веке. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

3. Литературное наследие

Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов. Академик Д. С. Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) сохранились до наших дней.

В последние годы своей жизни Димитрий, видя что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступного для простого народа языком сочинение против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

3.1. Четьи-Минеи

Работа над житиями святых была начата 6 мая 1684 года и продолжалась в течение 20 лет. При написании он пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста, доставленной ему с Афона, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками. Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.

Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца.

  • Первая книга — 1689 год;
  • Вторая книга — окончена в 1690 году, напечатана в 1695 году. После её написания работой Димитрия заинтересовался патриарх Адриан, который поощрил дальнейшее составлений житий на весь год своей грамотой и деньгами;
  • Третья книга — 1700 год, после её печати Димитрий написал небольшую книгу «Мартиролог вкратце», поместив в неё в сокращенном виде жития святых за год;
  • Четвёртая книга — 9 февраля 1705 года.

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Достоевский писал:

…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых.

Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.

—Ф.М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»

Четьи-Минеи стали источником вдохновения и для А. С. Пушкина — на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.

3.2. Труды

  • Четьи Минеи (Жития святых);
  • Алфавит духовный;
  • Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;
  • Утешение человеку в скорби, беде и гонении;
  • Зерцало православного исповедания;
  • Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося;
  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;
  • О исповедании грехов и святом причащении;
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;
  • Плач на погребение Христово;
  • Розыск о раскольнической Брынской вере;
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;
  • Краткие богомысленные размышления;
  • Руно орошенное.

Литература

  • Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. — Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0292-4.
  • Чухлиб Т. Славна родина Тупталів // Старожитності. — Київ, 1993. — №15/16. — С.2-3
  • Я . Э . Зеленина Димитрий (Туптало) — www.pravenc.ru/text/178011.html // Православная энциклопедия. Том XV. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007 .— С. 8-30. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4

Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове

Статуя святителя Димитрия перед кафедральным собором в Ростове-на-Дону

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

Икона XVIII века

Четьи-Минеи, Киев, 1714 год

Архиерейский посох Димитрия Ростовского. Фото С. М. Прокудина-Горского (1911)

В миру Даниил Саввич Туптало; 1651(1651) — 1709) — епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор.
В 1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (по юлианскому календарю) и в день Собора Сибирских святых (10 июня).
Родился в декабре 1651 года в селе Макарове Киевской губернии. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями.Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины.
Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове
После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы).

10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых.
В 1701 году переезжает в Москву для назначения на Тобольскую кафедру, 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре.По причине болезни Димитрия 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).
За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого.
Статуя святителя Димитрия перед кафедральным собором в Ростове
Смерть и погребение
Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его.
В могиле вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений.Над местом погребения установили деревянную гробницу.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии.

Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.

Иконописный подлинник

Россия. XVIII.

Свт. Димитрий. Шитьё. Россия. XVIII в. Вклад времени имп. Елизаветы Петровны.

Свт. Димитрий Ростовский. Парсуна. Россия. XVIII век.

Россия. К. XVIII.

Святитель Димитрий Ростовский. Икона-портрет. Россия. Последняя треть XVIII в. 89 х 76.5. Дар С.П. Фортинского в 1970 г. в ЦАК МДА.

Москва. 1959-1962.

Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 4). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *