Митрополит анастасий симбирский

Митрополит анастасий симбирский

Анастасий (Меткин)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Анастасий и фамилией Меткин.

Его Высокопреосвященство
Митрополит Анастасий

Митрополит Анастасий. 28 августа 2012 года

26-й Митрополит Симбирский и Новоспасский

13 июля 2015 года — 30 августа 2019 года
Предшественник Феофан (Ашурков)
Преемник Иосиф (Балабанов)

Митрополит Казанский и Татарстанский
(до 18 июля 2012 года — архиепископ,
до 25 февраля 1996 года — епископ,
до 11 июня 1993 года — Казанский и Марийский)

11 декабря 1988 года — 13 июля 2015 года
Избрание 30 ноября 1988 года
Предшественник Пантелеимон (Митрюковский)
Преемник Феофан (Ашурков)

временно управляющий Чистопольской епархией

6 июня 2012 года — 18 мая 2015 года
Предшественник Андрей (Солнцев)
Преемник Пармен (Щипелев)
Имя при рождении Александр Михайлович Меткин
Рождение 27 августа 1944 (75 лет)

  • Столбово, Кимрский район, Калининская область, РСФСР, СССР
Диаконская хиротония 6 мая 1968 года
Пресвитерская хиротония 7 февраля 1972 года
Принятие монашества 5 сентября 1976 года
Епископская хиротония 11 декабря 1988 года
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Анаста́сий (в миру Александр Михайлович Меткин; род. 27 августа 1944 года, деревня Столбово, Кимрский район, Калининская область) — епископ Русской православной церкви, митрополит Симбирский и Новоспасский (2015—2019), член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Биография

Родился 27 августа 1944 года в религиозной крестьянской семье. В 8 лет впервые попал в Троице-Сергиеву Лавру.

По окончании средней школы пытался поступить в Московскую духовную семинарию, однако был фактически принудительно зачислен в строительное училище, потом работал на стройке и на машиностроительном заводе в Кимрах.

Служил пономарем в Успенском храме села Щелкова.

В 1963 году окончил строительное училище и до 1966 года работал на машиностроительном заводе в городе Кимры.

В 1967 году приехал в Казань, где архиепископ Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский) назначил его псаломщиком к Никольскому кафедральному собору.

6 мая 1968 года архиепископом Михаилом (Воскресенским) рукоположён во диакона, а 7 февраля 1972 года — во пресвитера.

В 1975 году заочно закончил Московскую духовную семинарию.

5 сентября 1976 года епископом Казанским и Марийским Пантелеимоном (Митрюковским) пострижен в монашество с наречением имени Анастасий в честь преподобномученика Анастасия, диакона Киево-Печерского, и возведён в сан игумена.

В том же году назначен настоятелем Никольского кафедрального собора в Казани и секретарём Казанского епархиального управления.

В 1983 году заочно окончил Московскую духовную академию.

Ко дню Пасхи 1985 года возведён в сан архимандрита.

В июне 1988 года был участником Поместного собора Русской Православной Церкви.

Архиерейство

30 ноября 1988 года постановлением Священного синода определено быть епископом Казанским и Марийским взамен ушедшего по прошению на покой епископа Пантелеимона. 10 декабря в Богоявленском патриаршем соборе в Москве состоялось наречение, а 11 декабря — архиерейская хиротония, которые возглавил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Ему сослужили: епископы Владимирский и Суздальский Валентин (Мищук), Орловский и Брянский Паисий (Самчук), Калининский и Кашинский Виктор (Олейник).

К этому времени в епархии действовали 27 храмов и молельных домов, в том числе 16 на территории Татарстана. Уже в 1989 году были возвращены около 20 храмов, в том числе Петропавловский собор в Казани, ряд сельских церквей.

В 1990 году принял участие в Поместном соборе, избравшем патриарха Алексия II.

С 11 июня 1993 года в связи с выделением из Казанской епархии территории новой Йошкар-Олинской и Марийской епархии стал именоваться «Казанский и Татарстанский».

25 февраля 1996 года возведён в сан архиепископа.

17 июля 1997 года назначен ректором Казанского духовного училища. 17 июля 1998 года в связи с преобразованием Казанского духовного училища в семинарию назначен ректором последней.

16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Решением Священного синода от 16 марта 2012 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородицкого мужского монастыря Казани и Раифского Богородицкого мужского монастыря Республики Татарстан Зеленодольского района посёлка Раифа.

6 июня 2012 года назначен главой вновь образованной Татарстанской митрополии и временно управляющим Чистопольской епархией. 18 июля возведён в сан митрополита.

13 июля 2015 года назначен митрополитом Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

30 августа 2019 года решением Священного синода РПЦ, согласно прошению, почислен на покой в связи с достижением 75-летия; местом пребывания на покое определён город Казань с материальным содержанием от Симбирского епархиального управления.

Критика

Конфликт в Симбирской митрополии

В связи с назначением Анастасия митрополитом Симбирским и Новоспасским ульяновские священнослужители протоиерей Иоанн Косых, иерей Георгий Рощупкин и пришедшие с ними миряне выступили против Анастасия, выкрикивая «Анаксиос!» («Не достоин!») перед началом его первой службы в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе 20 июля 2015 года. Против назначения митрополита Анастасия в обращении к Феофану, бывшему митрополиту Симбирскому и Новоспасскому, выступила часть участников ульяновского епархиального православного молодёжного клуба, большая часть которого встала на сторону Анастасия. Основанием своих действий протестующие объявили нарушение митрополитом Анастасием 90-го правила свода Карфагенских соборов. Однако, по мнению богословски образованных членов РПЦ, такие действия мирян и клириков в отношении к своему епископу подпадают под целый ряд прещений по нескольким пунктам свода канонов.

Обвинения в гомосексуализме

В декабре 2013 года обвинён протодиаконом Андреем Кураевым в отказе лишить сана пресс-секретаря Казанской епархии игумена Кирилла (Илюхина), проректора Казанской духовной семинарии, дело которого о подозрении в гомосексуальных актах с подопечными разбирала комиссия Патриархии. Игумен Кирилл (Илюхин) обвинялся в сексуальном домогательстве к воспитанникам семинарии. Дело рассматривала комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви, под руководством протоиерея Максима Козлова. По результатам расследования, игумен был отстранён от занимаемой должности за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, хотя комиссия не обнаружила доказательств сексуального домогательства, и он был оставлен в священном сане. Исполняющий обязанности старшего помощника прокурора Татарстана Сайяра Зиятдинова направил в прокуратуру Авиастроительного района Казани письмо в котором было отмечено, что «направляется поступившее через интернет-сайт обращение О. М. Глазовой от 9.01.2014 о проведении проверки в отношении проректора по учебной работе Казанской духовной семинарии Русской православной церкви К. Илюхина» на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), а также добавлено, что «о результатах рассмотрения обращения прошу сообщить заявителю». Отсутствие состава преступления подтвердили и результаты следствия — был дан отказ за отсутствием состава преступления.

Корреспондент ИА REGNUM Василий Стадницкий критиковал митрополита Анастасия за плохое управлении епархией, потворство распространению гомосексуализма в Казанской семинарии и среди духовенства Казанской митрополии, а также в самом гомосексуализме.

В защиту митрополита выступили неназванные выпускники и студенты Казанской духовной семинарии, многолетний преподаватель Казанской духовной семинарии И. П. Ермолаев, протоиерей Сергий Кондаков и главный редактор газеты «Православный Симбирск» и редактор ежедневного радиоканала «Православная волна» С. В. Серюбин.

Казанская паства устроила своему митрополиту трогательные проводы, сняла о нем несколько фильмов с самыми добрыми воспоминаниями. Спустя год на день рожденья митрополита неизвестный разместил в Казани щит с фотографией митрополита Анастасия и цитатой из Писания «Праведный верою жив будет».

Награды

Государственные:

  • Орден Почёта (28 декабря 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций;
  • Медаль «В память 1000-летия Казани»
  • Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»

Церковные:

  • орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (1977)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II ст.;
  • Орден преподобного Серафима Саровского III степени (21 июля 2005)
  • Орден святителя Алексия, митрополита Московского (26 июня 2008);
  • орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (6 мая 2013);
  • Памятная панагия (28 августа 2014) — во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения;
  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (11 декабря 2018) — «Во внимание к Вашему служению и в связи с 30-летием архиерейской хиротонии»

Иные:

  • Медаль «За вклад в наследие народов России»

Примечания

  1. Архипастыри Казанские 1555—2011
  2. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года : Русская Православная Церковь Архивировано 2 апреля 2015 года.
  3. Журналы заседания Священного Синода от 15—16 марта 2012 года
  4. Журналы заседания Священного Синода от 6—7 июня 2012.. Журнал № 46
  5. В день памяти преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры
  6. Журналы заседания Священного Синода от 13 июля 2015 года
  7. Церковная «рокировочка» // Аргументы и факты. — 15.07.2015. — № 29.
  8. Антонов К. Митрополит Анастасий Казань сдал // Коммерсантъ (Казань). — № 124. — 15.07.2015.
  9. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года // ЖУРНАЛ № 99
  10. Два священника и сотня мирян пытались сорвать церковную службу в Ульяновске // Аргументы и факты : газета. — 21.7.2015.
  11. Митрополит Анастасий готов принять мученическую смерть у алтаря // Аргументы и факты : газета. — 22.7.2015.
  12. Митрополита Анастасия в Ульяновске встретили криками «Недостоин!» по-гречески // Московский комсомолец : газета. — 21.7.2015.
  13. Православная молодежь Ульяновска против нового митрополита. REGNUM, 17.7.2015.
  14. «Определено и сие: когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда, частью для отклонения нарекания на Церковь, частью ради достоинства клира, по каковым причинам и оказывается им снисхождение, частью для избежания гордого злорадования еретиков и язычников, если желают, как и должно, защищать своё дело и позаботится о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить своё дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется».
    • Виктор Баранец, Елена Чинкова За что же уволили протодиакона-блогера Кураева? // Комсомольская правда, 03.01.2014
    • Пресс-секретаря Татарстанской митрополии обвиняют в гомосексуализме // ИА REGNUM, 16.12.2013
    • Николай Осипов За что уволили Андрея Кураева // Вести FM, 31.12.2013
    • Одинокий дьякон в контексте истории // Известия, 04.01.2014.
    • Протодиакона Андрея Кураева отчислили из профессоров МДА — комментарии // Православие и мир, 03.01.2014
  15. Смирнов А. Священника проверят на грехи // Коммерсантъ (Казань) №8 от 22.01.2014
  16. Василий Стадницкий. Голубая луна над Татарстанской митрополией: мнение Архивировано 28 января 2014 года. // ИА REGNUM, 24.01.2014
  17. Семинаристы, выпускники КазДС — в защиту доброго имени митрополита Анастасия (Меткина) // OnlinePetition.Ru
  18. В защиту митрополита Анастасия (отрывок из передачи «Голос истинного Православия») // Блог о. Сергия Кондакова, 04.12.2015
  19. Серюбин С. В. Помрачение сердец // Портал православной газеты «Благовест», 05.08.2015
  20. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2000 г. № 2104 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  21. https://mospat.ru/archive/2005/07/9758/
  22. Святейший Патриарх Алексий вручил ряду архиереев высокие церковные награды
  23. Патриаршее поздравление митрополиту Казанскому Анастасию с 45-летием служения в священном сане
  24. В праздник Успения Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
  25. http://www.patriarchia.ru/db/text/5316437.html

Литература

  • Журавский А. В. Анастасий (Меткин) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 241—242. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.

Ссылки

  • Анастасий, митрополит Казанский и Татарстанский (Меткин Александр Михайлович)

Митрополиты

  • Прокл (Хазов) (2012—2014)
  • Феофан (Ашурков) (2014—2015)
  • Анастасий (Меткин) (с 2015)

Ульяновцы попрощались со своим архипастырем. Решением Синода Русской Православной Церкви в связи с достижением 75-летнего возраста Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий отправлен на покой с правом служения в Казани. Прощальная литургия состоялась в Спасо- Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска. Репортаж с места события.

Прихожане, паломники с разных приходов губернии , гости из Казанской митрополии, где владыка служил до его назначения главой Симбирской кафедры, а также представители администраций различных уровней – не в каждый праздник в кафедральном соборе бывает так людно. Проводить своего архипастыря пришли все. Прощальную литургию владыка Анастасий возглавил лично. Как и большинство богослужений в этом храме.

Более 1200 богослужений за 4 года! Это – почти ежедневное предстательство перед Господом за Симбирскую паству. А еще – за это время в губернии построено и восстановлено 24 храма. Возрожден Спасский монастырь, открыто 5 молодежных и два семейных православных клуба, а также епархиальный спортивный клуб Муромец, реализованы десятки молодежных проектов, начали свою работу образовательные курсы катехизаторов.

МАРИНА АНДРЕЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ: “Мне довелось работать с владыкой, это ,вы знаете, легко. Это доставляет удовольствие. Ты чувствуешь, что это не работа, а именно служение, когда рядом такой замечательный светлый человек. Поэтому хочу сказать огромное спасибо. За ту поддержку , что он оказывал нашим курсам , и не только курсам. Но и мне – как человеку. За понимание . Просто за то, что он был в моей жизни” .

И вот – последнее причастие симбирской паствы, совершаемое владыкой . 30 августа решением Синода Русской Православной Церкви в связи с достижением 75-летнего возраста Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий отправлен на покой с правом служения в Казани. В прощальной речи архипастырь поблагодарил всех, кто был с ним эти годы, кто пришел в этот день в храм и пообещал не забывать своих прихожан.

АНАСТАСИЙ, МИТРОПОЛИТ6 “Будем молить Господа, чтобы он даровал здоровый ум , чистое сердце и чтобы у меня находились силы для молитвы за всех людей, которых вручал мне когда-то Господь в моей жизни. И также не забывайте меня в своих молитвах . Благословение Господне на вас, благодатью и человеколюбием храни вас Господь на многие и благая лета” .

Надежда на встречу и не желание расставаться – слова об этом словно эхом звучали в этот день под сводами храма и не раз и не два. Симбирская паства никак не хотела отпускать на покой своего владыку.

ДИОДОР, ЕПИСКОП МЕЛЕКЕССКИЙ И ЧЕРДАКЛИНСКИЙ: “Мы, дорогой владыка, все духом всегда будем с вами . И не только духом – всегда рады видеть вас , я лично рад буду видеть вас на территории Мелекесской епархии. И если Богу будет угодно и вы пожелаете, я приглашаю вас разделить торжества на святого Гавриила, которого вы очень любите и чтите” .

ТАТЬЯНА ЛЕВУШКИНА , ПРИХОЖАНКА СПАСО-ВОЗНЕСЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА: “Он очень добрый, светлый человек, хороший, красивый. Много чему научились мы у него, хорошие добрые проповеди у него были, закладываются они в душу” .

АЛЕВТИНА КИТОВА, ПРИХОЖАНКА СПАСО-ВОЗНЕСЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА: “Со слезами на глазах все. И с огромной благодарностью к нашему владыке. За все то, что он делал эти четыре года. Дай Бог ему здоровья и многие лета. Я уверена, что этот человек всегда будет молиться о нашей губернии, о своих прихожанах. А мы будем всегда вспоминать его в своих молитвах” .

За служение на Симбирской земле и совместный труд владыку поблагодарил и глава региона. Поздравив архипастыря с прошедшим юбилеем губернатор вручил ему региональную награду – орден за веру и добродетель . Особым подарком стала старинная икона 19 века с изображением Иоанна Евангелиста.

Скандальный митрополит Анастасий (Меткин) ушел на покой

Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий (Меткин) подал прошение в Священный синод об отправке его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Прошение Анастасия было удовлетворено.

С 1988 по 2015 год Анастасий служил митрополитом Казанским и Татарстанским, был ректором Казанской духовной семинарии (КазДС). Служение Анастасия в Татарстане отметилось «голубой луной» — громкими сексуальными скандалами в стенах Казанской семинарии и за ее пределами. По словам православных Татарстана, героями этих скандалов оказались Анастасий, его секретарь Виктор Новиков, проректор семинарии игумен Филарет (Кузьмин), преподаватель семинарии игумен Кирилл (Илюхин), благочинный города Казани протоиерей Димитрий Салков и другие клирики. Салков, Илюхин и Кузьмин — выпускники Казанской семинарии, ученики Анастасия.

В годы архиерейства Анастасия в Татарстане православная жизнь в регионе дошла до стадии, близкой к разрухе. При этом Анастасий был любимчиком Казанского кремля и татарской этнократии. В угоду этнократам Анастасий никогда не говорил об упадке православной жизни в Татарстане, засилии этнократов, дискриминации русского языка, нарушениях прав русских и кряшен — православного тюркоязычного народа, разгуле татарских национал-сепаратистов и ваххабитов. Жалобы татарстанских священников из самых критических по засилию исламистов районов Татарстана Анастасий и его любимчики встречали насмешками.

За глаза жители Татарстана, включая татар-мусульман, называли Анастасия не иначе как «Настя», намекая на его ориентацию. Замалчиваемые много лет неприглядные факты архиерейского служения Анастасия в Татарстане в конце 2013 года были раскрыты протодиаконом Андреем Кураевым в его «Живом журнале». В январе 2014 года Кураев получил дополнительную информацию о «голубой луне» в Татарстане от корреспондента EADaily. В мае 2014 года Анастасий был освобожден от должности ректора КазДС, а в июле 2015 года переведен из Татарстана в Ульяновскую область, митрополитом Симбирским.

Данный перевод был воспринят православными как почетная ссылка Анастасия в епархию, где шалун-митрополит все равно долго не задержится. Так и получилось. 20 июля 2015 года ульяновские священники и миряне не дали Анастасию совершить литургию в Вознесенском кафедральном соборе, встретив митрополита гневными криками «Анаксиос!» (в переводе с греческого — «Недостоин!», формула, применяемая при извержении из сана и анафематствовании. — EADaily).

«До нас, конечно же, дошли слухи о гей-скандале во вверенной митрополиту Анастасию на тот период Казанской епархии. По 90-му правилу свода Карфагенских соборов (79-е правило Карфагенского поместного собора 401 года) ему надлежало в течение года обелить свое имя. Вот толкование этого правила. Так как каждый клирик должен пользоваться добрым именем, то правило, изданное по этому поводу, предписывает следующее: если на клириков вследствие каких-либо преступлений публично подана жалоба (δια τινά εγκλήματα έλεγχθέντας) или в обществе пронесся слух, что они совершили какие-либо преступления, то ради своего доброго имени и авторитета церкви они должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду», — говорилось в обращении православной молодежи Ульяновска к митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану (Ашуркову), предшественнику Анастасия на симбирской кафедре.

Обвинений в гомосексуализме Анастасий ни разу не удосужился опровергнуть — вплоть до своего прошения об отправке на покой.

После удовлетворения своего прошения об уходе в отставку Анастасий должен вернуться в Казань.

Митрополит Анаксиос

Митрополит Анастасий в ульяновском храме
РИА Новости

Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда «на понижение» из Казани. Анастасий — центральный персонаж «голубого скандала», раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 — начале 2014 года.

В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя «Анаксиос!» («Недостоин!»). Протест, облеченный в строго каноническую форму, да еще и на греческом языке, сторонники Анастасия тут же окрестили «майданом» — чтобы напугать гражданскую власть, которая так же неоднозначно встретила одиозного иерарха. Патриарх Кирилл осудил «восстание черни» и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой…

Против чего кричим?

Неизвестное широкой публике греческое слово «Анаксиос» — это теперь пожизненный титул нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (Меткина), главы Симбирской митрополии Русской православной церкви Московской патриархии (РПЦ МП), охватывающей территорию Ульяновской области. Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре — гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом «голубого скандала» с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-«побратимы» (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута. А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.

«Каналы самоочищения у церкви замусорены». Диакон РПЦ Андрей Кураев — об «епископах-мужеложниках»

Этот канон — 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно: «Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда… если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется». Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в «некоторых обвинениях», то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.

Понятно, что в светском государстве сексуальная ориентация является частным делом гражданина; уголовная ответственность «за содомию» осталась в советском прошлом. «Социальная концепция» РПЦ МП тоже признает наличие у некоторых людей подобной ориентации, но допускает их к церковному общению, только если они не реализуют эту ориентацию на практике, то есть не вступают с лицами своего пола в интимные отношения. Такой подход основан на прямолинейном осуждении гомосексуализма в Священном Писании — как Ветхого, так и Нового Завета. Соответственно, строгим наказаниям подвергаются священнослужители, особенно епископы, впавшие в мужеложство. На эту тему есть десятки церковных канонов.

Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии — лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела «загашать», а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.

Протодиакон Андрей Кураев — лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху — опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию. Действия безнаказанных лжепастырей многим из них буквально разбивали жизнь и калечили психику. Для полноты картины — фрагмент одной из жалоб воспитанника Казанской семинарии (при ректоре Анастасии): «11 октября 2012 года. В этот день, после семинарского ужина, проректор по воспитательной работе игумен Кирилл (Илюхин) позвонил мне на сотовый телефон и предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как отец Кирилл проректор, я подчинился ему. <…> Затем мы приехали на территорию какого-то храма (не помню, было темно) к друзьям отца Кирилла, где уже к этому времени натопили баню и накрыли… В парилке отец Кирилл схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Отец Кирилл поил меня алкоголем. <…> Около 7.00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах… Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной».

Игумен Кирилл (Илюхин) — многолетний «сподвижник» митрополита Анастасия — лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.

Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз — за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают «майдан» (и это все пахнет административными, а то и уголовными — по провинциальному рвению — делами). Либеральная общественность — за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают. Все-таки пафос протеста симбирцев состоит в неприятии: а) уголовных преступлений, покрываемых церковным руководством; б) игнорировании требований канонов и циничной демонстрации своей вседозволенности. Среди «голубого лобби» РПЦ МП есть «тихие» и «буйные» — про «тихих» многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, «личная жизнь», «сам ответит перед Богом»), а вот «буйные» своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с «гомофобией».

Духовный «майдан»

Но вернемся в «революционный» Симбирск и попробуем восстановить хронологию восстания против Анастасия — по рассказам неформального лидера этого восстания, ключаря старого городского собора протоиерея Иоанна Косых (в местной прессе его уже окрестили «раскольником», хотя из РПЦ МП он никуда не уходил).

Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба «Епархиальный» и некоторые миряне. Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии — и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить «зачинщиков» Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: «Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни». Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов. Авторы Обращения отнюдь не уверены в том, что Анастасий действительно виновен, — им непонятно, почему он сам, по этому правилу, как бы признает себя виновным и при этом продолжает служить.

17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них «точкой невозврата». Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.

Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме — охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков — любители погонять геев и ненавистники «Гейропы», на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского «гей-скандала». При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас «Анаксиос!». Это слово — напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять).

Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: «Аксиос?» («Достоин?») И народ, как правило, кричал в ответ: «Аксиос!» Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас «Анаксиос!» («Недостоин!»), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший «Анаксиос».

В эпоху государственного православия (в том числе в советские времена) этот диалог превратился в формальность: если гражданская власть уже утвердила кандидата, кто из простого народа посмеет возразить после его рукоположения, а если и посмеет, то кто его послушает? В современных храмах при рукоположении тоже звучит «Аксиос», но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется. Но вот симбирский православный народ не безмолвствовал: он вернул «Аксиос — Анаксиос» его древний исконный смысл. И митрополит Анастасий — вполне каноничным путем — получил теперь новое, очень неприятное для него звание: Анаксиос. Так его уже и называют православные в соцсетях.

Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно — строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое «Анаксиос!». Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью «Голубая империя наносит ответный удар». Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.

Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его — ни больше ни меньше — хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре. Протестовавшие миряне — это все «майдан», они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный «враг Церкви» — Кураев, само существование которого у митрополита вызывает «сожаление» (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского «майдана», и только из-за работы «пятой колонны» в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант). Видно все-таки, что разоблачения протодиакона попали Анастасию не в бровь, а в глаз. Наконец, сравнив свою недовольную паству со свиным стадом, новый владыка пожелал ей быть «низвергнутой в бездну адскую». Ну что ж, родина Ленина долго ждала такого доброго пастыря.

Обращает на себя внимание еще одна деталь первой проповеди Анастасия. По его словам, духовным воспитателем будущего митрополита был всемирно известный старец из Псково-Печорского монастыря о. Иоанн (Крестьянкин), которого в 2000 году посещал Путин. Анастасий дал понять, что старца обвиняли в подобных митрополичьим грехах, за что тот просидел 7 лет в советской тюрьме. Согласно же официальной биографии, о. Иоанн был осужден по ст. 58.10 УК РСФСР — «антисоветская агитация и пропаганда».

Любопытно, что по сути Анастасий не опровергает выдвинутых против него обвинений, как он не опровергал их в течение года, предусмотренного 60-м правилом Карфагенского собора. Вот фрагмент его проповеди 21 июля: «Да, я грешный человек, может, я недостоин по меркам тех людей, которые сейчас стоят во главе этого майдана, но не им судить. Господь мне судья, руководитель, и если Он привел меня сюда, то у престола могу принять мученическую смерть от рук вот таких людей». Получается, что в целом Анастасий не отвергает тех обвинений, которые против него выдвигаются, он лишь считает некомпетентной судебной инстанцией протестующий народ, а готовится дать ответ лишь Богу. То есть, по учению Анастасия, методами церковной демократии и канонов его не сместить нипочем, чего бы он ни натворил.

И последняя деталь. В условиях нынешней российской «симфонии властей» вновь прибывшего на кафедру — тем более митрополию, в областной центр — архиерея должен встречать местный губернатор. Между прочим, провожая Анастасия из Казани, глава Татарстана наградил его высшим орденом республики. Губернатор же Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из офицерской среды с некоторым кодексом чести, счел за благо уклониться от встречи с Анастасием, прислав на нее своего заместителя, да еще и одетого подчеркнуто неформально. Со своей стороны, Анастасий уклоняется от любых контактов с прессой, у которой к нему накопилось немало вопросов. Неумело отдуваться приходится привезенному из Казани секретарю (с соответствующей репутацией) Филарету Кузьмину — бывшему 19-летнему проректору Казанской семинарии по кличке Кузя. Явно не веря своим словам, Филарет без конца повторяет журналистам: «Майдан… Толпа привезенных сюда профессиональных митингующих… за определенную плату… пытаются физически и практически уничтожить митрополита».

Сейчас события в кафедральном соборе Ульяновска 20 июля пристально изучает местное УВД.

Очевидно, история с протестом клириков и мирян Ульяновска против патриархийного беспредела только начинается. В этой истории много всего переплелось: и усталость от постоянных унижений и лишения права голоса рядовых клириков и мирян, и неприятие показной, совершенно нехристианской роскоши и образа жизни высшего духовенства, и искренний страх того, что основная религиозная организация России стремительно вырождается, компрометируя сами понятия «христианство» и «православие». Безнадежность нравственного состояния российского общества — результат и тех явлений церковной жизни, о которых говорится в этой статье. Все больше людей выходят из церкви не просветленными, а разочарованными. А сердце человека продолжает жаждать истины, которую заслоняют все новые скандалы в РПЦ МП…

Проблема «голубого лобби» является системной для Московской патриархии. Духовенство старого поколения еще нередко использует термин 1960–70-х гг. «Никодимов грех» — по имени митрополита Никодима (Ротова) — духовного отца и организатора стремительной карьеры нынешнего патриарха. Птенцами «гнезда Никодимова» являются два десятка наиболее влиятельных архиереев РПЦ МП, которые стали епископами 40–50 лет назад, будучи еще совсем юными. После Казанской епархии срочной санации требует Тверская митрополия, где тема гомосексуального насилия за церковной оградой так же активно обсуждается в прессе. Есть еще несколько «горячих» точек, и это, вероятно, темы для будущих публикаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *