Мир дому сему

Мир дому сему

«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Матф.10:14). Этот разбираемый стих является продолжением предыдущего стиха и представляет собой продолжение речи Спасителя, адресованной Его Апостолам. В данном стихе Спаситель продолжает излагать Свои поучения дальше и говорит о том, как должны себя вести Его ученики с людьми, не принимающими их, независимо происходит это в доме или вне дома.

В начале разбираемого стиха Спаситель говорит Своим ученикам «а если кто не примет вас и не послушает слов ваших». То есть Спаситель этими словами описывает ту ситуацию, когда ученики Его столкнутся с недостойными людьми, которые из-за своих грехов предположительно не захотят принять Апостолов. В таком случае Апостолы не должны им навязывать своего общения. Потому что нераскаявшийся грешник не будет воспринимать Слово Божье, сказанное через святых Апостолов. Поэтому Апостолы должны смиренно удалиться от этих неблагочестивых людей.

В дальнейшей части разбираемого стиха сказано о том, как же должны поступить Апостолы, удаляясь от недостойных людей, — «выходя из дома или из города того». Апостолы, выходя, то есть, смиренно удаляясь из дома или из города, в котором живут недостойные люди, должны сделать следующее — «отрясите прах от ног ваших».

Слово «прах» обозначает емкое понятие. Это и пыль, и земля, и всякая мерзость, которая могла пристать к ногам Апостолов, когда они находились в доме или городе недостойных людей. Обряд отряхания праха со своих ног очень древний и широко применялся в древнееврейском государстве. Этот обряд имеет важное религиозное значение. Человек, отряхивая прах со своих ног, и сопровождая это действие молитвой, стремились избавиться от губительных влияний злой сверхъестественной силы.

Возможно некоторым читателям слова «не послушает слов ваших» будут непонятны. Постараемся дать объяснение этому словосочетанию. Слова «не послушает» обозначают то, что некоторые люди, услышав слова Апостолов, не будут с ними соглашаться и не будут воспринимать их как истину. Это подтверждается толкованием смыслового значения слова «принять». В словаре Ожегова это слово обозначает «5 услышав, узнав, воспринять что-либо; 6 согласиться с чем-нибудь, отнестись к чему-нибудь положительно» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.585). Употребление слова «принять» с приставкой «не» обозначает противоположное действие выше указанному смысловому значению.

Что же не приняли и с чем же не согласились некоторые древние евреи, услышав слова Апостолов? В данном разбираемом стихе слова «не примет» обозначают не только то, что древние евреи не приняли Апостолов в своих домах в виде гостей, и имеет более глубокий философский смысл. Слова «не примет» в разбираемом стихе в главном смысловом значении обозначает то, что некоторые древние евреи не приняли Апостолов, как посланников Иисуса Христа. Иными словами, эти люди отвергли не только Апостолов, но и не приняли Христа, как Мессию, Который этих Апостолов направил с проповедью к людям. То есть это словосочетание указывает на то, что некоторые люди не приняли Мессию, как Бога, и закрыли для Него и Его учения свои души. И тем самым отказались воплощать в свою жизнь Его Новый Завет.

Возможно это произошло под влиянием фарисейской пропаганды, а также ложных утверждений синедриона о том, что Христос из Назарета есть не истинный Мессия. Но вероятнее всего это произошло из-за того, что души этих людей погрязли в грехе. И под влиянием злых духов, которые обуяли их души, и под воздействием собственной греховности, эти люди не приняли посланников Мессии. «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Иоан. 3:10).

Далее в этом стихе говорится о том, что некоторые люди не только не воспримут Мессию, как Бога, и Его Божественное учение, но и не будут воспринимать слов Апостолов. Об этом и пишется в разбираемом стихе «и не послушает слов ваших». Как можно понимать эти слова? Словосочетание «не послушает» имеет два смысловых значения. Первое смысловое значение обозначает, что эти люди не будут исполнять слов Апостолов. Второе смысловое значение обозначает, что эти люди не будут слушать слов Апостолов.

Выражение «не послушает слов ваших» предположительно можно объяснить и другим способом. Словосочетание «слов ваших» означает, что эти слова будут произносить Апостолы. Действительно за Апостолов их слова никто не произносил. Однако Апостолы в начале своего посещения дома произносили не свои слова, а повторяли слова Спасителя. В Евангелии говорится, что Спаситель повелел им говорить такие слова «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф.10:7). «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4:17). Поэтому каждую свою проповедь они начинали выше приведенными словами Спасителя.

Можно предположить, что если эти слова были словами Мессии, то в определенных случаях эти святые слова могли выслушиваться как грешными, так и праведными людьми, находящимися в этом доме. А после пересказанных слов Спасителя, Апостолы начинали говорить свои слова. Можно предположить, что слова Апостолов были направлены на то, чтобы рассказать людям, почему они должны каяться и как они должны это делать. Можно предположить то, что Апостолы говорили в своей речи так. «Поскольку Мессия сошел с неба на землю, то частично Небесное Царство сошло вместе с Ним и приблизилось к людям. Поскольку Мессии Бог-Отец даровал право прощать все грехи, то Он и может простить любой человеческий грех при искреннем покаянии». О власти Мессии прощать все грехи людям в Библии сказано так. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Поэтому можно предположить, что Апостолы советовали людям искренне покаяться и обращаться к Спасителю с молитвами, мысленно или при встрече с Ним, и просить о прощении грехов. То есть можно предположить, что речь Апостолов в своей вступительной части содержала святые слова Спасителя о том, чтобы люди покаялись, так как приблизилось Царство Небесное. А потом речь Апостолов содержала пояснение того, почему приблизилось Царство Небесное и как при помощи молитвы, обращенной к Спасителю, и следует каяться. Можно предположить то, что слова из разбираемого стиха «не послушает слов ваших» как раз и указывает на то, что первоначально в своей проповеди Апостолы говорили слова Спасителя о покаянии в связи с приближением Царства Небесного. А после этих святых слов Мессии Апостолы начинали говорить свои собственные слова. В разбираемой части этого стиха как раз и указывается на то обстоятельство, что слов, которые Апостолы произносили от себя, могли не слушать. А слова Спасителя, пересказанные Апостолами, слушали все. Потому что это были святые слова Божьи. Далее в разбираемом стихе говорится о том, что неприятие и неслушание слов Апостолов является грехом. Поэтому Апостолы должны отряхнуть прах со своих ног, выходя из дома или из города, в которых их не приняли и не послушали.

Во второй части разбираемого стиха говорится о том, что «то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших». В этой части стиха говорится о том, что Апостолы, после того, когда их не примут и не послушают, должны уйти от тех людей, с того места, где их не приняли и не послушали. Согласно разбираемому стиху таких мест может быть два. Это может быть дом или город. Слово «дом» применено для обозначения отдельных жилищ (но не всего города), в которых жили люди, не принявшие Апостолов. Таким образом, слово «дом» применяется для обозначения отдельных людей в городе или селении, не принявших Апостолов, но не всего населенного пункта в целом. То есть упоминание о доме, не принявшем Апостолов, указывает на то, что большинство жителей населенного пункта все-таки Апостолов примет.

Можно предположить, что упоминание о городе, который не принял Апостолов, адресовано к концу первого общественного служения учеников Христовых. Можно предположить, что к концу их проповеднического путешествия молва о них распространилась и в те населенные пункты, в которые они ещё не заходили. Но в этих населенных пунктах уже приняли решение о том, чтобы Апостолов в их город не пускать. Можно предположить и то, что когда Апостолы подходили к такому городу, им навстречу от имени жителей города высылалась делегация. Эти люди от имени города и сообщали Апостолам о том, что данный город Апостолов не принимает, и слов их слушать не будет. Поэтому представители города и просят, чтобы Апостолы в этот город и не заходили, и миновали его. Таким образом, можно предположить то, что отдельные люди в этом городе возможно и рады были принять Апостолов, но большинство жителей города отказались принять Апостолов. Исходя из выше описанной ситуации, можно сделать предположение о том, что словом «город» обозначаются не все люди, а большинство жителей населенного пункта, которые не захотели принять Апостолов. Можно предположить и то, что небольшое количество людей в данном городе, которое хотело принять Евангельские вести от Апостолов, не могло это сделать на территории протестующего города, а могло выйти за пределы территории этого города, и встретив Апостолов на дороге, могло получить от них Благую весть.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в разбираемом стихе словом «дом» обозначено меньшинство людей, а словом «город» большинство людей населенного пункта, которые не хотели принять Апостолов и слушать их слова.

По отношению к таким людям Спаситель и рекомендует Своим Апостолам выйти из такого дома или города, которые их не принимают, и отряхнуть прах со своих ног.

Слово «прах» обозначает «1 то же, что и пыль; 2 всё то, что тленно, ничтожно, недолговечно; 3 останки, то, что осталось от тела умершего» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.568). Какое же из этих смысловых значений наиболее подходит к разбираемому стиху? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о том, что у древних евреев существовал обычай отрясать прах со своих стоп после посещения язычников. «Может быть это повеление было тем яснее апостолам, что у иудеев был обычай, при возвращении из языческих стран, где они странствовали, отрясать пыль от ног своих» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.201). «Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим!» (Ис.52:1-2). Отрясание праха с ног после посещения язычников указывает на то, что этот обряд имеет религиозный смысл. Потому что язычники древними евреями рассматривались как иноверцы, не признающие Истинного Единого Бога. Обычай отрясать прах со своих ног с Ветхого Завета переходит в религиозные действия первых христиан. И также имеет религиозный смысл. Несмотря на то, что отрясание праха, совершаемое Апостолами, осуществляется не после посещения язычников, а после посещения древних евреев, это действие имело глубокий религиозный смысл. Для того, чтобы увидеть в этом обряде, совершаемом Апостолами, религиозный смысл, необходимо дать дополнительные разъяснения.

Согласно представлениям древнееврейского народа, Господь Бог олицетворял Собой Жизнь, Свет, Разум, Здоровье, Силу. Противоположная Богу сверхъестественная сила олицетворяла собой разрушение, тьму, мрак, тление и прах. В Библии представитель этой силы назван «сатана» (Иов.1,6). То есть если Господь Бог был символом жизни, то противостоящая Богу нечистая сила была символом смерти, тления, разрушения. Прах по третьему смысловому значению как раз и обозначает «останки от жизни». И по мнению древних евреев прах обозначал нечистую, противостоящую Богу силу. Согласно воззрению первых христиан, в том числе и Апостолов, люди, не принявшие учеников Христовых, прежде всего отвергли и не приняли Мессию, то есть Господа Бога, сошедшего на землю. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лук.10:16). По воззрениям первых христиан, такой поступок люди могли совершить только тогда, когда их души были одержимы нечистыми духами и погрязли в грехе. Потому что именно нечистая, противостоящая Богу, сила и отвергает Господа Бога, как те люди, которые не приняли Мессию. Олицетворением нечистой злой силы и является прах, как символ распада, разрушения, тления. Поэтому отрясая со своих ног прах после посещения дома или города, которые не приняли Апостолов, ученики Христовы прежде всего выполняли религиозное действие, направленное на то, чтобы отряхнуть с себя прах тех поселений, в которых их не приняли. Прах, символизирующий злую сверхъестественную силу, под влиянием которой Апостолов отказались принимать в данном доме или городе. Предположительно так и можно объяснить действия Апостолов, связанные с отрясанием праха с их ног. Можно предположить и то, что отрясание праха представляло собой символическое действие. В свете всего выше сказанного можно предположить и то, что отрясание праха, производимое Апостолами с их ног, было ответом на то, что их не принял определенный дом или город. И таким ответом Апостолы указывали на то, что они стряхивают прах, то есть не принимают той злой силы, под влиянием которой их отказались принять и выслушать. Так как эта злая сила в данном обряде и символизируется прахом, который со своих ног и стряхивают Апостолы, как выражение неприятия этой злой сверхъестественной силы. Иными словами Апостолы стряхивали со своих ног сатану, под влиянием которого жители определенного дома или города и отказались принять Мессию в лице Его Апостолов.

Анализируя разбираемый стих, можно прийти к выводу, что в книге Матфея описанное им любое, на первый взгляд незначительное событие, никогда не описывается просто так, понапрасну. А всегда имеет свой глубокий познавательно-назидательный смысл и определенное религиозно-философское значение. После совета Спасителя обряд отряхания праха с ног приобретает новое значение и наполняется иным пророческим смыслом. В следующем стихе Спаситель говорит о том, что произойдет после того, когда Апостолы отряхнут прах со своих ног.

Газета «БЛАГОВЕСТ», октябрь 2007-август 2008 г.

Мир дому сему

Валерий Олизько

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит (Мне) дверь, войду к нему, и Я буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.»
Откр.3:20-22
Могут ли отдельные, яркие исторические события повторяться? Если да, то однажды вечером Сын Человеческий постучит в мою дверь и произнесет слова приветствия: «Мир дому сему».
Сумею ли я достойно ответить гостю: » С миром принимаем тебя, друг. Войди в мой дом и вкуси пищу со мной»? Понимал бы я – кто посетил меня?! И что предложил бы ему?
Полагаю, что Он знал, кто перед ним. Да и пожелал ли Он войти в дом, если все сразу понял обо мне? Если остается в силе Его «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», Он пришел по адресу. Он не ошибся, ибо я и есть тот запущенный больной. Наверняка Он уже знал, что и во второй раз будет распят – слишком многим власть предержащим Он осложнил бы жизнь своим прощением, состраданием, милосердием, справедливостью и бескорыстием. Очень многим мешал бы своим присутствием.
К своему стыду, я признаю, что в силу угрожающих моей жизни обстоятельств, и я мог трижды отказаться от Него, трижды отвергнуть Его. Более того, опасаясь за свое «светлое» будущее, находясь в беснующейся толпе, я мог кричать вместе со всеми: «Распни, распни Его».
Вот и, получается, что я готов был и предать, и отречься, и желать Его гибели.
Так, кто же я?! Насколько я далеко отстою от Иуды? Достоин ли я Его приветствия, мира и любви? Не пал ли я на дно невообразимой бездны гордыни и тщеславия, жадности и зависти, лицемерия и страха…
И кому я на самом деле служу? Кому?!
Вне всякого сомнения, Его появление принесло бы свои результаты. Чистые сердцем люди станут Его учениками.

Их чистота и бескорыстие привлекут к ним новых учеников. Вопреки нападкам и притеснениям церковь, основанная Им, развивалась бы и росла, оставляя людям шанс на прозрение, покаяние и очищение. Тем, кто твердо решил восходить из глубины темной бездны к ясному и чистому небу Вселенской Любви.
Осталось немного времени, я это каким-то образом чувствую.
Случится так, что в один из обычных вечеров раздастся стук в дверь. И перед каждым из нас предстанет Он и спокойным голосом произнесет: «Мир дому сему». Будем ли мы готовы, друзья, достойно ответить Ему?
23.11.2013г.

© Copyright: Валерий Олизько, 2013
Свидетельство о публикации №113112308240

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Валерий Олизько

Рецензии

Написать рецензию

Вопрос нелегкий… Но надо стремиться к совершенству, по себе знаю не просто, но надо!
С христианским теплом, Валентина.
Валентина Волгская 19.12.2013 20:57 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Ведь Он стучит и уже давно, не в дверь нашу надежную, в наши сердца окаменевшие. Способны ли мы услышать стук и ответить — вот в чем вопрос.
С уважением, Валерий.
Валерий Олизько 19.12.2013 21:06 Заявить о нарушении

Если есть ВОПРОС — значит ответ будет достойный!!!
Валентина Волгская 19.12.2013 21:08 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Валерий Олизько

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *