Мировые религии христианство

Мировые религии христианство

Доклад

РЕЛИГИИ МИРА

ХРИСТИАНСТВО

16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д»

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно её вторая часть – Новый Завет). Христианство возникло в 1 веке н.э. в восточной провинции Римской империи, в Палестине как религия угнетенных. В 4 веке стало государственной религией Римской империи; в средние века христианская церковь освящала феодальный строй; в XIX веке, с развитием капитализма, превратилась в опору буржуазии.

Изменившееся соотношение сил в мире после Второй Мировой Войны, научный прогресс привели христианские церкви к изменению курса, они встали на путь модернизации догматики, культа, организации и политики.

(Советский энциклопедический словарь)

Библия – это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали или не слушали своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до Р.Х. Большинство книг Ветхого завета составлено с 7-ого по 3-ий век до Р.Х.

К началу II в. По Р.Х. к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (греч. «Откровение»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке – иврите . Книги Нового Завета были созданы на диалекте греческого языка – койне.

Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборник разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал о своем опыте встречи с Богом, но христиане твердо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда был Одним и Тем же.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же»

Ещё одна особенность христианства как религии заключается в том. Что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных одним местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в православии, принято называть храм, который в этом случае воспринимается как «дом Божий» — место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы.

Наконец, Церковь может приниматься как форма христианской веры. За 2 тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций (конфессий), каждая из которых имеет свой символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической церкви (Римская традиция) и Протестантской церкви (традиция Реформации 16 века)

Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального божественного устроения мира. Есть и другое толкование: Небесную Церковь составляют святые и праведники, окончившие свой земной путь; там, где Земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.

Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накопившиеся начиная с 4-ого века, привели в 11-ом веке к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на 2 самостоятельных государства образовались и 2 центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.

Образовались 2 христианские конфессии (лат. «исповедание», т.е. направления христианства, имеющие различии в вероисповедании) – православие и католичество. В 16 веке Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия – протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.

Сегодня христианство представляют 3 конфессии, каждая из которых делится на множество деноминаций, т.е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.

Подсчитать точное число христиан не так-то и просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры.

Православная Церковь состоит из 15 автокефальных церквей (административно самостоятельных), 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 1200 млн. человек.

Римско-католическая Церковь насчитывает около 700 млн. верующих.

Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 250 млн. человек.

(«Религии мира», «Аванта +» )

Исповедание, как обязанность по отношению к Богу, есть свидетельство или признание перед миром веры в Бога, нашей надежды на Него и нашей любви к Нему. А проповедание есть возвещение перед миром божественных истин. Последнее есть обязанность не только священнослужителей, но и всех христиан, ревнующих о распространении христианской веры и благочестия. Каждый в своем кругу и при подходящих обстоятельствах может быть проповедником. Исповедание зависит больше от различных обстоятельств времени и места, а проповедание больше зависит от желания и соответствующей подготовки христианина. Обязанность исповедания Бога ясно возлагает на нас Господь Иисус Христос, когда говорит: всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным (Матф. 10:32-33; Мр. 8:38). Ап. Павел пишет: Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10:9-10; ср. 1 Тим. 6:12,13). А к обязанности проповедовать Бога ясно призывает всех христиан ап. Петр, говоря: вы род избранный, царственное священство, народ взятый в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Пет. 2:9).

Особенное значение получает исповедание во времена открытых нападений на веру. Такие нападения терпели христиане особенно в первые века, и будут терпеть, по пророчеству Господа Иисуса Христа, перед вторым Его пришествием. Этот подвиг называется исповедничеством и мученичеством. Это самое высшее прославление человеком Бога на земле и самое высшее торжество христианства. При этом подвиге уместно и проповедание. Мы знаем, что апостолы и мученики говорили речи о Христе, проповедовали Бога и своею речью даже обращали в христианство своих мучителей. Гонение на веру возможно во всякое время, и если не внешнее, то внутреннее, если не огнем и мечем, то словами, книгами и безбожной жизнью. Напр., в наше время христианам немало приходится бороться с вольнодумством, с равнодушием к вере и преследованием одних земных и материальных целей и т.п. При каких бы то ни было обстоятельствах христианин не должен стыдиться Евангелия Христова. Вся жизнь его должна быть благодарным исповеданием: Умоляю вас, братия, — пишет ап. Павел, — предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12:1). Христианин нисколько не беспокоится о том, что скажет и как отнесется к нему мир, если вся жизнь его, все движения и все речи будут иметь христианских характер.

Ревность к исповеданию Бога не должна иметь своих корней в тщеславии и гордости, она должна быть проникнута смирением и чистотой. Между тем, во времена гонений на христиан некоторые из них самовольно устремлялись к мученичеству, желая, так сказать, похитить у Бога своими руками мученический венец. Исповедание не должно быть и самонадеянным. Печальный пример предоставляет нам ап. Петр, по-видимому, чувствовавший в себе избыток ревности к исповеданию Христа, но сейчас же отрекшийся от Него. Наконец, исповедание должно быть проникнуто любовью. Пример видим в лице ап. Павла, который сказал перед лицом Агриппы: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими как я, кроме этих уз (Деян. 26:29).

Грехами, противоположными обязанности исповедания, являются, с одной стороны, безразличие, холодность, а с другой — фанатизм.

Клятва

Клятва, или присяга, есть один из видов исповедания веры в Бога, как всеведущего Судьи. Она вызвана потребностью общества, в котором существует грех обмана, и, след., есть повод к недоверию и при помощи клятвы хотят сделать более достоверными показания и обещания.

Некоторые секты отвергают клятву на основании слов Господа Иисуса Христа из нагорной беседы: Я говорю вам: не клянитесь вовсе… но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Матф. 5:34-37; Иак. 5:12). Говорят, что этими словами Господь Иисус Христос воспрещает присягу. Но в нагорной беседе Господь изображает идеал царства Божия, мыслимого в его совершенстве; и с этой точки зрения присяга, конечно, должна быть признана неуместной, так как она возникает из недоверия людей друг к другу, между тем, в чистом царстве Божием не может быть недоверия. И это царство Божие не только ожидается нами в будущем, но уже началось и в настоящее время; след., и в настоящее время клятва между людьми излишня, если между ними господствует любовь. Требуя господства любви и доверия от Своих последователей, Господь Иисус Христос, естественно, требует и уничтожения клятвы. Одно с другим связано. Но так как наряду с царством Божиим существует еще царство человеческое или царство гражданской справедливости, и так как между людьми существует еще грех, ложь и недоверие, то ради уяснения истины, христианин, по требованию начальства, должен не отказываться от клятвы. И на суде у первосвященника Господь Иисус Христос отнесся с уважением к клятве: Он вначале молчал, но когда первосвященник сказал: заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? — тогда отвечал (Матф. 26:63). Ап. Павел нередко употребляет в своих посланиях обороты речи, сродные с клятвой; напр., Бога призываю в свидетели на душу мою (2 Кор. 1:23); свидетель мне есть Бог (Рим. 1:9).

Сущность истинной клятвы состоит в том, что приносящий ее подтверждает перед лицом всеведущего Бога свое показание или свое обещание и ставит себя в безусловную зависимость от Бога, ясно сознавая, что Он строго карает всякую неправду, и что ложно клянущийся навлекает на себя грозный суд Божий.

Кто хочет произнести клятву, тот должен приготовиться к ней. Подготовление должно состоять в осознании важности предстоящего дела и ответственности за приносимую клятву. Клятва должна быть произносима благоговейно и с решительным намерением свидетельствовать истину и стоять за правду. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, гласит третья заповедь закона Божия.

Клятва может быть двух видов. Один вид ее относится к фактам настоящего или прошедшего времени, а другой — к событиям будущего. В первом случае мы даем показания при разбирательстве дела в суде, а во втором — при вступлении в должность и в некоторых других случаях.

Гнусность ложной клятвы и клятвопреступления состоит в том, что ложно клянущийся, или клятвопреступник, играют не только частной истиной, подлежащей, положим, расследованию на суде, но и смеётся над истиной вообще, правдой самой по себе, смеётся над верой в Бога. Нарушить клятву, данную в полном сознании и по свободной воле, — значит совершить самую отвратительную вероломность не только по отношению к людям, но и по отношению к своей совести и к Богу. А еще отвратительнее ложная клятва, так как нарушитель клятвы, по крайней мере, в то время, когда давал клятву, мог иметь намерение исполнить обещанное; между тем ложно клянущийся от начала до конца презирает истину и верность. К грехам против клятвы надобно отнести еще божбу, которая есть легкомысленное, без всякой нужды употребление клятвы в обыкновенном разговоре и делах.

Обеты

Можно различать обеты в широком или в собственном смысле слова. К обетам в широком смысле слова относятся такие, как обет крещения, обет при вступлении в брак, при занятии должности. При крещении дается обет святой жизни; при вступлении в брак — супружеской верности; при занятии должности дается обет верного служения обществу и тщательного исполнения своих обязанностей. Эти обеты действуют благотворно, так как давший их чувствует себя обязанным перед Богом честно выполнять обещанное. К обетам же тесным, в собственном смысле слова, относятся обеты сверх обычных, данные Богу в затруднительных обстоятельствах жизни или служащие к чести Божией и направленные к преуспеянию нашего спасения. Напр., в болезни христианин может дать обет усилить по выздоровлении посещение богослужений или совершить путешествие в известный монастырь. Даже при опасности для своей жизни может дать обет раздать бедным значительную сумму денег. Среди тяжкого искушения и большой опасности согрешить он может наложить на себя особый пост или поговеть.

Многие протестантские богословы отвергают обеты, считая их недостойными истинного христианина. Можно, конечно, понимать и исполнять обеты так, что они будут недостойны христианина; но их нельзя назвать недостойными, понимая их в правильном смысле. Обеты, понимаемые, как плата Богу за оказанное Им благодеяние, относятся к недостойным. Надо понимать обеты в смысле благодарной жертвы Богу и добровольно возлагать на себя благочестивые упражнения для укрепления в себе навыка к добру. К обетам в тесном смысле слова можно отнести и добрые намерения, напр., принимаемые на исповеди. Исповедуясь, мы принимаем намерение и даем обещание исправиться. (Сюда можно отнести учреждения обществ трезвости). Протестанты возражают, что, если кто-либо захочет жить добродетельно, станет так жить и без обетов, а если кто-то не хочет, то и обещания не помогут. Но данное обещание всегда будет служить нам напоминанием о необходимости добродетельной жизни; кроме того, давши обещание, мы будем остерегаться, как бы не приложить греха ко греху; след., мы будем вдвойне бодрствовать.

В Свящ. Писании есть прямое и ясное учение об обетах. Здесь находим и указание на факты обета и объяснение достойного отношения к ним. Известны обеты патр. Иакова (Быт. 38:20), Иеффая (Суд. 11:30-31), Анны, матери Самуила (1 Цар. 1:11), Давида (Пс. 65:13, и д.), Иоанна Предтечи (Лук. 1:15), ап. Павла (Деян. 18:18; 21:23 и д.). Предписывается искреннее и благоговейное настроение души при произнесении и исполнении обета: Делайте и воздавайте обеты Господу Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут обеты Страшному (Пс. 75:12). Проклят лживый, у которого в стаде неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное (Малах. 1:14). Настоятельно также напоминается о необходимости неотложного исполнения обета: Когда даешь обет, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл. 5:3-4).

Есть и предостережение от легкомысленного обета, т.е. от обещания что-либо исполнить, что неудобоисполнимо или даже нравственно недостойно: Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать (Притч. 20:25).

В нашей православной церкви существует еще обет монашества и соединенного с ним подвижничества. В настоящем месте ограничимся замечаниями о различных видах подвижничества: пустынножительство (св. Антоний вел., Павел Фивейский, Онуфрий Вел., Мария Египетская и др.), затворничество (св. Авраамий, Иринарх, и др.), столпничество (св. Симеон, Никита, Даниил и др.), юродство (Симеон, Андрей) и т.д. Все это разнообразные пути, на которые вступали избранники Божии для выражения одного и того же, именно — беспредельной любви своей к Богу и готовности пожертвовать ради Бога всем земным. Удалялись ли они в пустыню или затвор, они хотели уклониться от мирского шума и мирских развлечений, чтобы сосредоточенно размышлять о Боге и день и ночь служить Ему. Избирая столпничество, они хотели и внешним образом быть, так сказать, ближе к небу и Богу, и в то же время неизменно утверждать свое бытие и жизнь на одном незыблемом основании, которое есть Бог. Принимая на себя подвиг юродства, они доводили самоотвержение и духовную нищету до того, что решались быть «безумными» в глазах мира и всеми презираемыми скитальцами на земле (1 Кор. 1:27, 1:18-29; 3:18). Ко всем христианским подвижникам мы можем отнести слова ап. Павла: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо он приготовил им город (Евр. 14:16). Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:38). А себе самим мы должны сказать, имея в виду этих подвижников: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предстоящее нам поприще (Евр. 12:1). {mospagebreak}

Мировые религии:

Христианство

Христианство — самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М..1998, с.860), в мире в 1996 году было около 2 миллиардов христиан. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению — иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.

Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра — Марк и Павла — Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус — сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему “Осанна!”. Слово “осанна” в буквальном переводе с еврейского означает “спасение” (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа “Слава”).

Одним из важных событий в жизни Иисуса Христа после его въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел. Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали “тайной вечерей”. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя “царём иудейским”). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга “Деяния апостолов” уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе. В оценке истинности евангельских рассказов люди расходятся. Одни считают, что всё, что написано в Евангелиях, имело место в действительности. Другие, напротив, полагают, что в Евангелиях быль перемешана с художественным вымыслом.

В формировании конкретных особенностей новой религии, по мнению историков, сыграли свою роль и некоторые другие социальные обстоятельства. Существование императорской власти содействовало выработке и закреплению представления об едином Боге на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (в результате образования Римской империи) формировало и закрепляло представление об интернациональном Боге, который заботится о всех людях, независимо от их национальности. Кризис рабовладельческого общества привёл верхи общества к разочарованию в старых религиях, к потере веры в богов, которые не смогли предотвратить ухудшения положения правящих классов. И на вновь возникшую религию многие из представителей правящих классов возлагали надежды как на могучую силу, которая может их поддержать. Если сравнить христианскую религию с религиями и философскими учениями, которые уже существовали в Римской империи, то в ряде случаев можно увидеть нечто общее. Историки считают, что эти общие моменты говорят о том, что у христианской религии были идейные источники. Наиболее важным из них является иудаизм.

Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию. Из иудейской религии христиане приняли идею Мессии. Само слово Христос есть не что иное как перевод еврейского слова Мессия на греческий язык. Ряд положений, вошедших потом в систему христианских религиозных и нравственных взглядов, высказал александрийский философ Филон: о прирождённой греховности людей, об аскетизме и страданиях как о средствах спасения души, о том, что Мессия — тоже Бог и что его имя — Логос (это имя в христианстве стало вторым именем Христа, в переводе с греческого на русский Логос — это Слово). У римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве всех людей перед Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о любви к врагам, о покорности судьбе. Кумранская община (в прошлом — конфессия в иудаизме) пропагандировала идеи об уже состоявшемся первом пришествии Мессии и ожидаемом втором, о наличии у Мессии человеческой природы. Эти идеи также вошли в христианство.

В I в.н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом . Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.

Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.

В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям.

Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) — средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. — по настоящее время) — буржуазным христианством.

В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют “отцами церкви”). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия — книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части — Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие — 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо — тоже в образе человека, а третье лицо — в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни . В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий).

Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай — это место блаженства, ад — место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад — во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни. В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников — в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники — это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.


РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ИСЛАМА

  1. Вероучение ислама.
  2. Этика и право в исламе.
  3. Ислам и другие сферы жизни.

Вероучение ислама.

Само слово означает «покорность «. Это — строго монотеистическая религия, признающая Мухаммада пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы ислама называются мусульманами (от араб. муслимуна, «покорные»).

Основные положения вероучения изложены в Коране, некоторое развитие они получили в трудах мусульманских богословов. Вероучительные аспекты Исламской религии называются акидой. Сюда входят такие теоретические положения Ислама как вера в Бога, в ангелов, в пророков, в писания. доктрину об абсолютном Единобожии и т.д. Все эти положения являются основным теоретическим фундаментом Исламской религии. Каждый мусульманин обязан знать хотя бы основные положения Исламской акиды.

Ислам включает основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для каждого мусульманина. Иман, или вера, включает:

  • Веру в Единого Бога Аллаха (таухид, или монотеизм). » Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Аллах в исламе — существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Одних людей он предназначил к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Но в то же время Аллах — милостив и наделен способностью прощать. Важнейшее качество Аллаха — бесконечное могущество и величие, что требует полной и безоговорочной покорности человека его воле.
  • Веру в Ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асфраил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти — Накира и Мункара, стража рая — Ридвана, стража ада — Малика. Согласно исламскому веручению каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю и аду. Злые духи (джинны) не всегда злы, так как они тоже находятся во власти бога.
  • Веру в Книги (Святые Писания) и в святость Корана, который считается словом божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, т.е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.
  • Веру в Пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается «посланнику Аллаха», «печати пророков» Мухаммеду.
  • Веру в рай и ад и в Судный день. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, в неверным и отклонившимся от принципов вероучения — мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т.д. В аду — бесконечные пытки и муки.
  • Веру в божественное Предопределение (кадар). Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию бога.
  • Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, а воскресение из мертвых в день Страшного суда. Душа человека бессмертна. В последний день мира мертвые восреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведники попадут в рай, а грешники — в геенну огненную.

Обрядовые заповеди мусульман называют «пять столпов веры»:

  1. Исповедание веры — Шахада (свидетельство): Нет иного божества, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаhу) и Мухаммад посланник Его (ва Мухаммадун расуль уль-Ллаhи). Краткое изложение символа: «Аллах акбар» — «велик Аллах». Шахада произносится вслух, обязательно понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истине.
  2. Салят, намаз — обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы, обязательное ритуальное омовение перед молитвой, а также в случае какого-либо загрязнения. Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Совершать молитвы можно и дома, и в мечети, и в поле. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа. Мечеть (масджид) — и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.
  3. Саум — пост. Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе. Ураза-байрам (или ид аль-фитр) — праздник разговенья, окончания поста — справляется в первый день следующего за рамаданом месяца шавваля. Во время этого праздника верующий должен, согласно установлениям ислама, отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить так называемое «очищение праздника перерыва» — фитр-садака. В дни курбан байрам (справляется через 70 дней после окончания уразы курбан-байрам на жертвоприношение истребляется лучший скот. В этот праздник, по шариату, овца или коза могут быть заколоты за грехи одного человека, корова или бык — за семерых, а верблюд — за десятерых, причем жертва должна быть однолеткой. Приносить жертвы, согласно исламу, нужно затем, чтобы попасть в рай. По мусульманскому учению, попасть туда можно, лишь миновав Сират на принесенных в жертву животных. А Сират — это в мусульманском мифе мост, перекинутый над адом; от тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени. У входа на Сират будут находиться верблюды, коровы, бараны, заколотые верующими на курбан-байрам. На них-де они и переедут через Сират. Тот же, кто не закалывал жертв, не имея на чем переехать по этому мосту, не удержится на нем и упадет в ад! Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры.
  4. Закят — обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. В девятой суре («Покаяние») указывается, среди кого распределяются средства, собранные в качестве закята: бедные, нищие, сборщики закята, посвятившие свое сердце Аллаху, мукатабы (рабы, заключившие договор с хозяином о самовыкупе), несостоятельные должники, не имеющие достаточных средств путники. Помощь из закята получали также гази (участники священной войны с неверными). В настоящее время обязательная уплата закята мусульманами введена в ряде исламских государств и составляет 5% доходов. Установлен также уровень доходов, начиная с которого уплачивается закят. Если у мусульманина доходы ниже установленного уровня, он освобождается от внесения закята. Наряду с закятом существует и добровольно раздаваемая милостыня садака. Правда, в современной мусульманской терминологии термины «закят» и «садака» в некоторых случаях используются как синонимы.
  5. Хадж — паломничество в священный город Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба — небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован «черный камень» (издревле хранящийся тут метеорит) — по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения. Хадж должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз в жизни. Паломничество совершается в месяце зуль — хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия. Хаджж завершается праздником ид аль — адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

Каждое из этих предписаний может быть смягчено: например, вода для омовения может заменяться пылью или песком, строгое соблюдение поста не обязательно для больных и путешественников (могут совершить пост позже), мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям, паломничество в Мекку совершается при условии наличия физической и финансовой возможности и т.д.

Иногда к «столпам ислама» причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с «неверными», а значение термина — соответственно к понятию «священная война», и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.

Есть целый ряд обрядов, общих с иудаистами: обязательное обрезание мальчиков, запрет есть свинину, запрет делать изображения бога и вообще изображать живые существа, запрет на употребление спиртного.

Основными мусульманскими праздниками являются праздник «ид аль-адха» — великий праздник жертвоприношения (тюрк. «курбан-байрам») и «ид аль-фитра» — малый праздник разговения (тюрк. «ураза-байрам»). Отмечаются также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и ритуалы, а также доисламские обряды и праздники.

2. Этика и право.

Особенностью ислама является то, что в сознании мусульманина неразрывно сосуществуют мораль и право, этика и религия.

Мусульманская этико-правовая система (шариат) возникла и развивалась как конфессиональное право, органически слитое с теологией ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями. По исламу правовые установления — это частицы божественного закона и порядка, которым управляется мир. Отсюда шариат и его нормативная часть (фикх) включал не только правовые установления, но и религиозную догматику, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие отношения мусульман с Аллахом (ибадат).

Тесная связь права и религии была выражена в нормативных предписаниях. Предусматривалось 5 видов действий, которым придавался и правовой смысл: харам (запрещенные и подлежащие наказанию наказанию), кабих (дурные, но не наказуемые), мубах (дозволенные), манбуд (рекомендуемые) и фард (обязательные и подлежащие строгому выполнению). По существу вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям. Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама, а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта.

Согласно Корану, вся жизнь человека должна быть посвящена служению Богу. Только в этом человек может обрести подлинный смысл своего земного существования. В связи с этим все поступки человека, а также его личная жизнь и взаимоотношения с обществом должны быть приведены в соответствие с Божьими повелениями, изложенными в Коране и Сунне.

Идеальным примером совершенной морали является пророк Мухаммад. Его жизнь известна в самых мельчайших подробностях. В связи с этим, действия, поступки, манеры и речи пророка являются примером для подражания всем поколениям мусульман вплоть до Судного Дня. Мусульманин, говорится в шариатских книгах, должен делать все лишь «во имя Аллаха».

В пример верующим ставят, в частности, главу одного из шариатских толков (мазхабов) Ахмеда ибн-Ханбаля, который будто бы не ел арбуза лишь потому, что не нашел в Коране и священном придании (сунне) сведений, ел ли когда- нибудь арбуз пророк Мухаммед.

Этика ислама довольно проста: быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний нет. Социально-этические принципы основываются на равенстве всех людей перед богом, но имущественные различия признаются как естественный факт (от Аллаха). Торговая прибыль рассматривается как законная, но ростовщичество осуждается.

В семейной морали господствует патриархально-родовой уклад. Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Безбрачие считается у мусульман нежелательным состоянием, а брак рассматривается как религиозная обязанность. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Коран разрешает мужчине иметь одновременно до 4-х жен, а также неограниченное число наложниц из рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду. Поэтому гаремы могут себе позволить только представители верхушки. Женщина находилась в приниженном и зависимом положении. Ее обязанностью было вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Ее право управлять имуществом было сильно ограничено. Коран разрешал мужу применять наказания по отношению к жене, в том числе телесные. Женщина рассматривается как подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины.

Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана.

Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.

Мужчины — мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы — шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху.

В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.

В шариате, например, говорится, как нужно вставать с постели и молиться, умываться, есть, держать себя с другими членами семьи, заключать сделки, убивать дичь на охоте. К этому же направлены разные «Приличия мудрых» (или благочестивых: «Адаб ас-салихин») и иные религиозные сочинения, пытающиеся определять поведение верующих. В этих сочинениях не забыта ни одна интимная сторона жизни человека, указывается даже, как надо выполнять супружеские обязанности, как отправлять естественные потребности и т.п.

Культам старых «языческих» богов в исламе были даны новые толкования; эти боги стали постепенно заменяться мусульманскими святыми. Усвоение культов доисламских богов и богинь началось еще в раннем исламе, испытавшем влияние более древних, иудейского и христианского, учений о пророках. В Средней Азии и Казахстане, например, исламом было усвоено от предшествовавших ему местных культов почитание не только некоторых возвышенностей, источников, деревьев, камней и тому подобных фетишей, но также ряда старых божеств-покровителей.

Появились в исламе и святые — покровители шелководства (шейх Мухтар в Хорезме), рыболовства (Токмак-ата в устье Аму-Дарьи и на островах Аральского моря), земледелия (Бобо-дехкан), коневодства (Камбар-ата) и др. Сохранилась в пережиточных формах и вера в духов, как добрых, так и злых. «Священные» камни, как и кости, рога, знамена с хвостом яка и пр., зачастую являются одной из главных реликвий почитаемых гробниц, мазаров. Так, еще несколько лет назад подобный «чудодейственный» камень у мазара при мечети ходжи Абди-Даруна в Самарканде использовался с ритуальными целями. Верили, что мусульманка, поднявшая и обнесшая вокруг себя тяжелый камень, получит способность к деторождению.

Среди чеченцев и ингушей, у которых долгое время большую силу имели патриархально-родовые отношения, сохранялась вера, будто кости предков, оказавшись на поверхности земли, могут вызвать дождь. Моления о ниспослании дождя проводились и в других местах, причем, как правило, их существенной стороной являлись магические обряды и вера в особое значение культа предков.

Почитание святых издавна служило целям сковывания инициативы женщин. Еще Коран выдавал за божественное установление ношение женщинами ритуальных покрывал и женское затворничество. Существовал обычай, по которому мусульманка не могла даже участвовать в погребальной процессии, чтобы не осквернить могилу. Но в числе святых ислама уже давно возникли особые культы женщин-покровительниц. Например, культы Фатимы и Биби-Сешанбе, связываемые с ткачеством и обработкой хлопковой пряжи, культ Биби-Мушкиль- кушо («Госпожи разрушительницы затруднений»). Приведенные примеры показывают, что культ мусульманских святых, как и вообще ислам, унаследовал многое от древних верований. В культе святых ислама столь же много нарочитого искусственного, как в подобных культах других религий.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

  • Правдивость (ас-сидк).
  • Надёжность и верность (аль-амана).
  • Искренность (аль-ихлас).
  • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  • Скромность (аль-хайя).
  • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  • Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  • Терпение (ас-сабр).
  • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
  • Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
  • Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

3. Ислам и другие сферы жизни.

Характерной особенностью мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

Так, уже в первых мусульманских странах наблюдалось сращивание светской власти (эмират) с духовной (имамат) в руках преемника пророка — халифа. Высшее духовенство выступало в роли его советников. Суд также находился в руках духовных лиц — специальных судей кади.

Духовенство отправляло и светские и духовные функции. И сейчас в мусульманских государствах духовные лица нередко занимают светские должности: мулла — учитель, кади — судья, муфтий — главный авторитет в шариате, улем — ученый-богослов и преподаватель в высшей школе и т.д.

Образование в мусульманских странах тоже носит религиозный характер. при мечетях существуют религиозные школы — мектебе, распространены духовные академии — медресе.

Война и мир в Исламе
Проблема войны и мира, жестокости и миролюбия, насилия и его предотвращения в разные исторические периоды были предметом обсуждения в качестве важнейших вопросов права и политики. Проблема мира в Исламе является вопросом принципиальным и глубинным, и имеет неразрывную связь с происхождением Ислама и его общей концепцией окружающего мира и жизни человека. Ислам является религией объединения, единства и единой общности во всем огромном мире. Учение о единстве, об объединении всего сущего под единым и мудрым божественным началом, о связи людей с одним отцом и одной матерью и об их семейной общности, о движении всего мира и человека к наивысшему божественному единению, о наличии у всех людей одинакового богоискательского начала, об их стремлении к совершенству является самой незыблемой концепцией мира и мирового объединения. Провозвестником и пионером всех этих идей является Ислам. Поэтому, если мыслить логически, учение Ислама о будущем не содержит ничего другого, кроме призыва к миру на всей планете, мирному сосуществованию на основе справедливости и чести. Можно сказать, что мир в Исламе является вечной, незыблемой догмой, тогда как война — состояние исключительное, возникающее в результате выхода из большого единения, как вынужденная реакция на агрессию, угнетение или злоупотребление, анархию и разложение людей. (С сайта Ислам.Ру)

Дополнительная литература по теме:

  1. А. А. Али-заде (Абдулла Али) ОСНОВНЫЕ ГРЕХИ В ИСЛАМЕ.
  2. М. аль-Газали. ИСЛАМСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ.
  3. Гайнутдин Равиль, Муфтий. Ислам в современной России. — М.: Фаир-Пресс, 2004.
  4. Ислам в истории народов Востока. — М., 1981.
  5. Максуд Рукайя. Религии мира: Ислам. — М.: Фаир-Пресс, 2003.
  6. Ратвен М. Ислам. Краткое введение. — М.: АСТ, Астрель, 2005.
  7. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (XIX-XX вв.). — М.,1974.
  8. Сурдель Доминик. Ислам. Серия: Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека». — М.: АСТ, Астрель, 2004.
  9. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. — М.: Институт государства и права РАН, 1997.

Какая религия появилась позже других?

Класс

В бланке ответов поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1. По общей численности населения по состоянию на 2014 год Россия занимает в мире …

1) первое место. 2) девятое место.
3) третье место. 4) десятое место.

Какие из перечисленных стран бывшего СНГ имеют общую государственную границу с Россией?

1) Армения, Грузия, Азербайджан
2) Литва, Латвия, Эстония
3) Казахстан, Узбекистан, Киргизия
4) Беларусь, Украина, Молдавия

3. Жевание и слюноотделение можно отнести …

1) к безусловным рефлексам.
2) к условным рефлексам.

3) к приобретённым рефлексам.
4) к сложным условным рефлексам.

Голосовые связки у человека расположены …

1) в гортани. 2) в трахее.

3) в ротоглотке. 4) в носоглотке.

5. Бородинское сражение произошло …

1) 26 августа 1812 г. 2) 8 ноября 1812 г.

3) 13 октября 1812 г. 4) 14 декабря 1812 г.

Может ли диплоидный набор содержать нечётное количество хромосом?

1) да 2) нет
3) чаще может, чем нет 4) чаще не может, чем может

Задания, оцениваемые в 2 балла.

7. Регулируя заработную плату, государство определяет …

1) минимальный размер заработной платы труда.
2) форму выплаты заработной платы.
3) размер субсидий и дотаций.
4) размер социальных выплат.

Как называется наука о клетке?

1) биология 2) цитология
3) анатомия 4) криология

9. Дополните фразу: «Крупные месторождения медно-никелевых руд в России расположены…»

1) на Кавказе. 2) на Урале.
3) в Поволжье. 4) на севере Сибири.

Где не водятся пингвины?

1) в Антарктиде 2) в Новой Зеландии

3) на Северном полюсе 4) на Галапагосских островах

11. Найдите лишнее.
В годы Гражданской войны на стороне «красных» сражались …

1) большевики. 2) кадеты.
3) беднейшее крестьянство. 4) большинство рабочих.

12. Какое слово не родилось из звукоподражания?

1) таратайка 2) кукушка

3) пинг-понг 4) квакать

Задания, оцениваемые в 3 балла.

Одной из основных целей белого движения в Гражданской войне было – …


1) укрепление советского государства.
2) уничтожение советской власти.
3) восстановление самодержавной монархии.
4) восстановление потерянной собственности.

14. Половые клетки человека содержат …

1) 46 хромосом. 2) 23 хромосомы.

3) 50 хромосом. 4) 92 хромосомы.

15. Ребенок может считаться новорожденным …

1) до 1 месяца. 2) до 3 месяцев.

3) до 6 месяцев. 4) до 12 месяцев.

16. Президентом РФ может стать житель России не моложе …

1) 20 лет. 2) 35лет.
3) 45лет. 4) 25 лет.

17. Выдающимся советским военачальником в годы Великой Отечественной войны был …

1) В.К. Блюхер. 2) К.К. Рокоссовский.

3) П.И.

Багратион. 4) М.Н. Тухачевский.

18. Какому животному зоологи не присваивали «королевский титул»?

1) грифу 2) пингвину

3) жирафу 4) пуделю

Задания, оцениваемые в 4 балла.

Какая из перечисленных международных конференций не относится к событиям Великой Отечественной войны?

1) Потсдамская 2) Мюнхенская

3) Тегеранская 4) нет верного ответа

20. В каком году наши хоккеисты в последний раз становились олимпийскими чемпионами?

1) в 1988 2) в 2014
3) в 1990 4) в 1992

Что Шерлок Холмс впервые узнал от доктора Ватсона?

1) Земля вращается вокруг солнца.
2) Вена – столица Австрии.

3) Автор «Гамлета» – Шекспир.
4) Бегемот и гиппопотам – одно и то же.

Кто носил имя Океан в древнегреческой мифологии?

1) гигант 2) герой

3) титан 4) циклоп

Какая религия появилась позже других?

1) ислам 2) христианство

3) иудаизм 4) буддизм

24. Топливно-энергетический баланс – …

1) это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).

2) это соотношение добычи топлива и его использование в хозяйстве страны (расход).

3) это соотношение произведенной энергии (приход) и ее использование в хозяйстве страны (расход).

4) нет верного ответа.

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

25. Какую улицу Нью-Йорка горожане прозвали «Великий белый путь»?

1) Пятую авеню 2) Уолл-стрит

3) Бродвей 4) 42-ую улицу

26. Как называется объединение швейцарских земель?

1) Федерация 2) Союз

3) Конфедерация 4) Автономия

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *